Как пишет Виллари, нападение было хорошо спланировано: «Нападающие были разделены на четыре группы, каждая из которых имела четкие задачи: первая должна была убивать армян, вторая – грабить и поджигать магазины, третья – грузить награбленное на заранее подготовленные телеги, а четвертая – заниматься убитыми и раненными татарами. Из 195 армянских магазинов 180 были разграблены».10
По данным Варданяна, в Нахиджеване и в уезде, «где ханы были полновластными хозяевами, а подавляющее большинство населения составляли турки», «армяне несут потери» – около 400 жертв убитыми и раненными, три дня на глазах у властей происходит вакханалия бандитов: погромы, пожары, грабежи, насилие над женщинами, осквернение церквей.
Вилари пишет: «Из 47 сел, подвергнутых нападению, 19 разрушены, население изгнано, 10 сел разрушены частично, но население осталось, 18 ограбили, увели скот. Число убитых в городе и деревнях доходит до 239».11
После Нахиджеванского кровопролития накаляются взаимоотношения между армянами и татарами и в Ереване, идут ожесточенные бои в районах Арташата (Камарлу) и Аштарака. Никол Думан в письме, направленном Бюро АРФД, сообщает, что «в Ереванской губернии убито около 300 армян, а татар намного больше».
За время армяно-татарских столкновений наибольший урон армяне понесли в Баку и Нахидживане, а татары – в Шуши, Ереване и Тифлисе.
По утверждению Варданяна, татары и в Ереване напали первыми, и армяне в первый день столкновений потеряли около двух десятков убитыми. «На следующий день армяне организованно открывают огонь, турки пытались было массово атаковать армянские кварталы, но наше организованное сопротивление разнесло их планы в прах. На следующий день турки понесли потери: около ста убитых и множество раненых. В тот же день в дом одного турка было брошено 3 бомбы, в результате погибли около 20 человек».12
В августе 1905 г. столкновения происходят вдоль дороги Евлах – Шуши, в частности, в Агдаме. 20 августа в Шуши был убит татарин, а 29 около Шуши – 3 армянина. Перестрелка продолжается три дня, армяне поджигают расположенные в армянских кварталах татарские дома, то же самое делают и татары в своих кварталах, в общей сложности сожжено 400 домов и магазинов. Армянская церковь Агулецоц захвачена и осквернена, превращена в опорный военный пункт татар.
«Татары решили разгромить армянский квартал, но армяне ответили мощным огнем. 2 сентября мусульманские старейшины посылают гонца к армянам, и, наконец, в русской церкви проходит мирная конференция. Татары и армяне публично обнимаются и клянутся хранить вечную дружбу. Происходит обмен пленными, число убитых и раненых доходит до 300, из которых две трети – татары: армяне лучше стреляли и занимали более удобные позиции», – пишет Вилари.13
По данным Варандяна: «Ни в одном уезде Закавказья армяно-татарское противостояние не было столь ожесточенным и кровопролитным, как в Карабахе и в его столице Шуши». «Перестрелки длились 5 дней, результат – 40 убитых с нашей стороны, 68 раненых. Убитых турок насчитывалось около 500».14
После столкновений в Шуши 8000 татар и 1200 курдов из Зангезура и еще 500 со стороны персидской границы нападают на армянские населенные пункты. 6 сентября им наносят контрудар казаки. Часть их для защиты армян отправилась в Минкенд. Татары уверяют их, что армянам ничего не грозит. Но как только казаки уходят, татары нападают на армян Минкенда и вырезают 140 человек.15
Произошедшее в Минкенде, по словам Варандяна, вызвало бурю протеста и ярости на всем Кавказе. Армяне не оставляют без ответа зверства, «пожарам, погромам и разрушениям они предают ряд турецких деревень – Гюлаплу, Авдал, Диванлар, Азрафлу, Карадаглу и др.». В Баку армяно-турецкие вооруженные столкновения происходят в августе, в ходе погромов «погибают 400 человек – 270 турок, 130 армян и представителей других национальностей, сожжены скважины Балахана, а также армянские скважины».16
В Елизаветполе армяно-татарские столкновения начинаются в середине ноября: сначала убивают двух армян. Столкновения продолжаются пять дней, дашнакцаканские отряды успешно противостоят продвигающимся к армянским кварталам вооруженным татарским группировкам. Устанавливается перемирие,
стороны обмениваются убитыми и заложниками, город по реке разделяется на две части – армянскую и татарскую.
В расположенном рядом с деревней Гетабек селе Казах и в армянских деревнях Бадахи в результате татарских нашествий убиты и ранены десятки армян, в том числе, дети и женщины. В ответ армянские группировки в январе 1906 года разрушают и поджигают татарскую деревню Сегютлу, где убивают около сотни человек.
«Армянскими отрядами самообороны до основания разрушены также следующие разбойничьи гнезда – Молла Джаллу, Дозилар, Сарису, Тодан, Хаджи Магадлу, Булулаг, Али Ушаги, Байрамлу, Эндиша и другие. Победоносные сражения армянских добровольческих отрядов безгранично подняли дух притесненного и угнетенного народа».17
В Тифлисе, где армяне, по сравнению с татарами, составляли абсолютное большинство, столкновения начались в третьей декаде ноября. Их удается быстро «погасить» – убиты и ранены два десятка человек. Варандян, однако, пишет о восьми убитых и 60 раненых со стороны армян и около 500 убитых и раненых со стороны азербайджанцев.
Точных данных о количестве убитых в ходе первых армяно-татарских столкновений нет. Тадеуш Святоховский указывает цифру от 3 до 10 человек. По данным Филиппа Махарадзе, в феврале 1905 года в Баку убиты более 1000 человек, большинство армяне. А с 1905 по 1907 гг. в армяно-татарских столкновениях, согласно Махарадзе, убито 10 тысяч человек. По подсчетам Давида Анануна, убито по меньшей мере 1500 армян и 1600 татар. Акнуни пишет, что разграблены и разгромлены 128 армянских и 158 татарских деревень.18
В январском номере 1906 года английского журнала «The Contemporary Review» напечатаны исследования об армяно-татарских столкновениях. «Как могли поколениями мирно уживавшиеся народы броситься в братоубийственную войну? Ответ на этот вопрос неясен, но главные причины подтверждены. Прежде всего, надо понимать, что закавказский татарин – от рождения вор и разбойник. Три четверти века русского правления не смогли погасить его хищнических инстинктов, и только страх перед ссылкой, арестами и казаками держал его в узде».
Автор не отбрасывает христианско-мусульманский фактор, хотя и не принимает точки зрения армянской политической мысли того времени о том, что причиной армяно-татарских столкновений являлся панисламизм. Он приводит в пример глубокую вражду шиитов и суннитов и факты, когда мусульмане-сунниты отказывались участвовать в антиармянских акциях.
«Между татарами и армянами процветает экономическая конкуренция, война, в которой окончательное поражение татар очевидно. До русского господства мусульмане смотрели на армян как на рабов, как на низменную тварь, но когда русские утвердили нечто похожее на цивилизованное управление и армянам представился случай развивать свои природные дарования, превосходство татар стало гаснуть. Армяне постепенно утвердились, и их богатство возбудило зависть мусульман, которым горько было понимать, что их бывшие слуги вскоре станут их господами».
Автор и об армянах отзывается сурово: «В общем и целом армянин – личность неприятная. Несколько недель назад, когда я был в Баку, меня удивило согласие, с которым все иноземцы выказали отвращение к армянам».
Была подготовлена благодатная почва для армяно-татарских столкновений, и оставалось только найти повод, чем явилось изменение политики русских по отношению к армянам. Деятельность Дашнакцутюн была для русских вдвойне нежелательна и становилась поводом для дипломатических осложнений с Турцией, чего Россия пыталась избежать.
«Нельзя утверждать, что армяне были только жертвами столкновений и не мстили своим врагам… Если б правительство не вмешивалось, армяне, хоть и были меньше числом – полтора миллиона против трех миллионов татар, в конце концов одержали бы победу благодаря отличному образованию, силе ума и моральному облику. За последние недели они много раз переходили в наступление и демонстрировали дух отмщения, что вряд ли кого-то удивляло».19
|