Особенно интересен рассказ о женитьбе систанского богатыря Дестан-Заля, где также можно найти ряд фактов, указывающих на то, что представители Вселенской Системы Гайкидов руководили не только сопредельными странами Армянского нагорья. Фирдоуси указывает на этот факт аж несколько раз.
Во-первых, являясь богатырём соответствующего происхождения, Дестан-Заль не может выбрать себе жену иного происхождения, и влюбляется в дочь правителя Кабуда, имя которого Мехраб, носившего Космическое имя Мехр=Мхер, или Мгер (Митра), широко известное нам из армянского эпоса «Сасна Црер».
Во-вторых, Мехраб имеет соответствующее происхождение:
«Рождённый от дива считался…, Все знали, что предок Мехраба – Зохак» («Шахнаме», с. 178, 197),
и в третьих – жену Мехраба зовут Синдохт, то есть Сандухт в армянском произношении. Как нам известно, в армянском эпосе «Сасна Црер» Сандухт является женой Керы-Тороса, представителя силовой структуры. Фирдоуси, как мы видим, пытается показать сходство с этой системой в том, что структура правления Гайкидами имеет планетарный масштаб. Однако, объективности ради, оговоримся, что Фирдоуси, возможно, чётко не видит эту структуру, а возможно, тщательно скрывает её и оставляет лишь своеобразные коды в форме действий героев, идентичных с армянскими, или же имена, имеющие особое значение.
После женитьбы Дестан-Заля на Рудабе, дочери Мехраба и Синдохта, рождается самый любимый иранскими племенами герой-богатырь Ростем. Он, безусловно, уступает своим могуществом Сасунским богатырям, однако своими действиями неоднократно показывает, что свой род он ведёт именно от Гайкидов. Во-первых, новорождённый богатырь рос так же, как и армянские мифические правители-богатыри Сасуна:
«Он за день, как за год иные, подрос» («Шахнаме», с. 255). «…Другие дети растут по годам, А Давид вырастал по дням» («Давид Сасунский», указ. соч., с. 161).
После того, как витязь подрос, Заль начал готовить сына к войне с туранцами. Однако и здесь Фирдоуси показывает особую традицию Гайкидов: передача оружия и доспехов деда или отца сыну, как бы подчеркивая продолжительность системы витязей новым поколением. В этом также есть сходство с армянским героическим эпосом, где Дехцун, жена Санасара, передаёт Мгеру Старшему отцовское оружие и доспехи:
«…Ты отцовы доспехи надень, Шлем отца железный надень, Башмаки стальные надень, Лук и тул со стрелами возьми, Булаву и Молнию-меч, и скачи» («Давид Сасунский», с. 128).
«…Тебе булаву подарю я, что сам Оставил в наследье мне доблестный Сам. Слона сокрушил ты его булавой. И палицу Сама, с которой ходил На дэвов тот витязь, исполненный сил, Заль-Зер для Ростема велел привести» («Шахнаме», с. 321).
Затем, после получения оружия, Ростем желает выбрать себе коня, и здесь же идёт совершенно идентичный метод выбора жеребца, как и у Мгера Старшего.
Мгер Старший, отправившийся к Горгик-ишхану за конём для себя, выбирает его особым методом:
«Мгер обошёл оба ряда коней. Кого ударил рукой по спине – Тот рухнул на брюхо, скорчился. Всех коней перепробовал Мгер…» («Давид Сасунский», с. 117).
Такой же метод использует и Ростем:
«…Как только покажут коня храбрецу, Как только он спину нажмёт жеребцу, Осядет скакун, изогнувшись хребтом, В бессилии коснувшись земли животом» («Шахнаме», с. 323).
Фирдоуси также показывает, что Ростем пользуется той же системой получения и обработки информации, как и Мгер Старший, который обращается к Керы-Торосу, то есть к военной системе. Ростем, в отличие от армянского богатыря, являясь лишь небольшой частью мировой системы того же Керы-Тороса, обращается к своему отцу. К моменту, когда над Ираном нависла угроза и туранский правитель Афрасиаб вторгается на территорию страны, Ростем обращается к Залю, а Заль, наподобие Керы-Тороса, даёт чёткую информацию о противнике, которым в случае с Мгером Старшим является лев, который отрезал дорогу, ведущую в Сасун. Для того, чтобы обосновать вышеуказанное, приведём оба примера:
«Мгер спросил: – Керы, что такое лев, Кто такой лев? Отвечал Керы: – Над зверями зверь, Он ест людей. И Мгер спросил: – Издалека ест, Иль когда подойдёшь, тогда и съест? Отвечал Керы: - Нет, сперва подойдёт, а уж ест потом!» («Давид Сасунский», с. 122)
«К отцу устремился и молвил ему: Ответь мне, откликнись на просьбу мою: Как сына Пешенгова найти мне в бою? Заль молвил: «О сын мой, услышь мою речь. Летит смертоносною тучею он. Черны боевые доспехи на нем, Железные латы, железный шелом. Железо украшено золотом сплошь, По чёрному стягу врага ты найдешь» («Шахнаме», с. 337).
_________________ Приходите в мой дом...
|