Интересная и загадочная страна, история которого окутана тайной и не подверглась системному исследованию. История
Субарту как правило упоминается вскользь, в связи с историей Шумера, Аккада, Ассирии и Вавилона...
В данной теме предлагаю свести в едино все имеющейся под рукой данные про эту страну, с надеждой получить-таки какую-то окончательную картину...
Субарту
Земли субар (шумерской Су-Бир/субар/Subur) или Субарту (аккадский Šubartum/Subartum/INA Су-ба-ри, ассирийская mвt Šubarri) находилась на верхнем, горном течении Тигра, к юго-западу от озера Ван.
1.
Шумер и СубартуВ шумерских эпосе "Энмеркар и повелитель Аратты" Субарту встречается в списке стран, в которых "путали Языки", то есть страны, в которых говорили не по шумерский. В том же ряду упоминаются еще страны Хамази, Ури-Ки (Аккад), Марту (аморреи) и тд.
2.
Аккад и СубартуСубарту был указан в качестве одной из стран, восставший против Саргона Аккадского (2316-2261 д.н.э.) в время большого восстания примерно в 2265-ом д.н.э.. В более позднюю эпоху, уже в 2230-их д.н.э. против Субарту вел войны Нарам-Син (2236-2200 д.н.э.), который в своей надписи упоминает Субарту вместе с Арме(а)ни.
3.
III династия Ура и СубартуСубарту упоминается как северная и грозная страна в клинописях царя Шулги. Притом из комплекса данных ясно, что в столкновениях с Субарту Ур так и не достиг ощутимого успеха. Наследник Урских царей, Ишби-Эрра Иссинский (ок. 2017-1985 д.н.э.) силами аморейцов совершил ряд походов на север, но опять не достиг решающего успеха.
4.
Староассирия и СубартуСубарту, вместе с Армени упоминает царь Ассирии Саргон I (ок. 1880-1850) в одной из своих клинописи как страны, с которыми он воевал. Притом неопределенность клинопосей опять-таки дает основания предполагать, что успех вовсе и не был на стороне ассирийской владыки.
5.
Вавилон и СубартуСубарту упоминает и Хамураппи (1792-1750 д.н.э.), под событиями 30, 32 и 35-ых годов своего царствования (1762, 1760 и 1757 года д.н.э.). Из текстов Хамураппи ясно, что Субарту поддерживал его врагов, но в конце концов потерпел поражение и вынужден был отступить.
6.
Хетти и СубартуВ хеттских источниках сведения про Субарту крайне поверхностны и запутаны, но считается вероятным, что "Аззи" (Алзи) хеттских источников, который соответствует географической территории Субарту, относится именно к этой стране.
7.
Среднеассирия и СубартуСубарту опять появляется в ассирийский хрониках начиная с конца 14-ого. Так,
Ададнерари I (1307-1275 д.н.э.) представляется как истребитель войско в том числе и субарейцов, а
Тукулти-Нинурта I (1245-1208 д.н.э.) в своих титулах именуется в том числе и как царь субарейцов. Известно, что
Тиглатпаласар I (1115-1077 д.н.э.) примерно в 1114-ом д.н.э. совершил против Субарту поход и номинально добился ее подчинения. Походы на север пришлось вести еще несколько раз.
8.
т.н. "Урарту" и СубартуСубарту попал под власть т.н. "Урарту" в конце 9-ого веке д.н.э. и оставался в таком качестве до первой четверти 7-ого века, несмотря на ряд упорных восстании.
9.
Новоассирия и СубартуСубарту упоминается в письме Асархдона (680-669 д.н.э.), как мятежная страна, в которой укрылись его враги. Видимо уже тогда Субарту не было и под контролем т.н. "Урарту", так-как последный принял участие в экспедиции Ассирийского царя против Субарту в 674. Однако успех союзников так и не был решающим и к второму половине века Субарту опять независим.
10.
Субарту в письмах АмарнаТри письма из Амарна 14-ого века д.н.э., найдены в Египте, указывают на Субарту как на топонима.
11. Новый Вавилон и Субарту В одном из своих клинописей
Набопаласар (626-605 д.н.э.), имея ввиду события после падения Нинвеи, сообщает, что совершил поход в том числе на на Субарту и вернулся с добычей. Притом сам поход имел явно грабителский характер. В это связы можно предполагать, что событие имело место весной 611-а д.н.э.. В конце 612-а умер Паруйр hскайорди (656-612 д.нэ.), царь Армени (Субарту), союзник Набопаласара и мидян в время осады Нинвеии и на трон вступил его сын Рачья (612-590 д.н.э.). В этом свете можно предполагать, что поход вавилонян имел цели деманстрировать силу и подталкнуть нового царя держатся союзнических обьязателств отца. Примечателно, что далее отношения Рачья и вавилонян налажываются и, более того, получают уже вполне дружеский вид при Навуходоносор II-ом (605-562 д.н.э.), о чем интересные подробности передает нам Хоренаци (Книга 1, глава 21)...
12.
Ахемениды и СубартуКамбиз II (530-522 д.н.э.) упоминает субарский пленников.
Стоит еще добавить, что на самом деле такого народа, как "субареи" в природе не было - было некая территория, которая называется "Субару", "Субарту", "Шуприя" и тд. В свое очередь слово "Субур" исходит от ИЕ
*kubhro. От этого слова, в частности, выводятся такие слова
- санскрита, как
cubra (блестящий, чистый, яркий),
- армянского, как
subr-surb (священный, чистый).
В итоге выясняется, что т.н. "субарейцы" разговаривали на ИЕ языках. "Субарейцов" принято назвать словом "хуррит"...
Следует указать также и на тесную связь топонимов "Субарту" и "Арме(а)ни" - в очень многих клинописях они встречаются как синонимы или заменяющие друг-друга топоними. В итоге эту страну принято назвать также и "Армения-Шуприя".
Вот, пока столько - если тема заинтересует, попытаюсь перевести с армянского и представить на Ваш суд и некоторые клинописи...
P.S.
Артак Мовсисян в "Священное Нагорье..." видит прямую связь между словами "Субарту" и "Аратта": "
Особый интерес представляет титул Аратты в шумерских текстах как "страна священных законов". Слово "Аратта" интерпретируется из ИЕ корня *arto, от которого в армяно-греко-арийской языковой семье образовались слова "святой закон", "порядок", "святое право", "справедливый", "благочестивый", "правильный" и тд(152). Слово "Субур" (с его разновидностями) с большой долей вероятности можно интерпретировать от ИЕ корня *kubhro, из которого происходят санскритский - cubhra (блестящий, чистый, яркий), армянский subr-surb (священный, чистый) и тд" Стр 59-60
"Сноска 152 - Мовсисян, 1992, стр. 30-31 (интерпретация Гр. Мартиросяна). Т. Гамкрелидзе и В. Иванов имя "Аратта" производят от ИЕ корня *ar-t/h/ (вода, река) (Гамкрелидзе, Иванов, 1984, с. 1325; Gamkrelidze, Ivanov, 1995, p. 786). В одной из наших статей мы, используя данную интерпретацию, сопоставили имя с "Наири", который, не исключено, что образовалась с ассиро-вавилонского корня "nuru" - "река"."Добавляя моего друга, кажется верным будет предполажителная интерпритация слово "Су(р)б(р)-арта"
Subhr-*ar-t/h/a
как "
Страна справедливых, благочестивых законов и святых рек"...