Кстати об Анатолийском армянстве пишет в своей фундаментальной работе «НАЦИОНАЛИЗМ И ЭТНИЧЕСКОЕ СОПЕРНИЧЕСТВО В НАЧАЛЕ ДВАДЦАТОГО СТОЛЕТИЯ: АКЦЕНТ НА АРМЯНСКОЙ ОБЩИНЕ В ТУРЦИИ ЭПОХИ ОСМАНСКОЙ ИМПЕРИИ» Берч Бербероглу (США) следующее:
1. "В немецком отчете о роли греческого, армянского и еврейского населения Османской Империи, опубликованного в Берлине в 1912 году сообщается: «Они поделили между собой все сферы влияния, либо совместно контролируют территорию. Практически все, что составляет предметы потребления первой необходимости, сосредоточено в руках греков. Все отрасли, не связанные напрямую с товарами первой необходимости, но представляющие собой достижения цивилизации почти полностью контролируются армянами; в их руках находятся крупные текстильные фабрики, промышленное производство стали, олова и цинка, а также производство и торговля строительными материалами. Евреям же достается только производство и торговля галантерейными, хозяйственно-москательными и колониальными товарами. Даже финансовая сфера - от банковского дела до уличных менял, все в Константинополе прибрано к греческим и армянским рукам; всего только несколько банкиров-евреев и несколько менял... Торговля антиквариатом и коврами в Константинополе почти везде ведется выходцами из Сефардима». В Измире и Салониках наблюдается усиление роли евреев, тогда как в прошлом здесь более доминировали греки и армяне".
2. "Таким образом, в то время, как основная масса армянского городского населения была представлена неквалифицированными работниками и мастеровыми, организованными в цеховые союзы или гильдии ("эснаф"), представители элиты (с эмирами во главе) занимали самые ключевые позиции в государственных институтах Османской Империи и обществе, контролируя, кроме того, и саму армянскую общину изнутри. Эмиры на протяжении длительного времени были представлены армянскими правительственными чиновниками".
3. Другая группа армянских магнатов состояла из высокопоставленных правительственных чиновников различных государственных институтов или министерств, а также лиц, возглавлявших ряд государственных экономических образований (например, таможню, монетный двор, пороховые заводы, шахты, интендантские учреждения и т.п.). Общий сбор таможенных пошлин был поручен челеби Хованнесу Дузьяну, а позднее эмиру Мкртичу Джезаирляну. С 1795 года управляющими пороховым производством были члены семьи Дадьянов по наследству. Поставкой хлеба для армии ведала семья Норадунгянов. Монетный двор управлялся Лузьянами, ранее управлявшими Главным Имперским Ювелирным Двором... Хованнес-бей Дадьян был назначен главным управляющим бумагоделательной фабрикой в Бейкозе, управляющим прядильной фабрикой в Эйюбе и директором порохового завода в Азатли. Он трижды посылался в Европу за государственный счет для совершенствования своих знаний в области технологии производства, особенно в части производства пороха для военных нужд... Кожевенная фабрика в Бейкозе, шерстопрядильная фабрика в Никомедии, шелкоткацкая фабрика в Хереке, полотняная и чугунолитейная фабрики в Зейтын-Бурну были построены под его руководством. Архитектуру Империи возглавлял Джаниг-Эмир Серверьян, а позднее семья Бальянов, по наследству. Нигогос Бальян был послан в Париж; по возвращении им был построен дворец в Долма-Бахче..."
4. Поскольку национальная гордость турков не позволяла им полностью передать управление министерствами армянам, каждый министр-турок имел в своих заместителях или советниках армянина, которые фактически и были реальными руководителями. Присутствие армян в других структурах Османского правительства со временем все расширялось и распространялось на различные должности и профессии, подпадавшие под юрисдикцию центрального правительства. Сюда включались Имперский Двор, система образования, здравоохранения, государственной занятости, иностранное ведомство; — и это лишь некоторые сферы и ключевые посты, доверенные государством. Управление Имперским Казначейством всегда находилось в руках армян (имеется в виду личная казна Султана): им управляли в разное время Акоп-Паша Казазян, Микаэл-Паша Портукалян и Хованнес- Сакез-Паша, причем даже в период обострения армянофобии и подготовки массового геноцида армян Султаном Абдулом Гамидом. Имперский Медицинский университет возглавлялся, в основном, армянами; главными преподавателями и лекторами в нем были Сервичян, Никогайос Русинян, Хентамян, Андраник Бей-Герджигян, Степан-Паша Асланян и другие. В других правительственных учебных заведениях преподавали Портук ян-Паша, Терзян, Х.Юсуфян, Мигран Каракаш, Акоп Бояджян и др. В правительственных учреждениях в бухгалтерских делах Гарабедом Kapaкашом, Хедряном и Куюмиджяном была введена система "двойного учета", так называемая "итальянская" бухгалтерская система, применяемая ныне повсеместно. Основателями этой системы были армянские торговцы из Джуги (Исфахана). Харутюн-Паша Дадъян был "душой" Министерства ино¬странных дел и хотя формально считался лишь советником (заместителем министра), фактически являлся главой ведомства… Главным управляющим Шахт и Лесного Хозяйства был Бедрос Куюмиджян. Хованнес Чамич, Одьян, Маргосян, Асланян и др. были хорошо известными руководителями Министерства Общественных Работ. Главенствующее положение избранного сектора армянского населения в Османском государстве, экономике и обществе обеспечило ему близость к центрам власти и влияния Империи, причем такое положение сохранялось на протяжении всего девятнадцатого столетия. Как пишет Налбандян, до 1830-х годов армянские массы "пассивно допускались" к такому доминирующему положению властями Империи, когда новые силы стали требовать решающего участия в деятельности армянской диаспоры. Они являлись представителями интеллигенции и более динамичными представителями организованных профессиональных объединений, цехов, гильдий или класса эснафов. Противоречия между элитой и нижними классами диаспоры вылились позднее в классовую борьбу, охватившую сначала эснафов, эмиров и Патриархат, а затем и широкие слои населения. Классовая борьба между эснафами и эмирами, добавляет Налбандян, достигала такого накала, что Патриархат и Османское правительство вынуждены были вмешаться для успокоения отношений. Как результат, 12 декабря 1841 года был учрежден новый Национальный Комитет, а его двадцать семь членов были избраны из класса эснафа и представляли собой "простой народ". Однако, победа эснафа и народных масс была недолгой: вмешательство со стороны эмиров вскоре нарушило деятельность общины. Несмотря на последующее образование Национальной Ассамблеи, состоявшей из шестнадцати эмиров и четырнадцати эснафов, назначенных вновь избранным Патриархом Маттеосом Чухаджяном, "большинство населения, не принадлежавшего ни к классу эмиров, ни к классу эснафов, не имели юридического представительства в Национальной Ассамблее"(Налбандян 1967-45). Консолидация сил эмиров произошла позднее, на последующих Ассамблеях, после отставки Патриарха Маттеоса из-за его неспособности контролировать власть, что вызвало недовольство армянских масс усилением влияния эмиров в общине, что в конечном счете, вылилось в народное восстание в середине столетия. В 1848 году, впервые за многие столетия, армяне Константинополя восстали против засилья эмиров. Такое проявление было примечательным в армянской истории Турции. Впервые за много веков массы объединились для выражения своего протеста, что было своеобразным отголоском европейских революций 1848 года. Будучи сравнительно слабым, взрыв народного негодования в Константинополе оказал огромное влияние на последующее развитие общества, став одним из шагов на пути к демократии. Он показал, что армяне готовы пользоваться революционными методами для достижения политической свободы. (Налбандян 1967, 45). В то время, как классовая борьба между армянскими массами и процветающей и могущественной армянской буржуазией продолжалась на протяжении второй половины девятнадцатого столетия, влияние эмиров в Османской Империи, как реально доминирующего класса в армянской диаспоре, привело к росту враждебности со стороны турецкого населения, особенно его националистической части, состоящей, в основном, из националистически настроенной интеллигенции и высшего командного состава армии. Такое враждебное отношение к армянским эмирам вскоре оформилось в неприязнь по отношению ко всей армянской общине и привело к погромам и насилию по отношению к армянам и к массовым убийствам 1894-1896 гг. и последующему приходу к власти режима младотурок, предводимого Энвером, Кемалем и Талаат-Пашой в первое десятилетие двадцатого века, и позднее, к появлению на политической арене Мустафы Кемаля Ататюрка в период национально-освободительной войны, в 20-е годы.
_________________ Я не сумасшедший, просто ум у меня не такой, как у вас Диоген Синопский Всё тайное рано или поздно становится явным Сократ Христианство терпимо по отношению к другим религиям, но оно должно быть бескомпромиссно христианским (арийским) Д.Коннер
|