Прочитаем азерские учёные мыслишкиина эту тему .
**************
Похожая ситуация имеет место и в хеттском языке. В клинописных текстах ll тысечелетия до н. э. на хеттском языке тоже встречаются некоторые тюркизмы. Хеттский Тюркский ——————————————————– те де (демек – сказать) тюр дюрмелемек (скрутить) атта ата (отец) анна ана (мать)» Огромный интерес вызывает и тюрко-шумерские параллели, которые не дают покоя многим тюркологам. Многие ученые, как пишет Эрих Церен, считали и продолжают считать шумерский язык тюркским. Теорию о родстве шумерского языка с тюркским языком впервые выдвинули такие знаменитые лингвисты как Гоммель и Грозный, исходя из агглюнативности обоих языков. Эта теория в последствии было поддержано турецкими учеными Н. Боратавом, А. Джавадом, О.Н. Туна, казахскими учеными О. Сулейменовым, А. Амонжоловым, азербайджанскими учеными А.Мамедовым, Т. Гаджиевым, Э. Алибейзаде, балкарским ученым Мизиевым и т. д. А.Амонжолов сравнил больше 20-ти шумерских слов с тюркскими. О. Н. Туна довел число таких слов до 170- ти. А. Джавад в свое время писал: «То, что шумерский язык схож с тюркским языком, ни у кого не вызывает сомнения. Автор новой и весомой книги о шумерах Л. Вулли утверждает, что морфология обоих языков идентична. По его мнению, имеется два доказательства доказывающее тюркское происхождение щумеров: 1) язык; 2) археология». Д. Редер придерживается другого мнения. По его словам, пока ни кому не удался доказать родство шумерского языка с каким либо из известных нам языков. Но по своему строению он близок тюркскому. По мнению Г. Винклера, по своим основным параметрам шумерский язык схож с тюркскими языками и полностью отличается от семитских. ТЮРКИ И ШУМЕРЫ Доктор филологических наук, профессор Э. Алибейзаде пишет: «В XlX веке появилась новая наука – шумерология, которая за последующие века, благодаря новым находкам, стремительно развивалась. Одна из основных задач этой науки выявление родственных связей шумерского языка с другими языками мира. Многие ученые считают этот вопрос давно уже решенным. Так как, по их мнению, накопилось слишком много фактов, доказывающих родство этого языка с тюркскими языками. Они считают шумеров предками тюрков». О. Сулейменов сравнил около 60-и слов из числа 100 шумерских слов, которых Дьяконов привел как пример, и пришел к выводу, что основной фонд лексиконов обоих языков состоит из одних тех же слов. Например: Шумерский Тюркский ——————————————————————————————– аб, еб эв (дом) эш эшик (прохожая часть дома) эд гет (идти) заггин яхын (близко) гаш гуш (птица) деш дешик (дырка) уш üч (три) наме не (что?) О.Сулейменов считает, что без привлечения тюркского материала не возможно восстановить вокальную систему шумерского языка. Сравнив некоторые лексемы, он выявил, что согласным звукам «д» и «г» шумерского языка, соответствуют тюркские согласные «т» и «к»: Шумерский Тюркский Дингир Тенгри (бог) уд ут (огонь) удун утун (дрова) ада ата (отец) дириг терик (глубокий) таг так (одинокий) По словам О. Сулейменова, модель создание существительных из корней глагола в обоих языках идентична: Шумерский Тюркский уру гур (строить) уруг гургу (строение, город) йüзü üз (плавать) йüзüк (водная птица) üзгü ( плавание) ешти ешит (слышать, слушать) гештуг гулаг (уши) туру дири (быть живым) туруг дирилик (жизнь) Благодаря исследованиям этого автора, стало известно, что и для шумерского языка, так же как и для тюркского характерна морфологическая модель «императив + окончание -ен, или -ан = причастие прошедшего времени». Общим для обоих языков является и окончание -ра дательного падежа. Что бы понять историческую суть взаимосвязей шумерского языка тюркскими языков, в первую очередь следует сравнить эти языки и установить фонетические, лексические и грамматические параллели. Только так можно выявить древние архетипы. Именно так поступал видный азербайджанский ученый А. Мамедов, который в своей статье «Шумеро – тюркские лексические параллели выявил 120 общих слов. Например: Шумерский Тюркский узу озан (народный поэт и певец) уд öд (время) уш hуш (ум) изи исти (теплый, горячий) ара ара (средина) каш гач (бежать, бегать) аштар ачар (ключ) де де (говорить, сказать) ума уммаг (желать, хотеть) дуру дуру (жидкий) бар бардаг (сосуд для воды, стакан) па багыр (кричать, орать) па багла (связать) са сöз (слово) бе бек, бай (князь) бадара байраг (флаг) са саг (здоровый) саа сап (нитка) гум гум (песок) су су (вода) ми мемеш (сиски) Примечательно, что из 120 слов, которые были привлечены для сравнения А. Мамедовым, только несколько совпадают теми, что были использованы О. Сулейменовым. Т.е. в этом случае были сравнены совсем другие термины. Тот же автор в своей другой статье «Теоретические проблемы первичных корней тюркских языков» углубляя сравнения, пришел к заключению, что это не может быть просто случайностью. Прародиной тюрков является Передняя Азия и возможно, шумерский язык генетически родственен тюркским языкам. К такому же мнению пришел и другой видный азербайджанский ученый Т.Гаджиев, который помимо лексических параллелей выявил параллели и в фонетике, и в морфологии, и в синтактике обоих языков: «По мнению некоторых специалистов в шумерском языке было 4, а по мнению других 6 гласных. Установлено 18 согласных. Это не соответствует фонетическому строю современных тюркских языков, но все эти звуки имеются и в тюркских языках. Хоть это и является типологической аналогией, но то, что в шумерских словах, состоящих из двух слог, в обоих слогах используется один тот же гласный, указывает на закон созвучия, характерный для тюркских языков. Этот принцип не соблюдается только в инородных словах. Аналогия наблюдается в развитии и в превращении согласных. Превращение согласных «п», «т», «с» в старошумерском на согласные «б», «д» и «з», а так же на «ш» в новошумерском (п-б, т-д-з, с-з, с-ш) характерна и для тюркских языков… Между этими языками наблюдаются некоторые фонетические и морфологические параллели, которые вызывают огромный интерес у специалистов. В слове «тибира» (мастер по меди), которое пишется так же как «ибира» и соответствует тюркскому «темир» (железо), начальная буква «т» не стабильна. То же самое можно сказать о шумерском слове «ан» (небо). Если в начало этого слова добавить букву «т», то получится тюркское «тан» (небо).» По словам Т. Гаджиева, архетипы некоторых тюркских вспомогательных слов, таких как «ен» (самый) и «кими» (как) встречаются в шумерском языке в виде «ан» и «ги-гим-гими». Благодаря исследованиям этого ученого стало известно, что окончания некоторых падежей в обоих языках идентичны. Принято считать, что шумерский язык перестал быть живым разговорным языком уже в первых веках ll тысячелерия до н.э, после падения шумерских городов – государств. Но как язык древнего культа и письменности жречества – так же как латинский и греческий в наше время – он господствовал в духовной жизни еще почти полтора тысячелетия, вплоть, вплоть до последних веков до нашей эры. Создав из своего пиктографического письма первую клинописную систему, шумеры тем самым стали учителями вавилонян, ассирийцев и всех других народов, пользовавшихся клинописью. Многие аккадские слова заимствованы из шумерского языка. Но вавилоняне и ассирийцы восприняли не только систему письменности и многочисленные символы шумеров, но и значительные элементы их культуры и мировоззрения. Этим и объясняется то обстоятельство, что шумеры наряду с египтянами считаются создателями культуры вообще, хотя археологические раскопки показали, что и шумеры в свою очередь восприняли от своих незнакомых нам предшественников важные элементы культуры, способствуя дальнейшему их развитию. Хотя очаг их культуры и находился у Персидского залива, они не были коренными жителями этих мест. Тот факт, что некоторые ученые считают шумерский язык тюркским, наводит на мысль, что прародина шумеров находилась там, где говорили на тюркском языке. Скелеты шумеров относятся к каспийскому типу средиземноморской расы, к которому относятся и азербайджанцы. Э.Церен пишет по этому поводу: «Вновь и вновь проводили измерения человеческих черепов из шумерских могильников. Большей частью они были удлиненной формы. Но вот удивительно! Эти длинноголовые шумеры изображали себя в произведениях искусства с круглыми головами. Поэтому получилось так, что некоторые ученые относили шумеров к индоевропейцам, другие считали и считают их прототюрками…
************
|