Lion писал(а):
Академик, там о бунтюрках бред идет, я об этом...
Ну, а зачем на это обращать внимание? Надо вычленять разумное от чепухи. Именно эта инфа мне напомнила покопаться в своём архиве. Я вспомнил, что уже где-то читал об этом. Но у профессора А.П. Фитуни не было археологических доказательств. Он опирался только на устные предания. Так вот, в его работе "История последней столицы Ширвана" (Известия азербайджанского комитета охраны памятников старины, искусства и природы". АЗКОМСТАРИС. Выпуск третий. Баку, 1927) он пишет буквально следующее:
"Когда Искандер Зуль-Карнейн прошёл "железные ворота" Баб-уль-абваб и дошел до Ширвана, первая его стоянка была Фит-гора, где он стоял и дал сигнал при помощи золотых труб (см. А.П. Фитуни "История народных легенд о кладе Александра Македонского в Ширване". Баку, 1927. №4). До прихода Александра Македонского, у народа было понятие, что туда, к этим горам подступить нельзя, что там живут люди "не от мира сего", что тот, кто пойдёт туда, не вернётся. Но это понятие рассеял Александр Македонский. Легенда рассказывает, что своим сигналом Александр Македонский давал знать всем жителям страны, что он "повелитель мира" - прибыл, и что все должны повиноваться ему и встретить его с хлебом-солью. Каждый малый и старый, кто может стоять на ногах и ходить, должен выйти ему навстречу, - жизнь тех спасена; кто же посмеет уклониться, тех он перережет. Более того, из этих данных, которые причислены к "легенде" (хотя инфа достаточно подробная и точная), следует, что Александр Македонский устроил там у Фит-Дага лагерь для своих солдат; первое поселение было создано там Искандером Зуль-Карнейном исключительно из своих войск и из покорённых рабов из мидийских стран; там, где стоит крепость, он заложил фундамент и сделал себе маяк. Отсюда и получилось название: "гора-сигнала" или "маяка", и только потом была построена крепость Фит-Каласы на том же месте во времена Шах-Абаса, одним из ширванских ханов. Интересно то, что эта инфа об Александре Македонском более известна тюркам, а не армянам. Именно из тюркоязычной литературы нам известно, что именно Александр Македонский построил много построек на территории Ширвана и известного как Искандер Руми. Примечательно, что продолжая эту традицию, армяне, принявшие ислам и перешедшие на тюркский язык, продолжали эту традицию построек. Но некоторые, сохраняя свою веру и идентичность, продолжали также эту традицию. Например, в конце 1840-го и в начале 41-ого года армянин Хан Погос-бек Лалаев шемахинский крупный богач, построил в Шемахе за свой счёт громадный дом и подарил правительству, где и разместил все эти правительственные учреждения. Там же в Ширване, армяне развивали ашугство. Например, Сеяд, Мадат и Заркяр-Абрам. Последний из них особенно выделялся своим талантом и умением сочинять. Он был также известен как Кудуз-Абрам, т.е. бешеный Абрам или Шун-Абрам, т.е. Собака - Абрам. Заркяр (литературный псевдоним) писал и пел на армянском, тюркском, турецком и талышском языках (Фитуни, там же).