Изменить размер шрифта


Начать новую темуНаписать комментарии Страница 1 из 27   [ Сообщений: 393 ]
На страницу 1, 2, 3, 4, 5 ... 27  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Страна Хайаса (hаyasa): Грозный противник хеттов...
СообщениеДобавлено: 25 фев 2012, 22:51 
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 46682
Откуда: Армения, Ереван
Малоизвестная страна, история которого в многом окутана завесом тайны и судьба которого не подверглась системному исследованию, страна, об этнической судьбе которого не умолкают споры до сих пор...

"hайаса" (hаyasa)

В данной теме предлагаю свести в едино все имеющейся под рукой данные про эту страну, с надеждой получить-таки какую-то окончательную картину...

1. Название страны - "hайаса" (hаyasa). Согласно мнению большой группы специалистов в указанном слове основным является корень "hайа" (hаyа), что соответствует самоназванию армян - "hай" (hаy). По мнению той же группы специалистов упомянутое же в конце слово "(а)са" ((а)sa) всего-то является хеттским суффиксом, которое означает "страна". Ситуация в самом общем плане соответствует английскому "land" и образованных с ее помощью например таких слов, как Scotland и Irland. Эту схему одним из первых ввел в оборот Е. Форрер (E. Forrer "Hajassa-Azzi", Caucasica Leipzig 1931 N 9) и оно особенно было развито П. Кречмер, согласно которому: ""s(a)" в слове "hаyasa" есть малоазиатский суффикс, а слово hаyasa означает "страна хаев" (hайев, армян)" (E. Kretscmer "Die nationale Nome der armenier hajkh". Anzeiger der Akad der Wiss in Wien, phil-hist Klasse, 1932 N 1-7, ЖН 1933, номер 7-8 ). В качестве примеров были представлены такие малоазиатские слова, как "Turhunt" и "Datta", которые, с применением суффикса "(a)са" ((a)sa) приобрели значение топонимов (стран) "Turhuntаsa" и "Dattаsa". С таким мнением по сути своей согласились также и многие другие специалисты (А. Гетце, К. Рот и др.). Уже позже прямую связь "hайаса" (hаyasa) с армянами указали также Г. Капанцян, А. Захаров, А. Хачатрян, И. Фридрих, Е. Форрер, Н. Адонц, Г. Аветисян, Л. Барсехян, С. Еремян, В. Хачатрян, Г. Джаукян, А. Косян, Р. Казарян, А. Мовсисян и другие. Примечательно, что с этим мнением согласился также небезызвестный Дьяконов. В конце же стоит добавить, что Г. Джаукян, развивая эту схему, в качестве доказательств предложил также и слова "Harsankila", "Parminaija", "Hiwaswanta" и тд, которые, получая значения топонимов, соответственно получили вид "Harsanasa", "Parminasa", "Hiwasasa".
2. боги "hайаса" (hаyasa) - боги "hайаса" (hаyasa) имеют ярко выраженные индоевропейские имена, особенности, суть и функции. Так:
а) главным богом страны был бог грома U-GUR, имя которого специалисты, интерпретируя по разному, все же в всех вариантах связывают с индоевропейским культурным полем. В частности, по разным версиям:
- в имени видна корень армянского слово "ոգ", что означает "воспрянуть духом, бороться" и которое соответствует сути "бога грома" (Джаукян),
- в имени бога виден корень, который соответствует горы "Гргур". Гора находилась в пределах страны, традиционно имела священное значение для армян, которое и, видимо, объясняется наличием святынь этого бога на горе,
- U-GUR, по своим функциям, некоторые специалисты связывают с небезызвестным "Нергалом" - умеряющим и воскресающим богом. В этой связи видны параллели U-GUR с другим армянским богом, богом весны и плодородия, умеряющим и воскресающим богом Ара.
б) одна из главных богинь "hайаса" (hаyasa), жена U-GUR известна под именем "Инанна". В этой связи интересно отметить, что в провинции Высокий Айка, который в указанное время располагалась в границах "hайаса" (hаyasa), находилась святыня бога "Нане", имя которого, по мнению специалистов, уверенно уравнивается с клинописной "Инанна". В этой связи крайне примечательно, что женой вышеупомянутого бога весны и плодородия Ара выступает "Нвард", что в многих интерпретациях воспринимается как "Нане". в) бог Zagg - имя связывается с хеттским Zaggaga,
г) бог Terittitunis - имя этого бога переводится как "трехногий" или "троехвостный" и в нем ясно видна индоевропейский корень "Teri" (три).
д) бог huhus - имя связывается с лувийским karhuhus, который выступает как третий бог Кархемиша,
е) бог Silili - имя связывается с армянским словом "սիրել" (sirel, любить), но основе чего предполагается, что это был(а) богом (богиней) любви,
ж) бог Unagasta - имя связывается с армянскими словами "ունք" (бровь) и "հաստ" (толстый (антоним "тонкий" )) и буквально означает "Волосатый бог" или "бог с толстыми бровями". Учтивая данные М. Хоренаци о боге Торк-Ангех, можно прийти к выводу, что речь именно о нем,
з) бог Baltajk - имя связывается с армянскими словами "փայլ" (сверкание) и могло использоваться в смысле "сверкающий бог",
3. имена жителей "hайаса" (hаyasa). Из дошедших до нас источников известны ряд имен жителей страны, которые имеют явно индоевропейские или армянские корни. В частности:
а) Мари-Ани, царь, правил в конце XV-ого века д.н.э. В имени ясно видна корень "Ар". Кроме того, имя может быть связана с арийским "мариани" (воины на колесницах), которые именно в указанное время достигли большой славы в соседней Митани. Можно предполагать, что слово, означающее социальный статус человека, получило значения собственного имен, примерно как в словах "Ишхан", "Маххаз", "Патрик", "Аспет" и тд,
б) Кар-Ани, царь, правил в первой четверти XIV-ого века д.н.э. В имени ясно видна корень "Ар", которое позже встречается в персидском и в армянском под мужским именем "Карен". Многие специалисты видят в имени позднего города "Карин", которая находилась на территории "hайаса" (hаyasa), связь с именем упомянутого царя. Стоит еще добавить, что примерно в той же эпохе Хоренаци упоминает царя соседнего "hайаса" (hаyasa) Армени с именем Кар (1289-1285 д.н.э.),
в) hайк-Ани, царь, правил в 1375-1345 д.н.э. В имени ясно видна корень "hайк", что, в свете комплекса доказательств, несомненно связано с "hайк" (армянами). Стоит еще добавить, что современником этого царя "hайаса" (hаyasa) в соседней Армени выступает царь с именем hайкак I (1381-1361 д.н.э.), в имени которого суффикс "ак" всего-то имеет уменьшительного значение,
г) Ана-Ани, царь, правил в 1345-1316 д.н.э.. Имя этого царя в дальнейшем получило свое развитие в армянском под видом "Анания",
д) Вани (Vanii), жрец, упоминается в XIV-ом веке д.н.э. как жрец храма U-GUR. Имя связывает с армянским именем Ваhагн, от которого произошли мужское имя "Ваhе" и имя княжеского рода Ваhевуни. В свете этого примечательно, что Ваhевуни традиционно выступают как главный жреческий род дохристианской Армении (сравнимы с родом Григора Лусаворича в IV-V веках н.э.). И особенно показательно, что Ваhевуни, кроме как своих обшерелигиозных функции, особо выступали как слуги бога "Ваhагн", который, как и U-GUR, был богом войны, грозы, молний и грома.
3. страна "hайаса" (hаyasa), как и соседние Хетти и Митани, была прославлена своими колесницами и колесничными, которые даже хеттские правители были заинтересованы включить в свои войска,
4. город Ани - был столицей и одновременно главной святыней "hайаса" (hаyasa). В свете этого примечательно, что именно оно выступало также и в качестве одного из главных святых городов у армян дохристианского периода.
5. В качестве особой группы доказательств можно указать также и весь комплекс доказательств, которые были приведены в отношении "Аратты", "Армени", "Армянского календаря", "Мовсес Хоренаци", "ари, hайк(сос), "hа(й)ари" и тд,
6. В качестве особой группы доказательств можно указать также и весь комплекс доказательств, которые были приведены в отношении "Аратты", "Армени", "Армянского календаря", "Мовсес Хоренаци", "ари, hайк(сос), "hа(й)ари" и тд,

Лично мое мнение, что все это сам по себе и в комплексе указывают, что

"hайаса" (hаyasa) хетсских источников несомненно есть армянское государственное образование.

_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Страна Хайаса (hаyasa): Грозный противник хеттов
СообщениеДобавлено: 25 фев 2012, 22:51 
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 46682
Откуда: Армения, Ереван
Приквел

Завану (1568-1531 д.н.э.) досталась разрушенная империя, которая проживала последние года своего существования. Уже к 1561 д.н.э. году Империя перестала существовать, а на территории самой Армении наступила Эпоха Пяти царств:

1. Армени - юридические наследники Аратты и номинальные сюзерены остальных 4 царств, где правили потомки Айказуни,
2. Арарат - тут, по всей видимости правили спарапеты Айказуни и позже это царство станет новым лидером среди армянских царств и в 20-ом веке получит нелепое название "Урарту",
3. hайа - тут правили духовные лидеры Армении, род Ани,
4. Митани - тут правили отступившие из Египта потомки Египетских царей Айказуты,
5. Киликия - тут правила династия Кицуаданавани.

Одним словом, централизованного царства уже не было, хотя и цари Армени рьяно боролись за восстановления своих прав. Но свои планы имела и Хетти. Вслед за упадком централизованного государства, началась II Армяно-хеттскую война (1550-1523 д.н.э.).
В 1550-1525-ом годах д.н.э. hайа, вместе с вассальным княжеством Каска, много раз напали на ослабшую Хетти и возвращались с добычей. В ок. 1549-м году д.н.э. царь Хетти Амуни (ок. 1550-1530 д.н.э.) напал на Киликию, но получил отпор и откатился назад. В ок. 1524-ом году д.н.э. очередной царь Хетти Телепину (ок. 1525-1500 д.н.э.) захватил крепость Хасува у Киликии, а в следующем году в битве у Лавацинты одержал верх над Киликейскими войсками. II Армяно-хеттскую война завершилась и Киликейское царство признало верховенство Хетти.

И хотя Армени Завана фактически не участвовало в указанных событиях, но стало понятно, что при нем над Арменией сгущались тучи. Приемник Завана, Парнак I (1531-1478) тоже претендовал на верховенства над другими царствами, но никакого успеха не имел. В эпоху пятицарствия Айказуни имели статус Меровингов в средневековой Франции. При Парнаке, как уже было сказано, завершился II Армяно-хеттскую война а невыгодных для армян условиях, а в 1512-ом году д.н.э. началась война с Египтом - I Армяно-Египетская "Столетняя " война (1512-1412 д.н.э.). При том, несмотря на то, что войну начали египтяне в главе с Тутмосом I-ым (1525-1512 д.н.э.), успех в начале был на стороне армян. В том же 1512-ом году д.н.э. в битве у Евфрата армия Митани в отбросила врага назад. Тогдашний царь Митани Багдасар (ок. 1520-1490 д.н.э.) сумел защитить пределы и своей страны, и Армении в общем, а при его сыне Санасаре (ок. 1490-1450 д.н.э.) Митани достигла зенита своего могущества. Именно при нем в 1480-ом году д.н.э. армия Митани напала на Ассирию, пленила очередного царя Ассирии Ассурсадуна (1480 д.н.э.), захватила Ассур и ликвидировала само Ассирийское царство на 8 лет.

Эти события опять прошли мимо Армени Айказуни, которые все больше и больше теряли реалный контроль над своими вассалами, а их верховенство все меньше и меньше стало признаваться своими некогда слугами.

_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Страна Хайаса (hаyasa): Грозный противник хеттов
СообщениеДобавлено: 25 фев 2012, 22:52 
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 46682
Откуда: Армения, Ереван
В ок. 1405-ом д.н.э. хетты напали на Заефвратский Цопк и отобрали север провинции у hайа. В ок. 1397-ом д.н.э. хетты одержали победу над hайа в битве у Катхалаиа (в Кападокии). Развивая успех, противник напал на Заефвратский Цопк, но был отбит. В том же году произошла битва у крепости Ани-Кемах, в итоге которого хеттские войска вынуждены были отступить перед армией hайа. Война уже шла и на период 1397-1380 годов д.н.э. армия hайа много раз напала на территорию Хетти и опустошила ее. В 1380-ом году же д.н.э. армянам даже удалось захватить столицу Хетти Хатушаш и сжечь ее. Месть была полной, хотя и война не закончился. В ок. 1375-ом д.н.э. хетты пропитались высадится на черноземном берегу hайа, но в последовавшей затем битве потерпели серьезные урони и были отбиты.

В 1350-ом д.н.э. противник захватил Заефвратский Цопк, но в 1349-ом д.н.э. армянам удалось отбить провинцию. В 1345-ом д.н.э. хетты опять заняли Заефвратский Цопк, в итоге которого кнажяетсва Тогарма и Мелид перешли к Хетти, а hайа приняло верховенство Хетти. Впрочем, это не помешало царю hайа в том же году напасть на Кападокию и этим вынудить хеттов отступить с территории Митани.

В 1330, 1329 и в 1325-ом году д.н.э. хетты напали на Малый Айк, но в итоге отступили. В 1324-ом году д.н.э. хетты захватили крепость Дуккума и город Ерзнка, но в результате ожесточенного сопротивления армян вынуждени было пойти на мир.

В 1324, 1321, 1320, 1319 годах хетты совершили ряд грабительских походов на территорию hайа, но не добились серьезного успеха. В том же 1319-ом году д.н.э. хетты питались захватить крепость Арме, но были отбиты. В отместку, армия hайа захватила Аррину и Анкуву и, опустошив окрестности, отступила. Армяне напали на хеттов еще и в 1318-ом году д.н.э., в основном уже силами княжества Каска.

В 1317-ом последовала очередное нападение хеттов, однако под той же крепостью Арме хетты потерпели серьезное поражение. В следующем году противник потерпел поражение уже под Кануварой. И хотя в 1315-ом противник напал на Ахдзник, но уже ясно было, что хеттам армянам не одолеть. Последняя волна нападении на Малый Айк хетты предприняли в 1307, 1302, 1301-ом годах д.н.э., без особых успехов.

К великодержавию хетты питались вернутся в 1289-1288 годах д.н.э, так-как армяне уже имели проблемы на юге в лице усилившегося Ассирии. Противник напал на Ахдзник и Корчайк, но был отбит. Более того, в 1285-ом году д.н.э. армяне в очередной раз захватили Хатушаш и сравняли ее с землей. Нападение на хетти армяне предприняли и в 1284-ом году д.н.э., хотя и под Хаххой имели спорное по результату столкновение с вражеской армией. В 1283-ом году д.н.э. под Виставандой армяне не смогли сломать сопротивление хеттской армии, зато в 1282-ом году опустошили Хетти как надо.

Но это уже были последние аккорды великого противостояния. Скоро был достигнут мир, по итогам которого Хетти навсегда отказалось от идеи верховенства на hайа и соседними армянским областями.

Под известной битвой у Кадеша в конце мая 1274 года Митани, hайа и Киликия выступали в качестве союзников Хетти. Хетти отплатила долг уже своей кровью, когда в 1267-ом д.н.э. помогла армянам отбить нападения Ассирии. Видимо, однако, союз так и не обрел долговечный характер, так-как в ок 1249-ом д.н.э. армяне напали на северные районы Хетти и вернулись с добычей...

Все, насколько мне известно, на этом армяно-хеттская противостояние закончился, так-как Хетти уже в 1190-1180 годах пала жертвой опустошительного набега "Народов Моря"...

_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Страна Хайаса (hаyasa): Грозный противник хеттов
СообщениеДобавлено: 25 фев 2012, 22:52 
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 46682
Откуда: Армения, Ереван
Армени

1. Арбак сын (1612-1568 д.н.э.)
2. Заван сын (1568-1531 д.н.э.)
3. Парнак I сын (1531-1478 д.н.э.)
4. Сурен I сын (1478-1433 д.н.э.)
5. hoвнанак сын (1433-1403 д.н.э.)
6. Ваштак сын (1403-1381 д.н.э.)
7. haйкак I сын (1381-1363 д.н.э.)
8. haмбак I сын (1363-1349 д.н.э.)
9. Арнак сын (1349-1332 д.н.э.)
10. Шаварш I сын (1332-1326 д.н.э.)
11. Норайр сын (1326-1302 д.н.э.)
12. Встам сын (1302-1289 д.н.э.)
13. Кар сын (1289-1285 д.н.э.)
14. hорак сын (1285-1267 д.н.э., 1267 д.н.э. также и в Митани)
15. hрант I сын (1267-1242 д.н.э.)
16. Энзак сын (1242-1227 д.н.э.)
17. Глак сын (1227-1197 д.н.э.)
18. hоро сын (1197-1194 д.н.э.)
19. Зармайр сын (1194-1180 д.н.э.)
20. Шаварш II сын (1180-1137 д.н.э.)
21. Перч I сын (1137-1102 д.н.э.)
22. Арбун сын (1102-1075 д.н.э.)
23. Перч II сын (1075-1035 д.н.э.)
24. Базук сын (1035-985 д.н.э.)
25. Хой сын (985-941 д.н.э.)
26. hусик сын (941-910 д.н.э.)
27. Амбак II сын (910-883 д.н.э.)

hайа

1. Неизвестные (ок. 1561-1450 д.н.э.)
2. Мар-Ани (ок. 1450-1400 д.н.э.)
3. Кар-Ани (ок. 1400 - áõÕ. 1375 д.н.э.)
4. hайк-Ани (1375-1345 д.н.э.)
5. Ана-Ани (1345-1316 д.н.э.)
6. Неизвестен (1316 - ок. 1260 д.н.э.)
7. Митас (ок. 1260-1210 д.н.э.)
8. Неизвестен (ок. 1210-1150 д.н.э.)
9. Арсен (ок. 1150-1100 д.н.э.)
10. территория перешла к Армени


Арарат

1. Неизвестные (ок. 1561-1280 д.н.э.)
2. Эхли-Тешуб (ок. 1280-1240 д.н.э.)
3. Аруби I сын (ок. 1240-1200 д.н.э.)
4. Кали-Тешуб сын (ок. 1200-1150 д.н.э.)
5. Аруби II Кили-Тешуб сын (ок. 1150-1100 д.н.э.)
6. Неизвестные (ок. 1100-883 д.н.э.)

Митани

1. Кирнак (ок. 1561-1555 д.н.э.)
2. Шаварш I сын (ок. 1555-1530 д.н.э.)
3. Парет сын (ок. 1530-1520 д.н.э.)
4. Багдасар сын (ок. 1520-1490 д.н.э.)
5. Санасар брат (ок. 1490-1450 д.н.э.)
6. Артак I сын (ок. 1450-1410 д.н.э.)
7. Шаварш II сын (ок. 1410-1360 д.н.э.)
8. Арташес брат (ок. 1360-1355 д.н.э.)
9. Тушрата брат (1355-1327 д.н.э.)
10. Артак II брат (1327-1326 д.н.э.)
11. Шаварш III сын (1326-1325 д.н.э.)
12. Сатон сын Тушраты (1325-1298 д.н.э.)
13. Шаварш IV сын (1298-1272 д.н.э.)
14. Васак сын (1272-1268 д.н.э.)
15. hорак царь Армени (1267 д.н.э.)
16. Шаварш V сын (1267-1258 д.н.э.)
17. территория перешла к Ассирии

Киликия

1. Пилия I (ок. 1550-1510 д.н.э.)
2. Парияватри (ок. 1510-1500 д.н.э.)
3. Испатаксу (ок. 1500-1480 д.н.э.)
4. Санасар I (ок. 1480-1470 д.н.э.)
5. Пилия II (ок. 1470-1430 д.н.э.)
6. Багдасар (ок. 1430-1410 д.н.э.)
7. Талзуш (ок. 1410-1400 д.н.э.)
8. Санасар II (ок. 1400-1360 д.н.э.)
9. Телепину жрец сын Супилулиума I (ок. 1360-1334 д.н.э.)
10. Пентисилиас жрец (ок. 1334-1260 д.н.э.)
11. Мокаци (ок. 1260-1180 д.н.э.)
12. Неизвестные (ок. 1180-883 д.н.э.)

_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Страна Хайаса (hаyasa): Грозный противник хеттов
СообщениеДобавлено: 15 ноя 2012, 15:53 
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 46682
Откуда: Армения, Ереван
И наконец фактически последный раунд моего спора с ауое, который касался проблемы "hайасы", после чего мой собеседник, как трусливый боксер, где-то в середине 12 раунда покинул ринг и убежал:

На это (см. первый пост данной темы - L) развернутое и обоснованное утверждение с стороны моего противника прозвучали лишь разрозненные тезисы, которые представлены ниже.

1. Название страны - "hайаса" (hаyasa).

- Сразу надо отметить, что на сей раз мой собеседник в принципе не оспорил тот очевидный факт, что в начале слово пишется именно "h", а не "х". А ведь было время, когда ауое яростно протестовал против этого: видимо на сей раз ауое понял полную абсурдность этого утверждения и не настаивал на нем.
- концовка "са" - на сей довод так и не прозвучало внятного ответа, видимо мой собеседник был ошарашен ясности о обоснованности приведенного довода и не нашел нечего сказать.

2. Один из основных доводов моего собеседника были боги "hайаса" (hаyasa) - ауое, так и не представив доказательства, стал утверждать, что они не имеют индоевропейского характера. Примечательно, что мой собеседник дошел до такого абсурда, что бога Zagg, имя которого связывается с хеттским богом Zaggaga и бог huhus, имя которого связывается с лувийским karhuhus... были объявлены не индоевропейскими -

http://forum.hayastan.com/index.php?s=&...st&p=901537
http://forum.hayastan.com/index.php?s=&...st&p=901738

Более того, естественно, не находя доказательства к этому явному абсурду, ауое стал доказывать, что... хеттский не есть индоевропейский язык. Почему-то это странное утверждение ауое приписал к Гамкрелидзе и к Иванову -

http://forum.hayastan.com/index.php?s=&...st&p=901797

ну так и не удосужился привести доказательства.

_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Страна Хайаса (hаyasa): Грозный противник хеттов
СообщениеДобавлено: 15 ноя 2012, 15:55 
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 46682
Откуда: Армения, Ереван
По ходу разговора досталось и богам Terittitunis и Unagasta. Они сразу, с ходу были объявлены не индоевропейскими, но это так и не было подтверждено фактами и доказательствами. Про остальных богов прозвучали лишь невразумительные и неясные возражения, которые показывали всего одно - стремление ауое любой ценой, вопреки логики и научных фактов, отрицать очевидное...

3. имена жителей "hайаса" (hаyasa). Против явного индоевропейскго характера дошедших до нас имен жителей "hайаса" (hаyasa) не были приведены контрдоводы. И опять ясно видно было одно - упорное стремление не согласится. Упорство, конечно, качество хорошее, но в таких случаях и в таком виде это граничит с другим человеческим качеством, которое уж вовсе не делает честь ее носителю.

В время спора были затронуты и другие вопросы, которые стоят упоминания:

- "курьез Uaja". ауое, явно имея информацию про "Uaja" из некачественного скана, стал всерьез утверждать, что "haj" эбалитских источников на самом деле будет звучать как Uaja. Как же забавно было, когда выяснилось, что на самом деле никаких Uaja не было и мы всего-то имеем дело с неудачным сканом, который и превратил "Нaja" в "Uaja" -

http://forum.hayastan.com/index.php?s=&...st&p=901519

- по ходу спора выяснилось, что ауое, который с таким серьезным выражением лица говорил про труд Капанцяна, на самом деле... знаком с трудом на уровне: "только несколько страниц" -

http://forum.hayastan.com/index.php?s=&...st&p=901533

Грустно...

- очередной пракол моего собеседника связан с личностью моего друга Артака Мовсисян, якобы он: " пробует переводить урартскую клинопись исходя из армянского" -

http://forum.hayastan.com/index.php?s=&...st&p=901729

И уже даже и не стало смешно, когда, на требование обосновать свои слова, короткое время спустя был получен ответ, что это утверждение ауео делает, так-как: "Это мнение высказывается на различных форумах со стороны армян" -

http://forum.hayastan.com/index.php?s=&...st&p=901734

- В ходе спора ауое докатился до такого абсурда, что в полном серьезе стал утверждать, что: "пространству между верховьями Евфрата (=Кара-су), Чороха и Аракса" не располагается на АН"??!! Смотрите, до какого абсурда иногда докатывается человеческое упорство -

http://forum.hayastan.com/index.php?sho ... 33&st=1125

И после этого мы питаемся получить объективную позицию от ауое...

Учитывая все это, а также то, что

1. страна "hайаса" (hаyasa), как и соседние Хетти и Митани, была прославлена своими колесницами и колесничными, которые даже хеттские правители были заинтересованы включить в свои войска,
2. город Ани - был столицей и одновременно главной святыней "hайаса" (hаyasa). В свете этого примечательно, что именно оно выступало также и в качестве одного из главных святых городов у армян дохристианского периода.
3. В качестве особой группы доказательств можно указать также и весь комплекс доказательств, которые были приведены в отношении "Аратты", "Армени", "Армянского календаря", "Мовсес Хоренаци", "ари, hайк(сос), "hа(й)ари" и тд, можно приходить к однозначному выводу, что

"hайаса" (hаyasa) хеттских источников несомненно есть армянское государственное оброзование.

_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Страна Хайаса (hаyasa): Грозный противник хеттов
СообщениеДобавлено: 19 фев 2013, 23:10 
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 46682
Откуда: Армения, Ереван
Ḫ, ḫ (h-breve below) is an extended Latin letter to transliterate. Its Unicode code is U+1E2A.[1]
Arabic Ḫāʾ (خ) /x/
Akkadian /χ/
Hittite laryngeal h (probably pronounced [x] or [h]), see Hittite cuneiform


http://en.wikipedia.org/wiki/Ḫ

Это на заметку тем, кто с пеной в рту твердят, что в начале слова hayasa "h" безз всяких вариантов читается как "Х" ;)

_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Малый Айк: В тени Великого брата...
СообщениеДобавлено: 15 сен 2013, 20:27 

Зарегистрирован: 17 дек 2012, 23:15
Сообщений: 406
И вот еще одно интересное умозаключение.Раз большинство ученых дислоцируют страну hайаса в бассейнах рек Чорох,Евфрат и Галис,я начал интересоваться рекой Галис(Halys; греч. Alys). Уж больно попахивает название этой реки армянским :roll:,тем более она начинается в Армянских Таврах.Мне кажется,что это "измученный" вариант слова "հայոց"- hайоц-айоц-айес, что означает "армянский"(известно,что у греков буквы "h" не было).В итоге первоначально звучало как "հայոց գետ"- армянская река. Я не лингвист и затрудняюсь в переходах букв.И мне безумно интересно знать, возможен ли гипотетически такой переход букв; (h)ар на hай и hал. Где то нашел такое правило в лингвистике,что буквы "л-р-с-т-д-н" взаимозаменяемые.Значит в принципе, слово (h)ар мог трансформироваться на слово (h)ал,а вот буква "р" может переходить на букву "й"?А.Варпетян считает,что это возможно и ссылается на то,что в нескольких армянских диалектах(зейтунском, hаджнском и амшенском) буква р произносится как "й"; джур-джуй(вода),hарс(невеста)-hайс и.т.д. И по моему на возможность такого перехода первым обратил внимание Микаэл Чамчян. Я считаю это правильным :roll:


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Малый Айк: В тени Великого брата...
СообщениеДобавлено: 15 сен 2013, 20:34 

Зарегистрирован: 17 дек 2012, 23:15
Сообщений: 406
Вообще есть у нас на форуме лингвисты?А если нету,то может кто нибудь может подскажет,где можем почитать а переходе букв или взаимозаменяемость их друг другу?


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Малый Айк: В тени Великого брата...
СообщениеДобавлено: 15 сен 2013, 21:58 
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 46682
Откуда: Армения, Ереван
Интересная версия, думаю оно стоит серьезного обсуждения.

_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Страна Хайаса (hаyasa): Грозный противник хеттов
СообщениеДобавлено: 06 май 2014, 01:40 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 09 фев 2014, 03:47
Сообщений: 4751
Лион джан, известно, что название страны Хаттов/Хеттов пошло от имени города Хаттуса. Название страны Ассирия от имени города Ашшура. Название страны Тегарама от города Тегарама. И т.п..
Детерменатив "uru", применявшийся перед названием Hayasa, также означает и город. Т.е. большая вероятность, что страна Хайаса получила свое название от имени первоначально города Хайаса по вышеприведенным примерам... Т.е. "города принадлежащего (богу) Хай(а)", ибо "uru" это город/страна, a "(а)са" - суффикс принадлежности.

Что можно сказать о вероятной локализации этого города?
У меня есть большие подозрения, что этот город Хайаса ( город Хайа/Айа) может быть идентичен городу Харк нашего космо-этногонического мифа, как домену Хайка...

_________________
Мы все - Великая Армения!


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Страна Хайаса (hаyasa): Грозный противник хеттов
СообщениеДобавлено: 06 май 2014, 09:24 
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 46682
Откуда: Армения, Ереван
А вот я всегда думал, что этот город Ани-Камах или Ерзнка...

_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Страна Хайаса (hаyasa): Грозный противник хеттов
СообщениеДобавлено: 06 май 2014, 22:44 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 09 фев 2014, 03:47
Сообщений: 4751
Да, очень возможно, что Ерзнка или какое либо древнее селение (имеется в виду Хайкашен) на Ерзнкайской высокогорной долине, которая похожа на описанный Хоренаци Харк.
Места сакральные, священные для армян с незапамятных времен.
Провести бы там серьезную археологическю разведку...

Но не думаю, что Ани-Камах...

_________________
Мы все - Великая Армения!


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Страна Хайаса (hаyasa): Грозный противник хеттов
СообщениеДобавлено: 06 май 2014, 22:50 
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 46682
Откуда: Армения, Ереван
Почему не Ани-Кемах?

_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Страна Хайаса (hаyasa): Грозный противник хеттов
СообщениеДобавлено: 06 май 2014, 23:01 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 09 фев 2014, 03:47
Сообщений: 4751
Потому, что он в клинописные хетто-лувийские времена должен был бы называться городом Хайаса. Значит город Хайаса был не им. А каким-то иным городом...

Кстати, интересная параллель между Хайком/Хайасой и аргонавтом Арменом греческой мифологии и Арменией.
Этот Армен, высадившись в мифической Айа(Хайа?)-Колхиде, якобы основывает Армению в Акилисене.
Акилисена как раз часть Хайасы - Высокий Хайк, с его Ерзнкайской высокогорной долиной.

_________________
Мы все - Великая Армения!


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую темуНаписать комментарии Страница 1 из 27   [ Сообщений: 393 ]
На страницу 1, 2, 3, 4, 5 ... 27  След.



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 7


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron


Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
610nm Style by Daniel St. Jules of Gamexe.net

Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB