Администратор |
|
Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57 Сообщений: 46682 Откуда: Армения, Ереван
|
Кочевые племена и народы играли важнейшую в роль в истории Ирана и соседних регионов в Средние века. Начиная с ХI века, волны кочевников проникали на территорию Иранского нагорья, разрушая существующие там государства и меняя привычный для населения уклад жизни. В 1258 году монгольские войска под командованием Хулагу вторглись в Багдад и казнили халифа ал-Мутасима, тем самым закончив правление династии Аббасидов, пусть и номинальное на протяжении нескольких столетий. После распада государства Хулагуидов, эмиры разделили между собой огромную территорию, однако им не удалось под ударами племенных объединений Кара-Коюнлу, а затем Ак-Коюнлу.
Во второй половине XIII — начале XIV века вокруг знаменитого суфийского наставника (šeix, «шейх») Сафи ад-дина Ардебили образуется широкий круг последователей, которые слегка позднее образуют братство, названное в его честь — «Сафавийя» (или «Сефевийе»). Несмотря на то, что Сафи ад-дин почитался за его аскетизм и нестяжательство, к концу жизни он в качестве подарков получил большие земельные наделы в Ардебиле, а также скопил достаточное количество средств. Его наследники восприняли установки основателя братства — до поры до времени они сторонились политической жизни. Со временем ситуация изменилась: братство в религиозном плане все больше склонялось к шиизму (большая часть последователей была тюркоязычной и исповедовало «народный» шиизм), а также начала вмешиваться в политику (шейх Ибрахим стал правителем Ардебиля).
При наследнике Ибрахима, шейхе Джунайде, братство Сафавийя превратилось в военизированную организацию. Их религиозные взгляды также претерпели трансформацию: они все больше склонялись к радикальному шиизму, в частности многие последователи Сафавийя обожествляли Джунайда и его потомков. Влияние братства было настолько велико, что правитель государства Ак-Коюнлу Узун Хасан запретил Джунайду возвращаться в Ардебиль. Последний в результате вынужден был прожить остаток жизни в Ширване (современный Азербайджан), а его внезапная смерть посеяла вражду между Сафавийя и Ширваншахом.
Амбиции шейха Хайдара, сына и наследника Джунайда, были еще шире: под его руководством Сафавийя совершали походы на Северный Кавказ против «неверных» народов Черкесии, Грузии и Дагестана. Подобные экспедиции привели к военному конфликту с Ширваном — этого не мог себе позволить правитель государства Ак-Коюнлу, так как Ширваншах был его союзником. Объединенные войска Ширваншаха и Ак-Коюнлу победили армию Хайдара, а последний погиб в сражении под Дербентом. Сын Хайдара также был умерщвлен, однако предварительно успел передать руководство над Сафавийя своему младшему брату Исмаилу, который, опасаясь преследования, вынужден был скрываться.
«Красноголовые»
Основной военной силой Сафавийя были тюркоязычные племена, которые в западной литературе обычно называют туркменами (или туркоманами). Эти племена входили в конфедерацию, которую называли Кызылбаши (тюрк. Qizilbāš, «красноголовые»). Такое название они получили благодаря характерному головному убору красного цвета с 12 полосками (по числу шиитских имамов). Крупнейшими из племен, входивших в конфедерацию кызылбашей, были шамлу, румлу, устаджлу, текелу, афшар, каджар и зулкадар, кроме них в этом объединении также состояли некоторые ираноязычные семьи. Основным объединяющим фактором для кызылбашей была идеология братства Сафавийя, в которой шейх почитался как духовный и политический лидер.
Возвращение Исмаила
В 1500 году 14-летний Исмаил собирает войска кызылбашей и отправляется в поход в Ширван. В решающей битве против армии Ширваншаха Фаррух-Ясара глава Сафавийя сражается в первых рядах, тем самым вдохновляя своих последователей — стоит заметить, что многие последователи почитали Исмаила реинкарнацией 12-го имама и верили, что он неуязвим для вражеского оружия. Годом позднее войска кызылабшей разбивают армию правителя государства Ак-Коюнлу. Исмаил входит в Тебриз, где провозглашает себя шахиншахом Ирана и дает начало династии Сефевидов. В течение десяти лет Исмаил при поддержке кызылбашей захватывает территории Ак-Коюнлу, разбивает войска узбеков под руководством хана Шейбани и, пользуясь нестабильностью в Османском государстве, захватывает Багдад. Экспансия Сефевидов на запад была остановлена после Чалдыранской битвы 1514 года, когда войска кызылбашей были разгромлены османами, во многом благодаря наличию у последних артиллерии.
Взлет и падение
После неожиданной кончины Исмаила на престол взошел его десятилетний сын Тахмасб. При нем и его последователях могущество кызылбашей достигло своего пика. Главы племен боролись за влияние на шаха и его потомков: сыновья правителя отдавались на воспитание в одно из племен, которое впоследствии рассчитывало на то, что именно он займет престол и станет проводником их интересов. Это, разумеется, приводило к междоусобицам внутри государства Сефевидов (которое тогда еще называли Dowlat-e Qizilbāš, «Государство кызылбашей») и влекло за собой территориальные потери.
Главы кызылбашей с воодушевлением восприняли восшествие на престол 16-летнего Аббаса. Однако юный шах слишком хорошо усвоил уроки своих предков и поставил одной из главных своих целей снижение влияния племен на политику страны. Аббас провел военную реформу, в результате которой в Иране была создана регулярная армия, набиравшаяся в основном из обращенных в ислам народов Кавказа. Эта армия в своей мощи не уступала кызылбашам и тем самым лишала их статуса единственной военной силы государства. Однако содержание регулярной армии и пополнение ее рекрутами требовало дополнительных расходов, часто являвшихся непомерными для казны.
Сефевидское государство при шахе Аббасе
Новые начала
Хотя Аббасу удалось лишить кызылбашей прежнего влияния при дворе, некоторым племенам из этой конфедерации удалось «вернуться в игру». После падения династии Сефевидов в результате афганского нашествия объединить ранее принадлежавшие государству земли удалось Надиру из племени афшар (он же стал основателем династии Афшаридов). А в конце XIX века после нескольких десятилетий борьбы в Иране воцарилась династия Каджаров — представителей тюркоязычного племени, также входившего в конфедерацию кызылбашей.
_________________ Приходите в мой дом...
|
|