ВОССТАНИЕ AБАЗА-ПАШИ
ПО АРМЯНСКИМ ИСТОЧНИКАМ
В настоящей статье делается попытка исследования восстания
Абаза Гасан-паши главным образом на основе армянских источников. Для полноты освещения вопроса привлекались также свидетельства турецких историков.
По сообщениям армянских и ряда других источников,
весной 1618 г. турки, вновь начав войну под командованием сардара Халил-паши, перенесли военные действия на юг Азербайджана. Пользуясь отсутствием Aббаса I, который в то время находился в Ширване, турецкая армия опустошила эти места, однако, потерпев поражение в
сражении при Сарабе, отступила и угнала с собой около 30.000 азербайджанских и армянских крестьян из областей Маранда, Хоя, Салмаса, Тебрнза в сторону Вана и Диарбекира. Осенью того же года вновь наступил мир между Ираном и Турцией, несколько раз прерывавшийся из-за столкновений.
Однако в направлении Еревана, как отмечает А. Г. Иоанисяи, серьезные военные операции не проводились. Этому особенно способствовало
восстание Абаза-паши в Эрзеруме и его окрестностях, постепенно получившее еще более широкое распространение. Абаза-паша восстал против янычаров - представителей деспотического османского правительства. Источники подтверждают тот факт, что сначала Абаза был одним из пособников
Джапполада Али, затем попал в плен к Гуючу Мураду, однако, получив помилование при содействии Халил-пашп, был назначен беглербегом Эрзерума. Симеон Лехаци пишет, что «
некто из племени абазов», уйдя из двора султана, при поддержке матери Османа Валнды Махфируз, везира Халнла и других сделался пашой. «
Когда он достиг Анатолии,-продолжает Симеон Лехацп,-его [войско] усилилось и, выступив мстителем за Османа, он начал избивать янычар. Постепенно возвышаясь, он собрал войско, стал могущественным и, согласно обычаю джалалнев, сперва начал захватывать поселки, села, затем крепости, а потом города и, где слышал о янычарах или находил их, безжалостно убивал, умерщвлял в жестоких мучениях, говоря: «Вы убили вашего царя, так я вашу кровь выпью!» Так поступал он десять лет. Говорят, что он убил 40 тысяч янычар, ибо муфтий дал ему фетву. И хотя [Высокая] Порта много раз посылала против него [войска], но [они] ничего не смогли сделать, ибо он был хитер и колдун, а также имел большую конницу и много сокровищ».
Воспользовавшись убийством брата султана Османа И янычарами, Абаза-паша намеревался
отомстить за крестьян-рапатов, которые терпели неслыханные бедствия. Даже мать султана Османа взяла у муфтия фетву об отмщении убийцам повелителя и написала письмо Абазе, в котором говорила: «
стань сильным и будь храбр, бог поможет тебе [отомстить] за невинную кровь сына моего! ». «
И когда тайно отвезли бумагу к Абазе, он принял их с большой радостью и счел их [бумаги] упавшими с неба, — отмечает Грпгор Даранагцн, — и достал и показал фетву всем вельможам своим и главным в городе и объяснил, мол, этой ночью в грезах явился мне Хазрат-Алп и дал этот письменный приказ об отмщении». И вот усилившийся Абаза «
Себастией завладел насильно, ибо [злодеи] прежде прислали указы, гласившие: «Выходи оттуда, отправляйся в Себастию». Но он оттуда не вышел, завоевал и Себастпю (Сивас). И послал он полки воинские во все места, подвластные ему, и повелел: «
Где бы вы ни нашли янычара, убивайте [его] и грабьте дом его, не жалейте ни жен, ни сыновей его, а безжалостно истребляйте!» И, выйдя, рассеялись [воины] по стране, и где они ни находили [янычара], убивали и грабили дом его».
Но Абаза-паша понял, что он один со своими силами не сможет бороться до конца против янычаров и их покровителей. Следовательно, как об этом свидетельствует Печеви, Абаза-паша в это время, будучи дафтардаром Диарбекира, переписывался с некоторыми правителями санджаков Анатолии и призывал их на совместную борьбу против янычаров. Печеви также пишет, что люди, посланные Абаза- пашой, вели переговоры с беглербегом Диарбекира Хафиз Ахмед-пашой. По сообщениям И. Печеви видно, что Хафиз Ахмед-паша, выступая па стороне Абаза-паши и проявляя предосторожность,
ждал поводa для восстания. Однако Абаза-паша, наоборот, с горячей поспешностью поднял знамя восстания, по всей вероятности, воспользовавшись тем, что в это время большая часть османских войск воевала против персидской армии, вторгшейся в Месопотамию -Ирак-Араби. Впоследствии он вошел в дипломатические сношения с персами и просил у них помощи, но сделал это тогда, когда уже догадался, что его поражение неизбежно.
Нужно отметить, что Абаза был наделен
поэтическим даром; в одном из своих четверостиший он писал о себе: «
он восстал с целью отомстить султану Осман-хану» и продолжал: «
мечтаю пойти на Стамбул, «наладить» престол Османа, быть везиром султана Мурада; если умру, после этого нет горя для меня». Абаза-паша старался придать этой борьбе характер «
священной войны». В другом четверостишии он писал, что бог дал ему знамение о необходимости разгрома янычаров.