В защиту армянской версии следует отнести то, что все свидетельства хронистов о туркменском происхождении Данишмендов косвенные. Это связанно с тем, что Данишменд мог быть туркменом и армянином по рождению одновременно. Для этого ему достаточно родиться армянином, принять ислам и войти в корпорацию газиев. Маттеос Урхайеци сам называет Исмаила Гюмюштегина «персом» [16]. Единственное свидетельство о хорезмийском, то есть туркменском происхождении Данишмендов, содержится в турецком героическом эпосе «Данишменд-Намэ». Эпос не называет семью туркменской, но в нем отцом Мелика Ахмада является Али б. Мизраб из Хорезма. «Хорезмиец» Мизраб (Мураб) - историческая личность, и он известен как соратник Сейида ал-Баттала, известного гази середины IX века. Тяжело представить, чтобы внука араба Мизраба родился два века спустя. Тоже касается деда Ахмада по матери - им является Амр (Омер), эмир Мелитены в том же «батталовском» веке [17]. На основе таких данных Мюкремин Халиль справедливо заключает, что вся ранняя генеалогия Данишмендов не стоит выеденного яйца. И действительно, эта часть генеалогического древа Данишмендов перешла в эпос из другого произведения такого типа «Баттал-Намэ» [18].
В борьбе источников необходимо иметь подтверждение о перевоплощении армянина в туркмена. Корреспондируется сообщение Маттеоса Урхайеци со свидетельством византийского хрониста Никиты Хониата. Он писал о Мелике Мухаммеде б. Гази Данишменде (1134-1142), что тот «отдаленный род свой сливал с Аршакидами» [19], то есть среди предков этого мелика присутствовали армяне знатного происхождения. Известными прародителями Мелика Мухаммеда по восходящей линии были: Амир Гази, Исмаил Гюмюштегин, Ахмад Тайлу и Али из Хорезма. Амир Гази не так «отдален» от своего сына, поэтому изначальным Аршакидом быть не может по определению. Али - мусульманин, и он родом из Хорезма; его принадлежность к армянскому нобилитету невозможна. У Исмаила жесткая привязка - он сын Ахмада Тайлу, поэтому происхождение последнего Данишменда надлежит определить.
Можно допустить, что сведения о хорезмийском происхождении семьи являются недостоверными, и якобы армянин Тайлу был взят в плен турками или перешел на их сторону. Мюкремин Халиль сокрушается, что не смог перепроверить факт плена князя, и удивлен, что в общеизвестных источниках принятие ислама важным армянским нобилем никак не отражено [20]. Источником утверждения «о пленном князе» Микаэла Чамчана является «Хроника» Михаила Сирийца, вернее ее перевод на армянский язык. Армянская версия этой «Хроники» является составной, в ней избранные главы переведены, и склеены в одно произведение. В этом версии «Хроники» присутствует вставка, отсутствующая в сирийском оригинале: «Это было началом дома Данишмендов. Об их прозвище. Ранее они были взяты в плен среди Теталов (T’etalik), они изучили законы тачиков (турок), а затем приняли ислам» [21]. Переводчиками «Хроники» Сирийца были хронист Вардан Аревелци и ассирийский ученый Ишох. Использование Варданом термина «теталы», так он называет эфталитов, является маркером его произведений. События с пленными «эфталитами» отражены в его «Всеобщей истории». Ссылаясь на историка Вахрама, Аревелци сообщает о переправе султана Махмуда Газневи через Амударью: «Через реку Джахан перешел в землю Теталов, привел оттуда большое число пленных в Хорасан, что означает восток, и поселил их особо» [22]. Несколько ранее Вардан сообщает, что это событие стало началом возвышения сельджуков. Исходя из хронологии, речь идет о завоевании Хорезма газневидским султаном в 1017 году. Под «землей Теталов» Вардан имел виду Хорезм, и в свое время эта область входила в государство Эфталитов. После захвата этих земель Газневидами множество хорезмийских туркмен было переселено в Хорасан. Впоследствии эти туркмены начали войну с султаном, облегчив покорение Средней Азии сельджуками [23]. Оставим достоверность плена Данишмендов и их перехода в ислам на совести переводчика «Хроники», и обратим внимание, что эти «эфталиты» были тюрками или иранцами. Вардану известен слух об армянском происхождении Данишмендов [24], тем не менее, он (или все-таки Михаил Сириец?) не поддержал версию Маттеоса Урхайеци, и поместил их родину в Среднюю Азию.
Вопреки мнению Мюкремина Халиля о должности [25], в свидетельстве Ибн ал-Асира раскрывается этимология названия династии. Речь идет о звании отца Исмаила Гюмюштегина, а точнее о его научной степени, ставшей названием династии. Арабские хронисты истолковали это название, применив кальку среднеперсидского слова danishmand («мудрый; ученый» от староперсидского dan «знать»), как mu’alim «мудрый» (дословно «сведущий», от арабского alama «знать»). Калька не прижилась из-за того, что слово «данишменд» имело устойчивое обозначение мусульманского теолога из ираноязычной среды. В то время персидский язык имел сильные позиции среди интеллектуалов Средней Азии [26], поэтому оказалось возможным появление ираноязычного термина «данишменд» в исламском лексиконе [27]. Этот термин прямо связан с каламом – системой мусульманского богословия, и означал, что его носитель применял теологические аспекты калама при философско-религиозных дискуссиях и преподавал эту научную дисциплину [28]. В рассматриваемый период калам - ведущее течение средневекового свободомыслия в исламе, ему были присущи рационализм и критический дух. Калам старался подкрепить догматы веры научными доказательствами и тем самым вносил в религию элементы сомнения. Основным адептами калама были мутазилиты, и среди них выделялась группа данишмендов-теологов. Они утверждали о безусловном приоритете разума перед верой, отрицали слепое следование религиозным авторитетам, предоставили полную свободу частным судебным определениям и учили, что в этом деле каждый компетентный ученый может иметь собственное мнение. Толк считался особо склонным к полемике, объяснялось это всей его системой, целиком базирующейся на диалектике. Мутазилитов отличала поразительная сплоченность, умение вести дискуссию и широкие познания в разных областях жизни [29].
Цитаделью мутазилизма традиционно являлся Хорезм, и в X-XII вв. понятия «хорезмиец» и «мутазилит» были синонимами [30]. В год газневидского завоевания Хорезма начался период реакции. Этому послужил рескрипт багдадского халифа ал-Кадира (991-1031), направленный против мутазилитов, который предписывал им отказаться от своего учения и прекратить богословские споры [31]. Ревностно выполнивший его приказ, Махмуд из Газны казнил и высылал мутазилитов. Среди переселенных туркмен оказалось значительное количество ученого люда, в том числе и известный хорезмийский географ ал-Бируни [32]. В этот период на страницах хроник появляются данишменды [33]. Сельджуки быстро поняли преимущество сотрудничества с этими образованными людьми, которые являлись естественными противниками дома Газневидов. Так, в 1036 году данишменд из Бухары от имени Тогрула вел переговоры с султаном Масудом Газневи - тогда безымянный бухарец добился уступки сельджукам огромной территории [34].
_________________ Приходите в мой дом...
|