Английская армия после пятнадцатидневного отдыха также подошла к Удхунале и заняла позиции напротив армии Мир Касима. О битве при Удхунале в английской историографии говорится очень скупо — почти без всякого труда, за несколько дней майор Адамс якобы разгромил армию Мир Касима. Из подробного описания битвы при Удхунале в «Истории Индии» (кстати, это пока самое подробное описание в известной нам литературе) мы также узнаем, что индийские войска потерпели поражение, но победа англичан была нелегкой. Ходжамалян сообщает, что «бой начался после четырехдневной лихорадочной подготовки. Сражение продолжалось более сорока дней. Первые тридцать дней никому не принесли победы». Чтобы выдержать 30-дневный натиск превосходно обученной и вооруженной армии британцев, индийские солдаты должны были проявить поистине огромную храбрость и выносливость. Войска Мир Касима не только защищались, но и переходили в контрнаступление. Ходжамалян описывает следующий эпизод: «Во время одной из контратак тысячник Маркар Калантарян напал со своими войсками на англичан. Он сражался до тех пор, пока не заставил англичан пуститься в бегство». Это сражение не закончилось полной победой индийцев лишь в результате нелепого поведения опять-таки эльзасца Сумру. Во время преследования, когда кончились боеприпасы у наступающих частей, командующие послали гонца «к Сумру с просьбой о помощи. Но он, вместо того, чтобы послать помощь, приказал наступающим войскам вернуться на свои позиции». Судьбу сражения решила невнимательность дозоров армии Мир Касима. Большая группа английских солдат, переодетая в индийскую форму, подошла к укреплениям бенгальцев. Ей удалось обмануть охрану индийской армии и выдать себя за разведчиков, возвратившихся с задания. Продвигаясь вглубь обороны бенгальской армии, англичане начали стрелять в спавших индийских солдат. В панике сонные солдаты открыли стрельбу по своим войскам, а английская армия начала в это время атаку. Т. Ходжамалян с насмешкой говорит, что Сумру, вместо того, чтобы организовать защиту, «…струсил и со страха побросав знамена, бежал со своими войсками». Побег главнокомандующего и отход джагарийских конников решили судьбу почти полуторамесячного сражения. Остальные войска индийцев тоже «вынуждены были начать отступление».
После этих неудач Мир Касим, посоветовавшись с Горгин-ханом, решил укрепиться в крепости Рохтас, восстановить силы, организовать новую армию, попросив помощи у маратхов и других народов, и продолжить борьбу против англичан. С этой целью Мир Касим и Горгин-хан, оставив в Монгхире небольшой гарнизон под командованием Петроса Аствацатряна и Казара Акопяна, забрав все богатства и казну, через Патну двинулись на Рохтас тремя группами, которыми командовали Мир Касим, Горгин-хан и присоединившийся к ним Сумру. На четвертый день пути около деревни Телипур, неподалеку от Монгхира, командование бенгальской армии решило дать отдохнуть уставшим войскам. В ту же ночь Горгин-хан был смертельно ранен. Об этом историки приводят разные версии. Т. Ходжамалян сообщает следующие подробности. Горгин-хан со своими двумя охранниками возвращался с обхода войск. По дороге ему повстречался сотник по имени Сабр-бек с 300 всадниками и от имени командующего потребовал жалованья. Когда Горгин-хан приказал ему уйти с дороги, Сабр-бек бросился на него и тяжело ранил. Один из охранников Горгин-хана, пытавшийся вмешаться, тоже получил тяжелые ранения, второму удалось погнать вперед лошадь Горгин-хана, но мятежники поймали веревкой его коня и нанесли Горгину еще несколько ран. Убийце удалось скрыться, но 300 конников были беспощадно изрублены подоспевшими на помощь воинами Горгина. По приказу Мир Касима тяжело раненный Горгин-хан был доставлен в лагерь. 11 августа 1763 г. он скончался. Индийцы с большими почестями, согласно армянским церковным обычаям, похоронили своего любимого командира. Убийство Горгин-хана организовали англичане, которые хотели убрать его, поскольку считали, что Горгин-хан мешал им подавить восстание Мир Касима. Как известно, высшее английское командование несколько раз предлагало Горгин-хану арестовать наваба и перейти на сторону англичан, обещая чуть ли не все навабство, но всякий раз армянский военачальник с отвращением отклонял предложения о предательстве. После неудач с подкупом англичане постарались другим путем отстранить Горгин-хана и армянских тысячников, распространяя слухи об их неверности. Этим они пытались внести раздор между индийцами и армянами. Были составлены ложные письма от имени Петроса Ходжи, родного брата Горгин-хана, в которых сообщалось, что якобы готовится арест наваба с целью передать его в руки британцев. Англичане постарались, чтобы письма эти попали в руки наваба и вызвали у него сомнения по поводу верности Горгина и армян, но и это не помогло. Наваб, хорошо знавший своего командира и его соотечественников-армян, оставил письма без внимания. После этих неудач убийство было единственным путем к тому, чтобы убрать с дороги Горгин-хана. К нему англичане и прибегли, использовав своего агента Джан-Мухаммеда Сабр-бека.
Английские историки в убийстве Горгин-хана обвиняют Мир Касима. Одни утверждают, что наваб, сомневаясь в верности своего главнокомандующего и боясь измены, убил его. Другие заявляют, что Мир Касим, оставшись один против английских сил, якобы преднамеренно убил Горгин-хана, чтобы этим доказать англичанам свою невиновность в антибританском восстании и всю ответственность за него возложить на Горгин-хана. В этой клевете особо изощряется «историк» Маршман. «Мир Касим, — пишет он, — послал человека и подло убил своего главнокомандующего по следующим причинам. Брат Горгин-хана — Ходжа Петрос — который находился в Калькутте и был близким другом Хейстингса и Ванситтарта, отправляет тайное письмо к Горгину, в котором старается уговорить его оставить службу у наваба и, выбрав удачный момент для ареста наваба, перейти на сторону англичан. Главный телохранитель наваба, узнав об этом, посылает своего человека, чтобы предупредить Мир Касима. В результате, спустя 12−14 часов, Горгин-хан, один из величайших людей своего времени, был убит». К сожалению, ложные версии Маршмана повторяют Сетх и Алпояджян.
Факты, сообщаемые «Историей Индии» Ходжамаляна, неоспоримо свидетельствуют о том, что Горгин-хан был верен своему долгу и честно сражался за свободу и независимость Индии. На стене дворца в Монгхире, где жил Горгин-хан в 1760—1763 гг., была установлена мемориальная доска со следующей надписью: «В этом дворце с 1760 по 1763 гг. жил армянин Горгин-хан — премьер и главнокомандующий войсками последнего наваба Бенгалии, Бихара и Ориссы — Мир Касима». (Отметим, что Горгин-хан является одним из главных героев исторического романа «Чендрошекхор» (1874) классика бенгальской прозы Бонкимчондро Чоттопадхая (Чондра Чаттерджи, 1838−1894).
После похорон своего командира разъяренный Мир Касим поехал в Патну, где приказал Сумру расстрелять всех пленных англичан, а также братьев Сетхов. 200 пленных англичан, в том числе Элиос, Хей, Лушингтон, 5 октября 1763 г. были казнены в отместку за подлое убийство Горгин-хана. Англичане обещали 40.000 рупий за арест Сумру, но ему удалось бежать. Разгневанный неудачами и потерей лучшего из своих военачальников — армянина Горгин-хана, Мир Касим начал жестокую расправу с остальными англичанами: «…Он убивал всех своих врагов, которые имели несчастье попасть ему в руки…». С остатками своих войск Мир Касим двинулся в Буксар. Оставив там один полк под командованием Григора Айвазяна, сам двинулся дальше.
_________________ Приходите в мой дом...
|