Военно-исторический форум

Добро пожаловать на форум военной истории
Текущее время: 20 янв 2018, 04:29

Часовой пояс: UTC + 4 часа [ Летнее время ]


google-site-verification: googled222e2bf1c5c3655.html

Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 4 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Деятельность джавахкских армян
СообщениеДобавлено: 09 окт 2014, 22:52 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 09 июл 2013, 14:19
Сообщений: 8820
Очков репутации: 2

Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации
Джавахкцы в борьбе за Еркир


Исторические документы свидетельствуют, что идея освобождения Западной Армении сразу нашла у армян Джавахка горячий отклик. Будучи в значительной своей части выходцами из Западной Армении, они продолжали хранить духовную связь со своей исторической родиной — областью Эрзрума.

В конце XIX века стараниями Дж. Тер-Григоряна и П.Абеляна в Ахалкалаки была создана группа национально-освободительного движения. Здесь начала работать партия Дашнакцутюн. В соответствии с рапортом уездного начальника уже в 1891 году в Джавахке появились два революционера-пропагандиста, которые призывали поддержать борьбу соотечественников за свободу в турецкой части Армении — присоединиться к ней с оружием в руках либо принять участие в сборе средств. Судя по архивным документам, пропагандистам удалось набрать добровольцев для перехода в Западную Армению. Уездный начальник объяснял это тем, что многие местные армяне, особенно из числа горожан “мечтают о восстановлении Армянского царства”.

Попытки пристава Богдановки М.Чавчавадзе задержать пропагандистов не увенчались успехом. С помощью местных жителей, в особенности Арташеса Варданяна из села Покр Гондур, им удалось перебраться в соседний Александропольский уезд. Были арестованы помощники “бунтовщиков”, среди них священник Тер-Степан Арванян, его зять Шамбазян, врач Аршак, а также жители села Дадеш — врач Дали Кешиш Калслян и священник Тер-Карапет. Особенную активность по данным властей проявили сын Тер-Степана нотариус Арванян, учитель из Вашиана Хмайак Агекян, житель Ахалкалаки, известный в уезде общественный деятель и журналист, бывший писарь села Дилиска Баграт Пиджикян. По мнению властей упомянутые лица стали членами армянского тайного комитета, организовав в уезде его филиал — поэтому их необходимо было отправить в ссылку. На тех, кто знал о деятельности пропагандистов и не сообщил о ней в полицию, наложили крупные штрафы. Особенно непростительным показалось уездному начальнику поведение нотариуса Арваняна, который “в фуражке русского чиновника предпринимал действия, противоречащие воззрениям правительства”.

Дальнейшие события показали, что в Ахалкалакском уезде царская власть не смогла искоренить новосозданную дашнакскую организацию. Не случайно из Джавахка вскоре вышли известные партийные деятели. Обычным делом стала вступление в партийные ряды сразу нескольких членов семьи. В первую очередь можно назвать семьи Оганджанян, Тер-Минасян, Игитян (Игитханян, Качазнуни). Уроженец Ахалкалаки Амо (Амазасп) Оганджанян вскоре стал одним из руководящих деятелей партии. Погиб за свободу своего народа его брат Армен, заслуживший большую известность среди русских революционеров. Одной из заслуженных активисток партии была сестра Сатеник — в частности она выступала в защиту Джалала Тер-Григоряна и его товарищей, преследуемых царскими властями.

Несмотря на множество свидетельств участия кавказских армян в освободительной борьбе на земле Западной Армении, трудно установить настоящую фамилию и место рождения каждого из них. И все же в некоторых случаях мы имеем возможность достоверно судить о роли уроженцев Ахалкалака и Ахалцха в этом национальном движении.

Известно, что первой масштабной попыткой участия кавказских армян в освободительной борьбе был поход 1890 года под руководством Саркиса Кукуняна с надеждой дать новый толчок широкому революционному движению в Эрзруме. Едва отряд из сотни молодых людей перешел границу, ему пришлось вступить в бой с превосходящими силами турок и курдов. Понеся потери, отряд отступил на российскую территорию, где его бойцы были задержаны. “В составе отряда, — писал М.Варандян, — находились и бывшие солдаты российской армии, в том числе сотник Степан, уроженец Ахалкалака, который должен был обучать добровольцев”.

В 1892 году в Тифлис для участия в первом съезде Дашнакцутюн прибыл известный предводитель фидаинов Арабо. Многие юноши упрашивали взять их в отряд. Большинству из них Арабо отказал, согласившись взять в Еркир только уроженцев Западной Армении. В то время среди западноармянских деятелей господствовало убеждение, что вооруженную борьбу против турок должны вести в первую очередь сами западные армяне. Арабо сделал исключение только для уроженцев Ахалцха Вардана и Левона, взяв их в отряд, как эрзрумцев по происхождению. На подступах к Тарону, в ущелье Гелисар (Араш) все фидаины отряда погибли смертью храбрых.

В 1890-е годы идея освобождения исторических армянских земель от абдул-гамидовского ига широко распространилась по всему Джавахку. В ахалкалакском училище Месропян, городской библиотеке, во время театральных представлений — везде и всюду говорили о необходимости посвятить себя борьбе за свободу. В среде интеллигенции и молодежи широко обсуждались идеи, освещаемые на страницах передовой армянской прессы Тифлиса.

Разговоры о Еркире стали еще чаще, когда в 1894 году в Ахалкалаке появились первые армянские беженцы — 350 человек, чудом спасшихся от турецкого ятагана. Население тепло их приняло, разместив в городе и селах. Усилиями местного отделения Кавказского армянского благотворительного общества был организован сбор пожертвований. Чтобы добыть средства к существованию, часть мужчин-беженцев нанялась за мизерную плату в каменоломню, добывать камень для строительства казарм. Учащиеся приходской школы навещали беженцев, слушая их рассказы об ужасах погромов и резни, о погибших членах их семей.

Несколько мальчиков, в том числе двенадцатилетний Минас (в будущем видный деятель национально-освободительной борьбы Рубен Тер-Минасян), одиннадцатилетний Арташес Чилингарян (в будущем один из руководителей Дашнакцутюн Рубен Дарбинян), Паройр, Багдик и другие решили отправиться в Еркир, чтобы “отомстить туркам и освободить Армению”. Они взяли с собой “оружие” — порох, ножи, выбрали себе новые имена, заимствовав их у любимых героев романов Раффи, и отправились в сторону русско-турецкой границы.

Искренний юный порыв, конечно, не имел успеха, ребят остановили на полпути. Однако он был очень характерным для того времени, оставил глубокий след в душах, как самих участников, так и юношества уезда. О “походе” сложили даже песню, которую с воодушевлением исполняли дети. Позднее Р.Дарбинян вспоминал: “В те дни не только армянская молодежь Кавказа, но даже 10-12-летние мальчишки мечтали отправиться в “Армению”. Живя на земле Кавказской Армении, все они верили, что подлинная Армения находится по другую сторону границы. Туда они и стремились, дабы помочь братьям и сестрам, страдающим под кровавым турецким игом”.

Как ни курьезно это звучит, но детская игра вызвала большой переполох у местных властей. Дело поступило на рассмотрение уездного начальника. По свидетельству Сатеник Оганджанян с большим трудом удалось предотвратить закрытие школы. Начались обыски и допросы, в том числе в доме самих Оганджанянов. Не веря в самопроизвольность детского замысла, власти пытались обвинить во всем школьного инспектора Хачатура Диланяна и учителей.

Все новые и новые джавахкцы присоединялись к вооруженной борьбе. Уроженцы Ахалцха и Ахалкалака приняли участие и в знаменитом Ханасорском походе, организованном Дашнакцутюн. “Девятнадцать храбрецов пали во время решающего боя, — писал М.Варандян. — Девятнадцать мучеников с разных концов армянского мира... Ванец, шатахец, хамаданец, мушец, жители Гохтна, Казаха, Кизляра, Нор-Баязета, Александрополя, Тифлиса, Карабаха, Ахалцха, Ахалкалака...”.

В 1903 году, когда султанское правительство ужесточило надзор за свободолюбивыми устремлениями сасунцев, многие боевые группы пытались переправиться из Закавказья в Еркир. Успешным оказался переход отряда “Мррик” из 23 человек под руководством Торгома — рядом со знаменитыми Кери и Турбахом в рядах бойцов сражались Арташес из Ахалцха и Никол из Ахалкалака (Джавахеци Никол).


Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Деятельность джавахкских армян
СообщениеДобавлено: 10 окт 2014, 00:11 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 22860
Откуда: Армения, Ереван
Очков репутации: 13

Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации
Спасибо, очень интересно познавательно!

_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Деятельность джавахкских армян
СообщениеДобавлено: 10 окт 2014, 00:17 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 09 июл 2013, 14:19
Сообщений: 8820
Очков репутации: 2

Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации
Да, хорошая статья, побольше бы таких. :)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Деятельность джавахкских армян
СообщениеДобавлено: 10 окт 2014, 09:08 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 22860
Откуда: Армения, Ереван
Очков репутации: 13

Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации
Думаю стоит еще анализировать и вклад джавахкских армян в майские эпопеи 1918 года.

_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 4 ] 

Часовой пояс: UTC + 4 часа [ Летнее время ]



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB