Поход по Армении
Пройдя реку Джерм(Кентрита), которая образует границу между Арменией и Кордуком эллины по равнинам и невысоким холмам пришли не менее 5 парасангов или 24-25км. На границе Армении и Кордука не было деревень, потому что армяне и кордуки по прежнему воевали друг против друга, поэтому эллины непрестанно шли вперёд пока не дошли до деревни, которая была обширной, большинство домов имели башни и там находился дворец сатрапа. Это был город Арзан по имени которого иногда именовалась провинция Алдзник, которая находилась между Кордуком, Софеной, Мокком, Турубераном и Армянской Месопотамии. Областью Арзан управлял генерал-губернатор (бдешх) с титулом «великого бдешха», во время Ксенофонта им был Тирибаз, которого, потом, увидят эллины. Отсюда они прошли по реке Башег(Бохтан/Ботан/Битлис) в два перехода 10 парасангов, пока не дошли до его истоков. Отсюда они прошли в три перехода 15 парасангов до реки Арацани(Телебоя/Мурад-су/Южная рукава Евфрата).
Ксенофонт в своей книге говорит следующее: «Около нее(Арацани) много деревень. Эта местность называется Западной Арменией», во время прохода по Алдзнику он ничего, кроме названий рек(причём ошибочно), не говорит, но когда доходит до Арацани говорит, что это место называется Западной Арменией, причиной этого является то, что он не был местным и не обладал нужными географическими и историческими знаниями, излагал историю, название племён, городов, рек и прочего по рассказам услышанных от местных, вот почему он не произносит название Алдзника и некоторых поселений, по его рассказу следует, что Западная Армения начиналась с Южного рукава Евфрата. По зоранамаку(военное письмо) Бдешх Алдзнеац(Князь-князей из Алдзника) выставлял на войну 4,000 солдат и охранял юго-западные границы Большого Айка. Значит Ксенофонт перешёл Алдзник сам не зная, что переходит Западную(Юго-Западную) Армению, а «дворец сатрапа» - это дворец бдешха, которая находилась в Арзане.
Дойдя до Арацани(Мурад-су) эллины встречают правителя Западной Армении - Тирибаз – друга царя; в его присутствии никто другой не помогал царю при посадке на коня. Тирибаз подъехал к эллинам предъявил желания вступить в переговоры с начальниками. Стратеги решили выслушать его, Тирибаз предложил грекам не сжигать дома и брать только необходимое для них продовольствие, на обмен не причинять эллинам никакого вреда. Стратеги согласились.
Перейдя Мурад-су, эллины направились на северо-запад, прошли по равнине в три перехода 15 парасангов, и Тирибаз со своим войском следовал за ними на расстоянии примерно 10 стадий. Греки прибыли к дворцу и расположенным вокруг него многочисленным деревням, это, предположительно, был город Вагаршаван, который упоминается ещё со времён Айраратского царства(Урарту). В крепости Вагаршавана хранятся клинописи царя Менуа I, где рассказывается о строении какого-то дворца и о котором говорить Ксенофонт. В Вагаршаване было много всяких припасов, у них было много продовольствия и всяких благ: убойный скот, хлеб, старые душистые вина, изюм, всевозможные овощи и мази, которой местные пользуются вместо оливкового масла. Мазь приготовлялась из свиного сала, кунжутных семян, горького миндаля и терпентина. Греки расположились лагерем, а ночью выпал обильный снег. Поэтому утром стратеги решили разместить солдат, и всех начальников по квартирам в деревнях, так как нигде не было видно неприятеля и казалось, что обильный снег достаточная гарантия безопасности. Пришла новость о том, что на горах много костров, тогда стратеги решили отправить знаменитого Демократа на разведку. Возвратившись он сказал, что не видел костров, но привёл с собой пленного, вооружённого персидским луком, колчаном и секирой, подобной секирам амазонок. Пленный был персом из лагери Тирибаза, он шёл из лагеря в поисках продовольствия. Эллины стали расспрашивать его, какова численность войска и против кого оно собрано. Он ответил, что то Тирибаз со своим войском и наемниками халибами и таохами. По его словам, войско готовится напасть на эллинов при перевале через горы, в ущельях, миновать которые невозможно.
Услышав это начальники отправили Софенета-стимфалица в путь, имея при себе в качестве провожатого захваченного в плен человека. Когда она начали переходить через гору, пельтасты увидели внизу лагерь и не стали поджидать гоплитов, а с криком пустились туда бегом. Услышав эти клики «варвары» убежали, однако несколько человек из них было убито, и была захвачена палатка Тирибаза. Собирался ли Тирибаз атаковать эллинов не ясно, если он и собирался, то, потому что некоторые из греков сжили дома, тем самым нарушали договор, но поему планов на атаку не было, причин считать так у меня несколько, во-первых – около лагеря не была поставленная стража, во-вторых – неясно кем были эти люди – воинами или простыми крестьянами, наверное большинство были крестьянами, которые ушли из своих домов, чтобы эллины побывали там на некоторое время. Услышав крик пельтастов, которые не настолько уж грозные воины, они пали в панику и убежали, такое поведения не приемлема для воина, который защищает, по словам Ксенофонта – сатрапа Тирибаза.
После победы Софенета возвращается в лагерь. На следующий день решили идти как можно быстрее, пока вражеское войско не соединилось и не заняло теснин. Собравшись пустились в путь по глубокому снегу с большим количесеством проводников, и в тот же день, перейдя через гору, на которой Тирибаз намеревался напасть на них встали лагерем.
Отсюда они пошли по пустынной местности, дабы не замёрзнуть, в три перехода 15 парасангов дойдя, почти, до истоков реки Евфрат(Карасу/3ападный Евфрат), и перешли её причём вода доходила до пояса.
Отсюда они пошли по покрытом снегом равниной вдоль реки на восток в три перехода 13 парасангов, но Чёрное море находилось от них примерно на 150к расстоянии, если они пошли на север – по кратчайшей пути, то им пришлось преодолеть зимние горы чтобы добраться до моря.
Дойдя до, по моему, облости Азордацпор эллины расположились в деревнях находившихся в близи источника воды из-за которого снег растаял. Дома были подземными. Было много пшеницы, овощей, ячмень и ячменное вино в кратерах. На самом деле это было пиво, которое приготавливалась из ячмени, это первое упоминание о пиве. На столе всегда присутствовала баранина, козлятина, телятина, козлятина и дичь со множеством хлебов из пшеничной муки и ячменя. Местные понимали персидский язык. Там выращивались кони для дани царю. По словам старосты деревни это была Армения, а соседней страной была страна халибов(понтийских халдеев), то есть Высокий Айк. Староста описал идущую туда дорогу.