Судьба крепости Рабат и мечети Ахмедиэ в городе Ахалцихе, восстановленных грузинскими властями в 2012 году, стала главной темой переговоров президента Михаила Саакашвили и премьер-министра Эрдогана в ходе недавнего рабочего визита грузинского лидера в Турцию. После переговоров Саакашвили заявил, что Реджеп Эрдоган согласился с его предложением и отказался от выдвинутого ранее турецкой стороной требования изменить золотистый цвет купола главной мечети комплекса. Впрочем, Турция по-прежнему настаивает, что стелам с изображением креста не место в мечети. Турецкие историки утверждают, что купол мечети Ахмедиэ был не золотистого, а свинцового цвета. Это подтверждает и российский военный историк Василий Потто в фундаментальном труде "Кавказская война", одна из глав которой посвящена битве за Ахалцихскую крепость. Что касается стел с изображением крестов, то они появились в мечети после взятия Ахалцихе российскими войсками, когда мечеть была переоборудована в церковь и к ней пристроили алтарь. Тема реконструкции крепости Рабат имеет в Грузии ярко выраженный внутриполитический аспект. Дискуссия обострилась после того, как правительство Бидзины Иванишвили объявило о планах реконструировать только что восстановленный памятник истории в соответствии с требованиями турецких историков, считающих крепость и мечеть наследием Османской империи. В обмен Турция соглашалась с участием грузинских специалистов в работах по восстановлению средневековых христианских храмов Ошки и Ишхани на востоке Турции. Аналогичная договоренность была достигнута и по восстановлению мечети Азизие в Батуми. Ситуация вокруг Ахалцихской крепости укладывается в процесс переговоров между Тбилиси и Анкарой о совместных усилиях по сохранению культурно- исторического наследия. Тем не менее, бывший премьер-министр и министр внутренних дел Грузии Вано Мерабишвили, ныне – лидер президентской партии "Единое национальное движение", заявил, что не позволит новым властям республики "разрушить Рабат". "Если вы сможете построить хоть что-либо более прекрасное, чем нынешний Рабат, я сам возглавлю работы по разрушению этого комплекса", – заявил Мерабишвили. МЕЧЕТЬ АХМЕДИЭ АХМЕД ПАШИ Бывший министр внутренних дел – уроженец Ахалцихского района. Идею восстановления древней крепости он выдвинул вместе с Михаилом Саакашвили. Президент Грузии хотел превратить ахалцихскую крепость в туристическую достопримечательность, притягивающую гостей из соседних стран. Восстановленный Рабат действительно впечатляет. Михаил Саакашвили как-то обмолвился, что комплекс внешне похож на Иерусалим, а золотистый цвет купола мечети выбран вовсе неслучайно. Полностью восстановлен также замок правителей Мэсхети из рода Джакели. В 16-м веке, после завоевания этого грузинского региона Османской империей, Джакели приняли ислам, а один из представителей рода – Ахмед Паша – построил мечеть Ахмедие. Ахалцихская крепость была взята штурмом российскими войсками под предводительством генерала Ивана Паскевича в 1828 году. Примечательно, что при реконструкции крепости грузинские власти отказались от восстановления казарм, построенных Паскевичем. По словам Мерабишвили, "они лишь уродуют прекрасную крепость". Об истории Ахалцихе и борьбе Российской и Османской империй за Грузию РС беседует с тбилисским историком, профессором Георгием Анчабадзе : – Над городом Ахалцихе возвышается цитадель, еще в советские времена это было впечатляющее своей красотой место. Оттуда открывается впечатляющий вид. У подножия города, фактически в руинах лежал квартал, который в городе называли Рабатом. Почему-то сейчас это называется "крепость Рабат", после восстановительных работ, хотя крепость – не совсем правильное выражение. Слово "рабат" – арабского происхождения, оно имеет несколько значений. Самое распространенное – это предместье, посад. Мусульманский средневековый город делился на саму крепость-цитадель, шахристан, где располагались центральные учреждения, и рабат, торгово-ремесленное предместье, своего рода аналог русского посада. Как правило, рабат не бывал укреплен, но иногда со временем его также опоясывали стенами. Ахалцихский рабат тоже был когда-то стенами опоясан. Но объем восстановлений меня прямо- таки поразил – откуда взялись эти башни, стены? Почему они поднялись на такую высоту? Там же все было разрушено, фактически руины. БОРЬБА 2 ИМПЕРИЙ – Ну, не только в Грузии восстанавливают так, чтобы новое получилось лучше старого. Ахалцихе в грузинской истории и в грузинской исторической мифологии – важное место? – В Грузии очень много исторических мест, но Ахалцихе к памятникам первого ряда, пожалуй, не отнесешь. Город с 1578 года и вплоть до прихода армии Паскевича принадлежал Османской империи. За это время турки очень много чего успели там построить, хотя цитадель, о которой я упомянул, относится еще ко времени Грузинского царства. Во время османского владычества там паши сидели, которые, кстати, были потомками тех самых феодалов, которые правили прежде: знать и при турках преимущественно была грузинской, только обращенной в ислам. Со времен Османской империи в городе сохранились мечеть и медресе, а остальное было в руинах. Как все это восстановили? Я вообще не сторонник того, чтобы исторические памятники восстанавливались так, чтобы они стали "лучше прежних". Это значит – уничтожение памятника. Если мы уважаем старину, уважаем памятник, нельзя его так переделывать, чтобы он хотя бы в чем-то превосходил самого себя! Всегда ценнее то, что было построено века назад, чем то, что построено сейчас. Если купол мечети был свинцового цвета – он теперь не должен становиться золотым. В Рабате я вижу какие-то неомавританские влияния, которых не было ни в грузинском искусстве, ни в османском. Османская архитектура, конечно, имела свои особенности, но там есть места, которые совершенно не напоминают османские строения.
|