Ну, а если попробовать приглядеться повнимательней к «украинскому казацтву» – насколько оно было украинским?
В казацком реестре времен Хотинской войны 1621 среди полковников значатся, например, Мойсей Писарок и Цецюра Семрок. Спустя несколько лет, в 1625 на Украине прошло крупное казацкое восстание, которое возглавил гетман Марк Измаил. В позднейшей исторической литературе его слегка украинизировали, и теперь он проходит во всех учебниках как Марко Жмайло. Но в ранних источниках он значится именно как Измаил. Спустя еще несколько лет, возвращаясь из Крымского похода 1628 года, казаки вместо погибшего Дорошенко выбрали гетманом некоего Мойзерницу. В 1630-е среди реестровой казацкой старшины был известен Илья Караимович (гетман в 1633 и 1637). Украинская национальность данных казацких лидеров вызывает у автора большие сомнения. На мой субъективный взгляд, они, скорее, принадлежали к еврейской нации (напомним, караимы – одна из сект иудаизма).
Профессиональные историки хорошо знают, что знаменитый сподвижник Б.Хмельницкого полковник Морозенко, прославленный в народной думе, на самом деле был польский шляхтич по имени Станислав Мрозовецкий. Другой его соратник – киевский полковник Михаил (Станислав) Кричевский, героически (?) погибший в 1649 при обороне столицы от литовцев. Многие историки, например Костомаров, писали о польском происхождении Мазепы, чье полное имя звучит так: Ян Стефанович Мазепа-Колединский. Не будем уже говорить о ранних казацких гетманах конца ХVІ в., простое перечисление имен которых наводит на определенные размышления: Ян Оришовский, Войтех Чановицкий, Самуил Зборовский, Кирик Ружинский, Криштоф Косинский, Криштоф Нечковский, Николай Зацвилиховский, Арковский, Кремпский, Пырский и т. п. Их национальность не вызывает сомнения – это поляки. Английский историк Э.Карр, автор фундаментальной 14-томной (!) «Истории Советской России», считал поляком и Богдана Хмельницкого (Т.1, с.237).
В 1641 упоминается казацкий атаман Стенька Волошенин (волохами в то время называли молдаван). Известный в 1640-е годы полковник Филон Джалалий – по происхождению татарин. Диаспорные историки довольно долго мусолили теорию, что знаменитый сподвижник Хмельницкого Максим Кривонос – «шотляндець з походження».
Особо надо сказать о русских. В описываемый период (XVI-XVII века) вообще нельзя провести твердую разграничительную линию между русской и украинской народностями, ибо они в то время попросту еще не оформились. Да и вообще тогда национальность определялась более не по крови, а по взглядам, идеологии (вероисповеданию), так что все православные были «руськими» (слово «украинец» появилось лет на 200 позже). К тому же мы сталкиваемся с проблемой источников. От М.Грушевского пошла гулять версия, что русские летописцы, записывая имена украинских деятелей, русифицировали их, потому для восстановления справедливости их надо «украинизировать обратно». Вот так и получали из летописного гетмана Коленика Ондреева – Каленика Андриевича, а из первопечатника Ивана Федорова – Ивана Федоровича. Не будем отрицать возможность такого искажения, но, в рамках плюрализма мнений, автор имеет право предположить, что среди казацких лидеров были и великороссы, Ивановы и Петровы с великоросскими же именами, которые летописцами так же и были записаны. И превращать их ныне в Ивановичей и Петренок не нужно. Тем более, что есть примеры, когда в одном документе шли подряд: Степан Хоменко, Мойсей Авдеев, Василий Григорьев, Иван Васильев (запорожские реестровые казаки). Или «Якушко Якимов да Филипп Парашиленко». Источники сохранили нам достаточно много чисто великорусских имен казаков: Ждан Коншин, Влас Иванкиев, Ондрос Телесов, Павел Беляев.
Заметим, что никакого «железного занавеса» или каменной стены между Запорожьем и Доном никогда не было, между ними постоянно шел обмен населением. Как свидетельствовал в 1626 полковник Шафран (да и многие другие), на Дону постоянно жило несколько сот запорожцев, а «в Запорогах» – донцов. Один из первых донских атаманов (XVI в.) – Мишка Черкашенин (черкасами в то время звали украинцев). Казаки вместе ходили походами на турок, вместе бунтовали против польского или российского правительства (это тоже подтверждено многими документами).
Могут спросить, к чему все это пишется, ведь среди казаков все равно было множество Дорошенок, Томиленок да Орандаренок? Не отрицаем, их действительно было много, может быть, даже большинство. Но это не основание зачислять ВСЕХ казаков в украинцы. Казачество – не нация, а особое военно-служилое сословие. И, как всякое сословие, оно было по составу абсолютно интернациональным. Казаком мог стать любой – русский, украинец, белорус, татарин, поляк, еврей. Ничто не мешало неукраинцам козаковать и даже, как видим, занимать командные посты (а среди рядовых казаков инородцев было еще больше). Поэтому делить казачество на «украинское» и «русское» – глупо и бессмысленно. Казачество было либо одно единственное – как сословие, либо невероятной смесью – по национальному составу. И уж если кому приспичило их делить – то только по географическому принципу: были казаки запорожские, кубанские, донские, яицкие, были даже рязанские и татарские (XV век), воевавшие между собой. По последним данным, к середине XVII в. национальный состав Войска Запорожского Низового был таков: славяне (русские, украинцы, белорусы) – 34, 2 %; азиаты (турки, татары) – 27, 4 %; кавказоиды (армяне и др.) – 17, 4 %; средиземноморские народы (евреи, греки и др.) – 21 % (В.Семененко, Л.Радченко «История Украины».-Харьков, 1999.-С.105). Более подробный анализ Реестра 1649 года (крупнейшего из сохранившихся), сделанный еще в 1978 советскими учеными, дал весьма интересную картину интернациональной пестроты казачества. Помимо значительного количества русских, украинцев, белорусов и поляков здесь нашлись сотни молдаван, сербов, болгар, десятки турок, татар, венгров, греков, чехов, немцев, шведов, латышей, албанцев, евреев, цыган, армян, грузин, черемисов. А вспомним, что писал крупнейший авторитет Д.Яворницкий: “в Сичи можно было встретить всякие народности, чуть ли не со всего света выходцев, как-то: украинцев, поляков, литовцев, белорусов, великорусов, донцев, болгар, волохов, черногорцев, татар, турок, жиддов, калмыков, грузин, немцев, французов, итальянцев, испанцев и англичан” (т.1, с.143)...
_________________ Приходите в мой дом...
|