ЭТНИЧЕСКИЙ СОСТАВ ТЮРКСКИХ ПЛЕМЕН АНАТОЛИИ
Основу тюркских племен Анатолии в XI—XIII вв. составляли огузы и туркмены. Этот пласт был таким мощным, что даже до наших дней отчетливо выступает при исследовании туркменских племен Малой Азии, сохранившихся в восточных районах Анатолии. Так, часть туркменских племен в Турции сохранила огузские названия: байындыр, баяд, чепни, авшар. В Турции сохранились также племена понеч, барак, караташлы, кара-коюнлу. Все эти названия — огузского и туркменского происхождения. Племенные подразделения гюнеч и барак существуют у среднеазиатских туркмен (соответственно у эрсари и йомудов). Племя кара-коюнлу известно как основатель одноименного туркменского государства. Караташлы (карадашлы) сохранились в Туркмении как самостоятельное племя. По свидетельству Абульгази, они — потомки огузского племени язгыр.
Обширные сведения о туркменских племенах Малой Азии обнаружил Ф. Демирташ в архивных документах Османской империи XV—XVIII вв. В них упоминаются почти все те племенные названия, которые есть в списках Махмуда Кашгари, Рашид ад-Дина и Абульгази. Лишь иногда некоторые племенные названия, носители которых прежде представляли собой крупные и могущественные племена, прилагались уже к небольшим подразделениям (кайы, кынык), что говорит о происшедшем распаде племени или отделении от него небольшой группы или же
о переходе основной части племени к оседлости, смешении с коренным населением и утрате прежней племенной общности. Другие же племенные названия в этих документах, наоборот, прилагались к крупным, часто даже нескольким объединениям племен, как, например: авшар, баяд, бейдили. Так, в XVI—XVII вв. несколько объединений авшаров было в улусах (племенных объединениях) туркмен Халеба, Дулкадырлы и др.
Сохранились у турецких туркмен и родовые тамги огузов. Ими таврят крупный рогатый скот и верблюдов. Употребляются они как обереги.
Эвлия Челеби в своей «Книге путешествия» (т. III) дал о языке анатолийских туркмен XVII в. такие сведения, которые говорят о его связях с диалектами туркмен Средней Азии сельджукского периода. «Наречия туркмен, как и они сами, происходят из области Бухары. Выйдя из Мавераннахра, туркмены под названием данишмендли, ак-коюнлу, сельчук проникли в Анатолию». Эвлия Челеби приводит несколько туркменских слов и дает их значения: ырвана — верблюдица, гюмеч — хлеб, кекримси — вино, дутук — покрывало невесты, ушак — парень, ченди--ножницы, гёзгю — зеркало, гёкчек — красивый и др. Большинство этих слов не употребляется в современном турецком языке, тогда как в ряде диалектов современного туркменского языка Средней Азии эти слова, иногда с незначительными фонетическими изменениями, имеют те же самые или близкие по смыслу значения.
Огузо-туркменский пласт довольно четко обнаруживается и при исследовании юрюкских племенных названий. В XVI в. в окрестностях Ушака жило юрюкское племя баят, среди анкарских юрюков были языры (са-ры-языр и кара-языр), в районе Сиваса в племенное объединение улу-юрюк входили додурга, они были и среди анкарских юрюков; в Ушаке и Айдыне жили юрюки-авшары.
В 1522 г. небольшое племя кайы зарегистрировано у анкарских юрюков. Возможно, что раньше среди юрюков было больше подразделений кайы, но они осели. Это подтверждает топонимия: в вилайете Анкара и вообще в Центральной Анатолии многие населенные пункты носят название кайы. В районе Болвадина жило юрюкское племя сельчюклю, а, как известно, сельджуки (по-турецки сель-чюки) происходили из огузов. Некоторые юрюкские племена имели огузские тотемные названия, например племя боз-доганлы (это племя сохранилось до наших дней в Южной Анатолии. Доган (сокол) был онгоном (тотемом) первых четырех племен правого крыла огузов. Племенные названия каджар, кара-коюнлу, текели — юрюкские племена с этими названиями сохранились в Турции до наших дней — туркменского происхождения. Кстати, в племенах каджар и кара-коюнлу бытуют предания о том, что они пришли в Турцию из Средней Азии и Ирана. Юрюкские племена караэвли, эй-мирли, чипни, также сохранившиеся поныне, видимо, огузского происхождения. Встречаются у современных юрюков и тамги огузов. Имена собственные у юрюков в XVI—XVII вв. в большинстве были огузо-турк-менского происхождения — Салтук, Артук, Дурсун, Кы-лыч, Арслан, Доган, Атмаджа, Токдамыш, Курт и т. п.
http://www.turkishfirst.ru/stories/226- ... tolii.htmlВот так,целой толпою и вошли в Малую Азию.Пока христиане аллилуйи читали и вели аморальный нездоровый образ жизни,туркманы хорошо подготовились и удачно совершили экспансию в Малую Азию.Туркманы это очень практичный народ.Хайкидам многому надо у них поучиться.