Изменить размер шрифта


Начать новую темуНаписать комментарии Страница 2 из 18   [ Сообщений: 262 ]
На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5 ... 18  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Re: Причины падения Византии и Армении
СообщениеДобавлено: 23 апр 2013, 23:33 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 19 апр 2013, 00:59
Сообщений: 10543
Для иллюстрации гибкости политики турок в их обращении со своими сторонниками особенно характерно изменчивое поведение их в отношениях с пелопоннесским деспотом Димитрием. Последний был одним из самых послушных орудий турецкой политики в последние годы существования Византии. Он боролся на стороне Турхана против албанцев, которые были единственной реальной силой в борьбе с турками в Пелопоннесе. В 1459 г. Димитрий снова призвал турок, на этот раз против своего брата Фомы. Однако, к великому изумлению Критовула, турки, тотчас же после прибытия в Пелопоннес по зову Димитрия, начали оккупировать земли этого деспота-предателя. Димитрий и его семья были взяты в плен турками. Затем султан доверил Димитрию управление островами Лемносом, Имбросом, Фасосом и Самофракией, а также городом Эносом в период, когда этим островам угрожало нашест¬вие латинян, по-видимому, с целью укрепить протурецкую партию на этих островах и тем самым усилить сопротивление латинянам. Но через не¬сколько лет, после достаточно долгой службы туркам, Димитрий был сос¬лан в Дидимотику за ошибки, которых он в действительности не совер¬шил, и, забытый всеми, окончил жизнь в Адрианополе монахом под име¬нем Давида.
Император Трапезунда Давид сдал город туркам после того, как получил заверение, что взамен ему дадут другое владение, и действи¬тельно – в течение некоторого времени он пользовался доходами с владе¬ния возле реки Стримон, но впоследствии он был убит турками. Критовул, один из вождей протурецкой партии на островах, получил на некоторое время управление островом Имбросом, но свою жизнь он кончил все-таки тоже в безвестности. Не помогло ему и написанное им в пане¬гирическом стиле описание деяний султана.
Аналогичная судьба постигла и Николо II Гаттулузио с Лесбоса; бро¬шенный сначала в тюрьму и закованный в цепи, он принял магометанство, чтобы добиться милости турок, и действительно получил было высокие посты. Но, в конце концов, он был снова посажен турками в тюрьму и убит.
Все эти примеры показывают, что поведение Мехмеда по отношению к Нотаре, если иметь в виду казнь им великого дуки и его сыновей, не может быть доказательством невиновности Нотары.
Для объективной оценки Нотары необходимо учитывать всю его поли¬тическую деятельность и, особенно в критические дни борьбы с турками. Не следует забывать, что в течение всей осады Константинополя Нотара и Геннадий своими выступлениями прямо подрывали среди населения веру в возможность успеха. Геннадий, например, не стеснялся обращаться к константинопольцам с предсказаниями о том, что они или погибнут одно¬временно с городом, или же попадут в плен. И это говорилось в момент, когда необходимо было мобилизовать все силы для решающей схватки. Такая агитация могла только ослабить способность города к со¬противлению.
Нотара тоже распространял панические слухи об этом прямо говорит Пускул, обвиняющий его в открытой измене. Отказ Нотары объединиться с латинянами можно понять в наши дни, через пятьсот лет, когда мы видим весь ход исторического развития, когда мы знакомы с последующими событиями. Но в то время, когда город был осажден со всех сторон, изолирован перед лицом громадной турецкой ар¬мии среди населения Константинополя, несмотря на то, что оно уже не раз пережило крушение своих иллюзий в отношении помощи Запада, в эти страшные дни все еще теплилась надежда на эту помощь. Каждый слух о том, что латинский флот уже находится в пути к Константинополю, рас¬пространялся с быстротой молнии и в какой-то мере поднимал настроение осажденных. Поэтому трудно признать, что антилатинская оппозиция в правящих византийских кругах в действительности выражала только скептицизм тех, кто был обманут многочисленными неудавшимися пла¬нами крестовых походов. Очень показательно в этом отношении то, что даже тогда, когда после договора в Буде в 1366 г. венгерское выступление на стороне Византии казалось неминуемым, оппозиция тех же самых пра¬вящих византийских кругов проявилась весьма энергично. Источник этой оппозиции надо искать не только в антикатолической непримири¬мости, как часто думают. Весьма значительная часть византийских феода¬лов сопротивлялась любому союзу против турок. Так, в 1363 г., когда патриарх Каллист попытался сблизить для общей борьбы с турками бал¬канские государства, население которых исповедовало, как известно, глав¬ным образом православие, был подготовлен настоящий заговор против патриарха и он был отравлен в расцвете дипломатической деятельности. (Очень важно отметить, что Каллист был одним из самых ярых против¬ников Кантакузина и его партии крупных феодалов). Около 1370 г. сербы под угрозой турецкого наступления и неизбежного конфликта пытались осуществить новое сближение с Византией, но и эта инициатива не встре¬тила сочувствия. Эти факты нельзя рассматривать изолированно или как простые совпадения.
Учитывая все сказанное, можно ли объяснить столь непримиримую по¬зицию Нотары, Геннадия и прочих представителей протурецкой партии только лишь факторами религиозного порядка? В обстановке 1453 г. до¬воды политической целесообразности не могли позволить, чтобы игнори¬ровалась хотя бы малейшая перспектива помощи. К тому же в отношении Нотары мы имеем ряд доказательств того, что ему отнюдь не был свой¬ственен религиозный фанатизм. Известно, например, что за несколько лет до осады Константинополя и Иоанн Евгеник, и Геннадий Схоларий упрекали его в двойственном отношении к проблеме союза с латин¬ской церковью. Возможно, что Нотара в какой-то период был даже при¬влечен в латинофильскую партию, за что ему, по-види¬мому, был обещан ряд существенных выгод. Во всяком случае правитель Генуи в 1445 г. благодарил Нотару за дружеские чувства по отношению к республике и доводил до его сведения, что он будет за это вознагражден подестой Перы.
Следует отметить также, что в 1450 г. император Константин сооб¬щает венецианцам, что отказывается в пользу того же самого Нотары от некоторых ранее ему предоставленных прав. Едва ли Нотара оста¬вался безразличным ко всем этим подачкам.
В вопросе наследования византийского престола после смерти Иоанна VIII Нотара также занял двусмысленную позицию. Из двух кан¬дидатов, протурецки настроенного Димитрия и пролатински - Констан¬тина, Нотара поддержал все же последнего. Затем он посоветовал импе¬ратору Константину отправить послов на Запад просить помощи, а он сам добивался поддержки Генуи и Венеции.
«Антилатинская непримиримость» отнюдь не помешала Нотаре неза¬долго до осады Константинополя предусмотрительно переправить в Ита¬лию свою дочь и значительную часть своих богатств. В рукописи грузина Артохила говорится о сыне Нотары и его дочери Оним (Анне), прибывших в Рим, где у них было большое состояние, а затем поселившихся в Венеции.
Важно для характеристики Нотары и то обстоятельство, что, владея огромным состоянием, он симулировал бед¬ность, и его взнос в фонд обороны ограничился всего несколькими драгоценностями.
Оживленный диалог, точные подробности, по-видимому, правильно освещают истинную позицию Нотары, отказавше¬гося накануне решающего штурма турок (24 мая) передать Джустиниани нескольких бомбардиров со своего менее угрожаемого участка. Во время происшедшего по этому поводу весьма бурного объяснения, Джустиниани открыто обвинил Нотару в том, что он является врагом родины. Нотара облегчил турецким войскам проникновение в город, отворив им одни из городских ворот. Связь Нотары с турками установилась, по-видимому, задолго до начала осады Константинополя. И надо думать, что не случайно именно Нотара был послан Иоанном VIII к Мураду II. Нотара был «под¬ходящ и полезен для осуществления» взаимопонимания с турками именно потому, что был с ними связан. О том, что Константинополь был захвачен турками благодаря измене секретаря императора, который несколько раз назначался послом к султану, говорит и некий монах Симеон.

_________________
Я не сумасшедший, просто ум у меня не такой, как у вас
Диоген Синопский
Всё тайное рано или поздно становится явным
Сократ
Христианство терпимо по отношению к другим религиям, но оно должно быть бескомпромиссно христианским (арийским)
Д.Коннер


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Причины падения Византии и Армении
СообщениеДобавлено: 23 апр 2013, 23:33 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 19 апр 2013, 00:59
Сообщений: 10543
С другой стороны, достаточно подозрительным кажется и тот факт, что семья Нотары сумела так быстро разбогатеть в период серьезного кризиса, созданного завоеваниями и грабежами турок. Дед Нотары занимал весьма скромное положение. А уже Николай, отец Луки, стал очень богатым человеком. По сведениям Дуки, он был официальным переводчиком при византийских дипломатических посольствах. Эти послы-переводчики имели большие доходы, присваивая себе часть даров, посылаемых при их посредничестве туркам, или же позволяя подкупать себя либо этим послед¬ним, либо итальянским республикам, с которыми им было поручено вести переговоры. Порта всегда пользовалась информаторами, чтобы облегчить свои завоевания в империи, а информаторов зачастую вербовала среди лиц, посылаемых сюда Византией.
Султан заявил о своем намерении назначить Нотару правителем Константинополя. Очевидно, это была награда за предательство Нотары. Вспомним, что Мурад II в начале осады Константинополя в 1422 г. действовал точно также, обещав назначить правителем города изменника Коракса.
Вскоре, однако, произошел резкий поворот в отношении султана к Нотаре. Ибо турки всегда преследовали предателей-византийцев, которые по мнению турок оказывали им «недостаточную» помощь.
Единственным современником, восхваляющим Нотару, является Критовул. Но не нужно забывать, что Критовул вел себя, подобно Нотаре, идя по тому же самому пути предательства, что именно он организовал сдачу туркам островов Имброса, Лемноса и Фасоса.
Предательское поведение византийской аристократии в годы ликви¬дации последних остатков независимого византийского государства не является единичным фактом.
Высшее византийское духовенство тоже вело себя весьма не патриотично, помогая туркам оккупировать многочисленные города Пелопоннеса. Так, в 1458 г., во время похода турок на полуостров, султан получил сведения из осажденного Коринфа от самого митрополита этого города. Город Аргос был сдан туркам из-за предательства одного священника. Город Салона был оккупирован турками (1397 г.), приглашенными епископом Серафимом.
Первый чувствительный удар по Византии в середине XIV в. нанес глава апофатического протурецкого «богословия» Григорий Палама (1295/6-1359), монах-мистик, получивший хорошее философское образование, великолепно владевший терминологией Аристотеля и Платона, знакомый с мистикой Евагрия Понтийского, Максима Исповедника, Дионисия Ареопагита, Симеона Нового Богослова, Григория Кипрского и своего духовного отца – мистика Феолепта Филадельфийского. До XIV в. мистическая богословская литература почти не оказывала влияния на православную официальную догматику и не была предметом обсуждения на соборах. Поводом к вторжению в политическую и общественную жизнь Византии мистических учений послужило выступление калабрийского монаха Варлаама (ок. 1290-1350). Приехав в Византию, Варлаам первоначально выступал против католического богословия (1333), но потом, ознакомившись с методами «познания бога» исихастов, он пришел в негодование, признав исихазм дискредитирующей православие ересью. Варлаам назвал исихазм «пуподушием», так как, по его мнению, исихасты считали пуп местом пребывания души. Варлаам пришел к выводу, что православные иерархи, весьма прохладно относящиеся к делу обучения народа в духе христианства, благодаря чему массы византийцев совершенно не знают официального вероучения. Католичество, по мнению Варлаама, глубже проникает в массы, на Западе христианская религия крепнет и распространяется, тогда как на Востоке множество людей легко и без сопротивления переходит в мусульманство. Варлаам обвинял исихастов в том, что, согласно их доктрине, для спасения, в сущности, вовсе не нужно священное писание, что бога можно видеть, как обыкновенную вещь, что для этого нужно только прибегнуть к определенным, чисто чувственным приемам. В защиту исихазма в 1338 г. выступил Григорий Палама со своей сложной теорией, которую он разработал, но отнюдь не систематически изложил в ряде своих «поучений». Учение Паламы – это идеология оторванного от общества монаха-пустынника, который враждебен всему новому в мире, в том числе и гуманистическим идеям.
Сам того не желая, своими антиномиями Палама показал несовместимость веры (мистики) и знания. Он выступил против эллинизма, стремясь будто бы спасти православных от перехода к язычеству, но фактически он разрушил всякую связь церковной идеологии с патриотическим и социальным движением. Асоциальный характер паламизма несомненен.

_________________
Я не сумасшедший, просто ум у меня не такой, как у вас
Диоген Синопский
Всё тайное рано или поздно становится явным
Сократ
Христианство терпимо по отношению к другим религиям, но оно должно быть бескомпромиссно христианским (арийским)
Д.Коннер


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Причины падения Византии и Армении
СообщениеДобавлено: 23 апр 2013, 23:34 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 19 апр 2013, 00:59
Сообщений: 10543
Учение Паламы, развивавшего идею о возможности спасения через единение индивидуума с богом и фактически отвергавшего мысль о необходимости тесной связи между людьми, стало идеологией реакции в Византии. Не случайно даже такие далекие от богословия люди, как Григора, вынуждены были со всей страстностью вступить в борьбу с паламизмом.
Система деификации человека – сложная концепция, свидетельствовавшая о беспомощности старого общества. Ее развивали приверженцы стагнации и застоя, предпочитавшие полностью отойти от мира, хотя бы ценой гибели народности и государства, чем отказаться от привычного мировоззрения и старого уклада общества. Деификация Паламы ориентирована на асоциальную личность, оторванную и изолированную от общества.
Палама и его сторонники примыкали к политически реакционному лагерю. В отношении к турецкой опасности Палама фактически занял капитулянтскую позицию: он не призывал народ к противодействию захватчикам – напротив, он прославлял их веротерпимость. Силы прогресса потерпели поражение в гражданской войне в результате интервенции иноземцев и слабости городского сословия. Несмотря на протесты ряда иерархов, богословие Паламы на соборе 1351 г. было признано каноническим, а противники Паламы (Варлаам, Акиндин, Григора) подверглись анафеме. Мистике был дан широкий простор в православии. Среди новых мистиков особенно выделялся Николай Кавасила.
Победа мистики имела роковое значение для судеб балканских народов, разрозненных и враждующих между собой в период нарастания турецкой опасности. В тот политический и исторический момент, когда объединявшее балканские страны православие могло быть использовано для организации общего отпора греков, сербов, болгар и влахов нашествию турок под знаменем священной войны, церковь выступила с асоциальными учениями, парализующими волю к сопротивлению. Иерархи страстно спорили об унии церквей и о возможной помощи папы в организации крестового похода против турок, тогда как возглавляемая этими иерархами церковь ничего не предпринимала для сплочения самого населения в общей борьбе.
Трагизм ситуации осознали противники мистики. Они продолжали вести отчаянную полемику с исихастами, которая в то время была, в сущности, борьбой сугубо политической. Антипаламиты стали заимствовать аргументацию у западных богословов. Во второй половине XIV в. были переведены с латинского основные сочинения Фомы Аквинского, но дело завершилось, в конце концов, лишь принятием католичества рядом выдающихся лиц империи. Если паламизм был по существу идеологией смирения перед турецкой опасностью, то антипаламизм фактически санкционировал политику уступок итальянскому торговому капиталу. Антипаламиты, правда, возбуждали некоторые надежды на помощь папы и итальянских городских республик.
Однако ненависть к «латинским» эксплуататорам была в Византии столь велика, что всякое обращение за поддержкой на Запад, обусловленное капитуляцией перед папством, считалось изменой.
Не вставая на сторону пролатинской партии, следует отметить, что объективно учение Паламы с точки зрения византийской политологии – это антивизантийское, проосманское и более того антихристианское движение. Учение Паламы – это реакционная идеология оторванности от общества монаха-пустынника, который враждебен всему новому в мире, в том числе и гуманистическим веяниям. Паламизм – это идеология безграмотности (антинауки) и слепой веры. Паламизм – это идеология разрушения всякой связи церковной идеологии с патриотическим и социальным движением. Паламизм – это идеология асоциальности и ущербности. Учение Паламы – это идеология реакции в Византии: оппортунизма, стагнации и застоя, социальной отрешённости и малодушия (отсутствие социальной силы воли). Учение Паламы – это идеология, для которой гибель народа и государства важнее, нежели отказ от привычного мировоззрения и старого уклада общества. Отсюда отсутствие идеи развития. Деификация Паламы ориентирована на асоциальную личность, оторванную и изолированную от общества, а, следовательно, отсутствие какого бы то ни было социально-политического развития, что явно было на руку османам. Так что излишне идеализировать исихазм и придавать ему философские оправдания, так как именно подобные силы, борясь против демократии в Византии, подтачивали её государственные основы и отдавали её в руки турок. Поэтому идеализацию исихазма с политической точки зрения следует квалифицировать как проявление антивизантийской, антинаучной пропаганды и враждебного отношения к христианству.
Если бы протурецкая позиция византийской аристократии проявилась только в эпоху, когда силы турок действительно возросли и казались непобедимыми, то объяснение такого отношения знати к туркам было бы очень простым. Можно было бы думать, что византийская аристократия надеялась посредством предательства спасти хотя бы частично свои богатства и обеспечить себе соответствующее положение в новом турецком госу¬дарстве. Однако анализ турецко-византийских взаимоотношений с момента появления турок в армянской Малой Азии показывает, что подобные объяснения не могут рассматриваться как удовлетворительные. Выше мы уже упоминали, что значительная часть господствовавшего в Византии класса заняла определенно протурецкую позицию уже в тот момент, когда турки вторгались в пределы империи лишь как банды грабителей. Это является доказательством того, что помимо обстоятельств и условий данного момента, существовали некоторые постоянно действовавшие факторы, которые определяли «непрерывно расширявшееся сотрудничество армяно-византийских феодалов с турками.

_________________
Я не сумасшедший, просто ум у меня не такой, как у вас
Диоген Синопский
Всё тайное рано или поздно становится явным
Сократ
Христианство терпимо по отношению к другим религиям, но оно должно быть бескомпромиссно христианским (арийским)
Д.Коннер


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Причины падения Византии и Армении
СообщениеДобавлено: 23 апр 2013, 23:34 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 19 апр 2013, 00:59
Сообщений: 10543
Несомненно, что армяно-византийские феодалы видели в турках, прежде всего силу, способную подавить народные движения в эпоху обострения классо¬вой борьбы в Византии. С самого начала турецкие эмираты были свое¬образными питомниками для вербовки наемников, так как правящий плутократический визан¬тийский класс боялся вооружать коренное население своей страны. Эти наемники использовались в битвах с внешними врагами, в борьбе между феодалами, но главным образом для подавления восстаний греко-армянского и албанского населения империи.
В Византии кризис феодализма имеет свои отличительные черты в связи с особенностями развития византийского общества. Как уже выше отмечалось, экономическая организация византий¬ского феодализма всегда ориентировалась на широкий обмен, а городская жизнь в Византии не исчезла и не прекратилась ни на одно мгновенье, и город все время продолжал играть активную роль торгового центра. Легко заметить, что при таком большом значении города для феодального поместья, привилегии, предоставленные венецианцам, а затем генуэзцам, особенно после Нимфейского договора, наносили сильный удар византийской феодальной экономике. Генуэзцы, ставшие хозяевами ста¬ринного хлебного пути и посредниками в торговле между районами Север¬ного Причерноморья, богатыми зерновыми культурами, и городами Во¬стока, могли поставлять сельскохозяйственные продукты по своему усмо¬трению даже в Византию и тем самым конкурировали с местным феодаль¬ным производством. Не случайно же все усилия Кантакузина (тотчас же после того, как он утвердился на императорском престоле) были направлены против генуэзцев. Чтобы помешать генуэзской конкуренции, Кантакузин ввел новый, доселе не собиравшийся налог (он сам подчеркивает этот факт) на зерно и другие сельскохозяйственные продукты, ввозимые в им¬перию. Благодаря этому вздорожали продовольственные товары и ухуд¬шилась жизнь большей части городского населения, но зато феодалы могли: продавать в городах продукты своих поместий по повышенным ценам, ко¬торые теперь устанавливались самими феодалами, освобожденными от ге¬нуэзской конкуренции. Кроме того, Кантакузин, хотя финансовое положе¬ние было бедственным и многие налоги были увеличены, уменьшил права на транзит и пошлины на экспорт. Эта мера имела целью облегчить экспорт продукции крупных поместий и активизировать торговлю зерно¬выми и другими сельскохозяйственными продуктами, экспортом и торгов¬лей которыми занимались обычно византийские феодалы. С другой сто¬роны, уменьшая права на транзит, Кантакузин пытался поддержать кон¬курентов генуэзских торговцев. Эта антигенуэзская политика, навязанная интересами крупных феодалов, привела к войне с Генуей. В этой войне Византия была побеждена, и генуэзцы получили расширение своих при¬вилегий. По мирному договору, заключенному в 1352 г., все товары, про¬даваемые генуэзцами жителям империи (за исключением вин), освобождались от таможенных пошлин. Ограничения в отношении торговли винами определялись боязнью, что генуэзцы смогут достичь столь же привилегированного положения, как и венецианцы, которые удерживали настоящую монополию на продажу вина. Империя все время пыталась ограничивать эти права венецианцев. Такую же антигенуэзскую политику пытался впоследствии проводить и Андроник III, который действовал также в интересах крупных феодалов, с помощью которых он и получил свой трон. Подобные же меры были предприняты и против венецианцев.
Таким образом, усилия крупных феодалов освободиться от конкурен¬ции итальянских торговых республик, потерпели крах. И естественным следствием этого явился подрыв экономики византийского феодального поместья.
Другой причиной усиления кризиса византийского феодального об¬щества было развитие городского населения, начавшего борьбу за освобо¬ждение византийского города от опеки феодалов-олигархов, руководивших им до этого времени как в экономическом, так и в политическом отношении. Это было новым и серьезным ударом для византийской феодальной экономики. Город был главным потребителем сельскохозяйственной продукции фео¬дального поместья. Условия ее сбыта во многом зависели от феодалов-монополистов, так как в их руках была сосредоточена политическая власть в городах. Благо¬даря своему политическому господству они навязывали условия, наиболее выгодные для них самих, превратив, таким образом, сбыт продуктов первой необходимости в настоящую монополию. Потеря этой монополии была рав¬носильна крушению всей системы организации византийского феодального поместья, тем более что и на внешнем рынке господство перешло в руки латинян.
Борьба между населением городов и крупными феодалами-олигархами, руководи¬мыми Кантакузином, приняла особенно острый характер на всей террито¬рии империи во время гражданской войны. Даже после того, как Кантакузин провозгласил себя императором, народ не прекращал борьбы. Так, в 1341 г. против него восстали жители города Адрианополя. Затем волнение распространилось на все другие города Фракии и Македонии, од¬новременно с ним имело место восстание крестьян, достигшее своей куль¬минации во время восстания зилотов в Фессалонике. Даже в Дидимотике, городском центре поместий Кантакузина, жители города и население близлежащих мест попытались организовать совместное выступление про¬тив него, как только это позволила обстановка. Во всех этих выступле¬ниях четко выявился социальный характер борьбы: с одной стороны, горо¬жане, с другой – местные феодалы-олигархи. Подобная паразитическая политика феодалов-монополистов обернулась полной потерей своего народа, который отвернулся от подобной восточно-деспотической экономической политики Кантакузина, который ментально был более близок туркам, чем латинянам. Видимо поэтому он столь маниакально их поддерживал. Подобная политика «экономической деспотии» (не приемлющая здоровой конкуренции) была и остаётся отличительной чертой армянской плутократической элиты (страсть к наживе и абсолютной власти за счёт собственного народа). Турки лишь воспользовались подобным армянским «экономическим пороком» и использовали для своего политического господства. Армянским плутократам надо понять, что антинародная политика, а именно политика, не защищающая интересы собственной нации, ведёт к их политическому и экономическому краху, то есть самоуничтожению. Такова практика, превратившаяся в аксиому государственного управления. Армяно-византийский урок таков: тотальная монополизация внутренней экономики приводит в конечном итоге к краху государственности, ибо подобная экономика не конкурентоспособна на международной арене. Она лишена иммунитета к сопротивлению с более мощными внешними экономиками. К тому же она ещё и делегитимизируется, а это благодатная почва для самоуничтожения (потеря поддержки собственного народа, ввиду потери им доверия к подобной власти). Таким образом, власть должна зарабатывать доверие народа для того, чтобы иметь постоянную и стабильную поддержку в случае внешних опасностей (политическая история доказывает, что эти опасности аксиоматичны). Таким образом, автаркия – это ставка на собственные силы и регулируемая государством рыночная экономика с развитием здоровой конкурентной среды.
Кантакузин использовал все способы, чтобы нанести удар городскому населению, боровшемуся за свое освобождение от политической и экономической опеки феодалов-олигархов, и, в частности, он пере¬ложил всю тяжесть налогового гнета на торговцев и ремесленников. Тор¬говцы и ремесленники встали на сторону Кантакузина лишь тогда, когда дело коснулось организации борьбы с генуэзцами. Они решили содейство¬вать постройке флота для борьбы с генуэзцами, так как и горожане, как и византийские феодалы, были заинтересованы в ослаблении засилья ге¬нуэзцев в империи.
Иоанну V удалось победить часть крупных феодалов только благодаря эффективной поддержке городского населения. Эта победа позволила го¬родскому населению продолжить борьбу за политическое освобождение, постепенно вытесняя феодалов-монополистов из политической и экономической жизни городов.

_________________
Я не сумасшедший, просто ум у меня не такой, как у вас
Диоген Синопский
Всё тайное рано или поздно становится явным
Сократ
Христианство терпимо по отношению к другим религиям, но оно должно быть бескомпромиссно христианским (арийским)
Д.Коннер


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Причины падения Византии и Армении
СообщениеДобавлено: 23 апр 2013, 23:34 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 19 апр 2013, 00:59
Сообщений: 10543
На Западе период развития товарно-денежных отношений, неизбежно вызывавших ослабление экономической роли феодалов, имел следствием начало консолидации централизованной абсолютной монархии. Последней в какой-то мере удалось найти новые источники доходов для значитель¬ной части разорявшихся феодалов, обеспечив им должности в государ¬ственном аппарате или же обильные подачки при дворе. Совсем иным было положение в Византии. Несмотря на то, что необходимость в централизо¬ванной монархии и здесь ощущалась феодальными элементами, терявшими в силу изложенных выше причин привычные источники своих доходов, катастрофическое финансовое положение все же привело к распаду госу¬дарственного аппарата. Флот был уничтожен еще в царствование Андро¬ника II, а усилия Кантакузина восстановить его потерпели крах. Числен¬ный состав войск и жалование офицеров непрерывно уменьшались. Коман¬дирами же упраздненных морских частей и частей сухопутной армии были представители византийских феодальных кругов. Кроме того, еще Андро¬ник II, чтобы найти необходимые средства для ведения кампании против севастократора Михаила Дуки, уменьшил на одну десятую выплачиваемые аристократам пенсии, а через несколько лет упразднил их совсем. Дарованные сановникам владения были также сокращены на одну деся¬тую. Жалование, выплачиваемое высшим чиновникам в западных райо¬нах, было уменьшено на одну треть, а средства, ранее раздававшиеся в ка¬честве вознаграждения придворным сановникам, использовались теперь в иных целях. Только сравнительно небольшое число сановников еще пользовалось благосклонностью императора, но даже и против них имели место резкие выступления со стороны сторонников реформы. Плифон советовал всем им удовольствоваться только почестями, не претендуя ни на какую иную компенсацию.
Таким образом, весьма значительная часть армянских феодалов не могла рассчи¬тывать на увеличение (или хотя бы сохранение на прежнем уровне) своих доходов в рамках византийского феодального государства, и свои надежды она стала связывать с турецким государством.
Среди всего армянского господствующего класса Византии только небольшое число представителей аристократии, живших еще на средства византийского двора, проявляло определенно враждебное отношение к туркам, так как они действительно были заинтересованы в поддержании византийского го¬сударства, поскольку им оно все еще обеспечивало огромные доходы.
Имеются и другие причины, которые также содействовали усугублению кризиса феодального класса Византии.
Положение византийских феодалов ухудшилось и в результате грабе¬жей, которые совершали турки и каталонцы, и вследствие захватов терри¬торий сербским государством Неманичей, и из-за гражданских войн. Фео¬дальная рента сокращалась: много ли можно было взять с земель, перио¬дически выжигаемых и непрерывно опустошаемых? Неудивительно, что армянские землевладельцы, особенно в тех районах, которые подвергались особенно частым нападениям извне (например, в армянской Малой Азии), спешили ликвиди¬ровать свои поместья.
Следовательно, к причинам дезорганизации и упадка феодальных по¬местий, кроме генуэзской конкуренции и развития обмена, в котором ини¬циатива постепенно перешла в руки городских элементов, необходимо еще добавить грабежи и захват феодальных земель турками и иными завоева¬телями.
Вот почему в среде византийской интеллигенции стала зреть мысль о проведении реформ с целью изменения создавшегося положения. Самым смелым реформатором этой эпохи был Плифон. Чтобы обеспечить обра¬ботку земли в тех трудных условиях, которые сложились в сельском хо¬зяйстве, он выдвинул мысль, что земля должна принадлежать тем, кто ее обрабатывает, что они должны платить государству соответствующий налог натурой.
Некоторые попытки реорганизовать свое хозяйство на иной базе пред¬принимались и отдельными феодалами.
Очень показательным в этой связи является описание богатств круп¬ного феодала Иоанна Кантакузина, конфискованных его политическими противниками. В этом описании нас поражает огромное количество различ¬ного скота: тысячи голов коров, быков, лошадей, свиней и десятки тысяч овец во Фракии, не считая многочисленных стад в Фессалии. Видимо, в такой форме – в форме стад, к тому же разбросанных по разным об¬ластям империи, надежнее было сохранять свои богатства. Во всяком случае, в летние месяцы, т. е. как раз в то время, когда наиболее часто совер¬шались турецкие набеги, стада были в укрытии, в горах, в то время как земли на равнине оставались на милость захватчиков. Но переход к ското¬водческому хозяйству не мог, конечно, вывести феодальные хозяйства из кризиса, который они тогда переживали. Кроме того, площадь пастбищ постепенно сокращалась, либо из-за продвижения турок, либо из-за завое¬ваний сербских королей. Только пелопоннесские феодалы, благодаря осо¬бым условиям на полуострове, сумели сохранить огромные стада скота вплоть до XV столетия.
Не удивительно, что в среде феодальных кругов Византии появилась и постепенно усиливалась тенденция к накапливанию сокровищ. Уже Кантакузин говорит об огромных денежных накоплениях, которыми он обла¬дал в Константинополе и которые были разграблены сторонниками Анны Савойской. Упоминая о состоянии, приобретенном за время службы одним из византийских сановников, Патрикиотом, Кантакузин рассказы¬вает, что эти богатства состояли только из золотых монет и драгоценных камней. Значительное состояние, состоявшее тоже из монет и драгоцен¬ностей, принадлежало и Андронику Палеологу.
Плифон также советует византийской аристократии хранить свои богат¬ства в виде золотых монет. В эпоху завоевания Константинополя многие представители аристократии еще располагали крупными запасами золота и драгоценных камней. Разительным примером является то, что богатства, которые Лука Нотара положил к ногам султана, поразили даже Мехмеда II.
Сокровища, спрятанные византийцами в момент, когда Константинополю гро¬зила опасность, оказали сильное влияние на фантазию современников. Все народные предания о завоевании города говорят о богатствах, спрятанных аристократами-плутократами. В Cronica Bononiensium, рассказывающей о взятии Кон¬стантинополя, отмечается как факт, заслуживающий быть упомянутым, захват сказочных богатств, золота и драгоценных камней, собранных здесь византийцами. Тро¬феи, взятые турками при завоевании города, оцениваются в четыре миллиона дукатов. Возможно, что эта цифра несколько преувеличена, но характерно, что среди турок долгое время было в ходу выражение «он, должно быть, при¬нял участие в грабеже Константинополя», которое применялось по отно¬шению к очень богатым людям.
Не следует забывать, кроме того, что аристократы переправили за гра¬ницу часть своих богатств. Не повторяя сказанного выше о Нотаре, ука¬жем, что и другой вождь протурецкой партии, деспот Димитрий, хранил свое состояние в венецианском владении Корон. Другие пелопоннесские феодалы поступали подобным же образом, отправляя на сохранение свои сокровища в принадлежащие венецианцам города Корон и Модон. В этих условиях деньги почти перестали выполнять функцию обращения. Накопление сокровищ, которым занялась аристократия, способствовало дальнейшему ухудшению экономического положения. Таким образом, фео¬дальный класс Византии, который, несомненно, некоторое время играл опре¬деленную роль в организации производства в империи, постепенно был устранен из экономической жизни страны и стал по преимуществу элемен¬том паразитическим. К тому же все яснее проявлялась его неспособность защитить территорию своего государства. Напротив, непрерывные фео¬дальные войны опустошали и ослабляли страну.
О крайне паразитическом характере господствовавшего в Византии класса прямо говорит Плифон: «Для правящего класса, - пишет он, - неподходящ ни один вид занятий». Об этом же он говорит и в другом месте, признавая, что правящие круги Византии вели праздный сибаритский образ жизни и играли отрицательную роль в жизни государства.

_________________
Я не сумасшедший, просто ум у меня не такой, как у вас
Диоген Синопский
Всё тайное рано или поздно становится явным
Сократ
Христианство терпимо по отношению к другим религиям, но оно должно быть бескомпромиссно христианским (арийским)
Д.Коннер


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Причины падения Византии и Армении
СообщениеДобавлено: 23 апр 2013, 23:35 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 19 апр 2013, 00:59
Сообщений: 10543
Нельзя, конечно, отрицать, что правительство пыталось принять неко¬торые меры. Но все это были паллиативы. Например, поощрялось устрой¬ство турецких колоний во Фракии и албанских на Пелопоннесе. При этом надеялись, что в этой среде смогут вербоваться наемные войска, необходи¬мые для борьбы с внутренними и внешними врагами. Деспот Феодор I из Морей содержал при себе турецкие войска, присутствие которых беспокоило венецианцев. Они требовали, чтобы Феодор их расформировал. Но метод, успешно применявшийся византийцами в прошлом, в XIV и XV вв. дал плохие результаты. Именно турки, уровень цивилизации которых столь отличался от византийского и которые находились в постоянном контакте с завоевателями Малой Азии, содействовали еще большему уменьшению сил сопротивления Византии и росту враждебности масс по отношению к феодалам, облег¬чавшим туркам обосноваться на европейском континенте.
В сложившихся условиях для той, подавляющей по численности части византийских феодалов, которая хотела во что бы то ни стало сохранить свое привилегированное положение и свои старые методы эксплуатации, самым верным путем к достижению этих целей казался путь поддержки турок. По-видимому, византийские феодалы вначале не думали о полном подчинении туркам, а рассчитывали на компромисс — на создание турецко-византийской империи. Есть сведения, что и турки эту идею одно время поддерживали (едва ли, впрочем, искренне).
Некоторая часть этих ренегатов, предавших свой народ, действительно
сумела (на первых, во всяком случае, порах) сохранить в большей или
меньшей степени свое привилегированное положение. Многие из них были привлечены турками в государственный аппарат, постепенно усложнив¬шийся в связи с расширением территории, и даже в армию. Все источники того времени говорят о большом количестве греков и армян, занимавших даже высшие должности в Оттоманской империи, и о посланниках и военных ко¬мандирах греческого и армянского происхождения. Эти руководящие греческие и армянские элементы внесли суще¬ственный вклад в административное, военное и экономическое устройство обширного турецкого государства. Как весьма справедливо подчеркивает К. Амандос, только с турками, прибывшими из Малой Азии, невозможен был бы столь быстрый подъем Оттоманской империи.
В Оттоманской империи существовали также условия, благоприятные для того, чтобы армянская аристократия возобновила свою торговую деятельность, которая была более уже невозможна в Византии, пришедшей в полный упадок. Для военной касты турецких феодалов торговля не представляла никакого интереса, так как они жили за счет порабощенных народов. Постепенно турки выгнали венецианцев и генуэзцев из их торговых владений, но сами не заняли их места. В то же время местные формы городской жизни, которые начали складываться в период борьбы с византий¬скими феодалами и итальянскими республиками, потеряли все свое значение. Тотчас же после захвата их турками византийские города были разграблены и опустошены, большая часть населения была уведена в рабство или же должна была скрываться.
Турецкая империя была отсталым феодальным государством; в районах, завоеванных турками, наблюдался возврат к более низким, примитивным формам феодализма, что давало византийским ренегатам возможность найти здесь условия жизни по своему вкусу. Если армянские аристократы не обращались в магометанство и не попадали в феодальный государственный аппарат турок, для них оставался свободным путь ко вся¬кого рода коммерческим занятиям.
Только небольшая часть армяно-византийских феодалов выехала из империи
до или сразу же после падения Константинополя. Эти эмигранты получили при папском дворе или при княжеских дворах Италии такие должности, которые им не могла уже оплатить истощенная казна Византии. Много византийских аристократических семей искало убежища при дворе деспотов Мистры и в России, где они стремились играть политическую роль (Лихуды, основавшие славяно-греко-латинскую Академию в Москве), Гаврасы, как авторы идеи «Москва-Третий Рим» и давшие начало таким русским родам как Ховрины, Головины и Третьяковы и т.д.). Другие аристократы с этого, вероятно, момента открыли дорогу в румынские земли, где имелись перспективы для продолжения дающей выгоды деятельности, - перспективы, которых уже не было в Византии.
И из оставшихся под властью турок армянских аристократов, некоторая часть, а также люди науки, которым больше нечего было делать в отсталой Турецкой империи, вскоре начала эмигрировать за границу; но огромное большинство их спокойно согласилось либо на потерю политических прав, в обмен на экономические выгоды, либо на ассимиляцию с массой завоевателей путем перехода в ислам. (Более подробно об армяно-исламской (тюркской) революции в Анатолии смотрите мою работу «Политическая философия ареввизма». М., 2007. С. 195-205).
И только армянский народ в течение многих веков продолжал вести борьбу за свободу, за освобождение из-под оттоманского ига. Борьба была упорной, но неорганизованной и изолированной. В ходе этой борьбы армянский народ вписал в историю человечества страницы немеркнущей славы, которые будут всегда прекрасным примером того, как в исключительно трудных условиях народ может вести неустанную и полную самопожертвования борьбу. Армянская же плутократическая аристократия Константинополя не приняла участия в этой борьбе. Она предала дело независимости армянского народа и тем самым поспособствовала геноциду армян 1915 года. Кстати даже 24 апреля стал днём геноцида только потому, что с этого момента геноцид коснулся их самих – армянских плутократов-барыг. А где они были когда около года геноцид уже был в разгаре? Почему они молчали и не встали на защиту своего народа? Во многом отсюда и патологическое недоверие армянского народа к своей «плутократической элите»!
Такова кульминация их многовековой систематической предательской политики в отношении собственной нации и государства. Поэтому нам надо быть на чеку и не допустить повторения великой армянской трагедии – господства плутократов-сибаритов, стимулирующих своим правлением паразитическое беззаконие и «власть толпы» (охлократию), систему правления, основанную на делегитимизации власти как источника самоуничтожения армянской государственности.

_________________
Я не сумасшедший, просто ум у меня не такой, как у вас
Диоген Синопский
Всё тайное рано или поздно становится явным
Сократ
Христианство терпимо по отношению к другим религиям, но оно должно быть бескомпромиссно христианским (арийским)
Д.Коннер


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Причины падения Византии и Армении
СообщениеДобавлено: 23 апр 2013, 23:35 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 19 апр 2013, 00:59
Сообщений: 10543
Примечания

Устян А.Р. Политическая философия неовизантизма. М.: Институт «ВСК», 2005. С. 44-54; Устян А.Р. Политическая философия ареввизма. М., 2007. С. 84-103.
Под плутократией (от греческого plutos – богатсво) здесь понимается власть денег 9как бездушная стихия, подобно власти воды, холода, голода и т.д.), власть деньгодержателей, богачей (уже сознающая себя сила), власть товаро-производителей, - при стремлении большинства жителей к деньгам и товарам, а значит, власть также и потребителей. Плутократия означает преобладание в общественной жизни силы денег, рынка, товаров, животности – над разумом, высшей культурой и нравственностью, выращенных человечностью. Плутократия – это власть зверочеловечества (по выражению русского философа В. Соловьёва). Плутократия всегда идёт рука об руку с охлократией – властью разболтанных низов народа, «властью толпы».
Диль Ш. Основные проблемы византийской истории. М.: Иностранная литература, 1947. С. 117.
Там же, с. 118.
Там же.
Там же, с. 119.
Там же, с. 120.
Там же.
• Напомним, что возможность автаркии – завидный удел лишь весьма и весьма немногих нацио¬нальных хозяйств, тех хозяйств, которые, по обширности и разно¬образию своей территории, приближаются к мировому хозяйству. Одно из первых мест в этой немногочисленной группе принадлежит Византии, в распоряжении которой имелось потенциально почти всё, что необходимо было для самой интенсивной экономической жизни.
Там же, с. 119.
? При этом возможно было лишь одно средство – настойчивое стремление к национализации (но не в социали¬стическом смысле) иностранных капиталов.
Византийское руководство в вопросе финансовой политики должно было, по всей видимости, проявить политическую волю, и с одной стороны широко и гостеприимно открыть доступ заграничному капиталу и заграничным «капиталистам» к внутреннему рынку, воздерживаясь при этом от всякого обложения остававшихся в стране доходов, и с другой должны были обложить доходы, уходившие за границу. Основная цель такой политики – побудить иностранных владельцев капитала переселиться в Византию, вместо того чтобы вкладывать в византийские предприятия толь¬ко свои деньги, доходы от которых потом уходят безвозвратно за границу. Умелое применение этой дружествен¬ной капиталу системы могло бы дать весьма хорошие и ценные для Византии результаты. Иностранный капитал, готовый прочно натурализо¬ваться в Византии был бы в высшей степени желанным гостем, тем более что, по несомненному опыту прошлого, ромеизация переселив¬шихся в страну «магнатов-капиталистов» также не заставила бы себя долго ждать, и явилось бы вопросом самое большое двух-трех поколений.
Там же, с. 120.
Там же, с. 121.
Там же, с. 123.
Там же, с. 124-125.
Там же, с. 125-127.

_________________
Я не сумасшедший, просто ум у меня не такой, как у вас
Диоген Синопский
Всё тайное рано или поздно становится явным
Сократ
Христианство терпимо по отношению к другим религиям, но оно должно быть бескомпромиссно христианским (арийским)
Д.Коннер


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Причины падения Византии и Армении
СообщениеДобавлено: 24 апр 2013, 23:50 
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 26060
Откуда: Армения, Ереван
Вне сомнении, ценное исследование и не хотелось бы, чтоб сложилось впечатление, якобы ее можно оспорить несколькими фразами и все же -

ИМХО, автор слишком напирает на экономические моменты и на нравственность. По моему скромному мнению в деле вмешались другие факторы, такие, как военная мощь пришлых элементов в виде сельджуков, изменение статуса государств, их укрупнение, истощение ресурсов Византии, негативные процессы феодализма и тд. Кстати, все эти факторы в той или иной мере могут включать указанные в вышеприведенном исследовании аспекты.

_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Причины падения Византии: От чего пал колос?
СообщениеДобавлено: 26 апр 2013, 00:09 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 19 апр 2013, 00:59
Сообщений: 10543
А давайте общую картину армянской трагедии представлю концептуально ещё и так:

Сельджукское движение – одновременно и миграционное и завоевательное – явилось отражением и результатом крупных сдвигов, которые происходили в жизни среднеазиатских тюркских племен. В XI в. «Великие сельджуки» создают обширную империю, объединившую многие народы Среднего и Ближнего Востока. В конце XI в. эта империя распалась, но ряд новых государственных образований доказали свою жизнеспособность и продолжали функционировать. Сельджуки создают развитую систему государственного управления, финансов, весьма действенную военную организацию. Появляются развитые формы землевладения и землепользования.
Значительная часть покоренных сельджуками народов находилась на более высоком уровне социально-экономического и культурного развития, чем завоеватели. Их вклад в сельджукскую государственность, экономику, культуру исключительно велик. Понимали это и сами завоеватели – вчерашние кочевники быстро усваивали многие достижения покоренных ими народов. XI-XII века стали важным этапом в развитии самих тюркских народов. Но в жизни народов, оказавшихся под сельджукским владычеством, завоевание сыграло, в общем, деструктивную роль. В Армении сам процесс завоевания растянулся на 20-25 лет. Это были годы непрекращающихся набегов и больших экспедиций, когда завоеватели стремились исключительно к захвату добычи. Их нападения завершались разрушением городов, грабежом, уводом жителей в плен. Именно сельджукское нашествие явилось той основной причиной, которая толкала армян на эмиграцию и экспатриацию. Следует подчеркнуть, что с концом сельджукских войн этот процесс не приостановился, он продолжался и тогда, когда Армения уже вошла в состав Сельджукского государства. Сельджукское нашествие нанесло огромный удар по производительным силам страны. Расцвет городов, который наблюдался в ХII-ХIII вв., не связан с кажущимися благотворными последствиями сельджукского владычества. Города и торговля развивались согласно собственным закономерностям, этот процесс не был связан непосредственно с политическим режимом страны. В литературе обычно отмечается, что XI век – время далеко зашедшего процесса феодального сепаратизма, в результате которого страна теряла свою мощь и становилась добычей завоевателей – сельджуков. Действительно, продолжающееся политическое дробление никак не способствовало обороноспособности Армении. Этот фактор беспокоил Византию и сыграл немалую роль в процессе её закрепления в Армении. Подрывая оборонную мощь страны, феодальный сепаратизм усиливал наступательную мощь сельджукских отрядов, которым противостояла более организованная и дисциплинированная армяно-византийская военная машина, потерпевшая поражение во многом только по причине предательства и междоусобной борьбы армян за власть в Византии и Армении.
Традиционно армянские историки и политологи отмечают недальновидную политику империи, которая, упразднив самостоятельность Армении, лишилась буферной зоны на востоке, способной остановить сельджукское нашествие. Но насколько верно на вышеозначенном фоне утверждение о недальновидности политиков и стратегов ведущей мировой державы той эпохи? Насколько верно утверждение об упразднении самостоятельности Армении, когда подавляющая часть армянских нахараров сама под давлением тюрской экспансии покидала свою родину и отправлялась в Византию в поисках лучшей доли? Насколько верна посылка, согласно которой сопротивление армянских царств было бы эффективнее, нежели противодействие, оказанное через посредство фемной организации? Ведь сельджуки захватили не только те области, которые сравнительно недавно вошли в состав империи. Под сельджукским владычеством оказались и исконные имперские территории. Кочевые племена оказались в состоянии создать военную организацию, которая превосходила имперскую. Можно ли думать, что военное сопротивление армянских царств оказалось бы эффективнее? Географическое положение Армении делало ее неизбежной жертвой сельджуков.
Немаловажным фактором является, и зарождение в армянской среде ересей типа тондракитской и павликианской, которые только усугубляли и без того сложную ситуацию, сложившуюся в Армении: эти ереси отрывали народные массы от нахараров (делегитимизировали их власть), объективно выступали против устоев самого армянского общества, стремились утвердить собственные формы общежития. Этим «беспокойным качеством армян» безусловно, воспользовались тюркские захватчики, которые привлекали на свою сторону тех армян, которые были недовольны как своими нахарарами, так и заодно и Византией. Поэтому с политической точки зрения объективно произошла смычка еретиков и тюрок, в том числе и в отношении того, кого считать врагом, а кого другом: антивизантийская позиция армян – это в первую очередь позиция армянских еретиков и тюрок. Ко всему этому напластовывалась однозначная национализация армянской церкви, постоянно стремившейся к независимости и борьбе с еретиками.
Сельджукские завоевания как выше уже отмечалось, имели, безусловно, тяжелые последствия для экономики, культуры и демографии Армении. Трагедия Армении усугублялась ещё и тем фактом, что в армянской среде созревал целый пласт ренегатов и неофитов, которые ещё до того как исход борьбы был решён в пользу тюрок, присоединились к завоевателям. Во многом это были ремесленники, крестьяне, торговцы, занимавшиеся караванной торговлей и заинтересованные в защите своих экономических интересов, которые ущемлялись вследствие изменений, происшедших во внутренней политике Византии и в международной жизни. Рынок необходимый для реализации товаров, всё более ограничивался. Защита национальной территории приводила к непрерывному росту налогов. К налогам прибавлялись повинности. Господствовали голод, нищета и эпидемии. Иными словами армянам невыгодно было защищать свою родину. Вот почему армянские нахарары свободно перебирались в Византию и далее на Запад. Оставшиеся же на родине армяне частично переходили в ислам, становясь тюрками, частично нежелая тюркизироваться и исламизироваться, организовывали сопротивление, перерождавшееся в национально-освободительную борьбу, но преобладающим оказался элементарный конформизм. В подобных условиях (хаоса и предательства) представлялось, что единственным путём выхода из этих трудностей является признание господства одного государства, которое пообещало бы создать в определённой степени стабильное и устойчивое положение. И если принять во внимание упадок Армении и Византии, то естественно таким государством, должно было быть восходящее тюркско-мусульманское государство, лишившее Византию Малой Азии и Армении.
В выше обозначенных объективных условиях армянам, желавшим оставаться христианами, оставалось уповать на своё киликийское, армяно-византийское и грузино-армянское государство. Остальные армяне-христиане рассчитывали на помощь западных стран и успешное завершение организованных ими «крестовых походов». Армяне-неофиты и конформисты же в условиях появления новой геополитической силы предпочли принять ислам и ориентироваться на Восток.

_________________
Я не сумасшедший, просто ум у меня не такой, как у вас
Диоген Синопский
Всё тайное рано или поздно становится явным
Сократ
Христианство терпимо по отношению к другим религиям, но оно должно быть бескомпромиссно христианским (арийским)
Д.Коннер


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Причины падения Византии: От чего пал колос?
СообщениеДобавлено: 26 апр 2013, 09:38 
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 26060
Откуда: Армения, Ереван
Имперское давление на Армению в XI веке было огромным и вне сомнении, что именно оно усугубило поожение и без того ослабленное феодальной рознью положение страны. История показала, что Армению неплохо справлялась с насшествиями с Востока и, кто знает, хотя и естория не любит слово "еси бы", но не дави Византия так сильно с Запада, может Армения и выстояла бы.

ИМХО, Вы просто недооцениваете оборонителный потенциал Армении в XI веке...

_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Причины падения Византии: От чего пал колос?
СообщениеДобавлено: 26 апр 2013, 09:54 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 19 апр 2013, 00:59
Сообщений: 10543
Цитата:
Вы просто недооцениваете оборонителный потенциал Армении в XI веке...

А Вы переоцениваете. Я выше представил общую общеизвестную геополитическую картину в то время. О каком потенциале может идти речь? Армянские феодалы сами уходили на Запад, они даже сопротивляться не хотели. Боевой дух упал и не по вине, а собственной грызне, междоусобицы, ПРОДАЖНОСТИ, и т.д. Бартикян даже отмечал, что Византии ослабление Армении было не выгодно, но и империя не могла просто так взирать на упадок армянской государственности, ибо это било по её геополитическим интересам. И если бы восточные армяне не посчитали, что восточные варвары им милее, то сельджуки никогда бы в Армении не закрепились, и Византия заключив с Арменией военно-стратегический союз, не пошла бы на вынужденную оккупацию Армении. Византия не могла допустить, чтобы она досталась сельджукам. Но армяне-феодалы и в этой ситуации общего упадка умудрились переженить своих дочерей на сельджуках, вместо того, чтобы с ними сражаться. И что было делать империи? Просто так смотреть на "армянскую метаморфозу"? Любой бы пошёл на упреждающую оккупацию, и то Византия старалась сделать это в рамках "идеи братства".

_________________
Я не сумасшедший, просто ум у меня не такой, как у вас
Диоген Синопский
Всё тайное рано или поздно становится явным
Сократ
Христианство терпимо по отношению к другим религиям, но оно должно быть бескомпромиссно христианским (арийским)
Д.Коннер


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Причины падения Византии: От чего пал колос?
СообщениеДобавлено: 26 апр 2013, 10:00 
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 26060
Откуда: Армения, Ереван
А почему уходили? Потаму что на них давила Византия и они были притеснены атаками с Востока. А причиа успеха сельджуков банальна - численный перевес (армия султаната иногда доходила до 400.000 воинов), цивилизационная осталость, что, как Вы наверно знаете, делает народ более боевым, да и нажим Византии с Запада...

_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Причины падения Византии: От чего пал колос?
СообщениеДобавлено: 26 апр 2013, 10:59 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 19 апр 2013, 00:59
Сообщений: 10543
Цитата:
делает народ более боевым

Народ то тут причём? Армянский народ до сих пор не может отделаться от бестолковой и авантюристической политической элиты, которая на протяжении всей истории только и думала о своих интересах, впадая в различные афёры не думая о "великом боевом духе своего народа". Не на тех обращаете внимание. Плутократия - это характерная черта элиты и современной Армении. Господи Спаси и Сохрани Народ Армянский, жертвенный и беспечный! ГОВОРЯ ОБ АРМЯНАХ, Я В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ ИМЕЮ ВВИДУ ЭЛИТУ (ЕСЛИ ОНА ВООБЩЕ У АРМЯН БЫЛА). Не путайте боевой народ и плутократическую элиту, в истории Армении - это "небо и земля".

_________________
Я не сумасшедший, просто ум у меня не такой, как у вас
Диоген Синопский
Всё тайное рано или поздно становится явным
Сократ
Христианство терпимо по отношению к другим религиям, но оно должно быть бескомпромиссно христианским (арийским)
Д.Коннер


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Причины падения Византии: От чего пал колос?
СообщениеДобавлено: 26 апр 2013, 11:12 
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 26060
Откуда: Армения, Ереван
А у других народов, Юстиниан, у других политическая элита не была таковой?? Политическая элита всегда, в 99.9 процентах случаях склонна к деградации и отделные положителные примеры только потверждают правило. Элита какого народа была лучшей? Элита Сасанидво в VII века, бездарно уступившый страну арабам, или элита Византии в XI веке, пропустившый нокдаун от сельджуков. А может вспомним элиту Франции в преддверии Столетней войны, элиту Монгольской империи в XIV веке, элиту Российской империи в начале XX века?

_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Причины падения Византии: От чего пал колос?
СообщениеДобавлено: 26 апр 2013, 11:31 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 19 апр 2013, 00:59
Сообщений: 10543
Друг мой, не знаю как там во Франции и Монголии, но в остальном элиты были в большей своей массе армянскими, особенно в Византии и Сасанидской (от санасан, сасун) Персии. Да и вообще, даже если это и не так. Результаты то другие! Франция - ядерная держава, Иран - один из региональных лидеров, Россия - до недавнего прошлого великая держава. А что Армения? Сродни современной Монголии. Вот и живём как монголы. Так что лучше помолчать на сей счёт. Все развиваются, только армянская элита ничего знать не хочет о развитии, и вечно показывает пальцем на кого то, лучше бы на себя поглядели и посмотрели объективно на себя. Обидно ведь, имеем мозги, а живём как монголы (не в буквальном смысле слова).

_________________
Я не сумасшедший, просто ум у меня не такой, как у вас
Диоген Синопский
Всё тайное рано или поздно становится явным
Сократ
Христианство терпимо по отношению к другим религиям, но оно должно быть бескомпромиссно христианским (арийским)
Д.Коннер


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую темуНаписать комментарии Страница 2 из 18   [ Сообщений: 262 ]
На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5 ... 18  След.



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron


Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
610nm Style by Daniel St. Jules of Gamexe.net

Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB