Протокол допроса пленного немецкого авиатора из KG 27, июль 1943 г. МЕТКИ: 1943 , luftwaffe , Великая Отечественная война , разное 19 июля был допрошен военнопленный Рудольф Марграф , 1922 года рождения, уроженец г. Нельпра район Иересбург (?), образование полное среднее по специальности: технический офицер, обер-лейтенант, командир экипажа самолета Хе-111 2 группы 27 бомбардировочной эскадры, полевая почта Л-24753. Вопрос: С какого времени вы на Восточном фронте? Ответ: С 2 июля 1943 г. В немецкой армии с 1939 г. В армию вступил добровольно. С августа 1940 по апрель 1941 г. находился в школе пилотов в г. Вена. С апреля по сентябрь 1941 г. в офицерской школе в г. Грац, откуда был выпущен в чине прапорщика. С ноября по февраль 1942 г. находился в школе слепого пилотажа в г. Кенигсберг. С февраля по май 1942 г. находился в школе подготовки летчиков бомбардировочной авиации в г. Польн (Кельн?) . С мая по сентябрь 42 г. прошел курс сбрасывания мин с самолета. По май 43 г. находился в отпуску по болезни, затем был направлен в числе других летчиков, выздоровевших после ранения во вторую группу 27 бомбардировочной эскадры, которая базировалась на аэродроме Харьков-Основа. Вопрос: Расскажите об организации 27 бомбардировочной эскадры. Ответ: 27 бомбардировочная эскадра состоит из трех групп (каждая группа из трех отрядов). До начала наступления в июле 1943 г. 27 бомбардировочная эскадра входила в четвертый авиакорпус 4-го воздушного флота. До наступления, примерно в июне 1943 г. 27 эскадра была полностью укомплектована. Отряд состоял из 9 машин, группа из 28, эскадра из 85 машин. В задачу 27 эскадры входило: бомбардировка прифронтовых объектов и артиллерийских позиций русских, главным образом на участке прорыва. Я лично за это время совершил 15 боевых вылетов. Всегда вылетал в составе отряда 9 самолетов. На вооружении самолета Хе-111 находится две пушки 20 мм типа МГ-ФФ, один пулемет 13 мм типа МГ-131, 3 пулемета типа МГ-81 и один спаренный пулемет. Такое мощное вооружение Хе-111 получил в начале 43-го г. Вопрос: Какие еще эскадры действуют на данном участке фронта? Ответ: Хорошо знаю, что на данном участке фронта кроме нашей эскадры действует 53 бомбардировочная эскадра (базируется на харьковском аэродроме). В отношении других эскадр мне ничего не известно. Вопрос: Расскажите о потерях в вашей эскадре. Ответ: Мне хорошо известно, что вторая группа 27 эскадры за 9 дней потеряла 11 самолетов из коих: 5 вернулись на базу поврежденными. Потери главным образом от зенитного огня русских. Из всех потерянных самолетов один был сбит и два были подбиты истребительной авиацией русских. Вопрос: Когда ваша группа получала пополнение в матчасти и людях? Ответ: Только до начала наступления, примерно в июне 27 эскадра была полностью укомплектована. За время наступления пополнений в самолетах и экипажах не было. Объясняется это тем, что в Германии не хватает опытных кадров, а посылать во время активных действий неопытных летчиков нецелесообразно. Экипажи с подбитых самолетов направляются в Германию вместе с самолетом на ремонт. Новые самолеты не поступают, как видно потому, что на этом участке фронта действует много эскадр и в силу понесенных больших потерь германская промышленность не может восполнить всех потерь. Специальных команд перегонки машин, как видно из- за недостатка летного состава не имеется. Я лично за все время пребывания в этой эскадре не видел таких команд. Вопрос: Как вы оцениваете русскую авиацию и зенитную артиллерию? Ответ: Русскую зенитную артиллерию не только я, но и другие офицеры оценивают высоко. Офицеры говорят, что русская авиация по сравнению с 1942 г. значительно улучшилась и особенно высоко отзываются о самолетах ЛаГГ-5. За время боевых вылетов, мне приходилось встречаться несколько раз с русской авиацией, но в связи с тем, что самолеты Хе-111 имеют сильное вооружение, летают, как правило девятками, русские отваливают и не принимают боя. Вопрос: Расскажите, при каких обстоятельствах вы попали в плен. Ответ: 14.7.43 в 6.30 группа в составе 9 самолетов вылетела бомбить район леса, где якобы находились русские, но в связи с тем, что цель была закрыта облаками, мы пошли на бомбардировку запасной цели – шоссейной дороги южнее г. Обоянь. На подступах к цели, нас встретила зенитная артиллерия и прямым попаданием мой самолет был подбит. Экипаж выбросился с парашютами. Вопрос: Перечислите командный состав 27 бомбовой эскадры. Ответ: Командир 3 отряда капитан – Пуц, командир второй группы – капитан Петерсен, командир 27 бомбовой эскадры – подполковник фон Вейст, командира корпуса не знаю, командир 4 воздушного флота – генерал-фельдмаршал фон Рихтгофен, командир 1 группы – майор Пецольд, командир 3 группы капитан Майер. Вопрос: Расскажите о целях этой наступательной операции. Ответ: Офицеры говорят, что немецкое командование ставит своей задачей Первое: выровнять линию фронта в районе Курска, соединившись с орловской группировкой Второе: Опередить русских и начать наступление раньше их. В первые дни наступления верили в успех этой операции, но после того, как продвижение немецких войск было приостановлено, а наземные войска и авиация понесли большие потери, то мнение летчиков изменилось. Летчики говорили, что немецкое командование опять недооценило русских. Судить об исходе войны я не могу, не исключена возможность победы немцев, так как резервы еще имеются, но я должен сказать, что немецкие наземные войска и авиация уже не те, что были в 1942 году. Кроме того, систематические бомбардировки немецких промышленных центров английской авиацией морально подавляют солдат и офицеров. Летчики говорят, что война затянулась и высказывают желание вернуться домой. (Допрошен в штабе Воронежского фронта)
|