Цитата:
Но остается невыясненным, почему ал-Масуди, как указывалось выше, связал происхождение цанаров с Йеменом? Чтобы ответить на этот вопрос, нам придется сделать краткий экскурс в область преданий вайнахов о своем происхождении. Первая легенда, касающаяся этой темы, записана Страбоном. Как сообщает «отец географии», гаргареи (общепризнанные предки вайнахов) совместно с амазонками переселились на центральный Кавказ («Керавнские горы») «из Фемиксиры, что на реке Термедонте». Город Фемиксиры и река Термидонт являлись хорошо известными географическими пунктами античной эпохи и, по свидетельству древних авторов и их средневековых комментаторов, располагались в Южной Колхиде, на земле халдов-халибов, в тех районах Причерноморья, которые ныне находятся в границах Турции. О месторасположении Фемиксир и Термедонта в стране халдов (халибов) мы знаем, в частности, из «Описания населенной земли» Дионисия и из трудов Евстафия. Как мы видим, гаргарейцы и амазонки мигрировали на Центральный Кавказ из той же страны, что и цаны-цанары, только гораздо раньше, так как ко времени Страбона это переселение успело обрасти легендами и производило впечатление глубокой архаичности.
Не знаю откуда это «гаргареи общепризнанные предки вайнахов». Всегда я знал что гаргареи, или гаргары, один из албанских народов, локализованных на востоке Кавказа, в Азербайджане и Дагестане, в тех краях, где и располагалась Кавказская Албания.
Тревер и Хьюсен считали гаргареев одним из ведущих албанских племен, чей язык затем послужил образцом для албанской письменности. Албанские языки, и вот это как раз общепризнанно, имеют прямое родство с современными языками Лезгинской языковой группы.
Но Бакаев и тут нашел вайнахов. Впечатление будто это погоня не за двумя зайцами, а за целой стаей зайцев, где и Урарту, и халдиям с цанами, и гениохам с прочими их соседями по Страбону, и цанарам, и гаргареям, всем этим разбросанным во времени и пространстве народам и странам приписано нахское происхождение; а ведь я не удивлюсь если у Бакаева и аланы вайнахи. Другим народам просто не оставлено место в истории Кавказа. Оставлено только право вопрошать, а есть ли на Кавказе исторически не нахский народ, и вообще, кто-то, помимо вайнахов, тут жил в древности, или древний Кавказ это один огромный нахский Даймохк?
Цитата:
В своде древнегрузинских летописей «Картлис цховреба» («Жизнь Грузии»), составление которого приписывается монаху Леонти Мровели, сообщается, что легендарный первопредок нахских племен Кавкас, седьмой сын прародителя всех коренных кавказских народов Таргамоса, пришел в страну, названную по его имени Кавказом, с юга, «от границ Ассирийской земли». В средневековой грузинской традиции Кавказом назывался не весь регион между двумя морями – Черным и Каспийским, а лишь центральная горная его часть, населенная вайнахскими (нахскими) племенами. О заселении Северного Кавказа предками вайнахов «Картлис цховреба» сообщает следующими словами: «Земли же к северу от Кавказа не только не были уделом Таргамоса, но не было и жителей к северу от Кавказа. Были безлюдными пространства те от Кавказа до Великой реки (то есть Волги), что впадает в море Дарубандское (Каспийское море). Потому-то и избрал Таргамос из множества героев двух – Лекана и Кавкаса. Дал Лекану земли от моря Дарубандского до реки Ломехи (то есть Терека; грузинская летопись приводит здесь древнее вайнахское название этой реки: ломе-хи – «горная река»), к северу – до Великой реки Хазарети. Кавкасу – от реки Ломехи до рубежей Кавказа на западе». Таким образом, грузинские летописи свидетельствуют, что леки (дагестанцы) и вайнахи (кавкасиане) были первопоселенцами на Северном Кавказе и граница, их разделяющая, пролегала по течению Терека (Ломе-хи).
Так то оно так, да только тот же источник затем фиксирует предков вайнахов, дурдзуков, в свете событий, связанных с первыми царями Иберии, а это ориентировочно III до н.э., что означает, что Лекан и Кавкас заселили обозначенные Бакаевым земли еще раньше III века до н.э., что в свою очередь противоречит его утверждению о переселении вайнахов на эти земли в начале нашей эры.
Я уже не говорю об Эгросе, предке колхов, которому, согласно КЦ, Таргамос дал «страну у берегов моря». Таким образом, если Бакаев верит КЦ, а он кажется верит, ему придется отказаться от собственной же версии, по которой напомню, вайнахи первоначально населяли Колхиду. По КЦ, вайнахи сформировались на северо-востоке Кавказа, тогда как аборигены Колхиды это исключительно эгрисцы, то есть мингрелы и лазы.
Цитата:
В домусульманской легенде ингушей повествуется о древнем герое Маго (или Магале), который привел предков западных вайнахов на территорию их исторического обитания из какой-то «далекой южной страны на берегу Черного моря». Магал описывается как хранитель тайных знаний и повелитель ветров. О глубине его почитания свидетельствует древний храм Маго-йерд, сохранившийся в горах Ингушетии до наших дней. Несомненно, название ингушей в устах осетин и горных чеченцев (макалон, махлой) связано с именем Маго и, по сути, означает «люди, народ Маго». Что касается «южной страны на берегу Черного моря», откуда Маго (Магал) привел свой народ, то это, вне всяких сомнений, та самая «страна махелонов и ганахов», в которой под именем махелонов выступали, как уже отмечалось выше, цаны-цанары, покинувшие Колхиду в начале новой эры и переселившиеся на Центральный Кавказ. На тот же маршрут переселения указывает и чеченская летопись-тептар, переведенная с арабского и опубликованная в Петербурге в конце XIX-го столетия Н.Семеновым. Предки чеченцев, согласно этой летописи, пришли на Кавказ с юга, из страны, которая мыслилась составителями тептара на месте современной Сирии. Весьма примечательно, что одним из пунктов, через который прошли «предки племени Нахчу», тептар называет «страну Халиб». Иными словами, чеченские летописи не только сохранили это древнейшее наименование Колхиды, но и определенно связывают с этим регионом свою миграцию на север.
В принципе оба предания не противоречат моей версии о группе отделившихся таохов, потом перешедших хребет. Таохи, предки в том числе и вайнахов, сперва обитали в Закавказье, и вот тебе и «южная страна» для вайнахов.
Древнейшее наименование Колхиды – Кулха, а не Халиб. Кулха известна из клинописи Урарту. А «страна Халиб», это же очевидно, что речь о городе Халеб в Сирии, более известном как Алеппо.
Разумеется вайнахи не пришли на Северный Кавказ из Халеба. Вайнахи вообще ни откуда не приходили. Вайнахи сформировались там, где они и теперь живут, и сформировались из таохов. А вот таохи как раз пришли, но не из Сирии, и не из Колхиды, а пришли они из территории, которая затем станет называться Кавказской Иберией.
Это дуга с востока современной Грузии по северо-восток современной Турции, только без приморской зоны. На этой дуге в это время (VIII-IV вв. до н.э.) как в плавильном котле будут расплавлены и перемешаны несколько разношерстных и ныне вымерших народов, в том числе и тех таохов, что остались и не ушли, и в результате выплавится новый народ, иберы, или грузины.
Цитата:
Цанары не оставили нам преданий о своем происхождении, но армянская историческая традиция связывала их корни с халдами-халибами («Армянская География», Вардан).
Наконец-то возвращаемся к сути темы, к цанарам.
Мы выше это уже обсуждали, но я повторюсь. «Армянская География» называет Джанив Халтиком исключительно по причине рассмотрения византийскими императорами Цаники как части фемы Халдия. Однако этнографически это разные регионы. Цаника, или Чанети, это Цаника, а расположенная рядом Халдия это Халдия. Потому, еще раз, халдии и цаны родственные племена, но это не одно и то же.
С Варданом тоже вроде разобрались. Да, он думает что цанары потомки халдиев, но буквально тут же уточняет, что цанары картвелофоны. А значит, по его логике, и халдии. Устроит такой расклад Бакаева? Думаю нет.
Не отстает от него и Ухтанес, армянский летописец X века, называющий Джавахетию, Триалети и Цанарети землей иверов.
Наконец сами памятники Хеви являются лучшими доказательствами, свидетельствующими в пользу грузинского происхождения местного населения.
Бакаев говорит «цанары не оставили нам преданий», а я отвечаю – они оставили нам храмы: это и знаменитый Хевис Сиони, трехнефная базилика IX-X веков, типичный памятник грузинской раннесредневековой архитектуры; и относящаяся к той же эпохе церковь Святого Георгия в селении Гарбани, на одной из плит которой грузинском алфавитом асомтаврули указано имя Григола, и это скорей всего тот самый первый кахетинский хорепископ и корикоз Григол.
Такие вещи свидетельствуют о том, что цанарские и кахетинские земли в период VIII-IX веков составляли единое политико-культурное целое, а мохевцы-цанары говорили по грузински и были такими же грузинами, как и кахетинцами. Ну или не точно такими, а отличавшиеся какими-то самобытными особенностями.
Нахский фактор тут я не отвергаю. Вайнахи, в первую очередь кисты-ингуши, были их прямыми соседями, с которыми они бесспорно поддерживали тесные культурно-экономические связи. Вайнахи, таким образом, вполне могли быть и участниками тех или иных войн, как гипотетические союзники Цанарети.