Изменить размер шрифта


Начать новую темуНаписать комментарии Страница 3 из 4   [ Сообщений: 46 ]
На страницу Пред.  1, 2, 3, 4  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Re: Кара и Ак-Коюнлу: Черные и Белые бараны...
СообщениеДобавлено: 16 фев 2018, 22:39 
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 46679
Откуда: Армения, Ереван
777sergey777 писал(а):
Лион,Вы писали,что изучили Арм.летописи периода Коюнстана.У меня вопрос к Вам:как там называется эта держава Коюнстаном или Парскастаном?


Вожди коюнлу в армянских летописях обычно фигурируют как "персидских шах/царь".

777sergey777 писал(а):
Почему не обнародываются эти летописи на англиском или русском языках?Из политических сображений или совет.безопасности запрещяет ?


Эх, друг мой, многие из них даже на современном армянском не переведены и не изданы. Вы знаете сколько я труда потратил, дабы их читать из средневекового армянского и перевести на современный армянский? Но у меня банально не хватает денег, чтоб их издать, на армянском, при том я уже не говорю об их переводе.

А вообще, откуда Вы вдруг взяли, что в исламских странах было больше свободы, чем в христианских?

_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Кара и Ак-Коюнлу: Черные и Белые бараны...
СообщениеДобавлено: 17 фев 2018, 02:05 

Зарегистрирован: 05 янв 2014, 22:26
Сообщений: 9300
Может быть и ошибаюсь.Вам видней.


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Кара и Ак-Коюнлу: Черные и Белые бараны...
СообщениеДобавлено: 19 фев 2018, 22:38 

Зарегистрирован: 05 янв 2014, 22:26
Сообщений: 9300
Лион,вопрос к Вам.
Вы как знаток армянских летописей 10-16 века,ответьте.
Что пишут священики ААЦ о периоде Каракоюнстана.Ведь их центром был город Ван и Васпуракан.
Что происходило на этих землях с армянским населением этих земель.
Их резали или глушили или бесчестили или ещё что то.Почему летописи молчат?Или молчат историки и специалисты Матенадарана?
Что происходит ?Почему такой туман в шах Армении и ванском каракоюнстве?Что происходило на землях армян в этот период ?Куда исчезло милионое армянское население?Почему летописи ААЦ такого периода играют в молчанку?
Где Асохики ААЦ 14-17 веков ?
Лион,ждёмс от Вас подробного ответа по этим белым пятнам Армянской Истории.


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Кара и Ак-Коюнлу: Черные и Белые бараны...
СообщениеДобавлено: 20 фев 2018, 01:06 
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 46679
Откуда: Армения, Ереван
777sergey777 писал(а):
Лион,вопрос к Вам.
Вы как знаток армянских летописей 10-16 века,ответьте.


Ну, спасибо за доверие, хотя и ох какой широкий круг вопросов Вы подняли...

Цитата:
Что пишут священики ААЦ о периоде Каракоюнстана.Ведь их центром был город Ван и Васпуракан.


Вообще-то, если уж строго посмотреть, данная эпоха, в частности относительно Армении, может считаться временной отрезок начиная от примерно 1350 до 1500 года. 150 лет, не более, при том есть периоды пика и падения и, если уж строго посмотреть, в региональном плане Кара-Коюнлу доминировали в отрзке 1405-1468 годов, а Ак-Коюнлу в отрезке 1468-1500 годов. Армения, а если поточнее ее основная часть, в грубом виде Великий Айк, входила в состав этих царств как одно из их владении, то есть это не так, что Коюнлу владели только Арменией и это было их центром. В самом грубом виде, границам Коюнлу соответствовали границы Сасанидов, это чтоб было ясно. Центрами государств Коюнлу были не Ван или Васпуракан, а прежде всего Тебриз и, отчасти, Багдад. Были и другие крупные центры.

Цитата:
Что происходило на этих землях с армянским населением этих земель.


Да ничего особенного, не считая религиозного и экономического гнета. Более того, азерские фальсификаторы в многом приукрашивают ситуацию, представляя власть этих Коюнлу над Арменией неким абсолютом. Вообще, власть кочевников традиционно была слаба и власть Коюнлу над Арменией по своей прочности никак не могла достичь, например, власти османов. Более того, по самим разным причинам те же владыки Коюнлу часто любезничали с армянами, как обьектами их власти в Армении. Например, Искандер Кара-Коюнлу в своей армии имел и армянские отряды, та же ситуация и с его братом и приемником Джаханшахом, при том последний явно любезничал и с армянским духовенством, ведь, особенно в Персии, Кара-Коюнлу имели большие проблемы с прочностью своей власти и, как минимум, лояльность армян на западе им была нужна. Та же политика продолжился и при Ак-Коюнлу, например, Узун-Хасан все стремился иметь в запасе лояльность армян и, вообще, эти Коюнлу имели в своеих титулах и титул Шахармен. Как итог, традиционно имея проблемы с прочностью власти, Коюнлу при случае старались не обижать армян и часто опирались на их поддержку. Интересно, что, наоборот были отношения с курдами, с которыми до конца так и не удалось найти общего языка.

Цитата:
Их резали или глушили или бесчестили или ещё что то.Почему летописи молчат?Или молчат историки и специалисты Матенадарана?


На верху я уже ответил. Более того, армянские источники дают очень интересные подробности про этот период, жаль только, что многие источники еще на грабаре, что уж говорить про их перевод на иностранные языки.

Цитата:
Куда исчезло милионое армянское население?Почему летописи ААЦ такого периода играют в молчанку?
Где Асохики ААЦ 14-17 веков ?


Армянское население никуда не исчезло и до 1915 года именно оно составляло большинство в пределах исторической Армении. Другое дело, что наши историки держатся пассивно, этим давая повод фальсификаторам исказить нашу историю - увы, это проблема.

Цитата:
Лион,ждёмс от Вас подробного ответа по этим белым пятнам Армянской Истории.


Я сейчас работаю над моей книгой, в котором буду анализировать и эти вопросы. Книга будет готова не скоро и она будет на армянском. Однако и все же, надеюсь, что новая моя книга, как и моя уже написанная Летопись когда-то все же будут изданы, на иностранных языках. Я пока могу сделать столько, будут лишние 10.000 долларов, дайте знать и мы переведем и издадим мою Летопись, тогда и увидите, что под туманом ;)

_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Кара и Ак-Коюнлу: Черные и Белые бараны...
СообщениеДобавлено: 20 фев 2018, 10:15 

Зарегистрирован: 05 янв 2014, 22:26
Сообщений: 9300
Благодарим за ответ.
Короче,коюнцы и кзылбаши в глазах армян это просто экспансия персев и Персии.
Насчёт 10 000 баксев.Обратитесь к богачам не равнодушным к Армянской истории.Например к дон Пипо и т.д.Вам объязательно помогут.


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Кара и Ак-Коюнлу: Черные и Белые бараны...
СообщениеДобавлено: 20 фев 2018, 11:49 

Зарегистрирован: 05 янв 2014, 22:26
Сообщений: 9300
И вообще с этой Персией тоже полный туман и белые пятна.
Почему Коюнлу в глазах армян 15-16 века это Персия.А шах Коюнлу это шах Парскастана ???
Пипец,как не понятно.Не поймёшь перс это нация и народ разговаривающий на персидском или просто житель земли Персидской ,в которой десятки языков и наречий,как Северный Кавказ.
Короче,надо разбираться.
Коюнлы это персы или тюрки.Если тюрки,то почему армянские летописцы ААЦ их называют персами.


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Кара и Ак-Коюнлу: Черные и Белые бараны...
СообщениеДобавлено: 20 фев 2018, 12:21 

Зарегистрирован: 05 янв 2014, 22:26
Сообщений: 9300
И вообще,что произошло с Персией в 8-19 века н.э.
Куда пропали персы и парфяне 1-7 века н.э
Откуда в Передней и Малой Азии появляется такая масса тюркоязычных людей.
В наше время это более 100 миллион человек.Это же охуено огромная цифра.
Что тюрки еблись и плодились или ассимилировали других,а персы и армяне суходрочкою занимались?Немного,экзотически сказано,но всё в тумане.
Или ромеи воевали с арабами,затем с персами сасанеанами,армян тоже с ними,а тюрки еблись и плодились и раз в один присед сделали то,что не удавалось не Персии,не Элладе,не Риму тюркизировали чуть ли не всю Переднюю и Центральную Азию.Воспользовались моментом,пока ипанутики друг друга постояно мочат и разрушают,мы окрепнем и всех трахнем своей массой и организованостью
Почему,ипанутики,а иначе не назовёшь народы ,которые не могут мирно и сладко жить с соседями.Кто умер,что с собою забрал?
Только свою бренную душу с её плохими и хорошими делами.
Сейчас армены и азермены постояно друг друга убивают и придёт третий и всёх ихнее заберёт,когда они полностью ослабнут.
Почему,азермены?Это как народ произошедший от арменоидов.Туркмен,азермен это всё производное от Арменоидов.
А кто такие Арменоиды-это истиные арийцы Передней Азии,прародины белоазиатской расы.
Имено так будет точнее,а не индоевропейская раса.Ибо индийцы это скорее чёрная раса нежели белая.
Чёрная раса никак не может быть белой расою,это разные категории.
Поэтому белоазиатская раса самый точный термин.
И кавказцы,и иранцы,и турки,и армены,и азермены это всё представители одной большой семьи под названием белоазиатская раса!
Костяком этой расы является ЕС.
Прародиной этой расы является Армянское Нагорье.Как и любое нагорье оно оказалось многоязычной.Отсюда раса на вид одна,а по речи разная.Чем то ,Кавказ и Иранское Нагорье напоминат.
На рожи все похожи,а по речи отличаются.
Так как кой была Персия 1-19 век н.э.На рожу одинаковые,а по речи разные?И поэтому для армян что тюркоязычный,что ираноязычный назывался персом?А ираноязычный курд из Персии,он тоже считался персом?
Кароче,всё в тумане у этих азиатов,хоть и белоазиатов.
Арабская летопись и Армянская летопись не имеют конкретики в описании тех или иных моментов истории тегионов.
А причина одна,история это не точная наука,а промысел.Как власть прикажет,так и расписывай историю и географию.
Отсюда и всё в белых пятнах в истории Персии
и Армении,которые пали под властью арабов и их союзников огузской военной федерации.
Сильные диктовали летописцам свою историю победителей ,а слабые молча смирялись с этим и ждали своего момента Удачи.
Есть время расбрасывания камней и время собирания.
Промысел продолжается,иначе аыживанию будет каюк.


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Кара и Ак-Коюнлу: Черные и Белые бараны...
СообщениеДобавлено: 20 фев 2018, 20:53 
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 46679
Откуда: Армения, Ереван
777sergey777 писал(а):
Благодарим за ответ.


:)

Цитата:
Короче,коюнцы и кзылбаши в глазах армян это просто экспансия персев и Персии.


Именно. Они воспринимались массой как персы. Тот же Джаншах известен как царь Персии.

Цитата:
Насчёт 10 000 баксев.Обратитесь к богачам не равнодушным к Армянской истории.Например к дон Пипо и т.д.Вам объязательно помогут.


Эээээх... на многое дерьмо есть деньги, но на такое дело... нет.

777sergey777 писал(а):
И вообще с этой Персией тоже полный туман и белые пятна.
Почему Коюнлу в глазах армян 15-16 века это Персия.А шах Коюнлу это шах Парскастана ???


Они же владели Персией и были носителями персидской культуры, они сами представляли себя как наследники персидской государственности!

Цитата:
Пипец,как не понятно.Не поймёшь перс это нация и народ разговаривающий на персидском или просто житель земли Персидской ,в которой десятки языков и наречий,как Северный Кавказ.


Да, очень интересный момент. Не всякий житель Персии может быть персом.

Цитата:
Коюнлы это персы или тюрки.Если тюрки,то почему армянские летописцы ААЦ их называют персами.


Коюнлу есть тюрки, но сильно подтвержденные влиянию персидской культуры и традиции.

_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Кара и Ак-Коюнлу: Черные и Белые бараны...
СообщениеДобавлено: 21 фев 2018, 00:53 

Зарегистрирован: 05 янв 2014, 22:26
Сообщений: 9300
Если коюнлу это турки,но армены 15-16 веков их называют персами,а османцев как называют ???
А сами армены поданые Персии себя так же величают персами??
Ведь купец из Персии арменского происхождения,является носителем персидской культуры и традиций.


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Кара и Ак-Коюнлу: Черные и Белые бараны...
СообщениеДобавлено: 21 фев 2018, 20:00 
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 46679
Откуда: Армения, Ереван
777sergey777 писал(а):
Если коюнлу это турки,но армены 15-16 веков их называют персами,а османцев как называют ???


Их называют османами, реже - турками.

Цитата:
А сами армены поданые Персии себя так же величают персами??


Нет, никогда!

Цитата:
Ведь купец из Персии арменского происхождения,является носителем персидской культуры и традиций.


Не факт.

_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Непокорный Каратай: Иконейский султанат... от Эрдогана...
СообщениеДобавлено: 26 мар 2021, 02:11 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 19 апр 2013, 00:59
Сообщений: 11245
Предками туркменского племени Кара-Койюнлу являются Мамиконяны, а Ак-Койюнлу – Пахлавуни. Григор Магистрос и утвердившиеся в Диарбекире Пахлавуни, приняв впоследствии ислам, заложили основы туркменского государства Ак-Койюнлу, а Мамиконяны заложили основы другого туркменского государства Кара-Койюнлу (Kirzioglu M. Fahrettin. Kars tarihi, c. I, Istanbul 1953. стр., 318).
При Газан-хане (1295-1304), когда происходила «исламская революция» глобального масштаба, Мамиконяны, бросив армянское христианство, полностью стали мусульманами и в начале середины XV века создали своё княжество в районе Арчеша. При том же Газан-хане князья Байандурлу, происходившие из ветви «Сурен Пахлав» Аршакуни, отказавшись от армянского христианства, приняли во время великой исламской революции ислам суннитского толка (Kirzioglu M. Fahrettin. Kars tarihi, c. I, Istanbul 1953. стр., 465).
Причём мать Узун-Хасана Баяндурлу Сара-Хатун была армянкой (Шукуров Р.М. Великие Комнины и Восток (1204-1461). СПб.: Алетейя, 2001. С. 357).
Эта армянская женщина отличалась храбростью, мудростью и верностью. Сара Хатун имя которое вошло в историю всего Востока как первая женщина-дипломат.
Изображение
Изображение
Она обладала большим умом и мужеством. Дочь Пирали бея, мать правителя государства Аккоюнлу Узуна Газана Сара Хатун родилась на землях Баяндур и была из рода Аршакидов.
Таким образом получается, что и мать и отец Узун-Хасана происходили из рода Аршакидов и их тюркизированного аршакидского племени баяндур!
И вот далее, что интересно. При том же армянине Газан-хане каджары расселились по всему Ирану, а после падения монгольского государства Ильханов, часть каджар переселилась на запад в Сирию, а также в окрестности Диярбекира и Эрлата. Не удивительно ли, что Газан-аршакид покровительствовал каджарам? Не удивительно, если учесть, что это было его аршакидское племя. Более того, при другом аршакиде Тимуре их переселили в район Еревана и Гандзака (Гянджи)!!!
Но самое интересное то, что в датируемом 1492 годом «Любб аль-таварих», говорится, что каджарское войско поддержало Дана Халила Баяндура. Опять случайность? Нет. Ведь большинство членов клана, упомянутого в источниках как каджары, а именно, потомки Дана Халила ибн Кёр Мухаммеда ибн Гара Османа Баяндура - в реальности считали себя частью правящего дома Баяндур, давшего династию Ак-Коюнлу (Пахлавуни, то есть опять восходящие к аршакидам, а через них к ахеменидам), поскольку они в самом деле были потомками основателя, Гара Османа!!!! Правление клана Дана Халила над племенем Ак Баят можно вспомнить в рассказах Деде Коркута-армянина, которые постоянно упоминают об огузском (аршакидском) вожде Баяндур хане. Связь между Деде Коркутом, баятской песнью, и вождем Баяндур ханом постоянно всплывает на всем протяжении повествования, указывая, что отношения между баяндурами и баятами были зафиксированы в устной литературе. Легенда же, относящая имя к монгольскому вождю по имени Каджар Нойон, фальшива! Исходя из вышеизложенного материала и ссылок, нет никаких сомнений, что каджарский оймак произошел от семейства Дана Халила и его потомков и его сына Ибрахима или Айба султана. Новообразованный под эгидой Айба султана оймак включал представителей субкланов племен Баят (Баятян) и Баяндур (Баяндурян-Баяндуров). Имя «Каджар» на самом деле - это прозвище, данное Айбу султану из-за его способностей в качестве полководца, или отряду, которым командовал он либо его братьям и сыновьям, поскольку «гаджар» или «каджар» означает с армянского «Храбрый Ариец»!!! Кадж, каджк, или каджи (арм. Քաջք, груз. ქაჯი) — дух ветра, бурь и войны из грузинской и армянской мифологии и эпоса. Наименование духов происходит от слова кадж, что в армянском языке означает "храбрый", то есть название духов является эвфемизмом, выражающим могущество, приписываемое этим духам. На русском языке произношение имени имеет несколько вариантов — кадж, кач, каджк. В справочниках по мифологии на русском языке написание чаще всего в виде кадж или каджк, хотя в армянском языке пишется Քաջք, то есть каджк — с буквой Ք в конце слова. Множественное число: на армянском Քաջք или Քաջքեր, на русском — каджи или каджки. В итоге: "Кадж-Ар" означает буквально - "Храбрый Ариец"!
++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
Древнеармянская фамилия Каджберуни, происходящая из Арчеш гавара, Тауруберанской области исторической Армении числится достаточно распространенной на пространстве России и ближнего зарубежья. В некоторых уникальных старых текстах однофамильцы относились уже к высшему обществу из славянского муромского духовенства в XVII-XVIII веках, имеющих в своем распоряжении хорошую царскую привелегию. Изначальные свидетельства фамилии можно почерпнуть в указателе переписи населения Руси в эру Иоана Грозного. У великого князя имелся особый реестр привилегированных и приятнозвучащих фамилий, которые даровались приближенным только в случае особых заслуг или поощрения. Тем самым эта фамилия пронесла собственное первоначальное обозначение и является исключительной для Парфянской Руси (России)!

_________________
Я не сумасшедший, просто ум у меня не такой, как у вас
Диоген Синопский
Всё тайное рано или поздно становится явным
Сократ
Христианство терпимо по отношению к другим религиям, но оно должно быть бескомпромиссно христианским (арийским)
Д.Коннер


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Непокорный Каратай: Иконейский султанат... от Эрдогана...
СообщениеДобавлено: 26 мар 2021, 02:14 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 19 апр 2013, 00:59
Сообщений: 11245
Василий Никитич Татищев / От Батыя до Ивана Грозного. История Российская во всей ее полноте - Чтение (Ознакомительный отрывок) (стр. 18)

Русский митрополит Пимен в 1389 г. совершил путешествие в Константинополь к Патриарху, которое подробно было описано одним из его спутников!

...Затем, плавая, прибыли во град Астравию и там пребывали, узнавая вести об Амурате царе (турецкий султан Мурад I /1359-1389/), потому что царь Амурат турецкий пошёл войною на сербского царя Лазаря.
О Амурате царе. Был же сей царь турецкий Амурат от роду христианского, обладая странами в Персии, после же названным Ачемия /Армения/. Ослабли цари греческие, и так из тех стран арменийских воцарился у греков царь, другой же брат его воцарился во отечествии своём Армении. Были же оба, христианами, и цареградский (т.е. Константинопольский), и арменийский, два брата, один у греков царствуя, а другой во Ачемии (киликийской Армении) царствуя. Потом же греческий царь, подговорённый своими людьми, пошёл на брата своего войною, на царя арменийского, также называемого ачемийским. Услышав же царь ачемийский о таковом (действии) брата своего, и постригся во иноческий чин, и встретил брата своего греческого царя во иноческом образе пешим. Удивился этому брат его греческий царь. Тот же сказал ему: «Господин и брат, что ты удивляешься? Не знаешь ли, что деды наши и отцы не хотели крови пролить между собою. Я ли худой и грешный могу так сделать. И вот я принял святой ангельский иноческий сан, а вся держава моя да будет в твоей руке. Один только у меня сын, и тот пренебрегает суетной славой, но по юности не может принять иноческого жития. Есть ведь многие монастыри, которые отцы наши создали в народе нашем, дай ему распоряжение своё, чтобы ему содержаться за счёт тех монастырей, остальное же всё в твоей власти».
Брат же его, греческий царь (т.е. византийский василевс), сделал так для сына его. Потом же учинил, чтобы сын его владел в тех странах. Так, сыновья того сына обладали странами своими арменийскими, что называют ныне ачемийскими. Победили же там турки и захватили восточные страны, захватили себе ачемийские страны и в веру свою утверждали. Правнук же царя того, постригшегося в иноческий образ, обратился в веру турецкую, а имя его Аркан (турецкий султан Урхан /1326-1359/), первый же его сын Сулимен. Сей Cyлимен, взяв его владения, пришёл еще при жизни отца его Аркана на Запад, в Калиполь (Галиполи, город в Дарданельском проливе), перешел море, открыв путь и остальным, как при царе греческом Андронике /1183-1185/, воевавшем со своим братом. Затем умер Аркан, и сын его Сулимен, и по Сулимене занял престол брат его, младший сын Арканов, которому имя Амурат. Силою же и лютостию, и жестокостию он всех превозмог и многие царства покорил на востоке и на западе, и Турецкую страну покорил, и называется турецкий потому, что турецкими странами обладает...

Этот рассказ называет имена османского султана и его сына, основавших османское государство в Малой Азии: Аркана, или Урхана (1326-1359 гг.), и Сулеймана (умер 1358 г.), происходивших от иссааковской ветки армяно-византийской династии Комнин.
https://modernlib.net/books/vasiliy_nik ... e/read_18/

_________________
Я не сумасшедший, просто ум у меня не такой, как у вас
Диоген Синопский
Всё тайное рано или поздно становится явным
Сократ
Христианство терпимо по отношению к другим религиям, но оно должно быть бескомпромиссно христианским (арийским)
Д.Коннер


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Непокорный Каратай: Иконейский султанат... от Эрдогана...
СообщениеДобавлено: 26 мар 2021, 11:13 
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 46679
Откуда: Армения, Ереван
Юстиниан писал(а):
Предками туркменского племени Кара-Койюнлу являются Мамиконяны, а Ак-Койюнлу – Пахлавуни. Григор Магистрос и утвердившиеся в Диарбекире Пахлавуни, приняв впоследствии ислам, заложили основы туркменского государства Ак-Койюнлу, а Мамиконяны заложили основы другого туркменского государства Кара-Койюнлу (Kirzioglu M. Fahrettin. Kars tarihi, c. I, Istanbul 1953. стр., 318).


Это протурецкая фальсификация. В противном случае хочу увидеть исторические доказательства.

_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Кара и Ак-Коюнлу: Черные и Белые бараны...
СообщениеДобавлено: 11 июл 2023, 21:53 
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 46679
Откуда: Армения, Ереван
Հայոց վերջին թագակիր արքան
Սմբատ Սեֆեդինյան-Արծրունի


XIV դարը հայերի համար հատկանշվեց պետականության կորստով (Կիլիկյան Հայաստան), արտագաղթով, քաղաքային, տնտեսական և մշակութային կյանքի համընդհանուր անկմամբ։ Պատմական ասպարեզից հեռացան կամ մարեցին դեռ իրենց իշխանական դիրքերը պահպանած հայկական վերջին իշխանական տները․ ոմանք (կամավոր կամ թե բռնությամբ) իսլամ ընդունեցին և բռնեցին ձուլման ճանապարհը, մյուսները՝ գաղթի ճանապարհը, ոմանք էլ, զրկվելով իշխանական դիրքից կամ կարողություններից, մտան վանք և այդպես փորձեցին պահպանել իշխանությունն ու ունեցվածքը (պարոնտերություն)։

Չնայած այս ամենին, հայ ժողովրդի մեջ չմարեց միավորման, ազատագրական և մշակութային շարժման ձգտումը. XV դարի առաջին կեսին, անգամ երկրորդ կեսի սկզբին նաև Հայաստանի թագավորության վերականգնման փորձեր ու ծրագրեր եղան։ Այդ ծրագրերից էր Վասպուրականում թագավորության վերականգնումը Սմբատ Սեֆեդինյան-Արծրունու գահակալությամբ։

1465 թվականին Ջհանշահի համաձայնությամբ հնարավոր եղավ Սմբատ Սեֆեդինյան-Արծրունուն, որը Ստեփանոսի եղբայրն էր, օծել թագավոր։ Դեպքերին ժամանակակից հիշատակագիրը նշում է. «Եվ այնժամ թագավոր օծեցին պարոն Սմբատին՝ իր նախնի Գագիկի պես, քանի որ վաղուց Հայոց ազգը թագավոր չէր տեսել»։ Հարկավ, սա իրավաքաղաքական նշանակություն չուներ և չէր կարող ունենալ, բայց կարևոր էր թագավորի օծման ծիսակարգի վերականգնման առումով։

Այս ուշագրավ դեպքի մանրամասները պահպանվել են միայն 1471 թ․ կրկնօրինակված ձեռագիր մի «Մաշտոցի» մեջ (ՄՄ, ձեռ. թիվ 5702), որտեղ պատկերված է նաև Սմբատ Սեֆեդինյան-Արծրունու թագադրության պահը. կաթողիկոս Ստեփանոս Դ Տղան թագադրում և օծում է իր առջև ծնրադրած Սմբատին։

Ջհանշահի այս համաձայնությունը բնավ չէր բխում հայասիրությունից, թեպետ հայկական կողմը մեծ ոգևորությամբ էր ընդունում այդ փաստը։ Մեր կարծիքով՝ Ջհանշահը Վանի կուսակալությունը Սեֆեդինյան-Արծրունիներին հանձնելու նպատակ ուներ, որով կկարողանար մի քանի խնդիր լուծել։ Նախ՝ դրանով մարտահրավեր էր նետվում տեղի քրդական ցեղերին, մանավանդ որ, մինչ այդ այս տարածքը գտնվում էր Շամբոյան կոչվող քրդական ամիրաների հսկողության տակ։ Այս ցեղի ներկայացուցիչները ևս սերում էին Արծրունյաց հայ թագավորական տնից (մայրական գծով)՝ «Սենեքերիմյան ազգից» (Թովմա Մեծոփեցի)։ Բացի այս, Վասպուրականի ներկայացուցիչների առաջքաշմամբ որոշակի հակադրություն կստեղծվեր Սյունիք-Այրարատյան թևի հետ՝ այդպիսով ավելի դյուրին դարձնելով հայերի նկատմամբ հսկողությունը։ Մյուս կողմից, սակայն, Ջհանշահի այս քայլն ավելի հեռուն էլ էր գնում. նա հայկական «թագավորության» ստեղծմամբ հակադրվում էր ակ-կոյունլու Ուզուն-Հասանին, որին աջակցում էին նրա հսկողության տակ գտնվող հայերը։

Այդուամենայնիվ, Սմբատ Սեֆեդինյան-Արծրունու թագավորությունը շատ կարճ տևեց՝ պայմանավորված աշխարհաքաղաքական կտրուկ փոփոխություններով։ Նույն այդ ժամանակ հասունացել էր Կարա-Կոյունլու և Ակ-Կոյունլու ցեղային դաշինքների բախումը. Փիր-Բուդաղի ապստամբությունը ճնշելուց հետո Ջհանշահը նախապատրաստվեց ակ-կոյունլու Ուզուն-Հասանի դեմ վճռական ճակատամարտի։ 1467 թվականին տեղի ունեցավ վճռական ճակատամարտը, որն ավարտվեց Ջհանշահի պարտությամբ և սպանությամբ։ Դրանից հետո Կարա-Կոյունլուների դաշինքն արագ քայքայվեց և իր տեղը զիջեց Ակ-Կոյունլուներին, որոնք արդեն հաջորդ տարում իրենց հսկողությունը հաստատեցին ողջ Հայաստանում։ Թերևս հենց այդ թվականով էլ կարելի է թվագրել Սմբատ Սեֆեդինյան-Արծրունու գահակալության ավարտը, քանի որ վերջինս, գտնվելով Ջհանշահի հովանավորության տակ, չէր կարող արժանանալ Ուզուն-Հասանի վստահությանը։ Այսպիսի ճակատագիր ունեցավ թագավորական իշխանության վերականգնման վասպուրականյան փորձառությունը և հայոց վերջին թագակիր արքան՝ Սմբատ Սեֆեդինյան-Արծրունին, որը վերջին անգամ հիշատակարաններում հիշատակվում է 1471 թվականին։

ուշագրավ մի վկայություն կա 1620-ական թվականներին Վասպուրական այցելած կարմելիտյան միսիոներ հայր Ֆիլիպի (R.P. Philippe de la Très Sainte Trinité) գրառումների մեջ, որն իր ուղեգրության մեջ գրում է, թե «Մեծ Սենյորն (Օսմանյան Սուլթանն) ու Պարսկաստանի թագավորը բաժանել են Հայաստանը, չնայած որ նրանք ունեն մի ծածուկ թագավոր (de Roy secret), որը սերում է Հայաստանի թագավորների հնագույն ցեղից, որին պատրիարքը գաղտնի օծում է, ինչպես ինքն է հայտարարել մեր հայրերին [և] շատ քչերը կան, ովքեր գիտեն այդ [մասին]»: Հայկական իրականության մեջ այս «ծածուկ թագավորի» առկայությունը գուցե 1465 թվականին Վասպուրականում Սմբատ Սեֆեդինյան-Արծրունու թագադրվելու և թագավոր օծվելու մասին հիշողություն է, որը հայկական իրականության մեջ անմար էր պահում պետականության վերականգնման հույսը։ Եվ որքան էլ անիրականանալի էր կաթողիկոսական աթոռն ու թագավորական գահը համատեղելու Վասպուրականի խմբավորման ձգտումը, այդուամենայնիվ այն կարևոր էր իբրև նախադեպ։


Изображение

_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Кара и Ак-Коюнлу: Черные и Белые бараны...
СообщениеДобавлено: 15 сен 2023, 12:31 
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 46679
Откуда: Армения, Ереван
В азербайджанских ресурсах пишут, что в центре Гейдара Алиева в Баку откроется выставка, посвященная Узуну Хасану, как якобы основателю азербайджанского государства Ак-Коюнлу.

Переписывание истории и попытки внедрения мифов о «древней азербайджанской нации» — это часть современной политики властей в Азербайджане, которой удовлетворяются настроения националистической прослойки общества.

Только вот никто не вдаётся в подробности, что государство Ак-Коюнлу — это конфедерация туркоманских племен, главным из которых было баяндур. Их современными потомками являются туркмены.

А в начале 16 века Ак-Коюнлу перестало существовать, так как было завоёвано сефевидами. А земли, на которых сейчас размещается Азербайджан, находились уже в составе Каджарского Ирана до 1828 года, когда Российская империя победила в войне.

То есть попытка выставить Ак-Коюнлу и Узуна Хасана в качестве прародителей современных азербайджанцев — это обычная манипуляция фактами. Особенно на фоне того, что нынешняя форма Азербайджана появилась лишь в 1918 году — спустя более чем 400 лет с момента прекращения существования Ак-Коюнлу.

Но сама по себе ситуация не нова: такого рода переписывание истории выступает характерной чертой тюркского национализма. Только недавно мы писали о турецкой исторической мифологии — никто из современных жителей не будет вникать в нюансы, а власти этим пользуются и повышают значимость нации в глазах народа.

Рыбарь

_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую темуНаписать комментарии Страница 3 из 4   [ Сообщений: 46 ]
На страницу Пред.  1, 2, 3, 4  След.



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 6


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  


Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
610nm Style by Daniel St. Jules of Gamexe.net

Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB