Зарегистрирован: 05 фев 2017, 20:41 Сообщений: 1159
|
Lion писал(а): бакалавр писал(а): тревожные новости поступали последние дни из дагестана, из того района республики, где обитает чеченское меньшинство. там едва не вспыхнул этнический конфликт между чеченцами и аварцами. дошло и до вмешательства силовиков из чечни. интересно, как станут развиваться события дальше. вообще, тяжело соседствовать с чеченцами. довольно агрессивный народ А что там стреслось? якобы дагестанцы избили местных чеченцев, и чеченцы теперь желают реванша, но пока буря улеглась и наблюдается временное затишье Lion писал(а): бакалавр писал(а): возможно имели ввиду историю араратского царства, изложенную в армянской историографии. а то и у бакаева на странице появилась в прошлом месяце небольшая статья уже по истории арцаха и варанды. это дескать чеченские названия, чеченская земля, и т.п. я не стал сюда перекладывать, но дичь крепкая А давайте сюда, интересно будет... вот та статья хасана бакаева Тайп Варандой и исторический Арцах Исторические источники показывают, что в древности и средневековье происходили частые миграции нахских родоплеменных групп с юга от Большого Кавказа на север, а также в обратном направлении. Обратившись к своду древнегрузинских летописей "Картлис цховреба" мы обнаружим, что второй царь Картли Саурмаг, имеющий нахские корни по материнской линии, "привел с собой всех [дурдзуков] – половину рода Кавкасианов. Некоторых из них сделал родовитыми, остальных посадил в Мтиулети, от Дидоети до Эгриси, которая есть Суанети, и овладел он всеми ими – роднею матери своей – надежно" (Леонти Мровели, "Жизнь Картлийских царей", М., 1979 г., стр. 31). Другой пример, демонстрирующий перемещение нахских племенных групп на этот раз с юга на север, мы обнаруживаем во "Всемирной истории" армянского автора XII-XIII века Вардана Аревелци (Вардана Великого). Армянский историк указывает, что нахоязычные цанары пришли на Кавказ, к южной горловине Дарьяльского прохода, из страны халдов-урартийцев (см. трактовку этого описания в нашей книге "Тайна Жеро-Канта", Варшава, 2013, стр. 38-39). Известно немало чеченских и ингушских тайпов, у которых бытуют предания, что они в древности пришли на место своего современного обитания из других регионов. Более того, подобные предания существуют среди чеченцев, ингушей и орстхойцев не только на субэтническом (тайповом), но и на обобщенном уровне (см. легенды о приходе "предков племени Нахчу" из страны Шам; ингушскую легенду о родоначальнике западных нахов Маго/Магале, пришедшем из Причерноморья, а также орстхойскую легенду о "черных мерджойцах", пришедших с реки Зугур на Черном море, и т.д.). На этом фоне не станет неожиданностью также легенда о "пришлом происхождении" известного чеченского тайпа Варандой. Впервые, насколько нам известно, это предание изложил Умалат Лаудаев ("Чеченское племя", ССКГ, вып. 6, Тифлис, 1872, стр. 9). Рассказ о миграции варандоевцев из другого региона соединяется с легендой о том, что этот тайп имеет "русское происхождение" ("оьрсех схьабойла уьш" – "они происходят от русских"). Возможно, в этом выражении ("оьрсех схьабойла уьш") имеется в виду не этноним "оьрси" ("русские"), а топоним Арцах (переход в слове арц, т.е. "гора", начального "а" в "о" типичен для чеченского языка; см арц – "гора" и выражение "орцах довла!" – возглас опасности, означающий "поднимайтесь в горы", "укройтесь в горах"). Дело в том, что в историческом Арцахе среди пяти княжеств (меликств) этого региона наиболее значительным являлось княжество Варанда со столицей в Шуше. И, таким образом, вполне вероятной становится версия об арцахском происхождении тайпа Варандой. Варанда — не только органическая часть Арцаха, но, как пишут армянские публицисты, это "сердце Арцаха". Древний Арцах неотделим от нахской истории. В Арцахе обитали нахоязычные гаргарейцы – самое мощное племя среди 26 албанских племен. Именно на языке гаргарейцев великий армянский просветитель Месроп Маштоц составил т.н. албанский алфавит. В Арцахе в древности обитали нахи-кистинцы и сам этот регион, судя по дорожной карте IV века, носит название Арцах-Кусти (кусти – часто встречающаяся армянская форма написания этнонима кисти) (см. Н.Г. Волкова, "Этнонимы и племенные названия Северного Кавказа", М., 1973, стр. 140, примеч. 17). Более того, судя по древним армянским разрядным книгам времен Аршака II (IV в.), именно в Арцахе располагалось княжество (нахарарство) Нахчери. Грузинский историк и публицист К.М. Туманов отмечает: "В самом древнем гапнамаке (армянской разрядной книге древних нахарарств) упоминается о неизвестно где находящемся нахарарстве Нахчери. Интересна еще одна форма этого названия – Нахчирапетк, которую встречаем в том же гапнамаке, который приписывается царю Аршаку и католикосу Нерсесу. Нахчирапетк означает «князья Нахчери». В последующих разрядных книгах, которые относятся к более позднему времени (после VIII в.), уже не имеется подобного нахарарства" ("О доисторическом языке Закавказья", Тифлис, 1913 г., стр. 26). К.М. Туманов пишет, что местоположение княжества Нахчери неизвестно, однако нам удалось отыскать сведения об этом княжестве и следы его названия в армянской топонимии именно в Арцахе. В "Истории Армении" католикоса Иованнеса VI Драсханакертци (40-е годы IX в. – 925 г.) отмечен гюх (селение, сельская община) Нахчра-дзор (дзор – "ущелье"), располагавшийся, судя по всему, по течению реки Аракс (Ерасхи) по территории исторического Арцаха ("История Армении", Ереван, 1986 г., стр. 150). О нахском характере населения исторического Арцаха, об этимологии этого названия, о нахской титулатуре арцахских царей и князей и о продвижении части его жителей с юга на север и далее на Северный Кавказ мы уже писали в статье "Дорога эров" (см. "Тайна Жеро-Канта", стр. 173-190). Остается добавить, что в общую картину этой миграции укладывается также и переселение тайпа Варандой из арцахского Варанда, что и отразилось в предании о происхождении этого тайпа от "оьрсех", то есть, по нашему мнению, из Арцаха.
_________________ "трусливые и побеждённые должностные лица делают из смелых народов слабые народы" (Аятолла Хомейни)
|
|