Военно-исторический форум

Добро пожаловать на форум военной истории
Текущее время: 18 июн 2018, 06:44

Часовой пояс: UTC + 4 часа [ Летнее время ]


google-site-verification: googled222e2bf1c5c3655.html

Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 159 ]  На страницу Пред.  1 ... 7, 8, 9, 10, 11  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Re: Казаки и казачество: Лихие парни своего времени...
СообщениеДобавлено: 24 янв 2016, 12:18 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 23805
Откуда: Армения, Ереван
Очков репутации: 13

Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации
Я Вас понял, 777sergey777 - мой Вам совет, если хотите углубится в явления, копайте и копайте поглубже, сначала всякие там Википедии, потом - специализированные сайты, потом - книги, потом - монографии, потом - первоисточники и под конец прибавляете все это Вашим раздумьем :)

_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Казаки и казачество: Лихие парни своего времени...
СообщениеДобавлено: 28 фев 2016, 01:55 
Не в сети

Зарегистрирован: 28 фев 2016, 00:47
Сообщений: 6
Очков репутации: 0

Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации
Lion
Здравствуйте. Столкнулся с проблемой. Мой прадед в первую мировую воевал на Кавказском фронте (был пластуном-казаком). На дореволюционных картах не нашел село, в бою за которое был награжден. Скорее всего это Эрзинджанская операция, то есть это район населенных пунктов Эрзинджан, Пельмюр, Кеги, Темран.( Восточная Киликия). Вот название села Аспеха-Чаири, но оно не обозначено. Может чем поможете. Карта 1903 года.
ИзображениеИзображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Казаки и казачество: Лихие парни своего времени...
СообщениеДобавлено: 28 фев 2016, 11:22 
Не в сети

Зарегистрирован: 16 июл 2015, 12:32
Сообщений: 562
Очков репутации: 1

Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации
Lion писал(а):
Казаки-казахи - давняя теория, однако я не склонен доверять ее. Для меня казаки это прежде всего социальная группа, набранная прежде всего из южных славян.

Достаточно взглянуть на этнографическую карту Российской империи, что бы убедиться: среди этносов, входящих в состав населения страны этнос «казаки» отсутствовал. Оказывается не только «злые» большевики, но и «добрый» царь-батюшка не считал казаков за отдельную этническую группу. Во всяком случае, русская дореволюционная этнография не выделяла казачество в отдельный этнос. Как известно, герои «Тихого Дона», « университетов не кончали». Они были убеждены, что казаки идут от казаков, а мужики от мужиков. Но, то, что простительно героям «Тихого Дона» непростительно авторам современных публикаций, некоторые из которых, хотя и закончили университеты, но по уровню мышления недалеко ушли от полуграмотного казака из романа М. Шолохова. Отдельные знатоки казачьей истории уверены сами и убеждают других, что казаки – это этнос. Помню, как один из атаманов, беседуя с корреспондентом, уверял своего собеседника, что « до 17 года писалось: национальность – казак». На мой взгляд, журналисту следовало поинтересоваться у атамана: «В каких российских документах понятие «казак» считалось национальностью?» Если в паспорте, то паспорте подданного России отмечалось, как известно, не национальность, а вероисповедание и сословие Необходимо отметить, что вопрос о национальности – это в конечном итоге личное дело каждого человека. Шваб вправе считать себя швабом, а не немцем. Сван может считать себя сваном, а не грузином. Можно понять и казака, желающего считать себя казаком. Труднее понять другое: зачем искажать правду истории и создавать миф о казачьей национальности, корни которой уходит, то ли в Тмутараканскую Русь, то ли в Скифию...
Один из французских императоров сказал однажды: »Поскоблите русского и увидите татарина». С подобным утверждением трудно не согласится: двухвековое татарское облако не прошло над Русью бесследно. Но если, для того чтобы увидеть в русском татарина, русского необходимо поскоблить, то в казаке татарин проглядывается достаточно ясно: казака и скоблить не надо. Татарские корни в казачестве видны, как говорится невооруженным глазом – слова «казак», «есаул», «атаман», «станица» – татарского происхождение. Разбираясь в казачьей истории, необходимо отметить, что этноним «татарин» нуждается в пояснении. Первоначально этноним «татары» означал одно из крупных монгольских племен. Монголы, точнее монгольская знать, подчинившая себе татар, будучи в меньшинстве, постепенно растворялись а татарской среде и в первой половине 13 века образовалось сообщество монголо – татары. В свою очередь монгло-татары, обосновавшихся на стыке Европы и Азии, и, оторванные от своей родины, постепенно растворялись в массе племен населявших Кипчакую (Половецкую) степь. Из этой массы в течении многих десятилетий татаро-монголы пополняли свои ряды. Это – прежде всего половцы-кипчаки, огузы, уйгуры. Так возникло и стало грозной силой этнокультурное объединение, которое вошло в историю как «золотоордынские татары». Пережив период раннефеодального единства, Золотая Орда в середине 14 века вступает в полосу смут. Попытка хана Тохтамыша сплотить распадающуюся на части Орду оказалась неудачной. В начале 15 века центробежные силы возрастают, начинается новая полоса смут и междоусобиц, что привело к распаду Золотой Орды на отдельные ханства. История до монгольского периода, как и история 13 и 14 веков о казаках ничего не говорит. Казаки появляются на исторической арене только после распада Орды, где-то на рубеже 15-16 веков. Какое же объяснение можно дать по этим фактам?

При формировании этноса «золотоордынские татары» возник институт казачества, низший ратный слой золотоордынского общества. Надо полагать, что этот слой состоял из представителей покоренных татарами народов, которые уже оторвались от своего рода-племени, но еще не получили статус, который имели «коренные» татары. После распада Золотой Орды многочисленные отряды казаков оказались предоставленные сами себе. Они начинают свою самостоятельную деятельность в обширных пространствах Дикого Поля, оказавшегося ничейной землей. Достаточно убедительным доказательством верности подобных рассуждений может служить история Рязанского княжества. Рязанское княжество впервые подверглось нападению татар, а точнее татаро-монгол, в 1237 году. С тех пор летописи неоднократно повествуют про опустошительные нападения татар на Рязанское княжество. Но только история конца 15 века упоминает о том, что Рязанские украины подверглась нападению ордынских казаков. Но ведь конец 15 века – это время окончательного распада Золотой Орды – с ослаблением центральной власти в Орде шла тенденция усиления самостоятельности казаков. Следует отметить, что летописец не случайно подчеркивает, что напавшие на Рязань казаки были ордынскими казаками. Проблема заключается в том, что во второй четверти 15 века на Рязани возник легковооруженный вид войска, ратники которого назывались рязанскими казаками. Впервые рязанские казаки упомянуты в летописи 1444 года, когда они вместе с войсками московского князя Василия Темного громили, пришедшее на Рязанскую землю войско татарского царевича Мустафы. Русский историк Д. Иловайский в книге «Рязанское княжество» вспоминает о наказе Ивана III княгине Рязанской Агриппине, которая правила княжеством в начале 16 века ввиду малолетства своего сына. В 1502 году из Москвы уезжало татарское посольство, а посольству предстоял переезд через территорию Рязанского княжества. Проезд по отдельным районам княжества было весьма опасным мероприятием из-за большого числа разбойников. В своем наказе Иван III требует, чтобы княгиня выделила для охраны посольства сотню ратников и дала бы им в помощь тридцать своих, т.е. рязанских казаков. В этом же наказе Иваном III требует подчинения к себе со стороны рязанцев и пишет княгине « А ослушается кто и пойдет на Дон в молодечество, их бы ты Аграфена вели казнить... Вспоминая этот эпизод, Д. Иловайский подчеркивает, что на рубеже 15– 16 веков образовались слой рязанских казаков, у татар – кайсаки (ордынские казаки), а в Придонских степях собирались те, кто хотел уйти в молодечество – там собиралась вольница из казаков-разбойников. Именно с тех, кто уходил на Дон в молодечество, начиналась история русского вольного казачества, которое впоследствии стало служивым сословием. Если человек выступает с какой-то гипотезой, то он должен быть готов ответить на вопросы своих оппонентов. Подробные ответы на поставленные вопросы, являются, бесспорно, лучшим доказательством верности выдвигаемой гипотезы. Когда иной современный исследователь казачьей старины, игнорируя мнения многих русских историков, выступает с гипотезой о том, что, например, Тмутараканьская Русь, является родиной казачества, то у меня естественно возникает желание понять, почему многие события русской истории в течении около 500 лет прошли мимо казаков. Я был бы признателен господам-эрудитам, если бы они ответили на вопросы: « Почему два крупных события 15 века в жизни славянских народов – битва при Грюнвальде и Шемякинская смута – прошли без участия казаков и где были казаки в этот период истории?». Взять, например год 1380. Мамай готовится к походу на Москву. Как сообщают исторические документы Ма-май собирает Татарские и Половецкие орды Дона и нижнего Поволжья, нанимает дружины Фрязей, Бессермен, Армен, Ясов и Буртасов. Казачьи дружины в списке отсутствуют... Молчат о присутствии казаков в войсках московского князя и русские летописи. Только казачья фольклорная история, рассказывает о том, как казаки Тихого Дона преподнесли князю Дмитрию икону. Если Русь домонгольского периода имела своих казаков, то почему удальцы Великого Новгорода, землепроходцы и флибустьеры своего времени, называли себя ушкуйниками, хотя по своему положению они были вольными казаками. Не потому ли, что домонгольская Русь не знала казаков? Свежи воспоминания тех лет, когда великий и могучий русский язык вдруг стал учитывать особенности других языков – эстонского, молдавского, белорусского. Тогда я подумал: «А что если казахи потребуют называть свою республику, учитывая особенности казахского языка? Как тогда можно будет различить казаха от казака» Ведь слова «казах» и «казак» – это две русские транскрипции одного тюрского слова. Рассматривая историю казачества и игнорируя, при этом современный Казахстан, знатоки казачьей истории оказываются в положении того крыловского героя, который, как известно, слона не заметил...
После распада Золотой Орды азиатские казаки (казахи) образовали свое ханство и сформировались в нацию. Кстати, формирование казахской нации история относит к началу 16 века. Европейские казаки оказались под мощным славянским воздействием: спасаясь от тягот жизни на родине, крестьяне из Московской Руси и Литовской Руси бегут в Дикое поле, где пополняют отряды казаков. Люблинская уния, передавшая часть южных районов Литвы Польше, привела к росту украинского казачества. В это же время в Восточной Руси относительно мягкие формы боярского землевладения сменяются более жестким – помещичьим, что привело к росту казачества из числа русских. Первые казачьи общины были интернациональны по своему составу. Только во второй половине 16 века в казачьих общинах стали преобладать выходцы из русских и украинских земель, которые позаимствовали у своих тюрских предшественников название, структуру воинской организации и образа жизни. С другой стороны казачество было своеобразным осколком вечевой Руси, что предопределило определенные трудности во взаимоотношениях казаков с аристократической Польшей, с монархической Москвой, а впоследствии, с партией большевиков.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Казаки и казачество: Лихие парни своего времени...
СообщениеДобавлено: 28 фев 2016, 14:02 
Не в сети

Зарегистрирован: 28 фев 2016, 00:47
Сообщений: 6
Очков репутации: 0

Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации
«Этнографическое описание народов России Теодора Паули, действительного члена Русского Императорского географического общества», изданного в Санкт-Петербурге в 1862 году.
Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Казаки и казачество: Лихие парни своего времени...
СообщениеДобавлено: 28 фев 2016, 14:36 
Не в сети

Зарегистрирован: 28 фев 2016, 00:47
Сообщений: 6
Очков репутации: 0

Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации
ГеографияИзображениеИзображениеИзображениеИзображениеИзображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Казаки и казачество: Лихие парни своего времени...
СообщениеДобавлено: 28 фев 2016, 14:39 
Не в сети

Зарегистрирован: 28 фев 2016, 00:47
Сообщений: 6
Очков репутации: 0

Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации
В перечне сословий Российской империи нет сословия "казаки", упоминаются, как отдельное сословие, исключительно малороссийские казаки. А что со всеми остальными? С остальными очень просто, народ казаки, проживал на войсковых территориях, с положении военно - служилого сословия. Казаки как, народ, имели своих дворян, купцов, священнослужителей. Как и полагается любому народу.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Казаки и казачество: Лихие парни своего времени...
СообщениеДобавлено: 28 фев 2016, 15:03 
Не в сети

Зарегистрирован: 16 июл 2015, 12:32
Сообщений: 562
Очков репутации: 1

Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации
avs69 писал(а):
В перечне сословий Российской империи нет сословия "казаки"...


В передаче на телеканале «ДОЖДЬ» прозвучало заявление атамана Александра Мартынова:
«Грозный, Владикавказ, Кисловодск, Пятигорск – это все казачьи станицы»
http://tvrain.ru/articles/ataman_martyn ... va-332179/

Как человек, который родился в городе Грозном и проживший там немало лет, не могу согласиться с заявлением атамана. Атаман худо, очень худо знает историю.
История основания города Грозного известна сравнительно хорошо. Летом 1818 года по приказу генерала Ермолова на реке Сунжа была построена новая крепость, которая должна была стать частью Сунженской линии и блокировать горцам выход из Ханкальского ущелья. Новая крепость получила название Грозная. Позже за крепостными стенами возник форштадт, в котором селились, в основном, отставные солдаты.
После окончания Кавказской войны крепость Грозная получает статус города, а форштадт получил статус станицы. Станица получила название Грозненская, а жители форштадта были переведены в казачье сословие. Город зажил своей жизнью, а станица – своей. Со временем станица Грозненская прекратила свое существование как отдельная административная единица и стала частью города Грозного. И так – зачем? Зачем атаману объявлять крепость Грозную станицей?

***
Кстати, когда, после окончания Кавказской войны, Екатеринодар получил статус гражданского города, то у казаков был выбор. Те, кто желал остаться казаком, обязан был покинуть город и перебраться в станицу. Те , кто желал остаться жить в городе, должен был перейти в сословие «мещане»


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Казаки и казачество: Лихие парни своего времени...
СообщениеДобавлено: 28 фев 2016, 15:59 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 23805
Откуда: Армения, Ереван
Очков репутации: 13

Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации
avs69 писал(а):
Lion
Здравствуйте. Столкнулся с проблемой. Мой прадед в первую мировую воевал на Кавказском фронте (был пластуном-казаком). На дореволюционных картах не нашел село, в бою за которое был награжден. Скорее всего это Эрзинджанская операция, то есть это район населенных пунктов Эрзинджан, Пельмюр, Кеги, Темран.( Восточная Киликия). Вот название села Аспеха-Чаири, но оно не обозначено. Может чем поможете. Карта 1903 года.
ИзображениеИзображение


Жаль, ничем не смог помочь :( Да, учитывая время, это и впярмь финальный этап операции у Ерзнки, но какое село...???!!

_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Казаки и казачество: Лихие парни своего времени...
СообщениеДобавлено: 28 фев 2016, 19:17 
Не в сети

Зарегистрирован: 28 фев 2016, 00:47
Сообщений: 6
Очков репутации: 0

Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации
На современной карте Турции есть населенный пункт, восточнее Эрзинджан, Чаиирлы, но это бывшее село или нет ??? Я так думал, что двойное название села, армяно-турецкое. Чаирли- турецкое, а Аспеха армянскоеИзображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Казаки и казачество: Лихие парни своего времени...
СообщениеДобавлено: 28 фев 2016, 20:40 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 09 фев 2014, 03:47
Сообщений: 4737
Очков репутации: 9

Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации
Чайирлы и есть "Чаирли" в российском документе. Типа село Речное, рядом-то Евфрат с притоками. Просто армянское название вычеркнуто на современных картах. А на старых российских его вообще нет. Видимо тогда было совсем небольшое, типа хуторка. Вот и не нанесли на карту...
Османы, скорее всего, там создали "редут", типа современных постов по контролю над дорогой на Ерзнка-Эрзинджан.

Это не Восточная Киликия, а Высокая Армения, - древняя Хайаса.

Царствие Небесное Вашему героическому прадеду!

_________________
Мы все - Великая Армения!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Казаки и казачество: Лихие парни своего времени...
СообщениеДобавлено: 28 фев 2016, 20:59 
Не в сети

Зарегистрирован: 16 июл 2015, 12:32
Сообщений: 562
Очков репутации: 1

Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации
bzntm писал(а):
Так, что даже если Казак и казах – это две разные русские транскрипции одного тюрского слова, то это не обязательно еще и совпадение сути являнией, которыми исторически так сложилось, они были названы.


Да будет Вам известно, что в первые годы советской власти существовала казаКская АССР

Вы напоминаете мне того упертого азера, который утверждает в районе города Казах живут только потомки азербайджанцев. В 15веке от узбекской орды отделились несколько орд. Первоначально они назывались узбеки-казахи, потом - просто казахи.

Слово «казак» уходит вглубь веков. Оно встречается у половцев в значении «стражник», «человек, живущий на границе». Во времена Золотой Орды, когда татары пополняли свои ряды выходцами из покоренных народов Половецкой степи, слово «казак» приобрело значение «ушедший от своих». Это был человек, который ушел от своих к татарам, но еще не получил права татарина, которые были представителями золотоордынской знати. В Золотой Орде казаками называли низшее сословие войска, а высшее сословие составляли уланы, мурзы и беки.

Для узбеков слово «казах» приобрело значение «ушедший от своих».
Для казахов - свободный.

Кстати в годы ВОВ, советских военнослужащих, перешедших на сторону немцев иногда называли казаками, т.е. «ушедший от своих».

Вопрос: Почему удальцы Великого Новгорода не назвали себя казаками?

В истории Великого Новгорода упоминаются ушкуйники, искатели приключений, которые мало чем отличались от казаков. Тот факт, что удальцы Великого Новгорода именовали себя ушкуйниками, а не казаками, говорит о том, что в русский язык слово «казак» попало гораздо позже, того, как начали «казаковать» ушкуйники.
Нельзя игнорировать еще один факт истории. Если запорожские и донские казаки проживали на своих территориях еще до вхождения в состав России, то большинство казачьих войск, в том числе и Кубанское, были созданы по царскому указу.
В отличие от азиатских казаков, европейские казаки оказались под мощным славянским влиянием. Поэтому даже сложился миф, о том, что казаки были якобы защитниками веры православной, хотя первым известным истории запорожским атаманом был католик Ланцкоронский.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Казаки и казачество: Лихие парни своего времени...
СообщениеДобавлено: 28 фев 2016, 21:37 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 23805
Откуда: Армения, Ереван
Очков репутации: 13

Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации
Ardzan писал(а):
Чайирлы и есть "Чаирли" в российском документе. Типа село Речное, рядом-то Евфрат с притоками. Просто армянское название вычеркнуто на современных картах. А на старых российских его вообще нет. Видимо тогда было совсем небольшое, типа хуторка. Вот и не нанесли на карту...
Османы, скорее всего, там создали "редут", типа современных постов по контролю над дорогой на Ерзнка-Эрзинджан.

Это не Восточная Киликия, а Высокая Армения, - древняя Хайаса.

Царствие Небесное Вашему героическому прадеду!


Спасибо, Ardzan - царство небесное всем тем воинам, которые пали за нашу Армению...

_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Казаки и казачество: Лихие парни своего времени...
СообщениеДобавлено: 28 фев 2016, 22:04 
Не в сети

Зарегистрирован: 28 фев 2016, 00:47
Сообщений: 6
Очков репутации: 0

Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации
Спасибо, правда мой прадед остался жив, попал под расказачивание, но это другая история. Много казаков сложили головы на Кавказском фронте.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Казаки и казачество: Лихие парни своего времени...
СообщениеДобавлено: 28 фев 2016, 22:51 
Не в сети

Зарегистрирован: 05 янв 2014, 22:26
Сообщений: 6488
Очков репутации: 3

Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации
Небольшая поправка.В 1914-1917 год воевали не за Армению ,а за Россию и российского императора.Была бы Артвинская или Николаевская губерния и т.д.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Казаки и казачество: Лихие парни своего времени...
СообщениеДобавлено: 28 фев 2016, 23:17 
Не в сети

Зарегистрирован: 16 июл 2015, 12:32
Сообщений: 562
Очков репутации: 1

Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации
777sergey777 писал(а):
Небольшая поправка.В 1914-1917 год воевали не за Армению ,а за Россию и российского императора.

Реформы и образование новых казачьих войск происходило в течение всего имперского периода России. Так в 1916 году планировалось создать даже Ефратское казачье войско, ядром которого должны были стать кавказские казаки, армяне и курды. При этом должен был быть использован кавказский опыт образования казачьих станиц.
Так например, терская станица Шелковская, начавшая свою историю с открытия шелкового производства в 1718 году, первоначально была населена преимущественно грузинами и армянами, а позже и крестьянами помещиков Хастатовых.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 159 ]  На страницу Пред.  1 ... 7, 8, 9, 10, 11  След.

Часовой пояс: UTC + 4 часа [ Летнее время ]



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB