Изменить размер шрифта


Начать новую темуНаписать комментарии Страница 3 из 36   [ Сообщений: 535 ]
На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6 ... 36  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Re: Армяне в Османском султанате: Чужие... в своем доме
СообщениеДобавлено: 31 май 2013, 11:29 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 19 апр 2013, 00:59
Сообщений: 11245
Следует подчеркнуть, что Исаакова ветвь Комниновской династии, пожалуй, в наибольшей мере, чем другие ветви рода оказалась связанной с мусульманскими соседями Византии. Потомки принявшего ислам Иоанна упоминаются в сельджукских источниках вплоть до второй половины XIII в. (См.: Шукуров Р.М. Великие Комнины и Восток…Там же, с. 69). Даже если придерживаться официальной огузской теории происхождения османской династии, то и в этом случае далеким предком огузов является агванский царь Джеваншир (VII в.) (из армянской династии Михранидов), бывший христианином. (См.: Эпос огузов «Китаби деде Коркуд» (Книга деда Коркуда).

_________________
Я не сумасшедший, просто ум у меня не такой, как у вас
Диоген Синопский
Всё тайное рано или поздно становится явным
Сократ
Христианство терпимо по отношению к другим религиям, но оно должно быть бескомпромиссно христианским (арийским)
Д.Коннер


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Армяне в Османском султанате: Чужие... в своем доме
СообщениеДобавлено: 31 май 2013, 11:48 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 19 апр 2013, 00:59
Сообщений: 11245
Итак, что же получается: А вот что:
1) армяне являлись господствующей нацией в Византийской (греко - армянской) империи и свое ведущее общественно-политическое, экономическое положение они сохранили и в Османской империи (путем перехода в ислам). Такое положение, должно восприниматься как естественное, так как армяне действовали и жили на своей исторической родине в Малой Азии;
2) господство армян (как мусульман, так и христиан) в Османской империи, которая фактически была «правопреемницей» Византии, было подорвано в результате прихода к власти младотурок и совершенного под их руководством геноцида армян в 1915-1924 гг. В результате – армяне-мусульмане лишились политической власти, а Малая Азия своего автохтонного христианского населения. Но в любом случае именно армяне дали миру две Срединные (Евразийские) империи, роль которых в истории человечества, хотя и не сопоставима (в силу различных причин), тем не менее, значительна.
Тесное и долговременное сосуществование христианских и мусульманских армянских общин в Малой Азии вылилось в сложение специфического мусульманско-христианского культурного поля, обладавшего той или иной долей гомогенности. Тем не менее, для нас является столь же очевидным, что существовало некое несовпадение направленности базовых стратегических и политико-идеологических устремлений обеих общин, присутствовала некая отчужденность между ними. Эта разделенность, часто трудноуловимая и не всегда поддающаяся строгому анализу, не может не ощущаться исследователем поствизантийской Малой Азии. Вектор политико-идеологических установок, например, восточно-анатолийских армян-христиан и, в особенности, тех из них, что сохранили свою государственность и меру суверенности, был направлен преимущественно на Запад, ибо армянин, естественно, идентифицировал себя, свою «духовную родину» с христианским пространством, центр тяжести которого к XIII в. уже переместился на географический Запад. Напротив, для анатолийского армяно-мусульманского сознания центром притяжения являлся Восток – Месопотамия, Иран, Аравия, откуда приходила важнейшая для них идеологическая и социальная информация.
В целом же Малая Азия, таким образом, может быть представлена как место наложения двух – христианской и мусульманской – армянских периферий, в культурном, конфессиональном и политико-идеологическом отношении центрированных в направлениях, противоположных друг другу, как в отношении реальном географическом, так и воображаемом семантическом.
Подводя итог, можем отметить следующее.
Исламская идея была подхвачена определённой частью армянского социума в исключительно политических и экономических целях: централизация и укрепление личной власти в Малой Азии. Центральным ядром выступал с одной стороны ислам как религиозно-политическая идеология, а с другой национальный армянский биологический компонент (генофонд), как носитель религиозной, языковой, культурной и политической идеологии, но уже исламской и тюркской. Вновь ярко и наглядно в истории Византии и Османской Империи проявляется дихотомия «генотипа» (расово-биологической субстанциональности) и «фенотипа» (культур-цивилизационной религиозности) армян. Где гено¬типом выступает «арменоид¬ность», а фенотипом – язык (тюркский) и религия (ислам). Таким образом, можно говорить о произошедших событиях в Малой Азии как о армяно-тюркской (исламской) революции против греко-армянского (христианского) господства.
Эта перманентная борьба души (язык и вера) и тела (раса) превратилась для армян в аксиому с момента гибели единого государства Аратта, которое впрочем, было во многом разрушено той же дилеммой: душа или тело, божественное или человеческое, духовное или материальное, церковь или государство, Восток или Запад?

_________________
Я не сумасшедший, просто ум у меня не такой, как у вас
Диоген Синопский
Всё тайное рано или поздно становится явным
Сократ
Христианство терпимо по отношению к другим религиям, но оно должно быть бескомпромиссно христианским (арийским)
Д.Коннер


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Армяне в Османском султанате: Чужие... в своем доме
СообщениеДобавлено: 31 май 2013, 12:32 

Зарегистрирован: 26 фев 2012, 20:09
Сообщений: 627
И те примеры, которые Вы привели, и те , которые ещё приведете, красноречиво свидетельствуют лишь о том, что совместное существование турок и армян КАТЕГОРИЧЕСКИ НЕВОЗМОЖНО. И поскольку турки являются оккупантами исконно армянских территорий, то их на армянской земле быть не должно. Когда немцы оккупировали европейскую часть СССР, и многие предатели перешли к ним на службу, никто не настаивал на статус-кво, а просто гнали поганной метлой до самого логова, до берлина и принимали капитуляцию... и предателей ставили к стенке...

И нет ли у Вас, Юстиниан, информации о жизни простого армянского крестьянина под турецкой оккупацией? Какие налоги платились, какие "турецкие законы "на него распространялись и т.д.


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Армяне в Османском султанате: Чужие... в своем доме
СообщениеДобавлено: 31 май 2013, 20:34 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 19 апр 2013, 00:59
Сообщений: 11245
Опять путаете власть и народ. Об этом я выше уже писал. О тяжёлой жизни армянских и мусульманских крестьян. Я писал выше, что мой прадед был крестьянином из под Трапезунда. Всё это я прописал. Жаль, что Вы меня заставляете повторяться. Не мусульмане простые крестьяне его выгнали, а власть армянских амиров и их сподручных мусульман во власти. Простым крестьянам, какой бы веры они не были, нечего было делить Власть натравила крестьян-мусульман, на крестьян-христиан, заявив, что власть не причём, а во всём виноват твой сосед. Так развязали мусульмано-христианскую бойню. Более того, сейчас в Турции около 55% населения уже себя считает армянами. И этот процесс не остановить. Остальные, кто не захочет - Go Home in Altai.

_________________
Я не сумасшедший, просто ум у меня не такой, как у вас
Диоген Синопский
Всё тайное рано или поздно становится явным
Сократ
Христианство терпимо по отношению к другим религиям, но оно должно быть бескомпромиссно христианским (арийским)
Д.Коннер


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Армяне в Османском султанате: Чужие... в своем доме
СообщениеДобавлено: 31 май 2013, 21:58 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 19 апр 2013, 00:59
Сообщений: 11245
Письмо в редакцию
Опубликовано в 31.05.2013 от Юсисапайл http://husisapail.wordpress.com/
29 мая у нас был День скорби. В этот день 1453 года была захвачена Наша Родина. Да наша Армения -так как все вокруг было Арменией, мы были и у власти и не смогли отстоять Землю Нашу: пал Константинополь (сегодня – Стамбул). Столицу Византийской империи захватили турки. Три дня длился грабеж города. В плен было взято свыше 60 тысяч городских жителей. Церковь Святой Софии, главная в те времена святыня православной Церкви, была переделана в мечеть Айя-София (Aya Sofya).
И начались лишения и гонения, не только наши, но и всего мира; постоянные войны, лишения, гонения и все самое низменное вышло на свет и покрыло все. Не будем никого винить – ни тех, кто был у власти, ни простых мирян, ни соседей в Европе и т.п. Мы поднимаем вопросы бесчинства, несправедливости и всеобщего хаоса, которое царит вокруг нас.
С уважением Саркисян Каро Н.

_________________
Я не сумасшедший, просто ум у меня не такой, как у вас
Диоген Синопский
Всё тайное рано или поздно становится явным
Сократ
Христианство терпимо по отношению к другим религиям, но оно должно быть бескомпромиссно христианским (арийским)
Д.Коннер


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Армяне в Османском султанате: Чужие... в своем доме
СообщениеДобавлено: 31 май 2013, 22:08 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 19 апр 2013, 00:59
Сообщений: 11245
http://www.panarmenian.net/rus/news/160458/
Эрдоган: Время христианских императоров в Византии -темная глава в истории

31 мая 2013 - 13:00 AMT
PanARMENIAN.Net - Премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган назвал время христианских императоров в Византии «темной главой» в истории. По мнению Эрдогана, в XV в. после завоевания Константинополя мусульманами наступило «время Просвещения», пишет kath.net.
Речь консервативного турецкого премьера прозвучала во время закладки фундамента нового автодорожного моста через пролив Босфор в Стамбуле, которая состоялась 29 мая — в годовщину завоевания Византийской империи османами в 1453 г.
«И сегодня мы продолжаем писать историю»,— заявил Эрдоган во время церемонии.
Турецкие власти отметили годовщину победы над Византией рядом приемов и торжественных мероприятий.

_________________
Я не сумасшедший, просто ум у меня не такой, как у вас
Диоген Синопский
Всё тайное рано или поздно становится явным
Сократ
Христианство терпимо по отношению к другим религиям, но оно должно быть бескомпромиссно христианским (арийским)
Д.Коннер


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Армяне в Османском султанате: Чужие... в своем доме
СообщениеДобавлено: 31 май 2013, 23:05 
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 46682
Откуда: Армения, Ереван
Юстиниан, дается мне, что все эти исследования про "роль" армян в Османском султанате следуют далеко идущую цель - обесценить Геноцид армян, якобы, армянам там жилось хорошо. В этой связи позиция Север-а мне боле импонирует...

Цитата:
господство армян (как мусульман, так и христиан) в Османской империи


Круто сказано...

Цитата:
Не мусульмане простые крестьяне его выгнали, а власть армянских амиров и их сподручных мусульман во власти.


Не соглашусь - В Геноциде приняли участие все слои тогдашней Турции.

_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Армяне в Османском султанате: Чужие... в своем доме
СообщениеДобавлено: 01 июн 2013, 01:35 

Зарегистрирован: 26 фев 2012, 20:09
Сообщений: 627
Север писал(а):
И нет ли у Вас, Юстиниан, информации о жизни простого армянского крестьянина под турецкой оккупацией? Какие налоги платились, какие "турецкие законы "на него распространялись и т.д.


Почему то так и знал, что на такой вопрос ответить Вам будет трудно. А ведь он закономерно вырастает из оценки Ваших постов , Юстиниан.


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Армяне в Османском султанате: Чужие... в своем доме
СообщениеДобавлено: 01 июн 2013, 10:27 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 19 апр 2013, 00:59
Сообщений: 11245
Цитата:
дается мне, что все эти исследования про "роль" армян в Османском султанате следуют далеко идущую цель - обесценить Геноцид армян, якобы, армянам там жилось хорошо.

Это азеры и турки так хотят эти факты представить. Для армян же эти факты должны говорить о другом: о том, что надо не избегать своей же истории, не скрывать факты величия армян османии, а используя их добиваться своих целей, особенно возврата всей Анатолии. На это и направлены все эти исследования. Армяне - это государствообразующая нация Византии и Османии (как и в Грузии). Это и надо заявить, и найти платформу утверждения подобного курса. надо взять то, что нам принадлежит по праву, то есть по праву "правды и справедливости" (как сказал Арут http://www.armtoday.info/default.asp?La ... wsID=88987)

Цитата:
В Геноциде приняли участие все слои тогдашней Турции.

Не совсем это так. Многие простые люди укрывали армян-христиан, а во власти, если сами же армяне-амиры дали повод, в условиях нарастающей общеевропейской и российской революционной волны с 1861 года и первой мировой войны, для поиска врагов. Армян поддерживала группировка Сабахеддина во Франции. Сам он конечно тоже был армяно-христианского происхождения. Но выступал с политических позиций как турок. Именно он сказал, что в Турции "царит фанатизм". Именно он де даёт провести реформы и осуществить децентрализацию страны. Лучше почитать вот это http://az-ar.narod.ru/me-ko_4.html Ниже я выложу текст и основные позиции из него. Надо понять ту эпоху. Это эпоха нараставшего леворадикального бреда, с целью тотального разрушения прежнего монархического порядка. В этой суматохе, истерии, да и просто перманентного хаоса сложно было избежать геноцида. При неискушённости политических баталий мирового уровня со стороны авантюристических лидеров армян. О чём ещё говорил Степан Шаумян. Степан сказал буквально следующее: "Политическая борьба за свои интересы армянами ведётся без идеалов, вокруг личностей и носит исключительно склочный характер".
На этом фоне не удивительно, что именно темные и необразованные массы были натравлены влиятельными кругами (в том числе при молчаливой поддержке амиров) на христиан, их сделали "козлами отпущения". Я конечно же не отрицаю Геноцида. Геноцид был!!! Но эксплуатация этого факта не рентабельна, она себя уже изжила, это было мне понятно уже в середине 80-х годов, ещё до карабахских событий. Удивительно, что армяне до сих пор этого не понимают. Но всё-таки нашёлся один разумный, который наконец понял и принял - Арут Сасунян http://www.armtoday.info/default.asp?La ... wsID=88987 Чего признавать то? Он уже ещё Рейганом был признан. И что с того? Что изменилось с той поры? Да ничего. Поэтому надо иначе думать.

Код:
Почему то так и знал, что на такой вопрос ответить Вам будет трудно

Какой смысл отвечать на бессмысленные вопросы? Ведь сама постановка вопроса алогична.

_________________
Я не сумасшедший, просто ум у меня не такой, как у вас
Диоген Синопский
Всё тайное рано или поздно становится явным
Сократ
Христианство терпимо по отношению к другим религиям, но оно должно быть бескомпромиссно христианским (арийским)
Д.Коннер


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Армяне в Османском султанате: Чужие... в своем доме
СообщениеДобавлено: 01 июн 2013, 10:34 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 19 апр 2013, 00:59
Сообщений: 11245
http://az-ar.narod.ru/me-ko_4.html

ГЛАВА IV
ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ МЛАДОТУРКАМИ
И АРМЯНСКИМИ ПОЛИТИЧЕСКИМИ ПАРТИЯМИ
ПОСЛЕ ТУРЕЦКОЙ БУРЖУАЗНОЙ РЕВОЛЮЦИИ 1908 года

В 1908 году Абдул Хамид под давлением имевших место в Турции революционных выступлений армии под руководством младотурок вынужден был по требованию младотурок восстановить конституцию Мидхата 1876 г.

24 июля 1908 года рано утром во все вилайеты Османской империи были отправлены телеграммы с решением о восстановлении конституции в Османской империи и о подготовке к выборам депутатов в парламент.

25 июля по требованию младотурок был напечатан указ султана об амнистии для участников революционных движений. Были открыты ворота тюрем. Амнистия распространилась на почти более чем 80.000 политических заключенных и политических эмигрантов. На родину из-за границы возвращались томившиеся десятки лет на чужбине политические эмигранты разных национальностей.

Во всех уголках Османской империи происходили манифестации, митинги, собрания, демонстрации солидарности, братства и равенства наций. В этих собраниях участвовали рабочие, крестьяне, интеллигенция, военные, студенты – все социальные слои Османской империи. Царило невиданное ранее воодушевление. Происходило братание между христианами и мусульманами[1].

Восстановление конституции с особенным воодушевлением приняли подвластные народы. Они выступали с лозунгами равенства, братства и свободы, связывая их с практическими задачами решения национальных проблем страны.

В условиях царившей в стране атмосферы воодушевления радость по поводу свержения режима «зулюма» выражал также армянский народ, который считал, что восстановление конституции положит конец резне, погромам и политике произвола, что в стране начинается качественно новый этап армяно-турецких отношений. В Эрзеруме, например, прошла огромная манифестация, в которой участвовали армяне и турки. Из местной тюрьмы были выпушены на свободу все политические заключенные, а само здание разрушено манифестантами. На его месте был разбит парк. Такие же манифестации проходили в Ване, Эрзинджане и во всех городах Западной Армении. Примечателен тот факт, что во всех манифестациях, проходивших в районах с преобладающим армянским населением, принимали участие как армяне, так и турки. Они совместно давали заверения в братстве и верности, обещая приложить все усилия для дальнейшего развития и прогресса новой Турции.

В печати публиковалась обширная информация о совместных армяно-турецких митингах братства. В Стамбуле в конце июля 1908 г. была организована мощная манифестация, посвященная братству между армянами и турками. Вот как описывает эту манифестацию одна из армянских газет Стамбула: «Зрелище потрясающего и беспримерного шествия было поразительно... Народ запрудил широкий проспект, тянущийся от церкви Св. Троицы до парка Таксим. Армяне и турки рука об руку шли по проспекту с военным оркестром, развевающимися флагами и провозглашая лозунги – «Да здравствует конституция! Да здравствует свобода! Да здравствует братство! Да здравствует армия!». Из раскрытых настежь окон домов на манифестантов сыпались букеты цветов и разноцветные конфетти»[2]. Шествие остановилось у парка Таксим. Здесь с пламенными речами выступили турки и армяне – Фуад-паша[3], Назым-паша[4], Григор Зохрап, Мушег, известный турецкий публицист, профессор права Ахмед Шуайиб-бей[5], профессор Акоп эффенди Джеджизян, писательница мадам Сипил, каймакам Сулейман-бей и другие ораторы. Газета опубликовала речь Григора Зохрапа, которая начиналась следующим образом: «О, свободные османцы, свободные соотечественники, в момент окончания войны армия заботится о своих раненых, хоронит своих мертвецов. Мы сегодня так и поступаем. Мы только что вышли из состояния войны, войны, которую вело правительство против наций. Эта борьба, продолжающаяся вот уже тридцать лет, напоминает известную в истории по своей протяженности Тридцатилетнюю войну. Мы вышли из этой войны с большими потерями, но с честью и победой». Затем Г. Зохрап дал анализ ситуации последних тридцати лет в Турции и акцентировал мысль о том, что Османская империя получила конституцию в результате борьбы всех народов, проживающих в ней.

Газета «Бюзандион» напечатала также речь Ахмеда Шуайиб-бея. В ней он характеризовал значение деятельности армян в восстановлении конституции и дал ей высокую оценку. «Молодцы, братья-армяне!» – восклицал Ахмед Шуайиб-бей, обращаясь к армянам. Вместе с тем он защищал основные принципы национальной политики младотурок. Пытался в соответствии с идеями османизма «теоретически» обосновать необходимость сохранения целостности Османской империи. Отрицал саму идею независимой Армении. Его речь характерна для апологетов османизма, поэтому стоит привести отрывок из нее. Он говорил: «Невозможно, чтобы турки и армяне организовали политически независимые управления и отделились друг от друга. Того требует необходимость, вытекающая из географических, исторических и политических соображений. Мы обречены жить вместе. Если турки и армяне не будут жить вместе, то это нанесет вред как армянам, так и государству. Прошли времена разрозненности и вражды... Вы – сыновья большой империи. По сравнению с масштабами империи насколько жалкой может выглядеть независимая Армения, как результат недальновидного мышления. Идея «я» и «ты» изжила себя. Мы родились и выросли на этой общей родине и топчем одну и ту же священную землю. Сегодня в османских странах все народы одинаково равны перед законом. Отныне мы силой, умом и сердцем должны быть привязаны к нашей общей родине. Наше самое большое желание – еще более укрепить существующий меж нами союз, спасти родину от внутреннего сепаратизма и создать независимое и прекрасное государство. Забудем мрачное прошлое и рука об руку приступим к созидательной работе во имя спасения и счастья родины»[6]. Таким образом, речь Шуайиба показывает, что даже в те первые дни после восстановления конституции, когда так сильны были надежды подвластных народов на справедливое решение национального вопроса, когда повсеместно происходили совместные манифестации, братанье христиан и мусульман, младотурки и их сторонники не только не думали отказываться от основных положений реакционной доктрины османизма, но и старались использовать ее в пропагандистских целях для того, чтобы добиться отказа нетурецких народов от борьбы за свои национальные права. Примечательно, что в Париже у могилы Дамат-паши на кладбище Пер Лашез был также организован митинг, в котором участвовали деятели младотурок и партии Дашнакцутюн. Митинг был продолжен затем у могилы Ерванда Отяна, похороненного на том же кладбище. От партии Дашнакцутюн выступил К. Басмаджян. Отдавая дань уважения памяти жертв, павших в борьбе за прогресс Турции, он специально остановился на имени Дамата Махмуд-паши. Затем он характеризовал принца Сабахеддина, превознося его как большого революционера и армянофила. Далее К. Басмаджян призывал оказать всемерную поддержку ему и его группе. Он говорил: «Принц Сабахеддин сегодня с нами, и он должен стать предметом особых наших забот. Мы обязаны оказать ему моральную поддержку для осуществления его программы. Мы должны в стране обеспечить силой ту партию, которая своей программой максимально близка к программе революционной партии Дашнакцутюн. Во время ближайших выборов депутатов в парламент мы должны отдать свои голоса за своего соотвечественника – турка, за партию избираемого нами принца Сабахеддина. Во время заседаний в созванных в Париже обоих конгрессов, на которых я участвовал от партии Дашнакцутюн и вне конгрессов, в ежедневных общениях с ним, я сблизи изучил преимущества партии принца Сабахеддина, особенно ее конструктивную позицию в отношении армян. Вот по этой причине находящаяся в Париже армянская партия устроила сегодня этот митинг, отдавая дань уважения памяти Дамата Махмуд-паши, чтя его в лице принца Сабахеддина»[7]. Речь завершилась лозунгами – «Да здравствует Сабахеддин! Да здравствует солидарность народов! Да здравствует революция!».

_________________
Я не сумасшедший, просто ум у меня не такой, как у вас
Диоген Синопский
Всё тайное рано или поздно становится явным
Сократ
Христианство терпимо по отношению к другим религиям, но оно должно быть бескомпромиссно христианским (арийским)
Д.Коннер


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Армяне в Османском султанате: Чужие... в своем доме
СообщениеДобавлено: 01 июн 2013, 10:34 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 19 апр 2013, 00:59
Сообщений: 11245
Прибытие Сабахеддина в Константинополь в сентябре 1908 года было встречено населением города, главным образом, армянами и греками, с воодушевлением и восторгом[8].

Такое отношение к принцу Сабахеддину и его идейным установкам со стороны армянских политических деятелей определялось тем, что Сабахеддин и созданная им после неудачи конгресса младотурок в 1902 году «Лига децентрализации и частной инициативы» выступали за то, чтобы были резко расширены права местных органов власти, в частности, чтобы финансами того или иного вилайета империи ведали провинциальные советы, избираемые населением края. Такой подход Сабахеддина к расширению прав местной администрации и выборных органов самоуправления отдельных районов империи гораздо более импонировал армянским политическим деятелям, чем позиция младотурок – иттихадистов, выступавших сторонниками нейтралистского османизма[9].

В царящей в Турции атмосфере ликования и воодушевления везде говорилось о братстве, равноправии и счастье народов Османской империи. Руководящие деятели младотурецкой партии «Иттихад ве терраки» громогласно заявляли о своих симпатиях к армянскому народу, признавались в том, что они многому научились у деятелей армянских национальных политических сил. Особенно ликовал Стамбул. Везде проходили митинги, посвященные армяно-турецкому братству. Праздничный настрой охватил все районы, учреждения Стамбула. Казалось, Турция вступает в новую, доселе невиданную стадию истории национальных отношений. Анализируя необычайно богатые материалы того периода, мы видим, что народы Османской империи были уверены в искренности обещаний младотурок, нисколько не сомневаясь в том, что политике репрессий, резни и гонений положен конец. Народы эти ничего не имели друг против друга и в житейских ситуациях всегда находились в наилучших отношениях. И только национальная политика правящих кругов империи натравливала их друг на друга, разжигая религиозные страсти и настраивая мусульман против христиан.

Впечатление от младотурецкой революции было большим и в европейских странах. Социалистическая печать посвятила революции хвалебные статьи. Социалисты созвали митинги в Вене, Брюсселе и других городах. Примечательна в этом отношении демонстрация, организованная 10 октября 1908 года в Брюсселе в зале «Мэзон де пёпль», где проходили заседания бюро II Интернационала. Заседание проходило при участии В. И. Ленина, К. Каутского, В. Адлера, Г. Гайдмана, Э. Вайана и других крупных деятелей международного социалистического движения. На заседании с информацией об османской революции выступил представитель партии Дашнакцутюн. Было принято решение предоставить будущей независимой Армении право представительства во II Интернационале[10].

Политические организации всех народов Османской империи приступили к выработке своих принципов деятельности в новых условиях. В создавшейся ситуации армянские политические партии и общественные организации, с воодушевлением приняв конституцию, отказались от идеи создания независимого армянского государства и сняли вопрос о европейском вмешательстве. Они стремились к углублению революции, к дальнейшей демократизации страны и созданию истинного национального равноправия.

Сразу же после революции было напечатано заявление ответственного органа партии Дашнакцутюн в Стамбуле относительно османской конституции. В этом документе партия Дашнакцутюн объявляла, что она всеми силами будет защищать решения парижского конгресса 1907 года, принятые представителями революционных организаций партии Дашнакцутюн, младотурок, а также других революционных организаций. Партия Дашнакцутюн требовала серьезных гарантий для осуществления конституции и подчеркивала, что в революционных кругах нет доверия к Абдул Хамиду, решение о низложении которого было принято на конгрессе в Париже. В заявлении говорится, что в случае, если правительство Абдул Хамида не удвлетворит требования народов Османской империи, тем паче, если оно попытается повторить обман 1876 года, то все организации вновь возобновят борьбу[11].

30 июля 1908 года был напечатан циркуляр стамбульского ответственного органа партии Дашнактуцюн, в котором излагается позиция партии. В циркуляре говорится о том, что первая победа освободительного движения – результат многолетней и трудной работы, результат, добытый ценой многочисленных жертв и борьбы, благодаря которой сегодня звучит во всех уголках Османской империи призыв к свободе, братству и равенству. «Однако, – говорится далее в циркуляре, – больно признаться, и мы этого не скрываем, что среди разных слоев народа, в памяти которого живы еще ужасы старого режима, раздаются грустные голоса сомнения и недоверия: «Долго ли продлится эта пора свободы?»[12]. В документе выражена решимость защищать добытую столь трудной ценой свободу: «Свободу мы завоевали кровью и кровью защитим ее, если появится столь грустная надобность. Свобода эта – наша, и никто не осмелится отнять ее у нас. Она не дарована нам чьей-либо милостью»[13].

В сентябре 1908 года партия Дашнакцутюн опубликовала свою платформу деятельности на предстоящих выборах в парламент. В документе говорилось: «Мы уверены в том, что для такой многонациональной страны, каковой является Османская империя, лучшая политическая организация – это форма федеративной децентрализации, при которой все части империи, имеющие экономико-географическое и этнографически специфическое лицо, получат внутреннюю административно-законодательную автономию, что усилит и укрепит в целом государственную систему. Сознавая также, что достижение этой цели возможно лишь постепенно, путем коренных демократических реформ и мирного сотрудничества со всеми соседними народами и другими партиями, что убережет новый режим от нежелательных потрясений, партия Дашиакцутюн выдвигает для сегодняшнего дня и для первых заседаний парламента необходимые, вытекающие из сегодняшней действительности, требования». Партия Дашнакцутюн выражает надежду, что эти требования станут основой для мирного сотрудничества между турецкими, греческими, армянскими, македонскими, арабскими, албанскими, курдскими и другими политическими партиями, стремящимися укрепить новый парламентский режим и повести страну по пути свободы, равноправия и братства. Затем партия Дашнакцутюн представила будущему парламенту следующие предложения и требования:

1. Османская империя должна быть признана независимой и целостной, пока она считается конституционной и демократической.
2. Западная Армения является неотделимой частью Османской империи и ведет свои местные дела, опирающиеся на систему децентрализации, которой будут равносильно пользоваться все живущие в стране народы.
3. Османское центральное правительство, основанное на системе народного представительства, ведет общие дела государства, в его ведении находятся также внешняя политика, армия, валюта, таможня, железные дороги, почта, телеграф и др., прочие функции закрепляются за местными органами власти.
4. Парламентские, судебные и местные административные органы должны быть избраны всеобщим, равным, тайным голосованием на принципах выборности по числу голосов. Этот принцип должен быть применен в отношении всех народов и религий в равной мере.
5. Вилайеты должны получить право на широкую автономию в ведении местных дел, общины – в общинных делах. При определении границ между вилайетами, вопреки принципу, применяемому старым режимом, необходимо учитывать особенности географического расселения нации и ее культурных традиций для создания, по возможности, монолитных объединений.
6. Абсолютное равноправие для всех наций и религиозных общин. Ликвидация всех привилегий, носящих классовый характер.
7. Пересмотр конституции под углом зрения децентрализации.
8. Строгое соблюдение свободы слова, печати, совести собраний, забастовок. Неприкосновенность личности, имущества, переписки, свобода передвижения.
9. Всеобщее обязательное и бесплатное начальное образование. Абсолютная свобода в просветительско-культурной области. Равенство всех национальных школ. Обучение на родном языке в национальных школах.
10. Равенство для всех наций государства без религиозного различия при призыве в армию.
11. Обеспечение за счет государства определенным наделом земли каждого крестьянина. Государственные и дворцовые земли сделать общинной собственностью.

_________________
Я не сумасшедший, просто ум у меня не такой, как у вас
Диоген Синопский
Всё тайное рано или поздно становится явным
Сократ
Христианство терпимо по отношению к другим религиям, но оно должно быть бескомпромиссно христианским (арийским)
Д.Коннер


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Армяне в Османском султанате: Чужие... в своем доме
СообщениеДобавлено: 01 июн 2013, 10:35 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 19 апр 2013, 00:59
Сообщений: 11245
Право на пользование землей принадлежит трудящимся. Каждый трудящийся имеет право на возделывание такого размера земли, который он сможет обрабатывать без эксплуатации чужого труда. Удовлетворить потребительские нужды трудящегося и его семьи[14].
После победы младотурецкой революции 1908 года, 15 августа в Турцию прибыли руководители партии Гнчак А. Бояджян, С. Сабах-Гюлян, М. Таматян и многие другие. Однако до их возвращения в Турцию в Париже имели место события, которые необходимо отметить.

С. Сабах-Гюлян рассказывает следующее: «В последнюю неделю июля 1908 года в наш центр в Париже пожаловали консул турецкого посольства в Париже и Ахмед Риза. Они ликовали и приглашали нас в Турцию, заверяя и давая нам всяческие клятвы в том, что мы там сможем спокойно пропагандировать свои идеи и даже организовать оппозиционную партию, если, конечно, пожелаем»[15]. За неделю до отбытия в Стамбул. А. Бояджян и С. Сабах-Гюлян нанесли ответный визит младотуркам. Они спросили у Ахмеда Ризы, верит ли он в продолжительность действия конституции. Ахмед Риза ответил, что он лично ничего точно не знает, ибо, как ему кажется, охватившая страну эйфория весьма поверхностна и очень эмоциональна. О султане Абдул Хамиде он сказал: «К чему мы стремились – достигли. Приобрели конституцию. После этого султан Хамид нам очень пригодится. Он может оказать нам ряд услуг в решении внутренних и внешних проблем, так как он – непревзойденный дипломат и имеет очень много личных друзей во всех руководящих верхах Европы. Мы должны воспользоваться его авторитетом и возможностями. Он нам нужен[16]. Интересно сравнить эти высказывания Ахмеда Ризы с его воспоминаниями об этих Днях. Так, в своих мемуарах он признавался, что младотурки, находившиеся в эмиграции в Париже, после июльского переворота и восстановления конституции «не доверяли Абдул Хамиду»[17]. Поэтому, приняв решение возвратиться на родину, они оставили в Париже Ахмеда Ризу, так как посчитали, что на всякий случай необходимо хоть одного из них оставить за границей[18]. Таким образом, клятвенно заверяя гнчакистов, что в Османской империи они смогут спокойно развернуть свою деятельность, парижские младотурки сами не были уверены в этом и с подозрением относились к. решению султана восстановить конституцию.

Через день произошла новая встреча. На этот раз по просьбе принца Сабахеддина. Во время встречи Сабахеддин познакомил руководителей партии Гнчак с текстом полученной из Стамбула от его сторонников телеграммы следующего содержания: «Отныне и речи не может быть о децентрализации. Турецкий народ в большинстве примыкает к сторонникам Иттихада. Наши ряды редеют. Если так пойдет и дальше, у нас не останется последователей.. Посему, пока не поздно, спешите приехать»[19].

Затем Сабахеддин заявил, что он был рад отказу партии Гнчак от участия в конгрессе 1907 г. Далее он сказал: «Если Иттихад останется у власти восемь месяцев, будьте уверены, что всем народам, в частности армянам, грозит гибель. Я говорю об этом по велению совести. Эти люди имели со мной интимные беседы. Мы были откровенны друг с другом, как турок с турком. Из некоторых их признаний и заявлений это было ясно и окончательно вытекал такой вывод. Вам необходимо как можно раньше продумать все и действовать соответствующим образом. Я вновь повторяю вам, как лицо осведомленное, что самое большее через восемь месяцев вашей нации грозит окончательная гибель»[20]. Исходя из вышесказанного, принц Сабахеддин предложил сгруппировать воедино антииттихадистские силы. Он дал иттихадистам следующую характеристику: «По моему мнению, они представляют для Турции такую же опасность, как и деспотия Абдул Хамида. Надо свергнуть обоих, иначе не ждите никаких изменений. Одних сменят другие, а положение останется прежним, если еще более не ухудшится»[21].

Принц Сабахеддин сообщал также, что получил из Турции множество писем от высокопоставленных сановников и представителей интеллигенции. Он ознакомил представителей партии Гнчак с их текстами. Общий смысл писем сводился к следующему: наследник престола сообщал, что в тот день, когда будет свергнут с престола султан Хамид и он наследует престол, первое, что он сделает – одарит страну конституцией типа бельгийской со всеми вытекающими из этого факта обстоятельствами относительно власти и законодательства. Следовательно, султан и исполнительная власть должны фактически стать временными представителями народов Турции. Принц заявил, что содержание этих писем не оставляет места для каких-либо сомнений, ибо их авторы являются близкими друзьями наследника престола и самого принца. Если появится надобность, – сказал он, – можно получить письмо с аналогичными обещаниями за подписью самого наследника[22].

Принц Сабахеддин предложил представителям партии Гнчак найти общий язык с партией Дашнакцутгон и оказать ему помощь в борьбе с иттихадистами.

Такая позиция Сабахеддина была обусловлена проявившимся уже в первые недели после переворота стремлением иттихадистов устранить все другие политические силы и установить свое неограниченное господство в стране. Один из руководителей иттихадистов Назым-бей заявил прибывшему в Измир генеральному секретарю «Общества личной инциативы и децентрализации» Фазлы-бею, что «в этой стране, кроме общества «Единение и прогресс», ни одно другое общество не должно существовать»[23].

Даже Ахмед Риза в своих мемуарах писал о «тирании в государственных делах», которую установили сразу после переворота оказавшиеся в Константинополе младотурки-иттихадисты[24].

Одними из первых это почувствовала на себе группа сторонников Сабахеддина, возвратившаяся из эмиграции в Измир и намеревавшаяся отправиться в столицу. По приказу Назыма эта группа, в которую входили Махир Сайд, Авни Кемаль и другие деятели, снискавшие себе известность борьбой против деспотического режима султана Абдул Хамида II, была арестована[25]. Быстро сориентировавшись в создавшейся обстановке, Сабахеддин перед своим возвращением на родину начал предпринимать шаги для консолидации всех антииттихадистских сил, стремясь заручиться их поддержкой. Именно в этом контексте следует рассматривать его контакты с гнчакистами. Руководители партии Гнчак заявили ему, что они не только безоговорочно согласны с ним, но и готовы оказать материальную и моральную поддержку, а также пойти на физические жертвы в деле осуществления подобной программы. Принц предложил представителям партии Гнчак, не мешкая, выехать в Стамбул и нанять там солидное здание под редакцию будущей газеты, которую необходимо издавать на турецком, французском, армянском языках, в случае надобности, – и на греческом: языке. По планам принца эта предполагаемая газета должна была быть газетой типа «Тайме». В этой газете в первую очередь должен был быть дан анализ мидхатовской конституции, выявлен ее анахронизм и должно быть предложено принятие конституции, бельгийского типа. Когда умы будут подготовлены к восприятию этой идеи, надо постараться возвести на престол наследника и таким образом достичь цели. «Замысел удастся легко осуществить, – сказал принц, – ибо в этом деле нам помогут не только многие высокие чины из военных, но и лица из влиятельных семей В. Порты»[26]. Руководители партии Гнчак выразили готовность выделить для. газеты своих литературных сотрудников и обещали взять на себя треть расходов.

Во время встречи речь зашла о точке зрения партии Гнчак по национальному вопросу. Представители партии Гнчак сообщили, принцу Сабахеддину, что они всегда стояли на позициях политической децентрализации. По мнению руководителей партии Гнчак, Турции необходима «децентрализация на основе, автономии по принципу истории, исторической родины и нации. Во всех вновь созданных многонациональных государствах история вершится по аналогичному пути, а в самых прогрессивных странах эта проблема разрешается исключительно подобным образом. Разрешение коренной проблемы возможно лишь таким путем, в противном случае все местные политические и административные изменения останутся лишь на бумаге, а нам, армянам, ничего эти изменения не дадут»[27].

На такую постановку вопроса руководителям партии Гнчак Сабахеддин ответил: «Я готов принять именно эту форму, и если об этом не слишком ясно говорю в своей программе, употребляя лишь слово «децентрализация», то это следствие того, что я не успел изучить эту проблему глубоко. С другой стороны, я учитываю царящий в стране фанатизм»[28].

_________________
Я не сумасшедший, просто ум у меня не такой, как у вас
Диоген Синопский
Всё тайное рано или поздно становится явным
Сократ
Христианство терпимо по отношению к другим религиям, но оно должно быть бескомпромиссно христианским (арийским)
Д.Коннер


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Армяне в Османском султанате: Чужие... в своем доме
СообщениеДобавлено: 01 июн 2013, 10:35 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 19 апр 2013, 00:59
Сообщений: 11245
Необходимо подчеркнуть, что Сабахеддин, с одной стороны, в конфиденциальных беседах с армянскими деятелями давал заверения в готовности признать автономию для подвластных народов, а с другой, в своих публичных выступлениях в Константинополе говорил как раз обратное. Так, в своей речи, произнесенной в одном из театров Перы с целью разъяснения программы руководимой им группировки младотурок, он заявил, что эта программа «вовсе не имеет целью, как думают многие, обеспечение областям Оттоманской империи политической автономии и образование из них федерации, а направлена лишь к искоренению злоупотреблений, поощрением коим служил произвол и полное отсутствие контроля, коими отличался предшествовавший режим»[29].

По прибытии в Стамбул руководители партии Гнчак имели по просьбе младотурок-иттихадистов встречу с Шакиром Бехаэддином и его близкими друзьями – Талаатом и Энвером. Как показала встреча, между образом мышления этих людей и принципами руководителей партии Гнчак в деле разрешения национального вопроса не могло быть никаких точек соприкосновения.

24 августа в Стамбуле состоялось первое публичное собрание членов партии Гнчак, на котором с докладом на тему «Партия Гнчак и ее позиция» выступил С. Сабах-Гюлян. В публичном собрании участвовали А. Бояджян, М. Таматян, Д. Манкулян, А.. Арамянц и многие другие. С. Сабах-Гюлян остановился в докладе на пройденном партией Гнчак пути, на тяжелом положении армянского народа при правлении Абдул Хамида. Затем он подробно проанализировал все этапы антихамидовской борьбы армянского народа. С. Сабах-Гюлян сказал, что армяне долгое время покорно» сносили варварский гнет и только тогда выступили с оружием в руках для защиты своих прав, когда Саид-паша заявил, «что для разрешения армянского вопроса необходимо уничтожить самих армян». С. Сабах-Гюлян выразил надежду, что новая Турция разрешит национальный вопрос, и все входящие в ее состав нации получат политическую автономию.

Национальному вопросу было посвящено и публичное собрание, организованное 5 сентября в Стамбуле, На нем вновь выступил С. Сабах-Гюлян. Он вновь выдвинул точку зрения, по которой Армения должна была оставаться в составе Турции, имея политическую автономию.

Партия Гнчак печатала в газетах многочисленные статьи, в которых еще и еще раз освещалась позиция партии в национальном вопросе. Она публично заявила о том, что будет бороться против младотурок, если последние попробуют утвердить свое господство над инонациональными народами Турции. Она требовала абсолютного равноправия, автономии для всех народов, превращения конституции Мидхата в демократическую конституцию, свержения султанской монархии, бесповоротного отделения халифата от государства и т. д. «Пока не будут удовлетворены все вышеперечисленные требования, мы будем продолжать борьбу», – писали гнчакисты[30].

«Гнчак» заявляла: «Ближайшая цель нашей борьбы – автонмия для Армении, Македонии и для других народов, а демократическая конституция – для всей Турции. Конечная цель нашей борьбы – установление социализма в Армении и во всей Турции». В статье заявлялось также, что если до младотурецкого переворота партия Гнчак требовала отделения Армении от Турции, то теперь она отказывалась от подобного требования, поскольку в стране установился конституционный строй[31].

Осенью 1908 года А. Бояджян и С. Сабах-Гюлян пересмотрели программу партии и 20 октября напечатали отредактированный вариант, поставив ее на общее обсуждение.

24 ноября 1908 года центральный комитет партии Гнчак разослал циркуляр находившимся в Турции своим филиалам. В циркуляре отмечалось, что, благодаря младотурецкой революции в Османской империи, завоеваны некоторые политические права, расширение и углубление которых даст возможность народам империи продолжить национальную и классовую борьбу. Исходя из интересов усиления Турции и её развития по пути прогресса, партия поручала своим филиалам всемерно усилить работу по упрочению идей мира и братства народов Османской империи, убеждая турок, арабов и другие народы в том, что армяне не имеют никаких сепаратистских намерений, поскольку в Турции существует конституция[32].

12 июля 1909 года в Стамбуле в легальных условиях был созван VI съезд партии Гнчак, в работе которого принимали участие 79 делегатов из разных стран, в том числе из Османской империи. Они обсудили проект программы партии и утвердили ее с некоторыми изменениями. Подчеркнем и то важное обстоятельство, что если до 1909 года партия Гнчак имела одну «общую программу для всей Армении, то теперь она приняла программу лишь для Западной Армении. II поскольку старая программа не была отменена, остается предположить, что все пункты, кроме касающихся Турции, оставались прежними. Следовательно, партия Гнчак с 1909 до 1914 гг. имела две программы. После 1915 года принятая относительно Западной Армении программа снималась с повестки дня партии Гнчак и в силе оставалась старая, уже упомянутая нами программа.

В новой программе партии, составленной исходя из положения и задач Западной Армении, подчеркивалось, что пролетариат получит полную свободу лишь тогда, когда возьмет в свои руки все средства производства. Для достижения этой цели все партии страны должны объединиться для свершения социалистического переворота, завершить классовую борьбу и установить социалистические порядки. В программе говорилось о том, что современный строй Турции гибельный для всех народов империи. Партия Гнчак хочет спасти все народы Османской империи, ведя их по пути социализма, для достижения которого необходимо создание полно мочного законодательного собрания, которое обсудит экономические, политические и культурные вопросы, утвердит широкую автономию на местах (вилайеты, каза, общины) по выборному принципу, привлекая к участию в выборах всех граждан от 20 лет и выше, невзирая на национальность, пол и религию. Выборы должны быть тайными, равными и прямыми. Необходимо уничтожить сословия и признать всех граждан равными перед законом. Необходимо также учредить свободу печати, слова, совести, свободу народов и союзов, неприкосновенность личности и имущества. Содержать религиозные учреждения на средства верующих. Установить всеобщую воинскую повинность, иметь в мирное время народную милицию. Установить обязательное и бесплатное обучение, оказывать материальную помощь нуждающимся. Сделать турецкий язык языком государственным и знание его признать необходимым для всех. В то же время все граждане империи должны иметь право выступать в учреждениях и в судах на своем роддом языке. Объявить все языки равноправными в государственных и судебных учреждениях. Ввести бесплатную медицинскую помощь и судопроизводство, отменить смертную казнь. В программе подчеркивалось также, что необходимо пересмотреть существующую налоговую систему, упразднить все косвенные налоги, ввести прогрессивный налог, установить восьмичасовой рабочий день. Особое внимание в программе уделялось земельному вопросу. Требовалась ликвидация всех тех законов, которые тормозят свободное развитие крестьянского хозяйства, утверждалась необходимость ликвидации остатков крепостничества, возврата насильственно захваченных земель своим хозяевам. Предлагалось с помощью государства расселить беженцев на своих землях. Для разрешения национального вопроса программа предлагала защиту прав наций, отрицание господства одной нации над остальными, соблюдение прав наций на самоопределение. В новых условиях партия отказывалась от революционной пропаганды и переходила к парламентской деятельности. Вместе с тем, она принимала такие формы борьбы, как забастовки, профсоюзы, кооперации, то есть все те формы, которые использовались международной социал-демократией. В программе подчеркивалось, что в отношении конституционной Турции не дозволяется какая-либо форма сепаратизма. Отмечалось также, что необходимо пропагандировать социал-демократические идеи среди всех народов Турции, создать в их среде социал-демократические фракции, которые составят часть международной социал-демократии[33].

Таким образом, изучение материалов показывает, что как партия Дашнакцутюн, так и партия Гнчак отказывались от идеи независимости Армении в условиях конституционной Турции и выражали готовность сотрудничать с младотурками в деле благоустройства всей Османской империи, развития национальных и социальных отношений и тем самым разрешить стоящие перед страной основные проблемы.

_________________
Я не сумасшедший, просто ум у меня не такой, как у вас
Диоген Синопский
Всё тайное рано или поздно становится явным
Сократ
Христианство терпимо по отношению к другим религиям, но оно должно быть бескомпромиссно христианским (арийским)
Д.Коннер


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Армяне в Османском султанате: Чужие... в своем доме
СообщениеДобавлено: 01 июн 2013, 10:36 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 19 апр 2013, 00:59
Сообщений: 11245
В то бурное время из различных группировок начинает оформляться еще одна армянская конституционно-демократическая партия – Армянская партия конституционных рамкаваров. Изучение политики этой партии представляет определеный интерес с точки зрения нашей проблемы. Действующая Реорганизованная партия Гнчак, «Союз единомышленников» и партия Арменакан, объединившись и выработав единую программу, выступили с заявлением, в котором говорилось, что «в новых условиях действующей османской конституции, как бы она ни способствовала смягчению ситуации, обстоятельства вынуждают нас, перестав быть революционной организацией, объединиться в партию под названием «Армянская конституционно-демократическая партия», которая основана сознательными и серьезными лицами, рекомендованными полномочными представителями объединяющихся партий. Решение принято в Александрии, 31 октября 1908 г.»[34].

Отмечая в своей программе, что с утверждением конституционного режима в Турции для всех народов страны открылась новая эра, эра прогресса, вновь созданная армянская партия считала, что в подобных условиях «существованию и деятельности революционных партий, естественно, должен быть положен конец»[35]. Вместо них, – говорится в программе, – желательно создание легальных партий с определенной политической программой и формой деятельности, которые будут призваны осведомлять и просвещать общественное мнение, воздействуя на правительство, как это делается в странах с конституционно-демократическим режимом. Именно по этому принципу после провозглашения османской конституции у всех народов империи начали создаваться легальные политические партии, которые публиковали свои программы. Бывшие армянские революционные организации также превратились в легальные политические партии. Говоря о бывших революционных партиях, конституционные демократы имели в виду партий Дашнакцутюн и Гнчак. Однако далее в программе отмечалось: «В частности, чувствуется необходимость в такой политик ческой партии, которая оставалась бы в стороне от крайне экстремистских мировоззрений и спорных социалистических учений. Эта партия в армянской действительности должна действовать согласно чаяниям народа, в соответствии с требованиями времени и законными средствами. Только такая партия может собрать вокруг себя сознательные и жизнеспособные слои армянского народа без религиозного и классового различия»[36]. Сделав своим политическим кредо просветительские идеи, эта партия девизом своей деятельности считала «гегемонию народа». Партия подчеркивала существование наций, однако отрицала их слияние, считая с точки зрения интересов османского государства слияние опасным и вредным. Партия считала, что «народ, составляющий большинство, должен уважать права меньшинств», «что «армяне представлены в Турции в двух аспектах – как османские граждане и как армяне по национальности. Эти два аспекта непременно должны быть подчеркнуты, не противореча друг другу».

Армянская партия Конституционных рамкаваров как партия либеральной буржуазии выступала от имени всего народа, его национальных и политических интересов и претендовала на роль руководителя консолидации всей нации, всех классов, религиозных учений и сект. «Под знаменем партии, – говорится в программе, – добросовестный богач, старательный трудящийся и сознательный интеллигент с готовностью и по доброй воле должны протянуть друг другу руку во имя общих интересов и для достижения общей цели»[37]. Цель партии – превратить османскую конституцию в конституцию демократическую, установить в стране децентрализацию, постепенно расширяя местные права общин и губерний. Партия стремится сохранить и развивать армянский язык, историю, литературу, все национальные духовные ценности. В программе подчеркивалось, что партия Конституционных демократов функционирует при конституционном режиме как законная политическая партия, а не как повстанческий тайный революционный орган[38].

Главными средствами деятельности партии считались печать, национальные и общие публичные собрания, выборные кампании, парламентская борьба и т. д. Понятно, что, будучи партией либеральной буржуазии, Конституционные рамкавары фиксировали в своей программе почти все те демократические требования, которые записаны в программах европейских буржуазных партий.

Касаясь государственного строя страны, рамкавары признавали султана как «императора османов», однако считали, что он обязан уважать конституцию, законы, добиваться независимости страны и ее территориальной целостности. Законодательная власть должна принадлежать султану и парламенту. Суд должен быть независимым от административной власти, законы должны совершенствоваться. Образование должно быть свободным. Каждый османец имеет право открыть на свои средства школу. Каждая нация имеет право организовывать свое начальное образование. Государственный язык обязателен в приходских школах. Кроме турецкого языка, в приходских школах должно быть введено преподавание местных языков и выработана единая образовательная программа, которая должна быть взята под контроль правительством. Только родной язык, теология, национальная история и литература не должны подлежать цензуре.

Для обеспечения мира и братства народов рамкавары считали также необходимым сделать кочующих беев и ага ответственными перед законом, прикрепить их к земле в определенных районах. Необходимо ликвидировать отряды хамидие, уничтожить феодальные права беев и ага, положить конец произволу в сборе налогов. Знакомство с положениями программы партии Конституционных демократов показывает, что она признавала конституционную монархию Турции, связывая судьбу западных армян с судьбой других народов Османской империи. Рамкавары были сторонниками мирного развития империи, отрицали революцию и независимость Армении. Национальный вопрос рамкавары стремились разрешить установлением децентрализации и местной автономии.

Программа этой партии была по своей сути буржуазной, однако она была по сравнению с конституцией Мидхата несравнимо более прогрессивной. Программа партии давала Турции хорошие перспективы для ее буржуазного развития, то, чего не давала конституция Мидхата.

Руководители партии Рамкавар после создания партии выехали в Стамбул и развернули деятельность в Западной Армении и в местах с преобладающим армянским населением. Однако они не достигли больших успехов, так как партии Дашнакцутюн удалось повести за собой большинство западных армян. Рамкавары достигли ощутимых успехов в Ване, где все члены партии Арменакан были вовлечены в их ряды.

Организации партии Рамкавар были созданы и в Константинополе, Измире, Харберде, Тигранакерте, в отдельных городах Киликии, в Египте и Америке. Но, тем не менее, партия Рамкавар не достигла больших успехов, ее численность в 1912 году не превышала одной тысячи[39].

Таким образом, после младотурецкой буржуазной революции в 1908 году в Османской империи действовали три армянские партии – Дашнакцутюн, Гнчак и Армянская конституционная партия Рамкавар. Все три партии приспособились к требованиям младотурок, приняли идею целостности и неприкосновенности Османской империи,

Мы отмечали выше, что в первые месяцы младотурецкой революции западные армяне верили обещаниям младотурок и конституции Мидхата. Видевшие погромы и мечтавшие о мире западные армяне были глубоко убеждены в том, что в жизни Турции начинается качественно новый этап и в этой стране отныне будех царствовать равенство наций, братство и свобода. Что касается политических партий, то они подходили к этому вопросу с разных позиций. Ни Дашнакцутюн, ни Гнчак до революции 1908 года не верили младотуркам. Разница лишь в том, что не веря младотуркам, партия Дашнакцутюн заключила союз с младотурками, исходя из теоретического положения, что для решения национального вопроса буржуазная Турция предпочтительнее, чем феодальная. Партия же Гнчак не пошла на установление союза, считая, что младотурки неискренни и что практически в союзе с ними невозможно ничего добиться. Что касается Армянской конституционной партии Рамкавар, то, созданная после революции 1908 года, она, также не веря младотуркам, сделала все, чтобы найти точки соприкосновения с ними. Однако, в первые месяцы революции 1908 года, в период беспрецедентной пропаганды общеосмакской солидарности, армянские политические партии, особенно Дашнакцутюн, все же связывали кое-какие надежды, с тем, что новая буржуазная Турция сможет решить национальный вопрос.

_________________
Я не сумасшедший, просто ум у меня не такой, как у вас
Диоген Синопский
Всё тайное рано или поздно становится явным
Сократ
Христианство терпимо по отношению к другим религиям, но оно должно быть бескомпромиссно христианским (арийским)
Д.Коннер


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Армяне в Османском султанате: Чужие... в своем доме
СообщениеДобавлено: 01 июн 2013, 10:37 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 19 апр 2013, 00:59
Сообщений: 11245
И в то же время доминировавшие в политической жизни Турции негативные явления порождали глубокие сомнения в отношении младотурок.

В этой связи весьма характерна оппозиционность партии Гнчак по отношению к младотуркам. Анализируя создавшееся в Турции положение, ее газета писала о партии Единение и прогресс: «Как социал-демократы, мы противники этой партии. Наша позиция не может быть другой. Однако в то же время мы не можем, не отметить ее энергичную деятельность во всей Турции»[40].

Вполне понятно, что отношения между младотурками и армянскими политическими партиями должны были с течением времени все более обостриться, ибо, если эта партия турецкой буржуазии была щедра на словах, то на деле она не намерена была делать никаких уступок национальным меньшинствам. Развернувшиеся впоследствии события подтверждают ту истину, что младотурки в области национальной политики действительно продолжали политику Абдул Хамида.

Сущность этой политической линии полностью раскрылась в период организованного Абдул Хамидом контрреволюционного мятежа, когда в Адане, Киликии и в других местах произошли резня армян и погромы, жертвами которых стали свыше 30 тысяч человек.

После свержения Абдул Хамида, чтобы удовлетворить требования армян, младотурки были вынуждены создать особую комиссию, которая должна была выявить причины армянских погромов в Адане. В комиссию, состоящую из четырех человек, вошли и два армянина – судебный следователь вилайета Монастыр (ныне – Битол) Арутюн Мостичян и член османского парламента Акоп Папикян[41]. Оба они были членами младотурецкой партии. Председателем комиссии был А. Папикян. В докладе, составленном в связи с аданскими погромами А. Папикяном, говорилось: «В заключение я должен, к величайшему сожалению, добавить, что члены партии Иттихад были организаторами и участниками чудовищной аданской резни. Этот факт подтвержден многими слоями населения губернии, а также консулами, американскими миссионерами и католическими священниками»[42]. За эти строки в докладе и погиб А. Папикян. 20 июля он скончался у себя дома при загадочных обстоятельствах. Доклад А. Папикяна об аданских погромах был переведен на армянский язык и издан в 1919 году константинопольской типографией «Киликия»[44]. Он не оставлял места для сомнений в том, что младотурки по отношению к армянам стояли на тех же позициях, что и Абдул Хамид. Этот документ вскоре стал известен армянским политическим партиям. Последние, естественно, должны были внести поправки в свою политику по отношению к младотуркам.

Тот факт, что аданские погромы были организованы младотурками, сегодня не вызывает сомнения[44].

Современная турецкая историография в вопросе аданской резни приняла на вооружение теоретическое наследие Абдул Хамида и младотурок[45]. Согласно версии турецкой историографии, армяне в Адане собрали очень много оружия – около 13 тысяч единиц – и готовились к мятежу, который начался 27 марта 1909 года. Армяне стали уничтожать турок, после чего в Адану были переброшены три роты солдат, которые открыли огонь по армянам. По версии турецких историков общее число жертв составляло 10 тысяч человек, большинство из которых были мусульмане. По утверждению турецкой историографии, в кровопролитии в Адане виновны лишь армяне и их руководитель епископ Мушег. Чтобы угодить Европе, иттихадистское правительство приговорило к смерти девять совершенно невиновных мусульман[46].

Попирая элементарные принципы историографии, турецкие историки голословно пытаются оправдать политику истребления армян Абдул Хамида, утверждая, что армяне выступали против Турции, организовывая мятежи, восстания и убийства. Они утверждают, что после восстановления мидхатовской конституции в 1908 году, «пользуясь наивностью иттихадистов, армяне еще шире развернули свою деятельность. Ставшие игрушкой в руках русских и англичан, вооруженные современным оружием, они стали настоящим бедствием для турецкого государства, к которому должны были испытывать лишь чувство признательности»[47].

М. Варандян пишет: «Увы... нам не суждено было радоваться даже в ту минуту, когда жестокий палач армянского народа валялся без сознания перед армией освобождения, когда, как труп, он был вышвырнут из своего смертоносного дворца. Пока Константинополь торжествовал свободу, в Киликии происходили погромы, целая армянская губерния была превращена в место бойни и пепелищ... Это было делом рук хамидовцев. Жестокий султан решил еще раз залить кровью армян всю страну, чтобы добиться европейского вмешательства с целью восстановления своей власти или окончательной гибели Турции. Это было делом рук хамидовцев, на в дальнейшем выяснилось, что в аданской резне, где 30 тысяч армян пополнили число жертв, принимали участие и иттихадистские власти. А центральная власть в эти черные дни была полна безразличия. Ни одного гневного слова, протеста по поводу погромов! И даже в официальных кругах ходили слухи о том, что армяне были зачинщиками и во всем виновны армянские революционеры»[48]. Как свидетельствует М. Варандян, партии Дашнакцутюн было ясно, что в организации и осуществлении аданских погромов принимали участие и младотурки. Она должна была определить, свою тактику в новых условиях.

М. Варандян писал: «Что делать? Сомнение закралось в душу по отношению к политике Иттихад, но в эти чудовищные дни, когда в бушующем море ислама горстку армян, как щепку, носило по волнам, единственным маяком спасения был снова Иттихад. Ведь и эта организация пролила кровь за свободу и хотела процветания страны в конституционных условиях. В числе турецких революционеров было ядро искреннее и конституционное, хотя и окруженное, к сожалению, сомнительными элементами. К этому ядру относился и интеллектуальный вождь Иттихад Ахмед Риза, которого мы знали еще с давних пор: фанатичный турок, да, ревностный поборник централизации, противник автономной Армении, но и убежденный защитник конституции и мирного прогресса. Руководители партии Дашнакцутюн даже после киликийских ужасов решили снова с улыбкой на лицах встречать молодых турок, продолжать дружеские отношения с партией Иттихад, которая снова была хозяином положения»[49]. В этот напряженный исторический момент партия Дашнакцутюн решила не порывать отношений с младотурками, а, наоборот, войти в более тесный контакт с этой партией. Созванный в сентябре 1909 года V общий съезд партии Дашнакцутюн принял следующее решение: «Имея в виду, что внушающие доверие слои Турции, заинтересованные в коренном переустройстве страны, сплочены вокруг партии Иттихад ве Теракки, мы решили продолжить сотрудничество с Иттихад посредством смешанных комитетов, состоящих из представителей двух партий, не сходя с намеченного общим собранием пути»[50].

Вскоре между младотурками и партией Дашнакцутюн на основе решения съезда заключается следующее соглашение: «Для обеспечения свободы родины, защиты ее территориальной и политической целостности, устранения недоразумений между некоторыми личностями и улучшения отношений между османскими слоями партии Иттихад ве Теракки и А. Р. Дашнакцутюн пришли к полному соглашению по следующим основным пунктам:

1. Для осуществления конституции и незыблемого упрочения общественного развития в стране необходимо бороться совместно, не жалея для этого никаких сил.
2. По отношению к реакционным движениям действовать согласованно, применяя методы, обусловленные законом.
3. Считая конечной целью совместной деятельности двух партий сохранение целостности османской родины, они должны на деле развеять унаследованные от деспотического режима слухи о том, что армяне стремятся к независимости.
4. Обе партии заявляют о том, что они единодушны в «расширении прав вилайетов» и поддерживают развитие и прогресс общей османской родины.
5. Иттихад ве Теракки и партия Дашнакцутюн, считая поучительным предостережением события 31 марта и трагические события в Адане, решили действовать совместно для осуществления основных пунктов»[51].

_________________
Я не сумасшедший, просто ум у меня не такой, как у вас
Диоген Синопский
Всё тайное рано или поздно становится явным
Сократ
Христианство терпимо по отношению к другим религиям, но оно должно быть бескомпромиссно христианским (арийским)
Д.Коннер


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую темуНаписать комментарии Страница 3 из 36   [ Сообщений: 535 ]
На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6 ... 36  След.



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  


Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
610nm Style by Daniel St. Jules of Gamexe.net

Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB