Юстиниан писал(а):
Я всё-таки склонен видеть в основателе династии армянина или человека с армянским происхождением, но вполне возможно и без армянского самосознания.
Вот именно, и это очень важное уточнение. В билологическом плане многие тогдашные эмиры на территории Армении могли иметь армянскую кровь, но ведь важно именно самосознание! У тех же Аббасидских халифов часто были армянские матеря и это четко фиксируется источниками - и что?
Цитата:
К тому же абсолютно не понятно, почему династию Данишмендидов (Сивас (1071—1174), Малатья (1142—1178) 1071—1178) вообще относят к мусульманской и тюркской. Так известно, что после потери Византией малоазийских земель (поражение при Манцикерте в 1071 г.), изменяется и политическая карта региона. На территории Малой Азии, в ее центральных районах на основе тюркского этноса образуются сельджукский Румский султанат и эмират Данышмендов Севастии, значительную часть населения которых составляли армяне.
А правящая династия?
Цитата:
В это время начинается скачкообразный процесс тюркизации и исламизации Малой Азии, растянувшийся на столетия. Переход в ислам, в конечном счете, приводил к культурной ассимиляции, свидетельством чего является хотя бы «Сказание о Мелике Гази Данышменде», героя которого – основателя эмирата Данышмендов, современные хронисты считали армянином, перешедшим в ислам.
Кажется об этом говорит только Маатеос Ураеци...
Цитата:
Известен эмир Сававерака Иса, сын армянина Богусака, сохранивший свои владения в Приевфратье ценой принятия ислама.
Я выдвинул версию, что это потомки Филарета Варажнуни...
Цитата:
Принял ислам и полководец василевса Романа Диогена армянин-халкидонит Филарет Врахамий.
Цитата:
У истоков так называемого «сельджукского искусства» в Румском султанате стояли Гавры и другие армяне-халкидониты. Известно также и то, что самым известным представителем рода Гавр был визирь сельджукского султана Кылыч-Арслана II (1156-1192) Ихтийар ал-Дин Хасан б. Гаврас (Гавра), имевший наследственные поместья у Эрзинджана. Также известен и эрзинджанский эмир Мутаххартан, которого Герцберг называет «армянским князем Тагартеном Ерсенджанским».
Модераторское - Про Гавров предлагаю продолжить - здесь.Цитата:
Некий армянин Софи был отцом Карамана шурина Баязита. Караман владел городом Ларенде (названный в дальнейшем его именем – Караман), который ему был уступлен султаном иконийским Ала-Эддином (1219-1246) с частью Каппадокии и Киликии. Сын Карамана Магомед распространил пределы своего государства во все стороны и овладел даже Икониумом, или Коньёй. Его сын Али-Бек, прозванный Ала-Эддин, был женат на сестре Баязита Нефизе.
Модераторское - Про Караман предлагаю продолжить - здесь.Цитата:
Предками туркменского племени Кара-Койюнлу являются Мамиконяны. Мамиконяны заложили основы другого туркменского государства Кара-Койюнлу. При Газан-хане (1295-1304), когда происходила «исламская революция» глобального масштаба, Мамиконяны, бросив армянское христианство, полностью стали мусульманами и в начале середины XV века создали своё княжество в районе Арчеша.
Модераторское - Про Мамиконян предлагаю продолжить - здесь. Цитата:
Предками туркменского племени Ак-Койюнлу являются Пахлавуни. Григор Магистрос и утвердившиеся в Диарбекире Пахлавуни, приняв впоследствии ислам, заложили основы туркменского государства Ак-Койюнлу. При Газан-хане (1295-1304) князья Байандурлу, происходившие из ветви «Сурен Пахлав» Аршакуни, отказавшись от армянского христианства, приняли во время великой исламской революции ислам суннитского толка. Причём мать Узун-Хасана Баяндурлу Сара-Хатун была армянкой. Сам же он был женат на представительницах армяно-византийского рода Комнин – Феодоре, дочери трапезудского императора Иоанна (1429-1460) и племяннице последнего трапезундского императора Давида (1460-1461).
Модераторское - Про Пахлавуни предлагаю продолжить - здесь.Цитата:
"Несколько монет, сохранившихся от этого времени, дают нам весьма любопытный и в высшей степени драгоценный материал для уяснения дел в эту эпоху. Монеты принадлежат царству Данишмендов; на одной стороне изображен Иисус Христос, на другой стороне греческими литерами выбито: «Малик Гази, царь Романии и Анатолии» — явление в высшей степени знаменательное; оно прямо характеризует нам Малика Гази. Он не был похож на тех диких турецких завоевателей, которые жгли, опустошали и уничтожали все, что было вне ислама. Малик Гази проводит принцип веротерпимости, предоставляет подчиненным народам политическую свободу, оставляя неприкосновенным греческий язык и греческое письмо. В этих монетах в настоящее время имеется единственное указание на ту политическую роль, какую играл в Передней Азии Данишменд и которая была усвоена им..."
Возможно Данишмениды просто хотели выдать себя за правоприемников Византии в Малой Азии...??!!
Цитата:
Более того, известно также, что, к примеру к 1486 г. не менее 73% населения Трабзона составляли христиане, а к 1520 г. их пропорция даже выросла до 78%. Процесс мусульманизации интенсифисировался только с середины XVI в., к 1554 г. 46%, а к 1583 г. уже 54% населения Трапезунда исповедовало ислам. В основном это были новообращённые мусульмане, принимавшие религию победителей и нередко остававшиеся криптохристианами. Тюркизация, естественно, шла ещё медленнее (Карпов С.П. История Трапезундской империи. СПб.: Алетейя, 2007. С. 441). В Испире в 1520 году и вовсе все 100% населения были христианами. В 1516 году христиан в Байбуртском вилаете было 80%. Подавляющая часть армяне и армяне-халкидониты. В таких важных военных и торгово-ремеслянных центрах как Эрзинджан и Эрзерум (Арзен) армянское население преобладало. Армянское население было многочисленным в Байбурте, Никсаре/Неокесарии и Сивасе/Севастия в XIII веке. В это же время большую часть населения Колонии/Кара-Хисара также составляли армяне (Шукуров Р.М. Великие Комнины и Восток (1204-1461). СПб.: Алетейя, 2001. С. 52-53).
Таким образом, до 1550-х годов, то есть до середины XVI века говорить о тюркских и исламских государствах в Малой Азии не приходится. Все эмираты Артукидов, Салтукидов, Шах-Арменов и т.д. являются армянскими и даже христианскими. Но как же то что, например Данишмендиды - это данишменд с тюркского "учёный", да и к тому же "Малик". Ведь все имена и титулы арабские и тюркские. Как быть с этим фактом? Дело в том, что после битвы при Манцикерте 1071 года, преобладающим языком межнационального общения становится арабский через ислам и частично тюркский. Но эти языки не были "национальными" для армян Малой Азии, и тем более для армян-халкидонитов, которые пользовались ещё греческим, как например в государстве Данишмендидов. Так вот. После этой битвы и по ныне весь регион находится под политическим контролем ислама, а значит арабского и тюркского языков. Но мы знаем уже, что тюркский стал доминировать только к XVII-XVIII векам в Малой Азии. Таким образом можем сказать, что Данишмендиды именовали себя так как их именовали страны победители исламского пояса, арабо-персидской титулатурой. В 1134 году багдадский халиф аль-Мустаршид даровал Данишмендидам титул малик. При этом государственным был греческий, ибо надписи на монетах сделаны греческими литерами. К примеру в XIII веке даже официальная титулатура трапезудского императора при каирском дворе была "Его Величество Малик", что вполне согласуется с другими прецендентами применения "малик", характерными для арабо-персидской историографии до XIII-XIV вв. Посредством этого же основного титула каирцы в XIII-XV веках обращались ко всем сколько-нибудь значимым ХРИСТИАНСКИМ монархам: константинопольским василевсам, грузинским и армянским царям, а также и к менее значительным для них персонам - болгарским, сербским и др. государям". Но с XIV века проникает и новая титулатура - такфур или тагавор. Такова была титулатура христианских государств на Востоке (Шукуров Р.М. Великие Комнины и Восток (1204-1461). СПб.: Алетейя, 2001. С. 49). Таким образом со всех сторон доказывается, что государство Данишмендидов было АРМЯНО-ХАЛКИДОНИТСКИМ И АМШЕНСКИМ (АРАКЕЛ).
Модераторское - Про армян Малого Айка предлагаю продолжить - здесь.