В то бурное время из различных группировок начинает оформляться еще одна армянская конституционно-демократическая партия – Армянская партия конституционных рамкаваров. Изучение политики этой партии представляет определеный интерес с точки зрения нашей проблемы. Действующая Реорганизованная партия Гнчак, «Союз единомышленников» и партия Арменакан, объединившись и выработав единую программу, выступили с заявлением, в котором говорилось, что «в новых условиях действующей османской конституции, как бы она ни способствовала смягчению ситуации, обстоятельства вынуждают нас, перестав быть революционной организацией, объединиться в партию под названием «Армянская конституционно-демократическая партия», которая основана сознательными и серьезными лицами, рекомендованными полномочными представителями объединяющихся партий. Решение принято в Александрии, 31 октября 1908 г.»[34].
Отмечая в своей программе, что с утверждением конституционного режима в Турции для всех народов страны открылась новая эра, эра прогресса, вновь созданная армянская партия считала, что в подобных условиях «существованию и деятельности революционных партий, естественно, должен быть положен конец»[35]. Вместо них, – говорится в программе, – желательно создание легальных партий с определенной политической программой и формой деятельности, которые будут призваны осведомлять и просвещать общественное мнение, воздействуя на правительство, как это делается в странах с конституционно-демократическим режимом. Именно по этому принципу после провозглашения османской конституции у всех народов империи начали создаваться легальные политические партии, которые публиковали свои программы. Бывшие армянские революционные организации также превратились в легальные политические партии. Говоря о бывших революционных партиях, конституционные демократы имели в виду партий Дашнакцутюн и Гнчак. Однако далее в программе отмечалось: «В частности, чувствуется необходимость в такой политик ческой партии, которая оставалась бы в стороне от крайне экстремистских мировоззрений и спорных социалистических учений. Эта партия в армянской действительности должна действовать согласно чаяниям народа, в соответствии с требованиями времени и законными средствами. Только такая партия может собрать вокруг себя сознательные и жизнеспособные слои армянского народа без религиозного и классового различия»[36]. Сделав своим политическим кредо просветительские идеи, эта партия девизом своей деятельности считала «гегемонию народа». Партия подчеркивала существование наций, однако отрицала их слияние, считая с точки зрения интересов османского государства слияние опасным и вредным. Партия считала, что «народ, составляющий большинство, должен уважать права меньшинств», «что «армяне представлены в Турции в двух аспектах – как османские граждане и как армяне по национальности. Эти два аспекта непременно должны быть подчеркнуты, не противореча друг другу».
Армянская партия Конституционных рамкаваров как партия либеральной буржуазии выступала от имени всего народа, его национальных и политических интересов и претендовала на роль руководителя консолидации всей нации, всех классов, религиозных учений и сект. «Под знаменем партии, – говорится в программе, – добросовестный богач, старательный трудящийся и сознательный интеллигент с готовностью и по доброй воле должны протянуть друг другу руку во имя общих интересов и для достижения общей цели»[37]. Цель партии – превратить османскую конституцию в конституцию демократическую, установить в стране децентрализацию, постепенно расширяя местные права общин и губерний. Партия стремится сохранить и развивать армянский язык, историю, литературу, все национальные духовные ценности. В программе подчеркивалось, что партия Конституционных демократов функционирует при конституционном режиме как законная политическая партия, а не как повстанческий тайный революционный орган[38].
Главными средствами деятельности партии считались печать, национальные и общие публичные собрания, выборные кампании, парламентская борьба и т. д. Понятно, что, будучи партией либеральной буржуазии, Конституционные рамкавары фиксировали в своей программе почти все те демократические требования, которые записаны в программах европейских буржуазных партий.
Касаясь государственного строя страны, рамкавары признавали султана как «императора османов», однако считали, что он обязан уважать конституцию, законы, добиваться независимости страны и ее территориальной целостности. Законодательная власть должна принадлежать султану и парламенту. Суд должен быть независимым от административной власти, законы должны совершенствоваться. Образование должно быть свободным. Каждый османец имеет право открыть на свои средства школу. Каждая нация имеет право организовывать свое начальное образование. Государственный язык обязателен в приходских школах. Кроме турецкого языка, в приходских школах должно быть введено преподавание местных языков и выработана единая образовательная программа, которая должна быть взята под контроль правительством. Только родной язык, теология, национальная история и литература не должны подлежать цензуре.
Для обеспечения мира и братства народов рамкавары считали также необходимым сделать кочующих беев и ага ответственными перед законом, прикрепить их к земле в определенных районах. Необходимо ликвидировать отряды хамидие, уничтожить феодальные права беев и ага, положить конец произволу в сборе налогов. Знакомство с положениями программы партии Конституционных демократов показывает, что она признавала конституционную монархию Турции, связывая судьбу западных армян с судьбой других народов Османской империи. Рамкавары были сторонниками мирного развития империи, отрицали революцию и независимость Армении. Национальный вопрос рамкавары стремились разрешить установлением децентрализации и местной автономии.
Программа этой партии была по своей сути буржуазной, однако она была по сравнению с конституцией Мидхата несравнимо более прогрессивной. Программа партии давала Турции хорошие перспективы для ее буржуазного развития, то, чего не давала конституция Мидхата.
Руководители партии Рамкавар после создания партии выехали в Стамбул и развернули деятельность в Западной Армении и в местах с преобладающим армянским населением. Однако они не достигли больших успехов, так как партии Дашнакцутюн удалось повести за собой большинство западных армян. Рамкавары достигли ощутимых успехов в Ване, где все члены партии Арменакан были вовлечены в их ряды.
Организации партии Рамкавар были созданы и в Константинополе, Измире, Харберде, Тигранакерте, в отдельных городах Киликии, в Египте и Америке. Но, тем не менее, партия Рамкавар не достигла больших успехов, ее численность в 1912 году не превышала одной тысячи[39].
Таким образом, после младотурецкой буржуазной революции в 1908 году в Османской империи действовали три армянские партии – Дашнакцутюн, Гнчак и Армянская конституционная партия Рамкавар. Все три партии приспособились к требованиям младотурок, приняли идею целостности и неприкосновенности Османской империи,
Мы отмечали выше, что в первые месяцы младотурецкой революции западные армяне верили обещаниям младотурок и конституции Мидхата. Видевшие погромы и мечтавшие о мире западные армяне были глубоко убеждены в том, что в жизни Турции начинается качественно новый этап и в этой стране отныне будех царствовать равенство наций, братство и свобода. Что касается политических партий, то они подходили к этому вопросу с разных позиций. Ни Дашнакцутюн, ни Гнчак до революции 1908 года не верили младотуркам. Разница лишь в том, что не веря младотуркам, партия Дашнакцутюн заключила союз с младотурками, исходя из теоретического положения, что для решения национального вопроса буржуазная Турция предпочтительнее, чем феодальная. Партия же Гнчак не пошла на установление союза, считая, что младотурки неискренни и что практически в союзе с ними невозможно ничего добиться. Что касается Армянской конституционной партии Рамкавар, то, созданная после революции 1908 года, она, также не веря младотуркам, сделала все, чтобы найти точки соприкосновения с ними. Однако, в первые месяцы революции 1908 года, в период беспрецедентной пропаганды общеосмакской солидарности, армянские политические партии, особенно Дашнакцутюн, все же связывали кое-какие надежды, с тем, что новая буржуазная Турция сможет решить национальный вопрос.
_________________ Я не сумасшедший, просто ум у меня не такой, как у вас Диоген Синопский Всё тайное рано или поздно становится явным Сократ Христианство терпимо по отношению к другим религиям, но оно должно быть бескомпромиссно христианским (арийским) Д.Коннер
|