Изменить размер шрифта


Начать новую темуНаписать комментарии Страница 18 из 29   [ Сообщений: 423 ]
На страницу Пред.  1 ... 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21 ... 29  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Re: Причины падения Византии: От чего пал колос?
СообщениеДобавлено: 02 дек 2018, 11:49 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 06 ноя 2018, 13:22
Сообщений: 7763
Откуда: Армения, Ереван
777sergey777 писал(а):
С Арменией,Египтом происходит тоже самое.Люди отворачиваются от старых богов и традиций и их постигает проклятие.Они становятся несчастливыми и неудачными.Почему так ???


Ти прaв,ето проклятие Богов за предателство,а я верю в богиню промать АНАИТ

Изображение

_________________
Мир всем


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Причины падения Византии: От чего пал колос?
СообщениеДобавлено: 02 дек 2018, 11:51 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 06 ноя 2018, 13:22
Сообщений: 7763
Откуда: Армения, Ереван
Ана́ит (Анахит) (арм. Անահիտ) — в армянской мифологии богиня-мать, богиня плодородия и любви, дочь (или жена) Арамазда. Культ персидской богини Ардвисуры Анахиты[1] распространился в Армении в I веке до н. э. — III н. э. в период распространения в Армении зороастризма и эллинистической культуры[2]. Анаит была известна под эпитетами «Великая Царица», «Златорождённая», «Золотая мать»[3][4]. Золотая статуя богини стояла в главном храме Ереза (иначе Ерзнка — современный Эрзинджан) на берегу реки Арацани[5].

Изображение

_________________
Мир всем


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Причины падения Византии: От чего пал колос?
СообщениеДобавлено: 02 дек 2018, 23:20 

Зарегистрирован: 05 янв 2014, 22:26
Сообщений: 9300
Проклятие богов?Проматерь Анахид ?А может это всё самовнушение???
Если бы в древней дохристианской Армении было бо уважение к женскому началу богине Ана хит,то царь Трдат Аршакуни не посмел бы сделать целомудреной Хрипсимэ и её подругам.Пойми это.

Раз сделал царь Трдат зло целомудреным женщинам зло,значит в дохристианской Армении того периода царило зло и мракобесие.
Женское начало вообще не уважали.

Между прочим Иран тоже в 8 веке н.э. отказался поклоняться богине Ана хит.Ну и что?Иран избежал ужасов двух страшных войн ПМВ и ВМВ (1915-1918;1939-1945)
Да и сейчас в Иране жизнь получше ,чем в Армении.

Я думаю все беды Армении и армян от их менталитета.Он у них особый.Эмоции-семь раз отрежь,один раз думай.

Любят всегда бежать впереди паравоза.Эмоции всегда сильнее разума.


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Причины падения Византии: От чего пал колос?
СообщениеДобавлено: 06 фев 2019, 22:31 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 19 апр 2013, 00:59
Сообщений: 11245
Внутренние причины падения Византии в 1204 году или почему Пселл "византийский микоян", а византийский "друг" - это ахеменидский "раб".

Всё-таки история Византии удивительная. И не потому только, что армяне заправляли в ней, но потому как они её угробили. В этом смысле "технология" удивительным образом имеет свою некоторую схожесть с СССР.
В частности, при анализе работы Каждана А.П. Социальный состав господствующего класса Византии XI-XII вв. СПб.: Алетейя, 2016 (по Москва, 1974) подтверждается ранее выдвинутая мною гипотеза, что сенатор Пселл в Византии напоминает того самого "византийского микояна", расстановщика своих людей в верхах, того самого "микояна", которого обозвали «от Ильича до Ильича без инфаркта и паралича». Удивительно как история повторяется порой. А ведь и Пселл, как и Микоян, пользовался плодами "византийского Сталина" - Василия II (Аршакуни) и затем его обосрал, обвинив его в "тирании и культе личности". Разница только в том, что, Василий II, который правил почти 50 лет, скончался тогда, когда Пселлу было всего 7 лет и он не был заговорщим и виновником в смерти Сталина. Однако надо признать, что вся эпоха профессионального роста будущего сенатора Пселла - это заслуга заложенного фундамента при Василии II, и который Пселл разрушил своими интригами и развенчиванием мнимого "культа личности византийского Сталина" - Василия II Болгаробойцы, который создавал свой базис на армяно-славянском единстве. О чем на с. 222 пишет Каждан А.П.
Но всё по порядку. Начну анализ причин падения Византии к 1204 году с конца работы Каждана А.П., с главы IV "Характер, состав и эволюция господствующего класса в Византии XI-XII вв.".
Первое, что отмечает Каждан А.П., это то, что в Византии не существовало юридически определенного класса-сословия, доступ в которое регламентировался бы установленной правовой процедурой, а значит вертикальная мобильность общества оставляла возможность для индивида подняться до самых высоких государственных постов (с. 191). Чем не система "социальных средневековых лифтов"? При этом важно, что "вертикальная мобильность сосуществовала с социальной стабильностью, и многие знатные семьи на протяжении XI-XII вв. прочно удерживаются на достигнутых позициях, продолжая из поколения в поколение выполнять все те же общественные функции" (с. 191). Естественно возникает вопрос, а как им удавалось сочетать "вертикальную мобильность со стабильностью" при том, что империя была многонациональной? Очевидно, что в элиту попадали в основном армяне (на примере военного класса Каждан А.П. в этой же работе показал, что их было 52%), цементировавшие собой империю и армяно-смешанные семьи, типа армяно-славянские (как Аароны и Владиславовичи, ведшие свое начало от болгарского царя-армянина Самуила), армяно-латинские, армяно-картвельские, армяно-сирийские, армяно-греческие, персармянские (например, Архистратег евнух Нерсес VI век н.э.) и т.д. и т.п. Именно в рамках армянского этноса Византии и происходило перераспределение власти или битва за власть. Неудивительно, что армянин Пселл предал красавца-армянина Романа Диогена, ради армянской династии Дук. Причем обе противоборствующие стороны обходились друг с другом крайне жестоко, о чем ниже ещё будет сказано. Так по какой же тогда линии шло противоборство за власть в рамках армянского этноса Византии по Каждану А.П.? Как отмечает Каждан А.П., дело всё в том, что в Византии "господствующий класс осуществлял феодальную монополию земельной собственности не через частное право, не через совокупное владение частными поместьями, а через государственную собственность" (с. 196). Соответственно не сложно догадаться, что различные армянские кланы вели битву за власть, а значит за право монополии на государственную собственность. Ибо, тот кто достигал этой власти мог управлять "централизованной рентой-налогом" (с. 198). Но "поскольку отношения налогоплательщика и государства не исчерпывались абстрактно-вещной формой налога, но принимали характер натуральных или личных повинностей (услуг), они вели к установлению зависимости" (с. 198-199). Естественно зависеть мало кто хотел. Следовательно на этой почве разгоралась внутренняя битва за власть. Во многом это нежелание и было тем детонатором который приводил к борьбе за власть и в итоге к развалу империи. Тот, кто не хотел зависеть, но проигрывал в ходе битвы за власть, вынужден был или подчиниться, или погибнуть как Роман Диоген, или уйти во вражеский стан, как это делали некоторые Комнины, особенно "исаакова ветвь", положившая начало династии Османов. Одним из таких победителей был Василий II Болгаробойца из обедневшего крестьянского рода аршакидов, правивший почти 50 лет! Редкий случай в мировой истории. При нем ещё более усилился контроль государства и центрального аппарата над провинциальными земельными собственниками через частые проверки и пересмотры объема их прав (с. 201). Собственно именно это не нравилось земельным олигархам Малой Азии, безусловно в основной своей массе бывшие армянами как и сам Василий II, которые после его смерти, с подачи Пселла, стали обвинять его в волюнтаризме и самодурстве при "частом пересмотре объемов прав провинциальных земельных магнатов". Но важно то, что Каждан А.П. подчеркивает, что при столь сильной центральной государственной власти при Василии II, совсем не значит, что в Византии не было "частной власти сеньоров": наряду с разветвленным государственным аппаратом, опиравшимся на многочисленную армию столичных и провинциальных чиновников, существовали "дворы" вельмож с их вассалами и министериалами, где отправлялись судебные и фискальные функции (с. 204).
Как это всё сочеталось? Как можно было подчинить высшим государственным (царским) интересам частные интересы провинциальным земельных магнатов? Ответ на этот вопрос дает устав другого армянина из Грузии Григория Пакуриана. В нём он "подчеркивает, что он воевал за Романию вместе с немногочисленными сородичами и верными своими людьми" (с. 205). Их он называет "друзьями", но в то же время, это означало и "вассалов" (с. 205). Каждан далее уточняет, что это могло означать и "дружинников" и даже абстрактных "товарищей". Я же склонен в этих "друзьях" видеть "верных соратников по общему делу", а значит слово "товарищ" не столь и абстрактно, как считает Каждан А.П.

_________________
Я не сумасшедший, просто ум у меня не такой, как у вас
Диоген Синопский
Всё тайное рано или поздно становится явным
Сократ
Христианство терпимо по отношению к другим религиям, но оно должно быть бескомпромиссно христианским (арийским)
Д.Коннер


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Причины падения Византии: От чего пал колос?
СообщениеДобавлено: 06 фев 2019, 22:31 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 19 апр 2013, 00:59
Сообщений: 11245
Исходя из этой логики, становится понятным, почему византийцы также как ахемениды (главнокомандующий Тигран I Хайкид "раб" верховного главнокомандующего Кира II Великого) понимали суть слов "раб", то есть "верный соратник", или "вассал-товарищ", "подчиненный верховному главнокомандующему офицер".
Более того, в Византии частная военная служба считалась позором и символом не свободы, зависимости. Григорий Антиох прямо указывает, что "частная служба - это позорная обязанность равная рабству" (с. 206). Однако на практике византийские земельные собственники осуществляли в своих владениях и судебные, и административные права. Господствующий класс осуществлял своё господство прежде всего через государство, и потому место человека в обществе и степень его знатности выражались не его территориальными и сеньориальными правами, но его сопричастностью к государственной власти (с. 207-208). Этим фактом и обуславливалась высокая степень конфликтности между центром и малоазийской провинцией (в первую очередь, ибо в ней концентрировалась основная часть военно-землевладельческой элиты Византии). Что же тогда выдвигало людей из провинции в центр? Конечно же уникальные личные качества пассионарности: энергичность, отвага и риск. Поэтому не удивительно, что значительная часть василевсов - это бывшие "солдаты удачи". И даже их общее армянское этническое происхождение не могло их не поделить на две противоборствующие группировки: "военно-провинциальную" (земельно-крестьянскую) и "столично-гражданскую" (столично-бюрократическую). При этом ни географические, ни этнические факторы особой роли не играли. Как отмечает Каждан А.П., гражданская знать происходит преимущественно из Константинополя, приморских городов Малой Азии, из Греции и с островов, то есть с тех мест, где армяне были разбавлены греками или элллинизированным коренным населением не из армян. Впрочем в самой столице армян также было значительное число, по некоторым данным 50-52% от всего населения столицы. Что впрочем совпадает с данными Каждана А.П. по количеству военной знати из армян (50-52%), которая происходит из внутренних областей Малой Азии, из самой Армении, из Македонии и Фракии, а также Приевфратья. С землевладением военная знать связана более прочно, нежели гражданская, и масштабы её земельной собственности больше. Напротив, гражданская знать довольно часто предстает перед нами обладательницей не-вещных прав и собственности на городскую недвижимость. Вместе с тем гражданская знать, которая и по своему происхождению тесно связана с ТОРГОВО-РЕМЕСЛЕННОЙ ВЕРХУШКОЙ городов, принимает участие в торговле и ремесле, тогда как у военной знати этот род деятельности практически не прослеживается. В то же время военная знать сравнительно далека от церковной иерархии; наоборот, из рядов гражданской знати постоянно выходят как епископы, так и церковные администраторы. Более того, военная знать стояла в стороне, за редким исключением, от интеллектуальной жизни, но гражданская выдвинула из своей среды большое число писателей, юристов, медиков и просто образованных, "книжных" людей (с. 176, 210-211). Собственно в этом расколе между военной знатью и научно-образовательной, церковной и торгово-ремесленной источник распада Византии. Военная знать после поражения при Маназкерте стала явно тяготеть к той идеологии, которая отстаивала их интересы в первую очередь - это азиатская сельджуко-османская идеология военно-олигархической системы управления. Гуманистическая, научно-образовательная и торговая сместилась на Запад. Если учесть, что процент армян в военной знати был велик (50-52%) (в Малой Азии он достигал даже 80%), то не сложно понять какая военная сила стояла за сельджуками и османами, чьей питательной базой было не только малоазийское армянское крестьянство, но и армянское воинство, которое также питалось из недр армянского крестьянства Малой Азии (Анатолии). Если признать, что в XI веке население Византии составляло 20 млн. человек (Поппе А.), а в Константинополе было 400 тысяч человек, то исходя из концентрации армян во власти по линии военной знати 50-52%, и по линии гражданской 20-30%, можно отметить, что армян в империи было не менее 10 млн., а в самом Константинополе 200 тысяч. Последняя цифра подтверждается и другими источниками той эпохи, указывающие на 50%-ое наличие армян в столице. Если же суммировать и военную и гражданскую знать, то получается, что армян в империи было 70-80% от всего населения в X-XI вв.. Получается, что армян в империи было от 14 до 16 млн. из 20 млн.-го населения. Если эти подсчеты верны, то становится понятным одна из причин столь мощного влияния армян на империю, и, почему по меткому выражению французского византолога Лорана "армяне не эллинизировались, а арменизировали империю". У армян элементарно было демографическое преимущество, которое стало таять с отходом военной знати со своим крестьянским населением к сельджукам и османам. Но что стало причиной столь резкого социального раскола в армянской нации? Ведь не мог же произойти столь глубокий раскол из-за власти и собственности? Оказывается мог. Всё дело в том, что когда "военные хотят торговать", а "торгаши воевать", то всё встает с ног на голову. Но подобное возможно только при ослаблении центральной власти и межклассовом внутриармянском размежевании, что и произошло после смерти Василия II, который, кстати, при всей своей суровости характера, умел ценить благородство. Ведь надо понимать, что господствующий класс формировался прежде всего как правящий класс, занятый государственным (общенародным) управлением, а не защитой частных интересов того или иного класса собственников (будь это военные, научная и творческая интеллигенция, церковь или торговцы с ремесленниками). Именно эта социальная разбалансированность привела к краху. Каждая сторона стала отстаивать сугубо частные свои классовые интересы. А так как научно-творческая интеллигенция, церковь, торговцы с ремесленниками не могли воевать, то при Комнинах они стали вербовать свою армию, в том числе и из западных наёмников. Этому положил начало сенатор-интриган Пселл, который осудил "культ личности" Василия II и подверг его обструкции. Неудивительно, что люди Пселла погубили не только Исаака Комнина, но и Романа Диогена, то есть всех тех военных, которые проводили политику централизации Василия II, в основе которой лежали интересы в первую очередь военно-землевладельческой элиты Малой Азии (Армении), фундируемой крестьянством. Пселл и ему подобные современники осудили Василия II (976-1025) за "суровую расправу над аристократией" (с 219). Неправда ли знакомая клевета людей, которые сами ничего не создали, кроме как плели сети заговоров, интриг и хаос всеобщего развала? Подлец Пселл утверждал, что мол Василий II уничтожил выдающиеся роды и окружил себя незнатными и необразованными людьми (с. 219). Однако возникает закономерный вопрос, а как же управлял аж 50 лет этот человек столь огромной по тем временам империей, причем успешно настолько, что он расширил границы империи максимально со времен Юстиниана? Как? При том, что и экономика при Василии II набирала обороты!

_________________
Я не сумасшедший, просто ум у меня не такой, как у вас
Диоген Синопский
Всё тайное рано или поздно становится явным
Сократ
Христианство терпимо по отношению к другим религиям, но оно должно быть бескомпромиссно христианским (арийским)
Д.Коннер


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Причины падения Византии: От чего пал колос?
СообщениеДобавлено: 06 фев 2019, 22:32 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 19 апр 2013, 00:59
Сообщений: 11245
Более того, не только Пселл осудил "лучшего василевса", но и Скилица, который подчеркивал надменность император, его пренебрежительное отношение ко всем людям, так что подданные не чтили его, а боялись - как воины, так и гражданские, ибо царь руководствовался не обычаем и законом, но своеволием и своенравием. После чего Зонара (следуя за Пселлом) добавляет, что Василий II приближал к себе людей, не руководствуясь их родовитостью или образованностью (с. 220). Неправда ли армянские деспотические качества выявляют эти "историки" (Пселл, Зонара, Скилица) в Василии II? Более того, армянин Матфей Эдесский характеризует Василия II по той "военной" традиции, которую армяне заложили в Османской империи: "император, опасавшийся за свой престол, приказал удавить наиболее значительных людей и повесил их тела, прикрытые одеждой, зацепив железными крюками за горло" (с. 220). Неудивительно, что в армянской среде произошел раскол на, условно говоря, "гуманистов" и "военщину". Вторая безусловно вошла в состав османской армии и стала продолжать ту же традицию удушения и удавливания конкурентов за престол, ибо иных механизмов в борьбе за власть не видела и не знала (отсутствие науки, образования и культуры). Но во всей этой картине, созданной гуманистами, жестокости и кровожадности Василия II не упускаем ли мы из виду самую важную деталь? А как именно можно было управлять иначе, если военная власть сама по себе в то время не предполагала гуманизма? Невозможно было гуманизмом отвоевывать земли и отражать набеги варваров. Да и сами "гуманисты" на самом деле кроме "хаоса интриг" ничего не несли государству и ничего ему так и не дали. Достаточно посмотреть, что они наделали, когда Пселл обманным путем добился таки низложения последнего василевса из линии политики Василия II Исаака Комнина: полностью была разбалансирована власть и разложена армянская армия Малой Азии, особенно после того как Пселл низложил Исаака Комнина и убил Романа Диогена. Все последующие выдвиженцы Пселла от городской инфантильно-изнеженной столичной знати только и делали что добивали Византию. Именно в эпоху "правления" Пселла императоры менялись чуть ли не "каждый год". Созданная эпоха хаоса и дезорганизации Пселлом сказалась и на Комнинах и Ангелах, что и привело в конечном итоге в 1204 году захвата армянского Константинополя латинянами. Но это уже другая история. История уже "греческого" государства Палеологов, в котором армяне также играли весомую роль, но военная их составляющая уже была практически ликвидирована отходом военной знати в лоно сельджуко-османской идеологической военщины Малой Азии.
Неудивительно, что давая объективную оценку Василию II Каждан А.П. отмечает, что по сути дела этого великого человека оклеветали, обрисовав его в крайне негативных тонах, с сугубо негативно-категорических позиций, причем сделали это далеко не идеальные люди, сеявшие лишь хаос дезорганизации и беспорядков в стране. Можно ли сказать, что Василий II был тираном или деспотом? Нет. Скорее он был настоящим византийским автократором-демократом. Автократия в византийском понимании этого слова - это не негативный авторитаризм, а позитивная властность. Таким образом, Василий II был классическим авторитарным (властным) демократом! А какая система госуправления может быть безвластной? Разве что только анархия? Получается, что Пселл и ему подобные, будучи "гуманистами", были в то же время проводниками анархии (анархизма). Конечно Василий II не идеален (не оставил наследника, и не только биологического, но и усыновленного, не оставил соправителя). Но можно ли было в то время найти более идеального государственника? Вот в чем вопрос! Поэтому, не поддаваясь на категоричные суждения и преувеличенные оценки, надо объективно, с государственных позиций взглянуть на Василия II. Ведь по словам Вриения "василевс ценил благородство" (с. 220). Зачем же все историки пошли за Пселлом-негодяем? Неужели гуманитариям ближе Пселл только потому, что он их коллега? Да, конечно, Пселл был достаточно образованным интриганом и авантюристом, но этот факт только вредил империи, а не помогал. Да, возможно, василевс и был "врагом знати" (Острогорский), но в чем причина? Литаврин Г.Г. в этой связи указывает на то, что василевс был "решительным проводником политики столичной сановной знати". Но так ли это? Если мы уже знаем, что его поддерживали все влиятельные армянские военно-землевладельческие магнаты Малой Азии. И даже тот факт, что он боролся с их мятежами ни о чем не говорит. Ведь он принципиально был их ставленником. Вот поэтому Каждан А.П. прямо заявляет: "Полученные нами результаты решительным образом расходятся с укоренившейся и общепринятой оценкой Василия II. Прежде всего оказывается, что никакой расправы с аристократическими семьями в это время не произошло: конечно, за долгое царствование, надо думать, не один вельможа был смещен и наказан, но почти нет знатных семей, которые именно при Василии II сошли с исторической сцены. Вытеснение старой аристократии, представленной Фоками, Малеинами, старшими Дуками и некоторыми другими родами, блиставшими в X веке, совершается не столько при Василии II, сколько после его смерти: Аргиры и Склиры, в частности, продолжали играть немалую роль в середине XI века" (с. 220). Так что же получается? А то, что Пселл оклеветал Василия II и под этот шумок стал выдвигать своих нерадивых ставленников из младших Дук. При этом он не гнушался обманом Исаака Комнина и убийством Романа Диогена. Очистив, таким образом, практически всю власть от проводников политики Василия II в столице. По сути дела именно он заложил основы прихода во власть младших Комнинов, в частности Алексея. Но младшие Комнины не проводили уже политику старших Комнинов во главе с Исааком Комнином (расширение границ империи со ставкой на армянскую военно-землевладельческую элиту Малой Азии). Именно поэтому Каждан А.П. отмечает, что "нельзя характеризовать Василия II как врага военной знати" (с. 220). Что, собственно, из выше сказанного, уже и не удивляет. Ведь все его действия показывают, что он был "врагом именно интересов столичного чиновничества", чьи интересы как раз и защищали Пселл, Зонара и Скилица вопреки военной необходимости империи. Поэтому А.П. Каждан абсолютно справедливо отмечает, повторяя, что "старые семьи отнюдь не были "уничтожены" (хотя некоторые из них потеснены), а вместе с тем проходил активный рост новых военно-аристократических линьяжей, составивших оппозицию Василию II в эпоху, полную войн и междоусобиц" (с. 221). Но как этот рост влияния "гасил" Василий II, будучи противником "столичного чиновничества", с одной стороны, и с другой, будучи выдвиженцем военных кругов? Он издавал указы обязательные к исполнению всеми в государстве по защите прав и интересов фундамента и питательной базы военно-землевладельческого класса - крестьянства. Василий II был в сложном положении, ведь ему приходилось вступать в конфликт со всеми, даже с церковью, которая на самом деле выступала защитницей интересов столичной бюрократии, столичного чиновничества (Каждан А.П. с. 221). Василий II в целом запрещал рост монастырской собственности (указ 996 года), но в исключительных случаях мог пожаловать Ивирской обители остров Новых, к примеру. При этом важно отметить, что подобная государственная политика не мешала "частным лицам дарить и продавать свои земли монастырям" (с. 221). К примеру около 1016 года вдова кувуклисия Иоанна подарила Лавре земли на острове Скиросе и т.д. и т.п. (с. 221).
Далее ещё любопытнее.

_________________
Я не сумасшедший, просто ум у меня не такой, как у вас
Диоген Синопский
Всё тайное рано или поздно становится явным
Сократ
Христианство терпимо по отношению к другим религиям, но оно должно быть бескомпромиссно христианским (арийским)
Д.Коннер


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Причины падения Византии: От чего пал колос?
СообщениеДобавлено: 06 фев 2019, 22:32 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 19 апр 2013, 00:59
Сообщений: 11245
После того, как интриганы Пселла оттеснили от власти всех, кто мог проводить политику Василия II, они стали формировать свой класс: "гражданская знать XI века выдвигает из своей среды, не очень многочисленную, но заметную группу, претендующую на то, чтобы играть роль полководцев" (с. 222). Каково? Столичные чиновники и вдруг полководцы?! Неслыханное дело! В рамках своей этой "политики" они стали оттеснять от власти и тех, кто столетиями служил империи и оставил глубокий след не только в византийской истории, но и в мировой - евнухов. Самый знаменитый евнух Нерсес был архистратегом, покорителем Италии, он не вылезал из седла даже в свои 75 лет, отдав всю свою жизнь военной службе. Благодаря такой "специализации" империя долгие века существовала. Приход Комнинов пресек и этот источник военного поступления в столицу. Началась эпоха, когда чиновники выступили в роли полководцев, а армяно-славянский компонент, созданный Василием II, стал заменяться западными наемниками (с. 222). И, наконец, большая группа военно-аристократических фамилий теряет полководческий статус (с. 222). Очевидно, что именно Пселл "византийский микоян" подготовил переворот 1081 года. Жив он был или нет к этому моменту не важно, ибо в любом случае именно его "труды" привели к этому перевороту. Впрочем вполне вероятно и то, что он этим переворотом руководил, ведь известно, что он не умер в 1076-1077 году, но даже был жив в 1096 году (Любарский Я.Н.).
Что важно ещё понять? Что, как я уже выше отмечал, вся эта битва за власть не была межнациональной. Она была внутриармянской. Иначе как объяснить тот факт, что "Комниновский клан состоял из магнатов сирийско-малоазийского происхождения"? (А.П. Каждан, с. 223) Впрочем этот же клан разбавлял себя "иноземными наемниками" и в совокупности монополизировал важнейшую государственную функцию - военно-административную деятельность (с. 224). При этом Атталиат говорил о переходе воинов на гражданскую службу, о превращении их в "адвокатов и законоведов". Далее больше. Всё вставало с ног на голову: военные занялись "фискальством и сутяжничеством" при Константине X, любившим заниматься судопроизводством. Впрочем и тут видна рука Пселла этого "от ильича до ильича...", который был при ДЕВЯТИ ВАСИЛЕВСАХ! Вы только вдумайтесь в эту цифру! На этом фоне автоматически стали вытеснять евнухов не только со всех полководческих постов, но и из гражданской (с. 225). Таким образом, говоря современным языком армян целенаправленно лишали работы, их традиционной работы в империи - военная служба и гражданская, куда они попадали из Малой Азии-Персармении (Мидии) в качестве евнухов и как крестьяне (Василий I). То есть социальный лифт из низов во власть был перекрыт, власть стала сугубо элитарно-городской (столичной), что в конечном итоге привело к тому, что провинциальные армянские военно-аристократические семьи встали на службу сельджуко-османской идеологии, пестовавшей военщину и которой они очень даже пригодились (исламизированные Комнины-Османы) (Рансимен, Татищев по русским летописям). Что в итоге? А в итоге в византийской армии остались только небоеспособные "греки", о которых даже латиняне отзывались пренебрежительно, называя их "изнеженными и женственными гречишками" (Гийом Тирский). Впрочем понимая опасную роль латинян, Мануил Комнин вынужденно им покровительствовал (с. 225). Итогом этой вакханалии, возникшей интригами Пселла, избавления от армянской армии, стал захват латинянами Константинополя в 1204 году.

_________________
Я не сумасшедший, просто ум у меня не такой, как у вас
Диоген Синопский
Всё тайное рано или поздно становится явным
Сократ
Христианство терпимо по отношению к другим религиям, но оно должно быть бескомпромиссно христианским (арийским)
Д.Коннер


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Причины падения Византии: От чего пал колос?
СообщениеДобавлено: 29 май 2020, 12:42 
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 46682
Откуда: Армения, Ереван
1453 թ-ի մայիսի 29-ին ընկավ Կոստանդնուպոլիսը...

«Սուրբ Սոֆիայի գմբեթի բարձրաբերձ խաչը, որ մի ամբողջ հազարամյակ շարունակ թևերը կարկառել էր այս աշխարհի բովանդակ տառապանքն ընդգրկելու համար, խլաձայն գետին տապալվեց։ Եվ այդ ձայնն ուժգին արձագանք տվեց ոչ միայն տաճարում, այլև նրա պատերից շատ ու շատ հեռու, քանի որ խաչի անկումից ողջ Արևմուտքը ցնցվեց։ Դառնագին բոթը, երկյուղ հարուցելով, հնչեց Հռոմում, Ջենովայում, Վենետիկում, իբրև նախազգուշացնող որոտ` թավագլոր հասավ Ֆրանսիա և Գերմանիա...։ Եվ ահա Եվրոպան միայն հիմա սարսուռով գիտակցեց, որ իր բութ անտարբերության հետևանքով մոռացության մատնված դռնով ներխուժեց, ասես ճակատագիր, մի ավերիչ զորություն, որը դարեր շարունակ պետք է կապի ու կաշկանդի իր ուժերը»,- արդեն մեր ժամանակներում այսպես կբնորոշի տեղի ունեցածը Ստեֆան Ցվայգը, մի բնորոշում, որի հետ և կարելի է համաձայնել, և այն կարելի է վիճարկել, ընդ որում հենց այդ հակասության մեջ է նույն այս բնորոշման յուրօրինակ հմայքն ու ուժը:

Մի կողմից, իրոք, այո, Բյուզանդական կայսրությունը, ըստ էության, հենց այն պատվարն էր, որն իրենով փակում էր Եվրոպայի բալկանյան ճակատի հարավայի նեղ անցումը և փաստորեն զերծ էր պահում նույն այդ Եվրոպային մահմեդական առաջխաղացումից: Մեր կողմից դիտարկվող ժամանակաշրջանում, սակայն, Բյուզանդական կայսրությունն իր դասական տեսքով վաղուց արդեն չկար և այն մնացել էր ներկայացված միայն նույնիսկ իր հինավուրց չափերն ու հզորությունը կորցրած ընդամենը մի քաղաքով, իսկ մահմեդական առաջխաղացումն էլ վաղուց արդեն ողողել էր նույնիսկ Բալկանյան թերակղզու կենտրոնական մասը՝ մոտենալով նույն թերակղզու հյուսիսին: Եվ այսպես, վերջին տեսանկյունից երևույթը դիտարկելիս պարզ է դառնում, որ Կոստանդնուպոլսի անկումն ամենևին էլ չունեցավ և չէր էլ կարող ունենալ այն ռազմաքաղաքական նշանակությունը, որը փորձ է կատարվում վերագրել վերջինիս, սա իր բնույթով ընդամենը միայն, ըստ էության, խոշոր մի քաղաքի անկում էր, ոչ ավելին: Այս առումով ամենևին էլ պատահական չէ, օրինակ, իր ժամանակի հայ մտավորականների արձագանքը տեղի ունեցածին, երբ, քանի որ Բյուզանդական կայսրությունը հայերի համար վաղուց արդեն դարձել էր հեռավոր և օտար մի երևույթ էր, նրանք ընդամենը միայն ամրագրում են տեղի ունեցածը՝ մեծ հաշվով առանց ավելորդ զգացմունքայնության ու ողբի: Իրոք, երբեմնի արևելքի հզոր Բյուզանդական կայսրությունը արևելքի նույն հայերի համար ռազմաքաղաքական իմաստով, ըստ էության, վաղուց արդեն չկար:

Ընդհանրացնելով ողջ վերոգրյալը կարծում եմ, որ Կոստանդնուպոլսի անկման նշանակությունն ավելի շատ վերջինիս հենց խորհրդանշական, ինչպես նաև քաղաքակրթական բովանդակության մեջ էր, երբ սրանով ամենից առաջ կարծես թե իր ավարտուն տեսքը ստացավ արևելյան մահմեդական աշխարհի բուռն առաջխաղացումը դեպի Արևելյան Եվրոպա, իսկ եվրոպական հզոր քաղաքակրթության սիրտն էլ Արևելյան Եվրոպայից վերջնականապես տեղափոխվեց Արևմտյան Եվրոպա՝ ըստ էության ավարտին հասցնելով նույն այդ քաղաքակրթության կենտրոնի արևելքից արևմուտք տեղափոխման այն գործընթացը, որը սկիզբ էր առել սրանից դեռևս կես հազարամյակ առաջ: Վերջ, այսուհետ իր արմատներով դեպի հունա-հռոմեական աշխարհը գնացող եվրոպական հինավուրց քաղաքականության կենտրոնը Եվրոպայի կենտրոնական և արևմտյան հատվածներն էին, իսկ Եվրոպայի արևելյան հատվածին էլ ասիականության և մահմեդական մոլեռանդության դեմ համառ պայքարում այդուհետ, ըստ էության, վիճակված էր լինելու ընդամենը միայն մաքառել սեփական գոյության տարրական պահպանման համար:

Изображение

_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Причины падения Византии: От чего пал колос?
СообщениеДобавлено: 04 июн 2020, 01:13 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 19 апр 2013, 00:59
Сообщений: 11245
Lion писал(а):
Այս իմաստով պատահական չէ, որ, օրինակ, այն ժամանակվա հայ մտավորականության արձագանքը այն դեպքի մասին, երբ տեղի ունեցավ, երբ Բյուզանդական կայսրությունը երկար ժամանակ հեռավոր և օտար երկիր էր հայերի համար, նրանք միայն արձանագրում են տեղի ունեցածը ՝ հիմնականում առանց չափազանց զգայունության և լաց լինելու: . [/img]

Полная фигня. Наоборот, Византийская империя была для армян СВОЕЙ страной в течение длительного времени!!! Западные армяне граждане Византии тяжело перенесли гибель своего государства!! Они не только фиксировали то, что произошло, но и непосредственно отдавали свои жизни даже в самый последний момент, когда уже невозможно было что-либо исправить. Армянские поэты Анатолии воспели в своих плачах гибель своего государства с великой горечью и страстностью, чрезмерной чувствительностью и грустным плачем:
(29 мая) Падение Византийской империи отразилось болью в сердцах многих армян той эпохи, она в частности выражалась в стихах армянских поэтов той эпохи. Вот что пишет армянин Абраам Анкирский:
«Турки взяли Византию.
Мы горько оплакиваем,
Со стоном проливаем слезы
И вздыхаем скорбно,
Жалея город великий.
Братья-единоверцы,
Отцы и возлюбленные мои!
Сочините скорбный плач
О том, что произошло:
Константинополь славный,
Бывший троном для царей,
Как теперь ты мог быть сокрушен
И попран неверными?!»
(По: История Византии/Под ред. акад. Сказкина. М.: Наука, 1967. Т.3. С. 198)

Оплакивал гибель империи, в своих стихах, и армянин Аракел Багешский:
«Окружили тебя неверные и осквернили, Византия,
Стала посмешищем ты для соседей язычников, Византия,
Как виноградник роскошный, ты цвела, Византия,
Сегодня плод твой стал негодным, колючкой стал, Визания».
(По: История Европы. Средневековая Европа. М.: Наука, 1992. Т.2. С. 352)

В кровопролитных последних боях за Константинополь, в марте и апреле 1453 года, наряду с греками и итальянцами, активно участвовали и армяне, давшие большие жертвы в этих боях (Нестор Искандер. Повесть о Царьграде //Хачатрян Р.Г. Русская историческая мысль и Армения. Ереван: Институт истории, 1987. С. 240-241).

_________________
Я не сумасшедший, просто ум у меня не такой, как у вас
Диоген Синопский
Всё тайное рано или поздно становится явным
Сократ
Христианство терпимо по отношению к другим религиям, но оно должно быть бескомпромиссно христианским (арийским)
Д.Коннер


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Причины падения Византии: От чего пал колос?
СообщениеДобавлено: 04 июн 2020, 14:04 
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 46682
Откуда: Армения, Ереван
К 1453 году, давно уже нет...

_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Причины падения Византии: От чего пал колос?
СообщениеДобавлено: 25 янв 2021, 17:10 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 19 апр 2013, 00:59
Сообщений: 11245
Достаточно важная и интересная работа.
https://www.kavkaz-uzel.eu/blogs/83781/posts/41166

Демографическое давление, климат и падение Восточной Римской империи
21:51, 03 января 2020
Предисловие
Вчера мы уже разобрались с тем, что т. н. Византийская империя с самого начала и до конца была продолжением Римской империей, хотя для корректности можно ее называть Восточной Римской империей. Мы разобрались с ее созданием и названием. См. Непростая история создания Византийской империи. Как и с любым историческим событием, наряду с началом, интерес представляет и конец. Вопрос о том, каким образом турки-османы смогли взять Константинополь, ведь это, если не величайший, то один из величайших городов во всей истории, хорошо укрепленный, богатый, к тому же слишком многое стояло на коне для его жителей и властей. Сейчас, возможно, в этом вопросе появляется некоторая ясность.

Недавно мне прислали интересную статью Йоганнеса Прейзера-Капеллера в сотрудничестве с Екатериной Митсиу о том, как климатические события повлияли на византийскую историю, в частности, на численность ее населения в драматический период ее истории – XIII–XIV вв. Авторы утверждают, что, хотя концепция климатического детерминизма устарела, климат все равно во многом влиял на историческую эволюцию обществ, а также на политическую и военную историю. В XIII-XIV вв. Восточная Римская империя испытала то, что авторы назвали «идеальным штормом», и даже в какой-то степени адаптировалась к нему, хотя адаптация эта была медленным путем к угасанию. Империя основывалась на городах, но чем больше она теряла сельскую периферию, а города «оголялись», тем тяжелее ей было содержать эти города. Империя еще сопротивлялась довольно долгое время, но в XV веке окончательно пала. Помимо климатических причин, авторы указывают перепроизводство элит, как фактор, ослабивший способность к ответу на внутренний кризис (скажем прямо – вполне возможно, что внутренний кризис мог быть сам по себе следствием перепроизводства элит), а также способность к сопротивлению внешним кризисам в виде Османской экспансии.

(см. Johannes Preiser-Kapeller, Ekaterini Mitsiou. The Little Ice Age and Byzantium within the Eastern Mediterranean, ca. 1200–1350: An Essay on Old Debates and New Scenarios.)

Представим некоторые результаты исследования Прейзера-Капеллера и дополним их собственными исследованиями. Но для начала рассмотрим проблему аграрного перенаселения.

Демографическое давление – это ситуация, когда население приближается к черте, за которой ресурсы, которыми оно обладает, не будут в состоянии его прокормить. Наиболее регулярно встречающимся частным случаем демографического давления является аграрное перенаселение – когда рост населения является высоким, а территория не меняется. При условии, что площадь возделываемых земель не меняется, урожайность не растет (а в Средние века рост уровня технологизации сельского хозяйства был столь медленным, что это было почти незаметным), получается ситуация, когда с какого-то момента возникает риск голода. В силу отсутствия понимания о гигиене, а также достаточного развития архитектурных норм и частого распространения возгораемых материалов в строительстве (многие города строились преимущественно из дерева), виды мора могли быть очень разными – эпидемии, пожары, а сам голод напрямую был связан с низким урожаем. Низкий урожай в свою очередь мог быть связан с климатическими явлениями, в результате которых, к примеру, была засуха, раньше наступила зима, были заморозки и так далее. Непосредственной причиной голода, таким образом, случалась засуха, неурожай или эпидемии, но в реальности причиной являлось то, что численность населения возросла до такой степени, что население стало зависеть от хорошего урожая.

Сельскохозяйственный цикл непостоянен. Обычно в период хорошего урожая удается сделать запасы, которые потом можно потреблять в период плохого урожая. В Библии это приводится в виде притчи о том, как Иосиф толковал сны фараону и сказал, что будет семь тучных, а затем – семь тощих лет. Обычно аграрное общество выдерживало несколько голодных лет, пусть и не без труда. Но если период затягивался (а такое происходило в случае серьезных климатических перемен), то ситуация обострялась до предела. Аграрное перенаселение было характерно и для поздней Российской империи. На примере Восточной Армении я продемонстрировал как оно могло происходить в доиндустриальных или индустриализирующихся обществах.

Аграрное перенаселение в Восточной Армении в период поздней Российской империи



Давление городов
Демографическое давление может выглядеть и по-другому. В начале XX века популярность приобрели теории о циклах в экономике и общественной динамике. К таким можно отнести циклы Коротаева, Кузнеца, Кондратьева, Турчина. Турчин фокусируется на поколенческих вопросах и перепроизводстве элит. Он говорит о том, что численный рост представителей элиты обостряет конкуренцию за ресурсы, власть и позиции в обществе, а и то, и другое, и третье – ресурсы ограниченные. Соответственно, возникает конфликт внутри элиты и та ее часть, которая осталась «за бортом» начинает пытаться сломать существующий порядок, чтобы обеспечить себе вхождение во власть или доступ к ресурсам. В то же время, перепроизводство элит увеличивает нагрузку на общество, где, особенно, в Средние века, большая часть населения занималась продуктивным сельскохозяйственным трудом и должна была обслуживать в виде налогов, оброков и податей, элиту.

Но в данный момент мы говорим об элите в узком смысле, а если расширить эту дихотомию до противопоставления реального сектора и сектора услуг, то получим ситуацию, когда в условиях постоянной нехватки продовольственных ресурсов, само наличие городов является нагрузкой на деревню. Это и есть другой вид демографического давления.

В Римской империи, также, как и в любой другой империи, города могли достигать довольно больших размеров. Это было связано с тем, что сельская провинция «содержала» города, по крайней мере, с точки зрения обеспечения их продовольствием. И империя могла сконцентрировать ресурсы с отдаленных мест на содержание своих столиц или регионов-метрополий. Так, Римскую империю хлебом снабжал Египет, а в античной Италии уровень урбанизации достигал 30%, тогда как в других регионах империи он не превышал 10%. Это означает, что часть того городского населения, которую содержал тот же Египет, размещалась не в самом Египте, а в Италии. Для наглядности, вот карта размещения римских городов:

Рис 1. География римских городов
Изображение
Map by Joy Margerum, from Cornell and Matthews after Pounds

Таким образом, элита (аристократия) в узком виде, а города – в более широком, - оказывают демографическое давление на сельское население. Этот феномен также изучен, но его реже ассоциируют с демографическим давлением, чаще изучая в рамках истории урбанизации. Здесь, на мой взгляд, мы имеем дело с тем обстоятельством, что большинство ученых считали урбанизацию априорным благом, что повлияло на концептуализацию ими исторической и современной действительности. Города находятся в таком же динамическом равновесии с ресурсами и с окружающей их аграрной провинцией, как и сама аграрная провинция с площадью пахотных земель и их урожайностью. Соответственно, речь идет именно о давлении на ресурсы и на общество. Интересующимся советую ознакомиться со следующими статьями и книгами:

Berry, B. L. and Garrison W. L. “Alternate Explanations of Urban Rank-Size Relationships”. Annals of the Association of American Geographers 48 (1958), стр. 83-91
Josiah Cox Russell. “The Metropolitan City Region of the Middle Ages,” Journal of Regional Science, vol. 2. #2, 1960, стр. 55-70
Josiah Cox Russell. Medieval Regions and their Cities. Indiana University Press, 1972, 286 p.
Tertius Chandler. Four Thousand Years of Urban Growth. 1987.
Nicholas D (1997) The Growth of the Medieval City: From Late Antiquity to the Early Fourteenth Century. London: Longman.
Rudolf Cesaretti et. al. 2016. “Population-Area Relationship for Medieval European Cities” PLoS ONE 11(10): e0162678. doi:10.1371/journal.pone.0162678
В последней по списку из перечисленных статей приводится следующая карта (города в ряде стран Западной Европы на 1300 год). На ней мы видим, что города расположены довольно гармонично в пределах отведенных им экологических / экономических ниш.

Рис 2. География расположения городов в средневековой Западной Европе (около 1300 года).
Изображение

_________________
Я не сумасшедший, просто ум у меня не такой, как у вас
Диоген Синопский
Всё тайное рано или поздно становится явным
Сократ
Христианство терпимо по отношению к другим религиям, но оно должно быть бескомпромиссно христианским (арийским)
Д.Коннер


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Причины падения Византии: От чего пал колос?
СообщениеДобавлено: 25 янв 2021, 17:13 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 19 апр 2013, 00:59
Сообщений: 11245
Что происходит, если размер ниши изменяется? Очевидно, что и размер города будет изменяться, возможно, с определенным отставанием. И это изменение сопровождается усложнением социально-экономических условий для населения, приводящим к эмиграции или повышению смертности. Соответственно, размер средневекового города был в прямой зависимости от региона, в котором он находится. Эту зависимость авторы последней статьи и рассчитали с довольно высокой точностью (на массиве из 173 городов уточненный R^2=0.81). Тому есть много причин – не только продовольствие, производимое в округе определяет размеры города, но и способность города привлекать иммигрантов (а иммигранты обычно стремятся в метрополию собственного же государства) и таким образом «высасывать» из провинции не только материальные, но и человеческие ресурсы. В городе же фиксируется практически исключительно естественная убыль населения, так что нужна большая, хорошо растущая провинция, чтобы постоянно пополнять города новым населением, в том числе, занимающим освобождающиеся ниши неквалифицированной работы на рынке труда.

На примере Англии мы уже видели как Лондон на протяжении нескольких веков генерировал естественную убыль, тогда как в остальных регионах население росло и «покрывало» высокую смертность и низкую рождаемость в столице. См. Динамика рождаемости доиндустриального мира и модерна. Причины ее снижения. В то же время, у элиты и рождаемость, как правило выше, чем у остального населения, и смертность ниже. Причем разность в смертности и рождаемости в нормальное время не очень велика, а в периоды кризисов разница может быть очень большой и то самое перепроизводство элит образуется за очень короткий по историческим меркам срок.



Перепроизводство византийских элит: сценарии количественного подхода
Как уже было сказано, темпы роста численности элит обычно выше, чем всего населения. Но в неблагоприятных для населения условиях эти темпы могут расти еще быстрее. Для иллюстрации этого, рассмотрим две ситуации: (1) нормальная ситуация для Средневековья, когда среднегодовой рост численности населения составляет 0.5%, а рост численности аристократии условно примем за 1% в год; (2) затяжной кризис, когда среднегодовой рост численности населения составляет -0.7% в год, а рост аристократии – 0.75% в год. Как рост рождаемости аристократии отличается от рождаемости средней по популяции мы уже говорили в статье по динамике рождаемости доиндустриального мира и модерна. Но поскольку в доиндустриальную эпоху эффективных методов контрацепции не было, основным регулятором была младенческая смертность. А точно так же, как в более богатых странах она была ниже, чем в бедных, и в более богатых слоях общества она должна была бы быть ниже за счет большего доступа к медицине, продовольствию и энергии.

В периоды голода аристократия могла терпеть лишения, но не доходила до голодной смерти, тогда как крестьяне могли именно умереть от голода – или, что чаще, будучи ослабленными, умереть от тех или иных заболеваний, обострявшихся в периоды массового недоедания. В то же время, от эпидемий и иностранных завоеваний социальный статус не спасал, поэтому в периоды кризиса рост численности элит тоже должен был сокращаться. Сопоставим две сценария в поколенческом разрезе (примем одно демографическое поколение за 20 лет для того периода):
Изображение

_________________
Я не сумасшедший, просто ум у меня не такой, как у вас
Диоген Синопский
Всё тайное рано или поздно становится явным
Сократ
Христианство терпимо по отношению к другим религиям, но оно должно быть бескомпромиссно христианским (арийским)
Д.Коннер


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Причины падения Византии: От чего пал колос?
СообщениеДобавлено: 25 янв 2021, 17:14 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 19 апр 2013, 00:59
Сообщений: 11245
Итого, при том, что во втором сценарии элита растет медленнее, чем в первом, но при этом сокращается остальное население, перепроизводство элиты становится более чем очевидным уже за сто лет, что по историческим меркам не так-то уж и много. Через сто лет в сценарии демографической катастрофы, который, судя по всему, пережила Восточная Римская империя, доля аристократии достигнет 4% от населения, а это уже достаточно для дестабилизации общества. Собственно, следствием такого сценария и борьбы за власть стало вторжение крестоносцев в начале XIII века.

В благоприятных условиях для достижения такого соотношения понадобится уже триста лет без каких бы то ни было изменений в социальной структуре. В данном случае речь идет о чисто физическом перепроизводстве элиты, без массовых кооптаций извне, без изменения территориального состава государства, без изменения социальной структуры общества и без того, чтобы какие-то представители элиты были «дисквалифицированы» в простолюдины.

Но внешние шоки и завоевания могут даже усугублять ситуацию, поскольку почти все население захваченной территории остается жить там, где и жило, а вот представители аристократии с большой вероятностью могут бежать в столицу. В их отношении завоеватели вряд ли проявят снисходительность и к тому же им не только есть что терять там, где они уже живут, но и есть на что надеяться в случае эмиграции. А поскольку Восточная Римская империя интенсивно теряла территории в пользу болгар, крестоносцев и турок на протяжении XIII-XIV веков, можно предположить, что подобные процессы происходили и там. Хотя как именно это происходило, успевала ли знать бежать, и в каких количествах, можно узнать при детальном изучении обстоятельств каждого завоевания.



Кризис Восточной Римской империи и климат
Помимо внутренних и структурных факторов, на демографию может оказывать влияние и климат. Демография же, опосредованно, на политику. Капеллер показывает именно это - судя по всему, падение Византийской империи было, в том числе, отложенным результатом климатического кризиса середины XIII века.

В 1257 году в Индонезии произошло крупное извержение вулкана Саламас, причем, вероятно, оно было самым мощным за последние 3700 лет. Это извержение привело к изменению климата, и возможно даже стало причиной малого ледникового периода. Как минимум, после этого извержения еще на протяжении около ста лет фиксировались пониженные температуры, особенно сказавшиеся на бассейне Эгейского моря, Малой Азии и Месопотамии.

Рис 3. Реконструкция динамики исторических температур в Северном полушарии, на основании косвенных данных
Изображение
Теперь вспомним историю и поместим это событие в исторический контекст. К концу XII века Восточная Римская империя была на подъеме, а сельджуки начали уступать. Византийцы вернули контроль над западной частью Малой Азии. Сама Восточная Римская империя долгосрочно все равно была в процессе ослабления, в том числе по внутренним причинам, но этот процесс еще можно было обернуть вспять. Но в 1204 году крестоносцы захватили Константинополь и округу и поставили своей целью максимальное извлечение прибыли в счет долгов и ради обогащения. Тем самым они «высасывали» остатки ресурсов из города и округи. Также они «обваливают» византийцев и Румский султанат получает возможность расшириться и заметно усилиться.

Рис 4. Карта Восточного Средиземноморья до и после завоевания крестоносцами Константинополя
Изображение

Изображение
В 1257 году происходит извержение вулкана в Индонезии, причем это происходит на и без того неблагоприятном фоне. В 1256 году в Константинополе был голод, а после этого это и вовсе стало регулярным явлением. Никейская империя (восточный остаток Византии) постепенно завоевывала побережья проливов и Мраморного моря, это извержение могло ей даже облегчить возвращение Константинополя под свой контроль, поскольку в городе ресурсы практически полностью исчерпались и в 1261 году Восточная Римская империя была восстановлена. Однако климатический кризис не завершался и продлился еще около ста лет, покрыв и период чумы в середине XIV века. Таким образом, если это климатическое явление помогло восстановить Восточную Римскую империю, уже со столетним лагом, оно создало все условия для ее уничтожения.

_________________
Я не сумасшедший, просто ум у меня не такой, как у вас
Диоген Синопский
Всё тайное рано или поздно становится явным
Сократ
Христианство терпимо по отношению к другим религиям, но оно должно быть бескомпромиссно христианским (арийским)
Д.Коннер


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Причины падения Византии: От чего пал колос?
СообщениеДобавлено: 25 янв 2021, 17:19 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 19 апр 2013, 00:59
Сообщений: 11245
Ниже приведу выдержку из списка экстремальных климатических событий, приведенных в статье Прейзера-Капеллера со ссылкой на византийских хронистов (сноска 26 в статье).

Таблица 2. Аномальные климатические события во второй половине XIII - первой половине XIV века, по сообщениям исторических источников
Изображение
Разумеется, от этих событий страдали не только византийцы. По всей видимости, и османы ослабевали – по крайней мере, Тамерлан расправился с ними довольно легко. Но Восточная Римская империя пострадала особенно сильно, поскольку в военном отношении была крайне зависима от своего экономического благосостояния, тогда как у османов армия не состояла из наемников. Однако, неблагоприятная климатическая ситуация и чума середины XIV века облегчила османам и завоевание юго-восточной Европы, что и произошло во второй половине XIV века.



Столица vs провинция
Теперь мы определились со всеми прочими составляющими демографического кризиса, с которым столкнулась Восточная Римская империя в последние века своего существования. Аграрное перенаселение приводило к неизбежному снижению населения при потере территорий. Снижение численности населения в результате совпадения множества неблагоприятных факторов, не привело к снижению числа представителей элиты и, в результате, имело место перепроизводство элит. На этом фоне в Индонезии происходит извержение вулкана и климат меняется настолько, что Эгейское море становится холодным, империя испытывает голод и беднеет. Она теряет территории, но столица - второй Рим - остается в ее составе и доля Константинополя в населении растет по мере потери территорий.

Теперь необходимо оценить, насколько большим было демографическое давление столицы на всю империю. Для этого нам нужно знать численность населения империи, а также ее столицы на разные промежутки времени. Данных по этому поводу не так много, также спорна их точность. Например, Josiah Cox Russell в своей книге “Late Ancient and Medieval Population” приводит следующие оценки:

Таблица 3. Оценка динамики населения римских регионов в античности и Средних веках, Расселл (1958)
Изображение

Эти оценки небесспорны и порой выглядят высокими, но они куда ниже оценок Кеннета. Также у нас есть очень консервативные оценки Колташева, сделанные на основе расчетных размеров византийской армии (таблица 4).
Изображение
Для коррекции размерности данных у нас есть оценки Колина Мак Эведи и Ричарда Джонса из Атласа мировой демографической истории. Эти оценки довольно неплохи в определении примерной численности населения региона в Средние века, но очень неточны, если рассматривать сравнительно краткосрочную динамику. Ниже приведена страница из книги с динамикой населения Малой Азии, включая Западную Армению. Если кто хочет увидеть эти оценки по разным странам в сопоставлении, они приведены на одном из сайтов на народ.ру.

Рис 5. Динамика численности населения Анатолии (McEvedy & Jones)
Изображение
Также, у нас есть оценки Уоррена Трэдголда (Treadgold) – приведенные им в книгах A History of the Byzantine State and Society, а также A Concise History of Byzantium. Эти оценки также приведены в Википедии.

Таблица 5. Оценки численности населения Восточной Римской империи (Treadgold) в разные периоды времени
Изображение
Поскольку оценки плохо согласовывались друг с другом, я составил собственную оценку на основании следующих предпосылок. Каждый регион Восточной Римской империи имел более-менее понятную максимальную численность населения и при этом динамика населения регионов, составляющих Восточное Средиземноморье, была синхронной (что не всегда было так). Я выбрал следующие значения – Малая Азия без Армении – 6 миллионов, Греция с Фракией, Кипром, Критом и другими островами – 3.5, Болгария и придунайские территории – 1.8 млн., Балканы – 1.5 млн., Армения – 3 млн., Сирия с Левантом – 3.3 млн., Египет – 2.5 млн. (в Средние века), Северная Африка (преимущественно Карфаген) – 1.8 миллионов, Италия с островами – 6 миллионов. Также, учитывая известные нам события, повлиявшие на демографию, я составил динамику изменения всего населения Восточного Средиземноморья в отношении к 1025 году, когда, предположительно, плотность населения была максимальной, и рассчитал динамику населения империи, на основе территорий, которые она контролировала в тех или иных регионах Восточного Средиземноморья и с учетом городов. Опять же, это не совсем точно, но для оценки «стоимости» Константинополя для империи может быть достаточно.

Рис 6. Динамика численности населения Восточной Римской империи (млн. чел.)
Изображение
Получившиеся у меня цифры не точно соответствуют другой оценке численности населения империи, но оказались довольно близки за исключением отдельных периодов, хотя происхождение их разное и на оценки Трэдголда я не ориентировался, происхождение их тоже мне неизвестно. Вполне возможно, что в основе оценок Трэдголда неточные даты территориальных изменений границ империи, в прочем различия не очень значительны.

Осталось обратить внимание на столицу – Константинополь. Достаточно точных и регулярных данных у нас нет. Но кое-что все-таки есть. Это оценки, собранные Tertius Chandler в его книге «3000/4000 (2 изд) лет роста городов». Там он приводит следующую таблицу по Константинополю:

Таблица 6. Исторические оценки численности населения Константинополя
Изображение
(приведено по Meredith Reba et. al. “Data Descriptor: Spatializing 6,000 years of global urbanization from 3700 BC to AD 2000”)

В книге Чэндлера есть и другие фрагменты данных по Константинополю (в списках крупнейших городов мира и континента). Кое-где он сам указывает, что считает данные источников недостоверными и поэтому корректирует оценки. Существуют и другие оценки населения; я попытался взять среднее между всеми доступными оценками и рассчитать долю этого среднего от населения империи. Вышло приблизительно следующее.

Рис 7. Оценка доли Константинополя в населении Восточной Римской империи
Изображение
Эти оценки предварительные, но можно предположить, что регистр оценок верен и они показывают некоторую картину. Доля столицы в населении Восточной Римской империи была всегда слишком большой относительно «нормальной» для Средних веков 1.3%-1.6% (оценка Расселла). Константинополь за тысячу лет не опускался ниже 2% от всего населения, а нередко превышал и 4%. Это происходило в периоды сжатия империи, когда, потеряв значительную часть периферии, город еще по инерции оставался крупным, а провинции, способной его адекватно содержать, уже не оставалось. Обычно следствием этого становилось уменьшение размеров города на следующем шаге, начиналось сжатие империи, поскольку меньше город -> меньше средств на армию -> потеря новых территорий -> уменьшение города.

Столь большая роль столицы понятна, если обратить внимание на историю и политическую структуру этой империи. Она была выстроена вокруг Константинополя и его бюрократии и не могла существовать без него. Когда крестоносцы в 1204 году взяли Константинополь, Византийская империя прекратила существование. Возникли три политических образования, наследовавшие ей – Никейская империя, Эпир и Трапезунд – и только после возвращения Константинополя Восточная Римская империя была восстановлена.

Когда османы захватили большую часть сельской территории империи, Константинополь начал сокращаться в населении. С 200 тысяч по состоянию на 1200 год он уменьшился до 75 тысяч в 1400 году и 50 тысяч в 1450 году, непосредственно перед падением, вероятно, достигнув 40-45 тысяч. И сразу, как только Константинополь стал столицей Османской империи, уже охватившей значительные территории в Малой Азии и на Балканах, он стал аттрактором миграции и через 75 лет имел население в 400 тысяч или почти в 10 раз больше, чем перед завоеванием, в полном соответствии с логикой соотношения столицы и империи.

Грант Микаелян

_________________
Я не сумасшедший, просто ум у меня не такой, как у вас
Диоген Синопский
Всё тайное рано или поздно становится явным
Сократ
Христианство терпимо по отношению к другим религиям, но оно должно быть бескомпромиссно христианским (арийским)
Д.Коннер


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Причины падения Византии: От чего пал колос?
СообщениеДобавлено: 23 мар 2021, 00:55 
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 46682
Откуда: Армения, Ереван
Երբ տիրակալը կործանում է երկիրը...

Վասիլյան երբեմնի փառահեղ գահատոհմը 1050-ական թվականների կեսերին անփառունակ կերպով հանգչում էր և մի գահատոհմ, որը սրանից ութ տասնամյակ առաջ տառապում էր ունակ անձանց մի իսկական գերառատությունից, այժմ գահի ուղղակի առնվազն գոնե ՊԱՏՇԱՃ ՄԻ ԹԵԿՆԱԾՈՒ ՉՈՒՆԵՐ։ Այս առումով թերևս խորհրդանշական էր, որ, հանելով վանքի խորը մոռացումից ու թերևս ինչ-որ տեղ դեռ հույս ունենալով վերականգնել կայսրության փայլուն ժամանակները, կայսրության ավագանին, տեղի տալով նոր թեկնածուի եռանդուն պնդումներին, կայսր հռչակեց Կոնստանդին VIII-ի (963-1028) փոքր աղջիկ Թեոդորային (1055-1056), որն այս ժամանակ արդեն իսկ 75 տարեկան էր և, ինչպես իր քույր Զոյան, ոչ մի ժառանգ չուներ:

Թեոդորան, բոլոր իմաստներով, ըստ էության, իր քրոջ կրկնությունը, մշտապես եղել էր ստվերում և այժմ, գոնե այդ հարցում տարբերվելով Զոյայից, ԱՄԵՆԱՅՆ ԵՌԱՆԴՈՎ ՁԵՌՆԱՄՈՒԽ ԵՂԱՎ ՊԵՏԱԿԱՆ ԿԱՌԱՎԱՐՉԱԿԱՆ ԳՈՐԾՈՒՆԵՈՒԹՅԱՆԸ: Շուտով պարզվեց, սակայն, որ այնպիսի մի բարդ համակարգ կառավարելու համար, ինչպիսին բազում մարտահրավերների դեմ կանգնած Բյուզանդական կայսրությունն էր, միայն եռանդը քիչ էր, պետք էր նաև փորձառություն կամ գոնե խելք ունենալ, սակայն Թեոդորայի մոտ երկուսն էլ ԻՍՊԱՌ ԲԱՑԱԿԱՅՈՒՄ ԷԻՆ:

Արդյունքում ստեղծվեց մի իրավիճակ, երբ, արտաքինից կարծես թե եռանդուն կառավարման ենթակա կայսրությունը իր ռազմաքաղաքական միջին օղակներում ընկղմվեց ՄԻ ՆՈՐ ՏԵՍԱԿԻ ՔԱՈՍԻ ՄԵՋ, որը կայսրուհին իր անտեղի միջամտություններով միայն խորացնում էր: Այս առումով հատկանշական էր նաև այն, որ Թեոդորան երբեք, ընդհուպ մինչև իր մահը, որևէ կերպ քննարկել իսկ չցանկացավ սեփական հետնորդի հարցը և ի վերջո հեռացավ կյանքից այդպես էլ չլուծած գոնե այդ կարևոր խնդիրը, ՈՐԻ ԼՈՒԾՈՒՄՆ ԻՐ ՁԵՌՔՈՒՄ ԷՐ: Իր հերթին նույն այս ժամանակ կայսրության դրությունը դանդաղ, բայց անշեղորեն շարունակում էր վատանալ և Արևելքում, և Արևմուտքում…

_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую темуНаписать комментарии Страница 18 из 29   [ Сообщений: 423 ]
На страницу Пред.  1 ... 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21 ... 29  След.



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 9


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron


Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
610nm Style by Daniel St. Jules of Gamexe.net

Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB