Администратор |
|
Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57 Сообщений: 46679 Откуда: Армения, Ереван
|
Далее они пишут: «Все работники гражданского и административного управления Чухурсадской области и ее главного города Еревана, были выходцами из племени тюркских кызылбашей. Действительно, основное население Еревана состояло из азербайджанцев. По словам Жан Шардена в 1673 году в самом Ереване было 800 домов. Шарден без колебания отметил, что все проживающие в этих домах были мусульманами».
Из всей этой галиматьи истине соответствует лишь цифра 800, которая, однако, совершенно не относится к тому, что пишут закавтурки. Вот что в этой связи говорит сам Шарден: «Крепость, находящаяся в Эривани, сама по себе может считаться маленьким городком, она овальной формы в четыре тысячи шагов в окружности и заключает в себе до восьмисот домов. Живут в ней только природные персы, армяне же имеют там только лавки, где они работают и торгуют днем, а вечером, заперев их, расходятся по своим домам»[4].
Что следует из этого отрывка Шардена?
Восемьсот домов, о которых говорит Шарден, находятся не в самом Ереване, как преподносят закавтурки, а в крепости. В Ереване не могло быть всего 800 домов, так как он, по свидетельству Шардена, был большим городом[5].
Шарден «без колебания» (интересно, каким образом это почувствовали закавтурки? — С. С.) пишет, что в этих домах живут не просто мусульмане, а именно природные персы. И так как он отлично изучил Закавказье и Иран, то, очевидно, неплохо разбирался в том, кто являлся персом, кто армянином, кто грузином и т.д. И нет сомнений в том, что Шарден хорошо понимал: в крепости Еревана жили персы.
В крепости находились лишь лавки армян, которые вечером возвращались в свои дома, находящиеся собственно в городе, отстоявшем от крепости на расстоянии пушечного выстрела[6]. Таким образом, ремесла и торговля находились в руках армян, что естественно для армянского города.
Шарден, упоминая в крепости и в городе персов и армян, нигде, ни в крепости, ни в городе, не упоминает так называемых «азербайджанцев», как хотели бы этого закавтурки, потому что невозможно говорить о том, чего попросту нет.
Говоря о культовых сооружениях Еревана, Шарден пишет, что в городе имеется множество церквей, две из которых существуют со времен царей Армении[7]. Кроме церквей, были и две мечети: одна полуразрушенная, рядом с рынком, другая, красивая мечеть, находилась в нескольких сотнях шагов от дворца правителя[8]. Наличие мечетей естественно, так как в городе, кроме коренных жителей-армян, жили персы и другие разнородные мусульмане, о которых можно прочитать в статье «История опирается на факты, а не на фантазии больных энцефалопатией», и я не буду останавливаться на этом. Однако наличие в Ереване множества церквей, в том числе древних, и, в данном случае, всего двух мечетей, одна из которых полуразрушенная, уже говорит о том, кто имел вес в городской жизни Еревана в конце XVII в. Не надо забывать, что численность (а в случае Еревана — и автохтонность) населения диктует количество духовных строений.
Так как приведенные в цитате слова закавтурок не соответствует истине, и настоящий рассказ Шардена отрицает эти измышления, не вижу смысла обращаться к поддержке уважаемого ученого Ерванда Шахазиза, к которому апеллируют закавтурки в своей ссылке 2.
Во время своих путешествий Шарден встречался со многими людьми разных национальностей, среди них были и благородные люди, и воры и аферисты, злые и добрые, плохие и хорошие. Он с презрением отзывается об отрицательных персонах и, наоборот, добрым словом поминает хороших и надежных людей.
Еще во время первого путешествия Шардена в Азию в 1665 году среди его слуг был армянин по имени Алаверди (возможно, это имя — дословный перевод армянского имени Аствацатур — С. С.), который вместе с французом отправился в Париж. Он участвовал и во втором путешествии Шардена, и француз его вспоминает добрым словом. Во время второго путешествия Алаверди оказал Шардену неоценимую услугу. В Мингрелии грабители хотели украсть у него деньги, украшения, дорогие товары, предназначавшиеся в основном для двора персидского шаха. Шарден успел спрятать многие товары, кроме того, он вынужденно выбросил в кусты два пакета с 25 тыс. экю, чтобы они не попали в руки грабителей. После того как грабители скрылись, Шарден принялся искать эти пакеты, но не нашел их и был в отчаянии. Однако их обнаружил Алаверди и отдал Шардену, возрадовавшемуся этому чуду[9].
Шарден с уважением говорит и о другом армянине — своем ереванском друге по имени Азарий. Азарий представил Шардена наместнику, и впоследствии Шарден, дабы иметь надежного спутника в путешествии, попросил хана разрешить Азарию сопровождать его до Тавриза[10].
Надо отметить, что Шарден был не только негоциантом и путешественником, но и исследователем. Он изучил и хорошо знал (во всяком случае, на уровне научных достижений своего времени) историю и географию стран, в которых находился. Например, он был осведомлен о Великой и Малой Армении. «Границы Малой Армении, — пишет Шарден, — определяют так: c востока — Великая Армения, с юга — Сирия, на западе — Черное море, с севера — Каппадокия. Границами же Великой Армении служат Месопотамия, Грузия, Мидия и Малая Армения»[11]. Кроме того, он знал, что Ереван и Нахиджеван — это армянские города и столицы разных частей Армении: «Мы переехали реку Харпасуй, орошающую соседние земли; она отделяет часть Армении со столицею Эривань от той части, где столицей Нахичевань»[12].
Интересно, что северо-западную иранскую провинцию, в древнеармянских источниках именуемую Ատրպատական, в древнегреческих — Ατροπατηνή, в латинских — Atropatene, в персидских — Озарбойджан, Шарден не называет Азербайджаном, как другие путешественники и авторы, а именует ее Мидией[13], отмечая, что река Аракс отделяет Армению от Мидии[14]. Вскользь упоминая территорию, на которой в настоящее время находится так называемая Азербайджанская республика, Шарден говорит о Ширване и Шемахе[15]. Ему (и не только ему) неизвестно название «Азербайджан» севернее Аракса. Он не мог знать, что через 245 лет на этой территории маньяки-пантюркисты и фанатики, стремившиеся разжечь всемирную революцию, создадут некое искусственное государственное образование, наделив его названием зааракской иранской территории, которое ни исторически, ни географически, ни этнически, ни логически не соответствовало региону и здравому смыслу. И еще Шарден не ведал, что в 1936 году проживающие там потомки кочевников назовутся «азербайджанцами», таковыми вовсе не являясь.
Седрак САЯС
P. S. Я не завистливый, но, в данном случае, завидую Шардену: в его время не было тех, кто сейчас называет себя «азербайджанцами»… ------------------------------- [1]. Путешествие Шардена по Закавказью в 1672-1673 гг., Тифлис, 1902, стр. 256. [2]. Там же, стр. 256, 286-287, 291. [3]. Там же, стр. стр. 278. [4]. Там же, стр. 242. [5]. Там же, стр. 241. [6]. Там же, стр. 242. [7]. Там же. [8] Там же, стр. 243. [9] Там же, стр. 118-122. [10]. Там же, стр. 254, 291. [11]. Там же, стр. 239. [12]. Там же, стр. 297, 300. [13]. Там же, стр. 188, 193, 239, 244, 299, 300. [14]. Там же, стр. 300. [15]. Там же, стр. 188.
_________________ Приходите в мой дом...
|
|