http://www.vevivi.ru/best/Istoriya-indo ... 91942.htmlИстория сохранила нам имя основателя хорезмской династии Кеянидов — Кея Усана. Сам Усан был уже не “поэтом”, а воином, как и его внук — Кей Хосров. Это имя по времени уже намного ближе к периоду основания нынешнего Киева. Хотя в жизни древних народов ещё не раз происходили удивительные “витки” и “кульбиты”. Так, часть возвращенцев на историческую родину в 783 году до новой эры (уже под именем киммерийцев) направилась на Ближний Восток и дошла до Египта. В частности, правителями Мидии в период 625-585 годов до новой эры были вождь Киаксар (“Кийок-царь”) и его наследники, представители династии Киян. Но закрепиться на этих территориях надолго им не удалось и, со временем, их потомкам пришлось вновь вернуться в Причерноморье.
Тем временем Древний Иран превратился в Персию и очередной её правитель — царь Дарий Первый, отменил существовавшие в стране индо-арийские Веды (священные гимны, традиции, божества) и заменил их на ирано-арийскую Авесту (свод законов, упорядоченный Заратуштрой). Таким образом зороастризм стал государственной религией новой династии Ахаменидов (персиян), упразднив предыдущую ведическую династию Кеянидов (хорезмцев).
Но за пределами Персии династия Кеянидов продолжала существовать. Символом власти их вождей оставался кий — палка, посох, жезл (корни этого названия встречаются в ирано-скифской культуре — “пал”(ка) и даже в индо-арийской — “данда”). Одним из многочисленных одноименных представителей династии Кеянидов был и князь Кий, живший в 390-470 гг. новой эры. Он был союзником гуннов, возглавляемых в ту пору легендарным Аттилой. И, приблизительно, в 430 году на месте одной из самых удобных переправ через реку Днепр (Борисфен), расположил, как сказали бы сегодня, свою ставку. Место оказалось удобным и, особенно после смерти Аттилы в 453 году новой эры, князь Кий обосновался здесь основательно. Во-первых, он стал наследником значительных богатств империи гуннов, позволявших князю строить и защищать долговременное поселение. А во-вторых, годы брали своё, ходить в походы самому уже было трудно, поэтому имело смысл “ставку” превратить в “резиденцию” и царствовать “лёжа на боку”.
Конечно, это только одна из существующих версий основания современного Киева, но зато подкреплённая реальными историческими фактами и свидетельствами. К сожалению, о братьях Щеке и Хориве, а также сестре их Лыбиде в ней не упоминается. Возможно эти древние мифологизированные псевдонимы тысячелетней давности (вспомните окружение праотца потомков Ки-Ан — Ория) присвоили ближайшие сподвижники или родственники князя Кия, да так и вошли в легенды, мифы и предания уже не династии Кеянидов, а Киевской Руси.