Л. А.: В чем причины того, что армянское население относительно благополучного Гагрского района приняло участие в боевых действиях? Подчеркиваю, не в политическом противостоянии, а именно в боевых действиях! Это ведь означает, что армянское население осознанно пошло на участие в кровопролитии?!
В. К.: Да… Что касается меня, то я с первого дня участвовал и принимал участие в гагрских событиях… После того, как грузинская армия взяла Гагру, я жил в своей деревне на фактически полулегальном положении. Некоторую часть времени проводил в лесу, некоторую часть – дома, но особо показываться не мог нигде, так как, чем черт не шутит, могли заложить. Тем более, что в первые дни нас грузины видели… я им не попался по счастливой случайности! И я был такой не один… Вообще, до взятия грузинами Гагры к администрации много армян приходило, кто-то с оружием приходил, кто-то без оружия… У тех, кто шел с оружием, были одностволки и двустволки, а с бекасином много не навоюешь! Противник был вооружен до зубов… А уйдя в деревню, находясь в оккупации, потихоньку готовил вначале родственников, затем однофамильцев–мужчин. Затем привлекались и другие ребята… единомышленники, так скажем… А первую боевую акцию мы совершили в период боев в Гаграх. Акция была с потерей для противника… В это время к нам в село пришла женщина–родственница… Хотя мы тут все родственники… Женщина была из Лабры. Она рассказала, что сотворили с ней грузины… Ее посадили на табуретку без дна и снизу палили паяльной лампой! Моя троюродная сестра ее обмывала, купала, потом вышла вся в слезах, рассказала, что с женщиной сотворили… Нас собралось человек двадцать. Я ребятам сказал, что если мы мужчины, то нужно мстить за это! У бедной женщины никого мужчин не было, кто бы отомстил, и плевок был сделан нам в душу. Как можно было так поступить с беззащитной женщиной? Там были и другие истории… Она рассказывала, как заставили стариков вырыть яму, и чтобы их не закопали, женщины голыми должны были танцевать вокруг этой ямы. Потом после войны это все подтвердилось, я этих всех людей видел и видел воочию эту яму, где танцевали женщины… Чуть ли не танец живота заставляли танцевать под дулами автоматов этих зверей! В тот же вечер, как эта женщина пришла, мы собрались, избрали командира группы… Волею обстоятельств им оказался я. И в этот вечер я дал устный приказ о ликвидации групп противника в нашем селе. В селе было 12 человек гвардейцев и два мхедрионовца. По иронии судьбы мхедрионовцы находились в том же доме, в котором были мы. Они пришли в этот дом вечером хозяевами, расположились. Хозяин нам стразу доложил… А гвардейцы в лесочке остановились… Оказалось, что гвардейцы хотели перебежать в Россию. Я дал команду ликвидировать! Мы разделились на группы, должны были уничтожить этих двух мхедрионовцев ночью… Я с тремя, скажем так, однополчанами должен был ликвидировать двоих, а родного брата своего я отправил на ликвидацию этих гвардейцев. Он вызвался быть их якобы проводником, а мы должны были устроить засаду, вооруженные уже оружием этих мхедрионовцев. Часов в десять вечера мы ликвидировали мхедрионовцев… Отличился у нас Карен, который просто зашел в комнату и застрелил их. Мы вооружились и должны были пойти на исходную позицию, чтобы когда утром гвардейцы пойдут, устроить засаду. При этом шестеро из них были без оружия… бросили на санатории “Украина”… Мы этих шестерых днем отправили в соседнее село Мехадыр, где их задержали, а остальные вооруженные должны были вторым этапом идти. Ребята вышли на исходную, устроили засаду… У нас в селе была пилорама, там жил Текнеджян, он у нас был связным… Я с ним отправил еще одного связного для того, чтобы узнать, какова обстановка… Он сам выбегает часа через три и говорит: “Успокойся, все нормально, держи себя в руках”. А приказ был такой: если кто-то сорвет операцию, то его мы ликвидируем. Буду я – никаких проблем это не должно было составить! Смотрю, брат выскакивает весь желтый, я на него: “Что ты наделал, почему ты здесь, а не среди этих гвардейцев?!” Меня успокоили… Оказалось, что брат подумал про себя, что утром завяжется бой обязательно, и какой-нибудь неумный и в него может выстрелить. Он сделал вот что: он напоил этих гвардейцев, взял с собой чачи, анаши… и лег спать, чтобы на утро провести их… При этом приметил, у кого из них автомат не так лежал, проснулся где-то в двенадцать часов ночи и грохнул всех шестерых их же оружием. Взял четыре автомата и пришел к нам. Утром мы пошли, остальное добрали, этих гвардейцев закопали там… Утром часам к четырем мы уже имели восемь автоматов, кучу гранат, патроны, и были хорошей вооруженной группой. Дальше больше…
Л. А.: Того, что было дальше, мы еще коснемся. И все таки хотел бы уточнить ваше мнение… По какой причине с самого начала армяне поддерживали абхазскую сторону?! Были среди армян те немногие, кто воевал на грузинской стороне и кое-кто сегодня живет в Гаграх… И все же по какой причине армяне поддерживали в массе своей абхазскую сторону?
В. К.: Корни наших отношений к коренному народу… Таких братских отношений лежат глубоко. Дело в том, что наши деды и прадеды, приехав сюда в Абхазию, были приняты коренным населением. Грузины не принимали… Под любым предлогом наших предков выселяли, вытесняли либо в Россию, либо вообще топили в море… Поэтому до начала военных действий большую пропагандистскую работу провело общество “Маштоц”, лично Чакрян Арсен, Косян Аведис – по алахадзыхской и по гантиадской зоне. Они проповедовали то, что мы, живя на этой земле, должны быть благодарны за своих дедов и прадедов, которые были приняты и фактически обрели вторую Родину. Они были не просто приняты, но еще и наделены землей, семенами, тягловой силой. Из Турции люди ехали нищие на лодках и плотах. Поэтому историческая память потомков должна была сохранить благодарность к этому народу, к этой земле, и тут позиции другой, я думаю, не должно было быть! Только несведущий в истории армянства человек способен был поднять руку против или даже промолчать, уйти в сторону… Моральная сторона была однозначной! Мы обязаны были быть благодарны за наших предков. Армянская позиция, проповедуемая спюрком, всеми армянами, которые живут на других территориях, такова, что армяне всегда становились на ту сторону, которая была права. Позиция армянства такова, что если ты живешь на этой земле, то обязан ее защитить, и все невзгоды, которые преследуют эту землю, ты должен перенести вместе с ней. Это наше кредо проповедует и сегодня общество “Маштоц”. Равняясь на это кредо мы и делали свое дело.
Л. А.: Я своими глазами видел, какова была дисциплина в армянском батальоне. Дисциплина была достаточно жесткая, и спуску не давали никому! Подразделение было настроено исключительно на боевое применение, чем оно и отличалось о некоторых подобных… За счет чего удалось достигнуть такого беспрецедентного уровня дисциплины?
В. К.: Я не хочу разделять различные подразделения и обсуждать их. Отдельный мотострелковый батальон имени Баграмяна - составная часть вооруженных сил Абхазии.
По поводу дисциплины, то смешно сказать, но вот карабахцы, представители которых были здесь, сказали, что у вас дисциплина никудышная. Да, может быть по сравнению со всей армией мы несколько выделялись, но мне трудно говорить о жестокости дисциплины либо о ее жесткости. Война требует того! Если хочешь выжить, нужно выполнять приказы! Даже если приказы неправильные, а подразделение выполняет их слажено, все равно может достигаться желаемый результат. Даже если командир по какой-то причине ошибся, слаженное, дисциплинированное подразделение несет меньшие потери. Это аксиома! Дисциплина достигалась у нас разными способами. Во всех подразделениях от взвода и выше были особисты, назовем их так. Они профессиональной подготовки особой не имели…
_________________ Приходите в мой дом...
|