Военно-исторический форум

Добро пожаловать на форум военной истории
Текущее время: 18 окт 2018, 13:56

Часовой пояс: UTC + 4 часа [ Летнее время ]


google-site-verification: googled222e2bf1c5c3655.html

Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 48 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Re: Арабо-израильские войны: Войны Судного дня...
СообщениеДобавлено: 31 май 2017, 20:17 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 24350
Откуда: Армения, Ереван
Очков репутации: 13

Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации
Общевойсковые операции


Недостаток сотрудничества — самая очевидная причина провала общевойсковых операций арабских армий. Например, пехотная рота регулярных сил Иордании столь же хороша, как и соответствующее израильское подразделение, однако на уровне батальона координация, необходимая для совместных действий пехоты, артиллерии, авиации и тылового обеспечения, попросту отсутствует. Действительно, чем мощнее формирование, тем выше рассогласованность. Это результат редких совместных учений. Даже когда они происходят, их основная цель — скорее впечатлить визитеров (и это удается: постановочные мероприятия проводятся с необыкновенным энтузиазмом и театральным талантом), чем действительно чему-то научить солдат.

Эта проблема проистекает из трех основных факторов. Во-первых, известное недоверие арабов к любому, кто не принадлежит к клану, что весьма неблагоприятно сказывается на наступательных операциях26. Исключением являются элитные подразделения (которые в арабском мире отвечают за защиту режима, а не страны). В культурной среде, где практически любая сфера деятельности, включая деловые контакты и социальные отношения, основана на клановой структуре, эта ориентация также характерна для вооруженных сил, особенно в напряженных сражениях. Наступательные действия в основном включают две составляющие: ведение огня и маневры. Маневренная группа должна четко понимать, что получит должное огневое подкрепление. Если уверенности в такой поддержке нет, поднять войска на окопавшегося противника способен только офицер, готовый выйти вперед и повести за собой остальных, но как раз это и нехарактерно для арабского офицера.

Во-вторых, сложная мозаичная система народов создает дополнительные проблемы в обучении, поскольку ближневосточные правители для сохранения своей власти пускают в ход религиозные и племенные привязанности. Сирией управляет алавитское меньшинство, Иорданией — выходцы с правого берега Иордана, Ираком — сунниты, Саудовской Аравией — уроженцы региона Неджд. Это прямо отражается на вооруженных силах, где религиозные соображения играют свою роль при присвоении чинов и продвижении по службе. Одни меньшинства (черкесы в Иордании или друзы в Сирии) связывают свое благосостояние с правящей элитой и выполняют важные функции защиты, другие (например, шииты в Ираке) не допускаются в корпус офицеров. В любом случае назначение офицеров исходя из религиозных соображений противоречит принципу продвижения за заслуги.

Тот же недостаток доверия играет роль и на межгосударственном уровне: арабские армии демонстрируют очень низкое доверие друг другу, и на то есть серьезные основания. Классический пример обмана — откровенная ложь Гамаля Абдель Насера королю Хусейну в июне 1967 года относительно того, что египетские воздушные силы заняли пространство над Тель-Авивом (тогда как большинство его самолетов было уже уничтожено), с целью втягивания в войну против Израиля27. Другой пример — хитрый ход Садата, вовлекшего сирийцев в войну в октябре 1973 года (он сказал им, что египтяне планируют тотальную войну, и использовал второй набор оперативных планов, предназначенных исключительно для их глаз)28. Подобное развитие истории объясняет низкий уровень взаимозаменяемости и совместной боевой подготовки арабских армий, как и малое число командно-штабных учений. В течение войны 1967 года, например, никто из иорданских офицеров связи не был расквартирован в Египте, и никто из иорданцев не подчинялся египетскому командованию29.

В-третьих, ближневосточные правители, поддерживая собственную власть, обычно полагаются на технологии политического равновесия30. Они используют конкуренцию организаций, создают дублирующие агентства и структуры, зависящие от прихоти правителя. Это делает создание фундамента для любой формы личной власти затруднительным, если не невозможным, и позиционирует лидерство как нарушение баланса. Лидеры никогда не чувствуют себя в безопасности с точки зрения карьеры и социального положения. То же происходит в вооруженных силах: невозможно представить себе властного председателя объединения военачальников.

Имея мало реальных функций, объединенные командования существуют лишь на бумаге. Лидеры с большой осторожностью относятся к объединенным командованиям, совместным учениям, общевойсковым действиям и интеграции специалистов, ведь арабская армия — это обоюдоострый меч. Обращенный одним концом к внешнему врагу, другим он может быть направлен против власти. Сухопутные войска — одновременно и сила, обслуживающая режим, и угроза ему. Ни один арабский правитель не допустит постоянства общевойсковых операций или объединенных учений. Обычное оправдание — финансовые издержки, что, конечно, неубедительно, учитывая, насколько часто закупаются аппаратные средства, очень дорогие в обслуживании. В действительности объединенные армейские учения и интеграция специалистов формируют сплоченность, смягчают конкуренцию, стирают подозрения и устраняют раскол и соперничество организаций, позволяющих правителям играть на конкуренции. Такая ситуация наиболее отчетливо проявилась в Саудовской Аравии, где наземные войска и авиация подчинялись министру обороны принцу Султану, а Национальной гвардией командовал принц Абдалла, заместитель премьер-министра и наследник престола. В Египте баланс сил в армии поддерживают Центральные силы безопасности. В Ираке и Сирии эту задачу выполняет республиканская гвардия.

Политические деятели создают реальные препятствия, поддерживающие раздробленность. Например, получение самолета от воздушных сил для воздушно-десантной подготовки (будь то совместные учения или простой административный запрос на поддержку для целей обучения) должно координироваться главами отделов в Министерстве обороны. Если речь идет о большом количестве самолетов, вероятно, потребуется одобрение президента. Военные перевороты уже неактуальны, но страх перед ними все еще силен. Любое крупномасштабное учение наземных войск — повод для беспокойства правительства и подвергается пристальному наблюдению, особенно если используются боевые снаряды. В Саудовской Аравии существует сложная система получения разрешительных документов от командующих округов и губернаторов провинций, каждый из которых имеет свои каналы согласования дорожного конвоя, снабжения боеприпасами или организации учений. А это означает, что для успешной реализации переворота необходимо множество внедренных в различные структуры заговорщиков. Арабские режимы усвоили приемы предотвращения путчей.

_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Арабо-израильские войны: Войны Судного дня...
СообщениеДобавлено: 31 май 2017, 20:24 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 24350
Откуда: Армения, Ереван
Очков репутации: 13

Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации
Безопасность и паранойя


Арабские режимы буквально всё классифицируют как в некотором смысле военное. Информация, подобная той, что американская армия публикует в обычном порядке (повышения, переводы, имена и фамилии командиров подразделений и их обозначения), в арабоязычных странах строго секретна. Безусловно, это усложняет врагу задачу построения точного боевого плана, но также усиливает разъединение и узковедомственный характер вооруженных сил. Одержимость безопасностью может достигать нелепых масштабов. Перед войной 1973 года Садата удивило, что по прошествии двух недель после приказа вооруженным силам о подготовке к боевым действиям его военный министр генерал Мухаммед Садек не передал это даже своим непосредственным подчиненным. Садат задавался вопросом, должна ли информация о войне сохраняться в тайне от людей, с которыми собираешься в нее вступать?31 Всегда нужно быть готовым к тому, что партнер или ключевое лицо арабской стороны могут быть заменены без предупреждения и объяснения причин внезапного отсутствия. Его могут всего лишь перевести в другой кабинет ведомства, несколькими этажами ниже, но подобная неопределенность всегда дает иностранцам повод для построения мрачных сценариев, которые к тому же могут оказаться правдой. И лучше не вдаваться в расспросы. Советники и инструкторы, которые покажутся чрезмерно любознательными, могут однажды обнаружить, что их доступ к военной информации или на объекты вдруг ограничен.

Предполагаемые близкие отношения США и Израиля, действующие, по замыслу инициаторов, на всех уровнях, усугубляют эту склонность к секретности и связанные с ней сложности. Арабы полагают, что даже чисто бытовые подробности их жизни так или иначе будут переданы в Моссад по зашифрованным горячим линиям. Это объясняет, почему американского советника в арабских вооруженных силах с самого начала и не переставая спрашивают о его мнении по «палестинской проблеме» и вынуждают внимать монологам о предположительном доминировании евреев в Соединенных Штатах.

Безразличие к технике безопасности


Что касается техники безопасности, здесь царят общая небрежность, внешняя беспечность и безразличие к риску несчастных случаев на учениях, многие из которых можно предотвратить минимальными усилиями. В противовес технике безопасности американцев (возможно, чрезмерной) арабские общества проявляют равнодушие к возможным потерям и безучастность к освоению техники безопасности. Этому есть несколько объяснений. Можно указать на фатализм, присущий мусульманам32, и, конечно, всякий, кто наездился в арабских такси, согласится с реалистичностью этой теории, но, возможно, причина лежит скорее в культурной плоскости, нежели в религиозной. Любой ветеран знает: за мораль в подразделение отвечает руководство, или, как говорят старики, солдат хорошо делает то, о чем болит душа у командира. Когда ведущие политические лидеры демонстрируют полнейшее отсутствие беспокойства о благосостоянии своих солдат, таким настроем проникаются все эшелоны власти. Яркий пример — предательство сирийских войск, воевавших с Израилем на Голанских высотах в 1967 году: отозвав элитные подразделения, сирийское правительство сознательно распространило заведомую неправду о том, что израильские войска захватили город Эль-Кунейтра, чтобы обеспечить себе укрытие за спинами армии призывников, которая все еще находилась на позициях. Сирийские лидеры пошли на этот шаг с целью оказать давление на великие державы и заключить перемирие, хотя это привело к панике в сирийских войсках и потере Голанских высот33.

Заключение


Трудно переоценить роль культурных различий между американской и арабскими армиями. В каждой значимой области американские военные советники видят курсантов, с энтузиазмом овладевающих знаниями на уроках, но впоследствии совершенно не способных применить их. Культура, в которую они возвращаются, — культура их армий и их стран — берет верх над их намерениями и знаниями, полученным от американскими инструкторов.

СССР, некогда имевший влияние на арабский военный истеблишмент, в отличие от современных американцев преуспел в укреплении этих культурных особенностей. Как и арабская, советская военная культура определялась политическими страхами, граничащими с паранойей. Меры, принимаемые для контроля над источниками угрозы (реальной или потенциальной), вроде жестко централизованной структуры командования, импонировали арабским политическим и военным элитами. Арабам также оказалось близко презрение советских офицеров к рядовым солдатам и недоверие представителей советской военной иерархии к идее развитого, ценного и вознаграждаемого по заслугам сержантского корпуса.

Арабская политическая культура, основанная на высокой степени социального расслоения, больше напоминает политическую культуру Советского Союза и имеет меньше всего отношения к гибким, демократичным Соединенным Штатам, где ценятся заслуги человека. Арабские офицеры не видят резона в передаче друг другу информации. В этом они следуют примеру своих политических лидеров, которые не только отказывают своим союзникам в информации, но и часто обманывают их. Практика военных учений в арабских странах — прямое отражение этого: вместо того чтобы тщательно готовиться к исполнению множества нестандартных обязанностей, которые могут стать актуальны в хаосе сражения, арабские солдаты и их офицеры связаны узким функционалом, очерченным их местом в иерархии. Это делает их менее эффективными на поле битвы, не говоря о том, что это же подвергает их большей опасности, что мало кого заботит, хотя оба эти фактора явно доминируют в американской военной культуре и отражаются в практике обучения американской армии.

Изменения в арабской армии вряд ли произойдут ранее, чем в арабской политической культуре, хотя опыт других обществ (включая наше собственное) предполагает, что вооруженные силы могут способствовать демократизации политической культуры, поскольку офицеры привносят результаты своего обучения сначала в свою профессиональную среду, а затем в более масштабные сообщества. Очевидно, что многое меняется, когда окружающая политическая среда демократична не только на словах (как во многих государствах Ближнего Востока), но и на деле. Пока политика арабов не начнет трансформироваться на базовых уровнях, какими бы храбрыми профессионалами ни были отдельные офицеры и прочие служащие, арабские армии вряд ли обретут качества, необходимые современным вооруженным силам для успеха на полях сражений. Эти качества зависят от уважения, доверия и открытости военнослужащих всех уровней, это современный военный марш, который арабские армии, какие бы шаги они ни имитировали, слышать не хотят.

_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Арабо-израильские войны: Войны Судного дня...
СообщениеДобавлено: 31 май 2017, 20:24 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 24350
Откуда: Армения, Ереван
Очков репутации: 13

Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации
Норвел Де Аткинс, полковник армии США в отставке. Имеет восьмилетний опыт пребывания в Ливане, Иордании и Египте. Получил ученую степень в области исследований арабского мира в Американском университете Бейрута. В настоящее время обучает военнослужащих вооруженных сил США, командируемых в Ближневосточный регион. Все изложенное в данной статье является исключительно его мнением.

1 Saeed M. Badeeb, The Saudi-Egyptian Conflict over North Yemen 1962-1970, (Boulder, Westview Press: 1986), pp. 33-42.
2 R. D. McLaurin, The Battle of Zahle (Aberdeen Proving Grounds, Md.: Human Engineering Laboratory, Sept. 1986), pp. 26-27.
3 Anthony Cordesman and Abraham Wagner, The Lessons of Modern War, Volume II: The Iran-Iraq War, (Boulder, Colo.: Westview Press, 1990), pp. 89-98; Phebe Marr, The Modern History of Iraq (Boulder Colo.: Westview Press, 1985), pp. 22-223, 233- 234.
4 Kenneth M. Pollack, «The Influence of Arab Culture on Arab Military Effectiveness» (Ph.d. diss., Massachusetts Institute of Technology, 1996), pp. 259-261 (Egypt); pp. 533-536 (Saudi Arabia); pp. 350-355 (Iraq). Syrians did not see significant combat in the 1991 Gulf war but my conversations with U.S. personnel in liaison with them indicated a high degree of paranoia and distrust toward Americans and other Arabs.
5 David Kahn, «United States Views of Germany and Japan,» Knowing One’s Enemies: Intelligence Before the Two World Wars, ed., Ernest R. May (Princeton: Princeton University Press, 1984), pp. 476-503.
6 Gerhard L. Weinberg, The Foreign Policy of Hitler’s Germany: Diplomatic Revolution in Europe, 1933-1936 (Chicago: University of Chicago, 1970), p. 21.
7 Stanley Karnow, Vietnam: A History (New York: Penguin Books, 1984), p. 18.
8 Paul Kennedy, The Rise and Fall of Great Powers (New York: Random House, 1987), pp. 186-187. The German assessment from T. Dodson Stamps and Vincent J. Esposito, eds., A Short History of World War I (West Point, N.Y.: United States Military Academy, 1955), p. 8.
9 William Manchester, Winston Spencer Churchilll: The Last Lion Alone, 1932-1940 (New York: Dell Publishing, 1988), p. 613; Ernest R. May «Conclusions,» Knowing One’s Enemies, pp. 513-514. Hitler thought otherwise, however.
10 Avraham (Bren) Adan, On the Banks of the Suez (San Francisco: Presideo Press, 1980), pp. 73-86. «Thus the prevailing feeling of security, based on the assumption that the Arabs were incapable of mounting an overall war against us, distorted our view of the situation,» Moshe Dayan stated.»As for the fighting standard of the Arab soldiers, I can sum it up in one sentence: they did not run away.» Moshe Dayan: Story of My Life (New York: William Morrow and Company, 1976), p. 510.
11 John Keegan, A History of Warfare (New York: Alfred A. Knopf, 1993), p. 18.
12 Ibid., p. 387
13 John Walter Jandora, Militarism in Arab Society: A Historiographical and Bibliographical Sourcebook (Westport, Ct.: Greenwood Press, 1997), p. 128.
14 T. E. Lawrence, The Evolution of a Revolt (Ft. Leavenworth Kans.: CSI, 1990), p. 21.( A reprint of article originally published in the British Army Quarterly and Defense Journal, Oct. 1920.)
15 Author’s observations buttressed by such scholarly works as Eli Shouby, «The Influence of the Arabic Language on the Psychology of the Arabs,» Readings in Arab Middle Eastern Societies and Culture, ed. Abdullah M. Lutfiyya and Charles Churchill (The Hague: Mouton Co., 1970), pp. 688-703; Hisham Shirabi and Muktar Ani, «Impact of Class and Culture on Social Behavior: The Feudal-Bourgeois Family in Arab Society,» Psychological Dimensions of Near Eastern Studies, ed. L. Carl Brown and Norman Itzkowitz (Princeton: The Darwin Press, 1977), pp. 240-256; Sania Hamady, Temperament and Character of the Arabs (New York: Twayne Publishers, 1960), pp. 28-85; Raphael Patai, The Arab Mind (New York: Charles Scribner’s Sons, 1973), pp. 20-85.
16 Pollack, «The Influence of Arab Culture,» p. 759.
17 Samuel P. Huntington, «The Clash of Civilizations,» Foreign Affairs, Summer 1993, pp. 21-49.
18 Paul M. Belbutowski, «Strategic Implications of Cultures in Conflict,» Parameters, Spring 1996, pp. 32-42.
19 Carlo D’Este, Patton: A Genius for War (New York: Harper-Collins, 1996), p. 383.
20 Saad el-Shazly, The Crossing of the Suez (San Francisco: American Mideast Research, 1980), p. 47.
21 Jordan may be an exception here; however, most observers agree that its effectiveness has declined in the past twenty years.
22 Pollack, «The Influence of Arab Culture,» pp. 256-257.
23 H. Norman Schwarzkopf, It Doesn’t Take A Hero (New York: Bantam Books, 1992), p. 494.
24 Khaled bin Sultan, Desert Warrior: A Personal View of the War by the Joint Forces Commander (New York: Harper-Collins, 1995), pp. 368-69.
25 Based on discussions with U.S. personnel in the area and familiar with the battle.
26 Yesoshat Harkabi, «Basic Factors in the Arab Collapse During the Six Day War,» Orbis, Fall 1967, pp. 678-679.
27 James Lunt, Hussein of Jordan, Searching for a Just and Lasting Peace: A Political Biography (New York: William Morrow, 1989), p. 99.
28 Patrick Seale, Asad of Syria: The Struggle for the Middle East (Berkeley: University of California Press, 1988), pp. 197-99; Shazly, Crossing of the Suez, pp. 21, 37.
29 Samir A. Mutawi, Jordan in the 1967 War (Cambridge: Cambridge University Press, 1987), p. 161.
30 James A. Bill and Robert Springborg, Politics in the Middle East, 3rd Ed. (New York: Harper-Collins, 1990), p. 262.
31 Anwar el-Sadat, In Search of Identity (New York: Harper and Row, 1978), p. 235.
32 Hamady, Temperament and Character of the Arabs, pp. 184-193; Patai, The Arab Mind, pp.147-150.
33 Joseph Malone, «Syria and the Six-Day War,» Current Affairs Bulletin, Jan. 26, 1968, p. 80.

_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 48 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4

Часовой пояс: UTC + 4 часа [ Летнее время ]



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB