Военно-исторический форум

Добро пожаловать на форум военной истории
Текущее время: 18 авг 2018, 08:17

Часовой пояс: UTC + 4 часа [ Летнее время ]


google-site-verification: googled222e2bf1c5c3655.html

Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 605 ]  На страницу 1, 2, 3, 4, 5 ... 41  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Re: Армянские экзархы Византии: Армяне и великая империя...
СообщениеДобавлено: 06 май 2012, 21:41 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 24102
Откуда: Армения, Ереван
Очков репутации: 13

Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации
Следующим шедевром армянской исторической мысли можно назвать т. н. Историю псевдо-Шапуха Багратуни, относящуюся к X - XI векам и сохранившуюся в единственной рукописи. В ее первой части находится удивительный по своей фантастичности рассказ о римском императоре Маврикии, естественно "армянине" по происхождению. Несмотря на то, что во многих вполне адекватных сочинениях неоднократно указывалось происхождение императора как каппадокийца, некоторые армянские источники стойко видят его армянином. Флавий Маврикий Тиберий - это же звучит так по-армянски!
Итак, псевдо-Шапух излагает восшествие на престол императора таким образом-
Когда Мурик воцарился в Константинополе, отправил он некоего [человека] в страну свою Армению, в город Ани [к своему отцу] (Слова, взятые и скобки, отсутствуют в тексте, их восстановил издатель армянского текста). А был тот садовником Прибыл римлянин и нашел отца Мурика, Давида. Подозвал его к себе [римлянин], говорит ему «Тебя зовет сын твой Мурик, ибо воцарился он над римлянами» Услышав это, Давид, отец Мурика, расхохотался и говорит. «Не могу я прийти, мой маленький огород я предпочитаю царству римскому, ибо кто же дозволит царствовать чужеземцу» Поставил он перед ним еду, а сам вышел в свой огород и принялся вырывать большие овощи с корнем, а на месте больших, сажать мелкие. Увидев это, римлянин спрашивает его «Что это ты делаешь?» Он же ответил: «Так нужно». По возвращении явился муж к императору Мурику, без его отца, но передал императору, что делал его отец. Тогда император [Мурик] сообразил и говорит [про себя] «Это он мне совет дает относительно моих вельмож» Схватил он всех вельмож страны Греческой, кого в море утопил. Кого в ссылку отправил, а малым людям пожаловал достоинство патриков и стратигов и создал войска из простолюдинов и их начальников. И весьма укрепилось царство его.
Здесь просвещенный псевдо-Шапух блеснул своей эрудицией, вставив в данный эпизод фрагмент из сочиненияч Т. Ливия, который аналогичным образом рассказывал об истреблении Секстом Тарквинием первых лиц города Габий, куда он был заслан своим отцом, царем Л. Тарквинием Супербом. Интересно, что этот же эпизод имеется в Истории Киракоса Гандзакеци, который гораздо подробнее передает данное сказание об императоре Маврикии. Также любопытно то обстоятельство, что данная сказка была широко распространена на ближнем Востоке и имелась даже на эфиопском языке (Enno Littman, Tigrina—Texte im Dialekte von Tanben, Viener Zeitschrift fur die Kunde des Morgensland, XVI, 1902,. 211—212)



_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Армянские экзархы Византии: Армяне и великая империя...
СообщениеДобавлено: 15 авг 2012, 10:53 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 24102
Откуда: Армения, Ереван
Очков репутации: 13

Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации
В 976 году в Византии вспыхнуло всколыхнувшее империю восстание Варды Склира. Оно с восьмилетним перерывом (979-987 гг.) продолжалось до 989 г. Варда Склир был схвачен и ослеплен.

Предки Варды Склира, упоминавшиеся с начала IX в., были уроженцами Малой Армении, и часть исследователей считает, что род Склиров армянского происхождения. Примечательно, что войска Варды Склира, как и их полководцы, состояли из армян, что является дополнительным аргументом в пользу его армянского происхождения.

Сведения о восстании можно найти не только в византийских, но и в других, армянских, арабских, сирийских источниках. Большую ценность представляют данные современника событий, армянского хронографа Степаноса Таронаци (Асохика). «Когда воцарился в 425 (976 год - L) году Василий, Вард, по прозванию Склерос, отложившись, стал царствовать в джаханской и мелитенской странах. Вард был муж храбрый и сведущий в военном деле. Склонив на свою сторону армянскую конницу, бывшую в Греции, он разделил греческое царство на две... Царь Василий, собрав с своей стороны войска византийские, фракийские и македонские со всеми западными народами, отправил их против тирана Варда. Вард выступил против них войною; армянское войско сражалось мужественно: сыновья князя Таронского - Григор и Багарат, и князь мокский Зафраник, навели ужас на греческое воинство, которое, приведенное в смятение как бы вихрем, частью погибло под их мечами, частью же было захвачено. На этом сражении был убит греческий полководец евнух Петранос. Но Вард сжалился над остальными, как над христианами, и даровал им жизнь».

Именно это сражение имел в виду византийский хронограф Иоанн Скилица. Он писал, что мятежник «во главе со своей армией разбил лагерь в местности, именуемой Рагеас. Императорские войска во главе с протовестиарисм подготовились дать ему бой. Варда разделил свое войско на три части. Он сам возглавил центр, правое крыло - брат Варды Константин, а левое—Константин Гаврас. Возглавлявшим правое и левое крылья удалось разбить противостоящие им императорские войска. Здесь протовестиарий потерпел поражение, многие были убиты, в том числе патрикнй Иоанн, стратопедарх Петр и многие другие. Протовестиарий был взят в плен с другими вельможами».

Сопоставление данных армянского и византийского историков показывает, что Варда Склир в этом сражении опирался на армянские войска, в то время как византийское правительство вынуждено было отказавшись от услуг армянских и малоазийских войск, опираться на константинопольские тагмы и на фемные войска Фракии и Македонии. Все военачальники повстанца Варды Склнра, как было отмечено выше, были армянами. Об этом пишут не только армянские, но и византийские источники. Кроме прямых указаний Степаноса Таронацн (о полководцах Григоре и Багарате, бывших князьях Тарона, аннексированного империей в 966 г., моккском князе Зафранике), вспомним еше Сахакия-Врахамия, правителя Антиохии Михаила Вурна и его армянские войска, адмирала Михаила Куртнкия, Романа Таронита. Не случайно, что после первого поражения повстанца византийцы стали убивать именно пленных армян, поскольку последние первыми примкнули к Варде и провозгласили императором. Характерно, что и территориальный ареал начала восстания охватывал именно армянские земли (Харберт, Четвертая Армения, Тарон, Сасун, Ангилена, Анзитена, Ликанд, Цаманд). Добавим еше, что Варда провозгласил себя императором в столице Третьей Армении, в городе Мелнтене.

Не говорит ли сказанное о том, что это было неким военным и социалным протестом армян против захватнической политики Византии в Армении?


На основании стати
академика Р.М. Бартикяна

_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Армянские экзархы Византии: Армяне и великая империя...
СообщениеДобавлено: 16 авг 2012, 11:28 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 24102
Откуда: Армения, Ереван
Очков репутации: 13

Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации
После раздела Армении между Восточноримской (позже - Византийской) империей и Сасанидским Ираном (387 г.) представители армянских знатных родов стали служить в византийской администрации и армии. Приток армянской аристократии в Византию принял более широкие масштабы после захвата Армении арабами. По подсчетам специалистов, примерно четверть состава византийского господствующего класса в IX—X вв. составляли представители знати армянского происхождения. Несмотря на это, в византийских источниках ни один армянский феодальный род (Мамиконяны, Багратуни, Арцруни, Камсараканы, Гнуни и др.) не упомянут.

Исследование показало, что одна знаменитая армянская феодальная фамилия все же встречается в византийских источниках X—XI вв. Речь идет о фамилии патрикия Феодора, зятя знаменитого фаворита Льва VI (886—912) Стилиана Зауцы. Его армянское родовое имя, совершенно чуждое греческим переписчикам, варьируется в рукописях: Гузуанит, Гузуни[ат], Гуниац[иц], Гауаниат, Гунуазит; это не что иное, как армянская нахарарская фамилия Гнуни (Гунуни, род. падеж Гнуниац, Гунуниац). Исходя из сказанного, нужно и упомянутого в историческом труде Иоанна Скилицы под 1015 (или 1016) годом видного военачальника византийской армии Георгия Гонициата считать принадлежащим к тому же армянскому роду Гнуни.

В армеиоведении признано, что род Гнуни сошел с исторической сцены в начале X в. Если это и верно касательно коренной Армении, дело обстоит иначе в Византийской империи, где представители этого рода известны и в более позднее время.


На основании стати
академика Р.М. Бартикяна

_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Армяне в Византии: Армяне и великая империя...
СообщениеДобавлено: 17 янв 2013, 10:01 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 24102
Откуда: Армения, Ереван
Очков репутации: 13

Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации
Апокап, Апухап (греч.Αποκάπης, арм. Ապուքապ), византийская аристократическая семья армянского происхождения. Происходила из Тайка. Члены семьи исповедывали халкидонитство грузинской ориентации, т.е. были "ивирами". Похвальные и положительные отзывы армянских монофизитских хронистов об Апокапах могут служить тому наглядным примером (Мафей Эдесский, Аристакес Ластиверци).

Представители семьи Апокапов служили при дворе византийского императора, а в одном случае при дворе грузинского правителя Тайка. Практически все члены этой аристократической семьи состояли военными офицерами в византийской армии, и согласно сиггиллографическим данным некоторые из них носили высокие титулы катепана, магистра, протопроэдра, протоновелиссима и дуки. Наиболее известные представители, служившие на восточных границах Византийской Империи во второй половине XI века:

1) Фаресман Апокап - вест, византийский полководец. Михаил Атталиат называет Фаресмана "армянином", а перерабатывающий Атталиата Продолжатель Скилицы - "ивиром". Отождествление Фаресмана Апокапа, веста и стратига Иераполя, с упомянутым в завещании протоспафария Евстафия Воилы (от 1059 г.) - вестархом Фаресманом, сыном дуки Михаила, отрицается большинством исследователей. В рукописи от 1043 г. - Гомилии Иоанна Златоуста, переписанной неким монахом Феодосием говорится, что труд этот был предпринят для спафарокандидата и таксиарха Фарисмана. Рукописиь эта хранилась в Иверском монастыре на Афоне. А.Каждан отмечает, что спафарокандидат от 1043 г. мог стать вестом к царствованию Романа Диогена (1067-1071), однако быть уверенным в тождестве обоих Фаресманов нельзя.

В 1069 г., ко времени второй кампании Романа IV Диогена против турок-сельджуков, император восстановил город Иераполь (родина императора Иоанна Цимисхия), заселил его и отправил туда в качестве стратига Фаресмана Апокапа. Отправляя на восток Империи Фаресмана, Роман Диоген надеялся, что стратиг армянин-халкидонит будет примерным посредником между центральной властью и местным армянским населением, состоявшим из халкидонитов и монофизитов. Город располагался в западной части Армении, армяне-халкидониты здесь превалировали.

2) Василий Апокап (?-1083г., Эдесса) - византийский полководец, правитель фемы Придунайских городов (ок. 1064 г.). Во время войны византийцев с узами в 1065 г., атаковавших владения византийцев, Василий попадает в плен, однако, в том же году ему удается бежать. Василий прибывает в Эдессу, к своему отцу Апокапу, знатному князю и византийскому наместнику города. В период от 1072 по 1077 гг. Василий Апокап входит в среду приближенных полководцев Филарета Варажнуни, отделившегося от Византии, и начавшего процесс захвата имперских городов на Востоке. Среди прочих городов, захваченных войсками Филарета, оказывается и Эдесса. В 1077 г. по приказу Филарета Варажнуни Василий Апокап захватывает город, чему охотно способствуют анитиимперски настроенные местные жители, прогнавшие византийского дуку Льва Диаватина (1072-1077). С 1077 г. Василий правит Эдесской как ставленник Филарета Варажнуни. В 1078 г. Филарет признает номинально сюзеренитет Византии, и вновь устанавливается связь с Византией Василия Апокапа, однако уже в качестве византийского наместника Эдессы.

_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Армяне в Византии: Армяне и великая империя...
СообщениеДобавлено: 17 янв 2013, 10:04 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 24102
Откуда: Армения, Ереван
Очков репутации: 13

Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации
Управление городом Василий Апокап, как это видно из "Хронографии" Матфея Эдесского, исполнял достаточно хорошо. Положительные отзывы Матфея Эдесского тому могут быть нагядным примером. В частности, Матфей свидетельствует, что Василий Апокап "человек добрый и боголюбивый, милостивый к сиротам и вдовам, миротворец и созидатель". Кроме всего прочего такое положительное отношение со стороны армянских монофизитских авторов Василий заслужил еще и потому, что, по-видимому, его отец Апокап также был отличным правителем Эдессы (1037-1038 и во второй раз в 1065), умел ладить с местными жителями, вел строительные работы и показал себя с лучшей стороны.

Василий Апокап носил титул магистра, а на печатях этого времени он дука и протоновелиссим.
Умер Василий Апокап в 1083 г., и похоронен был он в православном храме св. Георгия Опоясанного в Эдессе. По случаю смерти дуки Василия Апокапа, по свидетельству Матфея, в городе был "траур великий". На посту дуки Эдессы Василия сменил другой полководец Филарета - Смбат Вхкаци, представитель все той же армяно-халкидонитской аристократии Тайка, однако другой фамилии - Вхкаци.

3) Василий Апокап - патрикий, византийский полководец, комендант Манцикерта. Василий, согласно хронографам, был мужем необычайной энергии и предприимчивым правителем города. В 1054\5 г. он успешно оборонял Манцикерт от набегов турок-сульджуков. Должно быть ему М. Грюнбарт атрибутировал печать Василия Апокапа, протоспафария и стратига.

Личность Василия Апокапа вызвала спор в среде ученых. Не мало усилий для решения этого вопроса было приложенно А.Кажданом и В.А.Арутюновой-Фиданян. А. Каждан считает Василия и комендантом Манцикерта и, позднее, правителем фемы Придунайских городов (в 1064 г.), действовавшим против узов, в то время как В.А.Арутюнова-Фиданян считает Василия Апокапа правителем Манцикерта и только, а правителем фемы Придунайских городов - другого Василия Апокапа, одного из известных полководцнв Филарета Варажнуни, ставшим впоследствии дукой Эдессы (с 1077 г.), куда он возвратился из плена (где пребывал у узов в 1065 г.) к своему отцу Апокапу (Апукапу), прежде бывшему стражем шатра Давида Куропалата. А вот Р. Гийан отождествляет обоих Василиев Апокапов, хотя его мнение не представляется правильным.

В.А.Арутюнова-Фиданян пишет, что в 1065 г. узы перешли Дунай и разбили войска правителей пограничной фемы Придунайских городов Василия Апокапа и Никифора Вотаниата. Василий Апокап попал в плен к узам. Матфей Эдесский в эпизоде, посвященном этому событию, называет Василия "полководцем армянских и ромейских воинов" и рассказывает об это удачном побеге из плена и прибытии к отцу в Эдессу. Апукап, отец Василия, бывший придворный грузинского правителя Тайка Давида Куропалата, стал вновь (после почти тридцатилетнего перерыва) правителем Эдессы. В это время ему было около 80 лет. И он, по-видимому, умер на этом посту (может быть, даже в том же году, т.к. его имя не упоминается Матфеем в рассказе о нападении Слар-Хорасана на Эдессу в 1065 г.). В "Хронографии" Матфея говорится, что в 1077 г. "Василий, сын Апукапа, того, что был прежде стражем шатра Давида Куропалата, собрал по приказу Филартоса всадников и пошел на город Урху... А прежде отец его Апукап жил в городе Урхе, и он благоустроил его и владел всеми областями". Поэтому, как замечает В.А.Арутюнова-Фиданян, нельзя принять мнение А. Каждана о нетождественности Василия-архонта Придунайских городов и Василия-наместника Эдессы. Интересно, что понятие "владел" в тексте передано словом սինոռեալ, т.е. "был сеньором".

Матфей особенно подчеркивает, что этот Василий Апокап - сын именно того Апокапа, который был "стражем шатра" Давида Куропалата. Это сделано, очевидно, для того, чтобы не спутать его с каким-либо другим Василием Апокапом.

Литература: 1)А.Каждан. Армяне в составе господствующего класса Византийской Империи в XI-XII вв. Ереван, 1975; 2) В.А.Арутюнова-Фиданян. Армяне-халкидониты на восточных границах Византийской империи (XI в.). Ереван, 1980; 3) Она же: Византийские правители Эдессы в XI в. // Византийский временник. 1973. Т. 35; 4) В.П.Степаненко. Государство Филарета Варажнуни. "Античная древность и средние века". Вып. 12. 1975; 5) M. Grünbart, Die Familie Apokapes im Lichte neuer Quellen, Studies in Byzantine Sigillography 5, 1998.



_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Армяне в Византии: Армяне и великая империя...
СообщениеДобавлено: 18 янв 2013, 09:32 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 24102
Откуда: Армения, Ереван
Очков репутации: 13

Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации
Аспиет - византийский полководец, армянин-халкидонит, представитель известной византийской фамилии Аспиетов, некоторые члены которой с XII в. становятся функционерами византийской социально-административной системы. Аспиет был в числе приближенных императора Алексия I Комнина и по словам Анны Комнины, гордился своей принадлежностью к царскому роду Аршакуни (I-V вв. по Р.Х.). В 1081 г. Аспиет сражался под Диррахием против норманских войск Роберта Гвискара, где был тяжело ранен, а в начале XII в. он был отправлен в Киликию и назначен на пост правителя Тарса, сменив Абелхариба Арцруни. Анна Комнина относит отправку Аспиета в Тарс ко времени похода Боэмунда Тарентского на Византию в 1107\8 г. Анна называет Аспиета Аршакуни стратопедархом Востока.

Литература:А.Каждан. Армяне в составе господствующего класса Византийской Империи в XI-XII вв. Ереван, 1975. В.А.Арутюнова-Фиданян. Армяне-халкидониты на восточных границах Византийской империи (XI в.). Ереван, 1980. Она же. Армяно-византийская контактная зона (X-XI вв.). Москва, 1994.



_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Армянские экзархы Византии: Армяне и великая империя...
СообщениеДобавлено: 22 мар 2013, 11:19 
Не в сети

Зарегистрирован: 14 апр 2012, 16:09
Сообщений: 319
Очков репутации: 0

Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации
Lion писал(а):
Очередной антиармянский ляп камрада MARCELLVS, который, как у него в обычии, знаком с темой крайне поверхностно. Чтож, осветим :)

Армянское происхождение императора Маврикия (Моррик по армянский) (582-602) отмечают Шапух Багратуни, Степанос Таронеци (Асохик) и Киракос Гандзакеци. Согласно первому император был из Ани, второй считает местом рождения село Ошакан (у Еревана) и только Киракос согласен с греческой версией - город Арабисус в Каппадокии. Интересно однако, что хронологический самый близкий к императору, армянский историк Себеос, подробно касаясь Моррика в своей работе, не говорит о его армянском происхождении.


Город Арабисос находится очень близко к Киликии, а в те времена границы между государствами и странами в многом были условными...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Армяне в Византии: Армяне и великая империя...
СообщениеДобавлено: 25 апр 2013, 13:45 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 24102
Откуда: Армения, Ереван
Очков репутации: 13

Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации
Юстиниан писал(а):
Это была своеобразная последняя реакция готов и папистов в Константинополе, до крестовых походов и прихода к власти западно-армянской амшен-ской династии Комнин (кстати, из которой происходит род Наполеона Бонапарта), в борь-бе за власть. К сожалению, восточные армяне Маврикия и Юстиниана делают своими вра-гами за их ассимиляторскую политику в отношении армян.


Ну уж извините, как будьто этого мало!

_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Армяне в Византии: Армяне и великая империя...
СообщениеДобавлено: 25 апр 2013, 23:54 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 19 апр 2013, 00:59
Сообщений: 10130
Очков репутации: 0

Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации
По этому вопросу сюда viewtopic.php?f=24&t=506&p=9719#p9719

_________________
Я не сумасшедший, просто ум у меня не такой, как у вас
Диоген Синопский
Всё тайное рано или поздно становится явным
Сократ
Христианство терпимо по отношению к другим религиям, но оно должно быть бескомпромиссно христианским (арийским)
Д.Коннер


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Армяне в Византии: Армяне и великая империя...
СообщениеДобавлено: 26 апр 2013, 09:52 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 24102
Откуда: Армения, Ереван
Очков репутации: 13

Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации
Спасибо, что напомнили :D

_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Армяне в Византии: Армяне и великая империя...
СообщениеДобавлено: 26 апр 2013, 11:01 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 19 апр 2013, 00:59
Сообщений: 10130
Очков репутации: 0

Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации
Пожалуйста! Всегда рад помочь!

_________________
Я не сумасшедший, просто ум у меня не такой, как у вас
Диоген Синопский
Всё тайное рано или поздно становится явным
Сократ
Христианство терпимо по отношению к другим религиям, но оно должно быть бескомпромиссно христианским (арийским)
Д.Коннер


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Армяне в Византии: Армяне и великая империя...
СообщениеДобавлено: 28 апр 2013, 11:59 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 19 апр 2013, 00:59
Сообщений: 10130
Очков репутации: 0

Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации
ПОДБОРКА Устян А.Р., профессор, кандидат политических наук
Из политической истории взаимоотношений Византии и Армении
(по Скабаланович Н.А. Византийское государство и церковь в XI веке. Кн. I и II. СПб.: Издатель­ство Олега Абышко, 2004)


1). Вестарх – этот чин, как считают Гоар, Сент-Мартен, Чамчян происходит от армянских князей, происходивших из Грузии или Армении. Этот чин при Мономахе носили следующие видные армяне: Михаил Пселл, Михаил Докиан, Михаил Ясит; при Стратиотике Михаил Вурца; в начале царствования Комнина Константин Дука; при Константине Дуке Роман Диоген; при Михаиле Парапинаке Нестор (Кн. I, с. 282). Но даже если вышеотмеченные византинисты ошибаются, нельзя не заметить, что все носители данного чина были армянами-халкидонитами (комментарий – У.А.).
2). Больше всего приобретений сделала Византия за счет армянских вла­детельных домов. Пока был в силе Багдадский халифат, государи Вели­кой Армении[i] волей-неволей подчинялись его влиянию, политическому и религиозному: они получали от халифов утверждение в достоинстве, титулы и знаки отличия, один из Ардзруниев и даже один из Багратидов перешли в ислам. Ислам сильной волной вливался в Армению с южных границ, так что, например, почти все насе­ление Мартирополя сделалось мусульманским и сам город переименован в Мейафарекин; армян­ские государи должны были целые города (Манцикерт, Келат, Перкри, Арджиш и др.) уступать халифам, которые сажали здесь своих эмиров и подэмиров. Когда халифат стал клониться к упадку и в нем выделились неза­висимые династии, эти последние стали предъявлять притязания на то влияние в Армении, какое принадлежало халифу (особенно Гамданиды Мосула и Халеба). Византия умела пользоваться чувством недовольства; возбуждаемым в армянах их зависимостью от халифов и эмиров; на этом пункте были основаны ее планы, в известной мере осуществив­шиеся, на распространение ее влияния в пределах Армении. Когда начато было завоевательное движение турок-сельджуков, эти планы получили своеобразную постановку и сопровождались осязательными, по-видимому, весьма благоприятными для Византии результатами. Византия стала прак­тиковать систему обмена земель, происхождение которой, кажется, со­временно началу Македонской династии – по крайней мере, при сыне основателя династии путем применения этой системы была образована фема Месопотамия. До XI в. к системе обращались изредка, а в XI в. стали усердно прилагать ее в сношениях, как с армянскими князьями, так и грузинскими. Ви­зантийское правительство, пользуясь давлением турок на армян, усиливая сверх того политиче­ские затруднения Армении инт­ригами и подкупом, вызывавшими внутреннее разъединение в стране, и без того не отличавшейся сознанием национального единства, страдав­шей от эго­изма и своеволия магнатов, – предлагало государям Армении уступить ему свои владения под условием получения земель в областях Малой Армении, издавна принадлежавших Византии. Мотивом, склоняв­шим армянских владетелей к предлагаемой сделке, были внешние и внут­ренние затруднения в их наследственной земле, а также то соображение, что на земле, по­лученной в обмен, они могут спокойно наслаждаться миром, отделенные и защищенные от турок византийскими фемами. Ви­зантийское правительство, в свою очередь, считая свои силы достаточ­ными для того, чтобы разгромить беспорядочные турецкие орды и отсто­ять от их нападений новоприобретенные пограничные области, находило весьма для себя вы­годным вместо этих областей отдать прежним их вла­детелям уступавшие по размерам тер­ритории, тем более что эта мера была переходной ступенью к совершенному подчинению переселенных армян. После поселения на византийских землях, в Малой Армении, армянские владетели при известной доле независимости не были совершенно сво­бодны от влияния визан­тийских императоров, которые затем пользова­лись каждым удобным случаем, чтобы усилить свой авторитет и уравнять армян с остальными подданными, как в политическом, так и в цер­ковно-религиозном отношениях. Расчет византийского правительства оказался, в конце концов, несостоятельным, равно как не сбылись и надежды ар­мянских владетелей. Несо­стоятельность расчета и несбыточность надежд зависели главным образом оттого, что стороны слишком полагались на военные средства Византии в борьбе с турками, преуве­личивали силы «греков» и умаляли силы «турок». На первых порах турецкое вторжение было как бы полезным для Византии, число ее фем увеличилось новыми погра­ничными фемами, территория раздвинулась. Но выгода была обманчива: выселив из пограничных, подвергав­шихся нападениям турок, областей армян, вместо того чтобы ободрить их и подкрепить для борьбы с опас­ным врагом, Византия собственными руками сломала барьер, защищав­ший государство от азиатских варваров; взяв на свою ответственность защиту границ, византийское правительство оказалось несостоятельным, турки не только завладели по­граничными городами и областями, но про­рвались вовнутрь Малой Азии, посетили и те земли, которыми владели по обменному договору армянские князья, утешавшие себя при­зраком безопасности. Не осуществился и расчет Византии на совершенное подчи­нение выселенных во внутренние области армян; политическое и особенно религиозное давление на армян со стороны Византии, вместо того чтобы слить армянскую нацию с остальной массой населения и сделать право­славной, разожгло фанатизм и породило обособление и смертельную вражду между армянами и греками, которые в наш период находили себе выражение во взаимных насилиях и бесчеловечных поступках, а впос­ледствии побудили армян с распростертыми объятиями встретить крес­тоносцев и помочь им не только против неверных, но и против Византии (Кн. I, с. 324-326).
3). Роман Диоген назначил дукой Антиохи веста Качатура, армянина по происхождению, кото­рый потом был деятельным приверженцем этого государя…(Кн. I, с. 327). …Затем мы встречаем при Парапинаке в должности антиохийского дуки Васага, сына Григория Магистра и брата ар­мянского католикоса Григория (Вахрама) (Кн. I, с. 327).
4). Дукой фемы Месопотамия, учереждённой ещё в конце IX в., при Мономахе назначен был Григорий Магистр, сын Васага, из рода Пахлавуни, после того как он передал императору свои владения в Великой Армении. …по смерти Григория Магистра (1066) владение его в Месопота­мии и титул дуки получил старший его сын, Вахрам (Кн. I, с. 331).
5). Между кивирреотской и антиохийской фемами лежали Селевкия и Киликия, две гористые области. …В селевкийских горах обитали армяне, которые в случае надобности охраняли про­ходы через горные ущелья (Кн. I, с. 341-342).
6). На восток от Харсианской фемы лежала Малая Армения, обозначаемая также именем Каппадокии. Три фемы: Армениак, Каппадокия и Харсий были подразделениями древней Кап­падокии (Кн. I, с. 343), а, следовательно, Малой Армении (У.А.).
7). …армянин Ашот (из Тарона), зять болгарского царя Самуила…изменил своему тестю и пере­дал Диррахий (Драч), которым управлял, византийскому императору. Фема была операционным базисом Византии против сербов, северных соседей фемы, и болгар, соседей восточных (Кн. I, с. 356).

_________________
Я не сумасшедший, просто ум у меня не такой, как у вас
Диоген Синопский
Всё тайное рано или поздно становится явным
Сократ
Христианство терпимо по отношению к другим религиям, но оно должно быть бескомпромиссно христианским (арийским)
Д.Коннер


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Армяне в Византии: Армяне и великая империя...
СообщениеДобавлено: 28 апр 2013, 12:00 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 19 апр 2013, 00:59
Сообщений: 10130
Очков репутации: 0

Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации
8). Как ни странным может показаться с первого взгляда, однако же, не под­лежит ни малей­шему сомнению тот факт, что величие Оттоманской импе­рии, блеск ее в лучшую пору ее существования до известной степени соз­даны руками христиан. Было немало искателей при­ключений из христиан, которые поступали в войско турок и принимали участие в их походах; осо­бенно важные услуги они оказывали туркам в тех отраслях военного и мор­ского дела, в кото­рых сами турки не обладали достаточной опытностью и знанием; они заведовали артиллерией, флотом, работали в арсеналах и на корабельных верфях. Несравненно большее значение для Оттоманской империи имели христианские ренегаты, т. е. христиане, принявшие ислам добро­вольно или по принуждению. Еще задолго до завоевания Константи­нополя у османов установи­лась система – привлекать христиан на служ­бу государству, предварительно обратив их в ислам; существовали правиль­но организованные учреждения со специальной целью приготовлять для военной и гражданской службы христианских мальчиков, взятых в плен на войне или в виде подати с мирного христианского населения. Эта систе­ма тщательно поддерживалась и после занятия Константинополя, в блес­тящий период Оттоманской империи до 1574 г. Янычары, ту­рецкая пехота, исключительно состояли из христиан, обращенных в мусульманство; сипаги, турецкая конница, состоявшая на жалованьи, в отличие от сипаги, конных ленников, не полу­чавших жалованья, тоже почти исключительно пополнялись христианами, перешедшими в ис­лам. Все важнейшие адми­нистративные должности были в руках христианских ренегатов. …Со второстепенными должностями было то же самое. Можно привести ряд имен, принадле­жащих лицам, игравшим политическую роль при Магомете II и после него, о которых опреде­ленно известно, что они не были турецкого происхождения. …Вообще можно сказать, что вся администрация, войско и флот нахо­дились почти исключительно в ведении лиц, не бывших ос­манами по про­исхождению, а вышедших из среды христианского населения. …Как бы то ни было, тем или другим способом в XVI в. много природных османов очутилось на высших госу­дарственных должностях – граждан­ских и военных, постепенно они стали брать численный пе­ревес над лица­ми, вышедшими из христиан, а вместе с тем оканчивается период процве­тания Оттоманской империи, она начинает клониться к упадку. Если ставить эти явления в генетиче­скую связь, то можно сделать весьма нелест­ный для турецкого самолюбия вывод относительно способности османов к самобытной политической жизни. Систематическое покровительство ренегатам из христиан, обычай раздавать им лучшие и доходнейшие места принесли несомнен­ную пользу империи. Но насколько он был полезен османам, настолько же был вре­ден хри­стианам, в значительной мере способствуя их деморализации. Лучшие силы христиан от­влекались на службу исламу, люди даровитые и честолюбивые приносили религиозные убеждения в жертву матери­альным выгодам и эгоистическим расчетам, христианская мо­лодежь ста­новилась равнодушной к вере отцов. Мы видим примеры, когда чисто полити­ческие соображения делаются мотивом к перемене веры. …Много было …при­меров, когда посторонние побуждения, не имевшие ничего общего с внут­ренними религиозными убеж­дениями, заставляли христиан переходить в мусульманский лагерь. Это были случаи, дос­тойные сожаления, но не заключавшие в себе никаких особенно опасных для дела христианства симптомов. Гораздо опаснее было то общее настроение, которое стало господствовать в юном христианском обществе, походило на религиоз­ную индифферентность и бросалось в глаза путе­шественникам. …Во второй половине XVI в. Порта …приняла меры к тому, чтобы преградить христианам возможность уклоняться от государ­ственных повинностей под ширмой ислама, вы­давая себя за перешедших из христианства в мусульманство. …султан воспретил христианам пе­реходить в ислам с целью освободить своих детей от взятия на службу под видом десятины. …религиозный фанатизм, составляющий неотъемлемую принадлежность вооруженных столкно­вений турок с христианским миром, ограничивался полем битвы и мало заявлял о себе в прави­тельственной сфере. Фанатизм всегда составлял у турок жизненный нерв военного дела; но коль скоро вопрос не касался войны религиозное настроение легко уступало место политическим со­ображениям. С другой стороны, это свидетельство служит косвенным указанием того, что рели­гиозное сознание в христианском обществе под влиянием турецкого господства и турецкой системы управления понизи­лось, твердость в вере ослабела и случаи совращения в ислам сделались чаще, чем были прежде. …поэтому (существовали – У.А.) некоторые основания с тревогой ожидать того времени, когда самое имя христиан будет ист­реблено в Оттоманской империи. К счастью (эти – У.А.) ожидания не оправда­лись: христианство не только уцелело, но сделалось охраной националь­ности, народных нравов и залогом политического возрожде­ния Востока. Решающее значение в этом деле имело то обособленное и до известной степени независимое положение, которое создано было для христиан Магометом II после завоевания Константинополя в 1453 г. (Кн. II, с. 352-356).

[i] Царствовала династия Багратидов, распавшаяся сначала на три ветви, из которых старейшая владела северной Арменией, с главным городом Ани, вто­рая сидела в Карсе, третья основалась в южной Армении, где посредством брач­ных союзов приобрела округ Тарон; к этим трем ветвям в конце X в. присоедини­лась еще четвертая ветвь Багратидов, имевшая столицей город Лори. В Грузии тоже основалась ветвь Багратидского дома. В Армении после Багратидов самым могуще­ственным владетельным домом был дом Ардзруниев, правивший обшир­ной провинцией Васпу­раканом, к востоку от озера Ван.

_________________
Я не сумасшедший, просто ум у меня не такой, как у вас
Диоген Синопский
Всё тайное рано или поздно становится явным
Сократ
Христианство терпимо по отношению к другим религиям, но оно должно быть бескомпромиссно христианским (арийским)
Д.Коннер


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Армяне в Византии: Армяне и великая империя...
СообщениеДобавлено: 29 апр 2013, 10:03 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 24102
Откуда: Армения, Ереван
Очков репутации: 13

Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации
Одно маленькое уточнение - третья царская династия Багратуни считалась царство Лори - к концу XI Века именно ее владыки считались "Тагавор айоц" :)

_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Армяно-византийское происхождение Наполеона
СообщениеДобавлено: 01 июн 2013, 15:04 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 19 апр 2013, 00:59
Сообщений: 10130
Очков репутации: 0

Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации
В своей великолепной работе "Народное хозяйство Византии" Л. Брентано на странице 53 пишет следующее: "В феодальной Армении крупные аристократические семьи сосредоточили в своих руках огромную власть, и поэтому нет ничего удивительного, что именно оттуда происходили те фамилии, которые с 10 века неоднократно узурпировали императорскую власть (Фамилии Фок, Склир, Малеин, Куркуас, Комнин и др. имели родину в Малой Армении, Каппадокии и Понте. В этом положении естественно предположить, что греческая знать каким-то образом многое заимствовала у своих соседей, эмигрировавших из Великой Армении).
Этим обуславливалась та направленная на защиту крестьян политика, которую проводят в X веке византийские императоры.

_________________
Я не сумасшедший, просто ум у меня не такой, как у вас
Диоген Синопский
Всё тайное рано или поздно становится явным
Сократ
Христианство терпимо по отношению к другим религиям, но оно должно быть бескомпромиссно христианским (арийским)
Д.Коннер


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 605 ]  На страницу 1, 2, 3, 4, 5 ... 41  След.

Часовой пояс: UTC + 4 часа [ Летнее время ]



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Google [Bot] и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB