Более того, обвинять Дашнакцутюн в том, что во всём они виноваты, мол сотрудничали с младотурками, а собственно, что делали эти толстосумы?
А вот что говорит Джон Киракосян:
http://www.armenianhouse.org/kirakosyan ... ter03.htmlАрмянские компрадоры, проявлявшие экономическую активность в приморских городах, и армянские чиновники, находившиеся на службе в иностранных компаниях и банках, разделяли младотурецкие идеи развития Османской империи по капиталистическому пути и время от времени своими денежными взносами помогали осуществлению планов турецкой эмиграции. Как в свое время
среди армян нашлись богачи, чиновники, подобострастно служившие султанской власти, так и теперь немало дельцов пошли в ногу с младотурками и по существу служили их интересам. Младотурецкие деятели ловко пользовались этими людьми. В зависимости от обстоятельств они то лебезили перед ними, льстили им, то угрожали, терроризировали.
В дипломатической игре вокруг армянского вопроса пытался участвовать и посол Ирана в Лондоне, армянин по происхождению, Мальком-хан (он же Мелкон). Он пользовался определенным влиянием в дипломатических кругах, считался персидским «Мидхатом». Мальком-хан постоянно общался с персидскими и турецкими студентами,
как правило, избегая армянские круги. «Это действительно один из тех армянских умов, который целиком сдается в наем чужим, не делая для своей нации ничего существенного, ощутимого, длительного, результативного. Он был послом, имел титул хана, располагал богатством и многочисленными связями в Париже» (166, с. 143).
Младотурки не преминули воспользоваться его услугами. Он написал статью для газеты «Ревю де Пари», где по существу отстаивал идеи младотурок. По мнению Мальком-хана, европейцы не знали Востока и не должны были вмешиваться во внутренние дела Турции и Ирана. Он был против освободительного движения отдельных народов, разглагольствовал об общегосударственных проблемах Османской империи и фактически выступал против реформ и самоуправления в Армении.
Следуя его примеру,
многие армяне-богачи материально помогали иттихаду. Известный измирский коммерсант С. Спартлян пожертвовал 2 тыс. золотых организации, возглавлявшейся Ахмедом Ризой, благодаря чему французское и турецкое издания газеты «Мешверет» приобрели совершенно новый, респектабельный вид. Это факты, знание которых весьма важно для уяснения всех тонкостей политических судеб армян.
Мальком-хан иногда выполнял также поручения султана Абдул-Хамида. Так, он посетил Анри Рошфора* и просил его принять парламентера султана Джемаледдина-пашу, пытавшегося подкупить армянских революционеров, дезориентировать европейское общественное мнение. С этой просьбой к Мальком-хану обратился стамбульский богач Артин-паша Дадьян. Джемаледдин-паша показал Рошфору список европейских деятелей, уже подкупленных им. В этом списке фигурировало также имя кайзера Германии Вильгельма, которому было передано 6 млн. франков. Рошфор рассказал об этом в печати со всеми подробностями.
Немало было и таких армянских авторов, которые под диктовку Ахмеда Ризы излагали на страницах газет «свои» точки зрения по армянскому вопросу, содействуя хитроумной младотурецкой игре. Они осуждали всякую возможность сепаратизма, отвергали необходимость хотя бы частичных реформ. В этом деле особо отличился стамбульский армянин-католик Аланян, который выступал ревностным защитником иттихада. Среди армянских публицистов были и такие, которые в целом правильно ориентировались в вопросе тюркизма, но порой не вникали глубоко в суть явлений и допускали поверхностные суждения.
У газеты «Мешверет» были армяне-редакторы и корреспонденты. Один из них, выступавший под псевдонимом «Осман», фабриковал статьи, направленные против тезиса европейской дипломатии о проведении реформ для армян. Это отвечало интересам младотурок, которые считали программу от 11 мая 1895 года зародышем сепаратизма (15, с. 142-143).
Неужели и после этого не понять, что армяне сами себе натворили своей неорганизованностью и несогласованностью в действиях. Имея такую мощь профукать всё. Как не сказать, что политически бездарны. А ведь так было с глубокой древности. Нет чтоб остановиться подумать, извлечь уроки, исправиться. Строят себе химеры и с ними же усердно борются. Вновь повторяю: Надо в себе сперва разобраться, а только затем, что-то делать. НО НА НОВЫХ ОСНОВАНИЯХ, АДЕКВАТНЫХ РЕАЛИЯМ И ОБЪЕКТИВНОЙ ОЦЕНКИ ПРОШЛОГО!