Достоверно установлено (2.с254), что в конце II тыс. до н.э. волны "народов (Эгейского) моря" (египетская терминология) "огнём и мечом" сметая всё на своём пути, прокатились по земле Ханаана от царства хеттов и до Египта: «Ни одна страна не устояла перед их войсками... начиная от Хатти, Коди, Кархемиша, Алалаха, Арада. Они разбили стан внутри страны Амурру (Амур), люди которой пленены и которой как и не бывало»,- говорится в египетских надписях (2.с227; 94.с333). «Отборные войны их шли по суше, другие по морю» (из египетской надписи времён правления Рамсеса III (94.с333)). "Народы моря" сражались пешими, на колесницах (с большими колёсами в четыре спицы) и на кораблях (с одной центральной мачтой и парусом). Против Египта захватчики выступали в союзе с ливийцами, извечными врагами фараонов.
Замечено, (Л.Гиндин, В.Цымбурский), что в Троянском цикле Гомера, и в частности, в «Одиссее» ряд сюжетов хорошо сопоставим с содержанием текстов сообщений фараона Мернептаха о деяниях «народов моря». Так, в «Одиссее» (Песнь XIV,ст.199-280) хорошо прослеживается тема высадки ахейских войск в Дельте Нила, которые отправились с Крита непосредственно после разрушения Трои («ниспровергнув Приамов великий Град»), а также описание сокрушительного разгрома ахейцев армией фараона. В заключение «лживого» рассказа Одиссея Гомер сообщает, что царь ахейцев отправился из Египта в Финикию.
Сходное сообщение приведено и Геродотом (II.118-119). Согласно историографу, Парис, похитивший Елену и греческие сокровища, попадает в Египет, откуда фараон выпускает в Трою только его одного. Но греки, прибывшие под стены Илиона, не поверили заверениям троянцев об этом. Когда же Троя пала, Менелай, удостоверившись в правдивости их слов, отделился от других ахейцев и немедленно отправился со своими кораблями за женой и сокровищами в Египет. У берегов Крита часть флота Менелая потерпела крушение («Одиссея».III,290).
Хотя фараон и вернул всё приплывшему в Мемфис Менелаю, война между ахейцами и египтянами всё же разгорелась. Царь Менелай, разбитый и преследуемый войсками фараона, бежал и укрылся в Ливии (союз с племенами ливийцев).
Ряд учёных (например, Р.Гордезиани.1978.с194 и сл.) так же связывает эту легенду с надписями Мернептаха, рассказывающими о первом вторжении в Египет «народов моря».
В предании Страбона (Strab.XIV) о лидийском царе Моксе и его сподвижниках-ахейцах во главе с Амфилохом и прорицателем Калхантом рассказано, что они сразу после окончания Троянской войны завоевали Южную Анатолию (в том числе Памфилию и Киликию), а затем вторглись в Сирию и Финикию. Согласно Ксанфу Лидийскому (Athen.VIII.346E), Мокс, придя в город Аскалон, расправился с богиней Астартой (Анат). По неко-торым сведениям Мокс был сыном критянина.
Поскольку с «народами моря» Египет впервые столкнулся на восьмом году правления фараона Мернептаха, - ок. 1243 года до н.э. в принятой системе датировки, то и Троянская война, по окончании которой орды «народов моря» (акайваша, турша, шардона, шакалуша и лукка; причём, первых было не меньше, чем всех остальных) напали на Египет, а затем появились на землях Ханаана, завершилась в тот же период.
Оценить время падения Трои позволяет одно из сообщений Второй книги (II. 145) «Истории» Геродота. Историограф, рассуждая о давности некоторых событий, пишет, в частности, что от Геракла до «нашего времени» протекло около 900 лет, а от Пана «прошло до сегодняшнего дня (по-видимому,- времени написания Второй книги) ещё меньше лет, чем от Троянской войны, - только 800 лет» (т.е. от Троянской войны до «сегодняшнего дня» прошло немногим более восьмиста лет, но явно менее, чем 850 лет).
Дата рождения Геродота определена как ок. 484 г. до н.э. (из сочинения Памфилы, жившей при Нероне). Самое позднее событие, описанное Геродотом в его многотомной «Истории», датируется 430 г. до н.э. И тогда окончание Троянской войны по Геродоту ок. 1250 г. до н.э. (435+815).
Заметим, что (14.с471) при раскопках Трои выявлено двенадцать культурных слоёв, причём, Троя, описанная в "Илиаде", лежала предположительно в седьмом слое. К.Блеген, объявивший Трою VIIа жертвой ахейцев Агамемнона, время её сожжения датировал 1260-1240 гг. до н.э. (Blegen.1963, p174; 1967,p32). В начале 60-х годов ХХ века такой непререкаемый авторитет в микенской керамике, как А.Фурумарк, усмотрел в сосудах слоя Троя VIIа черты, характерные для периода IIIс; а это означало, что Троя VIIа погибла ок. 1230 г. до н.э. Однако, согласно Блегену, Троя VIIа не обнаруживает в своих слоях керамики из Греции по стилю более поздней, чем IIIв. В то же время многие учёные (Schachermeyr.1982,p91; Wood.1985,p230; Easton.1986,p190) признают «Приамову Трою» в могучей Трое VI, павшей в начале XIII в. до н.э.
Естественно, что сокрушительное поражение «акайваша» (ахейцев) и примкнувших к ним племён, вызвавшее широкий резонанс во всём Средиземноморье (после яркой победы над Приамом), не могло не сказаться на их дальнейшей политической судьбе: «акайваша» «после этого навсегда исчезают с горизонта властителей Египта... Со времени Мернептаха торговые связи с ахейским регионом полностью прекращаются» (Л.Гиндин, В.Цымбурский. Гомер и история Восточного Средиземноморья).
Весьма показательна реакция Хеттской державы на разгром Египтом ахейской коалиции (гипотеза; в литературе по ниже изложенному вопросу бытует иное мнение). Из «Письма о Тавакалавасе», в котором сквозит явное смирение царя хеттов перед царём ахейцев, следует, что ещё в первые десятилетия XIII в. до н.э. властители Хаттусаса безоговорочно признавали царей Аххиявы равными себе и другим великим царям Востока (братьями).
Отметим, что Аххиява предположительно отождествляется как с Микенской Грецией, так и упоминается в связи с районами, расположенными на западе и юго-западе Малой Азии (2.с226). Археологические данные как будто бы указывают на то, что в XIV-начале XIII в. до н. э. Греция, по крайней мере, материковая, была объединена под властью микенских царей. Возможно (О.Герни. «Хетты») Аххиява была островным царством на Крите: «Скорее всего, это было царство младшего «Миноса» на Крите (в поэме Гомера Минос, сын Зевса, был ахейцем, предком героя Идоменея»).
Однако, в годы правления царя хеттов Тудхалияса IV (1265-1235 гг. до н.э.) отношение к Аххияве, царству ахейцев, резко меняется: налицо (Л.Гиндин, В.Цымбурский) «пренебрежительное отбрасывание Аххиявы со счетов в делах всего Восточного Средиземноморья». Это вытекает из договора Тудхалияса IV со своим вассалом Шаушкамувасом, правителем Амурру (KUB XXIII,1; Sommer.1932. p320). В колонке IV, 1 и сл. текста договора Тудхалияса IV накладывает на вассала обязательства следовать его политике в отношении прочих великих держав. При этом Тудхалияса IV перечисляет царей государств, которые, по его мнению, ему равны. В этом перечне, вслед за царями Египта, Вавилонии и Ассирии, были вставлены (написаны) слова «и царь страны Аххиява», которые тут же были удалены (вытерты), но не до конца, что позволило их однозначно восстановить. Далее по тексту, при перечислении значимых, сильных стран и их правителей, Аххиява более не упоминается.
В частности, Шахермейр (1986.р286) по этому поводу замечает, что здесь не может быть и речи об ошибке писца: за таким исправлением должны стоять какие-то серьёзные политические перемены. Не исключено, что это исправление может указывать на то, что данный договор составлялся вскоре после того, как слух о разгроме ахейцев Мернептахом, подорвавшем былую военную мощь и авторитет Аххиявы, достиг царства хеттов.
http://www.hapiru.ru/Text3-4.html