Изменить размер шрифта


Начать новую темуНаписать комментарии Страница 1 из 1   [ Сообщений: 15 ]
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Армянские погромы в Баку: Бойня 1905-ого года...
СообщениеДобавлено: 19 ноя 2012, 10:29 
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 46679
Откуда: Армения, Ереван
1905-й в Баку


Легче всего было бы попытаться пойти проторенной дорогой и объяснить армянские погромы в Баку пропагандистской деятельностью нескольких газет ("Каспий", "Айят"), а также кучки отдельных пантюркистов (А. Агаев, Али Гусейн-заде, Мирза Фатали Ахундов и др.) и десятка полуподпольных кружков. При массовой отсталости и безграмотности закавказских татар пресса имела весьма незначительное влияние. Гораздо более эффективной являлась базарная пропаганда. Армяне - неверные гяуры, которых надо уничтожать. А их дома и богатство должны принадлежать нам. Такая пропаганда среди амбалов и татарского люмпен-пролетариата не могла не иметь ощутимого успеха. Но и объяснить длившиеся практически весь 1905 год погромы в Баку исключительно уличной пропагандой было бы, конечно же, неправильно. На самом деле истина сокрыта гораздо глубже. На события в Закавказье и, в частности, в Баку, повлияли сразу несколько проблем местного, имперского и глобального характера.

Местной являлась проблема цивилизационной несовместимости коренного населения - оседлых армян и пришлых кочевых племен. Тюркские кочевые племена веками жили и воспитывались в ином, отличном от оседлых народов измерении понятий о честности, мужестве, чести. Обмануть, украсть, ограбить, убить - все эти понятия у них возводятся в доблесть. Юноша может считаться мужчиной лишь после того, как он примет участие в налете на ту или иную деревню. Если же ему при этом повезет убить какого-нибудь немощного старца, то он будет окружен почетом и уважением. Грабеж - это профессия, а убийство - подвиг. Убийство абсолютно не конфликтует с менталитетом кочевых тюркских племен, даже если жертвой является престарелый, больной или спящий человек. Мародерство - это проверенный временем способ приобретения достатка. И не стоит думать, что несколько десятков внешне оседло прожитых лет способны изменить мировоззрение кочевника.

Неправильно было бы считать, что армяно-татарские противоречия впервые проявились именно в Баку в 1905 году. Так, несколькими месяцами до этого, в конце ноября 1904 года достаточно кровопролитные столкновения имели место в Гандзаке и Шамхоре. А войны локального значения между армянскими и татарскими сельскими общинами происходили всегда, с самого начала миграции тюркских кочевых племен в наш регион. Вплоть, отмечу, до 1988 года. Просто события в крупных городах более широко освещались местной и мировой прессой да еще носили знаковый характер.

Проблемы имперского значения также сыграли свою роль. К февралю 1905 года Россия уже год, как воевала с Японией. Война эта проходила исключительно неблагоприятно для России, она потерпела несколько чувствительных поражений и, в конце концов, под влиянием этих поражений и давлением европейских держав, вынуждена была согласиться на унизительный для себя мир.

Еще одна проблема имперского значения - нарастающая в стране революционная ситуация. Практически вся энергия России уходила на Дальний Восток, где, вопреки известному закону, она просто иссякала. Эта ситуация привела к неожиданно быстрому расширению революционного движения, в том числе и на Кавказе. А здесь армяне, надо сказать, не без оснований, считались народом-бунтовщиком, народом - революционером. Армяне действительно "бунтовали", ибо незадолго до описываемых событий царское правительство, с подачи наместника Кавказа князя Голицына, решило конфисковать армянское церковное имущество и закрыть армянские школы. Надо было вовсе не знать армян и их историю, чтобы решиться на столь авантюрный шаг. Отмечу, что борьба армянского народа за свои права в конце концов увенчалась успехом: имущество церкви было возвращено, а вынужденные перейти в подполье армянские школы вновь стали легальны.

Наконец, проблемой глобального характера я называю пробуждающееся к рассматриваемому периоду самосознание тюркских народов. Это была угроза не только России, чего, к сожалению, в этой стране вовремя не распознали, но и Европе с Азией. По сути, начиналась консолидация агрессивных и доселе разрозненных племен с чуждым и просто неприемлемым для многих состоявшихся народов мировоззрением.

_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Армянские погромы в Баку: Бойня 1905-ого года...
СообщениеДобавлено: 19 ноя 2012, 10:33 
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 46679
Откуда: Армения, Ереван
Откровенно говоря, мне трудно согласиться с теми исследователями темы, кто считает, что татар на армян натравило царское правительство. Другое дело, что погромы были на руку царизму, ибо отвлекали армян от революционной деятельности. Не лишним, видимо, считалась и наглядная демонстрация того, что может случиться с армянами, если русские отвернутся от них. Все эти планы наверняка имели место. Но не они послужили началом для погромов. Лидеры кавказских татар рассчитали, что на данном этапе истории Россия просто не способна контролировать всю огромную империю. Собственно, это была первая попытка этнической чистки Баку с планами последующего присоединения его к Турции или построения нового независимого тюркского государства. Не исключаю, кстати, и возможности того, что Турция рассматривала вопрос прямой военной интервенции в наш регион еще в 1905 году. Если это так, то Константинополю просто не хватило времени, ибо армянам удалось быстро и жестко подавить погромщиков.

Итак, в начале февраля 1905 года несколько солдат, среди которых был и один армянин, конвоировали из зала суда в тюрьму некоего Ашурбекова, главаря одной из татарских уголовных банд. По пути он попытался бежать, и солдаты открыли огонь, в результате чего бандит был застрелен. Бакинской черни сразу же было внушено, что Ашурбекова убил армянин, что, кстати, вовсе не исключается. Через пару дней, 6 февраля, во дворе армянской церкви тот же солдат-армянин был ранен из огнестрельного оружия. Покушавшегося, некоего Бабаева, армяне тут же поймали и сдали жандармскому патрулю, который почти сразу же отпустил его. Тогда несколько армян вновь поймали его и убили.

В тот же день, перед похоронами, татары поместили труп Бабаева на телегу и стали возить его по городу, призывая отомстить армянам. Вечером толпы вооруженных татар высыпали на улицы Баку и принялись стрелять в прохожих армян, поджигать находящиеся в татарских кварталах дома армян. Я мог бы привести пару-другую архивных свидетельств очевидцев о зверствах татар, однако, думаю, современники Сумгаита, Мараги, Баку 1990 года, гибели Гургена Маргаряна не нуждаются в излишних эмоциях. За прошедшие сто лет ничего не изменилось: те же вандалы и насильники, и те же жертвы.

Ни шестого, ни седьмого февраля погромщики не получали отпора. Армяне, как всегда, надеялись, что правительственные войска вмешаются и остановят кровавую вакханалию или же напившиеся крови татары успокоятся. А в это время вместе с жильцами горели десятки армянских домов, в том числе дома известных промышленников Лалаяна, Адамяна, Мирзоянца. 8 февраля партия "Дашнакцутюн" вызвала из предместий в город известного армянского фидаи Никола Думана.

_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Армянские погромы в Баку: Бойня 1905-ого года...
СообщениеДобавлено: 19 ноя 2012, 10:35 
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 46679
Откуда: Армения, Ереван
Изображение
Только действия наподобие тех, что совершила 100 лет назад группа Никола Думана, могут обеспечить безопасность народа.


Бойцы Думана были опытными воинами, однако их было катастрофически мало. И хотя вера в дашнакцаканов и лично Думана у армян была крепка, все же последнее обстоятельство внушало опасения. Тем не менее, группа Думана блестяще справилась с поставленной перед ними задачей. По свидетельствам современников, ни одна выпущенная армянами пуля не пролетала мимо цели. Поредевшие ряды перепуганных погромщиков бросились вон из армянских кварталов. Теперь они принялись грабить и убивать проживающих в татарских кварталах армян, но армянские фидаины раз за разом врывалась и туда, переправляя в армянские кварталы терпящих бедствие соплеменников. Таким образом удалось спасти десятки и сотни армянских семей. Тем временем армяне продолжали наращивать усилия для длительной борьбы. Было заказано дополнительное оружие и гранаты. Однако терпящий поражение противник запросил мира, и армяне приняли предложение. Э. Оганесян, со ссылкой на бакинскую прессу отмечает, что армяне не убили ни одного ребенка, ни одной женщины и не сожгли ни одного дома. Эти сведения подтверждаются также отчетами дипмиссии Ирана в Баку.

Официальная бакинская, а затем и советская пропаганда окрестили армянские погромы и вооруженное сопротивление армян "армяно-татарской резней". Не думаю, что подобная, с позволения сказать, классификация является случайно использованным штампом. Просто таким вот нехитрым способом, действуя на подсознание аудитории, Баку пытался уравнять в глазах современников и будущих поколений действия действительных погромщиков и насильников с ответными мерами, направленными на уничтожение исключительно тех же насильников. И события 1905 года следует классифицировать именно так - погромы армянского населения Баку.

Поражение не успокоило татар, и в августе, а затем и октябре того же года в Баку возобновились убийства и насилие над армянами, погромы и поджоги армянских домов и промыслов. И вновь дашнакцаканы возглавляли оборону города, и вновь поверженный противник запросил мира.

_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Армянские погромы в Баку: Бойня 1905-ого года...
СообщениеДобавлено: 19 ноя 2012, 10:42 
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 46679
Откуда: Армения, Ереван
ВЫВОДЫ. Начать, пожалуй, следует с того, что в армяно-татарском противостоянии 1905 года количество уничтоженных погромщиков было больше, чем жертв их насилия. Армяне в условиях гораздо менее выгодных, чем татары, значительно уступая им в численности, оказались гораздо более организованнее и мобильнее. Важно отметить, что столкнулись две совершенно разные, взаимоисключающие силы: погромщики и насильники с одной стороны, воины и защитники - с другой. Этот фактор, плюс организационная деятельность дашнакцаканов, обусловили столь нежелательный для татар исход погромов. Через тринадцать лет дашнакцакан Амазасп, выдающийся деятель армянского национально-освободительного движения, наглядно докажет, что находящихся на территории Азербайджана армянских фидаинов вполне достаточно, чтобы завоевать всю эту республику.

Находящиеся в городе правительственные войска действительно приняли роль неактивных пособников ведомых пантюркистами погромщиков. Тому есть многочисленные свидетельства, в том числе и статьи в газетах того времени и сохранившиеся в Историческом архиве РА письма находящегося в те дни в Баку Епархиального Начальника Шемахинской Армянской Епархии архиепископа Анании. Однако среди руководства города были и явные подстрекатели, главным из которых был сам губернатор Накашидзе. Интересно, что приговор дашнакцаканов по уничтожению Накашидзе блестяще претворил не кто иной, как сам легендарный Дро. Накашидзе был убит в центре Баку. Были уничтожены и другие пособники бакинских погромщиков, в том числе Шахтахтинов и Микеладзе. Армяне до последнего стремились избежать кровопролития, даже тогда, когда уже лилась кровь самих армян.

От этой болезни, кстати, мы не избавились до сих пор: достаточно вспомнить наше поведение после сумгаитских или тех же бакинских событий. Насильник и погромщик не приемлет благородства и миролюбия. Любой компромисс воспринимается им как слабость. А слабых он режет, насилует, убивает. Не могу воздержаться от цитирования письма архиепископа Анании, адресованного наместнику царя на Кавказе графу Воронцову-Дашкову: "Представители армянского общества не пощадили никаких усилий по водворению порядка в городе и приняли участие в примирительных процессиях. Однако процессии не дали желательного мира, что явствует уже из того, что сейчас же после процессии были убиты 15 армян, сожжено 3 дома и уничтожено несколько нефтяных промыслов".

Удивительно, но речь в данном письме уже об августовских погромах. Казалось, после февральских событий можно было бы уже и понять, что никакие процессии, петиции, заверения в вечной дружбе не могут остановить насильника и убийцу. Только решительные действия, наподобие тех, что совершила группа Никола Думана, могут обеспечить безопасность народа. Но армяне Баку точно так же вели себя и во время октябрьских погромов. По всей видимости, национальный характер - категория, не поддающаяся изменениям. Мы были такими, мы остались такими. И в 1905-ом, и в 1988-ом, и в 1990-ом.



_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Армянские погромы в Баку: Бойня 1905-ого года...
СообщениеДобавлено: 19 ноя 2019, 21:01 
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 46679
Откуда: Армения, Ереван


О бакинских погромах 1905 года. Мне было интересно в свое время узнать об этом у кого-нибудь, кто помнил. Ну, таких было немного, да и погромы 1905 года слились в памяти горожан с погромами 1918-го. В советское, совершенно бетонное время, говорить об этом никто не любил.

Впоследствии я искал документы об этом событии.

Итак, есть мнение, что погромы в Баку были отголосками армянских погромов в Османской империи, прошедших десятилетием ранее. Собственно, это бесспорно. Но как это могло произойти в Российской империи, где была полиция, пресса, где, в конце концов, у власти были не мусульмане, а православные - славянского и германского происхождения? В работах Сталина и Ленина, а также в статьях грузинских меньшевиков, армянские погромы в Баку объявлялись действием «самодержавия», то есть правительства России.

Более того, это было признано точной копией политики Петербурга в отношении еврейского населения Западного края. «Погромная суть самодержавия выразилась в разжигании у русской черни ненависти к евреям, и у черни татарской - к армянам», - писал Чхеидзе.

Собственно, мы должны отредактировать этот фрагмент в соответствии с нынешними реалиями: - вместо «русской» - украинской и белорусской, вместо «татарской» - азербайджанской.

Перед событиями 1905 года монархическая пресса (например, тифлисский журнал «Кавказъ») нещадно поливала армян, не выбирая выражений. Зная о системе цензуры, которая была устроена в империи давно и прочно (например, из всех источников нещадно вымарывали словечко «ананас» - только потому, что c легкой руки составителей тронной речи Александра III-го туда пролезло неуклюжее выражение «а на нас Господь возложил», и это вызвало неиссякаемый поток насмешек у либеральной публики тех лет), можно с уверенностью предположить, что без согласования на самом верху этого просто не могло произойти.

«Заносчивость и жестокость по отношению к слабейшим и рабское низкопоклонство перед сильными, наконец, удивительная, феноменальная способность к рекламе и ненасытное тщеславие — всё это черты еврейские, только у армян они еще грубее и интенсивнее», - писал, к примеру, Величко - графоман и известный черносотенец.

В результате мусульмане, которые были в подавляющем большинстве неграмотны и получали информацию от мулл и небольшой прослойки, читавшей русские газеты, были убеждены, что русский царь согласен с тем, чтобы они проучили армян, которые на рубеже веков испытывали подъем, и действительно, наподобие евреев, активно осваивали бизнес, газеты, адвокатуру, медицину и т.д.

Погром 1905 года вспыхнул внезапно.

Армянин-солдат, конвоировавший мусульманина-уголовника, застрелил его при попытке к бегству.

Мусульмане, впрочем, тоже не готовились: в империи, на фоне бездарно проигранной, несмотря на в разы большие ресурсы, войны, разразился хаос и паралич власти, и толпа организовалась стихийно. Мне рассказывали, что после фетвы в мечети, которую произнес мулла - турецкий агент. Армяне подавно не были готовы, и самообороны у них не было - они были уверены, что русская власть их защитит. Однако губернатор - князь Накашидзе, не предпринял никаких мер: очевидно, он как раз и желал наказать армян мусульманскими руками (Сталин назвал его позже «кровавым царским палачом» и «опричником самодержавия»). Среди погибших армян были купцы первой гильдии, почетные граждане и прочие представители высшей прослойки империи. Армянские нефтяные предприятия были сожжены полностью. В ответ из Тифлиса руководством революционной, большевистского толка партии «Дашнакцутюн» были посланы мстители. Все мусульманские нефтяные фонтаны были также уничтожены, остались лишь те, что принадлежали евреям и русским. Некоторые, наиболее известные погромщики были выслежены и застрелены, сам Накашидзе казнен - взорван бомбой героем армянского народа Дро Канаяном.

После этого партия приобрела популярность среди армян в городе, поскольку никто больше не встал на их защиту. Нефтедобыча в городе (а, значит, в России) была парализована на годы. Между армянами и мусульманами установилась ненависть, не изжитая и по сей день.

_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Армянские погромы в Баку: Бойня 1905-ого года...
СообщениеДобавлено: 19 ноя 2019, 21:08 
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 46679
Откуда: Армения, Ереван
А вот зачем русской монархии это было нужно? Зачем в поздней империи систематически придавливали армян (и евреев), зачем резали кур, несущих золотые яйца?

Азербайджанский поэт Мирза Алекпер Сабир в 1905 году сказал: «Мусульмане, не нарушайте мира с соседями (то есть, с армянами), как бы вас к тому ни склоняли османы и русские!».

Тут интересно: 1) Сабир не назвал османов мусульманами; 2) русские упомянуты через союз с османами.

Сабир ничего не выдумал, всё так и было. Монархическая русская пресса несколько лет кряду обвиняла армян во всех грехах, и эту практику вполне можно было счесть подстрекательством. Казалось бы, верное безумие - устраивать беспорядки в собственном отечестве, в своем государстве. Увы, это была порочная практика. В Западном крае погромы евреев шли с 1881 года, и государство к ним привыкло, как туберкулезник к кашлю. В разгар столкновений, которые охватили 4 губернии - Бакинскую, Елизаветпольскую, Тифлисскую и Эриваньскую - Сабир в сопровождении муллы и священника объезжал деревни в Карабахе, призывая прекратить вражду. В 1911 году он умер: поэт был беден и, помимо писания сатир и корреспонденций, он варил сапын - мыло для мусульманских бань и, будучи туберкулезным больным, окончательно подорвал здоровье.

Но вернемся к армянам.

Император Николай Павлович армянам благоволил, как и его отец и бабка. Собственно, армянские церкви на Невском проспекте и в Армянском переулке Москвы, Айвазовский и Лорис-Меликов, многочисленные генералы и адмиралы - свидетельство такого отношения руководства империи. Выдающиеся люди России – граф Суворов (которого армяне даже объявили армянином, хоть он им и не был, имея из неславянских лишь отдаленные скандинавские корни), Грибоедов, Зубов – выказывали армянам симпатии и оказывали помощь. Но всё изменилось при последнем императоре. Почему это произошло?

Опорой русских на Кавказе с момента покорения области выступала грузинская знать. Поспешная отмена крепостного права вызвала тут тяжелые последствия. На Северном Кавказе началось махаджирство: горские князья вместе с крепостными просили у султана разрешения выселиться в Османскую империю. Уезжать стали даже осетины, некоторые мусульманами не были, но приняли ислам, лишь бы выехать и сохранить свой статус помещика. Собственно, не факт, что это всем удалось, но это тема отдельного разговора. В Закавказье же были необратимо подорваны позиции аристократии. Упадок князей сопровождался подъемом армянства как более буржуазной группы. За десятилетие армяне освоили массу новых поприщ: они стали проникать в адвокатуру, в медицину, в науку, в бизнес и полиграфию. Пользуясь новыми условиями, армяне выбирались в головы крупных городов – Тифлиса, Александрополя и т.д. Успех армян имел те же причины, что и успех евреев Западного края – повальная грамотность на родном языке, подпитанная действовавшей со Средневековья системой церковных и монастырских школ. Грузинские крепостные были неграмотны. Мусульмане, кроме мулл, знавших персидское письмо, и узкой прослойки знати – тоже.

Армянское процветание вызвало в правящей верхушке царской России почти исключительно зависть и ненависть: наподобие того, как те же чувства хронически вызывало процветание еврейское. Было дано разрешение на травлю армян в прессе и, зная устройство СМИ в те годы, можно не сомневаться – отмашка была дана на самом верху. Получили этот заказ монархические и черносотенные круги. В 1897 году Главноначальствующим Кавказской администрации, то бишь, верховным управляющим по гражданским делам Кавказа, был назначен Григорий Голицын. Это была классическая креатура эпохи святого царя – олигофрен, картинно разбивавший лоб на иконы и государевы портреты, солдафон, любивший выпить, и, само собой, крайний шовинист. Он ненавидел армян настолько пламенно, что категорически не принимал ни по какому поводу: «Я сделаю так, что единственным армянином в Тифлисе будет чучело в музее».

Голицына раздражали армянские успехи. Новое, буржуазное время выдвинуло вперед армян, по большей части горожан, за которыми была разветвленная система церковных и монастырских школ, разбросанная в четырех империях. Русские же крестьяне, получившие вольную, оставались по большей части неграмотными - само же царское правительство традиционно не придавало значения всеобщему начальному образованию – и оттого пополняли собой пролетариат. Образ малограмотного русского (или грузина), который трудится на армянском заводе в качестве чернорабочего, кочевал из статьи в статью. Собственно, вместо того, чтобы подтягивать своих, решено было «опустить» чужих (и это притом, что в империи все были формально равны). Голицын подает в министерство внутренних дел свой проект под названием «Положение о секуляризации армянского церковного имущества».

Это был классический план ограбления. Согласно ему, в России все армянские школы подлежали закрытию, и всё церковное имущество отнималось в казну. Все привилегии, выданные со времен Ивана Васильевича, петровские, екатерининские и т.д., отменялись. Проект лег на стол министру Ивану Горемыкину. Отличавшийся гадючьей осторожностью Горемыкин не стал его подписывать «без согласования» других министров. И несколько умных людей уговорили проект отклонить, в частности, Муравьев. Но вскоре Голицын нашел себе союзничка – такого же идиота и шовиниста Дмитрия Сипягина. В марте 1900 года последний составил пухлый проект «Об изъятии управления имуществами армяно-григорианской церкви в России из ведения духовных установлений». Проект, тем не менее, тормозился всеми силами теми людьми, кто понимал его пагубность, вплоть до прихода Плеве. Любимец святого царя, исключительный антисемит Плеве оказался и ненавистником армянского племени. Плеве и Голицын внесли проект ограбления армян на Совет Министров – и оказались в меньшинстве. Слово было за Николаем, и святой царь проект поддержал. Он звучал так: «Высочайше утвержденное положение Комитета министров «О сосредоточении управления имуществами армяно-григорианской церкви в России в ведении правительственных учреждений и о подлежащих передаче в ведение министерства народного просвещения средствах и имуществах означенной церкви, коими обеспечивалось существование армяно-григорианских церковных училищ».

Через несколько недель в Эчмиадзин пришла депутация – русские приставы, чиновники и несколько армянских старост. Старосты были бледны, как мел, и встали в покоях на колени: и не идти они не могли, и идти не хотели, но выбора у них не было. Целью визита было изъятие сундука. Древний сундук, обитый железным листом и запиравшийся на три замка одновременно (ключи были у католикоса, Араратского епископа и соборного диакона) был набит бумагами: там лежали дарственные на землю, пожалованные различными грузинскими и русскими царями, шахами и султанами, подарки от набожных купцов, от князей, от вдов и девиц, облигации и ценные бумаги. На эти деньги и отчисления содержались армянские школы от Львова до Калькутты.

Католикос отдал ключи. Пока воры рылись в чужом добре, католикос сел на ковер, закрыл лицо руками и начал плакать, раскачиваясь.

- Дети мои, дети, что я вам подарю на праздник?

- Что он говорит? – спросил русский пристав.

- Говорит, что теперь он ничего не сможет подарить детям.

- Откуда у него дети, если он монах?

- У него 300 тысяч детей, – сухо ответил староста.

_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Армянские погромы в Баку: Бойня 1905-ого года...
СообщениеДобавлено: 19 ноя 2019, 21:16 
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 46679
Откуда: Армения, Ереван
Елизаветполь, 1903 г. «29 августа 1903 года состоялась демонстрация рабочих, служащих, учащихся и мелких торговцев в знак протеста против закона от 12 июня 1903 года о секуляризации армянского церковного имущества. Демонстранты собрались во дворе церкви и требовали не передавать имущество в ведение правительства. Произошло столкновение с войсками и полицией, убито и ранено около 80 человек, 45 человек арестовано, из них 23 человека впоследствии были осуждены к лишению свободы».

Тифлис, 1903 г. «31 августа 1903 года состоялась демонстрация около 2000 рабочих, служащих, учащихся, мелких торговцев в знак протеста против закона от 12 июня 1903 года о секуляризации армянского церковного имущества и расстрела демонстрации в Елизаветполе 29 августа. Полиция разогнала демонстрантов, были убитые и раненые, произведены аресты».

Баку, 1903 г. «2 сентября 1903 года состоялась демонстрация рабочих и другого армянского населения с протестом против решения правительства о секуляризации имущества армянской церкви по закону 12 июня 1903 года. Демонстранты собрались на площади Парапет у Армянского собора. Произошли столкновения с вызванными казаками и полицией. Было пять убитых и 12 раненых, произведены аресты».

Шуша, 1903 г. «12 сентября 1903 года состоялась демонстрация рабочих, ремесленников и местных жителей с протестом против секуляризации армянского церковного имущества. Демонстранты, собравшись во дворе церкви, направились затем к дому уездного начальника, выкрикивая антиправительственные лозунги. Произошло столкновение с полицией и казаками, один человек был убит и несколько ранено».

После ограбления католикос запросил аудиенции у Николая. Святой царь отказал. Затем - разрешение у султана переехать в Османскую империю. Русский посол в Константинополе сделал представление, и прошение султан отклонил. Все попытки армян верноподданическими просьбами, мольбами и жалобами отменить распоряжение не оказались успешными. Ни генералы, ни бывшие министры, ни священники не смогли ничего поделать. Святой царь делал вид, что ничего не происходит. Школы закрыли, демонстрации расстреливались. Стало понятно, что армянские верхи тут совершенно бессильны. Разочарование армянских масс своей элитой достигло невиданного уровня.

Между тем, еще в 1890 году в Тифлисе собралась кучка интеллигенции, получившей западное образование - аналог русских разночинцев. Там были какие-то писатели, общественные деятели; все они контактировали с русскими революционерами. После собрания с распитием кофе был принят манифест. Так родилась революционная федерация Дашнакцутюн. Никто бы и не обратил внимание на этот эсерский вариант на национальной почве, если бы не начались погромы армян в Турции. Вскоре дашнаки стали там востребованы, организуя сопротивление: в Османской империи также управляли меньшинствами с помощью погромов и расстрелов. Но в самой России армянские революционеры популярны не были - тут среди армянской массы процветала лояльность властям.

Всё изменил указ о секуляризации. Стало понятно, что николаевская Россия понимает только язык силы. Дашнаки обратились к эсерам за помощью - получили инструкции, как собирать адские машинки, как вести слежку и устраивать конспирацию. Видимо, кабинету святого царя до того было недостаточно недовольных в империи.

Сипягин был казнен социалистом-революционером Степаном Валерьяновичем Балмашёвым в 1902 году. Плеве был казнен Егором Сергеевичем Созоновым, членом партии социалистов-революционеров, в 1904 году. На следующий год армяне предприняли попытку ликвидации Голицына. Он выжил и прожил еще три года, но активно вредить больше не смог.

Пока режим святого царя пытался армян унасекомить, создавая из них новую антигосударственную силу, мусульман это практически не затрагивало.

Итак, вопрос: в каких отношениях состояли армяне и мусульмане в период до антиармянской государственной кампании в России? Удивительно, но в состоянии относительного добрососедства.

Как жили татары, тогдашние азербайджанцы? Присоединенные к Российской империи, они оставались ментальными персами. Азербайджанцы посещали мечеть, учились в мектебах на персидском языке (это могли позволить себе весьма немногие), совершали паломничества (в шиитском исламе считается, что посещение мазара имама Резы в Мешхеде и могилы Хязрят Аббаса в Кербеле ничуть не менее значимо, чем хадж). Многие купцы откладывали по копеечке, чтобы в один прекрасный день направиться в Мешхед. Отсюда и слово «мещяди» - «бывавший в Мешхеде» - ставшее синонимом слова «базари» - «торговец». К имени бывавшего в Кербеле прибавлялось «кербалаи». Азербайджанцы практически не были затронуты прогрессом - они жили в мире иранского средневековья. Армянские и азербайджанские деревни, разбросанные по Закавказскому краю, соседствовали, но при этом они практически никогда не жили в одних населенных пунктах в ранге ниже города - сельские поселения были раздельными. Было, говорят, лишь одно исключение - деревня в окрестностях Гадрута, где армянский и мусульманский магалы разделяла река.

Те и другие любви друг к другу не испытывали - слишком хорошо все помнили мусульманскую власть - армянам она ничего хорошего не несла, мусульмане помнили, что были когда-то хозяевами всего. Однако же, не было и вражды. Были обычаи, которые сейчас покажутся странными, но я застал их фрагменты. Во время переписи населения я видел стариков - Алиева Самвела (!) Алиага оглы и Гаджиева (барабанная дробь) Маштоца Гаджи оглы. Это были т.н. кирвяляр. Когда первый ребенок в семье мусульман умирал, а то и второй, что для эпохи было характерно, отец семейства отправлялся в армянскую деревню с бараном, дарил его многодетной семье, где ни один ребенок не умирал. Потом его жена рожала в армянском доме, а ребенка клали на колени армянской женщины. Присутствовали при этом мулла и местный священник, а также мужья и братья. Ребенку давали армянское имя. Ангел смерти, как считалось, будет обманут: он ищет мусульман, а ребенок «спрятался» среди армянского племени. Впоследствии эти люди не считали христиан чужими и обращались к ним за помощью. Так же было и с армянами. В Карабахе по сей день остались столетние армянские Джафары и Самеды.

_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Армянские погромы в Баку: Бойня 1905-ого года...
СообщениеДобавлено: 19 ноя 2019, 21:16 
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 46679
Откуда: Армения, Ереван
Конечно, идиллии не было, как и никогда не бывает. В частности, в Эривани, где активно развивалась торговля, армянские и мусульманские лавочники неоднократно устраивали драки, во время одной убили татарина, то есть азербайджанца, молниеносно собралась толпа и отправилась мстить. Однако принц Бонапарт, тогдашний губернатор Эривани, оперативно ввел военное положение и мусульман разогнал.

Случившаяся в Османской империи в конце XIX века очередная армянская резня практически ничего в отношениях российских армян и мусульман не изменила. Это сейчас, когда азербайджанцы ассоциируют себя с турками, поверить в это сложно. Но тогда турки были для татар-шиитов не братьями, а вековыми противниками. Набранные из азербайджанцев части вместе в армянами успешно участвовали в русско-турецких войнах.

Что интересно, города, ставшие впоследствии ареной армяно-татарского противостояния с самыми трагическими последствиями - Шуша и Баку - были точками, где сотрудничество армян и татар было наиболее активным. К примеру, в Шуше татарские лавочники часто брали приказчиками армян, а не единоверцев и не родню, как, казалось бы, Аллах велел. Армяне, как раз, не стали бы обманывать хозяина, потому что не сговорились бы за его спиной с другими мусульманами.

Был еще один сближающий момент - музыка. Азербайджанцы обожали устраивать музыкальные вечера, куда звали и армянских музыкантов.

Баку же сразу стал этаким Вавилоном. Туда хлынули потоки русских и ашкеназов, и татары и армяне (и горские евреи) как народы, имеющие близкий менталитет, во многих вопросах держались общих мнений.

Тут интересно одно событие, которое в исключительно тупом и лживом совковом учебнике истории Армянской ССР было преподнесено с противоположным смыслом.

Император Николай Павлович, который благоволил армянам, да и вообще новым подданным, совершил путешествие на Кавказ. И когда царский кортеж проходил мимо озера Севан, местные жители, как армяне, так и татары, разожгли ночью множество костров. Так они приветствовали своего нового повелителя (в учебнике говорилось, что это в знак протеста против эксплуатации). Царю особенно понравился нынешний город Гюмри, и он повелел переименовать его в честь своей супруги Александры. На всем пути армяне и татары встречали царя вместе. Ночью горели костры, днем палили из винтовок, звонили в колокола и жарили кебаб. Впрочем, без ложки дегтя не обошлось: эриванские купцы - как татары, так и армяне - направили царю жалобы друг на друга.

Но все стало меняться с 1903 года. Для татар разнузданная травля армян в российской государственной прессе не осталась незамеченной, но на первых порах мусульмане никак не вмешивались в происходящее. Находились среди них даже сочувственные голоса. Закрытие национальных школ, конфискации и расстрелы русскими армянских демонстраций, гигантский рост влияния радикалов в армянской среде как следствие этой травли – все это не могло не сказаться и на армяно-татарских отношениях.

1903 год. Армяне начали кампанию сопротивления. Они требуют возвращения национальных школ и возвращения награбленного. Голицын, между тем, нашел себе подельника - князя Накашидзе. Имевший грузинские корни, князь армян ненавидел. Среди грузин изредка такие попадаются, при всем при том, что те и другие, находясь в мусульманском окружении, вполне могли бы стать союзниками. Однако это последнее случалось крайне редко: армяне и грузины друг другу не доверяли, и этим, отчасти, можно объяснить мусульманские успехи на Кавказе. Для объяснения ситуации должен дать краткую справку.

Когда-то грузинская церковь находилась в подчинении армянской, и вероучение первой соответствовало армянскому. Высшие церковные чины грузин учились в Эчмиадзине. В 605 году случилась схизма. Кирион, учившийся сперва в Византии, и только потом - в Эчмиадзине, разорвал отношения с Двином и перешел в греко-халкедонскую версию христианства. Патриарх Двина Абрам писал письма «католикосу Вирка» (Вирк, или Врастан - это Грузия по-армянски), но не уговорил вернуться «в лоно истинной и единственной богоспасаемой церкви Христианской». После чего назвал Кириона «скорпионом и пауком в людском обличье, схизматиком, подобным римским и латинским язычникам, злодеем и христопродавцем». С этого раскола, собственно, и началась грузинская самость. Отдалившись от армян в церковном смысле, грузины создали свою уникальную культуру, которая, зародившись на армянских дрожжах, ныне относится к армянской, примерно как японская к китайской. Если древнейшие образцы грузинского письма настолько похожи на армянское, что неспециалист не увидит разницы, то позже грузины выработали округлый шрифт, который ни на один вид армянского письма не похож. Впрочем, церковные дела никогда, даже по сей день, не забывались.

Голицын и его приспешник Накашидзе вели антиармянскую пропаганду в Тифлисе и Эривани, однако же на грузин она большого впечатления не произвела. Царская Россия при святом царе насолила всем. И у грузин была ровно та же проблема, что и в раннее Средневековье, но, пожалуй, что и в более жесткой форме: их церковь была попросту ликвидирована вместе с мессой на национальном языке. Грузины требовали восстановления автокефалии. Впоследствии, в 1908 году, грузинскими фанатиками был убит экзарх Грузии, русский священник, поэтому грузины-то как раз не были готовы ополчиться на армян из-за проблемы, сходной с их собственной.

И тогда упомянутые государственные мужи решили подключить к давлению на армян мусульман.

_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Армянские погромы в Баку: Бойня 1905-ого года...
СообщениеДобавлено: 19 ноя 2019, 21:19 
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 46679
Откуда: Армения, Ереван
Небольшое отступление.

Математики выяснили: каждый из нас, где бы ни находился, отстоит от другого максимум на 4 рукопожатия. В том числе и от президента. Я точно знаю, что от Путина я в одном рукопожатии. Но я - в двух рукопожатиях от царя Николая.

Это покажется странным, но это факт. Над нами в Баку жила старушка Мария Маркеловна. Когда она была девочкой, молоканской сиротой, она торговала на базаре капустой. И в город приехал царь Александр III на закладку Александро-Невского собора. Увидев в толпе синеглазую девочку в платочке, государь позволил ей приложиться к руке и подарил «конфекту» и серебряный рубль со своим изображением. Рубль она отдала дяде, этого им хватило в ту пору надолго. К царской конфете не притронулась: она просто не знала, что это едят. Окаменевшая бонбоньерка в обертке так и хранилась у нее до конца дней. Марья Маркеловна меня любила и в раннем моем детстве держала на руках. Когда мне было лет 13, она умерла. Соответственно, я в одном рукопожатии от самого царя Александра, в двух – от Александра II-го, Николая I-го, кайзеров Австрии и Германии, королей Италии, Швеции и Бельгии, Толстого и Достоевского, и в трех – от Пушкина. Но, само собой, в двух от последнего хозяина Земли Русской. Иногда я об этом думаю. Это интересно.

Некоторые поехавшие на царебожии скорбные разумом блогеры буквально требовали от меня, чтобы я включился в их групповой вой «по убиенному государю». Это тем более странно, что я никогда не делал тайны из своего мнения: царь не мог быть оставлен в живых. Я полностью согласен с его казнью и любой другой исход счел бы несправедливостью. И дело даже не только в том, что убийца моих единоверцев и соплеменников, погромщик, не может вызвать у меня симпатий и какого-либо иного мнения. Дело и в том, что Николай виновен в разрушении величайшей и прекраснейшей империи – Российской.

Стоит признать, что только идиот и конченый профан может уверять, что русское государство разрушили исключительно оппозиционеры – все эти пылающие фанатики «Народной воли», туберкулезные курсистки, дворянские дочери, спавшие с экипажами канонерских лодок, питерские декаденты и евреи, служившие ротшильдам. Нет, конечно. Империю разрушали они вместе – «святой» Николай и все вышеперечисленные. Добавлю, что вклад «невинно убиенного» был наиболее значителен, и без этого личного вклада вообще ничего такого бы не произошло.

Удивителен даже не калейдоскоп ничтожеств, провокаторов, подонков и бездарностей, что показывало последнее царствование – все эти каульбарсы, штюрмеры, плеве, накашидзе и голицыны. Удивительно и то, как люди типа Витте, которые с пользой для России служили недалекому, но справедливому Александру, при сыне превратились в растленных негодяев. Хотя, это свойство всех автократий – слишком много зависит от одной-единственной личности.

Но вернемся к заявленной теме.

_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Армянские погромы в Баку: Бойня 1905-ого года...
СообщениеДобавлено: 19 ноя 2019, 21:23 
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 46679
Откуда: Армения, Ереван
Весь остаток 1903 года армяне ведут пассивное сопротивление властям, пытающимся лишить их корней, родины и языка. Идут стачки, митинги, акции гражданского неповиновения. Меж тем, Голицын пригрел в Тифлисе одну гадкую персону. Та эпоха такими кишела. Это был Василий Величко. Сразу после назначения Голицын призвал Величко в Тифлис и передал ему руководство в газете «Кавказъ». По выражению «Нового энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона», газету тот «сразу повел в духе боевого национализма и ожесточенного армянофобства». Величко был родом из Малороссии. Начинал он как поэт-переводчик – переводил, в том числе, грузинских поэтов. Корней Чуковский писал о нем: «К числу таких реакционных переводчиков принадлежал, например, стихотворец Василий Величко, ура-патриот, шовинист. Было похоже, что он специально заботился, чтобы в его переводах с грузинского не было ни единой грузинской черты… Основа такой установки — презрительное отношение к народу, создавшему этих поэтов».

Вскоре графомана заинтересовали евреи. Вдохновившись погромной писаниной негодяев Грингмута и Крушевана, Величко и сам принялся изливать юдофобскую желчь. Во времена «святого» царя это не обязательно было признаком таких убеждений. Часто люди, которые толком евреев не видели и не знали, произносили антисемитские речи и писали подобные статьи, поскольку это было признаком лояльности и «русской сознательности» и могло способствовать карьерному росту. Получив кавказское назначение, Величко всецело переключился на армян. Вскоре он гвоздил их теми же выражениями, что прежде направлялись в адрес иудеев: «Подлое племя», «ростовщики и менялы», «скупают по частям российские богатства». И далее всё по накатанной.

Величко одним из первых додумался применить мусульман как таран, направленный против сплоченного армянства. Он расточал «татарам» неумеренные похвалы на фоне исступленной, шизофренической антиармянской (и антисемитской) пропаганды: «Насколько армяне и евреи, в силу расового инстинкта, нутром враждебны всякой государственности и особенно идее неограниченной монархии, настолько азербейджанцы стихийно, органически ей сочувствуют — даже мятежники, даже разбойники». Впрочем, не только Величко в те годы отметился. Столичная «монархическая» интеллигенция имела в те годы приятное разнообразие: от монотонных и набивших оскомину антисемитских инвектив они перешли к антиармянским. Например, известный монархистского направления литератор Суворин писал: «Для России русский печной горшок дороже, чем весь «армянский вопрос», для которого не желаем жертвовать даже этим горшком… Сколько режут, режут армян и никак не вырежут… точно их непочатый край».

_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Армянские погромы в Баку: Бойня 1905-ого года...
СообщениеДобавлено: 19 ноя 2019, 21:26 
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 46679
Откуда: Армения, Ереван
Вновь некоторое отклонение от основной темы. Итак, отчего николаевское правительство не тронуло армянскую католическую церковь, но при этом пыталось разгромить армянскую апостольскую? И отчего, если империя хотела в стиле «все равны» подстричь газон, в котором армянская церковь, имея жалованные прежними царями привилегии, выбивалась из общего строя, не были затронуты привилегии лютеранских церквей, которые также имели свои школы, свои денежные вклады и недвижимое имущество? По поводу второго ясно всё: просто целенаправленно бомбили армян. И не просто армян, а именно армян-ортодоксов.

А что армянская католическая церковь? А это не автономия и не автокефалия. Это часть «единого латинского тела Христова». По сути, это армянская часть Рима. И на эту часть распространялись все договоры, подписанные царями со Святым престолом. Безусловно, отношения между русским православием и западным христианством не были идеальными никогда. Но договоры соблюдались, поскольку Рим имел поддержку в лице австрийского императора.

И самое главное. Армянская католическая церковь не была в России ни внушительной силой, ни средоточием армянского духа. Армянские католики, например, даже в Австрии имели все права и все возможности. Их не рассматривали как чужеродный элемент. У них были свои школы и училища, действовал католический орден мхитаристов, имевший в Вене целый университет, скрипторий и собрание рукописей, но латинский дух там весомо преобладал над армянским. В результате армяно-католики легко ассимилировались, и их не так заботила проблема освобождения турецкой части Армении, которая стала насущной в конце XIX века. Именно исконная армянская церковь – апостольская - стояла на страже армянских интересов и вела борьбу против ассимиляции и мусульманского ига. А что касается Австрии, притом, что там с XVIII столетия скопилось немало богатых и образованных армян, Австрия никак не участвовала в решении армянского вопроса. Два поколения - и армяно-католики становились просто католиками. К примеру, Юлиан Захариевич, родоначальник львовского модерна, один из основных архитекторов Австрии XIX столетия. Или сооснователь современной алгебры Эмиль Артин. Мало кто помнит, что римское аббатство Трех Фонтанов изначально было армяно-католическим, или что тимишоарские католики-венгры когда-то были армянами, переселившимся из Османской империи.

Считалось, что лучший подарок Запада армянам - венецианское аббатство Сан-Лазаро-делла-Армени. Это если не считать дарение целого города Мадрида, который тогда не был столицей, последнему «латинскому королю Армении» Левону (который был, что интересно, полугрузин-полуфранцуз). Так вот, в этом аббатстве ныне живут четыре монаха, которым вместе лет 350. И типография этого аббатства, работавшая полтысячи лет, ныне остановлена - ее книги просто некому читать.

Собственно, писать на эту тему я стал из-за полемического настроя - вообще-то из-за появления кое-каких книжулек по «арменоведению», написанных придатками яичников без участия коры больших полушарий.

Чтобы писать на эту тему, нужно, как минимум, знать армянский язык. «А ты знаешь?». Нет, не знаю. И грузинский не знаю. Но, слава Б-гу, у меня огромная библиотека дореволюционных книг на русском и на европейских языках. И армянские и грузинские книги или двуязычные, или переведенные. Есть некий корпус литературы, который, как минимум, должен быть освоен, но который положительно необходим для того, чтобы иметь право написать хотя бы строчку на эти темы. Можно, конечно, облить текст медовой лестью, приложить истерические вопли и дамские колыхания, чем вызвать симпатии некоторых армян, часто реагирующих не на факты, а на эмоциональные посылы. Но от этого работа не станет ни ценной, ни полезной.

Что касается Вашего покорного слуги, то я книжульки на эти темы не произвожу - берегу русский лес. Мне достаточно блога. Скорее всего, потому не штампую, что не знаю соответствующих языков. И это, я считаю, правильно.

_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Армянские погромы в Баку: Бойня 1905-ого года...
СообщениеДобавлено: 19 ноя 2019, 21:30 
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 46679
Откуда: Армения, Ереван
Итак, почему же в конце существования империи часть ее элиты ополчилась на армян? Безусловно, империя вырождалась, ее элита – тоже, и бездарность последнего правителя очевидна (в России, как известно, лидеры бывают двух типов – или талантливые, или святые, за исключением Александра Невского, который и то, и другое). Но отчего армяне? Адвокаты николаевского времени в один голос трындят, что вина армян заключалась в «революционном настрое». Видимо, стали гнобить консервативную церковь, чтобы наказать армянских революционеров – дашнаков, гнчакистов и прочих? Сначала стоит сказать о самом этом подходе, неважно, правда это или неправда.

Когда тупая и жестокая русская власть «боролась» с эсерами и бундовцами в Западном крае, устраивая еврейские погромы (участие того же Каульбарса в одесском погроме настолько хорошо задокументировано, что я и спорить не буду), она не столь и парадоксальным образом подпитывала и Бунд, и Поалей Цион, и РСДРП. Поскольку, убивая руками пьяной черни простых набожных евреев, не только не революционеров, а ровно наоборот, власть однозначно толкала широкие еврейские массы в революцию. История с армянами была точно такой же. Из маргинальной группы, которая, вдобавок, действовала не в России, а в Османской империи, революционная фракция Дашнакцутюн превратилась в актуальнейшую силу среди русского армянства только потому, что армянская знать и элита, служившая царям верой и правдой, ровно ничего не смогла поделать с желанием властей империи лишить их народ его национального образования. С этого момента революционерство самого разного толка захватило умы молодого поколения армян. Эсерский нарком телеграфа и почт Перч Прошян, глава Бакинского Совета рабочих и солдатских депутатов Степан Шаумян, будущий сталинский нарком Анастас Микоян, будущий первый секретарь Азербайджанской и Казахский республик Мирзоян, будущий командующий Конармией Гай, член коллегии ВЧК Аванесов и так далее. Их биографии словно сделаны под копирку: все они юношами или молодыми людьми из семей различного достатка, узнав о бакинских погромах, вступали в Дашнакцутюн или сочувствовали дашнакам, потом переходили в эсеры или в меньшевики и заканчивали в РСДРП(б).

Итак, положение армян в царской России. В первой половине XIX века лучшего и пожелать было бы нельзя. Отношение к ним стало меняться в конце русско-турецкой войны - я сужу строго по прессе. В начале войны журнал Гатцуга возносит армянам исключительно трескучие хвалы и всячески демонстрирует сочувствие. В конце, когда армия встала у ворот Константинополя, армяне упоминаются в последний раз. В Сан-Стефано русские чины останавливаются в здании, которое именуется «прежним монастырем, который некогда принадлежал местным армянам». Потом автор текстов (как сейчас понятно, это сам Гарцуг) просто перестает армян упоминать. И после Берлинского трактата – бац! - появляется первый ругательный «пост»: автор обличает армян, которые «обманом купили» в отошедшем России Батуме «лучшие участки». Потом упоминается некий бей Петрос-ага, которого «православные братья-греки считают за грабителя стократ худшего, чем и магометане».

Несколько позже становится ясно, отчего такие изменения: императору потребовался стойкий мир с турками ввиду европейского желания не допустить больших приращений России и укрепления ее влияния. Армян, которые помогали русской армии во время похода и переселились в отошедшие России области, стали возвращать обратно, сделав исключение лишь для жителей Алашкертской долины, которые успели присягнуть русскому царю. Долину под давлением англичан пришлось отдать обратно туркам. Но это были всё какие-то мелочи. Самое важное началось позже. И связано это было с Болгарией. После освобождения от турок Болгария стала российским сателлитом. В 1886 году болгарский князь Александр Баттенбергский, который был родственником царя Александра III-го и пытался избавиться от русского влияния, ориентируясь на Англию, был свергнут пророссийскими силами, и князем стал Фердинанд, родственник французских Бурбонов, которому, руками протурецки настроенного премьер-министра Стамболова, удалось-таки провести разрыв с Россией. Все русские офицеры, включая болгарского министра вооруженных сил, все русские советники, русские агенты и негоцианты, были из Болгарии выдворены. Болгария приобрела независимость и ориентировалась далее на врагов России. Стомболова тут же убили – царю больше не нужен был сильный министр, который вел себя вызывающе и мешал подготовке войны с Турцией.

_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Армянские погромы в Баку: Бойня 1905-ого года...
СообщениеДобавлено: 19 ноя 2019, 21:35 
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 46679
Откуда: Армения, Ереван
Когда началось давление европейских держав на Османскую империю, Лобанов-Ростовский первым высказал, что предоставление Западной Армении независимости или автономии России невыгодно, поскольку «это будет вторая Болгария». Русские консервативные идиоты оглянулись по сторонам и увидели, что во всем континенте есть только одна страна, устроенная, как сама Россия – это Османская империя. Кругом шли демократические изменения – где-то женщины боролись за право выбирать, где-то – давно не было цензуры, везде заседали парламенты, и только в Константинополе власть султана была неограниченной, как и в Петербурге – русского царя. Тем временем, армяне России всеми силами боролись за предоставление турецкой Армении независимости или присоединения ее к России. Русская же власть не желала ссор с османами из-за армян, ведя изматывающую дипломатическую войну с Англией и борясь на Балканах с Австрией. Освобождение славян многие уже рассматривали, как ошибку: в Белграде сидел проавстрийский Милан, в Софии – сначала пробританский, а потом прогерманский Фердинанд. Между тем, из Болгарии погнали турок. И тех стали селить в областях, где жили армяне, чем участь последних сделалась совсем незавидна.

Кстати, кто-нибудь обращал внимание, как издыхающий поганый СССР дико похож на издыхающую и поганую империю «святого» царя? Подлостью похож, бездарностью, абсолютной неспособностью решить хоть какой-то вопрос в рамках логики и здравого смысла.

И персонажи чертовски похожи. Например, Голицын и Поляничко. При всей внешней непохожести: Голицын был вполне внешне благообразен, носил нафабренную бороду, кресты и ордена на расшитом мундире и пах пачкулями, а Поляничко был типичная партийная заводская горилла, одетая в бесформенный совковый пиджак и со странной стрижкой - что-то типа короткого ирокеза. Однако не только методы обоих были похожи до нюансов, да и судьба. Вплоть до симпатий к трудам Величко и исхода жизненного пути. Но и вред интересам России от деятельности двух этих персонажей был вполне сопоставимый.

В том же самом Баку снова, спустя 85 лет, случился армянский погром. И снова руководство страны и местные власти (тогда губернатором был откровенно ненавидевший армян князь Накашидзе, а в последний раз руководили городом вообще номинальные мусульмане) сделали буквально всё, чтобы погром произошел, и таки довели до логического конца, до полного вытеснения армян из города. И во времена Николая, и в конце совдепии человеческая жизнь не стоила ни гроша, и часто отдельные дебилы своими несогласованными ни с кем решениями вызывали исключительно болезненные и фатальные последствия. К примеру, Ленский расстрел, который пролетел по всем тогдашним европейским СМИ и жестоко испортил образ царской России, всецело дело рук одного-единственного дегенерата-солдафона. А во время разгона митинга в Тбилиси в 89-ом, приведшего в многочисленным жертвам, практически вся вина ложится на одного пьющего казарменного полкана, командира полка, который отдал приказ распылить газ Си-Эс – именно этот газ и убил этих несчастных тёток. Я был тогда в Тбилиси, и даже днем был на этой площади, и в голове не укладывалось – ведь сама атмосфера эпохи, СМИ, телевидение – подталкивала людей к митингам. Зачем же их потом еще и убивать? И это ведь типичное Кровавое Воскресенье – абсолютный аналог, особенно с учетом того, что часть грузинских оппозиционеров надежно сотрудничала с органами, в точности, как Георгий Гапон. А, вернее, все там сотрудничали, кроме Мераба Коставы.

Это сходство, вернее, повторение уже бывавшего, словно дурной сон, который снится России раз за разом. И снова все то же самое. Снова подлецы, снова воры и мерзавцы, бездарности, удивительным образом получившие возможность решать судьбы людей. И снова в конце советского времени (в сталинское такое помыслить было невозможно) к русским чиновникам и военным кавказские народы стали относиться, как к дешевым проституткам, покупали их, перекупали, платили личному составу деньгами, водкой – те же азербайджанцы и армяне, те же грузины и абхазы. Такое нельзя было помыслить и при Николае I-ом, даже при Александре III-ем. Но при «святом» царе это впервые вошло в практику.

Вот, например, генерал Макашов. Ведь невозможно поверить, что бывший в эпоху распада СССР комендантом Еревана, этот уродливый сапог прошел советское воспитание, прошел всевозможные брежневские курсы дела мира и социалистического гуманизма. Его же словно на машине времени привезли из эпохи святого царя, это типичная реинкарнация какого-нибудь барона Каульбарса. Откуда они взялись? Где же они сидели, в каком холодильнике, чтобы вылезти в перестройку?

_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Армянские погромы в Баку: Бойня 1905-ого года...
СообщениеДобавлено: 15 мар 2023, 14:23 
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 46679
Откуда: Армения, Ереван
Изображение


Երբ նվաստս պնդում է, թե պատմական լեգիտիմության առումով Բաքվի բարբարոսական վարչախումբը խնդիրներ ունի նույնիսկ մայրաքաղաք Բաքվի և ընդհանրապես Ապշերոնյան թերակղզու հարցում, որոշ կիսագրագետ գրչակներ փորձում են անլրջացնել թեման։

Ուշագրավ է սակայն, որ էթնիկական պատկերի առումով ներկայիս Ադրբեջանի «ամենախոցելի» տարածքներից մեկը հենց այդ արհեստածին կազմավորման «սիրտ» Ապշերոնյան թերակղզին է՝ ներառյալ նաև Բաքուն, որտեղ թյուրքախոս էթնիկ տարրը մինչև այդ քաղաքի խոշոր արդյունաբերական կենտրոն դառնալը գրեթե բացակայել է, մինչդեռ կովկասյան պարսիկների (թաթերի) հետ միասին հայերի կողմից այս տարածքների ավանդաբար բնակեցման վերաբերյալ տեղեկություններն առնվազն հասնում են մինչև XV դար:

Հայերի՝ Ապշերոնյան թերակղզու ավաններում և Բաքվում հնուց ի վեր բնակվելու փաստի մասին XIX դարում ուշագրավ տեղեկություներ է հաղորդում նաև ռուս հայտնի արևելագետ Իլյա Բերեզինը, որի աշխատություններից մեկում առկա տեղեկությունը կցված է բնօրինակով (Березин, И. Путешествие по Дагестану и Закавказью, Казань, 1849, с. 248):

Vardan Voskanyan's Channel

_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Геноцид армян: Мец Ехерн 1893-1923 годов...
СообщениеДобавлено: 03 дек 2023, 09:52 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 06 ноя 2018, 13:22
Сообщений: 7763
Откуда: Армения, Ереван
Изображение
Изображение
Изображение
Тела армянских жителей Баку, убитых во время нападений татар. 1905 год.

_________________
Мир всем


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую темуНаписать комментарии Страница 1 из 1   [ Сообщений: 15 ]



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 5


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron


Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
610nm Style by Daniel St. Jules of Gamexe.net

Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB