бакалавр писал(а):
не знаю, лион, все равно не вяжется. смотрите.
Я об этом подумал.
Цитата:
первое. у вас получается, что было два царства: араратское и армянское
Нет, Вас ввело в заблуждение слово "Армени". На деле это та же "Урме" из ассирисийских источников. Итак, "Армени" это не "Армения", как географическое понятие, а конкретное царство, Арме, которое в ассирийских источниках известен как "Урме". До возвишения Араратского царства в Армении произошло падения центрального государства и, наиная где-то с 1560 годов д.н.э. здесь существовали 5 царств - Армени, как вотчина Айказуни (на западном берегов оз. Ван), Арарат, восточнее Вана, Митани, севернее Сирии, Киликия и Хайа(са) - я назвал это "Эпоха Пяты царств". Далее последние трое вышли из из исторической арены, после взошел на пядестал Арарат, а под конец Айказуни Армени, почти 1.000 лет спустя, вернули свою власть над всей Арменией.
Цитата:
второе. почему об урартских царях упоминают каменные плиты с клинописью, а представители хайказуни там отсутствуют?
В первых, некоторые упоминания все же есть. Например, Царь Ассирии Тукулти-Нинурта II (890-884 д.н.э.), в 885-ом году д.н.э. совершил свой очередной поход по руслу реки Тигр и в битве у Амид столкнулся с армией, лидера которого в собственных клинописях он величает именем “Амбела”. Про того же Амбелу говорит также и следующий царь Ассирии Ассурнадзирпал II (884-860 д.н.э.) в клинописи из храма в Немрут-Калахе, зная последнего как царя “Заман”-а (возможно “Арман”-а). Сей Амбела тоже очень точно идентифируется с царем из списка Чамчяна Амбаком, Амбак II-ым (910-883 д.н.э.) и с большой долей вероятности можно утверждать, что это одни и тот же человек. Далее, Ассирия в многом воевала именно с Араратским царством, а с Армени столкновении было относительно мало. И наконец, как гегемон Армении в эпоху Ассирии воспринимался именно Араратское царство, а не царство Армени.
Цитата:
третье. все таки хоренаци брал информацию для начального этапа своей книги, если память не подводит, из ассирийских источников.
Хоренаци в многом взял свою историю из труда Мар Аббаса Катины, который же в свою очередь имел свои источники. В любом случае, клинописи, и то иностранные, не могли так точно отразить внутреполичтическую ситуацию в Армении.