Эти выводы ведутъ насъ къ заключенію, которое, по нашему мнѣнію, можетъ примирить нѣкоторыя кажущіяся въ нихъ противорѣчія, и возможнымъ, для настоящаго времени, образомъ рѣшить вопросъ о древности Армянъ въ Арменіи. Въ древней Арменіи живутъ различные народы: Колхи, Саспиры, Матіены, Алароды (Оrarti, Араратійцы; у Армянъ не гора, а страна, область, называется Айpаратомъ, гора же — Масисъ. У Фауста встрѣчается Сарарадѣ: стр. 22— 24), изъ которыхъ послѣдніе съ ГХ стол. получаютъ перевѣсъ надъ другими племенами и ведутъ кровопро литныя войны съ ассирійскими царями. Около VI— VП ст. начинается съ запада переселеніе армянскихъ племенъ, которыя частью поглащаютъ, частью вытѣс няютъ къ сѣверу первобытныхъ туземцевъ, и сами на селяютъ тотъ край, который съ этихъ поръ получаетъ ихъ имя — Арменія. Въ персидскихъ клинообразныхъ надписяхъ встрѣчаются уже названія: Аrтатіуа, Аrmina, Аrminiуа (Spieg. Gloss. 185), и Армяне играютъ важную роль въ войнахъ Дарія. Между этими армянскими племенами, господствующимъ было племя Гайи, именемъ котораго народъ сталъ называть себя. Аналогическія явленія встрѣчаются также въ исторіи другихъ народовъ. Племя, покорившее въ ХПП вѣкѣ своей власти почти всю Азію и востокъ Европы, на зывало себя Монтолъ, Муталъ, а другіе народы называли его безразлично — Татарами, имѣя въ виду об щую массу племенъ, предводимыхъ Монголами. При завоеваніи Арменіи Гайи могли играть первенствую щую роль въ средѣ армянскихъ племенъ, выступив шихъ на покореніе новой родины. Допустивъ это пред положеніе мы имѣемъ уже удовлетворительное объяс неніе для происхожденія двухъ именъ армянскаго на рода, а для имени Гай (".цу — hai) такое этимологи ческое объясненіе, которое прямо указываетъ на роль которую играли Гайи въ средѣ армянскихъ племенъ. Извѣстно, что h (5) армянское стоитъ часто вмѣсто первоначальныхъ губныхъ, аi (Л) вмѣсто t. Этотъ за конъ извѣстенъ и примѣровъ болѣе чѣмъ достаточно. Такъ въ словѣ hair отецъ, мы имѣемъ первоначальное рair, въ z. patar и пр. См. Изслѣд. о составѣ Арм. языка, стр. 10-12. Слѣдовательно и въ словѣ Ка? мы вправѣ видѣть первоначальное арійское рat — гос подинъ, сохранившееся въ словахъ: z. paiti, Sкr, рati, пехл. pat. Армянское цѣли (pet) принадлежитъ къ позд нѣйшей эпохѣ и находится въ связи съ новоперсидскимъ цу. Но чтобъ успокоиться на такомъ рѣшеніи весьма трудной задачи, слѣдуетъ предполагать совмѣстное дви женіе мидійскихъ племенъ съ армянскими: армянскій языкъ къ зендскому (я употребляю это названіе вмѣ сто бактрійскій, древне-бактрійскій, и думаю что этотъ языкъ былъ въ употребленіи въ Мидіи) ближе чѣмъ къ языкамъ фригійскому и др. малоaзійскихъ наро довъ, къ языкамъ остатки которыхъ сохранились у греческихъ писателей.
Патканов. 1871. Несколько слов о названиях древних армянских месяцев.
_________________ Я не сумасшедший, просто ум у меня не такой, как у вас Диоген Синопский Всё тайное рано или поздно становится явным Сократ Христианство терпимо по отношению к другим религиям, но оно должно быть бескомпромиссно христианским (арийским) Д.Коннер
|