Благодарю за оценку работы!
Под
туркменами (для X-XII вв.) понимаются огузы, не сохранившие племенную принадлежность. В эту группу также входили представители различных народов, исповедавших идеологию газиев. Постепенно термин "туркмен" вытеснил этноним "гузз", став обозначением одного из огузских народов к XIV в. По сути туркмены в XI веке в этническом плане являлись консорцией. Ими мог быть только мусульманин, который не обязательно быть огузом. Например, туркменом мог стать карлук из народа неогузского происхождения. С другой стороны, огузским родам калач (халадж) путь в туркмены был заказан за счет высокого уровня иранизации этого рода["Сиасет-Намэ"]. В хрониках обособлены гуззы (Сельджукиды, Артукиды, Чака, Салоры и др.) и туркмены (Атсыз, Буриды, Ягы-Сиян, Данишменды, Чубук, Куралу, Ахмет-Шах, Шоглу, Навукийя и пр.)
Давал определение туркменам в
Туркмены на Ближнем Востоке (XI в.) и в работе есть ссылка на нее:
Цитата:
В X веке в Средней Азии линия обороны Дар ал-ислам (мир ислама) против «неверных» тюрок располагалась вдоль северной границы областей Хорезм и Мавераннахр. Саманиды разместили в своих владениях примерно тысячу семейств огузов (гузов) и карлуков. Поселенцы приняли ислам, и обязались защищать границу от нападений «неверных» тюрок. Исламизированные тюрки сооружали рибаты и совершали регулярные набеги на своих языческих соплеменников. Образовалась среднеазиатская тюркская вольница воинов-добровольцев, которые были «опорой власти и предметом ее беспокойства» [ Бартольд В.В. История Туркестана // Общие работы по истории Средней Азии. Общие работы по истории Кавказа. М.: Восточная литература, 1963. Т. II(1). С. 123, 124; Агаджанов С.Г. Очерки истории огузов и туркмен Средней Азии IX-XIII вв. Ашгабат: Ылым, 1969. C. 80, 83-85.].
Контакт среднеазиатских мусульман с «неверными» тюрками вызвал встречные этнические процессы: исламизацию тюрок и тюркизацию ираноязычного населения, что послужило образованию нового этникона - туркмены. Определение Абу-Рейхана Бируни этого этнического процесса: «Когда гуз принимал ислам, то он становился туркменом» [ Там же. С. 82.]. Параллельно шел процесс принятия иранцами «подобия турка» (иранская этимология слова «туркмен» Махмуда ал-Кашгари) [Бартольд В.В. Туркмены // Работы по истории и филологии тюркских и монгольских народов. М.: Восточная литература РАН, 2002. С. 572.]. Видимо, инкорпорация иранцев в туркменскую среду была интенсивной, т.к. в XI веке «тюрки» и «туркмены» даже противопоставлялись друг другу [Он же. Тюрки // Работы по истории и филологии тюркских и монгольских народов. М.: Восточная литература РАН, 2002. С. 585.]. Наиболее полную характеристику туркменской консорции передал Абу-Исхак Истахри: «В пограничном городке Бискенте местные жители из гузов, карлуков и других племен, которые стали мусульманами…все они являются гази» [Агаджанов С.Г. Указ. соч. С. 76.]. Таким образом, туркмены для периода X-XI вв. - это, прежде всего, мусульмане-гази, которые обычно жили в приграничной области мусульманского мира, называемой уч (по-арабски удж) [ Турецкое слово, обозначавшее «пограничное укрепление». Как обозначение укрепленного района этот термин присутствовал в Хорезме и Малой Азии. См.: Там же. С. 249; Гордлевский В.А. Государство Сельджукидов Малой Азии. М.: АН СССР, 1941. С. 22; Vryonis S. Nomadization and Islamization in Asia Minor // DOP, 1975. Vol. 29. P. 47, 48.]. Сирийский хронист Григорий Абу’л-Фарадж прямо связывал понятие с этой консорцией: «Удж - огромная страна туркмен вдоль границы с греками» [Bar Hebraeus. The Chronology of Gregory Abu'l Faraj / trans. E.A. Wallis Budge. London: OUP, 1932. Р. 491.]. Несмотря на то, что инструментом общения внутри консорции был язык огузов, этническая принадлежность к этому народу, судя по всему, не была правилом. Туркменами также становились другие тюркcкие народности (карлуки), отуреченные иранцы (хорезмийцы) и исламизированные представители других народов [ В эпосе «Данишменд-Намэ» в походе туркменского войска участвуют воины армянского происхождения. См.: Melikoff I. La geste de Melik Danişmend. Etude critique du Danişmendname. Paris: Librairie Adrien-Maisonneuve, 1960. T. 1. P. 128, 129.].
Не учитывать мнения Клода Каэна в работе я не мог, т.к. вся рання история анатолийских турок строится на его иследованиях. Но он не посвятил Данишмендам специальной работы, поэтому я использовал материал историков, к-рые писали иследовали эту династию: Мордманн, Успенский, Меликова, Йынанч, Узунчаршили, Лоран, Саввидис, Икономидис, ну, и конечно же, Врионис. Резонатором работы выступил проф. Мюкремин Халиль Йынанч, известный в исторических кругах как "турецкий Каэн". Его выводы по Артукидам, Зенгидам, Ак-Коюнлу, Кара-Коюнлу и ранним Сельджукам прекрасны, а вот Данишмендов он рассматривал через "туркменскую призму" XIII-XV вв.
Цитата:
1. Маттеос Урхайеци являлся современником событий, в то время как самое раннее упоминание о туркменском происхождении Данишменда появляется спустя полтора века. Поэтому достоверность свидетельства армянского хрониста наивысшая [6].
2. «Современники» ранних эмиров этой династии (по мнению турецкого историка, ими являются Ибн ал-Каланиси, Ибн Азрак и ал-Азими) не свидетельствовали о туркменском происхождении Данишмендов [7].
3. Сообщение Ибн ал-Асира о переводе прозвища Данишменд как «мудрый» неправильное, так как это всего лишь название общеизвестной придворной должности. В связи с этим весь пассаж арабского хрониста можно поставить по сомнение.
4. Данишменд был персидским армянином (Iranli Ermeni) из-за «персармянского» происхождения династии, названной так хронистом Никитой Хониатом [8].
5. По другому сообщению византийского хрониста, изначально Данишменд был армянским князем, так как вел свою генеалогию от Аршакидов.
6. Турецкий героический эпос «Данишменд-Намэ» о хорезмийском происхождении династии нельзя использовать как источник из-за обнаруженных в нем фальсификаций в генеалогии семьи.
7. Мнение историка XVII века Микаэла Чамчана на основе непереведенного древнеармянского источника о том, что Данишменд –армянский князь, который был взят в плен турками. Отсюда вывод М.Х. Йынанча: этот исламизированный князь был назначен султаном в Сивас на должность данишменда [9].
8. На монетах династии отсутствовала племенная тамга, поэтому Данишменды - не туркмены [10].
Выводы спорные:
1-2. Контраргумент в виде Михаила Сирийца. Он современник событий.
3. Ибн ал-Асир прав (см.этимологию названия), а должности данишменда в XI в. не существовало.
4. Термин географический, а не этнический (Скилица). Конструкция Хониата - "персармянский Танисман", а не персармянин.
5. Термин "Аршакид" в устах византийца обладает искусственным статусом (Нерсесян, Дедеян).
6. Эпос часто недостоверен, но его сила в подтверждении достоверными источниками. Эпос показывает на Хорезм, на него же указывает Михаил Сириец. По свидетельству Аревелци (который очень хорошо настроен к Маттеосу), что армянство Данишмендов есть не более чем слух.
7. Чамчан не имел возможности (или не смог) сравнить термин "эфталит" у Михаила Сирийца и у Вардана Аревелци. И он просто сказал о Данишмендах, что "они были взяты в плен турками", и он не знал, что они "эфталиты". Естественно Йынанч ухватился за этот аспект: "турки берут плен не турок. Значит, это - персармяне, которые Аршакиды". И он тоже не знал, что Данишменды были "эфталитами".
8. Я пересмотрел свыше 500 монет Сельджукидов Рума, и на них нет тамги. Ни одной. Они разве туркмены? Нет, они четко идентифицируются как турки-огузы племени Кынык. Зато тамга есть у мамлюков, но они точно не огузы.
Что же такое "эфталит" до XI века? Это хорезмийцы - народ иранского происхождения, говоривший на хорезмийском, родственного среднеперсидскому (пехлеви, а не фарси!), языке. В XI веке этот народ был полностью тюркизирован и обрел "подобие турка", т.е. стал туркменами.