Изменить размер шрифта


Форум закрытНаписать комментарии Страница 7 из 18   [ Сообщений: 269 ]
На страницу Пред.  1 ... 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 ... 18  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Re: Тайна Арташеса Завоевателя: Когда больше вопросов, чем ответ
СообщениеДобавлено: 17 июн 2013, 15:30 
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 46682
Откуда: Армения, Ереван
Юстиниан писал(а):
И хорошо, но подобный подход зачастую мешает объективно взглянуть на те хотя бы данные, которые есть. А это в свою очередь мешает защите "армянских интересов".


Это самая большая опасность, которое подстерегает меня, но пока я успешно избегаю ее.

Цитата:
Уже не раз отмечал, что чувства тут не уместны. Это к священникам. Уже и примеры показывал, но Вы опять за своё.


ИМХО, важно кем себя человек чувствует.

_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Мовсес Хоренаци: Он выдержал все!
СообщениеДобавлено: 17 июн 2013, 15:58 
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 46682
Откуда: Армения, Ереван
В этом месте хотелось бы упомянуть ещё об одном факторе. Этот фактор - армянские историки. Например - Мовсес Хоренаци. Во второй книге своей Истории он касается событий, которые нас здесь интересуют (гл. 14-15):
http://www.vehi.net/...orenaci/02.html

Но данные известия древних армянских историков считаются малодостоверными. Мовсес Хоренаци, к примеру, излагает древнейшую историю армян, насытив её мифами. Также он сводит к минимуму роль персидских царей-Ахеменидов, и приписывает все их победы армянам. Он сообщает, что современный Киру Великому Тигран Древний, друг его, при помощи самого же Кира подчинил... персов (!!!). Позднее армянский царь пленил и Креза... Вообще, рассказ Хоренаци о событиях древности насыщен подобными небылицами. Более менее достоверные сведения он упоминает из истории Иудеи. Однако это легко обьяснимо тем, что Хоренаци широко использовал книги Иосифа Флавия (он сам постоянно ссылается на Иосифа). Что же касается сказочных мотивов и переборов у Хоренаци (немаловажный пример - будто при Каррах римлян победили... армяне!), то нельзя судить его с особенной строгостью. Армянский историк не имел под рукой армянских письменных источников. Поэтому он широко привлекает армянские народные предания и легенды, учитывая при этом какие-то смутные знания, которые мог иметь от ознакомления с текстами классических историков. Хоренаци жил, самое раннее, в 5 веке после Христа. Богатый фольклорный материал, который накопился в устной традиции армян (нельзя забывать: у армян письменность появилась буквально только что, примерно ок. 400 года, усилиями Месропа Маштоца, и Мовсес Хоренаци не мог иметь под рукой ни древних армянских книг, ни древних армянских документов), нашёл своё отражение в труде Мовсеса при описании дел древности. 5 век был веком смутным для армянской нации. Она стояла перед угрозой новой экспансии со стороны персов-Сасанидов. И для того, чтобы возбудить дух армян, пробудить их к борьбе, нужно было представить им их историю максимально героизированной. Возможно, поэтому, что и сам Мовсес мог постараться возвысить армян и воспеть их подвиги прошлого, как можно больше преувеличивая их.

Не в пример этой, археологической части труда Хоренаци, когда он говорит о времени близком к себе, он считается достаточно достоверным писателем (по-крайней мере, не менее достоверным, чем Геродот). Классическим примером может послужить общепризнанное описание подвигов семейства Мамиконянов и описание битвы в Дзиравском ущелье (книга 3 Истории):
http://www.vehi.net/...orenaci/03.html

Лазар Парпеци, описывавший только близкие к своему времени события (он писал продолжение Истории Фавста Византийского, практически начиная от раздела Армении на сферы влияния Империй в 387 году), не поддавшись искушению написать чего-нибудь про Ару Прекрасного, Хайка или Аждахаку, отличается гораздо большей достоверность, потому что описывает практически современную себе историю. Вот начало его перевода на английский (можно листать работу):
http://rbedrosian.com/gpintro.htm

Что писал сам Фавст (его работа ныне известна как История Армении) в первых 2 книгах, где касался истории Армении с древности, судить трудно: они не сохранились, и мы знаем только, что начинает он рассказ от "вавилонского столпотворения". В сохранившихся частях книги он описывает примерно современные себе события (последние 50 лет перед разделом Армении 387 года), и считается достоверным.



_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Мовсес Хоренаци: Он выдержал все!
СообщениеДобавлено: 17 июн 2013, 16:00 
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 46682
Откуда: Армения, Ереван
Lion писал(а):
Но данные известия древних армянских историков считаются малодостоверными.


При всем уважении к Анду, кажется очередное инерционное и поверхностное суждение про историю армян.

Цитата:
Мовсес Хоренаци, к примеру, излагает древнейшую историю армян, насытив её мифами.


Ну-ну - хотелось бы увидеть опровержение этому. Просто все дело в том, что некоторым силам была выгодно обесценивание героических страниц истории Армении и они объявили все "мифами". Слабая подготовка тогдашних армянских историков и их моральная деградация после Геноцида армян, да и советская власть не способствовали исправлению ситуации.

Цитата:
Также он сводит к минимуму роль персидских царей-Ахеменидов, и приписывает все их победы армянам.


Это например где Хоренаци "сводит к минимуму роль персидских царей-Ахеменидов, и приписывает все их победы армянам."?

Цитата:
Он сообщает, что современный Киру Великому Тигран Древний, друг его, при помощи самого же Кира подчинил... персов (!!!). Позднее армянский царь пленил и Креза...


Об этом смотрите здесь.

Цитата:
Вообще, рассказ Хоренаци о событиях древности насыщен подобными небылицами.


Неверно.

Цитата:
Более менее достоверные сведения он упоминает из истории Иудеи. Однако это легко обьяснимо тем, что Хоренаци широко использовал книги Иосифа Флавия (он сам постоянно ссылается на Иосифа). Что же касается сказочных мотивов и переборов у Хоренаци (немаловажный пример - будто при Каррах римлян победили... армяне!), то нельзя судить его с особенной строгостью.


Про это смотрите здесь.

Вы не судите, Вы опровергайте его данные. При Каррах против Красса в битве участвовали и армяне - политический союз армян и парфян широко известен. В этой связи нужно просто встать выше инерции и осознать, что данные Хоренаци интересным образом добавляют сведения греко-римских авторов.

Цитата:
Армянский историк не имел под рукой армянских письменных источников. Поэтому он широко привлекает армянские народные предания и легенды, учитывая при этом какие-то смутные знания, которые мог иметь от ознакомления с текстами классических историков. Хоренаци жил, самое раннее, в 5 веке после Христа. Богатый фольклорный материал, который накопился в устной традиции армян (нельзя забывать: у армян письменность появилась буквально только что, примерно ок. 400 года, усилиями Месропа Маштоца, и Мовсес Хоренаци не мог иметь под рукой ни древних армянских книг, ни древних армянских документов), нашёл своё отражение в труде Мовсеса при описании дел древности.


В своем труде Хоренаци упоминает многих писателей, которые писали историю Армении до него. Не надо подходить к вопросу столь поверхностно.

Цитата:
5 век был веком смутным для армянской нации. Она стояла перед угрозой новой экспансии со стороны персов-Сасанидов. И для того, чтобы возбудить дух армян, пробудить их к борьбе, нужно было представить им их историю максимально героизированной. Возможно, поэтому, что и сам Мовсес мог постараться возвысить армян и воспеть их подвиги прошлого, как можно больше преувеличивая их.


Не надо приписать Хоренаци не присущие ему грехи и питатся этим обесценить этого автора.

Цитата:
Не в пример этой, археологической части труда Хоренаци, когда он говорит о времени близком к себе, он считается достаточно достоверным писателем (по-крайней мере, не менее достоверным, чем Геродот). Классическим примером может послужить общепризнанное описание подвигов семейства Мамиконянов и описание битвы в Дзиравском ущелье (книга 3 Истории):
http://www.vehi.net/...orenaci/03.html


Спасибо, что хоть это признали :)

Цитата:
Лазар Парпеци, описывавший только близкие к своему времени события (он писал продолжение Истории Фавста Византийского, практически начиная от раздела Армении на сферы влияния Империй в 387 году), не поддавшись искушению написать чего-нибудь про Ару Прекрасного, Хайка или Аждахаку, отличается гораздо большей достоверность, потому что описывает практически современную себе историю. Вот начало его перевода на английский (можно листать работу):
http://rbedrosian.com/gpintro.htm


Сравнения неуместны - Парпеци писал историю конкретного восстания 481-485 годов, а Хоренаци поставил цель писать Историю Армении.

Цитата:
Что писал сам Фавст (его работа ныне известна как История Армении) в первых 2 книгах, где касался истории Армении с древности, судить трудно: они не сохранились, и мы знаем только, что начинает он рассказ от "вавилонского столпотворения". В сохранившихся частях книги он описывает примерно современные себе события (последние 50 лет перед разделом Армении 387 года), и считается достоверным.


Спасибо и за это :)

_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Тайна Арташеса Завоевателя: Когда больше вопросов, чем ответ
СообщениеДобавлено: 17 июн 2013, 16:04 
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 46682
Откуда: Армения, Ереван
Он сообщает, что современный Киру Великому Тигран Древний, друг его, при помощи самого же Кира подчинил... персов (!!!). Позднее армянский царь пленил и Креза...


_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Тайна Арташеса Завоевателя: Когда больше вопросов, чем ответ
СообщениеДобавлено: 17 июн 2013, 16:05 
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 46682
Откуда: Армения, Ереван
Это одна из самых неясных мест в труде Хоренаци. Есть разные версии. Одна из, банальная ошибка - с кем не бывает. Другая версия приписывает все Арташесу I, но например для меня оно тоже неприемлема. Мне кажется вероятными, что речь здесь касается деятельности Тиграна I (565-522 д.н.э.), хотя и признаю, что тут тоже масса вопросов. И кстати, он не подчинил персов, а помог Киру в войне против мидян.

_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Тайна Арташеса Завоевателя: Когда больше вопросов, чем ответ
СообщениеДобавлено: 17 июн 2013, 16:34 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 19 апр 2013, 00:59
Сообщений: 11245
Цитата:
Это самая большая опасность, которое подстерегает меня, но пока я успешно избегаю ее.

И хорошо, но не хорошо особенно для историка другое:
Цитата:
важно кем себя человек чувствует

Это и есть субъективность. Чувства оставьте священникам.

_________________
Я не сумасшедший, просто ум у меня не такой, как у вас
Диоген Синопский
Всё тайное рано или поздно становится явным
Сократ
Христианство терпимо по отношению к другим религиям, но оно должно быть бескомпромиссно христианским (арийским)
Д.Коннер


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Тайна Арташеса Завоевателя: Когда больше вопросов, чем ответ
СообщениеДобавлено: 17 июн 2013, 16:35 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 19 апр 2013, 00:59
Сообщений: 11245
Цитата:
И кстати, он не подчинил персов, а помог Киру в войне против мидян.

Но это не отрицает того, что современный Киру Великому Тигран Древний, друг его, при помощи самого же Кира подчинил... персов.

_________________
Я не сумасшедший, просто ум у меня не такой, как у вас
Диоген Синопский
Всё тайное рано или поздно становится явным
Сократ
Христианство терпимо по отношению к другим религиям, но оно должно быть бескомпромиссно христианским (арийским)
Д.Коннер


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Тайна Арташеса Завоевателя: Когда больше вопросов, чем ответ
СообщениеДобавлено: 17 июн 2013, 16:37 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 19 апр 2013, 00:59
Сообщений: 11245
Не надо мыслить разделительно. В жизни бывает и то и другое одновременно. Переходите на логику мышления Давида Анахта. То есть мыслите по-армянски.

_________________
Я не сумасшедший, просто ум у меня не такой, как у вас
Диоген Синопский
Всё тайное рано или поздно становится явным
Сократ
Христианство терпимо по отношению к другим религиям, но оно должно быть бескомпромиссно христианским (арийским)
Д.Коннер


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Мовсес Хоренаци: Он выдержал все!
СообщениеДобавлено: 18 июн 2013, 21:51 
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 46682
Откуда: Армения, Ереван
Трудно с этим согласится, известно, что в написании своей книги, он брал доступных для него греческих историков, вставлял мифологические армянские персонажи, и занимался компиляцией на свой, армянский лад.

К примеру, близость текста 21 главы I книги к тексту хроники Евсевия Кесарийского, который в свою очередь позаимствовал рассказ у Ктесия и Диодора Сицилийского (II.XXIV). Сравним отрывки:
"Некто Варбак, родом мидиец, человек добродетельный по мужеству своему и прекрасным качествам души, был военачальником мидийцев, один из тех, которые ежегодно отправлялись в город Нина. Во время своего военачальства, при личном свидании с полководцем вавилонским он подружился с ним и, будучи упрашиваем им, он сокрушил царство Ассирийское...
...Тоннос Конхолерос, которого греки называли Сарданапалом, потерпев поражение от Варбака и Белесиса, предал себя в жертву пламени... Отняв царство ассирийское, Варбак назначил Белесиса царем над вавилонянами, а сам перенес престол в Мидию."
/Евсевий Кесарийский/
*Белесис - никто иной как Набопаласар, а Сарданапал собирательное имя последних ассирийских царей в греческой традиции.

"Оставим несущественное и расскажем необходимое. Послед­ним из тех, кто жил при ассирийском владычестве после Шамирам или Нина, я назову нашего Паруйра при Сарданапале, который оказал немалую помощь мару Варбаку в овладении царством Сарданапала.
Варбак, родом мидиец, из незначительных окраинных мест этой недоступной области, хитрейший в житейских делах и отважный в бою, узнав о робком нраве, сластолюбивой слабохарактерной лености Тоноса Конколероса, умножает щедростью своего нра­ва и руки число своих друзей среди храбрых и полезных людей, благодаря которым Ассирийская держава в то время управлялась с особенно большой твердостью. Привлекает к себе и храброго на­шего нахарара Паруйра, обещая ему царские почести и знаки. Собирает полчища храбрых мужей, искусно владеющих копьем, луком и мечом. Таким образом он завладевает царством Сардана­пала и властвует над Ассирией и Ниневией. Но оставив других управлять Ассирией, он переносит (центр) государства в (Страну) мэров.
"
/Хоренаци. I. 21/

Как видим сопоставление текстов показывает близкое сходство, с той лишь разницей, что Хоренаци ничего не говорит о Белесисе, а приводит рассказ об армянском князе Паруйре. Этого сопоставления текстов в принципе вполне достаточно, чтобы считать сведения армянского историка недостоверными. Приводить остальные варианты произвольных компиляций в работе Мовсеса лень, но их немало.


_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Мовсес Хоренаци: Он выдержал все!
СообщениеДобавлено: 18 июн 2013, 21:54 
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 46682
Откуда: Армения, Ереван
Интересно, что ауое не додумывается до простого объяснения - ему обьязательно нужно найти фальсификацию, ведь каждый думает по мере своей испорченности. И конечно же ему в голову не могло прийти, что об одном и том же событии сохранились сведения и в армянском, и в иностранных источниках и указанные подробности Хоренаци взял именно оттуда.

Для сравнения, относительно восстания 774-776 (782) годов арабские авторы исчерпывающее говорят всего в размере одного абзаца, в том случае, как этому восстанию посвящено более половины труда армянского историка Гевонда :) Так выходит Гевонд выдумал все?!!

_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Мовсес Хоренаци: Он выдержал все!
СообщениеДобавлено: 19 июн 2013, 21:54 
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 46682
Откуда: Армения, Ереван
Но факт остается фактом, сведения предоставленные Хоренаци в его работе до 2го в.н.э. крайне недостоверны. Везде где надо и не надо вставляются армянские персонажи, даже там где их и по жизни не было. Я уж не говорю, что во времени жизни главного первоисточника своего труда (Мар Абас Катина) , Мовсес и то ошибся на несколько столетий.


_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Мовсес Хоренаци: Он выдержал все!
СообщениеДобавлено: 19 июн 2013, 22:07 
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 46682
Откуда: Армения, Ереван
Lion писал(а):
Но факт остается фактом, сведения предоставленные Хоренаци в его работе до 2го в.н.э. крайне недостоверны...

...Я уж не говорю, что во времени жизни главного первоисточника своего труда (Мар Абас Катина) , Мовсес и то ошибся на несколько столетий.


Классические и присущее только ауое своей пустотой заявление :) Здесь можно найти мое обсуждение с ауое относительно одной из главных составных частей Первой книги Хоренаци, которое касаются Айакзуни. А в данной теме можно найти другие интересные сведения про достоверность сведении из второй книги Отца армянской истории. В частности, нужно раз и навсегда усвоить, что Мар Аббас Катина на самом деле жил в III веке д.н.э., действуя при первом царе Великого Айка из рода Аршакуни, Вахаршаке I (247-225 д.н.э.).

Цитата:
Везде где надо и не надо вставляются армянские персонажи, даже там где их и по жизни не было.


Абсурдное само по себе заявление. Субъект почему-то не думает, что Хоренаци мог просто почерпнуть информацию из своих источников, из тех, которые не нашли свое отражение в тех источниках, которые традиционно считаются источниками Хоренаци. Например, у Ктесия и Диодора Сицилийского можно читать (II.XXIV):

"Некто Варбак, родом мидиец, человек добродетельный по мужеству своему и прекрасным качествам души, был военачальником мидийцев, один из тех, которые ежегодно отправлялись в город Нина. Во время своего военачальства, при личном свидании с полководцем вавилонским он подружился с ним и, будучи упрашиваем им, он сокрушил царство Ассирийское...
...Тоннос Конхолерос, которого греки называли Сарданапалом, потерпев поражение от Варбака и Белесиса, предал себя в жертву пламени... Отняв царство ассирийское, Варбак назначил Белесиса царем над вавилонянами, а сам перенес престол в Мидию.
"

Субьекти, вроде ауое, по мере своей испорченности здесь видят фальсификацию, якобы Хоренаци взял греческий текст и "разбавил" ее армянскими деталами -

"Оставим несущественное и расскажем необходимое. Послед­ним из тех, кто жил при ассирийском владычестве после Шамирам или Нина, я назову нашего Паруйра при Сарданапале, который оказал немалую помощь мару Варбаку в овладении царством Сарданапала. Варбак, родом мидиец, из незначительных окраинных мест этой недоступной области, хитрейший в житейских делах и отважный в бою, узнав о робком нраве, сластолюбивой слабохарактерной лености Тоноса Конколероса, умножает щедростью своего нра­ва и руки число своих друзей среди храбрых и полезных людей, благодаря которым Ассирийская держава в то время управлялась с особенно большой твердостью. Привлекает к себе и храброго на­шего нахарара Паруйра, обещая ему царские почести и знаки. Собирает полчища храбрых мужей, искусно владеющих копьем, луком и мечом. Таким образом он завладевает царством Сардана­пала и властвует над Ассирией и Ниневией. Но оставив других управлять Ассирией, он переносит (центр) государства в (Страну) мэров."

Но напрашивается более простое решение - может про одно и то же событие, указанное у Ктесия и Диодора Сицилийского, Хоренаци узнал из своих, армянских источников, которые, естественно, в отличие от греков сохранили "армянские детали события" :) Эту простую истину ауое-подобные или не понимают, что говорит о скудности их ума, или, питаются просто делать такой вид ;) Антиармянский заказ, видите ли...

_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Мовсес Хоренаци: Он выдержал все!
СообщениеДобавлено: 19 июн 2013, 23:36 
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 46682
Откуда: Армения, Ереван
На мой трезвый взгляд Мовсес Хоренаци просто писал о древности то, что было у него на виду и под рукой. Конечно, он мог немного скрыть недостаточно приятные моменты. Этим грешат многие античные историки - если не сказать все. Но причин выкидывать книжку на мусорную свалку не вижу. Для своего времени она даёт достоверные данные, а для древности - излагает древние армянские легенды и мифы, что, если вдуматься, тоже неплохо. Вот посудите сами, если бы сохранилась какая-нибудь книжка славянина, жившего в 4-5 веке, и описывающего историю территорий современной России, пусть даже на основании мифов и легенд, это было бы плохо, или хорошо? На мой взгляд - замечательно! Поэтому не стоит чрезмерно "пинать" Хоренаци. Он тоже молодец. Положил первый (пусть не самый первый, но всё-же) камень в здание армянской историографии. Позднее это здание приняло правильные очертания. С чего-то ведь надо было начинать. Верно?


_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Мовсес Хоренаци: Он выдержал все!
СообщениеДобавлено: 19 июн 2013, 23:38 
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 46682
Откуда: Армения, Ереван
В принципе верно :) И хотя и автор оценивает заслуги Хоренаци несправедливо низко, но, на фоне умозаключении "умников", которые в атниармянском угаре питаются поставить на Хоренаци крест, даже неплохо...

_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Мовсес Хоренаци: Он выдержал все!
СообщениеДобавлено: 20 июн 2013, 01:08 
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 24 фев 2012, 14:57
Сообщений: 46682
Откуда: Армения, Ереван
Lion писал(а):
Абсурдное само по себе заявление. Субъект почему-то не думает, что Хоренаци мог просто почерпнуть информацию из своих источников, из тех, которые не нашли свое отражение в тех источниках, которые традиционно считаются источниками Хоренаци.


Другой пример, известная история с Абгаром V-ым:

Согласно Лабубне Сирийцу и Евсебия Кесарийцкому, Абгар был просто царем царства Осроены, о его армянстве не слово. В свою очередь, однако, Хоренаци считает этого царя не только армянином, но и царем-патриотом Армении. Более того, если первые двое не уточняют нац. принадлежность послов этого царя к Иисусу, то у Хоренаци это армянские князья. Однако трое авторов единодушны, что Иисус не смог сам прийти к Абгару и послал своих апостолов. Однако и здесь есть свои нюансы - согласно Лабубны Иисус ответил царю устно, а вот Евсебии и Мовсес упоминают о письме.

Все дело в подходах, а их у нас 2;

1. Можно просто объявить одного из троих историков лжецом, при том, в зависимости от симпатии индивида лжец может быть или Хоренаци, или Лабубна с Евсебием, при том интересно, что в одном месте не стыкуются так же и сведения Лабубны с Евсебия
2. Можно пытаться понять все три сообщения путем несложного анализа. Очевидно, что трое авторов имели сведения об одном и том же явлении из разных источников. И если источники Лабубны и Евсебия имеют хоть какую-то общность, очевидно какой-то сирийский автор, то источник Хоренаци явно армянин или, как минимум, "заинтересованный" в армянских интересах. И именно поэтому, если Лабубна и Евсебий, не заинтересованы в армянах, да еще и имея "неармянский" источник под рукой, просто передали информацию, то Хоренаци добавляет их важными, "армянскими" деталями. То есть мы здесь имеем ситуацию, когда про одно и то же явление нам сообщают разные источники, каждый из которых передает или акцентрируется на интересующих ему деталях.


Подобные ситуации не единожды у историков и особенно у Хоренаци (разные интерпретации переговоров Тиграна Великого с Помпеем, когда, вопреки победным реляциям ГР историков, мы знакомимся с армянской версией, которое не столь привлекательна для Рима, "Армянский след" в битве у Карр, которое римлянам в принципе не интересовал и они на нее не остановились, участие армян в войне против Рима 51-38 годов д.н.э. и тд).

Думается, что в подобных случаях правильнее будет не обоготворение одного из источников, низвергая другие, а системный подход с привлечением всех источников, которые, выступая каждый с своей позиции и с "своей правдой", в отличии от первого варианта, дадут нам еще больше шансов для выявления максимально близкой к объективной реальности картины событии :)

_________________
Приходите в мой дом...


Вернуться к началу
 Не в сетиПрофиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Форум закрытНаписать комментарии Страница 7 из 18   [ Сообщений: 269 ]
На страницу Пред.  1 ... 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 ... 18  След.



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 7


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron


Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
610nm Style by Daniel St. Jules of Gamexe.net

Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB