Изменить размер шрифта


Начать новую темуНаписать комментарии Страница 1 из 78   [ Сообщений: 1159 ]
На страницу 1, 2, 3, 4, 5 ... 78  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Битва на Аварайрском поле: Первая война за христианскую веру
СообщениеДобавлено: 24 фев 2012, 20:06 
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 46679
Откуда: Армения, Ереван
Вот ссылка на видео. И вот еще, что не успел сказать в предыдущей программе, А вот очередная серия из "Неизвестной Армении", где сценарии и идеи реконструкции все мои. Итак, Битва на Аварайрском поле или Аварайрская битва.

Предыстория


После падения царства Армянских Аршакуни в 428-ом году, половина Армении, которая вошла в состав Сасанидской Персии, была провозглашена Марзпанством. Это было полунезависимой политической единицей, которая считалась в составе Персии и была подчинена ей, но в то же время в внутренних вопросах имела широчайшую автономию и по сути своей руководствовалась местными князьями. В главе марзпанства стоял Марзпан (назначался шахом), военная власть принадлежала Спарапету (наследственно - род Мамиконян), судебная власть - Католикосу Всех Армян, финансовая власть - Азарапету (наследственно - род Аматуни).

Ситуация изменилась к второй половине 440-ых годов. Во-первых, все более усиливался налоговый гнет. Плюс к этому - персы всячески стали поощрять вероотступников и наоборот, притеснять христиан. Вскоре у Католикоса была отнята судебная власть, а Аматуни лишились финансовой власти. В то же время прославленная Армянская конница (30.000 всадников) почти весь промежуток между 440 и 449 годами находилась на восточных границах Персии, где она использовалась против эфталитов, притом использовалась самим беспощадным образом. Все это создавало в стране крайне недовольные настроения и все было готово взорваться в любое мгновение.

Толчком к началу восстания послужили действия Персидского правительства. Уже к весне 449 года специальным указом Азкерта II-ого всем армянам было приказано изменить веру. Притом такие же указы были посланы албанам и грузинам.

Получив указ, все ведущие княжеские рода Марзпанства собрались в Арташате и было единогласно решено не подчиняться этому указу. Персидское правительство вызвало к себе всех глав армянских, албанских и грузинских княжеских родов к себе в Тизбон. Здесь, под страхом смерти, армянские князя на вид отступили от христианства, но когда персидские маги и войско с ними вернулось на родину, здесь, куда уже дошла весть обо всем этом, уже полным ходом шло восстание. Персидские маги и войско было уничтожено, а князья перешли на сторону народа. Было создано правительство. Спарапетом был назначен Вардан Храбрый Мамиконян, Азарапетом - Ваан Аматуни, а Главным судьей - Католикос. Над страной встал Марзпан Васак Сюни.

Сразу же армянское ополчение и армия перешли в наступление и выгнали или уничтожили все гарнизоны персов по всей стране.

Персидский двор был в бешенстве, но поскольку приближалась зима, непосредственные военные действия были отложены до следующего года. Интересно отметить, что после восстание положение Армянской конницы, которое осталась на персидско-эфталистком фронте, стало крайнее опасным. В честь командирам конницы, они почуяв неладное, всем составом перешли на сторону эфталитов, потом оставили и их и после поразительно трудного перехода через восточные, северные и западные берега Каспийского моря, к началу 450-ого года вернулись на родину.

А к осени 450-ого года персидская армия (ок. 40.000) вторглась в Албанию. Армянская армия (ок. 40.000) продвинулась на помощь к албанцам (ок. 20.000) и в битве у города Хаххах (на правом берегу Кура) армянские войска наголову разбили персов. После этого была взята и разрушена крепость Дербент, после чего с Атиллой был составлен союз, по которому по первому же сигналу армян гунны должны были вторгнутся на персидскую территорию через Дербентский проход.
Кажется все шел благополучно, но вдруг дело приняло опасный оборот. Марзпан Васак Сюни, который до этого, хоть и не поощряя восстание, но все таки был с вoставшими, теперь за их спинами взялся за прямой мятеж. Ему удалось к тому же склонить на свою сторону некоторых князей. Благо, его мятеж был подавлен, а вернувшихся с войн войска прогнали его, сначала в Сюник, а когда и здесь народ восстал против Васака, он удалился в Персию.

После последнего поражения персидский двор находился в крайнее разгневанном состоянии. Было решено подавить армян всеми имеющимся силами и средствами и пощадить лишь тех, кто примет зороастризм. Весь остаток 450-ого года персидское правительство вела усиленные приготовления. В частности:
1. Был прикреплен мир с Византией и империя обязалась некоим образом не помочь армян, что позволило дать свободу солидной части персидской армии, которая прикрывала Византийскую границу.
2. Был установлен мир также и с эфталитами, после чего огромная часть персидской армии было переброшено против восставших,
3. были навербованы варварские племена Кавказа и Гилана, с солидным числом воинов.

Вся персидская армия начала собираться у юго-западных берегов Каспийского моря. Армия в себе включала всю элиту Персидской армии и в общем составлял ок. 218.000 воинов и 15 слонов. В составе армии был в частности также полк "Бессмертных". Стоить заметить, что вместе с Васаком на сторону врага перешло и некоторое количество армянской знати. Они составили особый полк, численностью около 6.800 человек. Кроме того Васак передал врагу важные сведения военного рода.

В свое очередь армяне тоже усиленно готовились. Но силы были крайнее неравны. Самая боеспособная часть армянской армии была конница (30.000), которая в многом уступала персидской по численности. Были и пехотинцы - лучники и копейщики (ок. 10.000). Основную же часть армии, численностью около 60.000 человек, составляло крестьянское ополчение. То есть в общем соотношение был 2.2:1 в ползу персов, а если учесть соотношение в плане "воинов профессионалов", то 5.2:1 в ползу персов.

В апреле 451-ого года персидская армия начала поход на Армению. В то же время, собранная в Арташате армянская армия (ок. 100.000) начала свое продвижение против врага. Персидская армия, всюду сея смерть и разрушения, по северным берегам озера Урмия, а далее по правому берегу реки Аракс уже к середине мая дошла до гавара Артаз, где оно, имея впереди ровное поле и маленькую реку Тхмут, и этим надеясь использовать численное преимущество, встало лагерем, дожидаясь армянской армии. За это время, правда, армянскому конному отряду (300) Арандзара Аматуни удалось завлечь в ловушку и уничтожить 2.000 вражеских всадников, а потом вторгнутся в персидский лагерь и нанести последнему урон, но это не остановила врага. Уже к 25.05.451 армянская армия, под руководством Спарапета Вардана Храброго Мамиконяна, подошла к Аварайрскому полью.

_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Битва на Аварайрском поле: Первая война за христианскую веру
СообщениеДобавлено: 24 фев 2012, 20:07 
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 46679
Откуда: Армения, Ереван
Битва


"В году 451-ом от рождества Христово, войны Армении, в меньшинстве, без всякой поддержки, вышли на поле брани против превосходящих сил врага... они дрались храбрее храбрейших, они дрались за своё веру и отечевство, они дрались за право быть и остаться армянином, они дрались как герои древних эпосов... и они завоевали себе свободу... "

Ранним утром 26-ого мая 451-ого года, перед рассветом, войска выстроились для боя - армянская армия на северном, персидская армия на южном берегу реки Тхмут. В армянской армии было много невоенных людей: священников, крестьян, взявшихся за оружие. Большую часть армии составляла пехота: лучники, копьеносцы и меченосцы. Но главную боевую силу представляла легкая и тяжелая кавалерия.

В первом ряду персидской армии были лучники, в втором тяжелые пехотинцы, в третьем - кавалерия. Кроме того, на правом фланге кавалерии расположились армяне, выступавшие за персов, в главе с Васаком Сюни, перед собою имея наемников из варварских племен (ок. 20.000 человек). За ними же выстроился полк "Бессмертных" (10.000 всадников), который был усилен тяжелой пехотой (45.000 человек) и боевыми слонами (15 голов). В общем, фланги и центр составляли по 50.000 воинов, а всеобщий резерв 64.000 человек.

Персидская армия была гораздо больше армянской. Наиболее сильными ее частями был 10-тысячный конный отряд "бессмертных" под непосредственным командованием Дохвча, а также отряд боевых слонов, на каждом из которых была железная башня, полная лучников.

В первом ряду армянской армии расположились лучники, за ними, копейщики, а в третьем ряду основная часть кавалерии (20.000 всадников). В то же время левее левого и правее правого фланга были оставлении кавалерийские резервы (по ок. 5.000 всадников). Народное ополчение было оставлено в качестве всеобщего резерва. Правым флангом командовал Хорен Хорхоруни, помощником которого был Арсен Ынцаин, левым - Татул Ванандцы, помощниками которого были Амаяк Димаксян и князь Аравелян, центром - Нершапух Арцруни, помощниками которого были Артак Мокаци и князь Мардпетуни. Резервом командовал Аршавир Камсаракан, помощником которого был Амаяк Мамиконян, младший брат Вардана Мамиконяна. Всеобщее командование взял на себе спарапет армян Вардан Мамиконян. Понимая последствия столкновения при создавшемся соотношении сил, спарапет армян принял уникальный план ведения битвы - решающим ударом как можно больше "выпить крови" у врага, после чего отступить и начать партизанскую войну.

Перед боем Католикос всех армян и духовенство встретились с воинами и обратились к ним. А после заговорил и пользовавшийся огромной популярностью у воинов спарапет, призывая каждого в сей трудный час помнить о родине и о своем долге.

I этап - С восходом солнца примерно в 07:00 лучники обоих сторон приблизились к краю реки и начали метание стрел.

II этап - После продолжительного обмена ударами лучников по всему фронту битва постепенно начала разгораться. Мелкие отряды с той и с другой стороны начинали переходить реку и нападать друг на друга. В результате получилось так, что уже к полудню армянскому левому флангу удалось не только разгромить правый фланг персов, но и, нанеся ему чувствительные потери, отбросить далеко за речную полосу.

III этап - Почувствовав решающее значение момента, объединённые силы отдельного кавалерийского отряда левого фланга, часть сил левого фланга и центра, а также часть сил ополчения, под личным руководством спарапета, нанесли правому флангу персов сокрушительный удар и прорвали его оборону. В то же время решительный удар по персам был нанесен и в центре и на правом фланге армян. По всему фронту разгорелся жаркий бой.

IV этап - Преследуя отступавшие силу противника, отряд спарапета все более углублялся в ряды вражеской армии. Персы вынуждены были перебросить на этот участок новые силы. Вследствие этого было облегчено положение армян в центре и на правом фланге. Но если Мушкан Нисалвурт стремился взять отряд Спарапета в тиски и раздавить его, то он тогда и не думал, что отряд Спарапета... именно этого и добивается.

V этап - Преследуя врага и все большее углубляясь в ряды правого фланга противника, отряд спарапета напал на "бессмертных" и, разбив и их, а потом обратив в бегство и полк слонов и приставленную к ним пехоту, обратила превратившегося в беспорядочную массу весь правый фланг вражеской армии в бегство. После этого армянский отряд стал маневрировать в рядах сасанидского фланга, нанести вражеской армии страшный урон.

VI этап - Персидская сторона, опираясь на численное превосходство и пользуясь тем, что сил отряда Вардана не хватает для преследования бежавших, вернулась в строевое состояние. Персидский резерв, остатки персидского правого фланга, полк слонов и "бессмертные" стали окружать отряд спарапета. В разгоревшемся в глухом окружении многочасовой схватке к концу дня пал сам Вардан и, нанеся противнику тяжелые потери, погибли почти все воины его отряда.

VII этап - К 19:00 армянская армия отступила по всему фронту и на северном берегу реки Тхмута заняла сильные оборонительные позиции. Персидская армия перешла в наступление, но армянская армия упорной обороной и частными контратаками раз за разом отбрасывала врага на южный берег реки. К 21:30, с наступлением темноты, битва стала утихать.

Обе армии расположились на своих берегах реки. Ночью выжившие армянские князя начали совещание. Совещание пришло к выводу, что Армянская армия выполнила свою боевую задачу - противнику нанесен сильный урон. Уже не имело смысла продолжать бой и на следующий день, при том, что армянской армии и так пришлось нелегко. Ночью армянская армия незаметно отступила.

Армяне потеряли около 35.000 человек убитыми и раненными; в их числе и 1.036 человек из княжеских родов. Пали почти все командиры с помощниками флангов армянской армии и центра. Сасанидская армия потеряла ок. 120.000 убитых и раненных, из которых 9 человек из высшего командирского состава армии, а так же 3.544 человек потеряли армяне, выступавшие на стороне персов.

_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Битва на Аварайрском поле: Первая война за христианскую веру
СообщениеДобавлено: 24 фев 2012, 20:07 
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 46679
Откуда: Армения, Ереван
После битвы


Армяне укрылись в труднодоступных горах и крепостях, перешли к партизанским действиям и отказывались сдаваться. Персидский командующий в своих донесениях царю отмечал, что все карательные действия приводят не к подчинению, а только к разорению страны, что противоречит учению зороастризма. Он также обвинил Васака Сюни в неспособности прекратить кровопролитие. Васак был отправлен в Тизбон, где над ним состоялся суд. На суде выяснилась двурушническая политика Васака Сюни: обнаружились его письма к византийцам, князьям Грузии, Кавказской Албании и другим лицам с призывами помочь восстанию. Даже после Аварайрской битвы Васак предал многих князей: он выманивал их из укреплений, захватывал их владения себе, а самих казнил или арестовывал. Азкерт II приговорил Васака к смерти; тот умер в заключении.

Воспользовавшись затруднениями персов в Армении, их вновь атаковали гунны и имели успех, разорив провинцию Атрпатакан. Причиной поражения персов было ослабление армии, вызванное восстанием армян, но зороастрийские маги обвинили в поражении армянских священников. По их мнению, причиной поражения было то, что христиане потушили священные зороастрийские огни, тем самым оскорбив богов. Азкерт II приказал казнить плененного армянского католикоса и многих других священников. Тридцать пять армянских нахараров, которые явились в Тизбон для ведения переговоров, были вероломно арестованы и сосланы на северо-восточные границы Персии воевать с кочевниками. Они смогли вернуться на родину только через 12 лет.

Азкерт II, однако, не был счастлив: Армения была разорена, приток налогов и воинов оттуда резко сократился. В попытке исправить ситуацию он разрешил армянам исповедовать христианство, а тем, кто силой был вынужден перейти в зороастризм, разрешил вернуться к прежней вере.

В 460-х годах новый царь Персии Пероз вновь начинает политику преследования христианства.

Общий итог


Аварайрское сражение является одним из самых кровопролитных сражений V века и наиболее кровопролитным из всех, бывших до него. По самым скромным оценкам совокупных потерь, каждый час на поле погибало не меньше 1.400 человек. Некоторые соединения потеряли почти весь свой личный состав. Крайне высок был и процент потерь среди высшего командного состава у обеих армии. Не случайно Сасанидское командование пало в полное смятение, а армянская армия избежала повторного крупного сражения.

Число погибших, считая умерших от ран, было гораздо выше, чем официальное число убитых на поле боя; к жертвам сражения следует отнести и раненых, позднее погибших.

Армянская апостольская церковь объявила о сражении, как о победе, версия персидской стороны неизвестна, хотя и по сведениям армянских источников персидское командование было в полном смятении и вовсе не считало себя победителем. До конца XIX-ого века в армянской историографии установилось отношение к Аварайрской битве как к фактической победе армянской армии. В советское время ряд советских историков стали настаивать, что исход сражения был неопределенным, а то и отрицательным, а армянская армия одержала в ней лишь "моральную победу". Последний вывод обосновывается тем, что в результате сражения поле боя в конечном итоге осталось за Сасанидами. При этом никто не оспаривает, что армянская армия сохранила боеспособность и моральный дух. Однако сторонники этой версии почему-то забывают, что персидская сторона потеряла втрое больше воинов чем армяне, а в конечном итоге во многом именно благодаря этому сражению потерпела поражение в войне.

Главным достижением генерального сражения стало то, что персы не сумели разгромить армянскую армию, а в объективных условиях кампании, отсутствие решающей победы предопределило конечную победу армян. То есть по совокупности всех тактических и стратегических параметров, победу все же можно считать за армянами.

Изображение
Изображение


На этой спутниковой карте можно увидеть то самое Аварайрское поле, с центром в современном населенном пункте Ирана Карех-Зия-Од-Дин...

_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Битва на Аварайрском поле: Первая война за христианскую веру
СообщениеДобавлено: 23 апр 2012, 13:35 
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 46679
Откуда: Армения, Ереван
В юбилейный 2012 не стоит ли продолжить дискуссию (про Бородино - L)? Если бы в сражении победил Наполеон, русская армия перестала бы существовать. Победил бы Кутузов - французы не вошли бы в Москву.Вероятно, Бородино тактическая победа Наполеона - поле сражения осталась за французами. Однако, русская армия не была уничтожена и могла со временем продолжить борьбу. Как писал Е.В. Тарле, в моральном и в стратегическом плане Бородино является более русской победой чем французской.



...Если бы в сражении победил Нисалвурт, армянская армия перестала бы существовать. Победил бы Вардан - персы не вошли бы в глубь страны. Вероятно, Аварайр тактическая победа Мушкана - поле сражения осталась за персами (с таким определением "тактической победы" трудно согласится. по другой критерии "тактики" у персов была втройне больше потерь - L). Однако, армянская армия не была уничтожена и могла со временем продолжить борьбу. Как писал Lion, в моральном, в тактическом и в стратегическом плане Бородино является более армянской победой чем персидской.

_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Битва на Аварайрском поле: Первая война за христианскую веру
СообщениеДобавлено: 14 июн 2012, 23:07 
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 46679
Откуда: Армения, Ереван
Тут надо еще и обратится к вопросу о потерях сторон в этой битве. Сразу скажем, что в данном случае мы имеем дело с одним из самых больших заблуждении в армянской истории. При том заблуждение или ошибка настолько поразительна, настолько и явна.

Данные о потерях сторон передает Егише (часть 5). Не лишнее тут цитировать самого автора:

"Вот имена тех доблестных мучеников, которые смертью пали там на месте:

из рода Мамиконеанов храбрый Вардан со ста тридцатью тремя мужами,
из рода Хорхоруни доблестный Хорэн с девятнадцатью мужами,
из рода Палуни храбрый Артак с пятьюдесятью семью мужами,
из рода Гнтуни чудесный Тачат с девятнадцатью мужами,
из рода Димаксеан мудрый Хмайеак с двадцатью двумя мужами,
из рода Каджберуни великолепный Нерсех с семью мужами,
из рода Гнуни юный Вахан с тремя мужами,
из рода Сруандзта стремительный Гарегин с двумя братьями и восемнадцатью мужами.

Эти двести восемьдесят семь мучеников с девятью великими нахарарами там же на месте скончались. И из царского дома (Аршакуни - L), и дома Арцруни, и из каждого нахарарского дома, кроме этих двухсот восьмидесяти семи, пали еще семьсот сорок мужей, и в тот день в этом великом сражении каждый вписал свое имя в книгу жизни. А всех вместе будет тысяча тридцать шесть.

А на стороне отступников пало в тот день три тысячи пятьсот сорок четыре мужа. Из них девять мужей были из наиболее знатных, вследствие чего Мушкан Нисалавурт (командир персидской армии - L) был чрезвычайно удручен. Когда же, в особенности, он увидел несметные потери своего полка - втрое против войска армян, то рухнула мощь его и он не мог прийти в себя и собраться с мыслями. Ибо сражение кончилось не так, как он предполагал. Когда же он приглядывался и видел множество павших с его стороны, и подсчитывал их и находил такое превышение числа своих павших над количеством павших из полка армян, тем более, когда это касалось замечательных мужей, которых самолично и поименно знал сам царь, - сей муж впадал в великую тревогу за самого себя. Правдиво описать и показать положение дел ему было страшно он боялся царя, с другой стороны, и скрыть не мог, ибо не смог бы промолчать о столь великой битве...

..Хотя повеление царя было дано весьма определенно вследствие того, что совсем сломилась его сила... не могло тотчас же поверить повелению царя.
"

Столь пространная цитата была приведена не зря, ибо именно тут и скрывается корень последующих заблуждении. Егише буквально говорит, что, если "мученики" из княжеских родов потеряли 1.036 человек, то: "...на стороне отступников пало в тот день 3.544 мужа".

"Отступники", "мученики"...

Труд Егише один из самых издаваемых трудов по литературе средневековой Армении. В свое время я провел небольшое расследование и собственноручно исследовал более двух десятков издании труда Егише. В всех местах, начиная с первого издания (половина 19-ого века) и заканчивая академическими изданиями уже советских времен, фраза имеет именно такой вид.

И только в одном единственном варианте, в т.н. "Андзевацский рукописи"-и, под редакцией Е. Г. Тер-Минасяна, фраза имеет немножко другой вид, а именно: " А на стороне отступников и язычников пало...". Как видим, тут прибавлено слово "язычник", что и нашло свое отражение в интернетовской версии Егише. Удивительно, но именно этот единственный и редкий экземпляр полегло под основу цифровой версии в сети.

Итак, ЗА версию о том, что "3.544" относится только к персидской армии указывают следующие обстоятельства.

1. В самом последнем издании Егише, издание ЕрГУ 1989 года, где параллельно изложены тексты на грабаре и на современном армянском, говорится только про "отступников",
2. В изданной в 1980-ом году академической хрестоматии опять говорится только про "отступников",
3. В ок. двух десятка изданиях тоже говорится только про "отступников" и отсутствует фраза про язычников,
4. психологический фактор. Егише, религиозный деятель и историк церкви. В свете этого понятно, что Егише интересовало прежде всего духовная составляющая процесса и опять-таки естественно, что он прежде всего должен был бы говорить про: "мучеников и отступников",
5. 214.000 и 100.000-ые армии, 14 часов сталкиваясь в такой ожесточенной схватке, как Аварайр, априори не могли в общей итоге потерять 4.580 человек (об этом подробно далее),

Против версии о том, что "3.544" относится только к персидской армии указывают следующие обстоятельства.

1. "Андзеватский вариант" под редакцией Е.Г. Тер Минасяна,
2. Сведения Газара Парпеци, неочевидца событии, в труде которого Аварайр занимает не главное место и это служит только прелюдией к переходу на историю восстания 481-485 годов. У Газара "3.544" относится к персидской армии.

Думаю в итоге анализа вышеуказанного можно прийти к следующему выводу:

1. У Е.Г. Тер-Минасяна в своем "Андзевацком варианте" 1946 года издания, мы имеем дело с каким-то недоразумением, особенно если рядом говорится также и об отступниках. В этой связи нужно отмечать, что "Андзевацкий вариант" считается боковым и не главным вариантом труда Егише и тут указанный вид может иметь место по самым разным причинам, начиная хотя бы от опечатки или ошибки переписчика.
2. Сведения Газара Парпеци выходят в прямой конфликт с сведениями Егише. Итак, слово одного историка против другого. Но ведь Егише был очевидцем событии, участником Аварайрской битвы, в том случае, как у Парпеци главная тема не Аварайр. Кроме того в сторону Егише указывают и комплекс данных, которые были приведены и еще будут приведены.
Итак, в итоге взвешивания всех за и против лично я прихожу к выводу, что тут однозначно речь идет об "отступниках".

_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Битва на Аварайрском поле: Первая война за христианскую веру
СообщениеДобавлено: 14 июн 2012, 23:09 
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 46679
Откуда: Армения, Ереван
Данные о потерях сторон передает Егише (часть 5). Не лишнее тут цитировать самого автора:

"Вот имена тех доблестных мучеников, которые смертью пали там на месте:

из рода Мамиконеанов храбрый Вардан со ста тридцатью тремя мужами,
из рода Хорхоруни доблестный Хорэн с девятнадцатью мужами,
из рода Палуни храбрый Артак с пятьюдесятью семью мужами,
из рода Гнтуни чудесный Тачат с девятнадцатью мужами,
из рода Димаксеан мудрый Хмайеак с двадцатью двумя мужами,
из рода Каджберуни великолепный Нерсех с семью мужами,
из рода Гнуни юный Вахан с тремя мужами,
из рода Сруандзта стремительный Гарегин с двумя братьями и восемнадцатью мужами.

Эти двести восемьдесят семь мучеников с девятью великими нахарарами там же на месте скончались. И из царского дома (Аршакуни - L), и дома Арцруни, и из каждого нахарарского дома, кроме этих двухсот восьмидесяти семи, пали еще семьсот сорок мужей, и в тот день в этом великом сражении каждый вписал свое имя в книгу жизни. А всех вместе будет тысяча тридцать шесть.

А на стороне отступников пало в тот день три тысячи пятьсот сорок четыре мужа. Из них девять мужей были из наиболее знатных, вследствие чего Мушкан Нисалавурт (командир персидской армии - L) был чрезвычайно удручен. Когда же, в особенности, он увидел несметные потери своего полка - втрое против войска армян, то рухнула мощь его и он не мог прийти в себя и собраться с мыслями. Ибо сражение кончилось не так, как он предполагал. Когда же он приглядывался и видел множество павших с его стороны, и подсчитывал их и находил такое превышение числа своих павших над количеством павших из полка армян, тем более, когда это касалось замечательных мужей, которых самолично и поименно знал сам царь, - сей муж впадал в великую тревогу за самого себя. Правдиво описать и показать положение дел ему было страшно он боялся царя, с другой стороны, и скрыть не мог, ибо не смог бы промолчать о столь великой битве...

..Хотя повеление царя было дано весьма определенно вследствие того, что совсем сломилась его сила... не могло тотчас же поверить повелению царя.
"

Столь пространная цитата была приведена не зря, ибо именно тут и скрывается корень последующих заблуждении. Егише буквально говорит, что, если "мученики" из княжеских родов потеряли 1.036 человек, то: "...на стороне отступников пало в тот день 3.544 мужа".

"Отступники", "мученики"...

Труд Егише один из самых издаваемых трудов по литературе средневековой Армении. В свое время я провел небольшое расследование и собственноручно исследовал более двух десятков издании труда Егише. В всех местах, начиная с первого издания (половина 19-ого века) и заканчивая академическими изданиями уже советских времен, фраза имеет именно такой вид.

И только в одном единственном варианте, в т.н. "Андзевацский рукописи"-и, под редакцией Е. Г. Тер-Минасяна, фраза имеет немножко другой вид, а именно: " А на стороне отступников и язычников пало...". Как видим, тут прибавлено слово "язычник", что и нашло свое отражение в интернетовской версии Егише. Удивительно, но именно этот единственный и редкий экземпляр полегло под основу цифровой версии в сети.

Итак, ЗА версию о том, что "3.544" относится только к персидской армии указывают следующие обстоятельства.

1. В самом последнем издании Егише, издание ЕрГУ 1989 года, где параллельно изложены тексты на грабаре и на современном армянском, говорится только про "отступников",
2. В изданной в 1980-ом году академической хрестоматии опять говорится только про "отступников",
3. В ок. двух десятка изданиях тоже говорится только про "отступников" и отсутствует фраза про язычников,
4. психологический фактор. Егише, религиозный деятель и историк церкви. В свете этого понятно, что Егише интересовало прежде всего духовная составляющая процесса и опять-таки естественно, что он прежде всего должен был бы говорить про: "мучеников и отступников",
5. 214.000 и 100.000-ые армии, 14 часов сталкиваясь в такой ожесточенной схватке, как Аварайр, априори не могли в общей итоге потерять 4.580 человек (об этом подробно далее),

Против версии о том, что "3.544" относится только к персидской армии указывают следующие обстоятельства.

1. "Андзеватский вариант" под редакцией Е.Г. Тер Минасяна,
2. Сведения Газара Парпеци, неочевидца событии, в труде которого Аварайр занимает не главное место и это служит только прелюдией к переходу на историю восстания 481-485 годов. У Газара "3.544" относится к персидской армии.

Думаю в итоге анализа вышеуказанного можно прийти к следующему выводу:

1. У Е.Г. Тер-Минасяна в своем "Андзевацком варианте" 1946 года издания, мы имеем дело с каким-то недоразумением, особенно если рядом говорится также и об отступниках. В этой связи нужно отмечать, что "Андзевацкий вариант" считается боковым и не главным вариантом труда Егише и тут указанный вид может иметь место по самым разным причинам, начиная хотя бы от опечатки или ошибки переписчика.
2. Сведения Газара Парпеци выходят в прямой конфликт с сведениями Егише. Итак, слово одного историка против другого. Но ведь Егише был очевидцем событии, участником Аварайрской битвы, в том случае, как у Парпеци главная тема не Аварайр. Кроме того в сторону Егише указывают и комплекс данных, которые были приведены и еще будут приведены.
Итак, в итоге взвешивания всех за и против лично я прихожу к выводу, что тут однозначно речь идет об "отступниках".

На основе вышесказанного получают новый вид и потери сторон в указанной битве. Уже было сказано, что традиционне "3.544" относится только к отступинкам, к предателям-армян в рядах персидской армии.

Но еще больее удивителную картину мы получаем, когда вникаем в анализ ”1.036”-а.

Внимателный читатель легко заметит, что в конце своего повествования о битве Егише перечисляет только нахарарские рода с их нахараром и говорит только об их потерях, о потерях только собственно кнажеских родов.

То есть по сути своей Егише говорит только о потерях аристократических родов, а о потерях более низких социальных слоев молчит. Однако не следует в этом упрекнуть нашего автора, так-как, если аристократы были известными люди из известных родов и имена погибших легко было вычислить, то с простолюдинами этого делать практически было невозможно. Более того, и это особенно важно отметить, сам Егише даже и не ставил цели описать военные тонкости – у него была четкая задача противопоставить "мучеников" и "отступников" и описать славу первых и подлость вторых.

Итак, можно приходить к еще одному важному выводу – Егише вообще не дает сведении о потерях всей армянской армии, о потерях простолюдин (народного ополчения). И все же возникает резонный вопрос, если "3.544" относится к "отступникам", а "1.036" только к части армянской армии, так сколько же все-таки составляли потери сторон??

Это непростой вопрос и, пусть будут прощены нам эти слова, оно не удалось никак решить нашим уважаемым академикам и профессорам, которые были блестящими лингвистами, историками, философами, филологами… но никак не подтягивали даже на среднего военного историка. В таких условиях им просто не удалось смоделировать реальи средневековой битвы, особенно такого грандиозного, как Аварайр. Поразительно, но на ум не у кого из них не пришла идея сомневаться… а реально ли, что в условиях 14 часового ожесточенного столкновения 214.000 и 100.000-ых армии в итоге может погибнуть только… 4.580 человек??

_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Битва на Аварайрском поле: Первая война за христианскую веру
СообщениеДобавлено: 14 июн 2012, 23:10 
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 46679
Откуда: Армения, Ереван
Давайте продолжим наш увлекательный разговор и попытаемся вместе смоделировать вероятный ход битвы.

Представьте гавар Артаз, Артаз, обширное и относительно ровное поле, которое по обеим берегам реки Тхмут, начиная от Аракса, простирается на Запад и заканчивается у Маквинских гор - это примерно 45 км-ов. Естественно, однако, что битва не произошла на всей этой территории. Не Егише и не Парпеци не передают нам конкретные параметры Аварайрского поля, однако, к счастью, ландшафт местности нам дает прекрасные возможности увидеть указанное поле

Аварайрское поле простирается с Запада на Восток 10 км и с юга на север - 4 км.

До появления огнестрела ровное и не ограниченное с флангов боевой строй, при более чем 100.000 солдат, имело не более, чем 12 км ширины. Это можно сказать предел, так-как даже в этом случае уже появляются проблемы с командованиям. С этой точки зрения наиболее близкой к Аварайру является битва у Сард 547 года д.н.э., когда лидийская 360.000-ая армия, которая была построена глубоким строем, имела 7.4 км ширины. В то же время 254.000-ая армия Кира имела строй протяженностью намного меньше. Другой пример, в битве под Гератом в августе 589 года 82.000-ая персидская и 300.000-ая тюркутская армия занимали всю протяженность гератской долины - с севера на юг ок. 12 км.

Принимая в внимание все это, можно предположить, то в нашем примере персидская армия занимала ок 10 км фронта, а армянская, чтоб не допустить обход с флангов, вынуждена была за счет сокращения глубины, обеспечить ту же протяженность.

Итак, представьте, что по берегам пешепроходимой Тхмут фронтом ок 10 км, в дистанции ок 300 метров друг от друга параллельными рядами выстроены предельно ненавидевших друг-друга 214.000 и 100.000 человек. 10 км, просьба не забывать об этом, и на этой протяженности стоят предельно ненавидевших друг-друга люди и 14 часа подряд в жаркой схватке убивают друг-друга.

Вы и теперь уверены, что тогда погибнут всего 4.580 человек??? А ведь если это правда, то выходит, что зак каждый час погиб всего 327 человек, а в минуту - ок 6 человек.

А теперь представьте, что если сойдутся две шеренги протяженностью 10 км, то с каждой стороны будут выступать ок. 10.000 человек. Итак, 20.000 человек убивают друг друга за 1 минуту и тогда погибает... всего 6 человек??! 10.000 на 10.000 и всего 6 человек за минуту??? Согласитесь, что это до смехотворности нереально, ведь даже если представить, что в среднем 7.000 человек за минуту с намерением убивать наносит в среднем 20.000 ударов, до в результате уж точно погибнут больше, чем 6 человек... Кто хоть раз побывал в групповой драке, подтвердит правильность этой схемы.

И наконец, чтоб убедится окончательно в верности данной схемы, предлагаю рассмотреть близкие по параметрам к нашей битве другие битвы и потери

1. Битва на Катаулунских полях - обе армии имели по 500.000 человек и в результате 10 часового боя каждый из сторон потерло по 165.000 человек.
2. Битва у озера Требия, 40.000 против 32.000. В результате несколько часового боя потерпевшая поражение римская армия потеряла 22.000 солдат,
3. Битва у Канн, 50.000 против 86.000. Бой шел весь день и в итоге римляне потеряли 48.000 солдат,
4. Битва у Магнесии, 70.000 против 75.000. Битва продолжалась весь день и в итоге Селевкиды потеряли 50.000 солдат,
5. Битва у Герата, 82.000 против 300.000. Тюркуты за весь день потеряли 200.000 человек.

Можно привести и другие примеры...

А когда возвращаемся к Егише, то находим и другие примечательные сведения, которые подтверждают нашу схему. По словам Егише Нисалвурт получил сильные удары и его сила была подорвана. По словам того же автора были подорваны и силы самого персидского царя. В таких условиях Вы думаете потеря 3.544 чужестранцев для командира с 214.000-ой армией и для царя с ок. 300.000-ой армией могут быть такими?? Думаю нет, в обычных условиях они даже наверно и не заметили бы этих потерь. Только примерно такие потери они понесли за несколько дней до самого Аварайра, но это не повлияло на их решимость...

В свете этого можно прийти и к другому важному выводу. До 451-а Сасаниды были на подъеме, но после этого их империя вступает в полосу серьезных неудач - восстания, набеги врагов, внутренние смуты. Можно предполагать, что именно потери, понесенные на кровавых берега реки Тхмут, ввергли империю в такое состояние.

И наконец нужно все-таки определить, сколько же составляли потери сторон в этой кровавой схватке? Это можно сделать таким вот методом:

1. 6.000 "отступников" потеряли 3.544 человек, 59 %- своего состава,
2. Отступники были "дешевой кровью" и, можно не сомневаться, персы их использовали по полной,
3. Следовательно можно процент потерь "отступников" утвердить также и для всей персидской армией,
4. "Отступники" потеряли 3.4 раз больше, чем "мученики".

В итоге можно предполагать, что 214.000-ая персидская армия потеряла убитыми и ранеными 59 % своего состава - ок. 130.000 человек, в том числе и 3.544 человек из "отступников", а 100.000-ая армянская армия - ок. 38.000 человек, в том числе и 1.036 человек из аристократических родов...

_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Битва на Аварайрском поле: Первая война за христианскую веру
СообщениеДобавлено: 11 июл 2012, 11:04 

Зарегистрирован: 01 май 2012, 13:13
Сообщений: 593
Lion писал(а):
После этого была взята и разрушена крепость Дербент, после чего с Атиллой был составлен союз, по которому по первому же сигналу армян гунны должны были вторгнутся на персидскую территорию через Дербентский проход.

А что армяне могли предложить Атилле? Да и разрушив Дербент, они потеряли контроль над проходом.
А вот как реализовался этот "союз"
Lion писал(а):
Воспользовавшись затруднениями персов в Армении, их вновь атаковали гунны и имели успех, разорив провинцию Атрпатакан.

Т.е. гунны не пришли армянам на помощь (в зоне боев они вообще не появились), а просто выждали момент и провели грабительский рейд.
И чем занималось мудрое армянское руководство для подготоки к отражению вторжения? Персы преспокойно отмобилизовались, привлекли союзников/изменников и наемников, а армяне вышли на поле битвы в одиночку - ни одного контингента союзников (гунны, албаны, которым совсем недавно помогли отбить персов, иберы) с ними не было.


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Битва на Аварайрском поле: Первая война за христианскую веру
СообщениеДобавлено: 11 июл 2012, 12:07 
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 46679
Откуда: Армения, Ереван
dracon писал(а):
Lion писал(а):
После этого была взята и разрушена крепость Дербент, после чего с Атиллой был составлен союз, по которому по первому же сигналу армян гунны должны были вторгнутся на персидскую территорию через Дербентский проход.

А что армяне могли предложить Атилле? Да и разрушив Дербент, они потеряли контроль над проходом.
А вот как реализовался этот "союз"


Ситуация была на редкость тяжелой и армяне пользовались тем, что есть под рукой. Кстати, армяне не потеряли контроль над Дербендом, а: "...врата вверили власти Вахана из рода царей Алвании" (Егише, раздел III). Вахан есть князь Араншахиков, наследственных владельцев Арцаха (Карабах) и части Утика, армянин, князь, который действовал под приказом Вардана Мамиконяна.

Цитата:
Т.е. гунны не пришли армянам на помощь (в зоне боев они вообще не появились), а просто выждали момент и провели грабительский рейд.
И чем занималось мудрое армянское руководство для подготоки к отражению вторжения? Персы преспокойно отмобилизовались, привлекли союзников/изменников и наемников, а армяне вышли на поле битвы в одиночку - ни одного контингента союзников (гунны, албаны, которым совсем недавно помогли отбить персов, иберы) с ними не было.


Да, пока совсем не по ясным причинам гунны не явились вовремя на Аварайрское поле - не исключено, что тут свое черное дело сыграла предательская позиция Васака Сюни, так-как именно он сделал так, чтоб армянам не помагли иберы, алваны, армянонаселенные части Византии, сама империя и другие территории. В любом случае, разорение Атропатены сыграла не последную роль в событиях после Аварайра, когда официалный Тизбон принял решение отказатся от своих замыслов.

_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Битва на Аварайрском поле: Первая война за христианскую веру
СообщениеДобавлено: 11 июл 2012, 13:02 

Зарегистрирован: 01 май 2012, 13:13
Сообщений: 593
С большой политикой более-менее прояснили, хотя остается непонятным момент, каким образом Васак сумел сделать свое черное дело, будучи изгнан из Армении и Сюника, т.е. находясь не при власти? Кто после этого с ним считался, кроме таких же изменников, вышедших с ним на Айварарсое поле? Против вмешательства византийцев персы подстраховались,
Lion писал(а):
1. Был прикреплен мир с Византией и империя обязалась некоим образом не помочь армян, что позволило дать свободу солидной части персидской армии, которая прикрывала Византийскую границу.

но остальные?


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Битва на Аварайрском поле: Первая война за христианскую веру
СообщениеДобавлено: 11 июл 2012, 15:42 
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 46679
Откуда: Армения, Ереван
Думаю дело было вот в чем - в условиях информационного голода и ловкости Васака тот смог представить дело так, якобы все еще представляет интересы восставшых, от их имени сабатируя действия союзников: "И когда все эти злые дела удались ему (Васаку Сюни- L), нарушил и согласие страны Иверии с Арменией, не дал выступить вперед Алвании и таким же точно образом задержал страну Алдзник. Отправил он грамоту, лживо выдавая одно за другое, и в Греческую страну, некоему мужу, имя которого было Васак, из тех Мамиконеанов, которые находятся в служении у греков. И, по злосчастию времени, муж этот был спарапетом Нижней Армении, ему были вверены ромейские войска на персидской границе, а своими деяниями он был вне божеских законов. Нашел Васак в том Васаке соучастника себе в великих злодействах, в которых оба они сошлись. Писал он и сообщал непрестанно, что якобы все армяне присоединились к нему. И это же самое письмо Васак Нижней Армении ((Васак Мамиконян - L)) с великой осторожностью отправил в стольный город кесаря. Даже мысли святых епископов отвратил от них и поселил во всех войсках греческих сомнения в отношении веры." (Егише, Раздел IV).

Видите как ловко предатели собатировали дело восставшых?

_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Битва на Аварайрском поле: Первая война за христианскую веру
СообщениеДобавлено: 11 июл 2012, 15:48 

Зарегистрирован: 14 апр 2012, 16:09
Сообщений: 319
Этот Васак Мамиконян в армянской истории мало известен, но кажется и он стоит в первых рядах предателей восстания 449-451 годов...


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Битва на Аварайрском поле: Первая война за христианскую веру
СообщениеДобавлено: 11 июл 2012, 15:53 

Зарегистрирован: 01 май 2012, 13:13
Сообщений: 593
Идем далее.
Lion писал(а):
1. Был прикреплен мир с Византией и империя обязалась некоим образом не помочь армян, что позволило дать свободу солидной части персидской армии, которая прикрывала Византийскую границу.
2. Был установлен мир также и с эфталитами, после чего огромная часть персидской армии было переброшено против восставших,
3. были навербованы варварские племена Кавказа и Гилана, с солидным числом воинов.

Вся персидская армия начала собираться у юго-западных берегов Каспийского моря. Армия в себе включала всю элиту Персидской армии и в общем составлял ок. 218.000 воинов и 15 слонов. В составе армии был в частности также полк "Бессмертных". Стоить заметить, что вместе с Васаком на сторону врага перешло и некоторое количество армянской знати. Они составили особый полк, численностью около 6.800 человек. Кроме того Васак передал врагу важные сведения военного рода.

В свое очередь армяне тоже усиленно готовились. Но силы были крайнее неравны. Самая боеспособная часть армянской армии была конница (30.000), которая в многом уступала персидской по численности. Были и пехотинцы - лучники и копейщики (ок. 10.000). Основную же часть армии, численностью около 60.000 человек, составляло крестьянское ополчение. То есть в общем соотношение был 2.2:1 в ползу персов, а если учесть соотношение в плане "воинов профессионалов", то 5.2:1 в ползу персов.

А теперь совершенно непонятное.
Lion писал(а):
В армянской армии было много невоенных людей: священников, крестьян, взявшихся за оружие. Большую часть армии составляла пехота: лучники, копьеносцы и меченосцы. Но главную боевую силу представляла легкая и тяжелая кавалерия.

60тыс. крестьянского ополчения это невоенные крестьяне или лучники, копьеносцы и меченосцы?
Lion писал(а):
Народное ополчение было оставлено в качестве всеобщего резерва.

60тыс. в резерве?
Далее по описанию таких противоречий очень много.


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Битва на Аварайрском поле: Первая война за христианскую веру
СообщениеДобавлено: 11 июл 2012, 16:09 
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 46679
Откуда: Армения, Ереван
Инфо в первоисточниках относительно таких подробностей нет, но думаю разбивка 100.000-ой армянской армии имела такой вид:

66.000 княжеская дружины, из которых:

- 30.000 конница,
- остальное княжеская пехота (лучники, копеносцы, те крестяны, которые были отмобилизированы под флаг своего князя)

Остальное 34.000 составили народное ополчение городов, свободные крестяне и ополчение из серковных земель с церковными силами.

Цитата:
60тыс. в резерве?


Думаю нужно корректировать (русский подвел) - хотел сказать, что народное ополчение в основном не было использована как основную уадрную силу первой линии, оно было оставлено в второй линии и в резерве :)

Цитата:
Далее по описанию таких противоречий очень много.


Рад буду критике...

_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Битва на Аварайрском поле: Первая война за христианскую веру
СообщениеДобавлено: 11 июл 2012, 16:53 

Зарегистрирован: 01 май 2012, 13:13
Сообщений: 593
Lion писал(а):
Рад буду критике...

Хорошо. Если цифры в 66 тыс. воинов (в т.ч. 30тыс.всадников) и 34 тыс. оплченцев окончательные, тогда продолжим.
Lion писал(а):
Всеобщее командование взял на себе спарапет армян Вардан Мамиконян. Понимая последствия столкновения при создавшемся соотношении сил, спарапет армян принял уникальный план ведения битвы - решающим ударом как можно больше "выпить крови" у врага, после чего отступить и начать партизанскую войну.

Вот это утверждение является самым спорным. Имея куда меньше воинов и ополчение сомнительной боеспособности спарапет решил принять полевое сражение с полностью укомплектованной профессионалами вражеской армией на поле без естественных препятствий да еще и в наступательном ключе! В результате в битве погибла лучшая и наиболее боеспособная часть армии, с которой спарапет и пошел в наступление, после чего ни о каких активных действиях армяне и мечтать не могли.
Т.е., я думаю, что спарапет, несомненно храбрый воин, либо оказался никудышним стратегом, либо какие-то обстоятельства, почему битва была принята и именно в таком неудобном месте, были источниками или Вами упущены. Обескровить противника партизанской войной, сохраняя при этом главные силы - это классика военного исскуства, но спарапет пошел другим путем ...


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую темуНаписать комментарии Страница 1 из 78   [ Сообщений: 1159 ]
На страницу 1, 2, 3, 4, 5 ... 78  След.



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron


Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
610nm Style by Daniel St. Jules of Gamexe.net

Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB