Экс-президент Азербайджана Гейдар Алиев: «<…> я говорю о периоде, когда был первым секретарем, много помогал в это время развитию Нагорного Карабаха. В то же время я старался изменить там демографию. Нагорный Карабах поднимал вопрос об открытии там института, вуза. <…> Я подумал, решил открыть. Но с тем условием, чтобы было три сектора – азербайджанский, русский и армянский. <…> Азербайджанцев из прилегающих регионов мы направляли не в Баку, а туда. <…> Направляли туда азербайджанцев из окружающих область мест. Этими и другими мерами я старался, чтобы в Нагорном Карабахе было больше азербайджанцев, а число армян сократилось»[66].
Это нашло свое отражение не в словах, а в действиях: сокращение прав и возможностей армян как этнической единицы в пользу расширения таковых у азербайджанского населения. В истории советского Азербайджана это был если не первый, то наиболее вопиющий факт массовой дискриминации, причем вполне осознанный и целенаправленный.
Бытовой – с развитием и прогрессом Азербайджан все более начал разрываться между двумя мирами. С одной стороны Баку с его европеизированной элитой, с ее гибкостью, умеренностью и открытостью, с другой – остальная часть республики, огромный пласт населения, оставшийся на уровне сознания «уммы», с его типичной индифферентностью и безразличием к светской власти, с традиционной практикой послушания и инерционной религиозностью.
Показательный пример распространения бытовой ксенофобии описан в автобиографическом эссе Вахида Гази[67].
«Бабушка рассказывала: «Когда мы были детьми, армяне перебили много тюрков. В то время нас называли тюрками. Они убивали нас повсюду. Отрезали соски женщин, нанизывали на шнурки, бросали в наши окопы как четки. А тех, кто не выдерживал этого и выходил вперед, застреливали. Привязывали на спины людей горячий самовар и заставляли бегать…». Но бабушка никогда не говорила: ты тоже ненавидь армян! Знаю, слышал, что армяне растят своих детей с младенчества с чувством ненависти к тюркам, азербайджанцам. У нас этого не было. Ненависть связана с памятью. В нашей памяти ненависть не сохранилась».
Примечательно, что при контакте с азербайджанцами, оперирующими «фактами» на основе бытового опыта, любые попытки армянской стороны, которая требовала привести хотя бы один пример, подтверждающий факт воспитания армянских детей в «духе ненависти ко всему тюркскому», остались безответными.
В контексте агрессивной армянофобии особенно показательны свидетельства, рассказывающие о реакции простых азербайджанцев на разрушительное землетрясение 1988 года в Армении.
Генерал Александр Лебедь[68]: «Так относительно спокойно события развивались до 7 декабря. Вечером 7-го по программе «Время» было объявлено, что в Армении колоссальное землетрясение. <…>. В эту тишину внезапно ворвался какой-то звук, точнее, гамма звуков, сливающихся в какой-то один, общий, торжествующий радостный вой, все более усиливающийся. <…> Пытаясь разобраться в природе звуков, я и со мной пять или шесть офицеров вышли на этот балкон. <…> На противоположной стороне улицы, наискосок от здания райисполкома, стояла большая жилая девятиэтажка. Во всех без исключения окнах горел свет, на всех балконах орали, визжали, улюлюкали, дико хохотали люди. Вниз летели пустые бутылки, зажженная бумага, еще какие-то предметы. Девятиэтажка не была одинокой в проявлении своего каннибальского восторга. Аналогичная картина наблюдалась во всех близлежащих домах. Район светился и исступленно восторженно выл. Люди , считающие себя цивилизованными , в той или иной степени воспитанные и образованные, многие, надо полагать, верующие, исповедующие заповеди Корана, вот эти все люди в единодушном порыве неприлично, варварски праздновали колоссальное чужое людское горе. Страстно захотелось взять автомат и перекрестить проклятую девятиэтажку длинной очередью. И хоть таким способом заставить опустившихся до уровня гамадрилов людей вернуться вновь в человеческий облик. Сколько добрых, веселых, разумных, радушных людей встретил я среди азербайджанцев! Какие страстные, убедительные речи говорили мне многие из них! Куда они делись, все разумные и добрые, как стало возможным, что все они растворились в этой пене, поддались порыву, степень гнусности которого трудно определить? Это загадка. Вывод из которой — промежуточный и печальный — один: от любой ступени цивилизации, любой высшей общественно-экономической формации до феодализма и даже первобытного стада один, не более, шаг, шаг назад, но один... Надо только создать соответствующие условия, и люди оказываются способными мгновенно доказать, что с дерева они слезли недавно»
Глава строительного комплекса Армении Вардгес Багратович Арцруни[69]: «Советский Союз еще существовал, в зону бедствия потек поток помощи со всех концов страны. Азербайджан тоже послал железнодорожный состав с топливом. На цистернах было написано: «Поздравляем с землетрясением! Желаем повторения!» Состав отослали назад, вот тогда стало ясно, что примирения не будет. Такое забыть невозможно. Чуть позже стало известно, что составы с продовольственной гуманитарной помощью, которая шла по железной дороге через Азербайджан, отгонялась на азербайджанских станциях на запасные пути. Холодильники отключались на несколько дней, и, после того как мясо и другие продукты приходили в негодность, состав отправляли в зону бедствия. Вертушки с цементом заливались водой и после 2-3 дней отстоя отправлялись в зону бедствия. Строительное и другое оборудование, груженное на платформы, приходило в районы Армении, пострадавшие от землетрясения, не только с разбитыми стеклами, но и с поломками всего, что можно было выломать (двери, окна и т.д.). А затем началась полная блокада железнодорожного и автомобильного сообщения.
В декабре 88-го в Армении произошло страшное землетрясение, разрушившее целые города, жертвами которого стали десятки тысяч людей. На помощь Армении пришел весь мир – из разных стран сюда отправляли гуманитарные грузы. Грузовые поезда прибывали и из Азербайджана, но только вагоны были заполнены костылями и гвоздями для гробов»[70].
Параллельно существовавшие три системы ценностей, одинаково подогреваемые и поддерживаемые, в конечном итоге привели к внутреннему конфликту в азербайджанском обществе, которое при возникновении первых же конфликтов с армянами проявило себя, согласно насаждаемой «несоветской» идеологии, следующим образом: отомстить, посадить на место, уничтожить.
_________________ Приходите в мой дом...
|