Человеку конца XIX века было ясно одно, а человеку начала ХХI века ясно совершенно другое. Если в конце XIX века человек читал Достоевского и уходил в революционеры, то человек начала ХХI века читает Достоевского и проклинает революцию… В когорте пламенных революционеров Семен Тер-Петросян (Камо) занимал одно из видных мест. Как известно, боевики Камо, под руководством Кобы, Сосо Джугашвили, провели ряд вооруженных ограблений, что позволило пополнить партийную кассу большевиков на тысячи рублей. А после победы «великого» октября судьбы друзей сложились по разному: в 1922 году Камо погибнет, попав под колеса автомобиля, а руководитель кавказских «эксов» станет генсеком ленинской партии и объявит себя потом вождем советского народа. Соня, жена Камо, однажды сказала мужу: - У тебя был предшественник, Семен. Он боролся с ветряными мельницами. Брак Сони, внучки В.В. Стасова, женщины, которая верит в Бога с Камо, с человеком, богом которого стала Революция, может показаться странным. Но разве не был странным тот факт, что Сталин и Камо оказались членами одной партии? Маленький Семен любил ходить с матерью в церковь и давать милостыню нищим. Но однажды, когда Семен увидел, что пьяный отец избивает мать, он схватил подвернувшийся под руку топор и вошел в комнату с такой решительностью, что отец в испуге выпустил свою жертву. А вот Сталин не встал на защиту матери, хотя его отец часто поколачивал свою жену… «Пока душа спит, человек думает о себе, - говорила мать Камо, - когда душа просыпается, человек думает о других. Душа у тебя рано проснулась, Сенько, бедный Сенько, душа не даст тебе спокойно жить». Камо, человек с рано проснувшейся душой, пришел к выводу, что только Революция способна разбудить души людей, чтобы не погибли бы добрые, надо поднять оружие на злых людей. Можно ли с высоты своего времени обвинять Камо, когда в его время Революция стало смыслом жизни для очень многих людей? В свое время Сервантес позволил себе посмеяться над Рыцарем Печально Образа. Однако писатель не позволил себе смешаться с улюлюкающей толпой, которая забросала Дон Кихота камнями. Сейчас в адрес Камо летит немало камней: его однозначно объявляют бандитом, рецидивистом, сталинским выкормышем. А вот торговец оружием Шредер, у которого Камо хотел купить партию оружия, по вполне понятным причинам, не верил в идеалистические замыслы революционеров. Однако старый капиталист был покорен личностью Камо, увидев в нем рыцаря великой мечты о справедливости… Возможно, какой-то оппонент напомнит мне о тех человеческих жертвах, которыми сопровождались некоторые операции Камо. Да они были. На суде в своем последнем слове, Камо сказал: «Единственное, о чем я сожалею, и что вызывает во мне чувство жалости и собственной вины, это невинно убитые люди на Коджорском шоссе. Мне больно вспоминать об этих жертвах, которые мы вынуждены были принести на благо освобождения народа» Чтобы понять Камо, нужно вспомнить, что известный революционер Лавров писал в одном из своих стихотворений: « Не ты виной, когда в бою / Кровь неповинная прольется: / Без жертв, без крови, без борьбы / Народам счастье не дается.». А Некрасов в «Поэте и гражданине» высказался более конкретно: «Иди в огонь за честь отчизны, / За убежденье, за любовь ... / Иди и гибни безупречно: Умрешь не даром: дело прочно, / Когда под ним струится кровь» Бесспорно, Камо нельзя оставлять в числе героев. Но можно ли его безоговорочно включать в число бесов?
Думается, что человек, который встал на защиту своей матери, человек, который мог встать на защиту неизвестной ему старухи, заслуживает того, чтобы мы отнеслись к его трагедии с пониманием и сочувствием….
Как известно, Христос не отверг меча, он только отказался, чтобы его защищали мечом. Однако, если первые христиане предпочитали муки, то другие сочли возможным подвергать мукам других, считая, что помогают им спасти их грешные души. Человеческие страсти могут умело прикрываться высокими идеями. Революция вырождалась быстрее христианства. В отличие от Камо, его жена Соня, понимает и чувствует, что беспощадная, революционная борьба с мировым злом, породит новое зло, жертвами которого станут благородные идеалы революции и многие революционеры. Слишком высоко возвышалась голова Камо над вырождающейся революцией и эту голову снесли. Всего на три года переживет Камо другой герой гражданской войны - Котовский. Дорвавшимся до власти иудам от революции, благородные робин гуды были не нужны и даже опасны…
|