Военно-исторический форум
http://milhistory.listbb.ru/

Польско-украинские армяне. Армянский след...
http://milhistory.listbb.ru/viewtopic.php?f=25&t=1257
Страница 1 из 3

Автор:  Юстиниан [ 22 фев 2014, 18:22 ]
Заголовок сообщения:  Польско-украинские армяне. Армянский след...



Армянская и армяно-католическая общины в Бережанах существовали с конца XVII века по середину XX века и были важной этнической, религиозной и экономической компонентой этого старинного галицкого города.

Появление и расцвет общины

Первое письменное упоминание про армянских купцов в Бережанах приходится на 1686 год. Поселение армян в Бережанах было непосредственно связано с турецкой оккупацией Подолии в 1672 – 1699 годах, преследованием армян турками, которые из-за этого массово уходили на территорию Русского воеводства Речи Посполитой. Местные магнаты ценили профессиональные качества армян-ремесленников и купцов, охотно принимали армян в своих владениях, даруя им многочисленные привилегии.
В Бережанах армян принял великий гетман коронный Адам Николай Синявский (1666 – 1726), владелец города. В конце XVII века у армян в Бережанах было уже около 200 домов, свой староста, судопроизводство по армянскому праву и деревянная церковь. Армянские купцы из Бережан уходили в далёкие поездки за восточными товарами, кооперируясь с купцами-армянами из других городов, в том числе, из Львова.
В 1710 князь Адам Николай Синявский назначил 300 золотых на содержание армянской церкви и священника. При церкви существовали также армянская школа и братства, которые занимались как религиозными делами, так и дачей денег в долг.
В 1746 новый владелец города Август Александр Чарторыйский (1697 – 1782) по просьбе армян позволил им построить новую кирпичную церковь, а кирпич приказал выдавать со своего кирпичного завода. В 1764 строительство церкви было завершено. Новая церковь Непорочного Зачатия Святейшей Девы Марии была построена на небольшом холме на улице Армянской, недалеко от площади Рынок, за греко-католической церковью.

Ассимиляция и начало упадка

После занятия Бережан австрийскими войсками в 1772 году, новая власть прекратила выплату содержания армянской церкви и священнику. В 1792 году был ликвидирован местный армянский банк, а его капитал был передан львовскому армянскому ломбарду “Mons Pius”.
11 сентября 1791 церковь торжественно освятил Яков Валериан Туманович, львовский армяно-католический архиепископ (1783 – 1798). Он застал в Бережанах только 177 прихожан армянского обряда, так как к концу XVIII века количество армян в городе значительно сократилось и усилилась их ассимиляция. Из записей армянского банка и львовского армянского ломбарда можно узнать узнать фамилии армянских родов: Богосевичи, Горбазы, Гункевичи, Каменчаники, Кшиштафовичи, Стефановичи, Хайвашевичи. В 1800 в Бережанах насчитывалось только 15 армянских семей, так что после смерти в этом году священника Яна Гарберта Никизаряна новый священник не был назначен. В 1806 году бережанский староста распорядился закрыть армянскую церковь и использовать её под склад В 1807 австрийские власти насильственно реквизировали церковные ценности. Архив и метрикальные книги забрал римо-католический священник.

Возрождение общины

Тем временем богатые армяне из Львова и других городов, получив шляхетские титулы, покупали значительные имения и образовали влиятельную прослойку землевладельцев. Благодаря их помощи армяно-католический священник Григорий Давидович в 1828 начал новый ремонт армянской церкви. В том же году генеральный визитатор армянской архиепархии Самуэль Цирил Стефанович освятил церковь. Благодаря материальной поддержке армянских землевладельцев, а также патронов прихода графов Потоцких было назначено содержание священнику, органисту, сторожам, прачке. В XIX веке армянским приходом в Бережанах ведали такие священники: Григорий Давидович (1828 – 1842), Григорий Бирар (1842 – 1846), Игнатий Стефанович (1846 – 1847), КАЭТАН БЖЕЗИНСКИЙ (1847 – 1876),Альфонс Янкевич (1876 – 1878), Антоний Косинский (1879 – 1890), Юзеф Теодорович (1890 – 1897; позже долго служил львовским архиепископом, 1902 – 1938), Валериан Бонковский (1897 – 1905). Во второй половине XIX века бережанский приход был расширен за счёт других местностей. В 1887 году в нём было 236 верующих, в 1898 – 240 прихожан. В 1908 – 1917 годах священником был Игнатий Следзёвский. В 1910 году он начал ремонт и реставрацию храма, в которой участвовал уроженец Бережан, студент краковской академии искусств Эдуард Рыдз, будущий маршал и главнокомандующий польской армии.
После Первой мировой войны приход снова принял Валериан Бонковский (1819 – 1922), а после него Виктор Квапинский (1922 – 1933). В этот период насчитывал около 200 верующих и охватывал уезды Бережанский, Збаражский, Зборовский, Подгаецкий, Скалатский, Теребовлянский, Тернопольский (Тернопольское воеводство) и Рогатинский (Станиславское воеводство). Приходу также принадлежала часовня в Большовицах в имении армянской семьи Кшечуновичей.
В 1933 году архиепископ Ю.Теодорович назначил бережанского священника гремиальным каноником и директором банка “Mons Pius”. В Бережанах армянским приходом ведали Францишек Токаж (1933 – 1938), Сергей Эгулян (1938 – 1945), погибший при невыясненных обстоятельствах.

Конец общины

Последним армяно-католическим священником в Бережанах был Казимир Ромашкан. Он был назначен 26 июля 1945 года, но уже 21 августа 1945 года был арестован сотрудниками НКВД и переведён в тюрьму во Львове. 9 марта 1946 он был осуждён на 15 лет лишения свободы за «антисоветскую деятельность, поддержание контактов с Ватиканом и шпионскую деятельность в пользу немцев». Вместе с ним были осуждены генеральный администратор львовской архиепархии Дионизий Каэтанович и гремиальный каноник Виктор Квапинский. Львовская армяно-католическая архиепархия была ликвидирована. Армянский храм в Бережанах был оставлен, как и другие церкви архиепархии. Церковь превратили в склад, значительную часть интерьера и витражи были уничтожены, алтарь частично разрушен, иконы исчезли. В Бережанах практически не осталось армян или верующих армяно-католического обряда.

Автор:  Юстиниан [ 22 фев 2014, 18:23 ]
Заголовок сообщения:  Re: Армяно-католический род Бжезинских

По поводу армянского происхождения З. Бжезинского или почему он не занимается армянской геополитикой?

Конечно,сложно говорить о его армянском происхождении тем более по вышеизложенному материалу. Из него не следует, что Бжезинский - армянин, но скорее армянского происхождения. Но фамилия эта достаточно известна в истории Армении и польских армян. Имеет ли Збигнев Бжезинский какое-то отношение к армянам Польши необходимо изучать. И в этом смысле полученная информация о Бжезинских достаточно любопытна.
Мои же первые общие наброски таковы.
Несколько лет назад в Турции вышла книга, о роли саббатианцев в революции, согласно приведенным там спискам, к дёнме принадлежали чуть ли не все ведущие деятели младотурецкого движения.
Дёнме - это не совсем, евреи, это особая религиозная группа, отдельный проект, так сказать. В отличие от, скажем, марранов - это потомки людей, сознательно, без принуждения, порвавших с еврейством и перешедших в другую религию.
Так вот. Турецкие денме-саббатианцы выходцы из турецкого города Смирна к первой половине 18 века появляются в Польше способствуя появлению местного еретического движения франкистов. Франкисты в Польше занимали примерно ту же социальную нишу, что и многие евреи Польши - скажем, в тридцатые годы Х1Х векам практически все адвокаты в Варшаве были франкистского происхождения. Впрочем, франкисты так и не образовали отельную религиозно-этническую общину, учение Франка еще значило что-то для одного-двух поколений выкрестов, скажем, для Мицкевича, но не далее. Дёнме же образовали стойкую религиозно-этническую группу, существующую до сего дня.
Франкисты - последователи еврейского ересиарха Якова Франка, родившегося в Подолии около 1726 г. Его последователи в конечном итоге приняли крещение в середине 18 века. Часть вполне возможно перешла в армянское католичество, что соответствовало их менталитету. С большой помпой, сам король был у Франка крестным отцом, а франкисты получили дворянство. Родители и Мицкевича и его жены как раз и были из франкистских семей, этническими евреями, как сейчас бы сказали. При этом есть работы по генеологии франкистскмх семей. Бжезинские, кстати исключительно франкисистская фамилия. Из франкистов-саббатианцев происходит и судья Верховного Суда США Брандайз (именем которого назван известный университет) - один из руководителей и сионистского движения в начале ХХ века и американской политики. К роду франкистов, принявших христианство, кстати, относится и Збигнев Бжезинский.
Франкистов-саббатианцев евреи считают сектантами, которые крайне негативно воздействовали на хозяйственную деятельность евреев. Ибо это мессианское движение во главе с Саббатаем Цви разлагала традиционный образ жизни и трудовую мораль евреев. К тому же саббатианское движение вызвало появление хасидизма и франкистов. Что нанесло удар по еврейскому единству. Причём в ситуации, когда у них появились опасные соперники в лице сформировавшейся к тому времени мусульманской торгово-промышленной прослойки (ее основу составили пользовавшиеся значительными привилегиями янычары), а позднее — греков и армян, которым покровительствовали европейские христианские государства (с середины 18 в. Османская империя оказалась, по сути дела, в зависимости от них).
Доверие османских султанов к евреям пошатнулось в результате саббатианского движения, которое приобрело в Стамбуле, Галлиполи и других городах на территории современной Турции значительный размах, а в Измире, где родился и до начала 1650-х гг. жил Саббатай Цви, охватило почти все еврейское население; в середине 1665 г., вскоре после того, как Саббатай Цви провозгласил себя Мессией, этот город стал всемирным центром саббатианства. Одна секта саббатианцев до сих пор существует в Салониках: считаясь мусульманами, они тайно исповедуют еврейскую религию. В 1714 г. раввины Стамбула и Измира объявили херем тайному последователю Саббатая Цви Нехемии Хие Бен Моше Хайону и осудили его сочинения. Среди саббатианцев, принявших ислам (Дёнме), выделялась группировка измирлар (`измирцев`); в 1716 г. из нее выделилась секта каракашларов (`чернобровых`) во главе с Брухьей Руссо (Осман Баба; умер в 1720 г.), объявившим себя воплощением Саббатая Цви. Данная группировка-секта каракашларов действует, по сей день, в Турции. Численность этой действующей в строгой секретности группы по разным оценкам колеблется от нескольких сот до нескольких тысяч человек.
В 1750-х гг. Я. Франк, побывав в Салониках, Измире и Эдирне, установил с каракашларами тесные связи. В результате саббатианского движения дела многих еврейских коммерсантов, финансистов и ремесленников, на протяжении долгого времени не занимавшихся ничем, кроме подготовки к приходу Мессии, пришли в упадок; воспользовавшись этим, их мусульманские и христианские конкуренты значительно укрепили свои позиции. Кроме того, османские власти, несмотря на заявления Саббатая Цви о том, что он хочет лишь привлечь султана на свою сторону и с его помощью восстановить еврейское царство в Эрец-Исраэль, заподозрили евреев в намерении совершить государственный переворот (тем более, что Натан из Газы открыто предрекал пленение Мессией османского правителя), и они окончательно утратили неформальный статус наиболее доверенной немусульманской общины. Таким образом, подобное движение объективно было на руку грекам и армянам и возможно они, и стимулировали (способствовали) его появление как подрывающее еврейское единство в Турции. Но, любое движение подобного характера, как правило, строит собственный политический курс, что уже было не в интересах греков и армян.

Обобщая можно отметить следующее.

Многие польские историки считают, что основная масса ашкенази – выходцы из Хазарии и, что восточно-европейские евреи происходят не от Франко-Рейнской общины, а попали в Восточную Европу через Хазарский каганат, который давал приют беженцам из Византии. Поток беженцев усилился с 1045 года, когда византийцы захватили столицу Багратидской Армении г. Ани с её многочисленным иудейским населением и синагогами. Очевидно, что, выйдя из Армении, армяне-иудеи (как собственно и армяне-христиане) через Кавказ попали в Польшу и Восточную Европу (к XVI веку здесь уже было от 300 до 600 тыс. человек). По дороге подхватили хазар-иудеев, и всех христиан, которые, не желая попадать в зависимость от Папской Италии, Византии и Мекки, избрали нецентрализованную религию: в конечном итоге многие из них иудаизировались. Так вот из этой части иудаизированного армянства Польши происходят Бжезинские, которые принимали то армянское католичество (армяно-еврео-франкисты), то ислам (евреи-саббатианцы) в зависимости от политических обстоятельств и региона. Были ли саббатианцы Смирны армянами-иудеями сложно говорить. Но мне видится, что подобное вполне могло быть, если учитывать их общий анти-еврейский настрой и их провокационную роль в деятельности еврейской общины Османской империи. Другое дело, что их кто-то мог использовать и против собственно армян, тем более их происхождение им самим-то было мало известно, да к тому же в истории Армении разве мало армян было, которые боролись и с государством и с Церковью, например павликиане. Кстати возможно, что саббатиане потомки армян-павликиан Малой Азии, которые пришли с Балкан в Польшу?
И ещё один момент. Саббатиане появляются тогда, когда наблюдается наплыв в Османию по приглашению султанов евреев-сефардов из Испании (16-17 вв.). Возможно, это движение было направлено против них изнутри.

Автор:  Юстиниан [ 22 фев 2014, 18:30 ]
Заголовок сообщения:  Re: Армяно-католический род Бжезинских



Даже в самые драматические моменты в отношениях между США и Ираном, когда американские разведывательные службы не могли со всей уверенность утверждать или отрицать наличие в Иране необходимых составляющих для создания атомного оружия, оракул Америки Збигнев Бзежинский (выходец из польской семьи с армянскими корнями) продолжал настаивать на урегулировании американо-иранских отношений как фактора решения многих проблем США на Ближнем Востоке и во Внутренней Евразии, и, конечно же, решения проблем в сфере нефти и газа. Данную линию З.Бзежинский проводит на протяжении не менее 20 лет, что вызывало явное недовольство друзей Израиля - США, хотя политолог утверждал, что нормализация отношений с Ираном приведет и к обеспечению безопасности Израиля. Такой политический проектант, как З.Бзежинский, не мог не понимать, что рано или поздно произойдет «провал» в американо-турецких отношениях, но предпочитал не опережать события, хотя, если внимательнее вчитаться в его работы, то можно заметить отсутствие роли и места Турции в выстраивании новой стратегии США на «Евразийских Балканах». Политолога иногда упрекают в том, что он не сумел прогнозировать многие ключевые события, кроме развала СССР, о чем подозревала даже советская интеллигенция, но, видимо, политологи такого уровня вынуждены отказаться от тщеславия быть признанными авторами гениальных прогнозов, так как их высказывания могут заметно скорректировать международную политику. Не отметить и не заметить - это тоже профессиональная работа.

«Я привык, что мои коллеги начинают беседу, чувствуя себя напряженно, но в конце разговора они неизменно ощущают большее понимание и раскованность. Размышляя о странах региона, я никогда не допускал какого-либо выпада по отношению к Армении, и, конечно, не потому, что мои далекие армянские предки добрались когда-то до Польши, а по причине того, что Армения могла бы быть незаменимым партнером и другом США». .....

Автор:  Lion [ 23 фев 2014, 03:03 ]
Заголовок сообщения:  Re: Армяно-католический род Бжезинских

А может просто фамилии совпали?

Автор:  Юстиниан [ 23 фев 2014, 03:09 ]
Заголовок сообщения:  Re: Армяно-католический род Бжезинских

Lion писал(а):
А может просто фамилии совпали?

Дорогой Лион! Ну фамилии допустим, хотя это не обычная фамилия, это вам не Иванов, как собак не резанных. Но ведь и государство совпадает! ;)

Автор:  Ararat3 [ 23 фев 2014, 21:30 ]
Заголовок сообщения:  Re: Армяно-католический род Бжезинских

Юстиниан писал(а):
По поводу армянского происхождения З. Бжезинского или почему он не занимается армянской геополитикой?

По этому поводу, я отписал в группе - Политика.

Ararat3 писал(а):
Будь этот Бжезинский даже по фамилии Мамисанян, Иванов или Орджоникидзе, главное в том, чья кровь смешано с этими фамилиями, по материнской линии. Многие из вас ли знают, что Д.Ф.Кеннеди был криптоеврей? И всё это по материнской линии.
Так что, родоначальники одно, а конец-финал, другое.

Автор:  Юстиниан [ 23 фев 2014, 22:05 ]
Заголовок сообщения:  Re: Армяно-католический род Бжезинских

Я тоже там отписал!

Автор:  Lion [ 24 фев 2014, 10:57 ]
Заголовок сообщения:  Re: Армяно-католический род Бжезинских

Ararat3 писал(а):
Будь этот Бжезинский даже по фамилии Мамисанян, Иванов или Орджоникидзе, главное в том, чья кровь смешано с этими фамилиями, по материнской линии. Многие из вас ли знают, что Д.Ф.Кеннеди был криптоеврей? И всё это по материнской линии.
Так что, родоначальники одно, а конец-финал, другое.


В общем и я согласен с таким подходом :)

Автор:  Ararat3 [ 24 фев 2014, 11:47 ]
Заголовок сообщения:  Re: Армяно-католический род Бжезинских

Lion писал(а):
В общем и я согласен с таким подходом :)

Так оно и есть.

Автор:  Avakovich [ 26 июл 2015, 01:14 ]
Заголовок сообщения:  Польско-украинские армяне. Армянский след...

... Однако наше путешествие на Юг продолжается. Ведь я еще не упомянул об армянах, что реэмигрировали во Львов в основном из Крыма, где воинствующий ислам оставлял все меньше пространства для их лавок и храмов. Они положили начало ориентальному привкусу. Персидские ковры львовского производства считались лучше настоящих персидских, не говоря уже о запахах, о разнообразии ароматов — имбирь, кардамон, шафран, перец, мускус, корица: именно армяне придали пряность львовской жизни. И никто, кажется, до сих пор не расшифровал и не прочитал надгробные надписи на старом армянском кладбище, несмотря на то, что, по слухам, есть там абсолютно необходимые нам слова безбрежной мудрости. Конец армянской общине во Львове был положен в 1946 г., когда большевики упразднили армянско-католический епископат.

Юрий Андрухович
Город-корабль

http://magazines.russ.ru/vestnik/2005/13/a18.html

Автор:  Germain [ 26 июл 2015, 01:36 ]
Заголовок сообщения:  Re: Львов. Армянский след.

КРИПЯКЕВИЧ И. П. К ВОПРОСУ О НАЧАЛЕ АРМЯНСКОЙ КОЛОНИИ ВО ЛЬВОВЕ

Автор:  Lion [ 23 дек 2015, 10:37 ]
Заголовок сообщения:  Re: Польско-украинские армяне. Армянский след...

Известна работа "История Хоттинской войны" Ованнеса Каменецкого, однако... я вот сколько смотрю, не нахожу прямых упоминании, что в Хоттинском сражении приняли участие армяне, хотя и, по словам Ованнеса и"...королевич Владислав через шесть дней прибыл в наш богохранимый город Каменец, ночь провел в крепости, а на следующее утро правитель города и весь народ, в особенности же армяне, с большой пышностью проводили его до крепости Хотин". Об этом говорит и Акоб Каменаци: "1621 (1070) от Р. X., 23 (13) августа, понедельник. Сын короля Владислав прибыл со своим войском к Каменцу, разместив свой лагерь под Долушкой. Сам он вошел в крепость и, переночевав там одну ночь, на следующий день со всем своим войском отправился в лагерь под Хотином. Вместе с ним было 8 тысяч немцев и 4 тысячи жолнеров. Городские армяне, а также польский епископ и староста Потоцкий проводили его до самых Ходоровиц и торжественно попрощались".

В свою очередь, однако, согласно Акоба Каменецкого в Цицорском сражении армяне все же "посветились". Так, согласно автору в последнем этапе сражении: "...от нашей армянской общины было там 15 человек — все они попали в плен к татарам".

Итак, в Хоттине армян кажется нет, в Цецоре есть.

В этой связи очень интересно было бы узнать мнение наших камрадов, особенно из Восточной Европы - что говорит историческая наука той же Украины, какие мнение, тенденции и тд :)

И еще - я имею только самые общие знания про Хоттин и Цицору - хотелось бы узнать, какие первоисточники (основные и второстепенные) есть по ним?

Автор:  Germain [ 24 дек 2015, 00:41 ]
Заголовок сообщения:  Re: Польско-украинские армяне. Армянский след...

По армянам на территории Украины, Польши, Молдовы и Румынии (Цецора - предместье г.Яссы, Румыния).
Самая старая армянская община в Южном Крыму (в основном, Каффа и Солдадия). Образована в XI веке. Хотя наличие маленьких армянских общин на территории этих стран не исключена до этого времени.
Затем происходит образование крупных общин на территории Галиции (Польша и Украина) в XIV в. Города - Львов и Холм (Хелм). Был налажен крупный торговый тракт Каффа-Белгород-Львов. В XVI в. появляются общины в Замостье (Замосць), Каменец (Каменец-Подольский), Станислав (Ивано-Франковск), Люблин, Хотин, Краков, Луцк, Владимир-Волынский. Характерно, что община в Замостье превзошла по своей мощи Львовскую. Видимо, это было связано с тем, что с потерей "митрополии" в Каффе, она переориентировалась на армянскую митрополию в Венеции.
В XIV веке множество армян переселились в Четатя-Альбе (Акерман, Белгород-Днестровский). Община создана как посредник между Крымом и Польшей. После завоевания Каффы турками в 1475 г. армяне нашли убежище в Молдове. Штефан Великий принял их радушно, предоставив им привилегии. Наличие значительных армянских подразделений в армиях господара Молдовы Штефана Великого находит свое объяснение в большом числе армян-беженцев, обосновавшихся в Молдове. Общины размещались в городах: Сучава, Яссы, Ботошани, Дорохой, Фокшаны, Сирет, Роман, Галац, Васлуй, Тыргу-Окна Бакэу, Бырлад, Килия, Бендеры. После захвата Молдовы османами армяне укрепляются в городах уже на территории Австрийской империи (Трансильвания): Брашов, Сибиу, Бистрица, Герла, Думбравени, Георгени, Фрумоаса, Реметеа, Шимлеул-Чукулуй, Турда, Деж, Клуж.
Часть армян остались под властью турок. Например, в Акермане в конце XVIII века армянское население составляло 25%.

Автор:  Ardzan [ 24 дек 2015, 01:00 ]
Заголовок сообщения:  Re: Польско-украинские армяне. Армянский след...

"Хотя наличие маленьких армянских общин на территории этих стран не исключена до этого времени."

Наверно, достоверную историю армянского присуствия на территории современной Украины необходимо начинать со времен малоармянского гарнизона в Ольвии. 

Автор:  Germain [ 24 дек 2015, 03:10 ]
Заголовок сообщения:  Re: Польско-украинские армяне. Армянский след...

Ardzan писал(а):
"Хотя наличие маленьких армянских общин на территории этих стран не исключена до этого времени."

Наверно, достоверную историю армянского присуствия на территории современной Украины необходимо начинать со времен малоармянского гарнизона в Ольвии. 

Сложно что-то вразумительно сказать по этому поводу. Одно ясно, что в городах Крыма и Южного Причерноморья находилось разноэтничное население практически весь средневековый период истории.

Страница 1 из 3 Часовой пояс: UTC + 4 часа [ Летнее время ]
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
http://www.phpbb.com/