Военно-исторический форум

Добро пожаловать на форум военной истории
Текущее время: 20 окт 2018, 22:29

Часовой пояс: UTC + 4 часа [ Летнее время ]


google-site-verification: googled222e2bf1c5c3655.html

Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 20 ]  На страницу 1, 2  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Восстания джелаиров: Они сотрясли могущество осман...
СообщениеДобавлено: 30 июл 2012, 19:39 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 24363
Откуда: Армения, Ереван
Очков репутации: 13

Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации
В данной теме предлагаю поговорить о восстаниях джелаиров, которые начались в начале XVI века и с перерывами продолжились до половины XVII века. Разнородное по своему социальному, этническому и религиозному составу, джелаиы представляли недовольных османской властью масс и нанесли тяжелый удар по мощи Османского султаната. Начать предлагаю с обзора одного из самых известных восстании джелаиров, а именно восстания Абазы-паши.

_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Восстания джелаиров: Они сотрясли основы османского могущест
СообщениеДобавлено: 30 июл 2012, 19:45 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 24363
Откуда: Армения, Ереван
Очков репутации: 13

Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации
ВОССТАНИЕ AБАЗА-ПАШИ
ПО АРМЯНСКИМ ИСТОЧНИКАМ


В настоящей статье делается попытка исследования восстания Абаза Гасан-паши главным образом на основе армянских источников. Для полноты освещения вопроса привлекались также свидетельства турецких историков.

По сообщениям армянских и ряда других источников, весной 1618 г. турки, вновь начав войну под командованием сардара Халил-паши, перенесли военные действия на юг Азербайджана. Пользуясь отсутствием Aббаса I, который в то время находился в Ширване, турецкая армия опустошила эти места, однако, потерпев поражение в сражении при Сарабе, отступила и угнала с собой около 30.000 азербайджанских и армянских крестьян из областей Маранда, Хоя, Салмаса, Тебрнза в сторону Вана и Диарбекира. Осенью того же года вновь наступил мир между Ираном и Турцией, несколько раз прерывавшийся из-за столкновений.

Однако в направлении Еревана, как отмечает А. Г. Иоанисяи, серьезные военные операции не проводились. Этому особенно способствовало восстание Абаза-паши в Эрзеруме и его окрестностях, постепенно получившее еще более широкое распространение. Абаза-паша восстал против янычаров - представителей деспотического османского правительства. Источники подтверждают тот факт, что сначала Абаза был одним из пособников Джапполада Али, затем попал в плен к Гуючу Мураду, однако, получив помилование при содействии Халил-пашп, был назначен беглербегом Эрзерума. Симеон Лехаци пишет, что «некто из племени абазов», уйдя из двора султана, при поддержке матери Османа Валнды Махфируз, везира Халнла и других сделался пашой. «Когда он достиг Анатолии,-продолжает Симеон Лехацп,-его [войско] усилилось и, выступив мстителем за Османа, он начал избивать янычар. Постепенно возвышаясь, он собрал войско, стал могущественным и, согласно обычаю джалалнев, сперва начал захватывать поселки, села, затем крепости, а потом города и, где слышал о янычарах или находил их, безжалостно убивал, умерщвлял в жестоких мучениях, говоря: «Вы убили вашего царя, так я вашу кровь выпью!» Так поступал он десять лет. Говорят, что он убил 40 тысяч янычар, ибо муфтий дал ему фетву. И хотя [Высокая] Порта много раз посылала против него [войска], но [они] ничего не смогли сделать, ибо он был хитер и колдун, а также имел большую конницу и много сокровищ».

Воспользовавшись убийством брата султана Османа И янычарами, Абаза-паша намеревался отомстить за крестьян-рапатов, которые терпели неслыханные бедствия. Даже мать султана Османа взяла у муфтия фетву об отмщении убийцам повелителя и написала письмо Абазе, в котором говорила: «стань сильным и будь храбр, бог поможет тебе [отомстить] за невинную кровь сына моего! ». «И когда тайно отвезли бумагу к Абазе, он принял их с большой радостью и счел их [бумаги] упавшими с неба, — отмечает Грпгор Даранагцн, — и достал и показал фетву всем вельможам своим и главным в городе и объяснил, мол, этой ночью в грезах явился мне Хазрат-Алп и дал этот письменный приказ об отмщении». И вот усилившийся Абаза «Себастией завладел насильно, ибо [злодеи] прежде прислали указы, гласившие: «Выходи оттуда, отправляйся в Себастию». Но он оттуда не вышел, завоевал и Себастпю (Сивас). И послал он полки воинские во все места, подвластные ему, и повелел: «Где бы вы ни нашли янычара, убивайте [его] и грабьте дом его, не жалейте ни жен, ни сыновей его, а безжалостно истребляйте!» И, выйдя, рассеялись [воины] по стране, и где они ни находили [янычара], убивали и грабили дом его».

Но Абаза-паша понял, что он один со своими силами не сможет бороться до конца против янычаров и их покровителей. Следовательно, как об этом свидетельствует Печеви, Абаза-паша в это время, будучи дафтардаром Диарбекира, переписывался с некоторыми правителями санджаков Анатолии и призывал их на совместную борьбу против янычаров. Печеви также пишет, что люди, посланные Абаза- пашой, вели переговоры с беглербегом Диарбекира Хафиз Ахмед-пашой. По сообщениям И. Печеви видно, что Хафиз Ахмед-паша, выступая па стороне Абаза-паши и проявляя предосторожность, ждал поводa для восстания. Однако Абаза-паша, наоборот, с горячей поспешностью поднял знамя восстания, по всей вероятности, воспользовавшись тем, что в это время большая часть османских войск воевала против персидской армии, вторгшейся в Месопотамию -Ирак-Араби. Впоследствии он вошел в дипломатические сношения с персами и просил у них помощи, но сделал это тогда, когда уже догадался, что его поражение неизбежно.

Нужно отметить, что Абаза был наделен поэтическим даром; в одном из своих четверостиший он писал о себе: «он восстал с целью отомстить султану Осман-хану» и продолжал: «мечтаю пойти на Стамбул, «наладить» престол Османа, быть везиром султана Мурада; если умру, после этого нет горя для меня». Абаза-паша старался придать этой борьбе характер «священной войны». В другом четверостишии он писал, что бог дал ему знамение о необходимости разгрома янычаров.

_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Восстания джелаиров: Они сотрясли основы османского могущест
СообщениеДобавлено: 30 июл 2012, 19:46 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 24363
Откуда: Армения, Ереван
Очков репутации: 13

Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации
По сообщению Григора Даранагци, «и во времена Абазы [взбесившиеся воины] желали творить то же самое и даже больше [зла] в Эрзеруме. И с божьей помощью усилился Абаза и в начале ласково, просительными речами приказывал: «Не беситесь и не грабьте кого-либо, даже одной деньги [не берите] у человека стесненного, не огорчайте, не бейте и не мучайте его! Я не позволю, так и знайте! Даже в мыслях своих не ходите в Стамбул, не то я обуздаю вас». Грпгор Даранагцп повествует, как однажды, когда Абаза-паша был на прогулке, «жители села... около Эрзерума пали ему в ноги, жалуясь на местных янычаров: «Мы со всеми своими домочадцами пленники в руках их из-за неуплаты выдуманного ими долга; беспомощные, мы взяли взаймы по нескольку курушей и уплатили подати: вместо одного мы дали по 10 шаи, [по] не смогли избавиться [от них]. Они так умножали [наш долг, что] и пашни, и луга, и всех волов и дома отдали мы им, работаем на них [как] рабы и не имеем возможности уйти куда-либо. Что прикажешь? Какой совет дашь нам, господин наш?» Согласно этому источнику, Абаза-паша утешал их: «Потерпите несколько дней и просите бога, чтобы он был мне помощником. С помощью аллаха я избавлю вас». Он думал: «Каким образом расправиться с ними [янычарами и избавить этих несчастных от них? » «И с помощью бога они [япычары1 сами стали причиной своей гибели». Итак, Абаза-паша, по словам Григора Даранагцп, «в Эрзеруме полностью перебил выведенных [из города] местных янычаров, так что в городе Карине не осталось ни одного [человека], называемого янычаром. И крестьяне и горожане избавились [от беды], и благословили они Абазу, который был их спасителем, и восхваляли бога, который усилил их, т- е. Абазу и его воинов».

Историк Найма по поводу истребления янычаров в Эрзеруме Абаза-пашой пишет: «в 1031 г. х. (1621 — 1622), когда имело место свержение с престола султана Османа II, Абаза-паша, услышав это, решил отомстить убийцам-янычарам. Он убивал и вешал попавших в его руки янычаров и очистил Эрзерум от них».

Некоторые спасшиеся от меча Абаза-пашн янычары прибыли в Стамбул и пожаловались правительству. Они подняли против Абаза-паши своих единомышленников, находившихся в Стамбуле. Вскоре в Константинополь прибыли те янычары, которым удалось, укрывшись за стенами эрзерумской крепости, оказать сопротивление Абаза-паше. При содействии прежнего правителя Эрзерума Гусейн-пашп Абаза-паша начал переговоры с осаждавшими крепость янычарами, требуя, чтобы янычары немедленно удалились из Эрзерума в Стамбул. До этого Абаза-паше, видимо, удалось при помощи своих сторонников из феодало.ч подавить выступление янычаров, находившихся в Ахалцпхе и его окрестностях. По данным турецких и армянских источников, скоро под его знаменем сплотилось 40000 воинов, подавляющее большинство которых, по сведениям источников, состояло из остатков повстанческих отрядов Кара-Языджи, Джанполада, Галандар-оглы, Араб Сайда, Тавула и др., которым удалось скрыться.

После подавления янычаров в Эрзеруме и Ахалцихе Абаза-паше во главе многочисленного войска совершил набеги на ряд районов Малой Азии. Он окружил Кара-Хисар, которым правил Муртуза-паша, после десятидневного сопротивления перешедший на сторону повстанцев. Вскоре была захвачена Себастия и Абаза осадил Анкару, но захватить ее не удалось. По пути он безжалостно убивал всех янычаров.

Вслед за Муртуза-пашой к Абаза-паше присоединились некоторые беглербеги и санджакбеки, в том числе беглербег Мараша Юсуф-паша со своим десятитысячным войском, однако Абаза обезглавил его, заподозрив в предательстве. О переходе феодалов на сторону Абазы говорит также Аристакес Харбердцн: «Знатные ханы и все пароны [владыки] прибыли и присоединились к ним... »,— пишет он в своем стихотворении.

Вскоре силы Абаза-паши немного увеличились, и его сторонники не сомневались в его победе. Выступая перед войском Абазы, мусульманский духовный руководитель Кесарии сказал: «Ты любимец бога, он дал тебе силы и мощь, не бойся янычаров, судьба с тобою». Однако Абаза-паша не смог захватить крепость Анкару, хотя осада длилась около семи месяцев.

_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Восстания джелаиров: Они сотрясли основы османского могущест
СообщениеДобавлено: 30 июл 2012, 19:48 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 24363
Откуда: Армения, Ереван
Очков репутации: 13

Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации
Правитель Стамбула еще в мае 1623 г. направил против Абазы сына Джигал-оглы Синап-паши, сардара Махмуд-пашу, однако последний, узнав о силе Абазы, был вынужден отойти без боя к Бурсе. Когда наступила зима, Абаза-паша в свою очередь прекратил осаду Дикари и отошел со своей армией к городу Нигде. Сардар Махмуд намеревался укомплектовать в Бурсе свое недисциплинированное войско, получить из Стамбула дополнительные боевые припасы и совершить общее наступление на Абаза-пашу. «Он [Махмуд-паша] остановился в г. Бурсе,— пишет Грпгор Даранагци, — чтобы пришли и собрались злодеи рабы ведь ог их воли зависело, идти пли не идти... » против Абазы Султан Мурад IV «сел па [престол] еще в детском возрасте, поэтому, не страшась и не опасаясь его, как ныне, шли они к Бурсу с опозданием и медленно, грабя и обирая людей, и образовалось большое войско».

Весной и летом 1624 г. османские войска начали военные действия против Абазы. До этого сардар .Махмуд направил письмо Абаза-пашг, предлагая ему сдаться и обещая помилование. Абаза отказался от предложения сардара и стал готовиться к бою, который произошел в августе 1624 г. недалеко от Кесарии, в местечке Сабатлу. Абаза потерпел поражение и отступил с остатками своего войска в сторону Эрзерума. Причины поражения Абазы при Сабатлу объясняются в источниках большим количеством пушек в армии противника и изменой присоединившихся к Абазе правителей городов Кара-Хисара Шарги и Тайлара Махмуд-паши и Муртуза-паши. Кроме того, никто из этих феодалов не хотел свержения османского правительства, и так как в Стамбуле во главе правительства вновь стали сторонники султана Османа и на престол взошел султан Мурад IV (1623—1640), они сочли свою миссию завершенной.

Возвратившись в Эрзерум, Абаза-паша немедленно приступил к созданию новои армии. «Когда Абаза прибыл в Эрзерум и укрепился там, вокруг пего собралось войско всемеро больше прежнего»,- читаем у Григора Даранагци. Создание такой армии потребовало огромных средств; чтобы собрать их, Абаза-паше пришлось намного увеличить налоги и повинности, что привело к сильному недовольству народных масс. Наблюдалось возмущение и среди ополченцев.

М. Зулалян, ссылаясь на турецкие и армянские источники, отмечает, что Махмуд-паша, преследуя войска Абаза-паши, дошел до долины Терджан, и только приближение зимы заставило его прекратить преследование Абаза-паши о повести с ним переговоры, во время которых был заключен мир на основе взаимных уступок. Султанское правительство вновь признало Абазу беглербегом Эрзерума. В свою очередь он согласился оставить в эрзерумской крепости две тысячи янычаров.

Такое положение, согласно источникам, длилось до 1627 г. В августе этого года шахское войско осадило крепость Ахалцихе. 17 августа по специальному правительственному приказу в Ахалцихе на помощь осажденным был направлен беглербегом Анатолии Дишленг Гусейн-паша, который обратился к Абазе с просьбой присоединиться к нему со своим 4-5-тысячным войском, чтобы объединенными силами остановить персидское наступление. Абаза-паша дал согласие, но с условием, что сардарство будет дано ему. С другой стороны, из попавшего в его руки секретного письма Абаза узнал о том, что правительство руками янычаров, находившихся в крепости, готовит ему ловушку. Взбешенный Абаза приказал казнить 800 янычаров, после чего столкновение между Дишленг Гусепн-пашой и Абазой стало неизбежным. Абаза в бою одержал блестящую победу над ним. Взятых в плен Дишленг Гусейн-пашу и янычаров Абаза убил, и Ахалцихе попал в руки Сефевидов.

В этих условиях великий везнр Халил-паша, прервав персидский поход, со всеми своими войсками двинулся па Абаза-пашу; в этом походе участвовал также одни из эмиров Грузии, «диди моуравн» - Георгий Саакадзе. «И после того вновь по велению султана янычары пришли с большим войском из Стамбула и всех стран,— читаем в источнике,— [дабы] воевать с ним [Абаза-пашой], и были побеждены: сардаром был великий Халил-паша и многие паши были с ним. И вот злодеи-паши... творили в окрестных селах такое зло, что вопль населения дошел до Абазы. Он послал письмо с мольбами: «Не мучайте эти несколько домов. Я с трудом запретил [мучить несчастных]. Молю вас не притеснять их». Когда письмо дошло до них [янычаров], то они сказали много бранных слов и ругательств и задумали [причинить] еще большие мучения, говоря: «Вы обрабатывайте землю, чтобы пахать и зарабатывать для Абазы, который живет здесь».

В течение 41 дня (ноябрь - декабрь) Эрзерум находился в осаде великого везира Халила. Но «когда Абаза услышал эти угрожающие речи о поношении его райатов, — продолжает Гр. Даранагци, — то распалилось сердце [его], он рычал как лев; и на рассвете, перед утром он раскрыл ворота города и вышел со всеми вооруженными воинами, поспешил и напал на их войско... и безжалостно перебил их; и паши бежали в горы, а Абаза и его войска, преследуя их, истребляли воинов и захватили в плен трех пашей: двух пашей, которые были отцом и сыном, умертвили, третьего [же], который был владыкой Амида — весьма старого годами и [бывшего] мужем хорошим, любящим справедливость и миротворцем, — [Абаза] взял и увел в город и с почестями держал некоторое время, а потом отпустил».

_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Восстания джелаиров: Они сотрясли основы османского могущест
СообщениеДобавлено: 30 июл 2012, 19:49 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 24363
Откуда: Армения, Ереван
Очков репутации: 13

Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации
Итак, из-за нехватки пушечных ядер Халил-паше не удалось захватить Эрзерум. Кроме того, «наступивший зимой холод заставил османцев отказаться от осады крепости и отойти к месту зимовки». «И все войска убежали, и Халил-паша вместе с ними», — пишет Григор Даранагци.

Потерпевший поражение Халил-паша был отстранен от должности; Хосров-паша стал новым везир и азамом. «И когда султану стало известно об избиении аскяров и о бегстве и возвращении остальных,— пишет Григор Даранагци, — он сместил с должности Халил-пашу, находившегося еще в пути, и назначил везиром и главным сардаром некоего Хосров-пашу и послал его с многими воинами в Карин против Абазы». К тому времени в Токате османские войска готовились для нового наступления против Абазы. Чувствуя надвигавшуюся угрозу, Абаза-паша направил делегацию к шаху Аббасу, прося помощи и обещая безоговорочное подчинение. Шах Аббас не замедлил направить вооруженные силы на помощь Абазе. Великий везир, узнав об этом, доложил правительству: «Если не будете торопиться, то Эрзерум, подобно Багдаду, неминуемо попадет в рукп врага». Правительство отдало приказ о немедленном наступлении на Абаза-пашу.

Предпринимая поход против повстанцев Абазы, везир и азам Хосров-паша прибегнул к хитрости. Первым долгом он постарался изолировать Абазу, все беды свалив на последнего, при этом показывая себя «заботящимся о земле райатов»; выражаясь словами М. Зулаляна, он прибегнул к «социальной демагогии». Подобная позиция Хосров-пашн, действительно, скоро деморализовала войска Абаза-паши; «многие убежали и перешли на сторону везира, и [он] с любовью принял их». Увидев побег своих воинов, «...Абаза на всех дорогах поставил отряды, [дабы] те не позволили уйти беглецам, как армянам, так и таджикам [туркам]. В свою очередь, обращаясь к самому Абазе и обещая помилование, великий везпр призывал его к подчинению. «[i]Почему восстали против всевышнего падишаха, если ваша цель заключается в том, чтобы получить дирлик? Идите и удостаивайтесь того дирлика. о котором вы мечтали... согласно ферману падишаха, преступления, совершенные вами, будут прощены, и вы должны получить тот днрлнк, который просили. Цель моя проучить вас, но позднее раскаяние пользы не даст».

Абаза-паша и на этот раз не поверил искренности слов великого везира и отказался от его предложения. Османские войска, двигаясь вперед, в августе захватили Эрзипджан, затем Гасанкалу (27 августа). 5 — 6 сентября 1628 г. Эрзерум был уже захвачен Хосров-пашой. Получив различные обещания, офицерский состав войска Абаза-пашн перешел на сторону Хосров-пашн. С другой стороны, уставшие от всеобщего опустошения жители городов, по свидетельству Григора Даранагцн, стали оказывать давление на Абаза-пашу, чтобы тот сдался. «Когда стал слабеть Абаза-паша, — пишет он, — и Хосров-паша со всей силой обрушился на Абазу в Теодополнсе [Эрзеруме] и стал укрепляться, он... делал подкоп, пока не разрушил одну из стен крепости. Абаза изнутри старался восстановить разрушенное. И увидели мусульмане — горожане и все друзья его, что невозможно сопротивляться. И вот стали они обращаться к нему, говоря: «Подчинись приказам правителя; если не хочешь слушать нас, мы жестоко обойдемся с тобой». «Затем этот Хосров-паша,- пишет Даранагци,- посеяв мир, пошел па Абазу, а тот, не будучи в силах сразиться, укрылся в цитадели крепости, уповая при этом не на бога, а на укрепления. Началась осада, между тем множество христиан оказалось вместе с неправедными в крепости. Войско Хосрова было очень велико — числом в 180 тысяч человек. Сорок дней они штурмовали твердыню и с помощью божпей овладели крепостью и одолели Абазу. После этого везнр посредством^ монаха отправил Абазе послание, дескать, «если не выйдешь из цитадели, я войду внутрь со 180 тысячами воинлв и ни единой душе из таджиков и из христиан не избегнуть тогда моей руки, я дам приказ моим войскам, чтобы всех их предали мечу»».

На двенадцатый день осады Абаза-паша, находясь в отчаянном положении, после длительных переговоров сдался.

_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Восстания джелаиров: Они сотрясли основы османского могущест
СообщениеДобавлено: 30 июл 2012, 19:49 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 24363
Откуда: Армения, Ереван
Очков репутации: 13

Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации
Взяв с собой Абаза-пашу, великий везнр Хосров возвратился в Константинополь и сдал его султану Мураду IV. Эти данные приводятся также в памятной записи священника Григория Колонаци.

Согласно И. Печеви. между султаном и Абазой состоялся следующий разговор: «Кяфир [язычник], что означало это восстание твое?— спрашивал султан. — Мой всемогущый падишах, когда янычары убили вашего покойного брата, все беглербегп потребовали законности и заключили договор между собой. Ваш раб поднял бунт [мятеж] ,раб Аба-за отнюдь не имел цели стать падишахом. Не доверял и не верил словам зезиров, шедших на него. Только боясь за свою безопасность, не изъявил покорности. Теперь можете исполнить приказ свой, мой падишах: вот шея моя и меч мой. — Иди теперь, кяфир, прощаю тебя, потому что признал место свое,— ответил Мурад IV».

Аналогичные данные о встрече и беседе между султаном Мурадом IV и Абаза-пашой в подробности дают также армянские хронисты Григор Дарапагцп и Симеон Лехаип. «И когда привели его [Абазу] к султану, — пишет Григор Даранагци, — и султан гневно спросил его, дескать, «почему ты совершил такую дерзость, действовал вопреки моим повелениям...? когда я через двух воспитателей моих — Мухаммед-пашу и Хал ил-пашу послал тебе письмо твоего отца, почему ты не послушал их? Разве не было бы лучше, если бы ты подчинился моим повелениям и явился, как сейчас? Пролилось столько крови и [было] столько разрушений!». В ответ он сказал: «Да, так, как ты сказал, лучше, [по] когда я увидел, что не прибывают хорошие, справедливые судьи, [такие], как ныне наш друг Хосров-паша, и все гулы [рабы] полагаются сами на себя [букв, вверили себя своей воле], они же [военачальники] больше трепетали перед ними [гулами], чем райаты всей страны, поэтому я не поверил им, а устрашился врагов и воспротивился им. Однако я увидел, что пришел воистину справедливый судья. Вот я и подчинился, пришел и предстал перед тобой. Делай так, как хочешь. Желанием и волей моей было то, чтобы видеть лицо твое и спросить о твоем состоянии, когда я увидел [тебя] и лично поговорил [с тобой], ...ныне умереть пред тобою — желание мое». И после стольких просящих слов и объяснения причины [неповиповапия] бог смягчил сердце султана; он с любовью принял его [Абазу], так же, как господь наш [принял] блудного сына: он одел его [Абазу] и везира в собольи шубы и велел накрыть стол, за которые вместе вкусили пищу». Это свидетельство дополняет армянский хронограф Симеон Лехаци: «Послал царь против пего великого везира, а он, бежав, засел и вопли и пали к ногам Абазы, дескать, «если для тебя нет возможности спастись, почему хочешь стать виновным за нашу кровь..?» Тогда бог... смягчил окаменевшее сердце деспота, вышел он из крепости и освободились христиане, а его, схватив, увезли в Стамбул. Остальное ведомо богу... »

Ведя борьбу, в свою очередь, против феодалов с центробежными устремлениями и произвола янычаров, превратившихся в орудие борьбы в их руках, султан Мурад IV не мог не простить Абаза-пашу, хотя он сознавал, что восстание, имевшее место в стране, сильно ослабило экономическую, политическую и военную мощь султанского правительства. Абаза-паше, как в свое время Дели Гасану, дали беглербегство Боснии46. «И через четыре месяца, около 1628 г., дали ему пашалык, где правил брат Гасан-бека Языджа, боясь, как бы он [Абаза] вновь не восстал», — пишет Грпгор Даранагци. Симеон Лехаци пишет о Абаза-паше: «Собрав войско, коварный с 60 тысячами пошел на Польшу и с ним хан Демир с 20 тысячами татар. Он написал также султану Мураду: «Наступил день, наступило время. Выходи и осторожно следуй за нами, ибо [здесь] никого нет и двери городов сами собой раскроются перед нами». Тогда султан направился в Эдпрнс и там остановился. Меж тем Абаза вновь построил через Дунай мост и, не опасаясь, перешел [его], взяв с собой 80 пушек. Он забрал также пушки из других городов».

_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Восстания джелаиров: Они сотрясли основы османского могущест
СообщениеДобавлено: 30 июл 2012, 19:50 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 24363
Откуда: Армения, Ереван
Очков репутации: 13

Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации
По словам Симеона Лехаци, Абаза-паша в Боснии и Румелии «совершил много вреда и злодеяний, обложив всю страну высокими налогами, притеснял, нарушал клятвы, причинял убытки и возложил тяжкое бремя на райя. Он разрушил и опустошил Румелию, а людей, как и в Анатолии, обратил в нищих». Однако совсем другое пишет Григор Даранагци: «Он здесь показывает себя самым справедливым правителем. Он пошел в страну арнаутов и боснийцев, которые были варварами и дикарями, он ввел у них такую справедливость и [даровал им такой] покой, что они клялись его именем; и волки с ягненком паслись».

В дальнейшем мы вновь видим Абазу в Константинополе, в султанском дворце. Однако враги Абазы продолжали организовывать заговоры и настраивать против него янычаров. Во время одной из польских кампаний янычары потребовали от султана Мурада, чтобы он покончил с Абаза-пашоп. «...Пока он [Абаза] жив, ноги паши не двинутся вперед, на войну, и руки наши не будут держать мечи, — говорили янычары. — и султан должен отступиться либо от нас, либо от Абазы, на этот раз должно произойти то, что должно совершиться». В конце концов султан был вынужден уступить везирам — врагам Абазы (особенно большим противником Абазы был везир Байрам-паша) и стоявшим за их спиной янычарам.

Историограф Найма видит причину убийства Абазы в следующем: «Во-первых, ему не доверяли, учитывая его прошлое, во-вторых, и это главное, правящие силы очень боялись, что Абаза при содействии своих единомышленников поднимет повое восстание против правительства». Однако непосредственным поводом для его убийства послужил спор, возникший между армянами и греками вокруг «дня золотого яйца» (дня мусульманского праздника повруз и христианской пасхи). Кстати отметим, что этим спорам Григор Даранагци посвятил целых две главы. Из его сообщений явствует, что спор шел не столько по поводу праздника, сколько о том, кому должно принадлежать первенство в «святых местах» Иерусалима, армянскому или греческому духовенству. Из свидетельства Григора Даранагци видно также, что Абаза-паша защищал требования армянского духовенства. По данным Наймы, взятки, якобы полученные от армян, вызвали гнев султана в адрес Абазы, и спустя несколько дней он приказал убить его. Убийство Абазы было вызвано, как видно из сказанного выше, еще и глубокими социальными и политическими причинами. Абаза стоял на пути феодалов с их центробежными устремлениями. Но султан должен был питать определенную признательность к Абазе, который напомнил ему о своих заслугах, услышав свой смертный приговор: «...Я оказал тебе немало услуг; я отомстил за кровь твоего брата и усмирил ярость рабов твоих и погасил бушующее пламя их гнева; с того дня, как ты стал править, началось благоустроеппе падпшахства твоего; хотя впоследствии они и озлобились, [но] с помощью божьей ты усилился, они же ослабели и смирились». Но Мурад IV все-таки вынужден был дать указание об исполнении приговора. Абаза-пашу «привели на место казни, — пишет Григор Даранагци, — а затем накинули [ему] на шею веревку. Однако [палачи] не смели затянуть ее, ибо сердце султана было огорчено. И он [Абаза] поносил палачей, говоря: «Желаете предать меня мучительной смерти, как врага-злодея?» И сам протянул руку, стянул веревку и скончался».

По приказу Мурада IV Абаза-паша был похоронен с большой пышностью, с шахскими почестями. «Все улемы [богословы], шейхи и машехи [муштейпды] и эмиры — все прибыли на похороны и с пышностью отнесли [тело] в усыпальницу». Султан воздвиг над его могилой величественную гробницу в Эрзеруме. «И весь город, и вся страна, —отмечает Гр. Даранагци,— которые увидели и которые услышали, изумившись, удивились великим удивлением, ибо никогда не видели и никогда не слыхали от древних мужей и не читали в книгах, чтобы султан соорудил такую гробницу над могилой кого-либо происходящего не из рода его..., а [над могилой] некоего чужого князя из слуг его». «...Вся страна не поверила, что Абаза убит, говорили: «Он жив до нынешнего времени». Это, несомненно, было выражением признания со стороны султана заслуг Абазы, спасшего ему жизнь и мстившего янычарам за убийство его брата. Однако это движение принесло много вреда и нанесло удар мощи султанской державы.

_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Восстания джелаиров: Они сотрясли основы османского могущест
СообщениеДобавлено: 30 июл 2012, 19:50 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 24363
Откуда: Армения, Ереван
Очков репутации: 13

Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации
С подавлением восстания Абаза-пашн движение джелалиев не заканчивается. В ряде мест последовали другие восстания. Так, в 1631 г. вспыхнули новые восстания против правительства, во главе которых стояли в Конни Рум-Мехмед, в Афьои-Карахисаре—Баба Омар, в Айдыне — Хыналы оглы и др. В 1632 г. против правительства восстал сам сардар Хосров-паша, подавивший восстание Абаза-паши, но потерпел поражение и был обезглавлен 11 марта 1632 г. беглербегом Муртуза-пашой. В 1648 г. восстал вали (правитель) Себастии Варвар Али-паша, который возглавив большой отряд джелалиев, двинулся в сторону столицы, однако, потерпев поражение, он попал в плен и также был обезглавлен. В 1651 г. разгорелось с новой силон антиправительственное восстание во главе с неким Гасаном джелалiем. Он захватил области от Никомедин до окрестностей Токата, включая Анкару, Чаикыр, Чорум, Мерсин, Амасию, Зиле. Это восстание, как и предыдущие, было подавлено.

Итак, из вышеизложенного можно заключить, что восстание Абаза-паши было направлено против янычаров - представителей деспотического османского правительства. «Он заставил значительное количество янычарских военных частей вести безрезультатную борьбу против повстанческих войск», хотя в политике Абаза-паши замечается некоторое колебание в отношении султана Мурада IV и Османского государства в целом.

С. А. МАМЕДОВ

_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Восстания джелаиров: Они сотрясли могущество осман...
СообщениеДобавлено: 11 янв 2013, 18:53 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 24363
Откуда: Армения, Ереван
Очков репутации: 13

Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации
Многие тюркские племена Малой Азии, включенные султаном Мехмедом II в состав Турции еще во второй половине XV века, все еще вели борьбу против османов. В ходе этой борьбы многие из племен приняли шиизм — вероисповедание Сефевидов, воюющих с суннизмом и исповедующими его османами.

Переход шаха Исмаила через территорию осман во время его военного похода против правителя Мараша и Альбистана Алауд-даулы Зулькадароглы в 1507 году еще более усилил симпатии к Сефевидам в Восточной Анатолии. Несмотря на то, что шах Исмаил оповестил османского султана о нарушении турецких границ /439, с. 107/ и получил разрешение на это из Стамбула, по приказу Баязида II в Анатолии была объявлена мобилизация против сефевидского правителя; кроме того в Анатолию была переброшена из Румели 70-тысячная турецкая армия во главе с Яхья-пашой. И хотя шах Исмаил вскоре покинул земли Зулькадаров и вернулся в свои пределы в 1508 году в Токкате началось мощное народное восстание под предводительством Нур Али Халифы или Кызылбаш-Нуреддина, поддерживавшего тесные связи с Сефевидами. Однако шах Исмаил, готовящийся к решающей битве с Мухаммед-ханом Шайбани, не смог оказать Нур Али Халифе вооруженную поддержку.

K 1510 godu в Токкате и его окрестностях еще продолжалось начавшееся в 1508 г. Народное движение под предводительством Нур Али Халифы или Кызылбаш-Нуреддина. А в 1511 г. в Анталии и ее окрестностях началось новое, еще более мощное народное восстание. Во главе этого восстания встал Карабыйыкоглу из кызылбашского племени текели, который считал себя рабом шаха Исмаила. Это восстание источники называют восстанием Шахгулу Баба Текели.

Шах Исмаил стремился, воспользовавшись ослаблением Османской империи в последние годы правления султана Баязида II, захватить те территории на востоке Турции, население которых приняло шиизм и которые ранее входили в состав государства Аккоюнлу. Этому способствовало и расширяющееся в Восточной Анатолии движение кызылбашей. С этой точки зрения существование могучего государства Сефевидов представляло для Османской империи также серьезную внутреннюю опасность. Поэтому, как только султан Селим пришел к власти, почти весь военно-экономический потенциал Османской империи был брошен в первую очередь против Сефевидского государства.

С захватом в 1512 г. султаном Селимом османского престола в сефевидо-турецких отношениях произошел крутой поворот в пользу Османской империи. Если до сих пор в условиях усиления Сефевидского государства в результате дальнейшего распространения кызылбашского влияния в Восточной Анатолии и расширения народного движения под знаменем шиизма, а также борьбы за престолонаследие между сыновьями Баязида II была нарушена политическая стабильность внутри Османского государства, а Сефевидское государство представляло для Турции реальную угрозу, то теперь новый султан крайне жесткими мерами смог положить этому конец. Османский султан, ранее бывший вали Трапезунда и неоднократно сталкивавшийся с кызылбашскими отрядами, был хорошо осведомлен о мощи Сефевидского государства. Поэтому еще накануне своего прихода к власти, сообщая группе поддерживающих его военных феодалов о захватнических планах на будущее, одной из главных своих целей он назвал «очистку городов Аджама от кызылбашей». Как указывает К. Маркс, планы Селима состояли прежде всего в том, чтобы положить конец правлению Сефевидского шаха — главы шиитов, и объединить в рамках своей империи Армению и Месопотамию.

Настроенный крайне решительно, Селим расправился с народным движением в Анатолии, проходившим под знаменем шиизма. Накануне войны против Сефевидского государства в Анатолии, в том числе в Румели, была устроена расправа над принявшим шиизм населением: было истреблено около 70 тыс. человек. Таким образом, накануне решающего сражения с Сефевидским государством султану Селиму удалось нарушить военные планы шаха Исмаила, направленные на то, чтобы поднять против Османской империи европейские государства и использовать в своих целях народные восстания в Анатолии. Это обеспечило султану Селиму возможность первой победы в предстоящей войне. Тем не менее, военные круги османов были против этого опасного предприятия.

_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Восстания джелаиров: Они сотрясли могущество осман...
СообщениеДобавлено: 12 янв 2013, 14:04 
Не в сети

Зарегистрирован: 05 мар 2012, 10:54
Сообщений: 198
Очков репутации: 0

Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации
Дааа уж, видимо совершать геницидиалные акты у турок в давней традиции...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Восстания джелаиров: Они сотрясли могущество осман...
СообщениеДобавлено: 12 янв 2013, 17:37 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 24363
Откуда: Армения, Ереван
Очков репутации: 13

Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации
Тогда шиитам крупно не повезло - по видимому и впрямь Селим I Грозный или Лютый не был тем человеком, с кем можно было бы такие шутки провернуть. Типичный представитель турецкого варварства, нет слов :roll:

_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Восстания джелаиров: Они сотрясли могущество осман...
СообщениеДобавлено: 17 янв 2013, 13:43 
Не в сети

Зарегистрирован: 14 апр 2012, 16:09
Сообщений: 319
Очков репутации: 0

Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации
До начала XX века слово "турок" для насточщего турка в Турции было чуть ли не оскорблением. Они любили себя называть именном "осман", по видимому придавая этому некый сакралный смысл и стремясь отделится от остальной, туркменской части "турок". Только теперь кажется все турки окончательно переварились в этом огромном котле.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Восстания джелаиров: Они сотрясли могущество осман...
СообщениеДобавлено: 30 мар 2015, 13:31 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 24363
Откуда: Армения, Ереван
Очков репутации: 13

Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации
В 1511 г. в юго-восточной Анатолии, в районе Антальи, началось крупное восстание народных масс. Во главе восстания стоял кызылбаш из племени текели, по имени Карабыйык-оглу, но более известный под прозвищем Шахкулу. Он был сыном Хасана-халифа, мюрида шейха Хейдара, и сам себя называл Шахкули, т. е. «Раб шаха» (шаха Исмаила). Турки и враги кызылбашей переделали это прозвище в Шейтан-кули, т. е. «Раб сатаны». На подавление этого восстания потребовались значительные силы Османской империи.

Шахкулу и его отец в течение ряда лет вели аскетический образ жизни, жили в пещерах, проводя время в молитвах. Своим благочестием они завоевали широкую популярность среди населения Анатолии. Число сторонников Шахкулу росло, и он лишь ждал удобного момента для выступления. Такой момент наступил, когда вспыхнула борьба между сыновьями султана Баязида за престол отца.

Вначале у Шахкулу было 10.000 сторонников (кызылбашей и шиитов) и с ними он двинулся в г. Кютахья, столицу бейлербейства Анатолии.

Бейлербей Карагёз Ахмед-паша направил против повстанцев свое войско, но оно было разгромлено Шахкулу. После этого к нему присоединились крестьяне, а также некоторые недовольные землевладельцы-тимариоты. Число восставших достигло уже 20.000 человек. Недалеко от Кютахьи Шахкулу встретил со своим войском сам Карагёз — Ахмед-паша (у Орудж-бека — Каракуш). В жестокой битве восставшие одержали вторую крупную победу. Сам бейлербей попал в плен и по приказу Шахкулу был казнен у стен крепости Кютахья на глазах ее защитников. Тем самым Шахкулу, видимо, пытался склонить их к капитуляции, но своей цели не добился.

Восставшие опустошили окрестности города и двинулись на Бурсу. Восстание охватило обширную территорию от Анатолии до побережья Мраморного моря. Султан приказал своему великому везиру Хадим Али-паше выступить во главе войска для подавления восстания. К нему присоединился наместник Амасьи принц Ахмед. Перед такими силами Шахкулу вынужден был отступить и двинулся на восток.

Великий везир настиг Шахкулу и его отряды у реки Гек-чай, между Кайсери и Сивасом. К этому времени число восставших сильно сократилось. Примкнувшие к восстанию тимариоты бросили Шахкулу, рассеялась и часть его сторонников. В кровопролитном сражении летом 1511 г. Шахкулу был разбит и убит в бою. Но и великий везир также нашел свою смерть в этом бою. Видимо, янычары понесли серьезные потери, так как отказались от преследования разбитых повстанческих отрядов. Последние достигли сефевидской границы в районе Эрзинджана. Шах Исмаил не оказал поддержки восстанию малоазиатских шиитов-кызылбашей. Напротив, когда беглецы спаслись в кызылбашских владениях, по приказу шаха Исмаила «вожди» были казнены, а остальные розданы кызылбашским эмирам в качестве слуг. Такое негативное отношение шаха к повстанцам объясняется тем, что среди них было много крайних шиитов (гали, мн. ч. гулат), которые выдвигали социальные требования. К подобным идеологам народных масс Сефевиды и у себя на родине относились враждебно и круто с ними расправлялись.

_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Восстания джелаиров: Они сотрясли могущество осман...
СообщениеДобавлено: 01 апр 2015, 16:34 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 24363
Откуда: Армения, Ереван
Очков репутации: 13

Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации
В условиях усиления централизаторской политики османских властей и ужесточения социального конфликта в областях Малой Азии стало нарастать шиитско-кызылбашское движение (84, с. 94; 59, с. 37; 56, с. 33-34). В этом смысле характерно, что в противовес официальной религиозной доктрине османов, придерживавшихся одного из суннитских ортодоксальных течений – ханифитского толка, здесь распространялись шиитские учения как своего рода реакция на политику османизации. «Как это обычно бывало в средние века, оппозиция была склонна выступать под мантией религиозного инакомыслия». Ситуация приняла для Османской империи тем более угрожающий характер, что кызылбашские племена Малой Азии выражали свою приверженность Сефевидскому государству не только оказанием финансовой, политической или военной поддержки, но и такими акциями социального и политического протеста, как крупные народные восстания, одно за другим вспыхивавшие в различных частях Анатолии, массовые исходы населения с территории Османской империи в земли Сефевидского государства. Все эти факты свидетельствуют, что сефевидская идеология пользовалась сильным влиянием не только в восточной, но и центральной Анатолии,

_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Восстания джелаиров: Они сотрясли могущество осман...
СообщениеДобавлено: 29 ноя 2016, 13:16 
Не в сети

Зарегистрирован: 16 ноя 2016, 22:07
Сообщений: 384
Очков репутации: 8

Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации
Замечу что движение джеляли связывают в первую очередь с произволом солдат. Впервые они заявили о себе в 1594 г., когда во время проверки выяснилось что 30 т. анатолийских тимариотов отсутвуют- сбежали или не явились для службы в армии. Возможно, что правительство, которое уже не так нуждалось в тимариотской коннице, как в деньгах на наем отрядов стрелков, хотело прозвести операцию по массовому изъятию земли у простых тимариотов.
Но они в ответ подняли мятеж. В свою очередь их поддержали и многие наместники на местах. Ведь традиционная османская система, когда ключевые посты занимали люди без роду и племени (выходцы из дворовых рабов и янычар) вела к тому, что преданность султану опиралась во многом скорее на страхе.
И как только власть султана ослабла, так его рабы стали вести себя весьма вольно


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 20 ]  На страницу 1, 2  След.

Часовой пояс: UTC + 4 часа [ Летнее время ]



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB