Изменить размер шрифта


Начать новую темуНаписать комментарии Страница 5 из 16   [ Сообщений: 234 ]
На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 ... 16  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Re: История и легенды
СообщениеДобавлено: 25 май 2012, 17:52 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 07 апр 2012, 14:43
Сообщений: 531
Откуда: Eрeвaн
[1] Урук — шум. Унуг, биб. Эрех, греч. Орхоя, совр. посёлок Варка в 65 км к северо-западу от иракского г. Насирия. Древний город в Нижней Месопотамии. Урук был центром шумерского культа бога неба Ана и богини Инанны, храм, посвященный им назывался Эанна. В XXVII—XXVI вв. до н. э. при I династии Урука, родоначальником которой считался бог Солнца Уту, правили легендарные цари Энмеркар, Лугальбанда, Гильгамеш. В XXIV в. до н. э. при Лугальзагеси Урук был столицей Шумера. После завоевания Саргоном Древним в конце XXIV в. до н. э. Урук вошел в состав его державы. В конце XXII в. до н. э. царь Утухегаль создал объединенное “царство Шумера и Аккада”, после его смерти власть перешла к Ур-Намму — основателю III династии Ура. В VIII—VI вв. до н. э. Урук был в составе вавилонского, затем ахеменидского и селевкидского царств. В III в. н. э. разрушен Сасанидами.
[2] Гильгамеш (XXVII—XXVI в. до н. э.) — правитель-лугаль I династии Урука в Шумере. Исторические свидетельства о нем содержатся в «Царском списке» и в двух гораздо более поздних царских надписях о строительстве им городских укреплений Урука и о возведении храма. Гильгамешу удалось отстоять независимость своего государства в борьбе с правителем Киша Агги. Герой щумерского эпоса, до нас дошли пять песен о нем — «Гильгамеш и Агга», предположительно наиболее раннее произведение, «Гильгамеш и страна жизни», «Гильгамеш, Энкиду и нижний мир», «Гильгамеш и бык неба» и «Смерть Гильгамеша». Первые три сказания сохранились почти полностью, а два последних в отрывках. На основе этих произведений ок. 2000 г. до н. э. была создана данная поэма на аккадском языке «О все видавшем...». Он отличался мужеством, огромной физической силой, наводил ужас на врагов, был своенравным и независимым человеком. Позже стал считаться судьей в загробном мире, защитником людей от демонов.
[3] Аруру — в аккадской мифологии богиня-мать. В данном эпосе о Гильгамеше она создает из глины Энкиду. По некоторым вариантам аккадского эпоса участвовала в создании людей, определила их судьбы. Возможно Аруру имеет очень древнее дошумерское происхождение.
[4] Нинсун — шумерская богиня земных недр, по эпическим сказаниям «О все видавшем...» и по мифу «Гильгамеш и страна жизни» была матерью Гильгамеша. В прологе к законам Шульги она упоминается как мать Ур-Намму. Ее храм в Уруке назывался Эгальмах.
[5] Эана — храм бога неба Ану и его дочери Иштар, главный храм Урука. В Шумере храмы были обычно окружены хозяйственными постройками, где держали урожай с храмовых имений; эти постройки сами считались священными.
[6] Иштар — наиболее почитаемая аккадская богиня плодородия, плотской любви и войны, олицетворение планеты Венера, наиболее близко соответствовала Инанне, но объединила черты многих шумерских богинь. Считалась дочерью Сина. Почиталась во многих городах: Аккад, Арбела, Ниневия, Ашшyp, Ур, Урук и др. В Уруке культ Иштар был связан с оргиями, включавшими самоистязания, проявлениями сексуальной свободы, принесением в жертву жрицами кадишту своей девственности. Иштар считалась покровительницей проституток и гомосексуалистов. Наиболее распространённые эпитеты — владычица богов, царица царей, яростная львица, Иштар-воительница. Иштар иногда изображалась со стрелами за спиной. Как богиня войны Иштар ярче всего выступает в Ассирии, где она — дочь или жена верховного бога Ашшура. Ее храм в Ниневии назывался Эмишмиш. С конца II тыс. до н. э. ее культ широко распространяется у хурритов, где она идентифицируется с местной богиней Шавушкой.
[7] Речь идет о вызове всех работоспособных граждан Урука на постройку стен. У юношей города не остается сил и времени на общение с родственниками и возлюбленными.
[8] Ану (шумер. Ан) — один из трех верховных богов в шумерском пантеоне. Его имя пишется знаком, обозначающим понятие бог. Ан возглавляет список богов из Фары. Покровитель города Урук. Согласно мифам Ан породил от богини земли Ки Энлиля, бога воздуха. Энлиль, “первый сын Ана”, в ряде случаев становится соперником отца. К середине III тыс.до н. э. он полностью оттесняет культ Ана, что связано с возросшей ролью Энлиля, как верховного бога Ниппура — древнейшего культового центра. Другие дети Ана — бог бури Ишкур (Адад), Марту, Инанна (Иштар), Баба (Бау), Гатумдуг, Нисаба, боги ануннаки. Жена Ана — Ки (земля). Инанна как владычица богов также выступает в роли жены Ана, однако в пантеоне города Урука она его дочь. Ан обычно изображается пассивным и бездеятельным, но нередко он враждебен людям. Символом Ана является рогатая тиара. Согласно аккадской поэме «Энума элиш...», Ану — сын Аншара, один из представителей младшего поколения богов, его порождением является премудрый бог Эа. Во второй половине правления персидской династии Ахеменидов Ану становится верховным богом города Урука, отождествляясь (по мнению И. М. Дьяконова), с Элах-шемаййа — семитским обозначением Ахурамазды.
[9] Подобье — дословно “названье”, “слово”, “имя”.
[10] Нинурта (шум. владыка земли) — в шумеро-аккадской мифологии бог войны, охоты и рыболовства, растительности и плодородия. Вместе с тем бог утреннего солнца, милостивый, исцеляющий и всепрощающий. Почитался вместе со своим отцом Энлилем в Ниппуре. Очень близок по генеалогии и функциям с Нингирсу, возможно это разные ипостаси одного бога. Со старовавилонского времени супругой Нинурты была богиня Гула. Его культ процветал в городе Кальху и в Мараде. Как бог войны он весьма почитался в Ассирии. О Нинурте сохранились аккадские поэмы «Владыка в сиянье великом», «Созданный по подобию Ана», «Путешествие Нинурты в Эриду», «Миф о птице Зу». В астрологии ему соответствовала планета Сатурн и созвездие Ориона.
[11] Сумукан (Шаккан) — шумеро-аккадское божество, отвечающее за растительную и животную жизнь в долинах. Получил власть над животными от Энки. Представлялся одетым в шкуру или нагим. Упоминается в мифе «Энки и мировой порядок».
[12] Хумбаба — вавилонский и новоассирийский аналог шумерского Хувавы. Хувава (акк. Хумбаба) — в шумеро-аккадской мифологии хранитель вечнозеленых (возможно поэтому бессмертных) кедров. В шумерском эпосе “Гильгамеш и страна жизни” Хувава называет гору Хуррум своим отцом и матерью. Возможно в этом нашло свое отражение знакомство шумеров с хурритами. Хувава представлялся в виде многоногого и многорукого существа, окружённого семью магическими лучами, которые как-то связаны с кедрами. В момент пускания луча кедры, по-видимому, становятся уязвимыми, их можно срубить и тем самым уменьшить силу Хувавы.
[13] Шамаш (акк. солнце) — бог Солнца в аккадской мифологии, сын Сина, бога Луны, брат богини Иштар, его супруга Айя, посол Бунене. Шамаш почитался как всевидящий и всезнающий судья человеческих деяний. Считалось, что ночью он спускается в нижний мир, принося туда свет, пищу и питье. В Сиппаре его храм назывался Эбарра. Его считали покровителем прорицаний. Иногда изображали в виде старца в зале суда. Хаммурапи поместил облик Шамаша на стеле с законами.
[14] Ограда — здесь то же, что Урук.
[15] Бог Вэр — одна из ипостасей бога грома и дождя Адду.
[16] Эгальмах — храм богини Нинсун в Уруке.
[17] Обычная веревка скручена из двух шнуров, поэтому втрое скрученный канат (или нить) — образ дружбы двоих.
[18] Ирнина — одно из имен богини Иштар.
[19] Ануннаки — в шумеро-аккадской мифологии боги разделялись на две группы: игигов и ануннаков. Суть этого разделения нигде четко не объяснена, в разных мифах одни и те же боги причисляются то к игигам, то к ануннакам. В «Мифе об Атрахасисе» ануннаки занимают господствующее положение, а игиги находятся у них в подчинении. Отцом ануннаков считался бог Ан, в аккадском пантеоне богов — Мардук. Число ануннаков по разным текстам колеблется от 7 до 600, но чаще всего встречается 50 ануннаков.
[20] Думузи (шум. истинный сын, акк. Таммуз) — божество в шумеро-аккадской мифологии, известное еще со времен списка богов Фары. Его имя упоминается и в Ниппурском царском списке среди царей Ура. Думузи является героем многих мифов, которые можно отнести к циклу “Думузи и Инанна” («Думузи и Энкимду», «Нисхождение Инанны в нижний мир»), где он выступает в роли супруга богини. Упоминается также в мифах «Энки и мировой порядок». Думузи — умирающий и воскресающий бог, культ которого был очень широко распрастранен в Месопотамии и связан с сезонностью сельскохозяйственных работ.
[21] Ишуллану — в аккадской мифологии садовник Ану, отца богини Иштар. За отказ разделить любовь с богиней был превращен ею в животное — то ли крота, то ли паука.
[22] Эрешкигаль (шум. хозяйка большой земли) — в шумеро-аккадской мифологии владычица подземного царства, сестра и соперница Инанны (Иштар). Судя по мифу «Гильгамеш, Энкиду и нижний мир», Эрешкигаль получает подземное царство в качестве “подарка”. О власти богини подробно рассказывается в шумерском мифе «Нисхождение Инанны в нижний мир» и в аккадском тексте «Нисхождение Иштар». В вавилонском мифе «Нергал и Эрешкигаль» говорится о том, что ей пришлось разделить свое владычество над подземным царством с богом Нергалом.
[23] Белет-Цери — аккадское имя женщины-писца подземного мира, соответствующей шумерской Гештинанне. В аккадской мифологии супруга бога кочевых племён Марту (Амурру).
[24] Ур-Шанаби — в шумерском подземном мире перевозчик через реку. Его супруга богиня Нанше.

_________________
=+=


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: История и легенды
СообщениеДобавлено: 26 май 2012, 17:25 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 07 апр 2012, 14:43
Сообщений: 531
Откуда: Eрeвaн
100 легенд АрАрАт

_________________
=+=


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: История и легенды
СообщениеДобавлено: 26 май 2012, 17:26 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 07 апр 2012, 14:43
Сообщений: 531
Откуда: Eрeвaн
Легенда о Цовинар ║
╚═════════════╝
Впервые Александр Великий испытал крепость армянских щитов в битве на реке Галис*. Тогда конница спарапета* Ваге Ервандуни смяла левое крыло его пехоты и греки вынуждены были отступить в Палестину. В этой битве царь Ваге летал перед рядами армянских воинов на своем резвом коне и заражал всех отвагой.

Следующим летом греко-македонская армия сошлась в решающей битве с войсками персидского царя Дария. Против двухсот тысяч обученных и закаленных в походах греческих воинов – превышающая численностью объединенная армия Азии. Однако огромное, «пестрое» по составу и плохо управляемое войско Дария было обречено. На сторону Александра то и дело переходили изменники. Именно в этой битве и погиб Ваге Ервандуни, сражавшийся под знаменами арийского союза на стороне объединенной армии. Он пал от предательской стрелы, пущенной ему в спину.

Враги бросились ловить жеребца царя. Но верный хозяину конь оставил поле брани, перелетел через реку и поскакал в Армавир… Через два дня он уже был у ворот столицы. Там на дороге, вглядываясь тревожно в горизонт, стояла супруга спарапета, царица Цовинар. Увидев коня, она все поняла. Уронила голову в ладони и не произнесла ни слова. А потом в ее руке мелькнула склянка с ядом. Служанка хотела остановить ее, но царица взглянула сурово и произнесла:

– Хочешь сказать, что моя верность уступает преданности его коня?

Греко-македонская армия одержала оглушительную победу. Война завершилась гибелью арийского союза, который разрушился и никогда более не был восстановлен. Александр Великий продолжил свои завоевания и создал огромное государство. Но лишь царство армян сохранило свою независимость. Говорят, что рассказы об отваге царя Ваге, преданности его коня и верности жены, царицы Цовинар, только укрепили императора в мыслях, что с этим народом надо жить в мире и дружбе.
_______________________________________________
* Галис – река в Малой Армении.
* Спарапет – верховный главнокомандующий войском.

_________________
=+=


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: История и легенды
СообщениеДобавлено: 26 май 2012, 17:27 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 07 апр 2012, 14:43
Сообщений: 531
Откуда: Eрeвaн
╔════════════╗
║Легенда о лаваше ║
╚════════════╝
Случилось так, что в одном из боев царь Арам попал в плен к ассирийскому владыке Навуходоносору. А поскольку это еще не означало безоговорочной победы одного над другим, Навуходоносор поставил условие:

– Десять дней ты не будешь есть хлеба. А на одиннадцатый – сразишься со мной в стрельбе из лука. И если победишь, значит, ты сильнее меня и я тебя отпущу.

Арам думал всю ночь, а наутро попросил, чтобы ему из армянской армии, стоящей у границ Ассирии, принесли самый красивый щит. Навуходоносор не возражал, и гонцы ассирийского царя пришли к армянам и передали просьбу Арама. Всю ночь слуги царя гадали, зачем тому понадобился щит. А смекнув, спрятали в него тонкий лаваш и передали гонцам.

Никто из ассирийцев не слышал о лаваше – попробуй догадаться, что хлеб можно спрятать в медную обшивку. Арам, увидев щит, только покачал головой:

– Нет, он недостаточно хорош. Можно принести другой?

И гонцы каждый день до истечения условного срока ездили к границе и снова и снова приносили Араму вместе с новым щитом лаваш. На одиннадцатый день Арам и Навуходоносор вышли на стрельбище. Навуходоносор был уверен, что Арам, оставшись без хлеба, пал духом и утратил силу. Но вот чудеса! Арам вышел победителем в состязании и с честью возвратился в свою страну. Лаваш спас его. Вернувшись на родину, царь повелел, чтобы с этого времени в Армении вместо других хлебов пекли только лаваш.

_________________
=+=


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: История и легенды
СообщениеДобавлено: 26 май 2012, 17:27 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 07 апр 2012, 14:43
Сообщений: 531
Откуда: Eрeвaн
║Легенда о чудаках из Санаина ║
╚════════════════════╝
Так уж повелось, что родники в Армении почитаются как источники животворящей силы. С ними тесно связано процветание деревень и больших городов. Пока в роднике не иссякает вода, он будто живет с людьми, радуется, молчит и дышит вместе с ними. Неудивительно, что у каждого родника есть своя история.

А вот у источника близ Санаинского монастыря ничего подобного не было. О нем знали только жители расположенной в тени скалистых гор маленькой деревушки. Им так не хотелось жить в глуши! Они мечтали, чтобы в деревню приезжали гости – князья и богословы, женихи и сваты… И переживали, что даже их родник ничем не знаменит. Одним словом – «чудаки из Санаина».

И вот как-то поползли слухи, что вода в Санаинском роднике обладает чудодейственным свойством: умным дарит красноречие, а глупых лишает ума.

– Этот родник так хорош, что из него невозможно напиться. А воды пьянят, как молодое вино, – восторгался пастух Погос.

Вскоре то же самое стали говорить торговец, кузнец и местный знахарь. Все наперебой воздавали хвалу роднику. Правда, при этом носы у них были красные, а языки то и дело заплетались. И вот молва о «пьянящем» роднике долетела до католикоса. Он пригрозил закрыть его за вредность и спасти тех, кто еще не поглупел. Католикос даже хотел послать в деревню ученых мужей. Но местные жители замахали руками – нет, уже не надо! Мы и сами все понимаем, не дураки! Вот так, испугавшись, что останутся без воды, чудаки из Санаина быстро поумнели. А заодно появилась и легенда о роднике.

_________________
=+=


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: История и легенды
СообщениеДобавлено: 26 май 2012, 17:28 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 07 апр 2012, 14:43
Сообщений: 531
Откуда: Eрeвaн
╔═══════════════╗
║Легенда о Мазэ камурч
╚═══════════════╝
Молодой царевич был наделен силой и храбростью и никогда не отступал ни перед какими преградами. Боги, видя его отвагу, не раз помогали ему в подвигах и трудах. Царевич чувствовал это и старался отблагодарить богов новыми свершениями. Однажды в бурю он вступил в бой с могущественным пещерным дэвом* и отнял у него яблоко бессмертия. Вкусив от этого плода, царевич ощутил прилив сил и рассмеялся:

– Теперь меня ничто не остановит на пути в рай!

Яблоко выпало из его рук и покатилось, звеня, как медь, вверх по склону. Царевич поспешил за ним, перескакивая со скалы на скалу и рассекая ночную тьму острым мечом. И вот он забрался так высоко, что ногами уже подпирал облака. И увидел вдали, в небе, город с острыми шпилями, массивными стенами и медными воротами. Перед городом был вырыт ров, и под ним текла огненная река, через которую был переброшен мост из одного тонкого волоска – Мазэ камурч*.

Царевич увидел яблоко. Оно сверкнуло в темноте и покатилось по мосту на другую сторону. А герой подошел к краю обрыва и остолбенел. Мазэ камурч натянутой тетивой сверкал в ночи. Он мог бы в два прыжка перелететь его. Но что-то удержало царевича на этом берегу. Что его остановило – страх высоты, тоненькая нить, а может быть, раскаяние в сердце?

Наступал рассвет. И мост-волосок растаял с первыми лучами солнца. А царевич тем временем уже спускался по склону вниз, домой, где его ждало простое счастье – девушка Вартануш, которая поднималась в этот момент по той же тропе в гору и напевала песню любви, собирая по дороге душистый чабрец.
____________________________________________
* Дэв – злой дух.
* Мазэ камурч – в переводе с арм. «мост-волосок».

_________________
=+=


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: История и легенды
СообщениеДобавлено: 26 май 2012, 17:28 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 07 апр 2012, 14:43
Сообщений: 531
Откуда: Eрeвaн
╔═════════════════╗
║Легенда о реке Мегратцор║
╚═════════════════╝
Берега этой речки скалистые, недоступные. Но когда в небе светит солнце, на горячих камнях расцветает и благоухает множество диких цветов и трав. Семейства диких пчел издавна устраивают здесь свои гнезда. А летом в полуденный зной мед в нагретых ульях растапливается, стекает и капает в речку. И вода в ней делается сладкой и ароматной. Отсюда и происходит такое название – Мегратцор*.

Когда-то в этих местах находились только дикие заросли колючих кустарников, пчелы роились высоко, добывали мед с огромным трудом и поэтому особенно его берегли. Как-то весной одна мечтательная девушка бродила по долине. Она была совсем юной, пела песни и собирала алые розы у подножия горы. Следуя за ароматами цветов, она забралась очень высоко и не сразу поняла, что заблудилась. Наступила ночь, закричали дикие совы, девушка от страха забралась в расщелину между камнями и прорыдала там до самого утра.

Когда утром пчелы вылетели на поиски цветочного нектара, то увидели спящую девушку, которая еще вчера своими песнями прославляла цветущие холмы и горы. Они принесли ей меда, собрав его по капле на листке платана. Проснувшись, девушка напилась нектара, окрепла, выбралась из укрытия и нашла дорогу к роднику. Она принесла домой полный кувшин и напоила медовой водой отца и мать. А другим жителям деревни показала, где можно найти источник с этим чудесным напитком.
_____________________________________________
* Мегратцор – от арм. слов «мегр» (мед) и «тцорал» (стекать).

_________________
=+=


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: История и легенды
СообщениеДобавлено: 26 май 2012, 17:29 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 07 апр 2012, 14:43
Сообщений: 531
Откуда: Eрeвaн
╔════════════════════╗
Легенда о хачкарах Норадуза ║
╚════════════════════╝
В Армении хачкары* можно встретить не только у стен монастырей – они стоят и на дорогах, и на склонах гор. Очень часто их ставили как надгробные плиты в память об армянских героях. На кладбищах Норадуза* около нескольких сотен таких хачкаров. Однажды эти памятники, поставленные в честь павших героев, помогли победить живым.

Было это во времена нашествия турок-сельджуков. Они всегда нападали внезапно и отличались особенным коварством. Например, для набега на деревню могли выбрать свадьбу или похороны, во время проведения которых по древним законам всегда останавливались сражения.

Как-то раз слуги доложили турецкому владыке Мелик-шаху, что в местечке Норадуз царь Гегам оплакивает гибель одного из своих воевод. С ним небольшая охрана и безоружные крестьяне. Гегам и вправду был на кладбище вместе с немногочисленным отрядом. К вечеру он узнал, что на него движется войско Мелик-шаха. Как быть? Отступить под покровом ночи? Или ввязаться в смертельную схватку?

Гегам не растерялся и решил применить военную хитрость: он приказал воинам снять с себя доспехи и надеть их на хачкары. А сам встал со своими людьми перед этими камнями. И вот из-за скалы выехали турецкие воины, и их взору представилась страшная картина на фоне на¬двигающейся ночи. На возвышении стояли грозные всадники во главе с царем Гегамом, а за их спинами – строгие ряды пеших воинов, которым не было видно ни конца, ни края. Так, приняв камни за воинов, турки обратились в бегство, а царь Гегам догнал и перебил их всех.
_____________________________________________________
* Хачкары – армянские камни-кресты (от слов «хач» – крест и «кар» – камень), одни из самых древних христианских памятников.
* Норадуз – село в Армении недалеко от озера Севан.

_________________
=+=


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: История и легенды
СообщениеДобавлено: 26 май 2012, 17:30 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 07 апр 2012, 14:43
Сообщений: 531
Откуда: Eрeвaн
╔═══════════════════╗
║Легенда о рождении Арарата║
╚═══════════════════╝
Совершенен был бог огня Ваагн, но характер имел взрывной, неспокойный. Недаром даже его рождение было ознаменовано космическим сотрясением Вселенной. Как возликовали в тот день боги при виде Ваагна! Он получил от них много подарков. Прекрасная Астхик* запечатлела на его лбу поцелуй любви и привязала к его руке сплетенный из звезд Крест Войны, чтобы мощь бога огня стала несокрушимой. А испуска¬ющий свет Михр* подарил ему тяжелую булаву, выкованную из тысячи и одного солнца. Эта игрушка очень понравилась новому богу. С той поры его только и видели летящим пламенным вихрем и размахивающим булавой.

Однажды Ваагн, как обычно, метнул булаву и отправился ее искать. На многих планетах он побывал, прежде чем добрался до Земли. Там бог нашел булаву, торчащую над равниной. А когда подошел совсем близко, увидел, как ярко блестели ее зубья, успевшие обрасти густой зеленью, – и поразился красотой зрелища.

– Как здесь чудесно! Вот вам и гора, и долина! – услышал он голос подошедшей богини Астхик.

– А мы гадаем – где родиться богу Земли? – рассмеялся Тир*.

Как раз в это время боги облетали мир в поисках места для колыбели первого земного бога. И решили они, что именно здесь родится первый земной бог, имя которому будет Айк. Ваагну поручили прямо над колыбелью зажечь солнце, чтобы в ней было светло и тепло. И это место, названное Арарат, оказалось таким чудесным, что даже сами боги спускались сюда, чтобы прогуляться по живописным склонам.
________________________________________________
* Астхик – богиня любви и красоты.
* Михр – бог солнца, небесного света и справедливости.
* Тир – бог письменности, мудрости и знаний.

_________________
=+=


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: История и легенды
СообщениеДобавлено: 26 май 2012, 17:31 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 07 апр 2012, 14:43
Сообщений: 531
Откуда: Eрeвaн
║Легенда о празднике роз║
╚════════════════╝
Как-то боги тьмы узнали у Верховного Вишапа*, что сила народа армянского заключена в Ваагне*, а источник его мощи – в любви богини Астхик*. И задумали украсть красавицу Астхик. Долго выслеживали они богиню любви и однажды напали на нее и утащили в подземное царство.

В тот же миг лица людей стали хмурыми, взгляды омрачились, ужас и исступление овладели ими. Они возненавидели друг друга, песни и смех, Арарат и его солнце. Жены покидали мужей, брат поднимал меч на брата. И даже Ваагн не мог найти украденную богиню любви – стоны, крики и плач несчастных заглушали голос Астхик.

– Как я могу расслышать голос любви в этом шуме ненависти и горя? – спросил Ваагн у матери Анаит.

– Найди ребенка, который не испытал греха и не утратил жажду жизни. Он и услышит голос Астхик.

И Ваагн отыскал в одной бедной семье малыша, который радостно улыбнулся ему, а потом побежал по тропе к камню, за которым томилась Астхик. Ваагн рассек камень, и богиня любви высвободилась из своей темницы.

Когда она увидела Арарат, то не узнала его: всюду колючки, терния, змеи. Заплакала Астхик. И там, куда упали ее слезы, выросли прекрасные розы, и их благоухание разнеслось далеко вокруг. Астхик раздала цветы людям. И улыбки любви расцвели по всему Арарату. И начался тогда праздник Вардавар, праздник роз. Ожили цветы и деревья, вернулись улетевшие птицы. Девушки стали невестами, матери возрадовались своим детям. С тех пор и отмечают Вардавар песнями, танцами и играми. А влюбленные дарят друг другу розы.
________________________________________________
* Вишап – драконоподобный крылатый демон-великан.
* Ваагн – бог грозы и молнии.
* Астхик – богиня любви и красоты.

_________________
=+=


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: История и легенды
СообщениеДобавлено: 26 май 2012, 17:31 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 07 апр 2012, 14:43
Сообщений: 531
Откуда: Eрeвaн
╔════════════════════════╗
Легенда о неугасающем огне любви ║
╚════════════════════════╝
На одной из величественных горных вершин области Джавахк стояла крепость. Построил ее когда-то царь Парвана. У него была прелестная дочь: стройная, веселая, с необыкновенно пылким и огненным взглядом. Когда она выросла, царь разослал гонцов по всему миру с приглашением доблестных молодцев просить ее руки.

Храбрые женихи прискакали на золотогривых конях и собрались на площади в крепости Парвана. Им объявили, что царская дочь хочет обратиться к ним с единственным желанием. Каждый был благороден и смел и с замиранием сердца ждал, кому она отдаст предпочтение. И вот зазвучали фанфары. К гостям вышла прекрасная дева с царской диадемой на голове, остановилась посередине зала и сказала:

– Мне не надо ни ваших драгоценных даров, ни цветов, ни других знаков внимания. Я не хочу признаний в любви и доказательств верности. Мне нужен… неугаса¬ющий огонь любви.

Храбрые витязи растерялись, но не раздумывая оседлали своих лошадей и разъехались во все стороны света в поисках неугасающего огня. Проходили дни, недели, годы – и никто из них не возвращался. Дева день ото дня увядала, улыбка все реже озаряла ее лицо. И все чаще на глазах, в которых померк прежний пылкий отблеск огня, появлялись слезы. Вот уже ее отец покинул бренный мир, не дождавшись увидеть дочь счастливой. А дева все смотрела на дорогу и плакала. Из ее слез образовалось озеро и сокрыло собой и крепость, и дворец. Говорят, на дне озера Парвана, в его тихих задумчивых волнах, и сейчас можно различить белый дворец старого царя.

_________________
=+=


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: История и легенды
СообщениеДобавлено: 26 май 2012, 17:32 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 07 апр 2012, 14:43
Сообщений: 531
Откуда: Eрeвaн
╔══════════════════════════╗
Легенда о звездах, потерявших солнце
╚══════════════════════════╝
Говорят, что в старину солнце никогда не заходило – все время длился день и было светло. А звезды жили на земле. И казалось, что она была украшена золотыми россыпями драгоценных камней. От солнца блестели золотом облака и вершины гор. А звезды мягко шелестели в траве, мерцали на ветках, купались в солнечных лучах и резвились в родниках с золотыми рыбками. И звездам казалось, что они вечно будут наслаждаться своим немеркнущим сиянием. Но однажды, когда они отмечали день рождения самой большой и ослепительной звезды, солнце вдруг пропало.

Поначалу звезды так испугались темноты, что замерцали от страха голубым светом. Но вот послышался их шепот:

– Что это? Куда же исчезло солнце? Ах, мы ведь забыли пригласить его на день рождения! Давайте найдем его и попросим прощения!

И вот звезды поднялись на небо – выше снегов, выше туч, в огромное пространство космоса. Они облетели всю землю и заглянули даже в расщелины гор. Но солнца нигде не было… Звезды так устали и расстроились, что решили не возвращаться и лечь спать на небе. А когда проснулись, их снова окружала ночная мгла. Пролетающий мимо ветер засмеялся и сказал:

– Пока вы спали, солнце было здесь. Но теперь спряталось опять далеко за синие горы и белые облака.

Звезды снова начали поиски, но все их усилия оказались тщетными. И так продолжается до сих пор: днем звезды засыпают, а ночью ищут солнце. Может быть, все еще хотят попросить у него прощения. А может быть – просто рассказать о том, как приятно и легко блуждать по ночному небу.

_________________
=+=


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: История и легенды
СообщениеДобавлено: 26 май 2012, 17:32 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 07 апр 2012, 14:43
Сообщений: 531
Откуда: Eрeвaн
╔════════════════════╗
║Легенда о птице Азаран Блбул ║
╚════════════════════╝
Когда в долине у подножия Арарата зацветают дикие сады, тысячи птиц оглашают равнину чудесным пением. Люди приветствуют приход весны и вспоминают легенду об Азаран Блбул*, без которой она никогда бы не наступила.

Эта маленькая птица с ярким оперением всегда пела звонче всех. От ее волшебного искусства расцветали засохшие сады, а горы и долины покрывались буйной растительностью. Она не заводила птенцов, была единственной на земле и не имела себе подобных. Когда птица доживала до старости и уже чувствовала приближение смерти, она устраивала гнездо из редких трав и диковинных растений. Травы были сухими и легко воспламенялись. В момент смерти птица вместе с гнездом сгорала дотла. А потом из теплого пепла образовывался маленький комочек, и вырастал птенец, похожий на прежнюю Азаран Блбул.

О способностях Азаран Блбул возрождаться из пепла, устремляться ввысь и приносить на землю весну знали и первые армянские племена, и легендарные цари-герои. Они верили, что там, где поет и заливается этот крохотный певец, – всегда достаток, счастье и любовь. И никто никогда не осмеливался обидеть его или поймать в свои сети. Потому что если спугнуть Азаран Блбул, она навсегда покинет цветущую долину и никакие силы не смогут вернуть ее в предгорья Арарата. Волшебная птица по-прежнему служит людям. Дарит вдохновение живописцам и художникам, веру – старикам, любовь – молодым людям и надежду – всем, кто скитается вдали от родной земли.
_________________________________________________
* Азаран Блбул – «тысячеголосый соловей», в армянской мифологии аналог птицы феникс, сгорающей и вновь возрождающейся из пепла.

_________________
=+=


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: История и легенды
СообщениеДобавлено: 26 май 2012, 17:33 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 07 апр 2012, 14:43
Сообщений: 531
Откуда: Eрeвaн
╔════════════╗
║Легенда об Ареве ║
╚════════════╝
Лучезарный бог Арев* – огненно-рыжий всадник в золотой колеснице, запряженной львом, – всегда преисполнен желания свершить подвиг. Однако Верховный бог ограничивает свободу его передвижения по небу, потому что, проплывая над землей, Арев может испепелить ее дотла.

Однажды Арев не удержался, пересел из колесницы верхом на огненного льва и, размахивая мечом, помчался по небосводу. На долину, где трудились люди, тотчас упала жара – пересохли ручьи, и весь крестьянский урожай погиб. Узнав об этом, Верховный бог послал на помощь людям дожди и ветер. А солнцу с тех пор уже не давал такой свободы. Отныне его путешествие по небу сопровождает огромная птица. Она парит перед Аревом с распахнутыми крыльями, защищая землю от пожара.

Вечером, воспламененный и усталый, бог солнца возвращается домой, снимает свои доспехи и купается в озере Ван. Потом мать укладывает его в мягкую постель на дне озера, и он мирно засыпает. Перед рассветом она будит своего сына. Арев облачается в огненную одежду. Потом моет свое лицо так, что брызги рассеиваются по всей земле, покрывая поля и леса нежной росой. От прикосновений росы просыпаются лесные и полевые птицы и начинают петь. А из-под огромной горы на востоке выходят двенадцать грозных телохранителей и мощными посохами ударяют по горе. Тотчас над ее вершиной поднимается голова Арева с огненно-рыжими волосами. И вот уже на небосклон выкатывается золотая колесница, запряженная львом, в которой восседает вечно молодой и пылкий бог солнца.
________________________________
* Арев – в переводе с арм. «солнце».

_________________
=+=


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: История и легенды
СообщениеДобавлено: 26 май 2012, 17:33 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 07 апр 2012, 14:43
Сообщений: 531
Откуда: Eрeвaн
Легенда о Гисанэ и Деметре
╚═══════════════════╝
Два прекрасных юноши, два брата-близнеца в струящихся одеждах и с волосами до плеч, явились во дворец царя Армении по дороге из красного камня. Они пришли с востока. Звали их Деметр и Гисанэ. Братья рассказали царю Вагаршаку, что бежали от тирании индийских правителей. На вопрос, чем они их прогневали, братья недоуменно пожали плечами:

– Наверное, тем, что мы любим музыку и не любим гром.

– Ну, это небольшая беда, – усмехнулся царь.

Вагаршак пожаловал им страну Тарон. Братья поселились там и воздвигли несколько городов. Они правили Тароном пятнадцать лет. Но за все эти годы царь ни разу не получил от них приглашения посетить новую столицу. А когда наконец приехал туда сам, в городе был праздник в честь прихода весны и никто не обращал на него внимания. По улицам бродили мимы и музыканты. Актеры разыгрывали представления, а им помогали танцоры в длинных одеждах. Царь так и не дождался ни песен, ни стихов в свою честь. Он пришел в ярость и приказал убить Гисанэ и Деметра.

Как только свершилось убийство, все исчезло – и мимы, и танцоры, и музыка, и общее веселье. И бродил царь по опустевшему городу один, полный обиды и непомерной гордыни.

Вскоре Вагаршак навсегда покинул Тарон. А власть в стране перешла к трем сыновь¬ям Гисанэ. В память о казненных братьях ими был воздвигнут храм с идолами, перед которыми каждую весну совершались красочные ритуалы. А гусаны* с той поры бродили по свету и выступали на праздниках, пирах и свадьбах. Они пели о земной любви, подвигах народных героев и о том, что на свете ничего нет прекраснее и дороже мира, гармонии и красоты.
________________________________________________
* Гусаны – армянские народные певцы, мимы и актеры.

_________________
=+=


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую темуНаписать комментарии Страница 5 из 16   [ Сообщений: 234 ]
На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 ... 16  След.



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  


Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
610nm Style by Daniel St. Jules of Gamexe.net

Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB