Lion писал(а):
Есть мнение, что в 1260-ых годах был реальный шанс наконец-то достичь желаемой цели крепостных походов, крепкого утверждения на Святой земле - этот шанс представился в виде монголов. Многие ученные сетовали и до сих пор сетуют, что по вине недальновидности христиан шанс был потерян. Явление даже получило свое название - Желтый Крестовый поход.
Желтый крестовый поход, что Вы думаете о нем...?
Как обещал в теме про тевтонский орден я приведу примеры из самых разных источников на эту тему.
1) Мельвиль М. История ордена тамплиеров - СПб,: Евразия, 2006
"Народы Запада взволновались. Зловещие слухи о жестокости татар переходили из уст в уста: их называли людоедами
и говорили о их демоническом происхождении". "Смерть великого хана в глубине степей случайно избавила Европу от одной из наиболее великих опасностей,
когда-либо нависавших над Западом. Опасность переместилась на Ближний Восток". стр. 194
"Великий монгольский хан отправил посольство к французскому королю, чтобы предложить военный союз против сарацин; французы не разобрались в этом демарше, а Людовик помышлял только о том, как бы обратить этот азиатский народ в христианство, не прибегая к помощи своего войска". стр.242
"Покинув в 1254 г. Палестину, Людовик Святой, несмотря на все хлопоты, оставил за собой только видимость королевства - без центральной власти, без стратегических границ. Он укрепил Сидон, Цезарею и Яффу и усилил стены Акры. Все замки принадлежали духовно-рыцарским орденам. В этих укреплениях заморским франкам суждено было продержаться ещё тридцать семь лет - скорее ИЗ-ЗА МОНГОЛЬСКОЙ УГРОЗЫ, НАВИСШЕЙ НАД ИСЛАМСКИМ МИРОМ, нежели благодаря своей собственной силе". стр.254 (шрифтом выделено мной)
2) Али-заде Айдын Ариф оглы, Хроники мусульманских государств 1-7 веков хиджры, -М,: УММА, 2007.
"...с востока на мусульман надвигалась новая угроза. Хорезмшахи не сумели остановить наступление монголов и были разгромлены, что позволило монголам
проникнуть на Ближний Восток. Продвигаясь вглубь мусульманского мира, они уничтожали всё на своем пути. Перед лицом этой страшной угрозы Айюбид аль-Малик аль-Камил обратился за помощью к германскому императору Фридриху 2, предложив взамен отдать ему Иерусалим." стр.425
3) Тер-Нерсесян Сирапи Армения. Быт, религия, культура -М.: Центрполиграф, 2007
"Сам Хетум посетил Великого хана Монгка в 1253 году. Он был первым христианским правителем, прибывшим к монгольскому двору по собственной воле, и неоднократно повторял свои визиты ко двору Ильхана после захвата монголами Багдада. Армяне, признав сюзеренитет монголов, платили дань, но они были абсолютно свободны во всех внутренних делах, даже более того, имели обещание монголов помогать в защите царства. Желая установить дружеские взаимоотношения с монголами, Хетум имел далеко идущие планы. Он верил, что только с их помощью христианские государства Леванта смогут оказать адекватное сопротивление мусульманам и даже победить их. Поэтому он старался склонить латинских князей к сотрудничеству с монголами. Но ему удалось убедить только своего родственника - Боэмунда 4 из Антиохии, который вместе с армянами воевал против Аюбидов и вошел в Алеппо и Дамаск вместе с монгольскими армиями." стр. 52-53
4) Лэнг Дэвид Армяне. Народ-созидатель -М.: ЗАО Центрполиграф, 2008
"Царь Гетум в 1253 году решил посетить великого хана Менгу (Мункэ) и отправился в Каракорум. (...) Главным желанием Гетума, главной его идеей было освободить Святую землю от мусульман с помощью монголов и западных католических держав.(...) Поначалу армяне получили немало выгод от альянса с монголами. Гетуму даже удалось в 1259 году победить сельджукского султана земли Рум, Килиджа Арслана 4. Он также изгнал тюркоманов, укрепившихся на западных границах Киликии, и смертельно ранил их вождя Карамана (в 1263г.)" стр .252
Дабы не раздувать постов я позволю себе цитирование источников по-частям) Продолжение следует)