Ану посоветовал не торопиться, а отправить кого-нибудь к Игигам для переговоров, чтобы узнать, чего они хотят. Игиги ответили посланцу Энлиля: " Все, как один, войну объявили!. Непосильное бремя нас убивает, Тяжектруд, велики невзгоды!. Идем к Энлилю, несем наше слово! " Получив такой ответ, Энлиль потребовал, чтобы Ану "показал свою силу", отыскал зачинщика восстания и предал его смерти. Но Ану проникся жалостью к восставшим: "За что мы к ним питаем злобу? Их труд тяжел, велики невзгоды" И тогда Ану решил, что следует создать людей и переложить на них тяжкое бремя труда, угнетающее богов. Позвали Великую Мать - повитуху богов Нинту, чтобы она слепила из глины первых людей. Процесс создания человека изображен в "Сказании об Атрахасисе" очень образно, но содержит много не всегда понятных ассоциаций и может иметь различные толкования. Нинту сказала, что ей нужна особая глина, в которой объединилось бы божье и человеческое начала. Боги убили некоего Ве-Ила и на его крови замесили глину. "Ве-Ила" означает "разум бога". Скорее всего, это символический образ. В представлении древних вавилонян понятие "разум", "кровь" и "душа" были тесно взаимосвязаны. Душа воспринималась ими как материальная субстанция, находящаяся в крови, и обозначалась тем же словом, что и разум. Таким образом, глина, замешанная на крови "разума бога", обретала божественную душу. Впрочем, существует и другое, более конкретное толкование этого эпизода "Сказания". Некоторые исследователи считают, что Ве-Ила был одним из Иги-гов, зачинщиков восстания, а его убийство носило характер наказания и искупи- тельнойжертвы. Комментируя процесс создания человека, Нинту особо оговаривает "стуки сердца". Возможно, именно стучащее сердце было признаком, отличающим человека от бога. В оригинале стихотворный ритм этой части "Сказания" совпадает с ритмом биения сердца. Нинту разделила глину на четырнадцать частей и сделала семерых мужчин и семь женщин. Она сказала богам: "Вы приказали - Я совершила, Я вас избавила от работы, Ваши корзины дала человеку". Так появились люди - и стали работать на земле. Загрубели руки от тяжелой работы. Киркой и лопатой строили храмы, Сооружали большие каналы Прошло двенадцать столетий, и "страна разрослась, расплодились люди" Их стало так много, что производимый ими шум достиг неба и стал мешать отдыху богов. Энлиль, дороживший своим покоем, решил уменьшить количество людей и наслал на них "мор и болезни, чуму и язву". В те времена мудрейшим среди людей был человек по имени Атрахасис, что означает "весьма премудрый". В городе, где он жил, все поклонялись воинственному Энлилю, Атрахасис же превыше всех богов чтил доброго Энки. И Энки благоволил к Атрахасису, нередко беседовал с ним и давал наставления. Когда насланный Энлилем мор стал губить людей, Атрахасис обратился к Энки: " Господин мой, человечество стонет! Доколе, владыка, беда продлится! Неужто болезни даны нам навеки! " Энки, бог воды Энки посоветовал собрать старейшин города и всем вместе принести жертву из печеных хлебов и отборного кунжута богу смерти Намтару, который в таком случае "устыдится преддаром, удержит руку". Атрахасис послушался совета и, довольный жертвой Намтар, отвел от людей чуму и язву. Прошло еще двенадцать столетий, и Энлилю снова стал досаждать шум, доносившийся с земли, Энлиль решил устроить на земле небывалую засуху: "Да выйдет ветер, иссушит почву, Нальются тучи, да не прольются ливнем. Черные нивы да будут белы, Пусть просторное поле соль рождает!" Последняя угроза была хорошо понятна вавилонянам: засоление почвы было распространенным бедствием, уничтожавшим во II тысячелетии до н.э. плодородие целых областей.
|