Изменить размер шрифта


Начать новую темуНаписать комментарии Страница 2 из 25   [ Сообщений: 361 ]
На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5 ... 25  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Re: Айказуни: Забытий царский род...
СообщениеДобавлено: 19 фев 2013, 13:21 
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 25933
Откуда: Армения, Ереван
Глава 8
Ара I Красивый (1769-1743 д.н.э.)


Легкой рукой выбросивший на помойку древнейшую историю Армении специалистов “легендарными” были объявлены также и данные про очередного царя, Ара I Красивого, деятельность которого, однако, как увидем ниже, тоже в точности соответствует всемирной истории и духу того времени, когда Чамчян размещает его царствование. И впрямь, если при использовании Метода сопоставления мы продолжим рассмотреть ИРА в общем и военно-политическую деятельность Ара I Красивого в частности, то станет понятным, что здесь все тоже более, чем реальна.

После смерти Арама I Великого его держава перестала существовать. Все началось с того, что Хамурапи (1792-1750 д.н.э.), который эффективными реформами заложил основы беспрецедентного развития Вавилона и бросил вызов армянскому царству, в 30-ом году своего царствования (1762 год д.н.э.). “…прогнал, высшей силой великих богов, армии Элама, что собрались от границ Мархаши, Субарту, Гутиума (гутиев), Эшнунны и Малгиума, придя в великом множестве, и разбил их в одну кампанию”. Армянское царство понесло тяжелое поражение. Ситуация усугублялась еще и тем, что уже около десяти лет, как не было великого Арама, а его сын Ара был еще ребенком. В итоге армянская держава перестала существовать, а развивавший успех Хамурапи “… укрепил основы Шумера и Аккада”[54].

В 1761-ом году д.н.э. 3.000-ая армия царя Мари Зимри-Лима (1780-1758 д.н.э.), страны, которая находилась под патронажем Вавилона, напала на южные регионы Армении, но в итоге вынуждена была отступить[55]. В 1760-м году д.н.э. уже армии собственно Вавилона удалось захватить союзнический армянам город Манкисум. В итоге армяне были вынуждены отступить в горы, а Элам и Малгум же скрылись в собственных границах. Антивавилонская коалиция попытались возобновить наступление в 1757-ом году д.н.э., однако в Битве у Туруки (Северная Месопотамия) оно опять потерпело поражение. В итоге влияние Вавилона на Ближнем Востоке еще больше укрепилась. Однако Хамурапи по видимому не остался довольным и этим, поставив цель окончательно поставить на колени армян. При том на сей раз царь Вавилона решил действовать руками своего вассала, Ассирии.

__________
[54] Смотри - Дьяконов И. М., История..., с 362. Тексть клинописи можно найти например здесь - http://ru.wikipedia.org/wiki/Хаммурапи.
[55] Тексть клинописи можно найти например здесь - http://ru.wikipedia.org/wiki/Хаммурапи.

_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 В сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Айказуни: Забытий царский род...
СообщениеДобавлено: 19 фев 2013, 13:29 
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 25933
Откуда: Армения, Ереван
Уже к концу правления Арама I Великого Шамши-Адад I чувствовал себя достаточно вольготно. И хотя, памятуя страшный разгром своего предшественника, он до поры до времени избегал открытого конфликта с армянами, но все-таки развил бурную деятельность. Ему довелось сыграть значительную роль в истории Передней Азии. Он впервые объявил себя не просто ишшиаккумом, а "царем множеств" - шаркишшати.

Несколькими удачными походами ему удалось захватить ряд городов на среднем течении Тигра, а так же взять и Ашшур. Однако Шамши-Адад I не стал довольствоваться этим и в итоге этому царю удалось добиться верховенства и над гордом-государством Мари, а так же укрепится в окрестностях рек Балих[56] и Хабур, и захватить страну Катну в Южной Сирии. В собственных клинопосях этот царь хвастается, что ему удалось подчинить также и царей Туркиша, которые находились северо-восточнее Ассирии, а также поставить памятник в стране Лаван: “У берегов Большого моря”[57]. При том характерно, что верховенство Армении для Ассирии уже стало в многом фиктивным. Об этом свидетельствует например то обстоятельство, что Шамши-Адад I объявил себя не “Ишшакум” (правитель), а “шаркишшати” (царь многих). И наконец именно Шамши-Адад I наладил тесные связи с находившегося на подъеме царством Вавилона, семитская суть которого была для него ближе арийской Армении[58].

После смерти в 1781 году д.н.э. Шамши-Адада ситуация в Месопотамии стала резко меняться. Его сын и преемник Ишме-Даган I (1781-1757 д.н.э.) оказался очень слабым царем и все уступал и уступал Вавилону Хаммурапи. При том сей царь был вынужден не только вести тяжелую и бесперспективную войну в долинах рек Нижний Заб и Диала, но и постоянно противостоять дворцовым интригам. Ситуация усугубляла особенно наличие властной жены, Шамирама (Шаммурумат). Все это в итоге привело к тому, что Ишме-Даган I был вынужден принять прямое верховенство Вавилона и затянутся в боевые действия с царством Армения, которая еще не оправилась от прежних поражении.

Далее данные передает Диодор Сицилийский: "После этого он, царь Нин из Вавилона, повел свои войска в Армению и привел в трепет местное население взятием нескольких городов. Барзон, их царь (регент - М.А.), понимая, что он не в состоянии сопротивляться, выступил навстречу врагу с подарками и выразил ему покорность. Нин поступил со своей стороны великодушно, он оставил ему его власть над Арменией, потребовав лишь присылки вспомогательных отрядов и продовольствия для своего войска" (Книга 2, часть 1)[59]. Итак, в 1757-ом д.н.э. где-то в верховьях реки Заб произошла битва, в котором армия под началом регента малолетнего царя потерпела поражение[60]. Армянское царство было вынуждено на время принять верховенство Ассирии, а посредственно, еще и Вавилона.

__________
[56] Можно пологать, что у некоторых авторов название этой реки было перепутана с названием позднего города Бахл, в итоге чего было создано мнение, что Шамирам воевал в окрестностях города Бахл, что и впрямь маловероятна.
[57] Имеется ввиду территория сегоднящего Ливана.
[58] Дьяконов И. М., История..., с. 362.
[59] Диодор Сицилийский, Книга 2.
[60] Согласно “Романе и Нине” Кузнецова Т.И., Роман о Нине и другие папирусные отрывки греческого романа, М., 1969. с. 107-131. http://www.philology.ru/literature3/kuznetsova-69.htm

_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 В сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Айказуни: Забытий царский род...
СообщениеДобавлено: 19 фев 2013, 13:40 
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 25933
Откуда: Армения, Ереван
Но положение самой Ассирии было не из легких. Правда, после смерти Хаммурапи Вавилон был уже не тот, но Ассирия продолжала ослабевать от внутренних интриг. Мут-Ашкур (1757-1740 д.н.э.), который взошел на престол после смерти отца, правил номинально: реально правила мать, Шамирам. Именно при ней ив 1743-ом д.н.э. ассирийская армия опять вторглась в Армению. Предлогом были претензии Шамирам на сердце армянского царя. В Битве у горы Ара (северо-западнее нынешнего Еревана) армянская армия в кровопролитном сражении остановила противника, хотя сам царь и пал в бою[61]. Отступавшая армянская армия начала быстро пополнятся, что заставила противника в итоге отступить из Армении.

А теперь малость по хронологии; согласно реконструированному по еврейскому официальному календарю “Хронологии Библии”, которая была составлена по массоретской традиции и по сей день используется в Израиле, Авраам родился в году 1948 “после сотворения мира” (3760 год д.н.э.), что соответствует 1812 году д.н.э.. Согласно реконструкциям Евсебия, Шамирам была современницей Авраама, то есть родилась в конце XIX века д.н.э. или в начале XVIII века д.н.э.. В свою очередь, согласно Диодору Сицилийскому[62], муж Шамирама, очередной “Нин”, воевал с горцами на востоке своего царства, что подтверждается так же и данными из клинописей относительно войн Ишме-Дагана в долинах рек Нижный Заб и Диала. С учетом этого обстоятельства вполне резонно считать, что под именем “Нин”-а на сей раз выступает очередной царь Ассирии и муж Шамирам Ишме-Даган I.

Согласно Мовсеса Хоренаци. “Ара (Ара I Красивый - M. A.) стал попечителем своего отечества за несколько лет до кончины Нина”. Выше мы уже по показали, что сей “Нин” на самом деле является Ишме-Даганом I-ым, который умер в 1756-ом году д.н.э. Ара I Красивый был провозглашен царем в 1769 году д.н.э. и ясно, что как Хоренаци, так и Чамчян здесь тоже не ошиблись. Более того, первоисточники сообщают, что Шамирам правила 42 года[63]. Как уже было сказано, Ишме-Даган I умер в 1756-ом году д.н.э., после чего же нужно начинать отчет “шамирамских” 42 годов. В итоге ясно, что родившись в конце XIX века д.н.э. или в начале XVIII века д.н.э. и женившись на Ишме-Дагане I в 1780-1770 годах д.н.э., Шамирам после 1756 года д.н.э. стала править самостоятельно 42 года. При том умершый в 1714-ом году д.н.э. Шамирам вполне могла быть современницей и Ара I Красивого, и его сына Ара II Кардоса, воюя с армянами сначало в 1743-ом году д.н.э., а потом с своей армией участвуя в боевых действиях 1725 года д.н.э.. То есть конец политической деятельности Шамирама можно указать 1725 годом д.н.э.[64], ее смерть - 1714 годом д.н.э., а царствования последнего царя эпохи междоусобиц в Ассирии около 1700 годом д.н.э.[65].

После тяжелой войны с армянами Ассирия начала быстрыми темпами скатится вниз, а после того, как в 1740-ом году д.н.э. Мут-Ашкур пал жертвой заговора, за истоками которого явно стояла его мать[66], в Ассирии вспыхнула и долгие десятилетия продолжилась настоящая гражданская война. Жизнь показала, что одна из самых красивых и властных женщин Древнего мира так и не смогла проявить себя на политическом поприще. После смерти Мут-Аскура в разных окраинах страны до 1700-а начинают царствовать Римуш, Асинум, Пузур-Син, Ашшур-дугуль, Ашшур-апла-идин, Нацир-Син, Син-Намир, Ипки-Иштар, Адад-Цалулу и Адаси[67].

__________
[61] Мовсес Хоренаци, Книга 1, глава 15.
[62] Диодор Сицилийский, Книга 2.
[63] Диодор Сицилийский, Книга 2, глава 20, часть 1-2, Орозий. История против язычников II 3, 1.
[64] Судья по сведениям Хоренаци (Книга 1, глава 17).
[65] Смотри - http://web.archive.org/web/201010171851 ... lers/1.htm
[66] Судья по сведениям Хоренаци этот царь пал жертвой заговора своей матери (Книга 1, глава 17).
[67] Список по - http://web.archive.org/web/201010171851 ... lers/1.htm

_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 В сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Айказуни: Забытий царский род...
СообщениеДобавлено: 19 фев 2013, 13:51 
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 25933
Откуда: Армения, Ереван
Глава 9
Ара II Кардос (1743-1725 д.н.э.)


Деятельность сына Ара I Красивого и военно-политические события его царствования тоже с большой точностью находит свое место в всеобщей истории Ближнего Востока своего времени.

Сведения про этого царя разбросаны в нескольких главах труда Мовсеса Хоренаци. Так: “Этого краткого упоминания о делах Ара (Ара I Красивого - М. А.) более чем достаточно. Прожив годы, он родил Кардоса (Ара II Кардоса - М. А.)”[68], “Араев Ара (Ара II Кардос - М. А.) - этот был сыном нашего Ара (Ара I Красивого - М. А.); Шамирам дала ему имя Ара и вверила ему дело управления нашей страной”[69], “Еще при своей жизни Шамирам, в память о своей прежней любви к Ара Красивому (Ара I Красивому - М. А.), сына его от любимой жены, Нвард, достигшего ко времени смерти Ара двенадцати лет, нарекает по его имени Ара и, выказав ему дружеское доверие, назначает на управление нашей страной; говорят, что и смерть он принял в войне с Шамирам”[70],- сообщает Мовсес Хоренаци.

…После провала шамирамской авантюры, понесенных потерь и особенно смерти их любимого царя армяне жилы с идеей о мести. При том было понятно, что настоящей виновницей являлась не Ассирия, хотя и ее вина была огромной, а Вавилон. В итоге сын погибшего царя, новый царь Армении Ара II Кардос начал боевые действия против Вавилона[71].

Начались события, которые в мировой исторической традиции традиционно связываются с группой людей , которых в семитском варианте называют “Кас(ш)у”. Традиционно именно этот вид находится в обороте, хотя и более точна другой вид, “Карду”, как это группа людей называл себя сам[72]. Ниже для краткости, а также для того, чтоб не быть обвиненным в предвзятости мнения, мы до поры до времени применим именно термин “Карду”, кратко обрисуя историю военно-политических отношении “Карду” с Вавилоном.

Первое сведение про “Карду” относится к 1742 году д.н.э., когда армия “Карду” под началом Гандаша нанесла мощный удар по Северо-западной Месопотамии. Армия Вавилона отступила с указанных территории, а “Карду” основали здесь свое княжество, которая включала в себе также и Северо-восточную Сирию и была названа княжеством Кардуниас[73]. В 1741-ом году д.н.э. “Карду” ударили уже по центральной Месопотамии, разграбили Ниппур с окрестностями и отступили[74]. В 1740-ом году д.н.э. Гандаш уже действовал в окрестностях Вавилона, хотя и на сей раз царю Вавилона Самси-илуна (1750-1712 д.н.э.) удалось нанести поражения последним и оттеснить их к северу[75].

В 1730-ом году д.н.э. к активным действиям приступила уже армия Вавилона и разграбила окрестности Эшнуны, которая находилась под вассальством княжества Кардуниас[76]. Развивая успех, в 1727-ом году д.н.э. армия Вавилона опустошила южные пределы Армении, хотя и была вынуждена отступить[77]. Новую и еще болье решительную атаку в сторону Армении Самси-илуна, в союзе с Шамирам предприняла в 1725-ом году д.н.э. Вражеская армия вступила в Корчайк, однако в битве в Кардуке армия тридцатилетней Ара II Кардоса все-таки смогла отбросить противника. К сожалению на сей раз тоже, как и свой отец, царь Армении пал на поле битвы[78]. Однако Вавилон тоже понес серьезные потери и самое большое, что оно смогло предпринять, это нападения на южные пределы Армении в 1722-ом году д.н.э. и отступление[79].

__________
[68] Мовсес Хоренаци, Книга 1, глава 15.
[69] Мовсес Хоренаци, Книга 1, глава 19.
[70] Мовсес Хоренаци, Книга 1, глава 20.
[71] В книге “Военная Летопись армянского народа, Книга 1” эти события названы так, II Армяно-вавилонская война (1742-1711 д.н.э.) (стр. 28).
[72] Ниже мы покажем, что не случайно воздерживаемся от применения в данном случае таких терминов, как “племя” или “племенной союз”.
[73] Смотри например Мовсисян А. Е., Армения..., стр. 20.
[74] Дьяконов И. М., История..., с. 386.
[75] Дьяконов И. М., История..., с. 386.
[76] Дьяконов И. М., История..., с. 387, 9-ый год правления Самси-илуна описивается, как: “Год, когда царь Самсу-илуна [победил] всю мощь силы армии / войска касситов”.
[77] Дьяконов И. М., История..., с. 388.
[78] Мовсес Хоренаци, Книга 1, глава 20.
[79] Дьяконов И. М., История..., с. 388.

_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 В сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Айказуни: Забытий царский род...
СообщениеДобавлено: 19 фев 2013, 14:01 
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 25933
Откуда: Армения, Ереван
Глава 10
Анушаван Сосанвер (1725-1662 д.н.э.)


При сыне и наследнике Ара II Кардоса Анушаване Сосанвере противостояние “Карду” и Вавилона продолжилась. При том скоро выяснилось, что Вавилон более или менее удачно воевал в многом благодаря усилиям Самси-илуны, после смерти которого его царство скатилась вниз по нарастающей. В 1711-ом году д.н.э. армия “Карду” и Элама предприняла широкомасштабное наступление в направлении Центральной и Южной Месопотамии, этим ставя конец региональному статусу Вавилона[80]. Далее, несмотря на то, что царская власть в самом городе все же сохранилась, Вавилон уже не имел даже и теньи былой региональной роли. После этого власть царей Вавилона распространялась в лучшем случае на город и ее непосредственное окружение.

Несколько забегая вперед скажем, что именно начиная с этих времен государство Вавилон начало медленно угаснуть и нашло свой конец в 1595-ом году д.н.э., когда оно окончательно было завоевана княжеством Кардуниас. При том характерно, что первый царь Вавилона и очередной князь княжества Кардуниас Агум II Меч милости (Гагриме mAg-gu-um) (1571-1549 д.н.э.) принял и передал своим наследникам титул, которая указывала на ее неразрывную связь с Арменией. “Царь Кассу и Аккада, царь обширной страны Вавилон, заселившим Туплиаш, царь Альмана и Падана, царь кутиев”[81]. Этот царский титул показывает, что Кутим, который давно уже обоснованным образом располагается на юге Армении, на территории Корчайка и Парскаайка, а также на южных пределах Васпуракана, была включена в состав княжества Кардуниас, что в очередной раз указывает на неразрывную связь этого княжества с Арменией[82].

Итак, где-то в XVIII-ом веке д.н.э. на Вавилон нападает группа людей, которое:
а) как начальную точку своего похода имела Армянское нагорье[83],
б) имеет подчеркнутую индоевропоидность [84],
г) именно в указанное время имеет царя с именем "Кардос", обстоятельство, которое в свете изложенной системы фактов приводит к выводу, что воины, начавшие борьбу с Вавилоном, были названы по второму имени своего царя[85],
д) сам себя называет “Карду”, а созданное им же княжество - Княжество Кардуниас. В этой связи очень кстати слова Артака Мовсисяна: “Отнимая конец слов, получим чистый топоним, Карду, который есть один из древних названии Армении. Этим именем Армения выступает в древнем ассирийском и в арабском вариантах Библии”[86]. Позволим себя лишь добавить, что по видимому одна из самых южных провинции Армении, Корчайк (Кардук) с одной стороны получило свое название, так-как именно здесь очередной царь Армении повторил судьбу своего отца, а с другой стороны, как самый близкий регион к Месопотамии, Армению прежде всего как Кардук воспринимали наши южные соседи - семиты в общем и ассирийцы в частности.

__________
[80] Дьяконов И. М., История..., с. 389. Очередной царь Вавилона Абу-Эшун (1712-1684 д.н.э.) в свойственной месопотамским клинописям пишной форме говорит о своих успехах против “Касситов”, однако общый анализ политической картины приводит нас к диаметрально противоположенному мнению.
[81] Дьяконов И. М., История..., с. 419-420. Написано вавилонскими клинописями, чем и обусловлено применение термина “Кассу”.
[82] Подробно смотри здесь - Империя благочестивых царей: столетняя империя до Тиграна Великого, Ереван 1997, Ереван, 1997, Мовсисян А. Е., Армения..., Ереван, 2005).
[83] Смотри например Мовсисян А. Е., Армения..., стр. 18-19.
[84] Смотри например Мовсисян А. Е., Армения..., стр. 19.
[85] Из истории можно вспомнить масса подобных примеров. Например, в начале XVII века сторонников Аббаса I Великого (1587-1629) называли “шахсувары”, сторонников Наполеона именовали “Бонапартисты”, а в время Великой отечественной войны немецких захватчиков часто именовали “Гитлеровцы”.
[86] Мовсисян А. Е., Армения..., стр. 20.

_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 В сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Айказуни: Забытий царский род...
СообщениеДобавлено: 19 фев 2013, 16:22 
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 25933
Откуда: Армения, Ереван
Характерно, однако, что т.н. “Нашествие Карду”, вкупе с своими огромными военно-политическими последствиями все же остается на вторых и даже на третых ролях, по сравнению с другими двумя событиями из царствования Анушавана Сосанвера. И впрямь, к концу правления Самси-илуна тяжелая война с “Карду” уже клонила к упадку Вавилон и ее окончательный упадок было отсрочено разве что гибелью Ара II Кардоса. То есть, вовсе не недооценивая деятельность Анушавана в этом направлении, все же можем кастатировать, что роль этого царя в деле упадка Вавилона скорее состояла в том, что он своими удачными действиями довершил дело своего отца и вытеснил с политической арены смертельно раненного великана.

Но тогда какие же эти два события, которые все же дали нам основания уничтожению такой сверхдержавы, как Вавилон в политической карьере Анушаван Сосанвера выделить на второе или даже на трете место?

Походы т.н. "Гиксосов"[87] и завоевание Египта, а так же "Арийские походы”. Об этом много было написана, в том числе и с стороны автора этих строк[88] и думаем, что именно имевшие огромные этно-культурные и политические последствия эти события составляют настоящий венец политической деятельности Анушавана Сосанвера. С позиции исследуемой темы находя лишним вдаваться в подробности вопроса, который сами по себе стоит отдельного исследования, добавим только, что в лице участников этих походов мы имеем дел с политическими наследниками “Карду”, которые в 1710-ом году д.н.э. завоевали Египет, а в ок. 1700-ом году д.н.э. предприняли “Арийские походы” на Восток.

В этой связи нужно обратится лишь к одной и ранее не обсуждаемой стороне вопроса. И впрямь, с первого взгляда кажется, странным то обстоятельство, что хотя и при Анушаване Сосанвере Армянское царство, в лице созданное им же Арийской империи достигла небывалых территориальных размеров и политического влияния[89], однако тот же царь у Хоренаци получает не только посредственную, но и даже несколько отрицательную оценку[90].

По нашему глубокому убеждению решение этой загадки нужно искать в безграничном патриотизме Хоренаци. Дело в том, что, хотя и в результате походов т.н. “гиксосов” и “арийских походов” весь Ближний и Средний Восток оказался под властью армянского царства, однако сама Армения в перспективном плане понесла огромные потери. Для сохранения единства Арийской империи на ее разных частях были расквартированные крупные гарнизонные силы, и в итоге вышло так, что сама Армения постепенно лишалась своего здорового, сильного и созидательного потенциала, так-как воины из дальних гарнизонов постепенно адаптировались к местным условиям, теряли связь с Родиной, а их потомки вообще уже постепенно ассимилировались в море местного населения. В итоге силы на местах усиливались, получая свежий заряд генетической энергии и знакомясь с достижениями высокой цивилизации, а сама Армения ослабевала и начала померкнуть.

В итоге вполне закономерного процесса этого отчуждения разные части империи, которые не имели прочных экономических связей друг с другом, постепенно отчуждались, а это приводила уже к развалу страны, процесс, окончателное завершение которого становился уже лишь вопросом времени[91].

Итак Анушаван Сосанвер, который с позиции территориального охвата добился беспрецедентных успехов для Армянского царства (Арийской империи), этим эфемерным успехом нанес серьезный вред этнографической, а следовательно и военной мощи страны. И не случайно, что после не более, чем полуторавекового существования Арийской империи само Армянское царство не только резко ослабло, но и было разделено на 5 частей - Армени, hайа(са), Митани, Арарат и Киликия[92].

По видимому именно все это и заставило по настоящему проницательному Отцу армянской истории выявить столь холодное отношение как к Анушавану Сосанверу, основателью Третей державы, так и к ему достижениям.

__________
[87] Термин “Гиксос” здесь и далее употребляется условно, для избежания путаницы.
[88] Смотри “Военная Летопись армянского народа, Книга 1”, стр. 29-30.
[89] Арийская империя, предществуя империи Ахеменидов, и своими размерами даже превосходя последней, для своего времени был выдающимся явлением.
[90] Мовсес Хоренаци, Книга 1, глава 20.
[91] Несмотря на это, однако, до сегоднящего дня огромная часть населения планеты находится в неком убщем культурном и генетическом уровне
[92] Военная составляющая этой эпохы была подробно представлена здесь - “Военная Летопись армянского народа, Книга 2”.

_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 В сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Айказуни: Забытий царский род...
СообщениеДобавлено: 19 фев 2013, 16:40 
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 25933
Откуда: Армения, Ереван
Глава 11
От Парета до hоро (1662-1194 д.н.э.)


От Парета до hоро включительно, в отличие от прежнего, относительно царей Айказуни информация довольно скупа. Можно полагать, что после начавшегося в половине XVII века д.н.э. процесса распада единой империи, которая окончательно завершилась к половине XVI д.н.э., Айказуни больше не имели единоличной власти в Армении. Их власть по видимому в многом приняла символический вид[93], а на первых роли выдвинулись Митани и hайа(са). В ряду этих царей отдельного упоминания заслуживает лишь Айкак I (1381-1363 д.н.э.), который, согласно Мовсеса Хоренаци: “...жил при Белохосе и, необдуманно устроив смуты, погиб в них”[94]. Можно полагать, что в данном случае Отец армянской истории имеет ввиду царя Хеттского царства Супилулиуму I-ого 1380-1326 (д.н.э.), воюя против которого и по видимому погиб царь Армени. По всей видимости Мовсес Хоренаци не располагал целостной информацией, не знал о существования Хеттского царства и противника царя царства Армени ошибочно связал с Ассирией. Характерно, однако, что с позиции исследуемой нами темы этот как бы с первого взгляда “ненужный” ряд царей на самом деле дает нам один из веских доводов свой реальности.

Начиная от Мовсеса Хоренаци, были составлены хронологические списки, которые указывают временные рамки относительно царей Айказуни и еврейских патриархов. Кроме Хоренаци этому вопросу касались еще ряд средневековых армянских авторов, лучший список из которых был составлен Мхитаром Айриванеци.

Мхитар Айриванеци, на основании обобщения всех предыдущих источников и в частности данных Мовсеса Хоренаци составил параллельную историю Армении времен Айказуни и соседних стран, работа, которая хотя и очень примечательно, но к сожалению пока еще достойной оценки не заслужила. Итак, Айриванеци, рассказывая об уходе Мовсеса с своим народом из Египта, предшествующих и последующих этому событиях, говорит (с незначительными сокращениями): “…родили Иуду. В это время жил Гайкид Парет родили Иуду... В это время жил Гайкид Парет….. Фарес, 59 лет, родил Езрона. В Армении Завен… Иисус правил после Моисея 27 лет... Гофониил, Аод ободесноручный. Самегар.... В это время в Армении - Хонак, Ваштак, Айкак, Амбак и Арнак… Дебора и Варак - 40 лет. Гедеон - 40 лет... Авимелех - 3 года. Фола - 23 года. Иаир - 22 года. В это время в Армении Шаварш, Норайр, Встам, Кар, Горак... В это же время жил Ион, военачальник Афинский Иевфай - 6 лет. Езевон - 7 лет. Илон - 10 лет. Абдон - 8 лет. Храбрый Самсон 20 лет. В Армении Грант, Ендзак, Глак, Гора, Зармайр... Над римлянами царствовал Эней... Давид царствовал 40 лет, и умер... В Армении Перч Долголетний...”[95].

__________
[93] С подобной ситуацией мы встречаемся и в 640-751 годах, в лице “Ленивых каролей” из династии Меровингов.
[94] Мовсес Хоренаци, Книга 1, глава 19.
[95] Мхитар Айриванци, История, СпБ 1869.

_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 В сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Айказуни: Забытий царский род...
СообщениеДобавлено: 19 фев 2013, 16:49 
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 25933
Откуда: Армения, Ереван
Итак, современность армянских царей и еврейских патриархов по Мхитару Айриванеци и время правления армянских царей по Чамчяну и еврейских патриархов по всемирным источникам в одной схеме имеют такой вид:

Изображение


Как видим, приведенное с стороны Мхитара Айриванеци время правления и жизни царей Айказуни, а также конкретные даты их правления тоже в общем соответствуют временам жизни и деятельности еврейских патриархов, в той мере конечно, в которой подобные параллельные хронологические схемы вообще могут соответствовать.
__________
[96] Согласно “Библейской хронологии” Авраам переселился в Хананею в год 2023 “от сотворения мира” (3760 д.н.э.), что соответствует 1737-ому году д.н.э. Конечно, в информации о первых еврейских патриархах много легендарного, особенно в плане их долголетия, однако в общем очевидно, что в данном случае мы имеем дело с реалными событиями, которые получили легендарную окраску. Итак, началом правления еврейских патриархов можно считать год 1737 д.н.э., после чего мы получаем возможность восстонавить и годы других патриархов хотя бы в примерном виде, для каждого обозначив примерный максимум в 70-100 лет.
[97] Согласно “Библейской хронологии”, попытка жертвоприношения Исаака произошла в год 2085 “от сотворения мира”, то есть в 1675-ом году д.н.э. Тогда Исааку было 37 лет, а Авраам давно уже перевалил за 100. С учетом этого можно полагать, что Исаак наследовал отцу малое время спустя после этого эпизода.
[98] Согласно “Библейской хронологии” Иаков родился в год 2108 “от сотворения мира”, что соответствует 1652-ому году д.н.э. Исаак родился в 1712-ом году д.н.э., то есть, с учетом средней продолжительности жизны человека, Иаков наследовал отцу примерно в 1620-ых годах д.н.э.
[99] Иаков родился в семе Исаака и Ребекы после двадцатилетнего бездетия. То есть, если предположить, что Исаак родил Иакова в 45 лет, а сам он родился в 1712-ом году д.н.э., то выяснится, что Иаков родился в 1670-ом году д.н.э. С учетом средней продолжительности жизны человека можно предположить, что Иуда наследовал отцу в 1600-ых годах д.н.э., когда сам уже был немолод.
[100] Согласно Ветхому Завету, Исход из Египта произошла за 480 год до сооружения Храма в Ирусалиме, постройка которого завершилась в 965-ом году д.н.э. То есть Исход произашел в 1445-ом году д.н.э. С учетом этого можно предпологать, что 120 летный Мовсес, предвадительствовал над евреями в отрезке 1460-1410 годов. Следует отметить, что указанная дата (1445 д.н.э.) потверждается и древнеегипетскими источниками и соответсвует времени правления Тутмоса III (1503-1450 д.н.э.), когда тот вел захватническую политику в Палестине и в Сирии. Можно пологать, что именно деятельность этого фараона вызвала у евреев всплеск антиегипетских настроении. Характерно, что при малолетсвте Тутмоса III до 1485 года д.н.э. страной управляла его сестра, которая вполне могла быть той принцессой, которая спасла младенца Мовсеса, плывшего по реке в корзние.
[101] Данные взяты отсюдя - http://web.archive.org/web/201010171851 ... lers/1.htm

_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 В сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Айказуни: Забытий царский род...
СообщениеДобавлено: 19 фев 2013, 16:54 
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 25933
Откуда: Армения, Ереван
Глава 12
Зармайр (1194-1180 д.н.э.)


Одна из самый поразительных соответствии, которое существует между Чамчянским списком и “общепринятой” историей мы находим в связи с временем правления Зармайра. Отец армянской истории прямо говорит, что Зармайр принял участие в Троянской войне и погиб в это время: "Зармайр. Этот был послан Приаму на помощь Тевтамосом[102] вместе с эфиопским войском и погиб от рук эллинских храбрецов”[103],- сообщает Хореаци и добавляет: “Также и наш Зармайр, служивший ассирийцам, с немногими воинами отправился вместе с эфиопским войском на помощь Приаму и там, получив рану от эллинских храбрецов, умер; желал бы я, чтобы это было от Ахилла, а не от кого-либо другого из храбрецов”[104].

Троянская война и падение Трои, которые приблизительно датировалась XII веком д.н.э., сейчас большинство ученных, возвращаясь к традиционной датировки, размещают соответственно в 1190-1180 д.н.э. и 1180 годах д.н.э.[105]. Один из основных доводов в пользу этой датировки состоит в том, что последний царь Хеттского царства Супилулиума II, который взошел на престол в 1190-ом году д.н.э., после себя практически не оставил следов и после его правления Хеттское царство практически была выметена из исторической арены. Это обстоятельство объясняется нашествием “Народов моря”, которые начали свои разрушительные вторжения с Балканского полуострова и, согласно “Аналлам” египетского фараона Рамзеса III (1184-1153 д.н.э.) уничтожили Хеттское царство и по видимому именно тогда и взяли Трою. Итак, время смерти Зармайра тоже в точности совпадает с тем годом, когда пала Троя. Интересно, что согласно Мхитару Айриванеци Зармайр правил тогда, когда пала Троя, а: “Над Римлянами царствовали Эниас (Эней (1179-1176 д.н.э.) - М.А.)”[106].

__________
[102] Не исключено, что в лице “Тевтамоса” мы имеем дело с очередным царем Ассирии Нинурта-апиль-экур (1192-1180 д.н.э.). И впрямь, если имя Увахшатра царя Мидии греки передают нам в настолько искаженном виде (“Киаксар”), а армянская историческая традиция знает его как “(В)арбакес”, то почему вдруг Нинурта-апиль-экур не мог стать “Тевтамос”-ом? Следует добавить, что в конце XII века д.н.э., на фоне ослобления Вавилона и Египта, Ассирия судорожно питалась взять на себя роль гегеомна на Ближнем Востоке и на этом фоне была заинтересована в отражения нашествия “Народов моря”.
[103] Мовсес Хоренаци, Книга 1, глава 19.
[104] Мовсес Хоренаци, Книга 1, глава 32.
[105] Как сообщается на официальном сайте академии наук США, Одисей возвратился в Итаку в 1178-ом оду д.н.э. Эту дату вычислили Марчело Маньяско из Рокфеллеровского университета в Нью-Йорке и Константино Байкоузис из обсерватории "Ла Плата" в Аргентине (смотри - http://grani.ru/Society/Science/m.138086.html). Итак понятно, что Троя пала в том же 1180-ом году д.н.э., а “Одисея” произошла в “нормалные” два года.
[106] Мхитар Айриванци, История, СпБ 1869.

_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 В сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Айказуни: Забытий царский род...
СообщениеДобавлено: 19 фев 2013, 17:00 
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 25933
Откуда: Армения, Ереван
Однако для исследователей всегда некую загадку представляла из себя сообщения Хоренаци о том, что царь царства Армени Зармайр воевал под стенами Трои, имея под началом еще и армию, составленную из эфиопов[107]. То, что в деле защиты Трои приняли участие “Аримы”[108] из Киликии, факт[109], о том, что вместе с Зармайром были и армянские воины - прямо говорит Хоренаци, однако… какие все же эфиопы? Дело в том, что если бы речь шла хотя бы про египтян, то, конечно с многими оговорками, но все же можно было бы согласится, но ведь Эфиопия находится дальше Египта и оно некогда не вмешалась в дела находившегося севернее Египта стран. Можно даже сказать, что, грубо говоря, Эфиoпия имела дело только с Египтом, а кроме нее по большому счету некто и не знал про Эфиопию. Очевидно, что здесь должно быть другое объяснение. Позволим нас утверждать, что нижеприведенное в многом проливает свет над “Эфиопской тайной”, объясняя одно из самых туманных загадок нашей истории.

Согласно А. И. Иванчика, упомянутое в время Троянской войны “эфиопы” на самом деле не имеют нечего общего с эфиопами, которые живут южнее Египта, а в Илиаде не упоминаются как чернокожие[110]. Более того, не только слово “эфиоп” в греческом имела значение “светлокожый”, но и это понятие до VI века вообще не имело значение “чернокожий” и под нее некогда не понимались жители собственно Эфиопии. Например, у Гесиода “эфиопы” четко разделены от “чернокожих”[111]. И только начиная с VI века это слово постепенно приобретает значения “чернокожий” или “современный эфиоп”.

Характерно, однако, что когда все это начинаем исследовать более подробно, выясняются еще более интересные детали.

Так, древние греки были уверены, что “эфиопы” живут не на юге, а на востоке. Например, Геродот, четко разделяя от “эфиопов” на юге, сообщает нам об “эфиопов”, которые живут на востоке. В свою очередь фригийцы, которые поселились в Малой Азии, долгое время показывали дорогу, по которому армия “эфиоп” пришла на помощь Трои, что в очередной раз свидетельствует о том, что она, проходя через Малую Азию как транзитной страной, подошла к Трое с востока. Более того, в греческой исторической традиции упомянутый в время Троянской войны и погибший тогда же вождь “эфиоп”, который в греческой традиции получил имя “Мемнон”, характеризуется как очень красивая мужчина, которого, согласно Диодора Сицилийскому, царь Ассирии “Тевтам” послал на помощь Трои вместе с внушительной армией из 10.000 “эфиоп” (“светлокожых”) и 10.000 воинами, национальность которых не уточняется, и с 200 колесницами[112]. Кроме последнего автора об этом, более сжато, сообщает еще и Платон[113]. Мемнон храбро бьется под стенами Трои, но в итоге попадает в засаду фессалейцев и погибает. Другие авторы конец этой истории передают несколько по другому и сообщают, что Мемнон убил греческого витязя Антилока, но и сам погиб не в засаде, а в единоборстве с Ахиллом. Этому мнению придерживается например Квинт Смирнский, согласно одного из поэм которого Мемнон убил троих ахейцев и пал в единоборстве с Ахиллом[114].

__________
[107] Мы берем на себя смелость утверждать, что обьяснение всему этому впервые представляем именно мы.
[108] Специалисты практически единодущны, что “Аримы” прожывали в Киликии (смотри - http://www.antiquitas.ru/arimy-arimi/). Впервые аримов с армянами прямо связал И. Маркварт. Думаем, что имя “Арим” прямо связано с именом “Армен”. Слово "mаn" оброзовалась от прото-германского (арийского) *mannaz или *manwaz ("человек") и трансфармировалась в Старого английского "mann". Слово "mаn" оброзовалась из индо-европейского корня *man-(сравни например с санскриктом или с чешский "mu" ("человек, мужчина"). Добавим, что в древнеармянском сохранилась мужское имя Манваз, что, несомненно, и служит предком прото-германского *mannaz или *manwaz. Тут нелишнее будет вспомнить и Манваза, потомка Айка, указанного у Хоренаци (Книга 1, глава 12).
[109] Смотри - Илиада, Беотия, песнь II, строка 780-784.
[110] Иванчик А. И., Накануне колонизации. Северное Причерноморье и степные кочевники VIII-VII вв. до н. э. в античной литературной традиции, М.,-Берлин 2005, с. 23-25.
[111] Гесиод, Перечень женщин, фр.150 М.-У.
[112] Диодор Сицилийский, Книга 2, часть 22.
[113] Платон, Сочинения в четырех томах, СПб, 2005, с. 167 (http://www.plato.spbu.ru/TEXTS/PLATO/new/Platon3_2.pdf).
[114] Квинт Смирнский. После Гомера II 666-679.

_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 В сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Айказуни: Забытий царский род...
СообщениеДобавлено: 19 фев 2013, 17:07 
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 25933
Откуда: Армения, Ереван
После смерти Мемнона Зевс, увидев безутешные слезы матери погибшего, богини hаос (Эос)[115], воскрешает Мемнона и дарит ему бессмертие. Интересно, что только своим именем уже намекая на свое армянство, hаос была из рода Титанидов, одним из которых и был Айк Наhапет. То есть получается, что как минимум мать Мемнона была армянкой. Но неармянами не были и возможные кандидаты на отцовство этого героя. Так, и наличие “официального” отца Мемнона, вождья “Аримов” Тифона, и долголетного любовника hаос, отождествляемый с нашим Айком Лучником Ориона[116] в любом случае свидетельствуют, что в любом случае также и отец Мемнона был армянином.

При том характерно, что на самом деле имя “Мемнон” не есть личное имя, а оно в переводе означает: “Правитель Востока”. С учетом того обстоятельства, что в времена существования Арийской империи весь Ближний и Средний Восток фактически находилась под властью Айказуни, которые и по видимому сохранили свой титул, наличие имени, а скорее титула “Мемнон”, как стал известен их правопреемник Зармайр у греков, более, чем объяснима.

Итак:
- Термин “эфиоп” до VI века был равен названию “светлокожый”,
- “Мемнон” не есть личное имя, а в переводе означает "Правитель Востока”,
- Зармайр возглавлял армия “светлокожых”,
- Лидер светлокожых был сыном армянки hаоса, то есть армянки,
- Оба кандидаты на отцовства лидера “светлокожых” имеют неразрывную связь с армянами,
- Айк был верховным богом армян,
- Тифон был лидером “Аримов”,
- Официальным отцом Мемнона был Тифон,
- Лидер “светлокожых” был очень красивым,
- Армяне имели царя с подчеркнутой красотой, которого обожествили,
- Лидер “светлокожых” погибает под стенами Трои, или в единоборстве с Ахиллом, или в засаде фессалейцев,
- Зармайр, согласно желанию-предположению, погиб в единоборстве с Ахиллом,
- Лидер “светлокожых” воскресает,
- Армяне имеют погибшего и воскресшего бога с подчеркнутой красотой,
- Лидер “светлокожых” повел свою Армию через Малую Азию и, хотя и прибыл в Трою с востока, но не был из Фригии или Каппадокии,
- Мемнон принял участие в защите Трои по наущению “Тевтама”,
- Зармайр принял участие в защите Трои по наущению “Тевтама”.

Учитывая все это можно приходит к смелому выводу, что фактически не только Хоренаци сообщает о деятельности Зармайра в связы с Троей, но и про участие царя царства Армени в этой войне богатые данные дают нам еще и греческие источники[117]. В итоге понятно, что Зармайр тоже, который, учитывая небывалую доселе угрозу с стороны “Народов моря”, с собственными силами и с подмогой от ассирийцев помогал Трое, имея цель закрыть путь их дальнейшего продвижения на Армению и Ассирию, погиб точно в том же году, когда пала Троя.

Итак, сведения про Зармайр тоже дают все весомые доводы говорить о том, что данные и Мовсеса Хоренаци, и Микаэла Чамчяна крайне близки к истине.

__________
[115] Имя этой богины восходит к протоиндоевропейскому корню h-aus-os.
[116] Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека, Л. 1972, I 4, 4. По нашему убеждению имя изначально писалась в виде “Ариан”, символизируя главного бога армян, Айка Лучника.
[118] Характерно, что в этих событиях Гомер упоминает армян не как союзников ахейцев, что резонно было бы ожыдать при случае обаснованности печальноизвестной “Теории миграции”, а как противников ахейцев, которые пришли с Балкан.

_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 В сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Айказуни: Забытий царский род...
СообщениеДобавлено: 19 фев 2013, 17:14 
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 25933
Откуда: Армения, Ереван
Глава 13
От Шаварш II-ого до Амбак II (1180-883 д.н.э.)


Начиная от Шаварш II-ого и до Амбак II про царей Айказуни нам многое не известно. Род Айказуни продолжала пользоваться в всей Армении символической властью, а как политический наследник ушедшей с политической арены Митани и hайа(са) на первые места постепенно выдвигается Араратское царство. И все же считаем, что здесь тоже есть место для некоторых разъяснении.

Мхитар Айриванеци, рассказывая о Перче[119], сообщает, что тот прожил в времена царя Иудеи Давида. Однако внимательное изучение этой части труда Айриванеци дает нам основание сказать, что последный, кстати, основываясь на Хоренаци, под вышеупомянутым Перчом обьеденил двух разных царей - Перча I-ого (1137-1102 д.н.э.) и его внука Перча II-ого (1075-1035 д.н.э.). При том именно по этой причине почувствовав, что этот “Обьедененный Перч” жиль “как-то долго”[120], Айриванеци назвал его Долгожителем. Однако реальность кажется другим, потому что, в первых, по Чамчяну после Зармайра царствовал Шаварш II, а в вторых - существовали двое царей с именем "Перч" - дед и внук. Очевидно, что в данном случае речь идет о Перч II-ом (1075-1035 д.н.э.), который, хотя и царствовал некоторое время до царя Иудеи Давида (ок. 1012-972 д.н.э.), однако на сей раз слова нашего автора по видимому надо понимать как параллельность не по конкретным годам, а по эпохам. Дело в том, что последние года жизни нашего Перч II-ого почти совпадают с первыми годами жизни еще не принявшего корону Давида - Давид стал царем в 20 лет, то есть он родился в 1032-ом году д.н.э..

Царь Ассирии Тукулти-Нинурта II (890-884 д.н.э.), в 885-ом году д.н.э. совершил свой очередной поход по руслу реки Тигр и в битве у Амид столкнулся с армией, лидера которого в собственных клинописях он величает именем “Амбела”. Про того же Амбелу говорит также и следующий царь Ассирии Ассурнадзирпал II (884-860 д.н.э.) в клинописи из храма в Немрут-Калахе, зная последнего как царя “Заман”-а (возможно “Арман”-а). Сей Амбела тоже очень точно идентифируется с царем из списка Чамчяна Амбаком, Амбак II-ым (910-883 д.н.э.) и с большой долей вероятности можно утверждать, что это одни и тот же человек.

__________
[119] Мхитар Айриванци, История, СпБ 1869.
[120] Хоренаци, как и Айриванеци, не знают Шавараша II (1180-1137 д.н.э.) и у них “единый Перч” сразу следует за Зармайром, а за ним идет Арбун (1102-1075 д.н.э.).

_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 В сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Айказуни: Забытий царский род...
СообщениеДобавлено: 19 фев 2013, 17:20 
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 25933
Откуда: Армения, Ереван
Глава 14
От Кахпака до Парнак II (883-765 д.н.э.)


В IX веке д.н.э. Араратское царство, усилиями талантливого Арама II-ого (883-840 д.н.э.) настолько окреп, что несколько десятилетия спустя его наследники под своей властью обьеденили даже царство Армени и создали единое и сильное царство, подобной которому не было на территории Армении с времен Арийской империи и падения единства царства Армении. Этому государству суждено было в следующем столетии создать Четвертую державу. После того, как царство Армени было включено в состав Араратского царства, в Армении верховенство от владык царства Армени перешло к ванским владыкам, хотя и Айказуни продолжали править в Армени. Последние, не смирившись с этим, часто восставали против Араратских владык (771, 761, 751, 673, 656 года д.н.э.).

Итак, после того, как энергичный Сардур II (765-735 д.н.э.) после своего восшествия на престол, пользуясь смертью Парнака II-ого (805-765 д.н.э.), окончательно утвердился в царстве Армени и ввел ее в состав Араратского царства, царский список Айказуни нужно считать прекращенным, что, однако, не означает, что их род вымер, просто оно перестала носить царские титулы. В свою очередь в 673-ом году д.н.э., когда несмотря на союз Араратского царства с Ассирией, при hска (673-664 д.н.э.) царство Армени вышла из состава Араратского царства (акт получил окончательный вид в 656-ом году д.н.э.) царский список Айказуни должен быть востановлен. Начиная с этого года владыки из рода Айказуни снова стали носить царские титулы.

Вышеприведенное обстоятельство помогает нам раскрыть еще одну загадку из нашей истории и ответить на вопрос - как же так получилась, что выдающейся эпоха Араратского царства у Мовсеса Хоренаци не присутствует даже на уровне намека. В этой связи думаем, что вопрос лежит на политическом уровне, что и нашло свое отражение в исторической традиции.

В IX веке д.н.э., когда Араратские владыки начали претендовать на владычества на всеармянском уровне, они вошли в серьезное противоречие с Айказуни, которые наследственно правили в Армени. Правда, как уже было сказано, с XVII века д.н.э. верховенства Айказуни в Армении в многом носила уже символический характер, но есть все основании полагать, что оно все же сохранилось и Айказуни Армени, в отличии от тех же Меровингов, не смирились с данным положением вещей и только и ждали случая обьеденить Армянское царство под своей эгидой. Однако сначала случилось обратно и именно Араратские владыки в 765-ом году д.н.э. обьеденили страну под своей властью. В этой связы, как уже было сказано, настроения в Армении были весьма решительные, а непримиримость по отношению к Араратским владыкам достигла своего пика.

Ситуация поменялась в второй половине VII века д.н.э., когда владыки Армени, пользуясь политической слабостью Араратских владык, наконец-то смогли де-факто восстановить свою независимость, а под конец же обьеденили всю Армению под своим верховенством, в 612 д.н.э. добываясь этого признания уже на международном уровне[121]. Очевидно, однако, что даже и после этого Айказуни не могли позволить себя забыть родовую вендетту, особенно если это еще и с политической стороны было неправильным ходом. В итоге долгие десятилетия верховенства Араратских владык были подвергнуты намеренному забвению, что и нашло свое отражение в официальной (храмовой) истории, которая опять вернулась под контроль Айказуни. При том ненависть к “Араратской эпохе” и к Араратским владыкам была настолько сильна, что Айказуни явно избежали дать даже негативную политическую оценку целой эпохе. В итоге была создана ситуация, когда армянские источники древнейшего периода удачно “подали забвению” целую эпоху в своей истории[122].

__________
[121] Мовсес Хоренаци, Книга 1, глава 21.
[122] Следует отметить, что здесь мы не имеем дело с каким-то из рода вон выходящым событием. Точно так же официальная исторография Сасанидов успешно “позабыла” целую парфянскую эпоху.

_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 В сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Айказуни: Забытий царский род...
СообщениеДобавлено: 19 фев 2013, 17:30 
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 25933
Откуда: Армения, Ереван
Глава 15
От hска до Рачья ( 673-590 д.н.э.)


В 656-ом году д.н.э. Айказуни окончательно отделились от Араратского царства, а в 612-ом году д.н.э. добились того, что их де-факто полувековое верховенство над всей Арменией получила международное признание. В итоге Армени, став политическим наследником Араратского царства, опять обьеденила под своей властью основную территорию Армении. Не случайно, что не более, чем два десятилетия спустя этих событии термины “Арарат” или “Араратское царство” в международных отношениях заменяется терминами “Армени” и “Армянское царство"[123]. В этой связи нужно опять обратится к списку Айказуни Микаэла Чамчяна.

Внимательный анализ на сей раз нас приводит к выводу, что здесь Чамчян впервые допустил серьезную ошибку. В частности, hска и его сын Паруйр hскайорди у Чамчяна продвинуты назад, к 765-700 годам д.н.э., после чего соответственно продвинуты назад и время правления других царей из рода Айказуни. Однако вне сомнении, что Паруйр hскайорди (656-612 д.н.э.)[124], согласно Мовсесу Хоренаци, принял участие в захвате Нинвеии в 612-ом году д.н.э.[125].

Частичная ошибка Чамчяна по нашему мнению объясняется тем, что заслуженному мхитаристу не было известно про забытую эпоху Араратского царства и ему показалось, что Айказуни продолжили верховным правом править в Армении непрерывно. Однако Чамчян, или его источник упустили из виду то обстоятельство, что, в первых Айказуни в указанное время фактически правили только в одной из частей Армении, в царстве Армени, и в вторых - их права (но не род) были ликвидированы после Парнака II на 92 года.

Итак, учитывая временной отрезок, когда Айказуни де-юре потеряли верховенство над Арменией с одной стороны и год независимости царства Армени с другой и просчитав фактические года правления очередных царей из династии Айказуни после восстановления своих прав по данным Чамчяна выясняется, что здесь опять все находит свое место в мозаике исторических событии региона.

Итак, царский список Айказуни в указанное время имеет такой вид:

1. hска (673-664 д.н.э.)
2. Андари правитель (664-656 д.н.э.)
3. Паруйр hскайорди сын hска (656-612 д.н.э.)
4. Рачья сын (612-590 д.н.э.)

Согласно Мовсесу Хоренаци, Паруйр hскайорди принял участие в захвате Нинвеи, которое произошла в 612-ом году д.н.э.. При том, согласно Отцу армянской истории, сей царь был современником царя Мидии Киаксара, а также царя Вавилона Набопаласарa (626-605 д.н.э.). Итак, годы правления Паруйра hкайорди тоже точно совпадают с событиям, связанными с падением Ассирии. Характерно, что та же ситуация и с следующим царем Армени, с Рачья, который есть современник царя Вавилона Набугодонасора (605-556 д.н.э.)[126].

__________
[123] Еремия, глава 51, часть 27. Как и в предыдущых случаях, один и тот же термин, как замена “Арарат”-а, встречается в Бехистунской надписи.
[124] В отрезке 664-656 годов д.н.э. царство Армени в последный раз пал в подчинение к Араратскому царству, когда здесь стал править Андари.
[125] Мовсес Хоренаци, Книга 1, глава 21.
[126] Мовсес Хоренаци, Книга 1, глава 22.

_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 В сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Айказуни: Забытий царский род...
СообщениеДобавлено: 19 фев 2013, 17:40 
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 25933
Откуда: Армения, Ереван
Глава 16
От Парнваз II до Ваге (590-331 д.н.э.)


Судя по всему, начиная от Парнваз II-ого до Айкака II включительно в царстве Армени на 21 лет (590-569 д.н.э.) наступает смута и в разных частях страны параллельно начинают править несколько царей. Косвенным образом этот вывод может быть подтвержден например сведениями Ксенофонта, согласно которым власть Ерванда I Краткожителья (569 - ок. 552, 565 - ок. 552 д.н.э. форм. [127]) простиралась только на южные регионы Армянского царства[128]. Можно предположить, что Парнваз II (590-569 д.н.э., в части страны), Пачуйч (590-577 д.н.э., в части страны), Корнак (590-535 д.н.э., в части страны), Павос (590-582 д.н.э., в части страны) и Айкак II (590-554, д.н.э. в части страны) по тем или иным причинам правили параллельно друг друга или, как минимум, хотя бы номинально претендовали на армянский престол. Конечно, мы согласны, что все это, имея в основе только смутные намеки Ксенофонта, в многом остаются на уровне предположении, но другого нормального объяснения пока нет, так как точна и дата конца правления Рачья (590 год д.н.э.), и начала правления Ерванда I Краткожителья.

Годы правления Ерванда I Краткожителья и его сына Тиграна I-oго (569-565 соправитель, 565-522 д.н.э.) тоже полностью соответствуют политической истории своего времени, известный по другим источникам. В частности, данные “Кирпопедии” Ксенофонта находят свое полное подтверждение данными Хоренаци и годами правления, которые дает Микаэл Чамчян. Вопрос достаточно обсуждаемый и известный в нашей науке, посему и думаем, что здесь надобности подробно остановится на нем нет[129]. Стоит касаться разве что “проблемы Ервандуни”.

Принята считать, что начиная с VI века д.н.э. в Армении пришел к власти царский род, которого называют “Ервандуни”. Это утверждение, однако, основывается разве только на имени Ерванда I Краткожителья. Однако приходить к выводу о родовой принадлежности индивида только на основании его имени по нашему глубокому убеждению некорректно. Так, в Франции правили 18 владык с именем Людовик (“Луи”), которые, однако принадлежали к четырем разным династиям. То есть только наличие царя с именем “Ерванд” не может дать нам основание говорить о смене династии и в этой связи данные Хоренаци о том, что в Армянском царстве продолжали править именно Айказуни, вполне корректны.

Можно полагать, что после того, как в 521-ом году д.н.э. царство Армени была разделена на части и кроме царства Великого Айка, где правили Айказуни, появились и Малый Айк с Киликией, а царство Великий Айк вместе с Мидией и Персией составили Арийскую конфедерацию[130], в Малом Айке продолжили править те люди, которые традиционно считаются правителями всей Армении - сатрапы (Гидарнес I (519 - ок. 500 д.н.э.), Гидарнес II (ок. 500-460 д.н.э.), Гидарнес III (ок. 460-430 д.н.э.), Арташир (ок. 430 - точно 404 д.н.э.), Ерванд (404-360 д.н.э.), Дарий Кодоман (360-337 д.н.э.), Митрдат (337-331, 331 - ок. 323` д.н.э., царь Малого Айка)). В этих условиях, как уже было сказано, в Великом Айке у власти продержались Айказуни.

__________
[127] С учетом того, что в время похода Кира в Армению, которое датируется 565 годом д.н.э., Кир активно общался именно с Тиграном. Это дает основание предположить, что уже тогда Тигран в какой-то мере был соправителем своего отца.
[128] Ксенофонт, Киропедия, Ереван, 2000, Книга 3.
[129] Ксенофонт, Киропедия,, Ереван, 2000.
[130] Подробно смотри - Оганян М. С., Восточный поход Александра Македонского и Армения, Ереван, 2003.

_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 В сетиПрофиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую темуНаписать комментарии Страница 2 из 25   [ Сообщений: 361 ]
На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5 ... 25  След.



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  


Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
610nm Style by Daniel St. Jules of Gamexe.net

Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB