Цитата:
Потому, что в древности, не только армянский бог, но и любой иной - имели по одному центру поклонения. По одному храму, где тот или иной бог "жил".
Не согласен, храмов посвящённых одному богу было множество и эти храмы были раскинуты по всей стране, другое дело, что у богов мог быть какой-то центр культа, но этот центр так же менялся со временем, как менялся бог.
Цитата:
Вот смотри, не смотря на то, что культ Халди был привнесен в т.н. Урарту в качестве государственного Ишпуини, центр его культа оставался в Ардини. Даже та же Тушпа/Ван, куда была перенесена столица из Арцашку, оставался центром культа Шивини и его жены.
Можно найти политическое объяснение - Мусасир являлся главным союзником Урарту и армянским царям не было нужно ликвидировать этот духовный центр, т.к. этот город помогал сближению Ванского царства и Мусасира, а так в хорошую сторону менял армяно-ассирийские отношение.
Кстати говоря, а в каком состоянии тогда находился Ани-Камах? После падения Хайасы нужно полагать, что этот город потерял свою влияние, но приобрёл это влияние после разграбления Мусасира(?) или намного позже. Может поэтому центр культа Хайка был перемещён в Мусасир?
Цитата:
Потому, что uru Hayasa буквально значит "Страна принадлежащая (богу) Хай-ю", а Ани-Камах был политическим и религилзным центром Хайасы.
А ничего, что Армения и задолго до Хайасы называлась подобным образом?
Ани-Камах был сомнительным центром Хайасы-Аззи(сейчас Хайасы или Аззи?!), т.к. территории Хайаса-Аззи, как доказывают последние исследования, распространялись намного восточнее и возможно охватывали большую часть АН.
Так же не нужно забывать, что Хайаса-Аззи была одним из множеств армянских племенных государств, таким, как Ванское царство, Этиуни, Митанни, Алзи, Ишува, Субарту и т.д. с собственным политическим и духовным центром, как и остальные армянские государства.