До сих пор, научной общественностью, совершенно игноририровались армяно- шумерские словарные соответствия. Это удивительно по двум основным причинам. Во первых потому, что основой до сих пор доминирующей в научном мире теории Дьяконова о происхождении армян, является утверждение о том, что если бы армяне были коренными жителями Армянского нагорья, то словарный запас армянского языка содержал бы гораздо больше семитских перениманий из языков окружавших их семитских племен, чем это имеет место быть. Если следовать этой логике, то мы должны закрывать глаза на наличие в армянском языке заимствований из шумерского языка, но должны обращать внимание на отсутствие достаточного количества заимствований из более молодых семитских языков. Вопрос почему остается висеть в воздухе! Во вторых армяно-шумерские языковые соответсятвия обнаруживаются совершенно необычными проявлениями, которые требуют к себе особого внимания; так например шумерский Бог Уту соответствует армянскому числу 8 (uth) и суффиксу uth «shinararuthyun» (строительство). Его сестра богиня Иннин соответствует армянскому числу 9 (inn) и суффиксу –in «shinararin» (строителю). Бог Неба Ан соответствует армянской отрицающей частице –аn (anhavat – неверный, неверующий). Бог Луны Син соответствует корню – sin (пустой, бесмысленный) отсюда snahavat (cуеверный, верящий в пустое), кроме того армянское lusin «луна» образована из шумерских lu «человек» и Sin (Бог Луны). Как мы видим все эти примеры имеют непосредственное отношение с одной стороны к словобразованию армянского языка, с другой стороны к пантеону шумерских богов, что уже само собой представляет из себя более чем примечательное явление которое по крайней мере достойно подвергнуться тщательному анализу... Теперь нам предстоит выяснить случайное ли это совпадение или все же мы имеем дело с явлением из ряда вон выходящим! Для этого попробуем рассмотреть еще один суффикс – Оц (hayoc- армянский). Само собой понятно, что –оц созвучно с произношением армянского слова Оц (Змея) и это можно было бы принять за обычное совпадение если бы не одно но... Дело в том, что шумеро- аккадского Бога Мудрости, Письма и Грамоты, который как известно слыл источником недосягаемой мудрости, тайных знаний и создателем человечества, между прочим именовали Haya, то есть точно так как самоназвание армян – hay, и самое важное в том, что Haya это Бог в облике Змея. Здесь я вынужден дать небольшое пояснение. Дело в том, что в шумерских мифах, для этого Бога Змея употреблялось имя Энки, а в период когда в Шумере доминировали аккадцы употреблялось имя Haya. Наблюдая это исследователи дали самое простое определение о том, что имя Haya, это аккадское имя шумерского Бога Энки. Однако не учтен тот факт, что в исторический период о котором ведется речь боги носили не одно имя, а множество совершенно различных имен. К примеру из поэмы «Энума Элиш» мы узнаем, что рядовой бог шумерского пантеона Мардук, который позже встал во главе всего вавилонского пантеона, имел целых 50 имен, при этом всем этим именам придавалось какое-то особо важное значение, вплоть до того, что автор поэмы назидал своих читателей и их детей учить наизусть все эти имена . Таким образом, становится очевидным по крайней мере то, что разницу в произносимых именах, в данном случае нельзя объяснять влиянием различных этнических групп, в особенности в свете того факта, что в этот период ни одного намека на существование отдельного от шумерского семитского культа нигде не обнаруживается и большинство шумерологов считают, что «аккадские» Боги это не какие-то и откуда-то взятые семитские Боги, а прямое перенимание шумерского пантеона, к чему следует лишь добавить, что различные имена одних и тех же богов (в том числе и Haya) существовали в шумерах задолго до появления аккадцев, что же касается того, почему шумеры предрочитали имя Энки (шум. En-Господин, Ki – Земля) так это скорее похоже на дань моде, чем что либо иное, ведь и в Вавилоне при известных 50-ти именах Мардука предпочитали произносить именно имя Мардук. Таким образом разделение на шумерских и аккадских богов неправомерно, поскольку это одно и тоже. Добавим к этому, что личное имя бога Змея Нaya приобрело в некоторых семитских языках значение Змея и именно отсюда происходят арабское haiiut (змей, самец змеи) и haiiat (змея как вид) и сирийское hewyo (змея). В современном армянском правописании, унаследовавшем в данном случае традицию грабара, слово змея пишется как – ?? (одз) , в то время как ее звучание именно – (оц). Когда армяне произносят словосочетание hayoc asxarh (страна Армянская), слово Hayoc произносится точно также как Hay oc (Змей Haya). Таким образом получается, что произнося словосочетание Hayoc asxarh (Cтрана Армянская) это тоже, что произнести словосочетание Страна Змеи Haya. Более того когда армяне хотят произнести выражение “Потомки Армян” они произносят -hayvordik. Это сложное слово, где hay – самоназвание армян, а vordik (сыны) от vordi (сын), и вот на что здесь следует обратить особое внимание: Мало того, что самоназвание армян соответствует имени шумерско-аккадского бога змея Haya, так вместе с тем слово vordi (сын) звучит практически также как слово vord, которая в армяно- русском словаре значится как «червь». Это не может быть совпадением, ведь червь по сути и есть маленькая змея. Все так да не так! Дело в том, что в ассоциативном восприятии армян, также как и в восприятии представителей иных народов и наций, слово “червь”, да и сам червь вызывает презрение и потому в армянском языке до эпохи христианизации существовало строгое разграничение между понятиями “змееныш” и “червь”, для слова “червь” употреблялось – ( ccu, cicu), в то время как слово vord значило «маленькая змея». Именно с этим последним значением имело единое происхождение слово vordi (сын). Таким образом когда армяне произносят hayvordik имея в виду “Потомки армян”, то это одновременно означает “Змееныши армян”, “Потомки змея Haya”, “Змееныши Haya” и т.д. Из всего вышесказанного более чем очевидным становится то, что тотемическим символом древних армян была Змея, но имеем ли мы какие либо дополнительные сведения которые бы позволили нам с большей степенью вероятности утверждать это? Оказывается имеем более чем достаточно! По мнению Манука Абегяна, у древних армян почитание змеи подтверждается множеством фактов и когда-то змеи воспринимались армянами как предки. Раффи напоминает -“Из истории нам известно, что во времена Тиграна Ервандида, змея и дракон значились на армянском флаге.” Многие армянские мифы посвящены змеям, особенно почитался уж , которого называли армянином, то есть hay. Особо примечательно то, что армяне словом «капа» обозначали не только змеиную кожу, но и собственную одежду.
|