Изменить размер шрифта


Начать новую темуНаписать комментарии Страница 2 из 10   [ Сообщений: 140 ]
На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5 ... 10  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Re: Ереван: Новая история
СообщениеДобавлено: 19 ноя 2016, 11:50 
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 46679
Откуда: Армения, Ереван
Российские энциклопедии конца XIX и начала XX вв. не христианские народы Закавказья называли просто мусульманами, кавказскими татарами, азербайджанскими татарами, закавказскими тюрками[9].

Таким образом, ни француз Ля Мами-Клерак, ни русские Грибоедов и Глинка, ни европейские путешественники, ни энциклопедии того времени не упоминают об «азербайджанцах». По той причине, что такого народа попросту не существовало. Не существовало и «Азербайджана» к северу от Ерасха (Аракса). Эта земля находилась на северо-западе Персии, граничив «на юге с персидским Курдистаном и Ирак-Аджми (Мидия), на западе — с турецким Курдистаном и турецкой Арменией, на севере — с русской Арменией (южное Закавказье), от которой она отделена Арасом…»[10]. Грибоедов в своих письмах область Адзербидзам, Азербежан локализует южнее Аракса[11]. С. Глинка также Аддербиджан называет персидской областью[12]. Они не фантазировали, а представляли реальность.

Итак, в первой трети XVIII в. четверть населения Еревана составляли армяне, а три четверти — мусульмане: курды, разнородные тюркские племена и персы. Автохтоны Еревана — армяне как монолитная и более организованная часть населения, несмотря на зависимость от ханской власти, играли большую роль в жизни города, чем разрозненная и неорганизованная масса разнородных мусульман.

В письме И. Ф. Паскевичу от 1 октября 1828 г. Грибоедов следующим образом характеризует эту массу: «В здешнем мусульманском краю, где все народонаселение похоже на паству, которая живет, движется и бродит, все по примеру одного или нескольких, race moutonnière» (по-французски — стадо баранов)[13].
Возникает естественный вопрос: как случилось, что армян, в частности в Ереване, было относительно меньше, чем мусульман?

Ответ кроется в истории региона. Начиная с XI в., на Иранское и Армянское нагорья, в Закавказье, вслед за своими баранами начали проникать тюркские, татаро-монгольские разнородные племена. Они завоевывали не только новые пастбища, страны, и разоряли их, истребляли коренное население, но и воевали между собой, еще более ухудшая положение населения этих стран. Невыносимые условия жизни стали причиной того, что десятки тысяч армян эмигрировали из страны. Кроме того, завоеватели переселяли в Восточную Армению различные мусульманские племена. Об этом свидетельствует и мусульманский ученый, писатель XIX в. Аббас-Кули-ага Бакиханов (с 1936 г. он тоже стал «азербайджанцем») в своем труде «Гюлистан-и Ирам». Не имея под рукой этот труд, я воспользуюсь указанной статьей Б. Арустамяна, опубликованной на портале Voskanapat.info: «50000 семейств, приведенных им (Тамерланом) из Турции и Сирии, по большей части тех тюрков, которых Гулагу-хан переселил в Персию, он поселил в Карабаге, Гяндже и Эриване. Племя Айрум… было также переселено к ним из Турции. Большая часть кочующих ныне племен в вышеозначенных провинциях суть их потомки». Также он упоминает, что «…эмир Теймур (Тамерлан) в числе 50000 семейств перевел и каджар в Кавказский край и поселил их в Эриване, Гяндже и Карабаге, где они в течение времени еще больше умножились. … От них пошли эриванские и гянджинские ханы….». Далее «Шах Исмаил переселил из Ирака племя Баят: частью в Эривань, а частью в Дербент, дабы подкрепить тамошних правителей»[14].

Позднее, во время ирано-турецких войн XVI-XVIII вв. турки и иранцы из стратегических и экономических соображений армян и грузин насильственно переселяли вглубь Османской империи и Персии. А на их землях селили разнородных мусульман — курдов, тюркотатар и прочих… создавая этим базу своего господства. В период 1603 -1605 гг. шах Аббас I из Еревана, Нахиджевана и районов от Ширака до Гохтна переселил в Персию более 300 000 армян (по некоторым данным — 500 000 — С. С.)[15]. Как следствие этой политики мусульманских правителей и завоевателей, численность автохтонного армянского населения, естественно, уменьшилась, а численность разнородных мусульманских (курдских и тюркских) племен возросла.

_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Ереван: Новая история
СообщениеДобавлено: 19 ноя 2016, 11:53 
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 46679
Откуда: Армения, Ереван
Несмотря на эту политику мусульманизации Восточной Армении, общая численность армян была больше, чем переселенных в разное время мусульман. В горных районах Восточной Армении в начале XVIII в. проживал 1 000 000 армян[16]. Армяне Карабаха и Капана могли собрать 50 000-ое войско[17]. В то же самое время, большинство жителей Гандзака составляли армяне, которые в 1723 г., вместе с пришедшими на помощь грузинами, семь раз громили превосходящие силы турок[18].

Таким образом, тщетны попытки апшеронских фальсификаторов, уменьшив численность армян в Восточной Армении, показать, что мусульмане этой страны являлись «азербайджанцами». Это средство для одурачивания своих невежественных соплеменников и попытка обмануть тех, кому не известна история региона. Для нормальной части человечества «азербайджанцы» «возникли» в 1936 г., а Ереван всегда оставался армянским городом, и многие иностранцы его называют столицей Армении.
В письме от 4 февраля 1819 г. Грибоедов из Еревана пишет С. Н. Бегичеву: «Вот другой день пребываем в армянской столице…»[19]. В XVII в. Ереван столицей Армении называют и французский путешественник Жан Шарден, и член посольства императора Священной Римской империи Рудольфа II в Персии Георг Тектандер. Ж. Шарден пишет: «Мы проехали реку Харпасуй …она отделяет часть Армении со столицей Эривань от той части, где столицей Нахичевань»[20]. Г. Тектандер свидетельствует, что не только Ереван и Нахиджеван, но и Джуга были армянскими городами, причем Ереван он упоминает как «главную крепость… Армении»[21].

Послесловие

Ереван — один из древнейших городов мира. В 782 г. до н. э. его основал царь армянского Араратского царства Аргишти I «для могущества» страны «и для устрашения вражеских стран». Ереван долгое время был в тени таких известных городов Армении, как Тигранакерт, Армавир, Арташат, Ервандашат, Вагаршапат, Двин, Ани, Нахиджеван и др. С IV-V вв. он начал развиваться и стал один из значительных городов Армении, как в годы независимости Армянского государства, так и во время многочисленных нашествий разношерстных племен и чужеземного господства.

По свидетельствам историографов Себеоса (VII в.), Мхитара Айриванеци (XIII в.), литографий IX, X, XIII вв., несмотря на многочисленные нашествия разнородных полчищ и временного иноземного владычества, Ереван играл активную роль в политической, военной, экономической, культурной, духовной жизни и образовании в Армении. В городе строились водоканалы, церкви, учебные заведения, мастерские, возникли торговые ряды, виноградники, сады, развивалось искусство создания манускриптов, часть которых сейчас хранится во всемирно известном институте древних рукописей — Матенадаране имени Месропа Маштоца. Все это — неотъемлемая часть истории Армении и армянской культуры.
Повторяю для особо тупых существ: это — неотъемлемая часть истории Армении и армянской культуры. И в этой истории и культуре нет ничего «азербайджанского» по определению. Об этом свидетельствует 4508–летняя история Армении, об этом свидетельствуют не только вышеупомянутые европейские и русские авторы, но и многие языческие, христианские, еврейские, мусульманские историографы, неподкупные всемирно известные ученые и разноязычные энциклопедии.

Через два года Еревану исполнится 2800 лет. В нем нет зданий, скопированных с чужеземных городов, нет строений, возведенных для того, чтобы произвести эффект. Он древний и, вместе с тем, современный, красивый розовый город. Ереван, как и построивший его народ, хранит и продолжает традиции предков: он добр, приветлив и гостеприимен для друзей и беспощаден к врагам.

Седрак САЯС

_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Ереван: Новая история
СообщениеДобавлено: 19 ноя 2016, 11:54 
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 46679
Откуда: Армения, Ереван
Примечания

[1]. См. http://voskanapat.info/?p=8519; http://voskanapat.info/?p=8532.
[2]. Грибоедов А. С. «Записка о переселении армян из Персии в наши области», соч. в двух томах, т. 2, М., 1971, с. 341.
[3] . ««Записка о переселении армян из Персии в наши области» и ее настоящий автор», Известия АН Армянской ССР, Общественные науки, № 8, 1949, стр. 69-73.
[4]. См. http://www.rulit.me/books/polnoe-sobran ... 4-155.html.
[5]. «Армяно-русские отношения в первой трети XVIII века, т. II, часть I, под редакцией Ашота Иоаннисяна, Ереван, 1964, стр. LXXV, LXIX, LXXVII.
[6]. См. http://www.rulit.me/books/polnoe-sobran ... 4-139.html, стр. 139, 152, 155; http://az.lib.ru/g/griboedow_a_s/text_0160.shtml, стр. 34, 40, 61, 63.
[7]. «Армяно-русские отношения…», стр. LXIX.
[8]. Глинка С. Обозрение истории Армянского народа…, ч. 2, М., 1833, стр. 245.
[9]. «Энциклопедический словарь товарищества Гранат и компания», т. 23, столбец 73; Большая энциклопедия, т. 18, СПб, 1904, стр. 305; Энциклопедический словарь, изд. Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон, т. 1, СПб, 1890, стр. 219; т. 26, СПб, 1894, стр. 818, 838, 840; т. 64, СПб, 1901, стр. 671-672.
[10]. См. http://www.vehi.net/brokgauz/.
[11]. http://www.rulit.me/books/polnoe-sobran ... 4-139.html.
[12]. С.Глинка, ук. соч., стр. 257.
[13]. См. http://www.rulit.me/books/polnoe-sobran ... 4-155.html.
[14]. См. http://voskanapat.info/?p=8519.
[15]. Առաքել Դավրիժեցի, Պատմութիւն, Վաղարշապատ, 1896: Книга историй, М., 1973; Հայկական սովետական հանրագիտարան, հ. 1, Երևան, 1974, էջ 16.
[16]. «Армяно-русские отношения…», стр. XLV.
[17]. Там же.
[18]. Там же, стр. LXVI- LXVII.
[19]. http://az.lib.ru/g/griboedow_a_s/text_0160.shtml, стр. 35.
[20]. «Путешествие кавалера Шардена по Закавказью…». Кавказский вестник, 1901, № 9. Харпасуй — река Арпа — С. С.
[21]. http://www.vostlit.info/Texts/rus11/Tek ... metext.htm.

_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Ереван: Новая история
СообщениеДобавлено: 03 июл 2017, 00:13 
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 46679
Откуда: Армения, Ереван


Одна из неврастенических конвульсий закавтурецкой антиармянской пропаганды — объявление Еревана «азербайджанским» городом. Это абсурд из числа тех шаблонов, что выдуман в верхах соседнего псевдогособразования с целью:
1. удревнить свое присутствие в регионе;
2. оправдать территориальные претензии к Республике Армения;
3. вселить в желеобразные мозги огромной невежественной массы закавтурок мысль о том, что экономические и социальные трудности в так называемой Азербайджанской республике обусловлены внешними проблемами.

О беспочвенности и фальшивости этого и других притязаний новоявленных «азербайджанцев» неоднократно писали как Voskanapat.info, так и другие ресурсы. Однако в комментариях к различным статьям в Интернете закавтурки не перестают жонглировать этим абсурдом. Одним из источников данного лживого тезиса выступает упомянутый мною неоднократно сборник азербайджанских фальсификаций под названием «Mea culpa…», на стр. 83-84 которого читаем следующие строки:

«С 1507-го по 1736-ой года, то есть во времена правления Сефевидов, как и беглярбеками Чухурсада, всегда были представители племен азербайджанских тюрков, так и до 1828-го года правителями Еревана были азербайджанцы. В 1673-м году, во время пребывания французского путешественника Жана Шардена в Ереване, беглярбеком Чухурсада и правителем Равана (Еревана) являлся Сафигулу хан. Шарден описал его как справедливого полководца и ученого. Все работники гражданского и административного управления Чухурсадской области и ее главного города Еревана, были выходцами из племени тюркских кызылбашей. Действительно, основное население Еревана состояло из азербайджанцев. По словам Жан Шардена, в 1673 году в самом Ереване было 800 домов. Шарден без колебания отметил, что все проживающие в этих домах были мусульманами(1).
И армянский историк Ерванд Шахазиз выразил свое согласие с этим мнением Шардена(2).
1. Шарден Ж. Путешествие из Парижа в Испахан, с 65.
2. Ерванд Шахазиз. Древний Ереван, с 74
» (здесь и далее орфография, пунктуация и ссылки — «Mea culpa…» — С. С.).

Эта цитата, как, впрочем, и многие в данном опусе, вымышлена и не соответствует тому, что на самом деле писал Жан Шарден. Кроме того, на странице 65 (видимо, так надо понимать букву «с» и цифру «65» в цитате закавтурок — С. С.) книги Шардена нет ничего ни о «беглярбеках», ни о Ереване — нет вообще ничего из того, что представлено в цитате. На этой странице Шарден продолжает рассказ об обедне в церквях мингрельцев. Неправильные указания страниц приведенных цитат характерны для «Mea culpa…» и красноречиво говорят о научной и редакторской импотенции ее составителей.

Однако разберем данную цитату по частям. Итак, первое предложение: «С 1507-го по 1736-ой года, то есть во времена правления Сефевидов, как и Чухурсада, всегда были представители племен азербайджанских тюрков, так и до 1828-го года правителями Еревана были азербайджанцы».

О том, что правители Чухур-Саада (до половины XVIII в. так называлась политико-административная единица с центром в Ереване) и Ереванского ханства не были «азербайджанцами» (в понимании закавказских турок), я писал в статье «Чем понравилась Армянская Энциклопедия «азербайджанским» пропагандистам?». Хочу добавить, что в числе правителей Еревана фигурировали турки, персы, курды, представители разнородных тюркских племен, лезгины, грузины и армяне, как, например, Мухаммадкули-хан Мусабекян (Агулеци, 1735-36). Они являлись наместниками или турецкого султана, когда Ереван находился в руках у турок, или персидского шаха. Однако среди этой мозаики правителей не было и не могло быть никаких «азербайджанцев». И тщетны попытки с «помощью» Шардена азербайджанизировать правителей Еревана, лишив их настоящей этнической или племенной принадлежности.

В приведенной цитате закавтурок отмечается, что Шарден описал Сафикули-хана (в цитате — Сафигулу хан; в литературе упоминается и как Сефи-кули хан, и как Сефи-хан — С. С.) как справедливого полководца и ученого. Шарден пишет: «Он вполне заслуживает свое положение, так как, помимо хороших качеств, обладает знаниями, любит искусство и науки»[1]. Конечно, Шарден, как достойно принятый при дворе хана европеец (от которого можно было иметь выгоду), должен был иметь хорошее мнение о хане. Однако, при всем при этом, француз узнал об алчном характере этого правителя, который, как пишет Шарден, брал взятки от своих подданных, с помощью различных хитрых уловок купил у Шардена товары по более низким ценам, чем рассчитывал француз[2]. «Непостижимо, — пишет Шарден, — до какой низости доходят эти персидские вельможи с людьми, независящими от них, когда желают извлечь из них выгоду. Они не считают в этом случае постыдным прибегать даже к мольбам; они льстят, восхваляют, обещают; всякое средство у них оправдывает цель; но зато, когда они достигают желаемого, то уже никакого внимания не обращают на тех, перед кем раньше так заискивали»[3].

О личности Сафикули-хана интересные факты приводит Закария Канакерци: «В то время, когда католикос Акоп (католикос Акоп IV Джугаеци (1598-1680), католикос с 1655 г.) находился в Константинополе, умер Аббас, хан Еревана, и вместо него прибыл Сефи-хан, родом из лезгин. По прибытии своем представился он всем вначале хорошим, но потом стал злым» (Закария Канакерци, Хроника, кн. 2, гл. XLI). Сафикули-хан злоупотреблял своим положением ради обогащения. Это стало известно шаху, и по его приказанию хана арестовали и заточили в тюрьму (там же, кн. 2, гл. XLII). Вот на самом деле кем был так понравившийся закавтуркам хан — не «азербайджанец».

_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Ереван: Новая история
СообщениеДобавлено: 03 июл 2017, 00:18 
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 46679
Откуда: Армения, Ереван
Далее они пишут: «Все работники гражданского и административного управления Чухурсадской области и ее главного города Еревана, были выходцами из племени тюркских кызылбашей. Действительно, основное население Еревана состояло из азербайджанцев. По словам Жан Шардена в 1673 году в самом Ереване было 800 домов. Шарден без колебания отметил, что все проживающие в этих домах были мусульманами».

Из всей этой галиматьи истине соответствует лишь цифра 800, которая, однако, совершенно не относится к тому, что пишут закавтурки. Вот что в этой связи говорит сам Шарден: «Крепость, находящаяся в Эривани, сама по себе может считаться маленьким городком, она овальной формы в четыре тысячи шагов в окружности и заключает в себе до восьмисот домов. Живут в ней только природные персы, армяне же имеют там только лавки, где они работают и торгуют днем, а вечером, заперев их, расходятся по своим домам»[4].

Что следует из этого отрывка Шардена?

Восемьсот домов, о которых говорит Шарден, находятся не в самом Ереване, как преподносят закавтурки, а в крепости. В Ереване не могло быть всего 800 домов, так как он, по свидетельству Шардена, был большим городом[5].

Шарден «без колебания» (интересно, каким образом это почувствовали закавтурки? — С. С.) пишет, что в этих домах живут не просто мусульмане, а именно природные персы. И так как он отлично изучил Закавказье и Иран, то, очевидно, неплохо разбирался в том, кто являлся персом, кто армянином, кто грузином и т.д. И нет сомнений в том, что Шарден хорошо понимал: в крепости Еревана жили персы.

В крепости находились лишь лавки армян, которые вечером возвращались в свои дома, находящиеся собственно в городе, отстоявшем от крепости на расстоянии пушечного выстрела[6]. Таким образом, ремесла и торговля находились в руках армян, что естественно для армянского города.

Шарден, упоминая в крепости и в городе персов и армян, нигде, ни в крепости, ни в городе, не упоминает так называемых «азербайджанцев», как хотели бы этого закавтурки, потому что невозможно говорить о том, чего попросту нет.

Говоря о культовых сооружениях Еревана, Шарден пишет, что в городе имеется множество церквей, две из которых существуют со времен царей Армении[7]. Кроме церквей, были и две мечети: одна полуразрушенная, рядом с рынком, другая, красивая мечеть, находилась в нескольких сотнях шагов от дворца правителя[8]. Наличие мечетей естественно, так как в городе, кроме коренных жителей-армян, жили персы и другие разнородные мусульмане, о которых можно прочитать в статье «История опирается на факты, а не на фантазии больных энцефалопатией», и я не буду останавливаться на этом. Однако наличие в Ереване множества церквей, в том числе древних, и, в данном случае, всего двух мечетей, одна из которых полуразрушенная, уже говорит о том, кто имел вес в городской жизни Еревана в конце XVII в. Не надо забывать, что численность (а в случае Еревана — и автохтонность) населения диктует количество духовных строений.

Так как приведенные в цитате слова закавтурок не соответствует истине, и настоящий рассказ Шардена отрицает эти измышления, не вижу смысла обращаться к поддержке уважаемого ученого Ерванда Шахазиза, к которому апеллируют закавтурки в своей ссылке 2.

Во время своих путешествий Шарден встречался со многими людьми разных национальностей, среди них были и благородные люди, и воры и аферисты, злые и добрые, плохие и хорошие. Он с презрением отзывается об отрицательных персонах и, наоборот, добрым словом поминает хороших и надежных людей.

Еще во время первого путешествия Шардена в Азию в 1665 году среди его слуг был армянин по имени Алаверди (возможно, это имя — дословный перевод армянского имени Аствацатур — С. С.), который вместе с французом отправился в Париж. Он участвовал и во втором путешествии Шардена, и француз его вспоминает добрым словом. Во время второго путешествия Алаверди оказал Шардену неоценимую услугу. В Мингрелии грабители хотели украсть у него деньги, украшения, дорогие товары, предназначавшиеся в основном для двора персидского шаха. Шарден успел спрятать многие товары, кроме того, он вынужденно выбросил в кусты два пакета с 25 тыс. экю, чтобы они не попали в руки грабителей. После того как грабители скрылись, Шарден принялся искать эти пакеты, но не нашел их и был в отчаянии. Однако их обнаружил Алаверди и отдал Шардену, возрадовавшемуся этому чуду[9].

Шарден с уважением говорит и о другом армянине — своем ереванском друге по имени Азарий. Азарий представил Шардена наместнику, и впоследствии Шарден, дабы иметь надежного спутника в путешествии, попросил хана разрешить Азарию сопровождать его до Тавриза[10].

Надо отметить, что Шарден был не только негоциантом и путешественником, но и исследователем. Он изучил и хорошо знал (во всяком случае, на уровне научных достижений своего времени) историю и географию стран, в которых находился. Например, он был осведомлен о Великой и Малой Армении. «Границы Малой Армении, — пишет Шарден, — определяют так: c востока — Великая Армения, с юга — Сирия, на западе — Черное море, с севера — Каппадокия. Границами же Великой Армении служат Месопотамия, Грузия, Мидия и Малая Армения»[11]. Кроме того, он знал, что Ереван и Нахиджеван — это армянские города и столицы разных частей Армении: «Мы переехали реку Харпасуй, орошающую соседние земли; она отделяет часть Армении со столицею Эривань от той части, где столицей Нахичевань»[12].

Интересно, что северо-западную иранскую провинцию, в древнеармянских источниках именуемую Ատրպատական, в древнегреческих — Ατροπατηνή, в латинских — Atropatene, в персидских — Озарбойджан, Шарден не называет Азербайджаном, как другие путешественники и авторы, а именует ее Мидией[13], отмечая, что река Аракс отделяет Армению от Мидии[14]. Вскользь упоминая территорию, на которой в настоящее время находится так называемая Азербайджанская республика, Шарден говорит о Ширване и Шемахе[15]. Ему (и не только ему) неизвестно название «Азербайджан» севернее Аракса. Он не мог знать, что через 245 лет на этой территории маньяки-пантюркисты и фанатики, стремившиеся разжечь всемирную революцию, создадут некое искусственное государственное образование, наделив его названием зааракской иранской территории, которое ни исторически, ни географически, ни этнически, ни логически не соответствовало региону и здравому смыслу. И еще Шарден не ведал, что в 1936 году проживающие там потомки кочевников назовутся «азербайджанцами», таковыми вовсе не являясь.

Седрак САЯС


P. S. Я не завистливый, но, в данном случае, завидую Шардену: в его время не было тех, кто сейчас называет себя «азербайджанцами»…
-------------------------------
[1]. Путешествие Шардена по Закавказью в 1672-1673 гг., Тифлис, 1902, стр. 256.
[2]. Там же, стр. 256, 286-287, 291.
[3]. Там же, стр. стр. 278.
[4]. Там же, стр. 242.
[5]. Там же, стр. 241.
[6]. Там же, стр. 242.
[7]. Там же.
[8] Там же, стр. 243.
[9] Там же, стр. 118-122.
[10]. Там же, стр. 254, 291.
[11]. Там же, стр. 239.
[12]. Там же, стр. 297, 300.
[13]. Там же, стр. 188, 193, 239, 244, 299, 300.
[14]. Там же, стр. 300.
[15]. Там же, стр. 188.

_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Ереван: Новая история
СообщениеДобавлено: 03 июл 2017, 18:53 

Зарегистрирован: 05 янв 2014, 22:26
Сообщений: 9300
Мне вообще название Ереван не нравится.Предлагаю переименовать город в Хайкашен.Имено , на этом месте бог Хайа дал хайам письменость и речь.


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Ереван: Новая история
СообщениеДобавлено: 03 июл 2017, 22:58 
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 46679
Откуда: Армения, Ереван
777sergey777, Ереван тот же Э(е)ерб(в)ан(и)... :)

_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Ереван: Новая история
СообщениеДобавлено: 16 фев 2018, 22:29 
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 46679
Откуда: Армения, Ереван
Պատմական աղբյուրների վկայություններից երևում է, որ Արարատյան աշխարհում և Երևան քաղաքում չնայած բռնություններին ու հալածանքներին, գերեվարություններին ու կոտորածներին, այնուամենայնիվ մինչև 1604 թվականի մեծ բռնագաղթը բնակչության բացարձակ մեծամասնությունը կազմում էին հայերը։ Անգլիացի վաճառական-ճանապարհորդ Ջոն Նյուբերին, որը 1578 —1582 թվականներին դեպի Արևելք կատարած ճանապարհորդության ընթացքում, 1581 թվականի դեկտեմբերի 9 — 12-ը եղել է Երևանում22, վկայում է, որ «Երևանում շատ քրիստոնյաներ կան»23։ Ըստ երևույթին նույնիսկ 1604 թվականի բռնագաղթից հետո Արևելյան Հայաստանի բազմաթիվ գյուղերում ու քաղաքներում բնակչության մեծ մասը դարձյալ կազմում էին հայերը։ XXII դարի 50-ական թվականներին Կարսի վրայով Երևան այցելած ֆրանսիական ճանապարհորդ Տավերնիեն գրում է, որ «Չպետք է զարմանալ, եթե քաղաքների և գյուղերի մեջ մի մահմեդականի դիմաց հիսուն հայ է գտնվում»24։ Նկատի ունենալով վկայակոչված տեղեկությունները և քաղաքական դեպքերի ու ազատագրական շարժումների հետ կապված անուղղակի փաստերը, պետք է ընդունելի համարել Երվանդ Շահազիզի այն թեզը, թե XVII—XVIII դարերում «Այնուամենայնիվ հայերի թիվը քաղաքում երբեք էլ պակաս չի եղել թուրքերից. նրանց թիվը կամ հավասար է եղել, կամ մի փոքր պակաս թուրքերից. գաղթած, դուրս եկածների տեղը սովորաբար եկել են հայեր շրջակա գյուղերից և Հայաստանի այլ տեղերից»25։ Միայն անհրաժեշտ է այստեղ մի փոքր պարզություն մտցնել։

Նախորդ ուսումնասիրողների մեծագույն մասը, որոնց թվում նաև Երվանդ Շահազիզը, Երևանի մահմեդական բոլոր բնակիչներին սովորաբար համարել են թուրքեր, մինչդեռ քաղաքի մահմեդական բնակչությունը բաղկացած էր թաթարներից (ադրբեջանցիներ), թուրքերից և պարսիկներից։ Եթե դրանք վերցնենք առանձին-առանձին, ապա Երևանի բնակչության մեջ ամենաբարձր տոկոսը կազմում էին հայերը, ապա՝ թաթարները (ադրբեջանցիներ), իսկ հետո օսմանյան թուրքեին ու պարսիկները26։

http://armenianhouse.org/hakobyan-t/yerevan/ch-6.html

_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Ереван: Новая история
СообщениеДобавлено: 20 фев 2018, 19:27 

Зарегистрирован: 05 янв 2014, 22:26
Сообщений: 9300
Ереван надо переименовать в Хайкашен.
Имено здсь был похоронен 4000 лет назал великий лучник и стрелок Востока Хайк Торгомуни.


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Ереван: Новая история
СообщениеДобавлено: 20 фев 2018, 20:36 
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 46679
Откуда: Армения, Ереван
Мне Ереван все же больше нравится :)

_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Ереван: Новая история
СообщениеДобавлено: 03 мар 2018, 06:42 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 09 фев 2014, 03:47
Сообщений: 4751
С малолетства Ереван мой дом родной. Любимый.
Абовян ваще мой центр куча...
Ереван не сравним ни с каким городом своим самобытным теплым духом и запахом, особенно зимой, колющим в нос морозом... :lol:

_________________
Мы все - Великая Армения!


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Ереван: Новая история
СообщениеДобавлено: 03 мар 2018, 06:53 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 09 фев 2014, 03:47
Сообщений: 4751
В Ереване я нашел свое счастье и семью... Детей.
Люблю!

_________________
Мы все - Великая Армения!


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Ереван: Новая история
СообщениеДобавлено: 03 мар 2018, 07:14 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 09 фев 2014, 03:47
Сообщений: 4751
Ереван для меня нечто особенное...

_________________
Мы все - Великая Армения!


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Ереван: Новая история
СообщениеДобавлено: 20 окт 2018, 22:03 
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 46679
Откуда: Армения, Ереван
Изображение
Ханская крепость Еревана

_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Ереван: Новая история
СообщениеДобавлено: 27 мар 2020, 21:59 
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 46679
Откуда: Армения, Ереван
Էրեբունին հիմնադրվել էր դեռևս մ.թ.ա. 782 թ-ին, որից հետո այն շարունակել էր իր գոյությունը որպես տեղական նշանակության մի քաղաք։

Հաջորդ հիշատակությանը Երևանի մասին մենք հանդիպում ենք արդեն դեպի հայաստան արաբական առաջին արշավանքների ժամանակ, երբ 643 թ-ի մայիսին արաբները պաշարեցին, սակայն չկարողացան գրավել բերդը։ Քաղքի մյուս հիշատակությանը մենք հանդիպում ենք արդեն 19 տարի անց, երբ 662 թվականի գարնանը Երևանի ճակատամարտում Հայոց իշխան Համազասպ Մամիկոնյանի և Վրաստանի էրիսմտավար Ատրներսեհ Սասանյանի գլխավորած Հայկական (մոտ 20.000) ու վրացական (մոտ 10.000) միացյալ բանակը համառ մարտում ջախջախեց Թավրիզ-Գաբիթյան-Բաքեան-Գողթն-Նախիջևան-Արած-Ուրծաձոր-Արտաշատ երթուղով Հաբիբ իբն Մասլամայի գլխավորությամբ ներխուժած Արաբական խալիֆության բանակին (մոտ 40.000)` դուրս շպրտելով թշնամուն Հայոց իշխանապետության սահմաններից։ Այս առումով արժանահիշատակ էր հատկապես այն, որ հենց այս ճակատամարտում գուրիների գիրկը թռավ խալիֆության փառապանծ զորավար, ՛ահիդ, նահատակ ու էլ եսիմ ինչ, ժամանակին հայերի արյունն ահագին պղտորած Հաբիբ իբն Մասլաման։

Քաղաքի հաջորդ հիշատակությունը պատկանում է դրանից 41 տարի հետո տեղի ունեցած դեպքերին, երբ 703 թվականի հունվարի վերջին Երևանի ճակատամարտում սպարապետ Մուշեղ Մամիկոնյանի գլխավորած Հայկական բանակը (մոտ 10.000) հաղթեց Արաբական խալիֆության բանակին (մոտ 15.000)՝ դեպը տեղի ունեցավ Արմինիայի I ապստամբության ժամանակ (Վարդանակերտ և այլն) (702-705):

Սրանից հետո Երևանի մասին հիշատակությունները երկար ժամանակով կորում են և այն շարունակում է մնալ Դվինի և Արտաշատի ստվերի տակ, սակայն, ի տարբերություն ի վերջո անկում ապրած այս երկու քաղաքների, ուշ միջնադարում Երևանը ոտքի կանգնեց։ Երևանի նոր նշանակությունը հատկապես ընդգծվեց 1440 թվականից հետո, երբ Հայաստանի կենտրոնական հատված տեղափոխվեց և Էջմիածնում հաստատվեց նաև Ամենայն Հայոց կաթողիկոսի նստավայրը: Արդեն այս ժամանակիս սկսած էլ հենց վերջինս կարևոր նշանակություոն ձեռք բերեց տարածաշրջանում, ընդ որում այս դիրքն ավելի ընդգծվեց Թուրք-Պարսկական պատերազմների ժամանակ, սկսած արդեն XVI դարի սկզբից։

XVI դարի սկզբում Սեֆյանների շահության տիրակալները լրացուցիչ ուշադրություն դարձրին Երևանին և աստիճանաբար սկսեցին ամրացնել այն։ Հենց այս ժամանակ էլ կառուցվեցին քաղաքի ամրաշինական զգալի համակարգեր, ինչպես նաև Թոխմախ խանի հայտնի պալատը։ Քաղաքի համար նոր փուլ սկսվեց, սակայն, 1583 թ-ի աշնանը, երբ հերթական անգամ դեպի արևելք արշաված օսմանյան հսկայական ռազմական մեքենայի ղեկավար Ֆարհադ փաշան Թոխմախ խանի պալատը վերափոխեց և նրա տեղում ըստ էության հիմնադրեց հետագայում այդքան հայտնի դարձած Երևանի բերդը։ Առաջիկա գործողություններում պաշտոնական Ստամբուլը Երևանին պաշտպանական կարևորագույն դեր էր տվել և արդյունքում այն ամրացվեց իր ժամանակի ռազմական տեխնիկայի բոլոր պահանջներին համաձայն, թեև հարկ է նշել, որ, հաշվի առնելով նոր ժամանակները, քաղաքի հիմնական ամրություններն այնուհանդերձ ոչ թե արդեն դասական պարիսպների տեսք ունեին, այլ ավելի շատ իրենցից ներկայացնում էին հողով վեր հանված և կավով պատված ամրությունների մի լայն համակարգ, որոնց սիրտը միայն՝ բուն բերդն էր, ինչպես նաև նրա մոտ գտնվող ավելի փոքրի բերդը կամ բաստիոնն էին, որ այնուհանդերձ ունեին քարե պարիսպներ։

Որպեսզի ճիշտ պատկերացնենք տեղադրությունը նշենք, որ Երևանի բուն բերդը տարածվում էր ներկայիս Կոնյակի գործարանի տեղում, մոտավորապես մինչև Գրիգոր-Լուսավորիչ փողոց և Կրկեսի խաչմերուկ այն կողմում և Հրազդան գետը մյուս կողմում, իսկ արդեն իսկ հիշատակված փոքրիկ բերդը կամ բաստիոնն էլ գտնվում էր ներկայիս Հաղթանակ կամրջի մյուս կողմում՝ Արարատ կոնյակի-գինու գործարանի տեղում։

Изображение

_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую темуНаписать комментарии Страница 2 из 10   [ Сообщений: 140 ]
На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5 ... 10  След.



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron


Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
610nm Style by Daniel St. Jules of Gamexe.net

Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB