СУДЬБА ЖИТЕЛЕЙ ХОДЖАЛУ – 1
В другом месте и в другой работе мне уже приходилось писать о том, что после взятия Ходжалу наши войска нашли там одиннадцать трупов мирных жителей. Это, естественно, без учета погибших членов вооруженных отрядов, одетых в военную форму. Война есть война, и все усилия наших ребят полностью избежать жертв среди мирного населения, как видим, не увенчались успехом. Судя по характерным ранам, они погибли во время предваряющего наступление артобстрела. Еще несколько сот жителей Ходжалу не воспользовались предоставленным для их выхода коридором и остались в городе (об их судьбе еще будет рассказано в данной работе). Где же погибла основная масса ходжалинцев, и, самое главное, как они были убиты?
Начну с того, что азербайджанская пресса подтверждает тот факт, что у армян был приказ не стрелять по женщинам и детям («Азадлыг», 26.02.1992). Тот факт, что нами был оставлен коридор для безопасного выхода мирного населения из зоны боев, кажется, так же подтверждается всеми, в том числе и азербайджанскими источниками. Чтобы не быть голословным, приведу несколько выдержек из азербайджанских и нейтральных источников. Мэр Ходжалу Эльман Мамедов: «Мы знали, что этот коридор предназначен для выхода мирного населения...» («Русская мысль», 3 марта, 1992 года, цит. по «Бакинскому рабочему»). «О существовании гуманитарного коридора азербайджанцы были извещены армянской стороной и громкоговорителями, однако не исключено, что большая часть населения Ходжалу могла не услышать эти сообщения». («Независимая газета», 18. 06. 1992). Аяз Муталибов, президент Азербайджана: «Общий фон рассуждений таков, что коридор, по которому люди могли уйти, армянами был оставлен» («Независимая газета», 02. 04. 1992).
Кроме того, задолго до штурма мы, в том числе и я лично, неоднократно предупреждали, в том числе по телевидению, Баку и собственно жителей Ходжалу, что готовим операцию по взятию Ходжалу. Эти наши сообщения преследовали две цели: а) посеять в стане соперника панику и вынудить мирное население покинуть город; б) мы понимали, что отсутствие мирного населения дезорганизует азербайджанских солдат, уменьшит, так сказать, их желание защищать город.
Вот откровение одной из жительниц Ходжалу: «Армяне выдвинули ультиматум... что для жителей Ходжалу лучше оставить город с белым флагом. Алиф Гаджиев сообщил нам об этом 15 февраля, но это не испугало меня и других. Мы никогда не верили, что они смогут взять город» (T. Goltz, Azerbaijan: Reguiem for a would-be Republik, ISIS, Istanbul, 1995). Мэр Ходжалу Эльман Мамедов: «после получения известия о готовящейся операции по взятию города, я попросил Агдам отправить вертолеты для эвакуации стариков, женщин и детей. Нас уверяли, что готовится операция по разблокированию. Но помощь так и не пришла». («Megapolis-Express», № 17, 1992). Данный факт подтверждают и чисто азербайджанские источники: «24 февраля в Агдам звонил мэр Ходжалу Э.Мамедов, который проинформировал о предстоящем нападении и попросил вертолеты, чтобы вывести стариков, женщин и детей. Помощь так и не пришла» (Ходжалу. Хроника геноцида. Составитель - Эльмира Ахундова. «Азербайджанское государственное издательство», Баку, 1993, стр. 16).
Тем не менее, предупреждения армянской стороны возымели свое действие, и значительная часть населения покинула город до 25 февраля. Массовый исход населения из Ходжалу неоднократно визуально фиксировался военной разведкой НКР, а также широко освещался в прессе и по азербайджанским радио и телевидению. При этом азербайджанская пресса целенаправленно формировала отрицательное отношение к покидающим город жителям и клеймила их позором. Именно из-за препятствий, чинимых властями, немалая часть жителей Ходжалу не смогла покинуть город до начала военных действий.
Из оставшихся в городе жителей города 734 человека по разным причинам не смогли покинуть Ходжалу по оставленному для них коридору. Все они были перевезены в Степанакерт, во двор производственного автотранспортного объединения (ПАТО), куда к началу операции был передислоцирован штаб Сил Самообороны НКР. Армянской стороной были переданы им около ста овец, чтобы люди могли готовить себе обед согласно мусульманским обычаям.
_________________ Приходите в мой дом...
|